Закон для васЛьготыПроводки по льготам за коммунальные услуги

Проводки по льготам за коммунальные услуги

Нет времени читать? Сохрани

Содержание

«Мой адрес не дом и не улица» — к сожалению, эта крылатая фраза совершенно не применима к организации. У каждой приличной фирмы есть вполне официальный адрес, по которому она располагается. А раз есть «место жительства», значит есть и сопутствующие расходы — коммунальные.

Давайте сразу определимся, что под статьей расходов «Коммунальные услуги» будем понимать расходы на электричество, воду, газ и т.п. На все то, что делает помещение пригодным для работы организации или ИП.

Содержание статьи:

1. Статья расходов «Коммунальные услуги»: с кем может быть заключен договор?

2. Правила учета коммунальных услуг при прямых расчетах с ресурсоснабжающей организацией

3. Правила учета коммунальных услуг при включении их стоимости в арендную плату

4. Правила учета коммунальных услуг при компенсации их стоимости арендатором

5. Вычет по НДС у арендатора при компенсации коммунальных услуг

6. Агентский договор − возможность избежать рисков по НДС

7. Бухгалтерский учет коммунальных услуг в случае их компенсации арендатором

8. Оформление и учет расчетов по коммунальным услугам

9. Налоговый учет коммунальных услуг в расходах при ОСН

10. Расходы на коммунальные услуги при УСН

Итак, идем по порядку. Если у вас нет времени читать длинную статью, посмотрите короткое видео ниже, из которого вы узнаете все самое важное по теме статьи.

(если видео видно нечетко, внизу видео есть шестеренка, нажмите ее и выберите Качество 720р)

Более подробно, чем в видео, разберем тему дальше в статье.

1. Статья расходов «Коммунальные услуги»: с кем может быть заключен договор?

В каких случаях и кому организация или ИП платит за коммунальные услуги изображено на схеме.

Из схемы видно, что за коммунальные услуги собственник помещения платит ресурсоснабжающей организации.

А арендатор может платить как арендодателю, так и заключить прямой договор с поставщиками коммунальных услуг.

2. Правила учета коммунальных услуг при прямых расчетах с ресурсоснабжающей организацией

Прямой договор с поставщиком на коммунальные услуги может быть заключен как собственником помещения, так и арендатором.

Учет в обоих случаях будет одинаковым.

При получении акта выполненных работ и счета-фактуры, потребитель делает такие же проводки в учете, как и по другим работам (услугам):

При ОСН

Дебет 20, 23, 25, 26, 44 − Кт 60 на стоимость услуг без НДС

Дебет 19 − Кт 60 на сумму НДС

Дебет 68 − Кт 19 вычет НДС

При УСН

Дебет 20, 23, 25, 26, 44 − Кредит 60 на стоимость услуг с НДС (пп.3 п.2 ст.170 НК РФ)

3. Правила учета коммунальных услуг при включении их стоимости в арендную плату

В этом случае в договоре должно быть прописано, что платежи являются частью арендной платы. Возможны два варианта включения затрат на коммунальные платежи в арендную плату.

Вариант 1

Арендодатель определяет объем коммунальных услуг расчетным способом на основе фактических данных за предыдущие периоды.

Фиксированная сумма платежей за месяц прибавляется к арендной плате.

Таким образом, арендатор ежемесячно платит фиксированную арендную плату, в которую уже включена плата за коммуналку.

Вариант 2

Арендодатель получает от ресурсоснабжающих организаций документы за коммунальные услуги. Определяет объем, который потратил арендатор и выставляет арендную плату с учетом этих сумм.

Это значит, что коммунальные платежи составляют переменную часть арендной платы.

Независимо от выбранного варианта, бухгалтерский учет коммунальных услуг у арендодателя будет одинаковым:

Для ОСН:

Дебет 20, 23, 91 − Кредит 60 — на стоимость услуг без НДС

Дебет 19 − Кт 60 — на сумму НДС (для ОСНО)

Дебет 68 − Кредит 19 — вычет НДС (для ОСНО)

Для УСН

Дебет 20, 23, 91 − Кредит 60 — на стоимость услуг с НДС

Это значит, что арендодатель в себестоимость услуг по аренде или прочие расходы включает всю коммуналку.

А выставление услуг по аренде происходит обычным порядком, выписывается:

  • счет-фактура (в организациях на ОСН)
  • счет (в организациях на УСН)

Дебет 62 – Кредит 90-1 – выручка по аренде

Дебет 90-3 – Кредит 68 – начислен НДС на всю сумму арендной платы (ОСНО)

Бухгалтерский учет коммунальных услуг в программе 1С: Бухгалтерия 8 ред. 3.0 смотрите в видео:

Далее обсудим подробнее, как обстоит дело при аренде со «входным» НДС от поставщиков коммунальных услуг.

4. Правила учета коммунальных услуг при компенсации их стоимости арендатором

Особенность такой ситуации − возмещение арендатором коммунальных расходов отдельно от арендной платы. А самый спорный вопрос − вычет входящего НДС, причем как у арендодателя, так и у арендатора. Как такие условия могут быть сформулированы в договоре?

Например: «Арендодатель компенсирует (возмещает) арендатору коммунальные услуги на основании приложенных подтверждающих документов».

Важно понимать разницу между тем, когда коммунальные расходы входят в арендную плату в виде переменной составляющей и тем, когда они компенсируются.

Рассмотрим вычет по НДС у арендодателя при покупке коммунальных услуг, которые будут компенсироваться арендатором.

Вариант 1

Арендодатель является абонентом ресурсоснабжающей организации, он не производит коммунальные услуги, а закупает их. Передача части расходов арендатору в виде компенсации − не реализация услуг, а, следовательно, такая операция не является объектом налогообложения по НДС.

Из этого исходят контролирующие органы, которые считают, что:

— арендодатель не может взять сумму НДС на вычет по тем коммунальным услугам, которые были «переданы» арендатору, а должен включить сумму НДС в их стоимость

— при «передаче» услуг арендодатель не должен выписывать счет-фактуру

Нормативные документы, в которых высказана такая позиция:

  • письма Минфина от 31.12.2008 № 03-07-11/392, от 03.03.2006 № 03-04-15/52
  • Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.10.2008 № А10-845/08-Ф02-5264/08, № А10-845/08-Ф02-5607/08

Вариант 2

Есть еще одно мнение о том, что делать арендодателю с вычетом НДС в случае перевыставления расходов. Оно было высказано в некоторых Постановлениях ФАС, например, в Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.11.2009 № А17-7511/2008.

Суды признали право арендодателя на вычет НДС по коммунальным услугам в полном объеме, в том числе и по той доле, которую использовал арендатор.

Суды исходили из того, что арендодатель обязан предоставить помещение в рабочем состоянии (ст.611 ГК), а, следовательно, в помещении должны быть свет, тепло и вода. Сдача помещения в аренду − операция, которая облагается НДС. Значит, покупка коммунальных услуг для такого помещения используется в налогооблагаемой операции по НДС.

Поэтому арендодатель может получить вычет по коммунальным услугам в полном размере. А арендатору «передать» коммуналку без НДС и выставления счета-фактуры.

5. Вычет по НДС у арендатора при компенсации коммунальных услуг

Если арендодатель прислушается к мнению Минфина, ФНС и судов, то он не будет выставлять счет-фактуру на коммунальные услуги, которые подлежат возмещению. При этом стоимость переданных услуг может включать в себя НДС, а может и не включать. Это зависит от того, какой вариант (1 или 2) использования вычета НДС выберет арендодатель.

Если от арендодателя нет счета-фактуры, то у арендатора нет права на вычет. И вся сумма перевыставленных расходов будет в полном объеме отнесена на расходы арендатора.

Но может быть и такая ситуация, когда арендодатель все-таки выставит счет-фактуру при «передаче» коммуналки. И даже заплатит НДС в бюджет. Со стороны налоговой к нему претензий не будет.

А если арендатор по полученному счету-фактуре попробует принять НДС к вычету, то это сразу вызовет вопросы со стороны контролирующих органов.

Это связано с тем, что существуют две противоположные точки зрения на эту ситуацию:

  • арендатор не имеет права на вычет (например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.10.2008 № А10-845/08-Ф02-5264/08)
  • арендатор может использовать свое право на вычет на основании счета-фактуры от арендодателя (например, Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12664/08)

6. Агентский договор − возможность избежать рисков по НДС

Агентский договор или договор комиссии между арендодателем и арендатором может стать хорошим и законным способом использовать право на вычет по НДС. Причем обеим сторонам.

В таком договоре должна быть прописана обязанность арендодателя выступать агентом (комиссионером) в части закупки коммунальных услуг по поручению арендатора (принципала или комитента).

В этом случае, арендодатель может перевыставить счет-фактуру от имени ресурсоснабжающей организации, где в качестве агента укажет себя.

При этом обязательно должен быть отчет агента, к которому приложены подтверждающие документы от организации − поставщика коммунальных услуг.

Арендодатель в части «переданных» расходов не берет НДС к вычету, а арендатор может на основании полученных документов спокойно воспользоваться своим правом.

Еще одна тонкость заключается в том, что в рамках такого договора арендодатель будет получать агентское (комиссионное) вознаграждение. На которое должен выставляться отдельный счет-фактура. Это уже будет считаться реализацией и попадет в налогооблагаемую базу по НДС.

7. Бухгалтерский учет коммунальных услуг в случае их компенсации арендатором

Здесь важно запомнить, что в учете арендодателя та доля расходов, которая будет компенсирована, не должна попадать на затратные счета 20, 23, 25, 26, 44.

И это не зависит от того, происходит это в рамках агентского договора или нет:

Дт 76 − Кт 60 на сумму коммунальных платежей, которые будут возмещены арендатором. Сумма зависит от нескольких факторов:

  • если в рамках «обычного» договора арендодатель не ставит НДС к вычету или есть агентский договор, то сумма операции должна быть вместе с НДС
  • если арендатор берет НДС к вычету, то сумма должна быть без НДС

Дт 19 − Кт 60 − на сумму НДС, если арендодатель решит взять НДС к вычету

В случае использования УСН, вопрос с НДС не стоит. Потому что организация на УСН не является плательщиком НДС.

В учете арендатора коммунальные услуги будут отнесены на затратные счета:

Дт 20, 23, 25, 26, 44 − Кт 60 на стоимость услуг:

  • в рамках агентского договора − без НДС
  • в рамках «обычного» договора, если арендодатель не выставляет счет-фактуру, на всю сумму, которая указана в первичном документе
  • если арендодатель выставляет счет-фактуру, то арендатор решает сам отражать коммуналку с НДС или без него

Дт 19 − Кт 68 − на сумму НДС

8. Оформление и учет расчетов по коммунальным услугам

Основная особенность коммунальных услуг − наличие счетчиков, на основании которых определяется объем потребленных за месяц воды, тепла, электроэнергии, газа.

Если нет счетчиков или они по каким-то причинам вышли из строя, то ресурсоснабжающие организации посчитают объем услуг по правилам, которые установлены законами. Например, Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Что все это значит для потребителя коммунальных услуг? Это значит, что подписала организация или ИП акт выполненных работ в отчетном периоде, или нет, факт оказания услуги все равно есть.

Счетчики выступают, своего рода, независимой стороной, подтверждающей, что услуги были использованы. Поэтому потребитель получит в свой адрес и акт выполненных работ и счет-фактуру.

Когда потребитель не согласен с выставленными объемами коммунальных услуг, то он может обратиться в ресурсоснабжающую организацию. Если ресурсоснабжающая организация согласится с данными потребителя, то она составит документ об изменении объемов, который должен подписать потребитель.

