Государственная система социальных льгот и преимуществ

Источники: Указ през. «о мерах социальной поддержки многодетных семей», ФЗ «о социальной защите инвалидов в РФ», ФЗ «о реабилитации жертв политических репрессий», Указ през. «о предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей фашистов в время второй мировой войны», ФЗ «О ветеранах», ФЗ «о социальной защите граждан подвергшихся катастрофе на чернобыльской АЭС» и другие законы про радиацию (Теча, Маяк, Семипалатинск)

Льгота – это предоставление дополнительных прав или освобождение субъектов социального обеспечения (физических лиц) от исполнения части обязанностей. В качестве примеров можно привести: бесплатный проезд на транспорте, снижение или освобождение от оплаты жилья и коммунальных услуг и др.

Категории:

  • профессиональные льготы,

  • льготы за особые заслуги

  • льготы нуждающимся.

Основанием предоставления льгот по социальному обеспечению является наступление объективно существующих жизненных обстоятельств (инвалидность, старость, малообеспеченность и др.), которые порождают специфические потребности (в специальных средствах передвижения, бытовом обслуживании на дому и др.). Если данные льготы не предоставить, эти лица не смогут в полной мере удовлетворить свои жизненно важные потребности на общественно необходимом уровне.

Виды льгот:

1. Льготы многодетным семьям (бесплатные лекарства детям до 6 лет, старше 6 со скидкой, бесплатный проезд учащихся на общественном транспорте, снижение платы за коммунальные услуги, бесплатное посещение музеев, выставок и.т.д)

2. Льготы инвалидам (путевки в санатории, бесплатный или со скидкой проезд на транспорте, социальный пакет, льготы по оплате коммунальных услуг и.т.д)

3. Льготы и меры соц. поддержки жертвам политических репрессий (внеочередная мед. помощь, бесплатно или со скидкой лекарства, бесплатное протезирование, бесплатные автомобиль на 7 лет, бесплатный проезд в транспорте, внеочередное получение жилья, скидка на коммунальные услуги, и.т.д)

4. Льготы узникам концлагерей (бесплатная мед. помощь, бесплатные лекарства, бесплатные путевки, протезы, проезд, скидка на коммунальные услуги, и.т.д)

5. Льготы и меры поддержки ветеранам (соц. пакет 450 руб, скидка на коммунальные услуги, денежная компенсация что-то около 1000-1500 рублей.

6. Льготы пострадавшим от воздействия радиации (бесплатная мед. помощь, лекарства со скидкой, путевки, проезд, скидка на коммунальные услуги, ежемесячные компенсации)

105. Круг лиц, пользующихся льготами по системе социального обеспечения

Круг лиц:

  1. многодетные семьи (Указ Президента № 431 от 05.05.1992 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей») – категории многодетных семей определяются по субъекту (в Москве – 3 и более детей)

  2. инвалиды (ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защит инвалидов РФ»). Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

  3. жертвы политический репрессий – (Закон РФ № 1791-1 от 18.10.1991 «О реабилитации жертв политических репрессий»). Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые гос-вом по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учр-ния, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принуд. труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, соц., нац., религ. или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся суд. функциями, либо в админ. порядке органами испол. власти и должн. лицами и общ. организациями или их органами, наделявшимися админ. полномочиями.

  4. ветераны (ФЗ № 5-ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995). С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной гос. службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны ВОВ, ветераны боевых действий на тер-рии СССР, на тер-рии РФ и тер-риях др. гос-тв (далее — ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны гос. службы, ветераны труда.

  • Ветеранами ВОВ являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период ВОВ 1941 — 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны

  • Ветераны боевых действий

  • военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов гос. безопасности, работники указанных органов, работники Минобр СССР РФ, сотрудники учреждений и органов уг.-испол. сис., направленные в другие государства органами гос. власти СССР или РФ и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в боевых действиях на тер-рии РФ

  • военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов гос. безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;

  • военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов

  • военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий и т.д.

  • Ветеранами военной службы являются военнослужащие ВС СССР, ВС РФ, др. войск, воинских формирований и органов, Объединенных ВС государств — участников СНГ, созданных в соответствии с Уставом СНГ, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия, при условии, что общая продолжительность военной службы указанных военнослужащих составляет 20 лет и более, а также военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы.

