Закон для васРазноеПроводки по полученным субсидиям при применении усн

Проводки по полученным субсидиям при применении усн

Нет времени читать? Сохрани

Поскольку данное возмещение не является целевым финансированием, следовательно, поступившие средства включите в доходы при УСНО пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки. При этом такие средства нужно включить в доходы в полной сумме в срок не более двух лет.

    Полученную субсидию отражайте в книге доходов и расходов одновременно в графе 4 и 5 раздела I. При этом, организация, которая применяет объект «доходы», должна продолжать вести учет израсходованных сумм субсидий. Получается, что единый налог с субсидии не уплачивается.

    Использование государственной помощи в бухучете отражайте в зависимости от направлений их расходования, согласно приведенной ниже рекомендации..

    Субсидии, которые не относятся в целях налогообложения к целевому финансированию, отражать в Отчете о целевом использовании имущества не нужно, а значит, представлять его организация не обязана.

    Декларацию по УСНО подавайте один раз по итогам года.

    Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендациях «Системы Главбух».

    1.Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь

    Использование государственной помощи

    Использовать средства государственной помощи организация обязана строго по целевому назначению и с соблюдением всех условий их предоставления. В противном случае полученные средства нужно вернуть бюджету. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 38 и пункта 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

    Использование государственной помощи в бухучете отражайте в зависимости от направлений их расходования.

    Использование государственной помощи на финансирование текущих расходов (например, приобретение материалов, выплата зарплаты) отражайте в периодах признания указанных затрат.

    При финансировании за счет средств государственной помощи текущих расходов в учете делайте следующие проводки.*

    При использовании государственной помощи на приобретение материалов:

    Дебет 10 Кредит 60
    – оприходованы материалы;

    Дебет 86 Кредит 98-2
    – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов;

    Дебет 20 (23, 25, 44…) Кредит 10
    – списаны в производство материалы;

    Дебет 98-2 Кредит 91-1
    – учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов.

    При начислении зарплаты (иных расходов аналогичного характера), источником финансирования которой является государственная помощь:

    Дебет 86 Кредит 98-2
    – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат в пользу сотрудников (источником уплаты зарплатных взносов);

    Дебет 20 (23, 26, 44…) Кредит 70 (69, 73,...)
    – начислены выплаты в пользу сотрудников (зарплатные взносы);

    Дебет 98-2 Кредит 91-1
    – учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат сотрудникам (зарплатных взносов).

    Об этом говорится в абзаце 2 пункта 9 ПБУ 13/2000.

    Исключением из всего вышеизложенного порядка отражения в бухучете использования государственной помощи является случай, когда выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий. В этом случае период, в течение которого средства будут списываться со счета 86, нужно определить исходя из времени признания тех расходов, финансирование которых осуществлено. Такой порядок предусмотрен в абзаце 4 пункта 9 ПБУ 13/2000.

    Ситуация: в каких случаях государственная помощь признается средством целевого финансирования в целях расчета налога на прибыль

    Перечень средств, которые в целях расчета налога на прибыль признаются целевым финансированием, приведен в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

    В отношении государственной помощи, оказываемой коммерческой организации, в этот перечень включены только средства, которые бюджет выделяет управляющей компании для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

    Государственная помощь, выплаченная по иным основаниям, не признается целевым финансированием в целях расчета налога на прибыль.*

    УСН

    Средства государственной помощи, которые относятся к целевому финансированию при расчете налога на прибыль, в состав налогооблагаемых доходов при расчете единого налога не включайте (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

    Ситуация: нужно ли при расчете единого налога включить в доходы средства государственной помощи (например, субсидии), которые не относятся к средствам целевого финансирования в целях налогообложения. Организация применяет упрощенку* (mod = 112, id = 55436)

    Да, нужно.*

    Организации на упрощенке учитывают при расчете единого налога следующие виды доходов:

    • доходы от реализации согласно статье 249 Налогового кодекса РФ;
    • внереализационные доходы согласно статье 250 Налогового кодекса РФ.

    Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ.

    Доходы, которые не увеличивают налоговую базу по единому налогу, указаны в перечне, приведенном в статье 251Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:

    • в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
    • в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ).

    Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете единого налога.

    При этом в целях расчета налога на прибыль иные формы государственной помощи учитываются в составе доходов от реализации или внереализационных доходов. А значит, при расчете единого налога такие средства государственной помощи также нужно учесть в увеличение налоговой базы (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

    Порядок учета в доходах таких средств государственной помощи зависит от их назначения:

    • средства получены в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства* или на содействие самозанятости безработных граждан;
    • средства получены для использования по иному назначению.

    Если средства государственной помощи в виде субсидии получены в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также на содействие самозанятости безработных граждан, они включаются в доходы пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки. При этом такие средства нужно включить в доходы в полной сумме в срок не более:

    • двух лет – по субсидиям в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;*
    • трех лет – по субсидиям, полученным на содействие самозанятости безработных граждан.

    В случае когда к концу второго (третьего) года израсходована не вся сумма субсидий, включите в доходы этого периода весь неизрасходованный остаток.

    Вместе с тем, если получена субсидия на содействие самозанятости безработных граждан, но нарушены условия ее получения, всю сумму субсидии нужно учесть в доходах единовременно в период допущения такого нарушения.

    Такой порядок предусмотрен абзацами 4, 5 и 6 пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

    Независимо от того, какой объект налогообложения применяет организация, субсидии, полученные в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также на содействие самозанятости безработных граждан, отражают в книге доходов и расходов одновременно в графе 4 и 5 раздела I. Однако организации, которые применяют объект «доходы», должны выполнить для этого дополнительное требование – вести учет израсходованных сумм субсидий.* Это следует из положений абзаца 7 пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом ФНС России от 21 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9835.

    При этом организации, которые рассчитывают единый налог с разницы между доходами и расходами, израсходованные субсидии отражают в налоговой декларации как в составе доходов, так и в составе расходов. А организации с объектом «доходы» эти суммы при заполнении декларации не учитывают. Такой порядок разъяснен вписьме ФНС России от 19 августа 2010 г. № ШС-37-3/9373.

    Если средства государственной помощи, которые не являются целевым финансированием, получены для использования по иному назначению, особых правил для учета их в доходах налоговым законодательством не предусмотрено. Следовательно, суммы такой государственной помощи включайте в доход единовременно по факту получения (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

    Ситуация: нужно ли организации, применяющей упрощенку, представлять в налоговую инспекцию Отчет о целевом использовании имущества (лист 07 декларации по налогу на прибыль). Организация получила средства в рамках государственной помощи* (mod = 112, id = 55439)

    Ответ на этот вопрос зависит от того, относятся средства государственной помощи к целевому финансированию в целях расчета налога на прибыль или нет* (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251НК РФ).

    Иные формы государственной помощи, которые не относятся в целях налогообложения к целевому финансированию, отражать в Отчете о целевом использовании имущества не нужно, а значит, представлять его организация не обязана.*

    Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

    2.Рекомендация: Как составить и сдать декларацию по единому налогу при упрощенке

    Порядок и сроки сдачи

    Декларацию по единому налогу при упрощенке должны сдавать:

    1) по итогам налогового периода (календарного года):
    – организации и автономные учреждения – не позднее 31 марта следующего года;*
    – предприниматели – не позднее 30 апреля следующего года;

    2) при прекращении деятельности на упрощенке – не позднее 25-го числа месяца, следующего за тем, в котором деятельность была прекращена (все налогоплательщики);

    3) при утрате права на применение упрощенки – не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором было допущено то или иное нарушение.

    Организации (автономные учреждения) подают декларации в налоговые инспекции по месту своего нахождения, предприниматели – по местожительству.

    Такой порядок предусмотрен статьей 346.23 Налогового кодекса РФ.

    Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

    Хвостова С. В. , заместитель директора – руководитель аудиторской практики
    ООО АКФ «Экспертный центр “Партнеры”»

    Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 8, август 2013 г.