И на основании этого документа выставит корректировочный счет-фактуру. Но все это будет уже в другом отчетном периоде.

Для учета расчетов с поставщиками коммунальных услуг используется счет 60.

Перечисление оплаты отражается проводкой:

Дт 60 − Кт 51 на сумму оплаты

Если в договоре есть условие о предварительной оплате, то:

  • при перечисление аванса нужно сделать проводку

Дт 60 субсчет «авансы» − Кт 51 на сумму аванса

  • после того, как поступят документы об оказании услуг задолженность нужно «перекрыть» ранее выплаченным авансом

Дт 60 − Кт 60 субсчет «авансы»

9. Налоговый учет коммунальных услуг в расходах при ОСН

Самое главное правило для признания любых расходов в – их экономическая обоснованность и наличие первичных документов, которые должны подтверждать, что расход был понесен (ст.252 НК).

Что такое экономическая обоснованность?

Если расход был нужен для того, чтобы получить доход, то он экномически обоснован.

Например, если организация покупает коммунальные услуги для своих производственных нужд – это обоснованный расход.

А если оплачивает коммунальные услуги соседнего детского сада, то такой расход нельзя признать экономически обоснованным, он не будет участвовать в расчете налоговой базы по налогу на прибыль.

В рамках налога на прибыль расходы на коммунальные услуги могут признаваться как в прямых, так и в косвенных расходах.

На что нужно обратить внимание для того, чтобы правильно классифицировать расходы на коммуналку? Если организация напрямую заключила договор с ресурсоснабжающей организацией, то согласно пп. 5 п. 1 ст. 254 НК это материальные расходы. А материальные расходы, согласно п.1 ст.318 НК могут быть отнесены к прямым.

Еще важно помнить, что прямые расходы должны быть правильно распределены между незавершенным производством и реализованной продукцией, услугами.

Если коммунальные услуги оплачиваются арендодателю в качестве компенсации, то на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК их можно признать их прочими расходами, связанными с производством и реализацией. Прочие расходы относятся к косвенным. И могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в текущем периоде в полном объеме. Это значит, что в отличие от прямых расходов, их не нужно оставлять в незавершенном производстве.

Еще один из вариантов — коммунальные платежи, оплачиваемые арендодателю как часть арендной платы. Втаком случае они учитываются в расходах по налогу на прибыль на основании п.10 ст.264 НК.

Для того, чтобы четко понимать к прямым или косвенным расходам отнести коммунальные услуги в каждом конкретном случае, лучше всего прописать порядок отнесения в учетной политике.

Право на самостоятельное установление порядка дает п.4 ст.252.

Период отнесения коммунальных услуг к расходам определяется на основании первичного документа от поставщика: за какой период документ, в такой период и надо отнести расходы.

При ОСН важен именно период документа от поставщика, а не период оплаты.

10. Расходы на коммунальные услуги при УСН

В перечне расходов, которые могут уменьшить доходы организации на УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» нет такой статьи, как «коммунальные расходы».

Весь перечень расходов перечислен в ст.346.16 НК, он закрытый. Это значит, что в нем нет такой статьи, как «другие или прочие расходы».

Поэтому, в организации, которая находится на УСН, расходы на коммунальные услуги можно учесть как в материальных расходах (пп.5 п.1 ст.346.16 НК), так и в арендных платежах (пп.4 п.1 ст.346.16 НК).

Свой выбор лучше всего определить в учетной политике, это позволит снять многие вопросы налоговой.

Кроме записей в учетной политике, для признания расходов нужны первичные документы:

  • от поставщиков коммунальных услуг в случае прямого договора с такими организациями
  • от арендодателя в случае аренды помещения
  • платежные документы, которые подтверждают оплату

Последние нужны для того, чтобы подтвердить период признания расходов. Это связано с тем, что согласно ст.346.17 НК, понесенные расходы при УСН признаются на дату оплаты.

Например, документы от поставщика или арендодателя были получены в марте, а оплачены в апреле. В расходы коммунальные услуги можно включить только в апреле.

Как и в случае с ОСН, нельзя забывать про экономическую обоснованность затрат. Ст.252 НК действует и для тех организаций, которые находятся на УСН.

В конце еще раз обратим внимание на те моменты, которые важны для правильного бухгалтерского и налогового учета коммунальных расходов:

  • с кем заключен договор на коммунальные услуги − с поставщиком или арендодателем?
  • включены ли коммунальные расходы в арендную плату или они возмещаются арендодателю отдельно? Есть ли агентский договор между арендодателем и арендатором?
  • факт использования коммунальных расходов подтверждается приборами учета, даже если потребитель не подписал акт выполненных работ, услуги будут считаться оказанными
  • система налогообложения, правила признания расходов при УСН и ОСН отличаются

В комментариях ждем ваших вопросов и историй из практики.

azbuha.ru

если управляющая компания принимает денежные средства через расчетный центр, то расчеты с платежным агентом ведутся на счете 76. Операции по предоставление коммунальных услуг управляющей организации в бухгалтерском учете формируются проводки: Д 62 К 90 – начислена плата за коммунальные услуги; Д 90  К 20– отражена себестоимость услуги; Д 90 К68– начислен НДС,  Д 55 К 76- поступили денежные средства на специальный счет от платежного агента. Полученные денежные средства от платежного агента зачитываются в оплату за коммунальные услуги от населения, в данном случае  более правильным будет отразить это проводкой: Д 72 К 62. Суммы платежей за коммунальные услуги, поступающие управляющей организации учитываются в доходах по налогу на прибыль.
Расходами при определении налоговой базы по налогу на прибыль в данном случае будут оплата ресурсоснабжающим организациям и вознаграждение платежного агента. Если организации не использует льготу по НДС, входной НДС по приобретенным услугам и при соблюдении необходимых условий можно принять к вычету.

    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

    1. Рекомендация: Как заказчику оформить и отразить в бухучете реализацию товаров (работ, услуг) через посредника.