  • Ветеранами гос. службы являются лица, в т.ч. уволенные с гос. службы в запас (отставку), награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия и имеющие стаж или выслугу лет, необходимые для назначения пенсии по старости, за выслугу лет или иных видов пенсионного обеспечения, пожизненного содержания за работу (службу) на гос. должностях РФ, гос. должностях в фед. органах гос. власти, органах гос. власти субъектов, иных гос. органах, в органах МС, иных органах (организациях), работа в которых засчитывается в стаж гос. службы, а также лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей гос. службы.

  • ветераны труда

  • имеющие удостоверение ветеран труда

  • награждены орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период ВОВ и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин

  1. узники концлагерей (Указ Президента РФ № 1235 от 15.10.1992 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны»)

  2. пострадавшие от воздействия радиации (Закон РФ № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ФЗ № 2-ФЗ от 10.01.2002 «О соц. гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 01.01.2002; ФЗ № 175-ФЗ от 26.11.1998 «О соц. защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении Маяк и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»)

StudFiles.net

Социальные льготы — это преимущество граждан определенных категорий, выделенных по соответствующим признакам, которые обеспечивают их дополнительной социальной защитой. Соответствующие признаки — это достижение человеком определенного возраста, какая-либо болезнь или инвалидность, нетрудоспособность, отсутствие обоих родителей, многодетность и другие обстоятельства жизни.

государственная система социальных льгот и преимуществ

Основания для льгот

Существует всего два основания для введения социальных льгот:

  1. Низкий доход. Сюда относятся многодетные семьи, пенсионеры, семьи, где содержатся инвалиды детства и др. По этому основанию социальные льготы и их объем зачастую устанавливается с учетом заслуг граждан, например, участникам или инвалидам войны и др.
  2. Особые заслуги. Сюда относятся льготы Героям РФ, Советского Союза и Социалистического Труда, полным кавалерам ордена Славы и Трудовой Славы.

В чем заключается льгота?

Система социальных льгот заключается в предоставлении материальной скидки. Это может быть освобождение от выплаты за оказание определенной социальной услуги или снижение этой оплаты, например:

  • бесплатный проезд на каком-либо виде транспорта;
  • снижение оплаты за коммунальные услуги;
  • получение бесплатной путевки в дом-отдыха или санаторий и т.п.

Кроме того, социальные льготы могут быть и нематериального характера. К таким льготам относятся:

  • приобретение жилья в обход очереди;
  • внеочередное бытовое обслуживание;
  • право поступления в различные учебные заведения без конкурса;
  • внеочередное обслуживание в билетных кассах, торговых точках и т.п.государственная система социальных льгот и преимуществ

Дифференциация льгот

Как правило, виды социальных льгот дифференцируются по контингентам граждан, которые имеют на них право. В обществе всегда существуют люди, которые в силу различных не зависящих от них причин не имеют возможности приобретать для себя средства для существования в полном объеме. К таким гражданам прежде всего относятся дети, старики и инвалиды различных категорий. В российском законодательстве для них предусматривается широкий спектр льгот на социальное обеспечение. Льготы право получить имеют:

  • многодетные семьи;
  • дети-сироты;
  • семьи, где воспитываются дети-инвалиды;
  • узники концентрационных лагерей в прошлом;
  • жертвы политических репрессий;
  • Герои России и СССР и т.д.

Льготы для многодетных семей

Эти льготы предоставляются в соответствии с категорией детей, воспитываемых в семьях. К ним относят:

  • Предоставление бесплатного отпуска молочной продукции детского питания по рецептам педиатров для детей до 7 лет.
  • Бесплатные лекарственные средства для лечения детей до 6 лет.
  • Бесплатные транспортные услуги на внутригородской транспорт, а также межрайонный для детей и одного из родителей.
  • В учебные заведения прием детей ведется вне очереди.
  • Бесплатное питание детям в школьных столовых и профессиональных учебных заведениях.
  • Школьная и спортивная форма на весь период обучения предоставляется бесплатно.
  • Один раз в месяц можно бесплатно посещать выставки, галереи, музеи.
  • На все коммунальные услуги (отопление, вода, газ, электричество) предусмотрена 30% скидка.
  • При рождении третьего и последующего ребенка предусмотрены выплаты до достижения 3-летнего возраста этих детей ежемесячно.
  • Предоставление бесплатного земельного надела для строительства жилого дома или садово-огороднического участка.
  • Если семья желает заниматься фермерским хозяйством, она может получить беспроцентную ссуду или безвозмездную материальную помощь на его развитие.
  • Льгота на земельный налог.
  • Многодетная семья имеет право на предоставление льготных кредитов, беспроцентных ссуд и дотаций на строительство жилья и приобретение строительных материалов.
  • Многодетной семье, владеющей личным автотранспортом, предоставляется льгота по уплате транспортного налога.
  • Многодетным матерям предоставляется льготная пенсия. Пенсионный возраст для таких женщин наступает в 50 лет.
  • С 2008 года нашим правительством предусмотрена государственная награда — Орден Родительской Славы. Кандидатом на ее получение могут стать родители, воспитывающие 7 и более детей. Награда сопровождается выплатой в размере 100 тыс. рублей.
  • При трудоустройстве многодетных родителей они имеют право на неполную неделю или работу по гибкому графику, а также на неполный рабочий день.

государственная система социальных льгот и преимуществ

Льготы для многодетных семей предоставляются в соответствии с указом президента РФ и могут немного отличаться в каждом конкретном регионе.

Льготы для социальных работников

Для работников, которые выполняют социальное обслуживание в муниципальном и государственном секторах, предусмотрены некоторые преимущества. Льготы социальным работникам заключаются в следующем:

  1. Бесплатное обеспечение спецодеждой и инвентарем или выплаты компенсационного характера на их приобретение.
  2. При исполнении обязанностей по службе социальные работники имеют право на обслуживание вне очереди в отделениях Сбербанка, юридических конторах, предприятиях бытового обслуживания, связи, общепита и т.п.
  3. Установка квартирных телефонов вне очереди.
  4. Социальные льготы и выплаты компенсирующего характера за проезд на общественном транспорте.
  5. При использовании личного автомобиля для оказания социальных услуг работники имеют право на компенсацию за его эксплуатацию.

Налоговые льготы

Понятие «налоговая социальная льгота» заключается в предоставлении отдельным категориям граждан освобождения от налогов или права уплаты их в меньшем размере по сравнению с другими налогоплательщиками. К ним относятся следующие льготы:

  • По НДФЛ (налог на доходы физических лиц).
  • Для физических лиц на имущество.
  • На земельный налог.
  • На транспортный налог и др.

Льготы по НДФЛ

У родителей есть право получить вычет по налогам на НДФЛ. Им могут воспользоваться усыновители, опекуны и попечители приемных детей. Вычет этот заключается в том, что начиная с месяца рождения ребенка ежемесячно часть получаемого дохода не будет облагаться налогом, т.е. НДФЛ платиться будет с меньшей суммы. Чтобы получить данный вид вычета, получаемый доход должен облагаться НДФЛ по ставке 13%, например, это может быть заработная плата в государственном учреждении.

Это право распространяется на обоих родителей. Кроме того, родители, не состоящие в браке или разведенные, которые выплачивают на ребенка алименты или иным методом поддерживают его материально, также могут получить этот налоговый вычет.

государственная система социальных льгот и преимуществ

В соответствии со ст. 218 НК РФ п. 1 на каждого ребенка положен вычет по налогам. Он зависит от количества детей, воспитываемых в семье:

  1. На первого ребенка — 1400 рублей.
  2. На второго — 1400 рублей.
  3. На 3-го и каждого последующего — 3000 рублей.
  4. Для родителей, воспитывающих ребенка-инвалида, этот вычет равен 3000 рублей, независимо от того, в какой очередности он появился.

Этот вычет осуществляется до достижения ребенком 18 лет. А при обучении его по очной форме, т.е. ребенок является студентом, курсантом, аспирантом, интерном или ординатором, этот вычет продлевается до достижения 24 лет ребенком.

Кроме того, если ребенка воспитывает единственный родитель (опекун, усыновитель), то эта налоговая льгота может быть удвоена. Такой вычет удваивается, если второй родитель безвестно отсутствует, умер или в свидетельстве о рождении не указан (записан только один родитель).

Налоговый вычет по НДФЛ. Как получить?

Чтобы получить социальные льготы по НДФЛ на ребенка, необходимо написать заявление и с ним обратиться к работодателю. К заявлению нужно приложить документы:

  • Свидетельство о браке.
  • Свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка.
  • Если ребенок является инвалидом, то понадобится справка об этом.
  • Если ребенку исполнилось 18 лет и он обучается по очной форме в учебном заведении, необходима об этом справка.
  • Если родитель разведен и выплачивает алименты, необходимо постановление суда или исполнительный лист о перечислении этих выплат на ребенка.
  • Если родители не состоят в браке или разведены и второй родитель претендует на льготу по НДФЛ, то необходима расписка от первого родителя о том, что второй участвует в материальном обеспечении ребенка.

Льготы на земельный налог

государственная система социальных льгот и преимуществ

Кто имеет социальные льготы по уплате налога на земельный надел? Согласно п. 5 закона НК РФ № 391, необлагаемая налоговая база по отношению земельного участка, который находится в собственности (бессрочном пользовании) налогоплательщика, уменьшается на сумму равную 10 тыс. рублей для следующих категорий граждан:

  • Герои РФ или СССР.
  • Полные кавалеры Ордена Славы.
  • Инвалиды, которые имеют 3-ю степень ограничения трудовой деятельности.
  • Граждане с 1-й и 2-й группой инвалидности, установленной до 01.01.2004.
  • Инвалиды детства.
  • Инвалиды и ветераны ВОВ и боевых действий.
  • Чернобыльцы и граждане, подвергшиеся радиационному воздействию при аварии на производстве «Маяк» в 1957 году.
  • Граждане, которые стали инвалидами или перенесли лучевую болезнь при учениях или испытаниях любых видов ядерных установок, в том числе космических установок и ядерного оружия.

Транспортный налог. Льготы

В 2014 году почти все субъекты РФ отменили льготы на транспортный налог большинству категорий граждан. Это стало следствием того, что автомобили большой мощности оформлялись на пенсионеров с целью уйти от налогообложения, а также в связи с нехваткой бюджетных средств.

В настоящее время льготами на транспортный налог могут воспользоваться следующие категории лиц:

  • Ветераны ВОВ.
  • Герои РФ, СССР и Социалистического Труда.
  • Граждане, принимавшие участие в устранении последствий при аварии на Чернобыльской АС.
  • Инвалиды 1 и 2 групп.
  • Ветераны, принимавшие участие в боевых действиях.

Эти льготы могут быть предоставлены только на один автомобиль. Если у граждан перечисленных категорий в собственности имеется большее количество автомобилей, то на остальные авто налоговые льготы не предоставляются.

государственная система социальных льгот и преимуществ

Льготы на имущественный налог

Производится налогообложение следующего недвижимого имущества: квартиры, комнаты, дома, дачи и иные строения. Имущественный налог — это местный налог, он поступает в местные бюджетные образования.

Освобождаются от уплаты подобного налога:

  • Военнослужащие и уволенные с военной службы граждане, а также члены семей (родители, супруги) военнослужащих, которые потеряли кормильца.
  • Пенсионеры.
  • Лица, на участках которых расположены строения, имеющие площадь менее 50 кв. м.

В органы налогообложения граждане, имеющие льготы на имущественный налог, предоставляют справки лично. Если в течение календарного года ранее такой льготы не имелось, а с определенного месяца появилась, то с этого месяца производится перерасчет.

Как оформить льготы?

Социальные льготы и гарантии имеют разные категории граждан. Чтобы ими воспользоваться, необходимо выяснить, к какой из этих категорий вы относитесь, и собрать все необходимые документы. Некоторые из этих документов имеют весьма ограниченный срок действия, поэтому начать сбор необходимых бумаг следует с тех, у которых этот срок наиболее длительный. Оформить положенные льготы можно в отделении МФЦ по месту жительства.

государственная система социальных льгот и преимуществ

Если вы не имеете представления, какие именно бумаги необходимы для предоставления той или иной льготы, обратитесь в МФЦ, консультанты дадут полный список этих документов.

BusinessMan.ru
Современное правовое регулирование социальных льгот

дипломная работа

Понятие льготы как общенаучной категории изменялось по мере развития общества. Первоначально в период до XVIII в. на Руси под льготой понималось некоторое облегчение жизни определенных категорий граждан. В XVIII — XIX вв. понятие льготы расширилось: под льготой стало пониматься удобство условий осуществления экономических отношений между различными категориями населения. Посредством льгот государство стало решать крупные проблемы. В качестве примера можно привести льготы по воинскому призыву, воинские льготы казакам и служилым людям Хрешкова В.В. Льготы в финансовом праве: теоретико-правовой аспект // Финансовое право. 2007. №2. С. 71. .

В советский период значение льгот, с одной стороны, укрепилось. Льготы устанавливаются не только в зависимости от категорий населения, появляются, например, льготные категории товаров. С другой стороны, экономические отношения, существовавшие в то время, не способствовали нормальному механизму функционирования льгот. В частности, предоставлявшиеся на льготных условиях товары были низкого качества или они были в дефиците.

В настоящее время льготы являются одним из инструментов реализации государственной политики в социально-экономической жизни общества, потому что они затрагивают жизнь широких слоев населения.

Под льготами обычно понимают преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан. Льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей. В этом случае льготы могут компенсировать это, выполняя таким образом важную социальную функцию, так как создают всем гражданам равные условия для индивидуального развития, реализации ими конституционных прав.

Вопрос отнесения льгот к социальному обслуживанию не является однозначным. При анализе данной проблемы следует учитывать, что сама система норм социального обеспечения как отрасли права еще не сформирована полностью, нет однозначного подхода к определению ее структуры.

В этой связи убедительным представляется мнение Е.Г. Крылатых по вопросу структуры права социального обеспечения как отрасли. «В теории права социального обеспечения — пишет она, — общепризнанным является, что исходным основанием для объединения норм в институты особенной части служит вид представляемого обеспечения. Группа норм, объединенных в институт, детально регламентирует основания, порядок и размер предоставления конкретного вида обеспечения. Внутри института в определенную общность могут быть выделены специальные нормы, устанавливающие особенности в условиях и размерах предоставления данного вида обеспечения для различных категорий субъектов. Как правило, эти нормы устанавливают более льготные условия предоставления вида обеспечения. Несмотря на свою относительную самостоятельность, нормы-льготы как часть входят в соответствующий институт» Крылатых Е.Г. Льготы в советском праве социального обеспечения: Автореф. … дисс. канд. юрид. Наук. М., 1989. С. 14. .

Поскольку льготы регулируют не самостоятельное общественное отношение и даже не часть его, а являются лишь возможным элементом этого отношения, связанного с видом обеспечения применительно к различным категориям субъектов, объединение этих норм не является самостоятельным институтом права социального обеспечения. Выделение таких норм проводится по иным критериям, нежели деление норм права социального обеспечения на институты.

На сегодняшний день существует огромное количество форм поддержки социально незащищенных слоев населения. Одних льгот около 430. Этими льготами охвачено почти две тысячи категорий населения Долотин Б. Социальная политика должна быть прозрачной // социальное обеспечение. 1999. №11. С. 9. . Закон «О государственной социальной помощи» Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изменениями от 18 октября 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 1999. №29. Ст. 3699; 2007. №43. Ст. 5084. делит все льготы на ряд категорий: профессиональные льготы (например, пограничники, «силовики» бесплатно ездят на транспорте, не платят за коммунальные услуги), льготы за особые заслуги (ветеранам войны и труда, получившим звание Героя Советского Союза и Российской Федерации и пр.) и льготы нуждающимся (они даются как форма социальной поддержки).

Провести классификацию льгот достаточно сложно. Они предусматриваются в законах, указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ.

Возможно разграничение льгот по целевой направленности, по условиям предоставления и субъектному составу их получателей. Думается, что можно согласиться с разграничением льгот по всем трем показателям: целевой направленности, условиям предоставления, субъектному составу.

Вопрос об основаниях предоставления льгот также является не однозначным: принято считать, что в форме льгот выступает компенсация повышенных затрат определенной группе лиц, имеющим в ней потребность. Допустимо сказать, что льготой следует назвать компенсацию только повышенных затрат, связанных с удовлетворением личных потребностей. Если компенсируются затраты, совершаемые, например, по долгу службы (оплата проезда социальным работникам, милиционерам и др.), такая компенсация не является льготой.

В виде льготы выступает также преимущество одной группы лиц перед другими. Анализ законодательства показывает, что термин «преимущество» употребляется чаще тогда, когда речь идет о наделении отдельных категорий граждан правом на первоочередное удовлетворение их потребностей: внеочередное, первоочередное социальное обслуживание и др.

Социально-правовыми основаниями предоставления льгот по социальному обеспечению является наступление объективно существующих жизненных обстоятельств (инвалидность, старость, малообеспеченность и др.), которые порождают специфические потребности личности (в специальных средствах передвижения, в бытовом обслуживании на дому и др.). Для их обеспечения нуждающиеся наделяются дополнительными правами-льготами. Если эти льготы не предоставить, эти лица не смогут в полной мере удовлетворить свои жизненно важные потребности на общественно необходимом уровне.

Другим основанием предоставления льгот выступает наличие у граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление льгот по этому основанию является не только потребностью лица в особых формах социальной защиты ввиду инвалидности, старости и др., но и служит формой поощрения и признания заслуг перед обществом и государством (инвалиды и участники Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий не территории других государств и др.). Эти льготы можно назвать привилегиями. Привилегии имеют смысл, когда существует дефицит услуг, большая очередь на предоставление услуг. В будущем, когда социальные услуги не будут дефицитными, подобные привилегии перестанут существовать.

Льготы-привилегии могут выступать в виде правовых гарантий социальной защиты. Например, Федеральный закон «О ветеранах» Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями от 18 октября 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. №3. Ст. 168; 2007. №43. Ст. 5084. предусматривает правовые гарантии социальной защиты ветеранов РФ, которая осуществляется путем предоставления компенсаций и льгот. В соответствии с этим Законом к мерам социальной защиты ветеранов относится предоставление им льгот по налогообложению, по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений, по оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию, медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения, по обеспечению транспортными средствами и оплате проезда, пользованию услугами учреждений связи, трудоустройству, переподготовки кадров и условиям труда и др.

Льготой, по мнению законодателя, является освобождение от конституционной обязанности платить законно установленные налоги, сборы, пошлины для определенного круга лиц. Например, такая льгота установлена Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС» для определенного круга лиц (ст. 1) Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями от 5 декабря 2006 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. №21. Ст. 699; Собрание законодательства РФ. 2006. №50. Ст. 5285. .

Законодательство предусматривает замену льгот компенсациями. Например, согласно Федеральному закону «О ветеранах» (ст. 14), неработающие инвалиды войны при наличии медицинских показателей обеспечиваются бесплатными путевками в санаторно-курортные организации. Для тех получателей путевок, которые по какой-либо причине не воспользовались своим правом, государство предусмотрело выплату денежной компенсации в размере не менее четырехкратного минимального размера пенсии по старости. В социальном обслуживании система льгот должна быть боле ориентирована на специфику потребностей, регион проживания, материального и семейного положения субъектов права социального обеспечения Крылатых Е.Г. Льготы в советском праве социального обеспечения: Автореф. … дисс. канд. юрид. Наук. М., 1989. С. 3. . Льготы предоставляются отдельным категориям граждан за счет фонда, держателем которого выступает общество в целом, поэтому вопрос об определенных предпочтениях, которые общество отдает тем или иным лицам, вызывает подчас острые эмоциональные реакции в массовом сознании.

Следует полагать, что льготы в социальном обеспечении — это льготы «для соответствующих категорий граждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основания для их дополнительной социальной защиты» Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М., 2001. С. 513. .

Большинство прав в социальном обслуживании выступает в форме льгот и привилегий для одиноких престарелых и инвалидов. Льготы заключаются в освобождении полностью или частично от оплаты бытовых услуг, предоставляемых другим гражданам за плату. В некоторых случаях само предоставлении той или иной услуги для одиноких престарелых трактуется как льгота (доставка на дом горячих обедов, помощь в приготовлении пищи, уход во время болезни и др.), в то же время такие льготы являются долгом общества перед пожилыми гражданами. «Возложение на общество обязанности содержать и поддерживать нетрудоспособных — это не акт доброй воли законодателя, а объективная необходимость социального общества» Азарова Е.Г., Козлов А.Е. Личность и социальное обеспечение в СССР. М.: Наука, 1983. С. 40. . Но если речь идет об обязанностях общества, уместно ли говорить о льготах?

Льготы выгодны не только личности, но и обществу в целом. Если государство не будет оказывать социальную поддержку людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, то эта обязанность ляжет на плечи семьи, которая из своей зарплаты будет вынуждена оплачивать социальные услуги. В настоящее время «семейная нагрузка» ощутима. Недооценка тех или иных потребностей личности, невозможность или неполнота их удовлетворения неизбежно ведут к замедлению темпов общественного развития.

В соответствии с Законом №122-ФЗ, понятие «льготы» заменяется термином «меры социальной поддержки». Поскольку в 122-м законе не проводится институционализация правовых льгот, то происходит взаимное отождествление этих терминов, а также их отождествление с понятиями «социальные гарантии», «компенсации», «субсидии». Поэтому в целях устранения подобного недостатка необходимо дать определение указанным правовым категориям, ориентируя тем самым правоприменителя на более адекватное и эффективное использование соответствующих юридических средств.

Во-первых, «социальные гарантии по существу представляют собой систему юридических, экономических, организационных, нравственных, политических условий, предпосылок, способов, средств, создающих равные возможности для субъектов в осуществлении их интересов, прав и свобод, и являются базовым, определяющим понятием по отношению к категориям «льготы», «компенсации», «меры социальной поддержки» и т.д.» Морозова И.С. Проблемы оптимизации процесса «монетизации» натуральных преимуществ в Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. №8. С. 18. . Являясь разновидностью социальных гарантий, правовые льготы включают в себя следующие разновидности: компенсации, юридические привилегии, иммунитеты, субсидии, субвенции, социальные пособия, преференции.

Меры социальной поддержки предусматривают назначение денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций), оказание социальных услуг, предоставление «монетизированных» льгот.

Социальные пособия — это «денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи. В отличие от пенсий — постоянного и основного источника средств к существованию — пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии)» Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения. Учебник. М.: ТК Велби, КноРус, 2004. С. 115. . По другому определению, социальные пособия представляют собой меру государственной социальной защиты, заключающейся в назначении и выплате денежных средств на безэквивалентной нормированной основе законодательно установленным категориям граждан Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» // Собрание законодательства РФ. 2007. №1. Ст. 18. .

Компенсация направлена на возмещение реального ущерба, расходов, причиненных субъекту, и представляет собой одну из мер государственной социальной помощи (поддержки) Суховеенко Ю.В. Льготы и компенсации: справочник для населения. М.: Юристъ, 2006. С. 7. .

Субсидия — разновидность государственной социальной помощи, заключающаяся в выплате пособий в денежной или натуральной форме, предоставляемых государством за счет средств государственного или местного бюджетов, а также специальных фондов физическим лицам. Хотя в ФЗ «О государственной социальной помощи» впервые дано правовое определение такого понятия, как «субсидия» (ст.1) Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изменениями от 29 декабря 2004 г.) // Российская газета. 1999. 23 июля; 2004. 30 декабря. , в то же время следует остерегаться расширительного толкования норм Закона, действие которого не распространяется на правовое поле всех установленных весьма обширным действующим в нашей стране законодательством социальных пособий, субсидий, компенсаций и других всевозможных выплат. В частности, основания и порядок предоставления жилищных субсидий целиком и полностью регулирует Жилищный кодекс РФ Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1. Ст. 14; 2006. № 1. Ст. 10.. Жилищная субсидия — это адресная мера поддержки семей, нуждающихся в помощи, со стороны государства, позволяющая им реализовать конституционное право на жилище и выполнить обязанность по его оплате. Она представляет собой способ уменьшения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг тех граждан (семей), чей доход не позволяет делать им это самостоятельно. В этом смысле жилищные субсидии следует отнести к числу видов государственной социальной помощи Поздняков С.А., Шибаев А.А. О социальной защите населения при реформировании жилищно-коммунального хозяйства // Гражданин и право. 2003. № 4. С. 43..

Неоправданно, как представляется, устраняется из терминологии 122-го закона понятие «льготы», которое является устоявшимся и давно употребляемым в большинстве нормативно-правовых актов. Правовые льготы представляют собой юридическое средство, с помощью которого создается режим благоприятствования для удовлетворения интересов и потребностей субъектов, имеющее для последних компенсационное, стимулирующее либо гарантирующее значение. Устанавливая определенные изъятия, исключения из единых требований нормативного характера, они позволяют дифференцированно подходить к вопросам регламентации определенных групп социальных связей, учитывать их специфические особенности в каждом конкретном случае, выделив положение отдельных категорий субъектов в той или иной области общественных отношений.

Как отмечают специалисты, «в теоретическом плане «льготы», как научная категория, введена для обозначения правомерных изъятий, исключений из общего, стандартного порядка правового регулирования» Льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащим внутренних войск МВД России, государственным служащим, работникам и пенсионерам системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Методическое пособие. (Авторский коллектив). — М.: Типография МВД России, 2004. С. 11. , что позволяет четко разграничивать понятие «льготы» и смежные понятия — гарантии, меры социальной поддержки, компенсации и т.д. Неудачная замена терминов в законе является нарушением важнейшего принципа правовой политики, а точнее, научной обоснованности.

Представляется нецелесообразной и создающей опасность нарушения социальных прав концепция безальтернативного перехода от льготной системы социальной поддержки к компенсационной. Думается, что каждому гражданину следует предоставить реальную возможность выбора той формы социальной поддержки, которую он считает наиболее предпочтительной.

В законодательстве дифференциация льгот осуществляется по контингентам граждан, которым они предоставляются. Льготы в социальном обеспечении предоставляются ветеранам, инвалидам, детям, многодетным семьям, семьям, имеющим детей-инвалидов, жертвам политических репрессий, бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации др. Содержание этих льгот неоднородно по их экономической и социальной значимости.

Существенные изменения в систему льгот внес Федеральный закон от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Многие ранее существовавшие льготы заменяются на денежные выплаты. Кроме того, закон разграничил компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в сфере финансирования предоставляемых мер по социальной поддержке граждан.

Так, к компетенции Российской Федерации отнесены меры по социальной поддержке инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, ветеранов боевых действий, лиц, награжденных знаком «Житель блокадного Ленинграда», Лиц, проработавших в годы Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений и других военных объектах, членов семей умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, всех категорий инвалидов, а также граждан, подвергшихся воздействию радиации.

Для указанных категорий граждан (по их выбору) предусматривается возможность получения ежемесячного «социального пакета», заменяющего бесплатный проезд, бесплатное обеспечение лекарственными средствами, а также санаторно-курортное лечение в размере 450 руб. Сохранены льготы по оплате коммунальных услуг, протезно-ортопедической помощи, а также по предоставлению технических средств по реабилитации.

К компетенции субъектов отнесено финансирование мер по социальной поддержке жертв политических репрессий, ветеранов труда, ветеранов военной службы, пенсионеров, тружеников тыла, пенсионеров, имеющих доход ниже прожиточного минимума. В этой связи представляется целесообразным не только установить категории льготируемых граждан и виды предоставляемых им льгот, но и разделить все льготы на федеральные и региональные.

Законодательство о социальном обеспечении предусматривает широкий спектр льгот для инвалидов, престарелых, семей, имеющих детей. К их числу относятся:

— бесплатный или льготный проезд на городском транспорте; транспорте пригородного сообщения, а также на железнодорожном, воздушном и водном, междугородном автомобильном транспорте;

— льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива;

— бесплатная установка телефона;

— налоговые льготы;

— предоставление ежемесячных денежных выплат;

— первоочередное бесплатное предоставление жилья;

— льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение;

— льготы по предоставлению медико-социальной помощи и обеспечению лекарственными препаратами;

— обеспечение транспортными средствами;

— льготы по протезированию и т.д.

Льготы можно классифицировать и по категориям граждан, которым они предоставляются.

soc.bobrodobro.ru

2 года ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *