Льготы по страховым взносам для аптек

Закона №323–ФЗ, на наш взгляд, также не может являться основанием для отказа в реализации права на применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат сотрудникам, фактически занятым в фармацевтической деятельности, поскольку данное обстоятельство будет свидетельствовать исключительно о нарушении организацией требований отраслевого законодательства. Как следует из письма Минздравсоцразвития России от 26.03.12 №842–19, если организация в соответствии с Законом №61–ФЗ признается аптечной организацией, то пониженные тарифы страховых взносов в 2012–2013 гг. применяются в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу всех работников, занятых в фармацевтической деятельности, причем независимо от применяемого режима налогообложения в отношении той или иной части данной фармацевтической деятельности.

Пониженные тарифы действуют для всех сотрудников аптеки

Закона №212–ФЗ органы контроля, к которым относится ФСС России, обязаны принимать расчеты страховых взносов, документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления страховых взносов, в форме электронных документов наравне с документами, представленными на бумажных носителях. Иных особенностей приема ФСС России расчета по страховым взносам Закон №212–ФЗ не устанавливает.

Внимание

В случае если организация не согласна с органами контроля, она вправе обратиться за письменными разъяснениями в Минтруда России (п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона №212–ФЗ), а расчеты страховых взносов до получения письменных разъяснений направлять в адрес регионального отделения ФСС России по почте с описью вложения. Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТЕкатерина Лазукова Оставлять комментарии могут только члены Клуба.

Авторизоваться.

Пониженные тарифы страховых взносов для аптек (мельникова ю.)

При этом аптечные сети остались недовольны решением законодателя об облегчении налогового бремени только для субъектов малого предпринимательства.Однако, как почти всегда случается с льготными налоговыми режимами, применение льгот, с энтузиазмом воспринятое малыми аптечными предприятиями, натолкнулось на целый ряд подводных камней, расставленных налоговыми органами и внебюджетными фондами.Рассмотрим, какие аптеки, и при каких условиях могут в 2012 г. применять льготную ставку по страховым взносам.С 2012 г. аптекам, применяющим специальные налоговые режимы, предоставлено право применять пониженный тариф страховых взносов (пункты 8, 10 части 1 статьи 58 Федерального закона РФ от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ (в ред.

Применение пониженных тарифов страховых взносов новыми категориями льготников

НК РФ, хотя в ОКВЭД2 используются существенно другие термины. Однако остается надеяться, что налоговики не будут придираться к этому формальному несоответствию и признают, что рассматриваемой льготой смогут пользоваться налогоплательщики, основным видом деятельности которых будут именно те, которые соответствуют приведенным выше кодам.

У плательщиков появилась надежда В силу ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона № 212‑ФЗ указанные виды деятельности признаются основными для налогоплательщика, если доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 % в общем объеме доходов (аналогичное правило предусмотрено в п. 6 ст. 427 НК РФ). Кто может сэкономить на взносах за сотрудников

Инфо

В прошлом номере журнала мы начали освещать тему применения пониженных тарифов по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды. Вопросы, связанные с этим, регулируются Законом о страховых взносах
lcbg.ru

Автор: М. В. Подкопаев

Журнал «Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение» № 12/2016

И вновь поговорим о пониженных страховых взносах. Каковы условия их применения? Как воспользоваться имеющейся льготой?

Для налогоплательщиков разных отраслей в отношении страховых взносов установлен переходный период, в течение которого они могут уплачивать страховые взносы по пониженным ставкам. Это касается и аптек в части их основной деятельности, то есть розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями.

Новые наименования видов деятельности и новые коды.

Именно при осуществлении указанного в начале статьи вида деятельности как основного организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, могут воспользоваться льготными ставками. Такое право для них прописано в пп. «я» п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ).

