Обзор документа
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28 марта 2016 г. N 03-07-14/17205 О налогообложении НДС и налогом на прибыль организаций платы концедента по концессионному соглашению
В связи с обращением по вопросам налогообложения налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль организаций платы концедента по концессионному соглашению Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
В настоящее время особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении операций в рамках концессионных соглашений установлены статьей 174.1 главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).
Так, согласно нормам данной статьи при совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость возлагаются на концессионера.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Осуществление концессионером деятельности по использованию (эксплуатации) объекта концессионного соглашения в целях налогообложения признается работой (услугой) на основании пунктов 4 и 5 статьи 38 Кодекса и, соответственно, является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Поэтому плата концедента по концессионному соглашению за использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения, выплачиваемая концессионеру, подлежит налогообложению у концессионера.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса предусмотрено, что налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Таким образом, плата концедента по концессионному соглашению, направленная на возмещение расходов концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, налогом на добавленную стоимость не облагается на основании данной нормы статьи 162 Кодекса.
Одновременно отмечаем, что в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса при получении налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном Кодексом, подлежат восстановлению налогоплательщиком.
Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии с подпунктом 37 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества и (или) имущественных прав, полученных по концессионному соглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с этим имущество, полученное концессионером, не является налогооблагаемым доходом, в соответствии с подпунктом 37 пункта 1 статьи 251 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Федеральный закон N 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Таким образом, под имуществом, указанным в подпункте 37 пункта 1 статьи 251 Кодекса, следует понимать определенный концессионным соглашением объект, предназначенный для осуществления деятельности, предусмотренной упомянутым соглашением.
Вместе с тем пунктом 13 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ определено, что концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Порядок предоставления субсидий в рамках концессионных соглашений регулируется пунктом 6 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В связи с этим субсидии, могут предоставляться из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствии с условиями и сроками, предусмотренными, в частности концессионными соглашениями, заключенными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Порядок признания доходов для целей налогообложения прибыли организаций в виде субсидий, полученных организациями, за исключением случаев получения субсидий в рамках возмездного договора, определен пунктом 4.1 статьи 271 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента | О.Ф. Цибизова |
Обзор документа
При совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) обязанности плательщика НДС возлагаются на концессионера.
Разъяснено, что плата концедента по концессионному соглашению, направленная на возмещение расходов концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, НДС не облагается.
Одновременно отмечается, что при получении налогоплательщиком субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров в Россию суммы НДС, принятые к вычету, подлежат восстановлению.
Что касается налога на прибыль, то не учитываются доходы в виде имущества и (или) имущественных прав, полученных по концессионному соглашению. В связи с этим имущество, полученное концессионером, не является налогооблагаемым доходом.
Концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, его использование (эксплуатацию) и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии.
Порядок предоставления субсидий в рамках концессионных соглашений регулируется БК РФ.
Порядок признания доходов для целей налогообложения прибыли в виде субсидий, полученных организациями, определен НК РФ.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 181-ФЗ «О внесении изменений в статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части предоставления грантов» были изменены основания предоставления субсидий, позволяющие им стать одним из основных инструментов структурирования государственных финансовых обязательств в концессионных соглашениях.
Теперь с соответствии с пунктом 6 статьи 78 Бюджетного кодекса, субсидии предоставляются в соответствии концессионным соглашением, однако их предоставление возможно только при условии заключения соответствующего соглашения о предоставлении субсидий с главным распорядителем (ГРБС) или распорядителем бюджетных средств (РБС). Таким образом долгосрочный характер субсидий, а значит и безусловность их включения в ежегодный закон о бюджете, обеспечивается не только концессионным соглашением, но и соглашением о предоставлении субсидий.
В дополнение к необходимости заключения соглашения о предоставлении субсидий, статья 78 БК РФ также теперь устанавливает необходимость принятия государственной стороной нормативного правового акта исполнительного органа (соответственно федерального, субъектового или муниципального уровня), который регламентирует основные вопросы предоставления субсидий, в том числе:
— цели, условия и порядок предоставления субсидии;
— порядок возврата в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
— порядок возврата в текущем финансовом году остатков, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями о предоставлении субсидий.
Особо следует отметить, что для концессионеров, претендующих на получение субсидии, изменение законодательства влечет необходимость контроля за рядом дополнительных вопросов:
— в нормативном правовом акте исполнительного органа должна быть зафиксирована такая категория получателей субсидий как концессионеры, заключившие концессионное соглашение;
— нормативный правовой акт должен установить обязательность подписания ГРБС или РБС соглашения с концессионером о предоставлении субсидий (при наличии подписанного концессионного соглашения), с тем, чтобы исключить возможность уклонения концедента от принятия на себя бюджетных обязательств при наличии действительных гражданско-правовых обязательств;
— в концессионном соглашении целесообразно предусмотреть, что одностороннее изменение концедентом условий нормативного правового акта или соглашения о предоставлении субсидий может являться основанием для прекращения концессионного соглашения по вине концедента с соответствующей компенсацией инвестиционных расходов и недополученной прибыли.
С полным текстом закона можно ознакомиться здесь.
Дополнительная информация
По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к Денису Штирбу в офис Capital Legal Services в Москве.
Целью настоящего обзора изменений в законодательстве является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая, в той или иной степени, может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.
Денис ШтирбуСтарший юристМосква Тел.: +7 (495) 970 10 90 |
Особенностью инвестиционных проектов, реализуемых на базе концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве, является привлечение частного капитала на начальных этапах проекта с постепенным возвратом вложенных средств в процессе его реализации. В связи с этим структурирование условий о порядке получения доходов инвестором, необходимых для обеспечения возврата инвестиций с учетом доходности и компенсации недополученных доходов, является обязательной составляющей процесса подготовки концессионных соглашений и соглашений о ГЧП. От этих условий зависит финансовая состоятельность частной стороны, ее возможность обслуживать привлеченный долг и исполнять обязательства по эксплуатации объекта на последующих этапах проекта.
Тенденция к росту количества ГЧП-проектов с элементами бюджетного финансирования неизбежно приводит к возникновению судебных споров о механизмах гарантий обеспечения доходности инвесторов и распределения финансовых рисков между сторонами. В начале 2017 года антимонопольный орган признал противоречащим концессионному законодательству такой механизм компенсации расходов концессионера, как плата за доступность, когда инвестиционные и эксплуатационные расходы концессионера полностью компенсируются за счет бюджета с учетом доходности на вложения. Регулятор посчитал, что концессионная сделка с таким механизмом фактически прикрывает государственный контракт, для заключения которого предъявляются более жесткие требования к выбору частной стороны. Несмотря на то, что суд первой инстанции поддержал антимонопольный орган, апелляционная инстанция отменила его решение, тем самым признав механизм платы за доступность не противоречащим законодательству.
Во второй половине 2017 года судебные споры возникли относительно другого механизма обеспечения доходности концессионера — минимального гарантированного дохода (МГД, также гарантия минимального дохода, минимальная ежегодная выручка), краткий анализ которых приведен ниже. Несмотря на то, что за рубежом механизм МГД является распространенной практикой распределения рисков в ГЧП-проектах, в России он только набирает свою популярность, что в том числе связано с неоднозначностью правового регулирования этого механизма. Гарантия МГД предполагает, что частная сторона оказывает платные услуги неограниченному числу потребителей, а публичная сторона осуществляет прямые платежи частной в случаях, когда уровень дохода или объем оказываемых услуг оказывается меньше, чем обусловлено в соглашении. МГД — это всегда условное обязательство публичной стороны: оно наступает только в случаях, когда фактические объемы выручки снижаются по отношению к установленным в соглашении.
Европейский центр экспертизы ГЧП описывает МГД как условие о государственной поддержке частной стороны в части обеспечения ее доходности следующим образом: государство гарантирует частной стороне определенный уровень загрузки или доходов (например, в случае снижения доходов ниже установленного уровня публичная сторона возмещает разницу). Тем не менее, несмотря на значительное улучшение кредитного качества проекта в связи с наличием МГД в его структуре, в отличие от прямых в отличие от прямых гарантий по долгу перед финансирующими организациями, МГД предоставляет меньшую защиту, поскольку (1) основным бенефициаром является частная сторона, но не финансирующая организация; (2) даже если расходы частной стороны будут организованы надлежащим образом, все равно останется риск дефолта платежа по долгу в связи с недостаточностью денежного потока.
В российском законодательстве напрямую институт МГД для проектов ГЧП не закреплен (кроме проектов ГЧП в транспортной сфере).
Косвенные положения о МГД отражены:
– в статье 78 Бюджетного кодекса, согласно которой субсидии могут предоставляться на возмещение недополученных доходов в рамках концессионных соглашений и соглашений о ГЧП (МЧП);
– в статье 24 закона о концессионных соглашениях и статье 19 закона о ГЧП (МЧП), согласно которым в качестве критерия конкурса могут устанавливаться обязательства, принимаемые на себя концессионером (частным партнером) в случаях недополучения запланированных доходов или возникновения дополнительных расходов.
С нашей точки зрения, текущее регулирование в целом предоставляет возможность структурирования условий о МГД в ГЧП проектах, однако практика судов показывает необходимость конкретизации положений законодательства, поскольку сложность бюджетного и тарифного регулирования приводит к различным толкованиям, а для улучшения инвестиционного климата необходима правовая определенность. Поэтому на практике у органов власти сложилось мнение, что в силу отсутствия прямых положений о МГД в законодательстве о ГЧП не может быть исключен риск оспаривания этих условий со стороны антимонопольных и иных уполномоченных органов.
С учетом изложенного выше, на сегодняшний день актуальность сохраняют следующие проблемы правоприменения МГД, возникающие в связи со сложностью регулирования ГЧП-проектов, которые желательно разрешить через внесение соответствующих корректировок законодательства:
– отсутствие универсального регулирования МГД для всех сфер реализации проектов ГЧП (прямо институт МГД закреплен только для платных автомобильных дорог и только в отраслевом законодательстве об автомобильных дорогах);
– в законе о концессионных соглашениях и законе о ГЧП (МЧП) гарантия доходности предусматривается только на случаи изменения законодательства (федерального, регионального, муниципального), приведшего к ухудшению положения концессионера и только в отношении тарифных проектов ГЧП в сфере жилищно-коммунального хозяйства и обращения с отходами;
– отсутствует специальная категория платежа для реализации обязательства публичной стороны по обеспечению МГД. В рамках концессионных соглашений и соглашений о ГЧП (МЧП) выделены такие специальные категории, как плата концедента (только для концессий), несение части расходов на создание и (или) реконструкцию (капитальный грант) и несение части расходов на эксплуатацию (эксплуатационный грант).
В феврале 2018 года Минэкономразвития России был подготовлен законопроект о внесении изменений в законодательство о ГЧП, затрагивающих, в том числе вопросы структурирования финансовых обязательств публичной стороны по концессионным соглашениям и соглашениям о ГЧП (МЧП). Далее рассмотрены основные положения этого законопроекта с точки зрения решения приведенных выше проблем и исключения правовых неопределенностей при применении механизма МГД в ГЧП-проектах.
ПОДХОДЫ К СТРУКТУРИРОВАНИЮ
Сегодня в российской практике реализации ГЧП-проектов есть два подхода к форме выплаты МГД — в составе платы концедента (только для концессионных проектов) и в качестве самостоятельного финансового обязательства публичной стороны (для проектов ГЧП в любой форме). Выплаты на возмещение недополученных доходов производятся в случае недостижения частной стороной закрепленных в соглашении показателей деятельности — например, объема или стоимости за единицу услуги.
Принципиальные различия этих подходов в том, что МГД в виде отдельного финансового обязательства, как правило, используется, когда выплаты недополученного дохода публичной стороной ограничиваются составом условий, указанных в соглашении (особыми обстоятельствами); структурирование выплаты МГД через плату концедента не предусматривает ограничение оснований для выплат, выплаты производятся по факту недостижения установленного в соглашении уровня доходности.