    Как показывает практика, у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, при получении субсидий часто возникает вопрос: учитываются ли они при расчете единого налога? Мы проанализировали ситуацию, принимая во внимание разъяснения финансистов.

    Безвозмездная помощь

    Субсидии от государства предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения затрат или недополученных доходов. Это следует из статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

    Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий организациям, должны определять:

    – категории и критерии отбора предприятий, имеющих право на получение средств;

    – цели, условия, порядок их предоставления и другое.

    Например, коммерческие организации могут получать субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и создание дополнительных рабочих мест. Такое финансирование предоставляется на определенных условиях в соответствии с региональными программами, предусматривающими мероприятия по снижению напряженности на рынке труда.

    Зачастую организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, относятся к малому предпринимательству. Поэтому они имеют право на финансовую поддержку из бюджета в виде субсидий (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

    Учитываем субсидии

    Бухгалтерский учет субсидий, субвенций, бюджетных кредитов регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Организации, применяющие «упрощенку», обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Никаких исключений для них Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ не содержит.

    Для целей учета подразумевают, что средства выделяются на финансирование:

    – капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством внеоборотных активов;

    – текущих расходов.

    Рассмотрим бухгалтерские записи для обоих вариантов.

    Бюджетные средства могут приниматься к учету либо на дату их выделения (то есть возникновения финансирования и дебиторской задолженности), либо по мере их фактического поступления. Это следует из пункта 7 ПБУ 13/2000. Второй вариант на практике применяется чаще.

    Субсидии на покупку основных средств

    Если за счет бюджетного финансирования приобретаются основные средства, то в бухгалтерском учете делают следующие записи:

    ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86 – получены средства из бюджета;


    ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
    – отражены расходы на покупку основного средства;


    ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
    – отражена оплата поставщику;

    ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08 – введены в эксплуатацию основные средства;

    ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98 – отражено целевое использование бюджетных средств;

    ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02 – начислена амортизация.

    Одновременно с этим записывают:

    ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91 – списываются доходы будущих периодов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты как прочие доходы.

    Субсидии на текущие расходы При получении средств на текущие расходы делают следующие проводки:

    ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86 – получены средства из бюджета;

    ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60 – приобретены материалы;

    ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – отражена оплата поставщику;

    ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10
    – отпущены в производство материалы.

    Кроме того, бухгалтер записывает:

    ДЕБЕТ 86
    КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
    – отражена субсидия в составе прочих доходов.

    Учет субсидий при расчете единого налога

    Организации на «упрощенке» при определении налоговой базы не учитывают доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ). В частности, сюда входит целевое финансирование, к которому относятся субсидии бюджетным и автономным учреждениям, гранты и другое (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Также не учитываются целевые поступления (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Это средства на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Как видим, субсидии коммерческим организациям для покрытия их расходов не перечислены.

    Минфин России в письме от 24 мая 2013 г. № 03-11-06/2/18694 в очередной раз разъяснил, что субсидии, полученные предприятием из бюджета для возмещения затрат на приобретение материально-производственных запасов, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений) и учитываются при определении налоговой базы при применении «упрощенки». Об этом также сказано в письмах Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 03-11-06/2/193, от 2 марта 2010 г. № 03-11-06/2/24 и других.

    В то же время компания вправе уменьшить полученные доходы на расходы в виде оплаты товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств (письмо Минфина России от 28 декабря 2009 г. № 03-11-06/2/267).

    Для целей налогообложения субсидии учитываются в особом порядке. Так, в частности, средства, полученные в соответствии с Законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», отражаются в составе доходов пропорционально фактическим расходам, но не более двух налоговых периодов с даты предоставления.

    Если по окончании этого срока сумма полученной финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, то разница между ними в полном объеме входит в состав доходов (п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ).

    Если финансовая помощь получена на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания дополнительных рабочих мест, то она учитывается в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих расходов.

    Такие средства, не израсходованные вовремя, отражаются в доходах того налогового периода, в котором истек срок их предоставления.

    При нарушении условий получения субсидий (например, нецелевое использование), они учитываются в доходах того периода, в котором допущено нарушение. Такие же разъяснения дают и контролирующие органы (письма Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-11-11/152, от 8 апреля 2011 г. № 03-11-11/87, ФНС России от 26 августа 2010 г. № ШС-07-3/215@).

    Таким образом, при применении упрощенной системы субсидии на содействие самозанятости и создание рабочих мест учитываются для определения налоговой базы, если:

    – по окончании третьего налогового периода средства не израсходованы в полном объеме;

    – нарушены условия их предоставления.

    Если предприятие применяет объект налогообложения «доходы», то руководствоваться нужно теми же нормами, что и при объекте «доходы минус расходы».

    Гранты представляют собой средства целевого назначения, направляемые организациям или физическим лицам. Средства предназначены для реализации программ изысканиям и исследованиям в областях науки, социологии, здравоохранения, спорта и других областей. Выдача грантов осуществляется в рамках условий, устанавливаемых грантодателями с обязательной отчетностью по выполненной работе. В статье расскажем про учет гранта при разных налоговых режимах, дадим примеры проводок.

    Порядок документооборота при получении гранта

    Выдачу грантов осуществляет Правительство, Президент РФ, частные фонды, включая организации иностранного происхождения. Требования по предоставлению грантов определяются источником финансирования. Гранты, выдаваемые государственными органами, направлены на поддержку молодых ученых, развитие науки, исследований и учреждений.

    Выдача грантов осуществляется преимущественно на конкурсной основе. На субсидию оформляется договор – основной документ, регулирующий порядок реализации проекта. В документе указываются:

    • Реквизиты и адреса сторон.
    • Предмет договора, права и обязанности сторон.
    • Порядок представления средств.
    • Подробное описание задания и научных задач.
    • План проводимых этапов работ.
    • Смета, рассчитанная на каждый этап.

    В приложении к документу представляют договоры с лицами, осуществляющими практическую реализацию проекта.

    Бухгалтерский учет грантов в коммерческих организациях

    Суммы, поступающие в качестве грантов, учитываются как целевое финансирование с использованием счета 86 (ПБУ 13/2000). Читайте также статью: → «Счет 86: целевое финансирование. Пример, проводки». Записи производятся по мере поступления денежных средств. Особенность учета грантов состоит в выполнении условий:

    • Ведение раздельного учета целевого финансирования и расходования от других средств учреждения или организации.
    • Соблюдение безвозвратной природы гранта.
    • Использование средств строго на цели, обозначенные договором.

    Первичная документация, подтверждающая расходование целевых средств, находится в распоряжении предприятия. Грантодателю предоставляются копии. Если часть проекта осуществляется по распоряжению и от имени донора с указанием его реквизитов, стороны определяют место хранения оригиналов документов первичного учета.

    Пример учетных операций в коммерческой организации

    Организация ООО «Наукоград» получило грант от НКО «Поиск» на проведение научных изысканий в сумме 125 000 рублей. По результатам первого этапа работ НКО приняла отчет по затратам на реализацию проекта в сумме 28 000. В учете ООО «Наукоград» произведены записи:

    1. Учтено поступление средств гранта: Дт 51 Кт 86 на сумму 125 000 рублей;
    2. Отражено признание сумм в качестве доходов будущих периодов: Дт 86 т 98 на сумму 125 000 рублей;
    3. Произведены расходы, осуществленные для исполнения проекта: Дт 91/2 Кт 60 на сумму 28 000 рублей;
    4. По мере произведения расходов суммы учтены в прочих доходах: Дт 98 Кт 91/1 на сумму 28 000 рублей.

    Суммы доходов полученных грантов списываются в периоде фактического признания расходов.

    Общие понятия налогообложения грантов

    Целевое финансирование в виде грантов не является объектом налогообложения и не включается в облагаемую прибылью или единым налогом базу (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Расходы, осуществляемые за счет средств полученного гранта, не учитываются в затратах, уменьшающих налогооблагаемую базу. В статье приводится точное понятие гранта, его назначения и организаций, предоставляющих целевые средства. Условия признания целевого поступления грантом указаны в таблице.

    Признак Подробное описание
    Характеристика гранта Передача средств производится безвозмездно и без возврата
    Ограниченный перечень грантодателей Физические лица, некоммерческие организации и иностранные компании согласно перечня Правительства
    Виды исследовательских направлений Образование, искусство, культура и другие, приведенные в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ

    Из положений следует, что средства, предоставляемые коммерческими организациями, фондами или направленные на иные, не поименованные в перечне статьи, не могут признаваться грантами в целях налогообложения. Целевые поступления, не соответствующие условиям или не учитываемые отдельно, включаются в состав доходов предприятий.

    Налогообложение физических лиц

    В рамках проекта могут заключаться отдельные договоры с лицами, непосредственно исполняющими проект. В рамках программы участникам выплачивается вознаграждение, установленное сметой. В п. 6 ст. 217 НК РФ указано об освобождении от уплаты НДФЛ приведены ограничения, при которых положение реализуется.

    Не подлежат налогообложения доходы, полученные в виде грантов, направленные на поддержку российского образования, культуры, науки, искусства. Поступления должны производиться от компаний, зарегистрированных в стране и за рубежом по перечню, утвержденному Правительством РФ.

    Особенность учета поступлений у организаций на УСН

    Предприятия, использующие в учете упрощенную систему налогообложения, применяют кассовый метод учета доходов и расходов, что определяет порядок документального оформления грантов. Поступления, не соответствующие положениям ст. 251 НК РФ, должны включаться в состав доходов. В учете целевых средств налогоплательщиками, применяющими схему налогообложения «доходы минус расходы», имеются особенности:

    • Доходы принимаются для налогообложения одновременно с расходами, отраженными в смете и произведенных за счет целевых поступлений. Читайте также статью: → «Расчет УСН доходы минус расходы + 3 примера».
    • Расходы должны быть обоснованными, соответствующими смете и подтвержденными документально.
    • Одновременный учет доходов с расходами осуществляется в течение 2 налоговых периодов.
    • Остаток доходов, не подтвержденных расходами во втором налоговом периоде, подлежит включению в базу для обложения единым налогом.

    Аналогичный порядок используют предприятия, применяющие в качестве объекта «доходы» в случае ведения ими учета расходуемых по смете средств.

    Учет грантов плательщиками ЕСХН

    Лица, имеющие право на систему налогообложения с уплатой ЕСХН, должны соответствовать по видам сельскохозяйственной деятельности. Предприятия должны иметь не менее 70% показателей деятельности сельхозназначения. При предоставлении гранта учитывается точное назначение программы ограниченного перечня. Читайте также статью: → «Условия применения ЕСХН + инфографика, плательщики, расчет».

    О необходимости обязательного следования назначению грантов указано в письме Минфина от 04.04.2013 № 03-11-06/1/10980. Документ подробно раскрывает порядок учета гранта и субсидии для реализации налогообложения в рамках НК РФ. В случаях, если плательщики ЕСХН получают целевые средства на развитие, обустройство бизнеса, поступление относится к субсидии, порядок учета которой аналогичен учету гранта, но налогообложение отличается.

    Условие Гранты Субсидии
    Назначение Согласно ограниченного перечня, указанного в НК РФ Назначение программы произвольное
    Грантодатели Строго ограниченный список Не ограничен законодательством
    Раздельный учет Обязателен Необходим, но не обязателен
    Отчетность лицу, предоставившему средства Обязателен По согласованию сторон
    Налогообложение Не являются доходом Являются внереализационным доходом

    Субсидии учитываются в составе внереализационных доходов пропорционально доходам, произведенным в рамках целевого финансирования. По итогам второго периода разница подлежит налогообложению. В организации необходимо вести раздельный учет.

    Бухгалтерский учет грантов в бюджетных организациях

    Квалификации доходов и расходов в рамках грантов подлежат только поступления, финансируемые из бюджета по программам правительства. Кроме грантов, выделенных бюджетом, учреждения имеют право на участие в конкурсах и получение средств от иных организаций, физических лиц или фондов.

    В данном случае поступления учитываются как доходы от ведения деятельности. В ряде бюджетных учреждений для учета поступлений и расходования средств на реализацию программ открывается отдельный счет в Казначействе. В бюджетном учете поступление денежных средств отражается по дебету счета 220111000 и кредиту 220580000.

    Более точное КБК устанавливается распорядителем средств в зависимости от назначения проекта. Особенность расходования бюджетных средств состоит в строгом соответствии кодам бюджетной классификации. При оформлении договора требуется учитывать годовое ограничение по использованию средств бюджета в рамках утвержденных смет.

    Пример учета поступления гранта в учреждении

    Бюджетная организация МУП № 3 приняла участие в конкурсе на реализацию проекта, финансируемого грантом. Выигранная сумма целевого финансирования составила 60 000 рублей. В учете МУП № 3 производятся записи:

    1. Отражено начисление суммы гранта: Дт 220580000 Кт 240110180 на сумму 60 000 рублей;
    2. Отражено перечисление средств гранта: Дт 220111000 Кт 220580000 на сумму 60 000 рублей.

    Перечень статей расходов задается в смете, предоставляемой грантодателем. Каждая статья указывается в соответствии с КБК. Необходимость утверждения сметы с указанием кодов классификации возникает как для бюджетных грантов, так и для внебюджетных целевых поступлений.

    Разница в учете грантов в бюджете, НКО и коммерческой структуре

    Имеется ряд различий при оформлении поступлений в виде грантов, признания учете и документообороте.

    Условие Коммерческая организация Бюджетное учреждение НКО
    Назначение гранта Согласно установленному перечню направлений проектов Учитывается в рамках разрешенной уставом и учредителем деятельности Должно соответствовать целям, указанным в Уставе, учредительном договоре
    Форма сметы Составляется по статьям В статьях сметы указывается КБК Статьи сметы должны соответствовать уставной деятельности
    План счетов Коммерческий Бюджетный Коммерческий
    Период расходования средств 1 год в соответствии с расходами, по истечении 2 года разница облагается налогом 1 год, по окончании которого разница поступает в доход бюджета. По распоряжению учредителя остаток может быть предоставлен в следующем голу Соответствует коммерческому

    учету

    Рубрика «Вопросы и ответы»

    Вопрос №1. Можно ли изменить смету, утвержденную при составлении договора на предоставление гранта?

    Можно, при условии утверждения документа лицом, предоставившим грант. Внесение изменений в смету утверждается дополнительным соглашением к договору.

    Вопрос №2. Как осуществляется отчетность по грантам?

    Форма отчета по гранту устанавливается в приложении к договору о финансировании. Если форма особо не оговорена, отчет представляется в произвольной форме. К отчету прилагаются копии первичных документов, подтверждающих обоснованность расходов.

    Вопрос №3. Можно ли учитывать в составе гранта лабораторное имущество, переданное для реализации проекта?

    Имущество, равно как и денежные средства, может поступать в рамках программы целевого финансирования. Передача должна быть произведена по акту и на безвозмездной, безвозвратной основе. Учет имущества необходимо вести обособленно. Имущество, приобретенное в рамках проекта, учитывается аналогично и не подлежит возврату после реализации проекта.

    Вопрос №4. Учитывает ли предприятие средства в виде гранта, направленные по договору работнику предприятия и перечисленные на счет организации?

    Средства в форме гранта, предоставленные сотруднику через расчетный счет предприятия, не являются собственностью юридического лица. Поступление учитывается как средства во временном распоряжении.

    Вопрос №5. Имеет ли право коммерческая организация учитывать начисленный поставщиками НДС при условии, что приобретение продукции производилось в рамках предоставленного гранта?

    Нет, вычет по выставленному налогу произвести нельзя. Если по суммам в рамках гранта налогообложение НДС отсутствовало, то и уменьшение базы не допускается законодательством.

    Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

    Вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓

    Консультация бесплатная Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

    Звонок в один клик
    Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

    Звонок в один клик

    Минфин России ответил на вопрос о признании доходов субъектом малого или среднего предпринимательства, применяющим УСН, при получении субсидии.

    Общие правила учета субсидий на УСН

    По общему правилу при применении УСН не учитываются доходы, перечисленные в статье 251 Налогового кодекса РФ (ст. 346.15 НК РФ). В этой статье, в частности, поименованы целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ) и доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

    Что считается средствами целевого финансирования, определено в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ. В нем указаны только субсидии бюджетным и автономным учреждениям.

    А к целевым поступлениям относятся:

    • средства на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов управления государственных внебюджетных фондов;

    • целевые поступления от других организаций или физических лиц, использованные получателями по назначению.

    Бюджетные субсидии, предоставленные коммерческим организациям и предпринимателям на УСН, не удов­летворяют указанным требованиям. На основании статьи 346.15 Налогового кодекса РФ они должны включаться в состав налогооблагаемых доходов в день поступления денежных средств организации (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

    Исключение из общего правила

    Если коммерческая организация, применяющая УСН, относится к категории малых или средних предприятий, ей может оказываться финансовая поддержка из регионального или местного бюджета, в том числе и в виде субсидий (ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», далее – Закон № 209-ФЗ).

    Как вы знаете, к субъектам малого предпринимательства относятся хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, за исключением указанных в части 5 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», если они соответствуют критериям, указанным в части 1.1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, а именно:

    • среднесписочная численность сотрудников за предшествующий календарный год — до 100 человек (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ);

    • «налоговый» доход от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год по всем видам деятельности и всем налоговым режимам не превышает 800 млн рублей (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 265);

    • выполняется хотя бы одно из требований, предусмотренных подпунктами «а» — «д» пункта 1 части 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, в том числе по доле участия в уставном капитале АО или ООО государства, общественных, религиозных и благотворительных организаций и иных фондов, иностранных юридических лиц или юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

    Субсидии, полученные малыми предприятиями в соответствии с Законом № 209-ФЗ, включаются в состав налогооблагаемых доходов, но для них пунктом 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ предусмотрен льготный порядок налогообложения.

    Как учесть полученную субсидию

    Льготный порядок налогообложения субсидии малому предприятию заключается в том, что средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за ее счет, не более двух налоговых периодов (календарных лет) с даты получения (абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Если по окончании второго налогового периода полученная сумма не будет израсходована, то ее остаток отражается в составе доходов этого налогового периода.

    Доход признается на дату оплаты расходов в сумме оплаченных расходов при условии ведения учета израсходованных сумм. Какой объект налогообложения применяется — «доходы минус расходы» или «доходы» — значения не имеет.

    Налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения « доходы», в графе 5 Книги учета доходов и расходов (далее – Книга) отражает фактически осуществленные расходы за счет средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Законом № 209-ФЗ. То есть учет субсидий – это один из случаев обязательного ведения учета расходов «упрощенцами» с объектом «доходы». 

    Пример. Налогообложение полученной субсидии.

    Малое предприятие на УСН в марте текущего года получило субсидию в размере 150 000 рублей, а израсходовало ее часть только в июне — в сумме 70 000 рублей.

    На дату получения субсидии запись в Книгу вносить не нужно. В июне на дату осуществления расхода в графе 4 раздела I «Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» нужно отразить доход в размере 70 000 рублей, а в графе 5 «Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» — расход в той же сумме. В результате налогооблагаемый доход по итогам девяти месяца и календарного года в целом равен нулю.

    В июне следующего года предприятие израсходовало еще 70 000 рублей из средств субсидии. По итогам полугодия налогооблагаемый доход также равен нулю.

    Неизрасходованной осталась часть субсидии в размере 10 000 рублей (150 000  — 70 000 – 70 000). По итогам второго календарного года эту сумму нужно включить в доходы.

    Похожие статьи