Напомним, что с 01.01.2017 вместо поименованного закона порядок исчисления и уплаты страховых взносов будет регулировать Налоговый кодекс. Аналогичная льгота предусмотрена в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

Неизменным является требование соответствия льготного вида деятельности ОКВЭД. До конца 2016 года с этой целью используется классификатор, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст. То есть в 2016 году, как и ранее, пользоваться данной льготой могут те налогоплательщики, чей код основной деятельности соответствует таким видам деятельности, как розничная торговля фармацевтическими товарами (код 52.31), медицинскими товарами и ортопедическими изделиями (код 52.32).

С 01.01.2017 вместо данного классификатора будет в полной мере применяться ОКВЭД2, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Впрочем, он был допущен к применению досрочно. Например, исключительно новый классификатор использует ФНС с 11.07.2016 в целях регистрации новых юридических лиц и предпринимателей.

Надо учитывать, что согласно ОКВЭД2 розничная торговля фармацевтическими товарами и изделиями, применяемыми в медицинских целях, входит в обобщенную группу «Торговля розничная прочими товарами в специализированных магазинах» (код 47.7), в том числе отдельно выделены:

  • розничная торговля лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73);
  • розничная торговля изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах (код 47.74), включающая розничную торговлю изделиями, применяемыми в медицинских целях, в специализированных магазинах (код 47.74.1) и розничную торговлю ортопедическими изделиями в специализированных магазинах (код 47.74.2).

Как видим, ранее классификация данных видов в ОКВЭД полностью соответствовала их описанию в Федеральном законе № 212-ФЗ. Но это описание без каких-либо изменений перекочевало в ст. 427 НК РФ, хотя в ОКВЭД2 используются существенно другие термины.

Однако остается надеяться, что налоговики не будут придираться к этому формальному несоответствию и признают, что рассматриваемой льготой смогут пользоваться налогоплательщики, основным видом деятельности которых будут именно те, которые соответствуют приведенным выше кодам.

У плательщиков появилась надежда.

В силу ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ указанные виды деятельности признаются основными для налогоплательщика, если доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 % в общем объеме доходов (аналогичное правило предусмотрено в п. 6 ст. 427 НК РФ).

И вот по этому поводу между налогоплательщиками и проверяющими органами (пока в лице представителей фондов, а в последующем, не исключено, и налоговиками) возникают споры, когда налогоплательщик помимо УСНО применяет спецрежим в виде уплаты ЕНВД или находится на патенте (индивидуальный предприниматель).

Данная тема недавно затрагивалась нами. Дело в том, что ЕНВД и налог на ПСНО могут уплачиваться аптекой в отношении розничной торговли теми же фармацевтическими товарами и медицинскими изделиями. То есть по обоим спецрежимам (УСНО и «вмененка», УСНО и ПСНО) применяется один и тот же вид деятельности. Но как тогда определять, является ли он основным? Включать ли доход, полученный в рамках системы налогообложения в виде ЕНВД, в расчет 70 %-го ограничения?

А что если подавляющая доля дохода относится именно к «вмененному» спецрежиму?

Такая ситуация была рассмотрена в Постановлении ФАС ЦО от 07.07.2014 по делу № А62-4749/2013 и, напомним, была решена не в пользу плательщика страховых взносов.

В данном случае доля доходов в рамках спецрежима в виде ЕНВД составила 96,19 % от суммы общего дохода, а на УСНО, соответственно, – 3,81 %.

Несмотря на то, что как на «упрощенке», так и на «вмененке» плательщик осуществлял розничную торговлю фармацевтическими товарами и медицинскими изделиями, суд пришел к выводу: он нарушил условие о том, что данный вид деятельности должен составлять не менее 70 % в общем доходе (подобные решения по жалобе одного и того же плательщика были также приняты судьями АС ПО в постановлениях от 14.07.2014 по делу № А12-21975/2013 и от 18.06.2014 по делу № А12-21974/2013).

Хотя если внимательно читать текст соответствующих норм (ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ и п. 6 ст. 427 НК РФ), то видно, что при расчете следует учитывать весь доход, а не только тот, что получен в рамках УСНО. Главное, чтобы он был получен от розничной торговли фармацевтическими товарами и медицинскими изделиями.

И вот теперь мы можем констатировать наличие арбитражной практики, содержащей именно такой подход, – это Постановление АС УО от 10.10.2016 № Ф09-8645/16 по делу № А07-3763/2016.