Кроме того, формулирование МГД через формулу невозможно в случае его выплаты через плату концедента, плата концедента как критерий конкурса предполагает, что его начальным значением будет числовое либо формула расчета будет содержать строго определенный числовой коэффициент, значение которого выносится на конкурс, поэтому для ГЧП-проектов, в которых МГД рассчитывается в виде многофакторной формулы, такой способ выплаты неприменим. С точки зрения бюджетного платежа разницы нет — выплаты производятся в форме субсидии на возмещение недополученных доходов по статье 78 Бюджетного кодекса (для концессионных проектов плата концедента может также выплачиваться в форме бюджетных инвестиций).
Законопроектом Минэкономразвития России предлагается выделить следующие категории платежа концедента (публичного партнера):
(1) капитальный грант — финансирование части расходов в связи с проектированием, созданием и (или) реконструкцией;
(2) плата концедента (публичного партнера) — возмещение затрат после завершения создания объекта, в том числе с учетом доходности (данную правку предлагается внести по мотивам «башкирского дела», тем самым напрямую допуская механизм платы за доступность), и (или) возмещение недополученных доходов от использования (эксплуатации) объекта.
Необходимо отметить, что, как и ранее, плата концедента остается критерием конкурса. Плата публичного партнера стала новой категорией платежа в законе о ГЧП (МЧП), и она также должна устанавливаться в качестве критерия конкурса как финансовое обеспечение проекта публичным партнером.
Кроме того, законопроектом в законе о концессионных соглашениях и законе о ГЧП (МЧП) предусматривается возможность структурирования финансовых обязательств публичной стороны, исполнение которых ставится под условие — совершение или несовершение определенных действий, наступление или ненаступление обстоятельств, зависящих или не зависящих от воли сторон.
Как мы видим, вопрос применения МГД при указанном выше подходе можно будет разрешить более гибко, с учетом особенностей реализуемых проектов и видов деятельности, осуществляемых при использовании конкретного вида имущества. Для одних проектов МГД можно будет структурировать через плату концедента как «возмещение недополученных доходов от использования (эксплуатации) объекта» (в этом случае достаточно факта недостижения установленных в соглашении показателей), для других проектов — через отдельное финансовое обязательство с применением многофакторной формулы. Несмотря на то, что и ранее выплаты МГД было допустимо осуществлять таким образом в силу положений бюджетного и гражданского законодательства, закрепление МГД в составе платы концедента и возможности исполнения условных финансовых обязательств исключит риски оспаривания выплат МГД вне зависимости от формы его структурирования.
МГД И ТАРИФЫ
Особенность тарифных ГЧП-проектов состоит в наличии двух понятий, исходя из которых может быть подсчитан недополученный доход, — валовая выручка, которая устанавливается в договорном порядке в соглашении, и необходимая валовая выручка, которая определяется исключительно для целей установления тарифа. Несмотря на то, что тарифы частной стороны рассчитываются исходя из прогнозных значений по объемам услуг, существует риск того, что фактические объемы не будут соответствовать прогнозным. В связи с этим потребность в урегулировании порядка возмещения расходов частной стороны за пределами тарифного регулирования и разграничения понятий «валовая выручка», исходя из которой рассчитывается «договорный» недополученный доход, и «необходимая валовая выручка», исходя из которой рассчитывается «тарифный» недополученный доход, неизбежно проявляется в практике структурирования и реализации ГЧП-проектов.
Показательным для рынка стало решение суда по концессионному соглашению о создании межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры на территории Челябинской области в отношении переработки и утилизации (захоронения) твердых коммунальных отходов на территории Челябинского кластера. В данном деле прозвучал вывод о недопустимости включения в конкурсную документацию положений об обязанности концедента возместить затраты и недополученные доходы концессионера, образовавшиеся вследствие:
(1) установления льгот по оплате услуг концессионера для отдельных категорий потребителей;
(2) снижения уровня загрузки объекта ниже минимального уровня, определенного конкурсной документацией, приведшего к недополучению доходов, либо возникновения не учтенных органом тарифного регулирования экономически обоснованных расходов.
Суд указал, что положениями закона о концессионных соглашениях не предусмотрена возможность компенсации расходов концессионера в указанных случаях. Между тем, хотим обратить внимание, что законодательство о тарифах предусматривает следующие типы возмещения недополученных доходов:
(1) возмещение недополученных доходов, связанных с изменением тарифов, долгосрочных параметров, необходимой валовой выручки или с установлением тарифов на основе долгосрочных параметров, отличных от установленных или согласованных ранее (недополученные доходы будущих периодов);
(2) возмещение экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении тарифов (например, расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении тарифов ростом цен на продукцию), в том числе расходов, связанных с обслуживанием средств, направляемых на покрытие недостатка средств (недополученные доходы прошлых периодов).
Как мы указывали выше, субсидии на возмещение недополученного дохода, согласно статье 78 Бюджетного кодекса, могут предоставляться в соответствии с условиями и сроками, предусмотренными концессионными соглашениями и соглашениями о ГЧП (МЧП). Несмотря на то что условия этих соглашений в большей степени имеют частно-правовой характер, условия о выплате субсидий имеют публично-правовой характер, аналогичный тем нормам, которые закрепляются в нормативных актах, согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса (законы о бюджете и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты).
Суды отмечают, что публично-правовой субъект при определении категорий и критериев отбора субъектов, имеющих право на получение субсидий, самостоятелен в решении данных вопросов, уполномоченный орган вправе самостоятельно устанавливать порядок и условия предоставления субсидий из бюджета.
С учетом принципа свободы договора, применимого к концессионным соглашениям и соглашениям о ГЧП (МЧП), их стороны вправе договориться о предоставлении субсидий любой категории, публичная сторона вправе принять на себя обязательство по возмещению недополученного дохода, но, по нашему мнению, основания для его возмещения не должны пересекаться с основаниями, предусмотренными в отраслевом законодательстве (соответственно, исключая двойное возмещение по одинаковым основаниям). Поэтому предложенные в законопроекте поправки о возможности закрепления в концессионных соглашениях и соглашениях о ГЧП (МЧП) условных финансовых обязательств публичной стороны соотносятся с практикой реализации тарифных ГЧП-проектов, в которых МГД в силу специфики тарифного регулирования формулируется через отдельное (дополнительное) финансовое обязательство.
В этом смысле примечателен вывод суда в споре о выплате МГД по концессионному проекту о строительстве объезда Одинцово, который указал, что с точки зрения правовой квалификации МГД (в том случае — минимальная ежегодная выручка) является порядком определения дополнительной части обязательств, которые принял на себя концедент в связи с исполнением концессионного соглашения.
ПОДВОДЯ ИТОГ
Вариативность имущества, которое может быть объектом концессионных соглашений и соглашений о ГЧП (МЧП), а соответственно, и специфика отраслевого регулирования показывают, что применения при структурировании МГД только одной формы его выплаты недостаточно. Регулирование должно содержать легальные способы фиксации финансовых обязательств концедентов/публичных партнеров с учетом сложившейся практики структурирования ГЧП-проектов — через плату концедента (публичного партнера) в моделях, где минимальный уровень дохода может быть подсчитан заранее, и через самостоятельное финансовое обязательство для моделей, в которых минимальный уровень дохода колеблется в силу различных факторов (в первую очередь в моделях с тарифным регулированием).
Учитывая все вышесказанное, мы приходим к выводу, что задача, которая ставилась разработчиками законопроекта, в случае сохранения в полном объеме приведенных выше положений будет решена — неоднозначность правового регулирования выплаты МГД и соответственно риски ее оспаривания больше не станут препятствием для использования этого механизма в ГЧП-проектах.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
От 19 июня 2017 г. N 03-03-05/37822
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу налогового учета платы концедента, выплачиваемой концедентом концессионеру в форме субсидии на компенсацию ранее произведенных расходов, связанных с приобретением, реконструкцией и модернизацией амортизируемого имущества, в соответствии с концессионным соглашением, и сообщает следующее.
Главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен специальный порядок учета платы концедента для целей налогообложения.
Одновременно сообщаем, что 26.05.2017 Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона N 128489-7 «О внесении изменений в статьи 251 и 271 Налогового кодекса Российской Федерации». Данным проектом федерального закона предлагается учитывать плату концедента, полученную концессионером из бюджета по концессионному соглашению, в составе облагаемых доходов, по аналогии с субсидиями, то есть по мере признания расходов, осуществленных за счет этих средств.