Закон для васРазноеЧто такое субсидия на финансовое обеспечение затрат?

Что такое субсидия на финансовое обеспечение затрат?

Нет времени читать? Сохрани

Да, должны. Исходя из содержания вопроса, субсидия, полученная из бюджета, направлена на компенсацию ранее произведенных коммерческой организацией расходов. Такая субсидия не является целевым финансированием, так как перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрытый. Полученные средства учитывайте в доходах единовременно на дату зачисления средств.

    Обоснование

    Из рекомендации

    Олега Хорошего, начальника отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

    Как учесть субсидии, бюджетные кредиты и другую госпомощь

    ОСНО: налог на прибыль

    Учет государственной помощи при расчете налога на прибыль зависит от того, признаются такие средства целевым финансированием в целях налогообложения прибыли или нет (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

    Ситуация: в каких случаях государственная помощь коммерческим организациям признается средством целевого финансирования в целях расчета налога на прибыль

    Перечень средств, которые в целях расчета налога на прибыль признаются целевым финансированием, приведен в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

    В отношении государственной помощи, оказываемой коммерческой организации, в этот перечень включены средства, которые выделены из бюджета управляющей компании для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов и общего имущества в этих домах (абз. 5, 6 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

    Государственная помощь, выплаченная по иным основаниям, не признается целевым финансированием в целях расчета налога на прибыль.

    Государственную помощь, которая при расчете налога на прибыль относится к средствам целевого финансирования, организация вправе не включать в состав налогооблагаемых доходов. Однако при этом необходимо выполнить два обязательных условия:

    • организация получатель средств должна вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (государственной помощи). О том, в каком порядке можно вести такой учет, см. Как в целях расчета налога на прибыль документально подтвердить раздельное ведение учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования;
    • полученные средства должны быть использованы строго по целевому назначению.

    При отсутствии раздельного учета поступившие средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

    Об этом говорится в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

    Внимание: следует разграничивать целевое финансирование, которое освобождается от налогообложения по подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, от целевых поступлений, а также бюджетных средств, которые получают унитарные предприятия от собственников имущества.

    Перечень целевых поступлений приведен в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Данные средства при соблюдении определенных условий также можно не учитывать при налогообложении прибыли. Однако эти положения действуют только в отношении некоммерческих организаций.

    Освобождение от налогообложения прибыли бюджетных средств по подпункту 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ действует только в отношении унитарных предприятий.

    Средства государственной помощи, которые в целях расчета налога на прибыль признаются целевым финансированием, организация должна использовать строго по целевому назначению (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При нарушении этого условия полученное имущество нужно включить в состав внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ).

    Если организация применяет метод начисления, то сделать это нужно на одну из следующих дат:

    • когда получатель средств государственной помощи использовал указанные средства не по целевому назначению;
    • или когда были нарушены условия предоставления средств государственной помощи.

    Об этом говорится в подпункте 9 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса РФ.

    Организации, применяющие кассовый метод, могут отразить доходы в виде средств, использованных не по целевому назначению, в тот же момент, что и организации, применяющие метод начисления. Это связано с тем, что в данном случае доход (экономическая выгода) возникает именно в момент, когда организация использовала средства государственной помощи не по целевому назначению (нарушила условия их предоставления) (ст. 247, 41 НК РФ).

    Ситуация: нужно ли при расчете налога на прибыль включить в доходы государственную помощь, которая в целях налогового учета не признается целевым финансированием

    Да, нужно.

    Доходы, которые не увеличивают налогооблагаемую прибыль, указаны в перечне, приведенном в статье 251 Налогового кодекса РФ. В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:

    • в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
    • в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ);
    • бюджетные средства, полученные унитарными предприятиями от собственников имущества (подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ).

    Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете налога на прибыль.

    Иных бюджетных средств, полученных коммерческими организациями на компенсацию каких-либо расходов, подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ не содержит. Поэтому руководствоваться этой нормой законодательства при поступлении других видов государственной помощи (не связанных с получением средств управляющей компанией) нельзя. Применять положения пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ коммерческие организации также не могут. А положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ распространяются только на унитарные предприятия.*

    Кроме того, получая целевое финансирование от государства, в частности в виде субсидий, организация получает средства из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. По своему назначению указанные субсидии могут быть направлены:

    • компенсацию произведенных затрат, возникших в связи с деятельностью организации;
    • на возмещение недополученных доходов (потерь в доходах) в связи с производством (реализацией) товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

    Об этом говорится в статье 78 Бюджетного кодекса РФ.

    Следовательно, у организаций, получивших такие средства, возникает экономическая выгода.

    Указанные средства включите в состав внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ).

    Порядок признания субсидий в доходах зависит от их назначения:

    Назначение субсидии Порядок признания доходов
    Финансирование расходов Расходы не связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав

    Полученные средства включайте в доходы по мере признания расходов, которые фактически произведены за счет субсидии.

    Такой порядок применяйте не дольше трех лет, начиная с налогового периода, в котором получена субсидия. По окончании третьего года не учтенную в доходах сумму субсидии включите во внереализационные доходы на последнюю отчетную дату налогового периода

    Расходы связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав

    Полученные средства включайте в доходы по мере признания в расходах амортизационных начислений, которые фактически произведены за счет субсидии.

    При реализации, ликвидации или ином выбытии имущества (имущественных прав) не учтенную в доходах сумму субсидии включите во внереализационные доходы на последнюю дату отчетного (налогового) периода совершения указанной операции

    Компенсация ранее произведенных расходов Расходы не связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав Полученные средства учитывайте в доходах единовременно на дату зачисления средств*
    Расходы связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав

    Полученные средства включайте в доходы единовременно на дату зачисления в сумме, которая соответствует ранее начисленной и отраженной в расходах амортизации.

    Остаток полученной субсидии включайте в доходы по мере признания в расходах амортизационных начислений

    Компенсация недополученных доходов Полученные средства учитывайте в доходах единовременно на дату зачисления средств

    При нарушении условий получения субсидии независимо от ее назначения включите субсидию в полном объеме в доходы того налогового периода, в котором допущено нарушение.

    Такой порядок установлен пунктом 4.1 статьи 271, пунктом 2.1 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

    Глава 4. Размер и порядок предоставления субсидии на финансовое обеспечение затрат

    30. Для получения субсидии получатель субсидии, заключивший Соглашение до пятого числа месяца, в котором запланировано предоставление субсидии в соответствии с графиком перечисления субсидии, представляет в Департамент следующие документы:

    1) заявление на предоставление субсидии в размере, указанном в графике перечисления субсидии, по форме согласно Приложению 5 к настоящему Порядку;

    2) копию свидетельства саморегулируемой организации о допуске к видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного получателю субсидии или подрядной организации (документ предоставляется при первичном обращении на получение субсидии в случае осуществления работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства);

    3) отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия (далее — отчет о расходах), по форме согласно Приложению 6 к настоящему Порядку (предоставляется при последующих обращениях заявителя в текущем финансовом году).

    31. Департамент регистрирует заявление о предоставлении субсидии в день поступления, рассматривает представленные документы в течение 10 рабочих дней со дня регистрации документов, указанных в пункте 30 настоящего Порядка, и по результатам рассмотрения принимает решение о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии.

    32. Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:

    1) превышение заявленного размера субсидии, установленному размеру субсидирования в соответствии с графиком перечисления субсидии;

    2) недостоверность информации, представленной получателем субсидии;

    3) несоответствие представленных документов пунктам 9, 30 настоящего Порядка или непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 30 настоящего Порядка;

    4) отсутствие заключенного между получателем субсидии и Департаментом Соглашения;

    5) непредставление отчета о расходах или непринятие отчета о расходах, предусмотренного пунктом 35 настоящего Порядка (при последующих обращениях заявителя в текущем финансовом году).

    33. В случае отказа в предоставлении субсидии Департамент направляет получателю субсидии копию решения об отказе в предоставлении субсидии в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.

    34. В случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии по основаниям, установленным подпунктом 3 пункта 32 настоящего Порядка, получатель субсидии в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного решения вправе повторно представить в Департамент документы с учетом требований пунктов 9, 30 настоящего Порядка, при условии, что будут устранены замечания, явившиеся основанием для отказа.

    Похожие статьи