Суд установил, что организация применяла УСНО и являлась плательщиком ЕНВД. При этом основным видом ее деятельности была розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями. Доля дохода от данной деятельности составляла 100 % и полностью (!) подпадала под «вмененный» режим налогообложения.

Арбитры пришли к выводу: поскольку организация имеет право на пониженный тариф при условии применения ею УСНО и наличия дохода от льготируемой деятельности в размере более 70 % независимо от примененной системы налогообложения (иначе говоря, независимо от того, в рамках какой деятельности он получен), она правомерно пользовалась льготой, предусмотренной пп. «я» п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ.

Судьи согласились с тем, что страхователь имеет право на применение пониженного тарифа при соблюдении совокупности следующих условий:

  • он находится на УСНО;
  • основной вид его деятельности по ОКВЭД (теперь ОКВЭД2) – розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями;
  • доля доходов от указанной деятельности составляет не менее 70 % в общем объеме доходов, исчисленных согласно ст. 346.15 НК РФ.

Очевидно, что данное решение больше соответствует приведенным нормам законодательства. Но пока по-прежнему плательщикам страховых взносов, совмещающим названные спецрежимы, очень рискованно применять обозначенную льготу, если большая часть полученных ими доходов относится к системе налогообложения в виде ЕНВД. Неизвестно, какова по этому поводу будет позиция ФНС. Однако можно надеяться, что «лед тронулся».

Ставки сохранились, но добавилось условие

В соответствии с ч. 3.4 Федерального закона № 212-ФЗ применение указанной льготы позволяло налогоплательщикам с 2012 по 2016 год уплачивать в ПФР взносы по тарифу, равному 20 %, а в ФОМС и ФСС не уплачивать взносы совсем.

В таких же размерах взносы в эти фонды им можно будет уплачивать и в 2017 – 2018 годах, когда взносы будут администрироваться налоговой службой. Об этом сказано в пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ. Но по сравнению с Федеральным законом № 212-ФЗ названная норма дополнена еще одним условием: она может применяться плательщиками, применяющими УСНО, если их доходы за налоговый период не превышают 79 млн руб.

Очевидно, при совмещении плательщиком УСНО и «вмененки» может возникнуть тот же вопрос: при расчете нового ограничения надо учитывать все доходы, полученные им, или только те, которые получены в рамках УСНО? Новая норма не дает ответа на данный вопрос и может толковаться двояко.

Видимо, только практика покажет, что по этому поводу будут думать налоговики и судьи. Но нам кажется правильным, если в отношении обоих ограничений (как «старого», доли в 70 %, так и нового) будет соблюдаться единообразный подход. 

ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности».

Дополнительно по данному вопросу см. статью М. К. Мишиной «Не пропустите замену старых классификаторов на новые», № 10, 2016.

ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности».

См. статью «Льготные страховые взносы при совмещении аптекой спецрежимов», № 6, 2016.

Определением ВС РФ от 29.12.2014 № 306-КГ14-3556 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для его пересмотра в порядке кассационного производства.

www.audit-it.ru

В редакцию поступило письмо с просьбой разъяснить, как в настоящий момент обстоят дела с применением аптекой на ЕНВД пониженных тарифов страховых взносов к суммам, выплачиваемым работникам, не имеющим фармацевтического образования и сертификата специалиста. Эта тема является животрепещущей для многих аптек, и мы не могли обойти ее стороной. Изменилась ли ситуация с момента выхода последней публикации?

О том, как развивались события

В подпункте 10 п. 1 ст. 58

Федерального закона № 212-ФЗ

сказано, что право на применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности, имеют:

  • аптечные организации, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом № 61-ФЗ и уплачивающие ЕНВД;
  •  индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и являющиеся плательщиками ЕНВД.

Мнение, что пониженные тарифы нельзя применять к тем сотрудникам, которые не имеют фармацевтического образования и сертификата специалиста, было высказано в

Письме Минздравсоцразвития РФ от 13.04.2012 №

 19-6/3023271-2288 , которое было доведено до территориальных органов ФСС, а затем отозвано с исполнения. Далее последовал

Приказ Минтруда РФ и Мин-здрава РФ от 21.06.2013 №

 275н/410н . Свою позицию чиновники объясняли тем, что указанные сотрудники в силу

ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 №

 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» Тем временем специалисты территориальных отделений ПФР продолжали настаивать, что пониженные тарифы положены только тем, кто имеет фармацевтическое образование и сертификат специалиста. Чтобы отстоять свою правоту, аптеки обращались в суд. Нужно особо отметить, что все решения по данному вопросу вынесены в пользу аптек (в том числе на уровне ВАС). Позиция судей едина и заключается в следующем. Фармацевтическую деятельность осуществляет аптечная организация в целом, а не отдельно взятые физические лица, состоящие с ней в трудовых отношениях и имеющие фармацевтическое образование и сертификат специалиста. Фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, в которой наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование, участвуют и иные работники аптечной организации. Таким образом, аптеки имеют право применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат, производимых в пользу всех своих работников.

Ниже приведена подборка арбитражной практики по данному вопросу:

1) постановления ФАС ЦО:

– от 05.09.2013 по делу № А14-451/2013;

– от 27.08.2013 по делу № А14-641/2013;

– от 12.09.2013 по делу № А64-8076/2012;

– от 05.06.2013 по делу № А48-3758/2012 (Определением ВАС РФ от 14.08.2013 № ВАС-10591/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС);

– от 24.05.2013 по делу № А48-3757/2012 (Определением ВАС РФ от 13.08.2013 № ВАС-10592/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС);

– от 22.05.2013 по делу № А48-4055/2012;

2) постановления ФАС УО:

– от 26.09.2013 № Ф09-10082/13 по делу № А71-825/2013;

– от 19.07.2013 № Ф09-6552/13 по делу № А50П-947/2012;

– от 14.11.2013 № Ф09-11788/13 по делу № А60-19808/2013;

– от 12.09.2013 № Ф09-9263/13 по делу № А76-20445/2012;

– от 04.07.2013 № Ф09-6542/13 по делу № А76-17561/2012;

– от 10.10.2013 № Ф09-9894/13 по делу № А76-20443/2012;

– от 27.09.2013 № Ф09-10212/13 по делу № А71-824/2013;

– от 02.09.2013 № Ф09-8961/13 по делу № А47-343/2013;

– от 26.07.2013 № Ф09-6789/13 по делу № А07-17961/2012;

– от 05.07.2013 № Ф09-5883/13 по делу № А76-16620/2012;

3) постановления ФАС СКО:

– от 11.10.2013 по делу № А32-32470/2012;

– от 20.06.2013 по делу № А63-14650/2012;

– от 24.06.2013 по делу № А53-33757/2012;

4) постановления ФАС СЗО:

– от 19.09.2013 по делу № А56-77154/2012;

– от 25.06.2013 по делу № А56-58696/2012;

– от 06.03.2013 по делу № А56-47898/2012;

– от 03.10.2013 по делу № А21-11109/2012;

– от 19.09.2013 по делу № А56-6367/2013;

– от 06.06.2013 по делу № А21-8774/2012 (Определением ВАС РФ от 29.08.2013 № ВАС-11099/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС);

– от 24.05.2013 по делу № А05-11934/2012;

5) постановления ФАС ПО:

– от 23.10.2013 по делу № А49-19/2013;

– от 10.10.2013 по делу № А49-8/2013;

– от 02.10.2013 по делу № А49-6/2013;

– от 31.10.2013 по делу № А49-9/2013;

– от 22.10.2013 по делу № А65-1503/2013;

– от 29.08.2013 по делу № А65-544/2013;

– от 29.08.2013 по делу № А57-23790/2012;

– от 23.08.2013 по делу № А65-2722/2013;

– от 20.08.2013 по делу № А72-12700/2012;

– от 16.08.2013 по делу № А72-12699/2012;