    Бухучет: посредник участвует в расчетах

    Если посредник участвует в расчетах, в учете заказчика операции, связанные с исполнением посреднического договора, отражаются следующими проводками (без учета операций по НДС).*

    После передачи товаров (работ, услуг) на дату их реализации посредником:

    Дебет 62 Кредит 90-1
    – отражена выручка от реализации товаров (работ, услуг) по посредническому договору;

    Дебет 90-2 Кредит 45 (20, 23…)
    – списана себестоимость товаров (работ, услуг), реализованных по посредническому договору;

    Дебет 76 субсчет «Расчеты с посредником за реализованные товары (работы, услуги)» Кредит 62
    – отражена задолженность посредника по перечислению оплаты за реализованные товары (работы, услуги).

    На дату утверждения отчета посредника:

    Дебет 44 Кредит 76 субсчет «Расчеты с посредником по вознаграждению»
    – отражена сумма вознаграждения, причитающаяся к уплате посреднику;

    Дебет 44 Кредит 76 субсчет «Расчеты с посредником по возмещению расходов»
    – отражена сумма расходов, подлежащих возмещению посреднику (на основании договора и отчета посредника).

    На дату поступления оплаты от посредника:

    Дебет 50 (51) Кредит 76 субсчет «Расчеты с посредником за реализованные товары (работы, услуги)»
    – получены от посредника денежные средства за реализованные товары (работы, услуги) (за вычетом суммы вознаграждения и суммы возмещаемых по договору расходов);

    Дебет 76 субсчет «Расчеты с посредником по вознаграждению» Кредит 76 субсчет «Расчеты с посредником за реализованные товары (работы, услуги)»
    – зачтена сумма посреднического вознаграждения в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги);

    Дебет 76 субсчет «Расчеты с посредником по возмещению расходов» Кредит 76 субсчет «Расчеты с посредником за реализованные товары (работы, услуги)»
    – зачтена сумма возмещаемых расходов в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги).

    Олег  Хороший

    государственный советник налоговой службы РФ II ранга

    2. Рекомендация: Как управляющей компании отразить в бухучете операции по предоставлению коммунальных услуг жильцам.

    Чтобы предоставить жильцам коммунальные услуги, управляющая компания заключает с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение коммунальных ресурсов (п. 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

    Расчет платы за коммунальные ресурсы

    Собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за холодную и горячую воду, электроэнергию, газ и тепло, а также за водоотведение. Плату следует рассчитывать по формулам, приведенным в приложении № 2 к постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354:

    Тарифы устанавливает ресурсоснабжающая организация (п. 38 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

    В бухучете предоставление коммунальных услуг жильцам отразите проводками:*

    Дебет 20 Кредит 60 – отражены затраты на услуги ресурсоснабжающей организации по предоставлению коммунального ресурса;

    Дебет 19 Кредит 60
    – отражен входной НДС;

    Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
    – принят к вычету входной НДС (если управляющая компания не применяет освобождение от НДС);

    Дебет 20 Кредит 19
    – входной НДС отражен в составе затрат на услуги ресурсоснабжающей организации по предоставлению коммунального ресурса (если управляющая компания применяет освобождение от НДС);

    Дебет 62 Кредит 90-1
    – отражена реализация услуги потребителям;

    Дебет 90-2 Кредит 20

    – отражена себестоимость услуги;

    Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
    – начислен НДС (если управляющая компания не применяет освобождение от НДС);

    Дебет 51 Кредит 62 (76)
    – получены денежные средства от потребителей (из бюджета);

    Дебет 76 Кредит 62
    – зачтена задолженность потребителей по оплате коммунальных услуг (при оплате услуг за счет средств из бюджета);

    Дебет 60 Кредит 51
    – перечислены денежные средства ресурсоснабжающей организации.

    Такой подход следует из Инструкции к плану счетов (счета 20, 90).

    Олег  Хороший

    государственный советник налоговой службы РФ II ранга

    3. Рекомендация: Как управляющей компании отразить при налогообложении операции по предоставлению коммунальных услуг жильцам. Организация применяет общую систему налогообложения.

    Налог на прибыль

    Поскольку управляющая организация осуществляет реализацию коммунальных услуг, то при расчете налога на прибыль она должна отражать доходы от таких операций (ст. 249 НК РФ). По определению подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ целевыми такие средства не признаются и в перечень других не облагаемых налогом на прибыль доходов не включены (ст. 247 и 251 НК РФ).* Момент признания доходов зависит от метода расчета налога на прибыль.

    Если управляющая компания применяет метод начисления, доходы признавайте в последнее число месяца либо на дату выставления счета потребителю.* Это связано с тем, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг – месяц (п. 37 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

    При кассовом методе доходы нужно признавать на дату оплаты услуг. Об этом сказано в пункте 3 статьи 271 и пункте 2 статьи 272 Налогового кодекса РФ.

    Ситуация: в какой момент при расчете налога на прибыль методом начисления управляющей компании отражать доходы от реализации услуг отопления, если платежи рассчитываются ежемесячно на протяжении года

    Доходы отражайте ежемесячно на дату выставления счета потребителю.

    По общему правилу оплата за отопление квартир в многоквартирном доме производится только в отопительный период. Однако ее можно начислять и равномерно, если есть решение региональных властей о применении такого порядка. Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 27 августа 2012 г. № 857 и письме Минрегиона России от 28 августа 2012 г. № 22567-ВК/14. Подробнее см. Как управляющей компании рассчитать объем переданной горячей (холодной) воды и тепловой энергии. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 7 августа 2008 г. № 03-03-06/1/439. В этом документе сказано, что величину дохода нужно рассчитывать по тем же формулам, что и величину коммунального платежа за соответствующий месяц.

    НДС

    Реализация коммунальных услуг освобождена от НДС (подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ). Организация самостоятельно решает, использовать или не использовать льготу по таким операциям.* Если организация применяет льготу, то НДС, предъявленный поставщиками коммунального ресурса, принять к вычету нельзя. Суммы входного налога включите в стоимость услуг (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).

    Если организации выгоднее не использовать льготу по НДС, то откажитесь от нее (приостановите ее использование). Такое право предоставлено пунктом 5 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Входной НДС по операциям, по которым организация отказалась от льготы, при соблюдении прочих условий принимайте к вычету (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).*

    Пример отражения в бухучете и при налогообложении операций по предоставлению коммунальных услуг жильцам

    Управляющая компания «Альфа» применяет общую систему налогообложения, метод начисления. Освобождение от НДС по операциям, предусмотренным подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, организация не использует.

    Ресурсоснабжающая организация является плательщиком НДС.

    В многоквартирном доме под управлением «Альфы» установлен общедомовой прибор учета, во всех помещениях имеются индивидуальные приборы учета.

    Плата за поставленную в дом воду, объем которой определен по показаниям общедомового прибора учета, составила в июне 177 000 руб. (в т. ч. НДС – 27 000 руб.).

    В июле управляющая компания «Альфа» получила платежи от потребителей в размере 177 000 руб.

    В учете были сделаны следующие проводки.

    В июне:

    Дебет 20 Кредит 60
    – 150 000 руб. (177 000 руб. – 27 000 руб.) – отражены затраты на услуги ресурсоснабжающей организации по водоснабжению;

    Дебет 19 Кредит 60
    – 27 000 руб. – отражен входной НДС;

    Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
    – 27 000 руб. – принят к вычету входной НДС;

    Дебет 62 Кредит 90-1
    – 177 000 руб. – отражена реализация услуги потребителям;

    Дебет 90-2 Кредит 20
    – 150 000 руб. – отражена себестоимость услуги;

    Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
    – 27 000 руб. – начислен НДС.

    В июле:

    Дебет 51 Кредит 62
    – 177 000 руб. – получены денежные средства от потребителей;

    Дебет 60 Кредит 51
    – 177 000 руб. – перечислены денежные средства ресурсоснабжающей организации.

    В июне бухгалтер «Альфы» отразил в доходах от реализации 177 000 руб. Ту же сумму он отразил в расходах.

    Олег Хороший

    государственный советник налоговой службы РФ II ранга

    4.Рекомендация: Как заказчику оформить и отразить в бухучете посредническое вознаграждение.

    Бухучет

    В бухучете заказчик включает посредническое вознаграждение:*

    в состав расходов по обычным видам деятельности – если предметом посреднического договора является реализация товаров (работ, услуг) заказчика или приобретение работ (услуг), необходимых заказчику (п. 5 ПБУ 10/99);

    в фактическую себестоимость приобретенных материальных ценностей – если предметом посреднического договора является приобретение товаров, материалов, основных средств, нематериальных активов (п. 5, 6 ПБУ 5/01, п. 7, 8 ПБУ 6/01, п. 6, 7 ПБУ 14/2007).

    Основанием для включения посреднического вознаграждения в состав расходов (в себестоимость приобретенных ресурсов) является утвержденный заказчиком отчет посредника (п. 16 ПБУ 10/99).

    Расчеты с посредником отражайте на счете 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», к которому целесообразно открыть субсчета:*

    «Расчеты с посредником за реализованные товары (работы, услуги)» (если предметом договора является реализация товаров (работ, услуг), принадлежащих заказчику);

    «Расчеты с посредником за приобретенные товары (работы, услуги)» (если предметом договора является приобретение товаров (работ, услуг), необходимых заказчику);

    «Расчеты с посредником по возмещению расходов»;

    «Расчеты с посредником по вознаграждению».

    В учете заказчика вознаграждение, причитающееся посреднику, отразите проводками:*

    Дебет 44 Кредит 76 субсчет «Расчеты с посредником по вознаграждению»
    – отражена сумма вознаграждения по посредническому договору на реализацию товаров (работ, услуг);

    Дебет 41 (08, 10) Кредит 76 субсчет «Расчеты с посредником по вознаграждению»
    – включено в фактическую себестоимость приобретенного имущества посредническое вознаграждение;

    Дебет 20 (25, 26, 44, 91) Кредит 76 субсчет «Расчеты с посредником по вознаграждению»
    – включено в состав расходов посредническое вознаграждение за приобретенные работы (услуги);

    Дебет 76 субсчет «Расчеты с посредником по вознаграждению» Кредит 51 (50)
    – выплачено посредническое вознаграждение (если посредник не участвует в расчетах);

    Дебет 76 субсчет «Расчеты с посредником по вознаграждению» Кредит 76 субсчет «Расчеты с посредником за реализованные товары (работы, услуги)»
    – удержано посредническое вознаграждение из выручки, поступившей в оплату реализованных товаров (работ, услуг) (если посредник участвует в расчетах);

    Дебет 76 субсчет «Расчеты с посредником по вознаграждению» Кредит 76 субсчет «Расчеты с посредником за приобретенные товары (работы, услуги)»
    – удержано посредническое вознаграждение из средств, перечисленных посреднику на приобретение товаров (работ, услуг) (если посредник участвует в расчетах).

    Олег  Хороший

    государственный советник налоговой службы РФ II ранга

    5.Рекомендация: Как заказчику при налогообложении отразить посредническое вознаграждение. Организация применяет общую систему налогообложения.

    Налог на прибыль

    Порядок включения посреднического вознаграждения в расходы при расчете налога на прибыль зависит от предмета посреднического договора.*

    Если предметом посреднического договора является реализация имущества заказчика, то при расчете налога на прибыль сумму посреднического вознаграждения включите в состав прочих расходов (подп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ*). Момент признания расходов зависит от выбранного заказчиком метода ведения налогового учета. Подробнее об этом см. Как учесть при расчете налога на прибыль доходы и расходы от посреднических операций при продаже (покупке) товаров.

    Если предметом посреднического договора является приобретение имущества для заказчика, порядок учета вознаграждения зависит от вида приобретенных материальных ценностей. Подробнее об этом см. Как учесть при расчете налога на прибыль доходы и расходы от посреднических операций при продаже (покупке) товаров.

    НДС

    НДС по посредническому вознаграждению заказчик может принять к вычету после того, как получит или утвердит (в зависимости от условий договора) отчет комиссионера и соответствующий счет-фактуру. Такой порядок предусмотрен статьями 171 и 172 Налогового кодекса РФ.

    Олег  Хороший

    государственный советник налоговой службы РФ II ранга

    6.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 03.06.2009 № 103-ФЗ О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами

    Статья 4. Условия осуществления приема платежей

    14. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

    15. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).*

    16. По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:

    1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;

    2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;

    3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;*

    4) списание денежных средств на банковские счета.

    17. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.

    18. Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.*

    19. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции:

    1) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента;

    2) списание денежных средств на банковские счета.*

    20. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается.»

    11.06.2014г.

    С уважением,

    Елена Обручникова, эксперт БСС «Система Главбух».

    Ответ утвержден Сергеем Гранаткиным,

    ведущим экспертом БСС «Система Главбух».

    www.glavbukh.ru

    «Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 10
    СУБСИДИИ ЗА ЛЬГОТЫ ПО КОММУНАЛЬНЫМ УСЛУГАМ
    Обязанность предоставлять отдельным категориям граждан льготы по оплате коммунальных услуг в виде скидки в некоторых регионах до настоящего времени остается на управляющих организациях. О том, как в бухгалтерском и налоговом учете отразить оказание коммунальных услуг льготникам, будет рассказано в данной статье.
    Предоставление коммунальных услуг является регулируемым видом деятельности, поэтому при установлении тарифов не всегда обеспечивается рентабельность деятельности. Возмещение убытков должны взять на себя органы власти. Однако, поскольку управляющая организация приобретает коммунальные ресурсы и рассчитывает плату за оказанные коммунальные услуги по одинаковым тарифам, установленным для населения (абз. 2 п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг ), у нее не возникает убытков такого рода. Эти убытки возлагаются на ресурсоснабжающие организации.
    ———————————
    Подробнее см. статью «Договор ресурсоснабжения с исполнителем коммунальных услуг: применение тарифов и НДС», с. 33.
    При этом управляющие компании обязаны предоставлять потребителям льготы, предусмотренные законодательством в рамках социальной защиты отдельных категорий населения. Например, законодательством предусмотрена скидка в размере не ниже 30% от установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией для многодетных семей (Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»), мера социальной поддержки инвалидов войны в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг в пределах нормативов потребления указанных услуг (пп. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах»). В связи с этим управляющая организация получает право на возмещение из бюджета сумм недополученной от потребителей платы. Очевидно, что порядок налогообложения бюджетных средств отличается от налогообложения платы за коммунальные услуги, взимаемой с потребителей.
    Налог на добавленную стоимость
    Согласно абз. 2 п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации услуг с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных услуг, исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Как разъясняют арбитры, НДС подлежит уплате только с сумм, фактически полученных (подлежащих получению) от потребителя (Определение ВАС РФ от 13.03.2009 N 2502/09, Постановление ФАС СЗО от 14.11.2008 по делу N А56-6958/2008).
    Суммы льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются (абз. 3 п. 2 ст. 154 НК РФ). Иными словами, налоговая база определяется как цена реализованных коммунальных услуг, указанная сторонами сделки, то есть управляющей организацией и потребителем. Напомним, что при предоставлении потребителю льготы по оплате коммунальных услуг в виде скидки размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки (п. 43 Правил предоставления коммунальных услуг). Таким образом, в силу прямого указания в гл. 21 НК РФ управляющая организация начисляет НДС на стоимость реализованных услуг за минусом предоставленных льгот (скидок).
    Поскольку при реализации коммунальных услуг по льготным ценам организация не получает полной оплаты, у нее возникает убыток. Одновременно с льготным порядком оплаты коммунальных услуг государством предусмотрен механизм компенсации организациям-исполнителям коммунальных услуг понесенных ими расходов, связанных с оказанием услуг льготным категориям граждан (путем перечисления бюджетных средств в виде субсидий на расчетный счет исполнителя). Бюджетные средства не связаны с оплатой реализованных коммунальных услуг, они предоставляются в рамках социальной политики государства по обеспечению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (Постановление ФАС ПО от 16.12.2008 по делу N А06-2308/2008). Соответствующий распорядитель бюджетных средств не выступает стороной по договору оказания жилищно-коммунальных услуг, между ним и налогоплательщиком не возникает взаимных договорных обязательств, в силу которых распорядитель бюджетных средств должен перечислить денежные средства в оплату услуг; налогоплательщик не оказывает распорядителю денежных средств какие-либо услуги, а последний их не потребляет (Постановление ФАС ПО от 18.06.2009 по делу N А72-8645/2008, см. также Постановление ФАС ВВО от 15.06.2009 по делу N А82-12859/2008-20). Распорядитель выполняет бюджетное обязательство в целях эффективной реализации публично-правовой функции государства. Поэтому нет оснований применять пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ и увеличивать налоговую базу на суммы полученных бюджетных средств.
    Получение субсидий не является самостоятельной экономической операцией (реализацией), соответственно, НДС бюджету не предъявляется. Наличие НДС в составе платежа определяется исключительно на основании наличия объекта налогообложения. Поэтому в бюджетных средствах нет НДС, выделение его по расчетной ставке невозможно.
    При этом налоговые вычеты заявляются в общем порядке, так как НК РФ не содержит каких-либо ограничений при применении вычетов для организаций, оказывающих услуги исходя из регулируемых цен или с учетом льгот (Постановления Президиума ВАС РФ от 01.04.2008 N N 12611/07, 13419/07). Таким образом, управляющая организация вправе взять в зачет весь «входной» НДС по коммунальным ресурсам, предъявленный РСО (восстанавливать часть налога, приходящуюся на скидку, предоставленную потребителям по закону, не следует). Естественно, что в результате превышения сумм НДС, предъявленных поставщиками, над суммами налога, начисленными при реализации коммунальных услуг населению с учетом льгот, образуется разница. Такая разница подлежит возмещению в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 176 НК РФ (Определение ВАС РФ от 13.03.2009 N 2502/09).
    Налог на прибыль
    Согласно общим принципам гл. 25 НК РФ все поступления налогоплательщика, являющиеся его экономической выгодой в соответствии со ст. 41 НК РФ, облагаются налогом на прибыль. И только если такие доходы поименованы в ст. 251 НК РФ, они не увеличивают налоговую базу. В Информационном письме от 22.12.2005 N 98 Президиум ВАС РФ сообщил, что бюджетные средства, выделяемые в связи с возмещением неполученной платы за услуги, оказанные льготным категориям граждан бесплатно или по льготным ценам, по экономическому содержанию представляют собой часть выручки. Эти средства нельзя рассматривать ни как средства целевого финансирования, ни как целевые поступления, поскольку целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения бюджетных средств уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов. Исходя из этого, Минфин разъяснил: средства, полученные организациями из соответствующего бюджета на покрытие сумм превышения расходов над доходами в связи с оказанием услуг льготным категориям граждан, в целях налогообложения прибыли организации учитываются в составе ее внереализационных доходов (Письмо от 16.10.2008 N 03-03-06/1/590). Заметим, что судьи на местах ориентируются на правовую позицию ВАС РФ и поддерживают инспекторов, доначисляющих налоги с бюджетных субсидий (Определение ВАС РФ от 15.01.2009 N ВАС-17362/08, Постановления ФАС ВВО от 13.01.2009 N А17-1843/2008, ФАС ВСО от 17.02.2009 N А10-2044/08-Ф02-269/09).
    В настоящее время (начиная с 2008 г.) бюджетные средства выделяются коммерческим организациям только по правилам ст. 78 БК РФ: субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Так или иначе субсидии являются целевыми поступлениями (пп. 2 п. 3 ст. 78 БК РФ), однако не облагаются налогом на прибыль только в случаях, прямо названных в гл. 25 НК РФ. Подпункт 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не подходит, так как содержит ограниченный перечень средств и бюджетное финансирование коммерческим организациям в нем не указано.
    Порядок применения п. 2 ст. 251 НК РФ (при определении налогооблагаемой прибыли не учитываются целевые поступления из бюджета) финансисты комментируют следующим образом. По их мнению, для признания поступлений из бюджета целевыми необходимо одновременное выполнение следующих условий:
    — средства получены напрямую из бюджета;
    — полученные средства носят целевой характер;
    — налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений ведут отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (Письма от 24.08.2009 N 03-03-06/1/547, от 14.08.2009 N 03-03-05/156).
    Учитывая, что коммерческие организации не могут получать бюджетные средства напрямую из бюджета (на это указывает определение понятия «получатель бюджетных средств», данное в ст. 6 БК РФ), субсидии не признаются целевыми поступлениями и подлежат налогообложению в составе внереализационных доходов.
    Действительно, управляющая организация уже понесла расходы на приобретение коммунальных ресурсов, необходимых для оказания коммунальных услуг населению (в том числе по льготным ценам), учла их в налоговой базе в полном объеме. Если считать, что ей выделяются целевые средства на компенсацию уже понесенных расходов, она должна исключить их из налоговой базы, иначе будет нарушен п. 34 ст. 270 НК РФ, согласно которому не учитываются целевые отчисления, произведенные на цели, указанные в п. 2 ст. 251 НК РФ (см. Постановление ФАС ВСО от 17.02.2009 N А10-2044/08-Ф02-269/09). Таким образом, учет бюджетных субсидий на погашение убытка от оказания услуг по льготным ценам не ведет к дополнительному налогообложению, поскольку затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, признаются при определении налоговой базы. Указанные субсидии не подлежат отдельному учету, об их расходовании не нужно отчитываться.
    Примечание. Вместе с тем некоторые арбитражные суды выносят противоположные решения. Они подтверждают право налогоплательщика, получившего бюджетные средства на компенсацию уже понесенных расходов, одновременно на признание этих расходов в налоговой базе и на освобождение субсидий от налогообложения как целевых средств (Постановление ФАС СКО от 06.03.2009 по делу N А53-10102/2008-С5-47, Определение ВАС РФ от 21.08.2008 N 7532/08).
    Итак, Минфин рекомендует отражать бюджетные субсидии в составе внереализационных доходов. Следовательно, нет необходимости начислять налог с дохода (как с выручки) в момент оказания услуги, налоговую базу следует увеличивать при фактическом получении бюджетных средств (пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ). Это удобнее налогоплательщику, так как субсидии выделяются, как правило, с нарушением сроков, а нередко за их взысканием приходится обращаться в суд.
    Как альтернативный вариант рассматривается признание выручки с учетом не только платы, начисленной потребителям, но и бюджетных обязательств. В дальнейшем, при отсутствии реального поступления субсидий налогоплательщик может списать долг как безнадежный. Такие рекомендации даны в Письме УФНС России по Московской обл. от 14.08.2006 N 22-22-И/0356. Однако, например, в Постановлении от 13.01.2009 по делу N А17-1843/2008 арбитры ФАС ВВО исключили из расходов суммы недофинансирования из бюджета, включенные налогоплательщиком в состав безнадежных долгов.
    Заметим, что есть судебные разбирательства, в которых налогоплательщикам удалось доказать право не учитывать бюджетные субсидии на погашение убытка при определении налоговой базы. Однако в этих случаях предприятия отчитывались за использование бюджетных средств (Постановление ФАС ПО от 10.02.2009 по делу N А72-3240/2008), бюджетные средства проходили через открытый в казначействе лицевой счет сразу на счета поставщиков и подрядчиков минуя расчетный счет налогоплательщика (Постановления ФАС МО от 16.03.2009 N КА-А40/1547-09, от 11.01.2009 N КА-А40/12558-08). Иначе говоря, у организаций не было возможности самостоятельно распоряжаться бюджетными субсидиями.
    Таким образом, управляющей организации следует самой принять решение о порядке исчисления налога на прибыль с сумм бюджетных субсидий, полученных на возмещение убытков, связанных с оказанием услуг льготникам. Безопасный вариант, гарантирующий отсутствие претензий проверяющих, — включать их во внереализационные доходы по факту получения.
    Взыскание задолженности из бюджета
    Из п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ» следует, что организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить от надлежащего публично-правового образования компенсацию в виде не полученной от потребителей платы. Неисполнение обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, оказавшего услуги по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
    Следует отметить, что управляющая организация, являющаяся плательщиком НДС, не вправе включать в истребуемые суммы налог. Это обусловлено порядком налогообложения реализации коммунальных услуг по льготным ценам — бюджетные средства не связаны с оплатой услуг, а выделяются на возмещение убытков, следовательно, не увеличивают налоговую базу. Таким образом, в сумму убытков, возникших в результате недофинансирования расходов по предоставлению гражданам установленных законодательством льгот при реализации услуг, облагаемых НДС, и подлежащих возмещению из бюджета, не включается НДС (Постановления ФАС УО от 20.07.2009 N Ф09-5014/09-С4, от 11.11.2008 N Ф09-8214/08-С4, ФАС ЦО от 20.10.2008 N Ф10-4660/08).
    Обращаясь с требованием о взыскании убытков с того или иного публично-правового образования, управляющая организация должна помнить о сроке исковой давности, который определяется следующим образом. Согласно ст. 12 БК РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. В силу п. 1 ст. 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря. Финансирование бюджетных обязательств по компенсации льгот может быть осуществлено в любой период времени в пределах финансового года. Поэтому о нарушении права на получение компенсации за предоставленные, например, в 2005 г. льготы управляющая организация могла и должна была узнать по окончании финансового

    Статья: Договор ресурсоснабжения с исполнителем коммунальных услуг: применение тарифов и НДС (Тюрин С.Л.) (‘Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение’, 2009, n 10)  »

    www.lawmix.ru

    Отражение в бухгалтерском учете организации-арендодателя коммунальных платежей, оплачиваемых отдельно от арендной платы.

    Дебет

    Кредит

    Содержание операции

    Бухгалтерские проводки при отражении коммунальных услуг, оказываемых энергоснабжающими организациями

    23, 25, 26, 44

    60, 76

    Списана стоимость потребленных коммунальных услуг без НДС на издержки производства (расходы на продажу)

    19 субсчет «НДС по выполненным работам (услугам) сторонних организаций»

    60, 76

    Учтен (начислен) НДС по оказанным коммунальным услугам энерго– снабжающей организации

    68 субсчет «Расчеты по НДС»

    19 субсчет «НДС по выполненным работам (услугам) сторонних организаций»

    Принят к вычету из бюджета НДС в полной сумме по оказанным коммунальным услугам энергоснабжающей организации

    Бухгалтерские проводки при оплате коммунальных услуг

    60, 76

    50, 51

    Оплачена энергоснабжающей организации стоимость потребленных коммунальных услуг

    Бухгалтерские проводки при отражении доли арендатора в коммунальных расходах арендодателя

    60, 76

    Отражены коммунальные расходы арендатора, подлежащие компенсации арендодателю

    Отражение в бухгалтерском учете организации-арендодателя расчетов по коммунальным платежам, в случае, если организацией-арендодателем за отчетный период оплачены поставщику коммунальные услуги, потребителем которых является организация-арендатор, арендодатель предоставляет услуги арендатору за дополнительное вознаграждение и согласно договору аренды коммунальные платежи не включаются в арендную плату и оплачиваются арендатором отдельно.

    Дебет

    Кредит

    Содержание операции

    Бухгалтерские проводки при оплате коммунальных расходов отчетного периода

    60, 76

    Отражена оплата коммунальных услуг отчетного периода

    Бухгалтерские проводки при начислении задолженности арендатора по оплате коммунальных расходов отчетного периода

    60, 76

    Отражены коммунальные расходы арендатора за отчетный период

    90-1

    Начислено вознаграждение арендодателя за предоставление услуг арендатору. Вознаграждение арендодателя по предоставлению услуг установлено в процентах от стоимости коммунальных услуг

    90-3

    68 субсчет «Расчеты по НДС»

    Отражен НДС с суммы вознаграждения

    Бухгалтерские проводки при погашении задолженности арендатором

    Отражена оплата коммунальных расходов за отчетный период с учетом вознаграждения арендодателя за предоставление услуг арендатору

    Отражение в бухгалтерском учете организации-арендатора расходов на оплату коммунальных услуг.

    Дебет

    Кредит

    Содержание операции

    Бухгалтерские проводки при начислении задолженности по компенсации коммунальных расходов

    23, 25, 26, 44

    60, 76

    Начислены коммунальные платежи без НДС

    19 субсчет «НДС по выполненным работам (услугам) сторонних организаций»

    60, 76

    Учтен (начислен) НДС с коммунальных платежей

    68 субсчет «Расчеты по НДС»

    19 субсчет «НДС по выполненным работам (услугам) сторонних организаций»

    Принят к вычету из бюджета НДС с коммунальных платежей

    Бухгалтерские проводки при погашении задолженности по коммунальным платежам

    60, 76

    50, 51

    Оплачена организацией-арендатором задолженность перед арендодателем по текущим коммунальным платежам

    NalogObzor.info

    Похожие статьи