– от 30.07.2013 по делу № А55-33527/2012 (Определением ВАС РФ от 07.11.2013 № ВАС-15047/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС);

– от 31.10.2013 по делу № А49-20/2013;

– от 27.08.2013 по делу № А65-493/2013;

6) постановления ФАС ЗСО:

– от 08.11.2013 по делу № А03-18658/2012;

– от 08.11.2013 по делу № А03-1340/2013;

– от 05.08.2013 по делу № А03-17854/2012;

– от 07.05.2013 по делу № А03-11032/2012;

– от 09.10.2013 по делу № А03-1919/2013;

– от 01.10.2013 по делу № А03-1339/2013;

7) постановления ФАС ДВО:

– от 07.10.2013 № Ф03-4528/2013 по делу № А51-4220/2013;

– от 12.08.2013 № Ф03-3517/2013 по делу № А04-9313/2012 (Определением ВАС РФ от 31.10.2013 № ВАС-14610/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС);

– от 22.07.2013 № Ф03-2806/2013 по делу № А04-8187/2012;

8) постановления ФАС ВСО:

– от 30.10.2013 по делу № А33-1181/2013;

– от 14.08.2013 по делу № А19-20762/2012;

– от 22.10.2013 по делу № А19-2987/2013;

– от 21.10.2013 по делу № А19-1498/2013;

– от 02.10.2013 по делу № А19-1659/2013;

– от 02.10.2013 по делу № А19-1495/2013;

– от 02.10.2013 по делу № А19-1494/2013;

– от 30.09.2013 по делу № А19-1660/2013;

9) постановления ФАС ВВО:

– от 21.10.2013 по делу № А43-30612/2012;

– от 04.09.2013 по делу № А43-30972/2012;

– от 17.05.2013 по делу № А17-4804/2012.

К сведению

Многие организации, исчислив страховые взносы исходя из пониженных тарифов, впоследствии представили в ПФР уточненные расчеты, в которых увеличили размер взносов для сотрудников, не имеющих права заниматься фармацевтической деятельностью. Как раз такая ситуация рассмотрена в ПостановленииФАС ПО от 31.10.2013 по делу №А49-9/2013. Орган ПФР со ссылкой на то, что организация в первоначально представленном расчете неправомерно применила пониженный тариф страховых взносов к выплатам всем работникам и до подачи уточненного расчета не уплатила соответствующие суммы пени, привлек аптеку к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ (начислил штраф в размере 20% неуплаченной суммы взносов) и предложил уплатить пени. Судьи отменили решение контролеров, так как льгота была применена аптекой правомерно, а уточненный расчет был представлен ошибочно.

По нашему мнению, теперь, когда Минтруд принял решение об отмене приказа, запрещающего аптекам применять пониженные тарифы взносов в отношении выплат всем работникам, количество претензий сотрудников территориальных органов фондов будет сокращаться. Ведь по каждому проигранному делу управление фонда несет убытки – возмещает выигравшей стороне судебные расходы. Надеемся, со временем претензии контролеров прекратятся.

О том, какие ставки будут действовать в 2014 году

В

течение 2012 – 2013 годов аптеки на ЕНВД применяли установленные

п. 3.4 ч. 3 ст. 58Федерального закона №

 212-ФЗ тарифы страховых взносов, составляющие:

– в ПФР – 20%;

– в ФСС – 0%;

– в ФФОМС – 0%.

В обзоре новостей, опубликованных в № 9, 2013, мы рассказывали о проекте федерального закона, вносящего изменения в ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ и предполагающего с 01.01.2014 ежегодное увеличение на 2% пониженных тарифов страховых взносов для аптек, применяющих УСНО, ЕНВД и ПСН. С радостью сообщаем вам, что этот законопроект не принят. Вместо него с 01.01.2014 в силу вступит Федеральный закон от 02.12.2013 № 333-ФЗ «О внесении изменений в статьи 58 и 58.2 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Чиновники решили не увеличивать размеры тарифов, поэтому в течение 2014 – 2018 годов аптеки, находящиеся на УСНО, ЕНВД и ПСН, будут уплачивать страховые взносы в ПФР в размере 20%.

  1. Статьи А. М. Лопатиной «Страховые взносы в вопросах и ответах» (№ 4, 2013), «Пониженные тарифы для аптек на ЕНВД: продолжаем обсуждение» (№ 5, 2013) и С. А. Кравченко «Возвращаем излишне уплаченные страховые взносы» (№ 9, 2013), слово редактора в № 10, 2013.
  2. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
  3. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
  4. Письмо ФСС РФ от 25.04.2012 № 15-03-18/08-4703.
  5. Письмо ФСС РФ от 06.12.2012 № 15-03-11/05-16023.
  6. Пункты 33 и 35 ст. 4 Федерального закона № 61-ФЗ, п. 2 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081.
  7. Этой теме посвящена статья А. М. Лопатиной «Судебные расходы: учитываем правильно», № 4, 2013.

www.klerk.ru

 Если обслуживающий персонал не имеет специального разрешения заниматься фармацевтической деятельностью, то взносы с заработной платы указанного персонала Ваша организация обязана платить по общим ставкам тарифам, а именно в Пенсионный фонд РФ –22 процента, ФСС России –2,9 процента, ФФОМС –5,1 процента. В отношении выплат всех остальных сотрудников, имеющих право заниматься фармацевтической деятельностью начисляйте взносы по пониженным тарифам, а именно Пенсионный фонд РФ –20 процентов, ФСС России –0 процентов, ФФОМС –0 процентов. Требования к аптечному персоналу, который может быть занят в фармацевтической деятельности, установлены статьей 100 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, а также отраслевым стандартом «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.0007-2003». Обратите внимание, что в 2013 году лимит выплат сотрудникам в обоих случаях составляет 568 000 рублей. Что касается возможности применения разных тарифов (льготного и не льготного) по выплатам одной категории работников, то такой порядок действующим законодательством не предусмотрен.

    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

    Рекомендация: По какому тарифу рассчитать взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование

    Размер тарифов для начисления взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование зависит от следующих факторов:

    • категории плательщика (организация должна начислять взносы по общим тарифам или вправе применять пониженные тарифы взносов);*
    • категории сотрудника, в пользу которого производятся выплаты;
    • возраста сотрудника, получающего доход (для взносов на пенсионное страхование)
    • пола сотрудника, получающего доход (для начисления пенсионных взносов по дополнительным тарифам);
    • суммы выплат, начисленных сотруднику в течение года (более 568 000 руб. или менее этой суммы).

    Тарифы страховых взносов установлены статьями 12, 58, 58.1 и 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, статьями 22, 33 и 33.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (по взносам на обязательное пенсионное страхование в части распределения на накопительную и страховую часть трудовой пенсии). Действующие тарифы страховых взносов приведены в таблице.*

    Если организация не имеет права на пониженные тарифы и не применяет дополнительные тарифы, то в отношении выплат, не превышающих предельную величину (568 000 руб.), она должна начислять страховые взносы:

    • в Пенсионный фонд РФ – по тарифу 22 процента;
    • ФСС России – по тарифу 2,9 процента;
    • ФФОМС – по тарифу 5,1 процента.

    Выплаты, превышающие предельную величину (568 000 руб.), облагаются только взносами на обязательное пенсионное страхование. К ним применяется тариф 10 процентов.

    Для организаций, имеющих право на применение пониженных тарифов, действует другой порядок начисления страховых взносов. Такие организации начисляют взносы по пониженным ставкам до тех пор, пока сумма выплат сотруднику не превысит 568 000 руб. Выплаты, превышающие данную величину, взносами не облагаются.*

    Если в отношении отдельных сотрудников организация обязана начислять дополнительные страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии, то такие взносы начисляйте без учета предельной величины выплат (568 000 руб.). То есть со всех сумм, которые являются объектом обложения взносами и которые были начислены этим сотрудникам.

    Такой порядок следует из положений статей 58, 58.1, 58.2 и части 3 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и постановления Правительства РФ 10 декабря 2012 г. №1276.

    Пониженные тарифы

    Пониженные тарифы условно можно разделить на пять групп:

    • тарифы для малорентабельных и социально ориентированных организаций;
    • тарифы для организаций, чья деятельность связана с разработкой и внедрением инновационных технологий;
    • тарифы для организаций (предпринимателей), которые осуществляют деятельность в производственной или социальной сферах и применяют упрощенку (совмещает упрощенку с ЕНВД);
    • тарифы для организаций и предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (эфир) и (или) издание средств массовой информации;
    • тарифы для благотворительных и некоммерческих организаций.

    Состав документов, подтверждающих право применения пониженных тарифов для льготных категорий организаций, приведен в таблице.

    Льготные категории страхователей

    В первую группу входят следующие категории плательщиков:

    • организации народных художественных промыслов и родовых общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
    • организации и предприниматели, применяющие ЕСХН;
    • общественные организации инвалидов;
    • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов;
    • учреждения, созданные для достижения социальных целей и помощи инвалидам, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов;
    • аптечные организации и предприниматели, которые платят ЕНВД;
    • организации и предприниматели, производящие выплаты членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;
    • сельскохозяйственные товаропроизводители, которые соответствуют критериям пункта 2 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ (п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, подп. 1 п. 4, п. 5 ст. 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (в части уплаты пенсионных взносов));
    • предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, кроме предпринимателей, которые занимаются сдачей в аренду недвижимости, розничной торговлей или оказывают услуги общепита (подп. 19, 45?47 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ).

    Такие плательщики начисляют страховые взносы по тарифам, которые установлены частями 2, 3.3, 3.4 статьи 58, статьей 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, а также пунктами 5 и 9 части 4, частями 11, 12 статьи 33, статьей 33.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

    Аптечные организации

    Ситуация:по какому тарифу начислять взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование с доходов управленческого персонала аптеки. Аптека применяет ЕНВД

    Ответ на этот вопрос зависит от того, имеет ли право сотрудник управленческого персонала заниматься фармацевтической деятельностью.

    Аптечные организации – плательщики ЕНВД вправе применять пониженные тарифы страховых взносов только в отношении выплат и вознаграждений, производимых сотрудникам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.* Такой порядок предусмотрен пунктом 10 части 1 статьи 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Фармацевтическая деятельность сводится к изготовлению, хранению, перевозке и продаже лекарственных средств (п. 33 Закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ).

    Требования к аптечному персоналу, который может быть занят в фармацевтической деятельности, установлены:

    • статьей 100 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ;
    • отраслевым стандартом «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.0007-2003».*

    В соответствии с названными нормативными актами заниматься в России фармацевтической деятельностью имеют право:

    • лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в России и имеющие сертификат специалиста. При этом специалисты, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к фармацевтической деятельности после прохождения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам (профессиональной переподготовки);
    • лица, обладающие правом на занятие медицинской деятельностью и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами (при условии их работы в расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, обособленных подразделениях медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности);
    • лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах после установления в России эквивалентности документов иностранных государств об образовании, сдачи экзамена по специальности и получения сертификата специалиста.

    Руководить аптечной организацией вправе провизор, имеющий сертификат специалиста и стаж работы по специальности не менее трех лет (п. 8.2 ОСТ 91500.05.0007-2003).

    Таким образом, если сотрудники, входящие в состав управленческого персонала, имеют право на осуществление фармацевтической деятельности в соответствии с данными критериями, на выплаты таким сотрудникам страховые взносы начисляются по пониженным тарифам.*

    Аналогичная точка зрения отражена в письме Минздравсоцразвития России от 13 апреля 2012 г. № 19-6/3023271-2288. При этом льготой могут пользоваться и те аптеки, которые совмещают ЕНВД с общей системой налогообложения. Это означает, что, если сотрудник занят в фармацевтической деятельности, переведенной на ЕНВД, страховые взносы с его доходов следует начислять по пониженным тарифам.*

    Любовь Котова,

    заместитель директора департамента развития

    социального страхования Минтруда России

    www.glavbukh.ru

    12 месяцев ago

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *