Закон для васРазноеСудебная практика по субсидиям на оплату жку

Судебная практика по субсидиям на оплату жку

Нет времени читать? Сохрани

Судья Злая Л.А. Дело № 33-8368/2010

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

В составе председательствующего Сажина А.В.,

Судей : Пристром И.Г., Харманюк Н.В.,

при секретаре Чебыкиной Е.М.,

рассмотрела в судебном заседании 23 декабря 2010 года дело по кассационной жалобе Доронина В.В. на решение Интинского городского суда Республики Коми от 14 октября 2010 года, по которому

Отказано Доронину В.В. в признании действий Государственного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Инты» по отказу в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконными и необоснованными.

Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Доронин В.В. обратился в суд с жалобой на действия ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Инты», выразившиеся в отказе в предоставлении ему субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В судебном заседании Доронин В.В.настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представители ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Инты» требования Доронина В.В. не признали.

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Доронин В.В. просит решение отменить, настаивает на удовлетворении требований, ссылаясь на то, что подтвердил свое право на предоставлении субсидии.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Судом установлено, что 30 августа 2010 года Доронин В.В. обратился в Центр с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, к заявлению приложил паспорт, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, трудовую книжку с отметкой об увольнении, справку о составе семьи и документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги за июль 2010 года. В дополнение к представленным документам специалистом Центра была распечатана справка о доходах заявителя из Центра занятости населения г. Инты за период продолжительностью 6 месяцев — с 01 февраля по 31 июля 2010 года. В справке содержались сведения о доходах заявителя только за три месяца указанного периода, предшествующих подаче заявления о предоставлении назначения субсидии (апрель, май, июль). За остальные месяцы расчетного периода (февраль, март и июль) Доронин В.В. в заявлении просил учесть в счёт дохода продукты питания, полученные от сестры и матери. Решением Центра № 2053 от 17 сентября 2010 года Доронину В.В. отказано в удовлетворении заявления в связи с предоставлением неполных сведений.

Разрешая спор, суд оценил доводы заявителя, правильно применил нормы материального права, регулирующие правоотношения спорящих сторон, и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным отказа в предоставлении Доронину В.В. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 ЖК РФ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. В соответствии с частью 3 данной нормы субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

В соответствии с частью 7 статьи 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ 14 декабря 2005 года № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющие порядок предоставления данной меры социальной поддержки. В соответствии пп. «г» п. 8, п. 32 и п. 33 Правил для получения субсидии граждане должны представить в уполномоченный орган по месту постоянного жительства, помимо заявления о предоставлении субсидии, документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи за последние 6 месяцев, предшествующих подаче заявления о предоставлении субсидии, независимо от совместного проживания. Указанные доходы учитываются при решении вопроса о предоставлении субсидии.

Как следует из обстоятельств дела, вопреки требованиям приведенных норм Доронин В.В. не представил сведений о доходах за три из шести месяцев расчетного периода.

Суд первой инстанции правильно указал, что заявитель, желающий и имеющий право получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязан подтвердить своё право на субсидию, в том числе, предоставляя документы о том, что он не имел дохода по уважительным причинам. Данный вывод суда полностью согласуется с положениями Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», который определяет субсидию как вид государственной социальной помощи в денежном выражении, представляющий собой оплату предоставляемых гражданам социальных услуг (статья 12 Закона) и предусматривает в качестве условия ее оказания наличие у гражданина минимального дохода по независящим от него причинам (статья 7 Закона).

Причины отсутствия доходов возможно подтвердить соответствующими справками, указанными в п. 50 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых Приказом Минрегиона РФ № 58, Минздравсоцразвития РФ № 403 от 26 мая 2006 года, а именно:

а) для граждан, имеющих статус безработных, — документ, подтверждающий отсутствие выплаты всех видов пособий по безработице и других выплат безработным;

б) для граждан до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования по очной форме обучения, — справка об отсутствии стипендии;

в) документ, подтверждающий принадлежность граждан к категориям лиц с отсутствием или ограничением возможности трудоустройства, к которым относятся:

несовершеннолетние граждане дошкольного и школьного возраста, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях начального и среднего образования;

лица, содержащиеся под стражей на период предварительного следствия и судебного разбирательства;

лица, находящиеся на длительном стационарном лечении (на период такого лечения);

лица, находящиеся в розыске на период до признания его в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим;

матери, осуществляющие уход за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, не получающие ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячной компенсационной выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.

Анализируя положения приведенных норм, суд первой инстанции верно указал, что обязательным условием для оказания гражданину меры социальной поддержки, на которую претендует заявитель, является представление им документов, подтверждающих доходы за 6 месяцев, предшествующих подаче заявления, и доказательств отсутствия (недостаточности) дохода по уважительной причине, в том числе для неработающих граждан – справки из Центра занятости, свидетельствующей о том, что гражданин предпринимает попытки к трудоустройству.

По делу установлено, что в феврале и марте 2010 года Доронин В.В. в Центре занятости, как безработный или ищущий работу зарегистрирован не был, документов, подтверждающих обоснованность отсутствия такой регистрации, в Центр не представил, как не представил и документов, подтверждающих уважительность причины отсутствия дохода.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что оснований для предоставления Доронину В.В. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не имелось, и признал правомерным решение об отказе в назначении субсидии по его заявлению от 30 августа 2010 года.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Интинского городского суда Республики Коми от 14 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Доронина В.В. – без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-

В семейном бюджете оплата ЖКУ составляет значительную часть расходов.

Начисления за коммунальные услуги и содержание жилья таковы по размеру, что если своевременно не оплатить за один – два месяца, сумма задолженности складывается внушительная. Очередной раз хотим напомнить, что государством предусмотрена адресная социальная поддержка семей, доходы которых не позволяют полностью самостоятельно производить оплату за жилищно-коммунальные услуги. Эта помощь оказывается в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Почему с апреля месяца уменьшился размер субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг? Такой вопрос не раз задавали читатели нашей газеты.
Разъяснения по этому и другим вопросам мы получили у начальника управления социальных субсидий администрации Энгельсского муниципального района Ольги Дмитриевны Ледяевой.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – величина расчетная.
При определении размера субсидии учитываются расходы на оплату ЖКУ, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг (то есть за расходы на оплату ЖКУ принимается установленная величина).
C 13 апреля 2017 года окончен отопительный период и в соответствии с действующим законодательством был произведен перерасчет размеров предоставленных гражданам субсидий. Расчетный размер субсидии при этом значительно снизился или получилась отрицательная величина субсидии.
В мае 2017 года также сделан перерасчет субсидий исходя из стандартов стоимости ЖКУ без учета отопления.

Нужно ли представлять для получения субсидии квитанции по оплате за капитальный ремонт? К числу документов, необходимых для назначения субсидии относятся документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно части 2 статьи 154, части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включен взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, который собственник обязан уплачивать, то есть он стал частью оплаты за ЖКУ.
Следовательно, при оформлении субсидии необходимо представить документы, подтверждающие начисление и уплату взносов на капитальный ремонт, а также сведения о наличии (либо отсутствии) задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт.

При назначении субсидии мне сообщили, что я должна представить через 6 месяцев все документы об оплате жилищно-коммунальных услуг за период получения субсидии. Правильно ли это? Для чего необходимо предъявление квитанций об оплате за ЖКУ за полгода? Я получал субсидию. Сейчас у меня увеличились доходы, и на следующий период я не имею на нее право. Необходимо ли представлять документы, подтверждающие свои расходы за ЖКУ по окончании предоставления субсидии?

Если размер субсидии превысит фактические расходы, подтвержденные документами, — будет ли удержана излишне выплаченная сумма?
Размер предоставленной субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Для льготополучателей фактические расходы уменьшаются на размер предоставленной ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕКР на ЖКУ).
Если гражданину была предоставлена субсидия, то он обязан через 6 месяцев в любом случае, даже если, по каким-то причинам гражданин не имеет желания оформлять субсидию на следующий период, предоставить документы о фактических расходах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенных в течение срока получения субсидии.
Непредставление указанных документов означает отсутствие фактических расходов, следовательно, средства, полученные в качестве субсидии, являются необоснованно полученными и подлежат возврату в бюджет.
В случае если в результате проведенного сравнения выявляется превышение размера субсидии над фактическими расходами семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, денежные средства подлежат возврату путём удержания из предоставленной субсидии на последующий срок. При отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии. При отказе от добровольного возврата указанных средств они истребуются в судебном порядке.
Информация о возможном изменении размера субсидии, а также об обязанности получателя субсидии представлять по окончании срока предоставления субсидии платежные документы за период получения субсидии содержится в справке, которую мы выдаем каждому получателю субсидий.

Если гражданин выписался из квартиры, продал её и купил новое жильё, может ли он снова обратиться за получением субсидии? Обращаю внимание, что в течение одного месяца после наступления указанных событий получатель субсидии обязан сообщить об этом в управление социальных субсидий.

Субсидию оформляют по месту постоянного жительства. Как только гражданин снят с регистрационного учёта (выписан) из жилого помещения, ему перестают выплачивать субсидию.
При расчете размера субсидии определяют среднемесячный доход заявителя за последних 6 месяцев. Виды доходов, полученных за этот период, которые должны быть учтены при назначении субсидии, указаны в постановлении Правительства РФ от 20 августа 2003 года № 512. В перечень таких доходов включен доход от реализации недвижимого имущества. Если к доходу гражданина прибавить стоимость проданной квартиры, то, скорее всего, получится доход, при котором субсидия не может быть предоставлена.
По истечении 6 месяцев с момента получения дохода от продажи квартиры гражданин может обратиться за назначением субсидии на жилое помещение по новому месту жительства.
Проживаем в квартире, которую купили в ипотеку в январе 2015 года. Так как доход у нашей семьи небольшой (у мужа зарплата 9 тыс. рублей, я нахожусь в отпуске по уходу за ребенком и получаю пособие 4 тыс. рублей), то мы обратились за субсидией на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Специалист, увидев в свидетельстве о праве собственности на квартиру отметку «ипотека в силу закона», запросила сведения о размере ежемесячного платежа по кредиту, который составляет 15 тыс. рублей. Затем нас попросили пояснить, за счёт каких средств осуществляется оплата ипотечного кредита. Мы указали, что помощь оказывают родители, но при этом сумму платежа по кредиту нам включили в доход. Правомерно ли включать в доход помощь, которую оказывают нам родители?
В соответствии с Правилами предоставления субсидий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», право на субсидию и её размер определяется индивидуально для каждой семьи с учётом документов, необходимых для назначения субсидии, в том числе документов о доходах заявителя и членов его семьи, полученных за 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения за субсидией. При этом специалисты вправе осуществлять проверку полноты данных и достоверности представленных заявителем сведений.
Согласно представленным документам доход Вашей семьи составляет 13 тыс. рублей, тогда как платежи за кредит (15 тыс. рублей) превышают эту сумму. В этой связи специалист правомерно уточнил представленную Вами информацию о доходах, так как она оказывает существенное влияние на определение права Вашей семьи на субсидию и её размер. Поскольку с Вашей стороны было заявлено, что деньги на погашение кредита Вам дают родственники, то в соответствии с действующим законодательством они рассматриваются как подаренные денежные средства и должны учитываться в доход (постановление Правительства РФ от 20.08.2003 года № 512).

Я зарегистрирована в квартире, но не являюсь её собственником. Собственник в своей квартире не прописан и не вносит плату за жилищно-коммунальные услуги. Все счета оплачиваю я сама. Могу ли я получить субсидию? В соответствии с Правилами предоставления субсидий право не субсидию имеют:

— пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;
— наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;
— члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;
— собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Таким образом, Вы имеете право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, если занимаете жилое помещение на основании договора найма в частном жилищном фонде, заключенного с собственником жилого помещения.
Обращаем внимание, что обязательными условия данного договора является плата за пользование жилым помещением (плата за наём), срок на который он заключен. Если договор найма заключен на срок не менее года, он подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В договоре найма должны быть указаны члены семьи нанимателя, которые проживают в жилом помещении, а также прописаны условия по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Договор найма в частном жилищном фонде заключается в простой письменной форме и обязательно подписывается обеими сторонами.
При этом необходимо учитывать, что договор найма не может быть заключен между супругами, родителями и несовершеннолетними детьми, опекуном и опекаемым.

Я состою в зарегистрированном браке, но супруг проживает отдельно в своей квартире. Почему в отделе субсидий с меня потребовали документы о доходах супруга за 6 месяцев, ведь я живу одна?
Правилами предоставления субсидий установлено, что субсидии предоставляются гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
Но при определении дохода семьи независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы супругов, а также родителей и несовершеннолетних детей.
Российское законодательство не обязывает супругов быть зарегистрированными в одном жилом помещении, но предписывает им материально поддерживать друг друга и считает все доходы совместными. Так что если Вами не будет представлена справка о доходах супруга, в предоставлении субсидии Вам будет отказано по причине предоставления неполных сведений о доходах.
Какие установлены сроки предоставления субсидии?
Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев. По истечении 6 месяцев гражданин может подтвердить право на субсидию, представив комплект документов для нового назначения.
При представлении документов с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца. Если документы представляются с 16-го числа до конца месяца – с 1-го числа следующего месяца.
Решение о предоставлении субсидии или об отказе в её предоставлении принимается в течение 10 рабочих дней с даты получения всех документов.

В отопительный период сложно было дозвониться для того, чтобы записаться на прием и оформить субсидию. Можно ли подойти без записи? В соответствии с Административным регламентом приём граждан в управлении субсидий ведется с предварительной записью.

Запись производится по телефонам: 75-70-06; 75-70-03, которые находятся в исправном состоянии. Кроме того, записаться можно в помещении управления социальных субсидий.
В прошедший отопительный период резко возросло количество граждан, обратившихся за получением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Так, в октябре 2016 года количество семей, которым субсидия была предоставлена, возросло в 1,5 раза по сравнению с октябрем 2015 года.
Поэтому мы рекомендуем не ждать начала отопительного периода, а уже сдавать документы для получения субсидии.
В случае если Вы сейчас обратитесь за предоставлением субсидии, и Вам будет назначена субсидия сроком на 6 месяцев, но в результате расчета субсидии в летний период получится отрицательная величина субсидии, выплата субсидии будет Вам произведена в отопительный период. При этом повторно за назначением субсидии Вы можете обратиться по окончании срока предоставления Вам субсидии.
Кроме того, прием документов для назначения субсидии ведется в «Многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг» по адресу: г. Энгельс, пл. Свободы, д. 15б. Часы приема: с понедельника по пятницу с 9.00 час. до 20.00 час.; суббота с 9.00 час. до 17.00 час.

Судебные решения, арбитраж Разделы:

Оплата жилья и коммунальных услуг ;

Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу N 33-8499/13
Председательствующий: Мосолова И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Мотрохова А.Б.
судей областного суда Зубовой Е.А., Башкатовой Е.Ю.
при секретаре К.
рассмотрела в судебном заседании от дело по апелляционной жалобе П.Я. на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от , которым постановлено: «Исковые требования П.Я. к Казенному учреждению Омской области «Многофункциональный Центр предоставления государственных и муниципальных услуг» о признании недействительным решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязании выплаты субсидии, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи областного суда Зубовой Е.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

установила:

П.Я. обратился в суд с иском к КУ Омской области «Многофункциональный Центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — КУ Омской области «МЦПГиМУ»), указав, что обратился к ответчику с заявлением о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в чем ему было отказано. Мотивом отказа послужило предоставление им неполных сведений о наличии доходов, . Просил суд признать решение ответчика от недействительным, взыскать невыплаченную субсидию компенсацию морального вреда , расходы по госпошлине .
В судебном заседании истец П.Я. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика КУ Омской области «МЦПГиМУ» З. иск не признала, пояснила, что истцом предоставлены неполные сведения о своих доходах.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе П.Я. просит решение суда отменить, ссылается на его незаконность и необоснованность, нарушение судом норм материального права. Отмечает, что разницу между суммой субсидии за сентябрь 2012 г. по февраль 2013 г., полученными доходами и расходами на оплату коммунальных услуг, он покрыл за счет имеющихся у него сбережений. Полагает, что имеет право на субсидию, поскольку доход за сентябрь 2012 г. по февраль 2013 г., исходя из которого, определяется его право на субсидию, позволяет ее получить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. 120 — 122).
Проверив дело, заслушав П.Я., поддержавшего доводы жалобы, представителя КУ Омской области «МЦПГиМУ» З., полагавшую решение законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда находит решение суда подлежащим отмене по пунктам 1, 3 части 1 статьи 330 ГПК РФ.
По смыслу статей 56, 196 ГПК РФ суд определяет круг обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу.
Отказывая в удовлетворении исковых требований П.Я. к КУ Омской области «МЦПГиМУ» о признании недействительным решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязании выплаты субсидии, взыскании компенсации морального вреда, суд исходил из того, что П.Я. не может быть отнесен к социально незащищенным слоям населения, так как им не представлено доказательств наличия у него права на получение социальной поддержки от государства на оплату жилья и коммунальных услуг, поэтому решение ответчика от об отказе П.Я. в предоставлении субсидии на оплату содержания жилья и коммунальных услуг по причине наличия в представленных им документах недостоверных сведений является правомерным.
Кроме того, судом первой инстанции отклонены все доводы П.Я. о его материальном положении и источнике дохода, указано на отсутствие сведений о ранее полученных П.Я. доходах, обеспечивающих существование с получением ежемесячного дохода ниже прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения страны.
С данными выводами суда судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее — субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
В силу части 7 указанной статьи, порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно пункту 8 указанных Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее — заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением соответствующих документов, в частности: а) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, — в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. б) документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги; в) копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена); д) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
При этом пункт 10 Правил устанавливает, что не допускается требовать от граждан иные документы.
В соответствии с пунктом 32 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (далее — расчетный период).
На основании пункта 34 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 — 12 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1257), с учетом видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от N 512 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 34, ст. 3374), за исключением денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в виде скидок в оплате. Указанное изъятие применяется также в отношении одиноко проживающих граждан.
Как следует из материалов дела, П.Я. обратился в филиал КУ Омской области «ЦСВиМТО по г. Омску «ЦСВиМТО ЦАО г. Омска» за предоставлением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, представив заявление и пакет документов, в том числе,
Как следует из подпунктов 1, 2 пункта 2.3.2 Устава КУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», утвержденного распоряжением Министерства труда и социального развития Омской области от N 240-р, Учреждение осуществляет прием заявлений на предоставление субсидий с прилагаемыми документами и принимает решение о предоставлении гражданам субсидий или об отказе в их предоставлении и осуществляет расчет субсидий в порядке, установленном законодательством, и в соответствии с региональными стандартами стоимости жилищно-коммунальных услуг и нормативной площади жилого помещения.
Таким образом, П.Я. подал в уполномоченный орган в установленном порядке заявление на предоставление субсидии, к которому приложил все необходимые документы, в том числе и сведения о доходах.
Проанализировав данные документы, ответчик отказал истцу в предоставлении субсидии по причине наличия в предоставленных документах недостоверных сведений в соответствии с пунктом 14 Постановления Правительства РФ от N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», в соответствии с которым, представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Наличие недостоверных сведений в представленных истцом документах уполномоченный орган мотивировал тем, что из представленных им документов было установлено, что заявитель нигде не работает, единственным источником его дохода является доход от сдачи внаем ? доли жилого помещения принадлежащего заявителю по праву собственности, в размере . При наличии задекларированного заявителем дохода с сентября 2012 г. по февраль 2013 г. в размере размер представленной субсидии за тот же период составил 6 , из которых заявитель израсходовал на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сумму .
В обоснование указанной разницы между суммой субсидий за период с сентября 2012 г. по февраль 2013 г., полученными доходами и расходами на оплату коммунальных услуг истец указывал, что он покрывал ее за счет имеющихся у него небольших сбережений, что и было подтверждено П.Я. при рассмотрении настоящего гражданского дела в суде первой инстанции, указавшим на наличие у него сбережений в размере (протокол судебного заседания от л.д. 103 — 107).
Тот факт, что у П.Я. имелись сбережения, часть из которых он тратил на оплату коммунальных услуг, не позволяет прийти к категоричному выводу о недостоверных сведений о доходах в представленных истцом документах.
Пункт 11 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусматривает право уполномоченных органов проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции представитель ответчика КУ Омской области «МЦПГиМУ» — З. пояснила, что доказательствами недостоверности сведений в представленных истцом документах не располагает.
В ходе судебного разбирательства такие доказательства ответчиком также не были представлены.
Из сообщения ГУ — ОРО ФСС РФ от следует, что сведениями о суммах заработной платы, иных выплатах и вознаграждениях, которые включались в базу для начисления страховых взносов на индивидуальный расчетный счет П.Я. за период с по этот орган не располагает.
Согласно данных ИФНС России N по ЦАО г. Омска от , сведениями о доходах П.Я. за 2012 г. не располагает.
Полученный истцом доход подтвержден договором от , заключенным между П.Я. и его сестрой П.Л. предметом которого является аренда (л.д. 30).
Таким образом, факт недостоверности сведений в представленных истцом документах не установлен, оснований для отказа в предоставлении субсидии не имелось.
Согласно расчету ответчика в случае предоставления П.Я. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с до ее размер составил бы (л.д. 88).
Данный расчет был подтвержден в суде апелляционной инстанции представителем ответчика и не оспаривался истцом.
Порядок предоставления субсидий и перечисления их получателям установлен указанными выше Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от г. N 761, дополнительного подтверждения его судебным решением в виде взыскания денежных сумм в пользу истца не требуется.
Апелляционное производство, как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает рассмотрение дела в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. С целью осуществления предоставленных процессуальных полномочий суд апелляционной инстанции наделен правом самостоятельной оценки имеющихся в деле, а также дополнительно представленных доказательств (часть 1 статьи 327.1 ГПК РФ).
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 330 ГПК РФ неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, являются основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение подлежащим отмене с вынесением нового решения, которым считает необходимым удовлетворить исковые требования П.Я. в части, признав незаконным решение ответчика от об отказе в предоставлении П.Я. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязав его предоставить П.Я. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с до в размере .
По правилам ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные последним расходы по госпошлине в размере (л.д. 2 — 3).
В остальной части иск удовлетворению не подлежит.
Казенное учреждение не относится к перечню органов, на которые распространяются положения Федерального закона РФ от N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», поэтому в рамках указанного закона моральный вред с ответчика взыскан быть не может, как и не может он быть взыскан по нормам гражданского законодательства, поскольку в силу положений ст. ст. 151, 1099 ГК РФ, взыскание компенсации морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина возможно лишь в случаях, предусмотренных законом. А Жилищным кодексом РФ, регулирующим отношения по предоставлению субсидий, компенсация морального вреда не предусмотрена.
Руководствуясь ст. ст. 328 — 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда,

определила:

решение Куйбышевского районного суда г. Омска от отменить, принять новое решение по делу.
Признать незаконным решение Казенного учреждения Омской области «Многофункциональный Центр предоставления государственных и муниципальных услуг» от 19.03.2013 г. об отказе в предоставлении П.Я. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Обязать Казенное учреждение Омской области «Многофункциональный Центр предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставить П.Я. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период .
Взыскать с Казенного учреждения Омской области «Многофункциональный Центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в пользу П.Я. расходы по госпошлине в размере .
В остальной части иска отказать.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом» при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

На нашем сайте мы уже неоднократно писали о последних изменениях в судебной практике Верховного суда РФ, касающейся жилищных и семейных правоотношений. Сегодня мы остановимся на решении от 15 июля 2014 года № АКПИ14-576, которым Верховный суд РФ защитил права граждан по предоставлению субсидии на оплату коммунальных услуг, предоставлению субсидии на оплату жилого помещения. В тоже время процессуальная сторона разрешения судебного спора намного интересней фактических обстоятельств данного дела.

С 2006 года в России действует совместный приказ Минздравсоцразвития № 403 и Минрегиона № 58 «Об утверждении методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Пунктом 74 данных рекомендаций предусмотрено, что, если помимо заявителя и членов его семьи в жилом помещении зарегистрированы иные лица, то при определении расходов на оплату коммунальных услуг и жилого помещения заявителя и членов его семьи применяется региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, приходящийся на одного члена семьи, численность которой принимается равной количеству всех граждан, зарегистрированных в данном жилом помещении по месту жительства, независимо от основания проживания и наличия или отсутствия у них самостоятельного права на субсидию.

В Верховный суд РФ от одного из наших сограждан потупила жалоба о том, что положения пункта 74 методических рекомендаций лишают его права на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства и Министерства регионального развития категорически возражали против удовлетворения жалобы гражданина.

При рассмотрении дела Верховный суд РФ занял следующую правовую позицию: согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, не могут применяться, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения. Положения пункта 74 методических рекомендаций касаются реализации гражданами, предусмотренного статьёй 159 Жилищного кодекса РФ права на субсидии, то есть, безусловно, затрагивают права граждан. Следовательно, акт, содержащий оспариваемый пункт, подлежал регистрации в Минюсте РФ и официальному опубликованию. В пункте 17 Постановления пленума ВС РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» сказано: если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства, влекущие признание акта недействующим (в частности, несоблюдение предусмотренных правил введения актов в действие), суд вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования фактических обстоятельств дела.

Верховный суд установил, что методические рекомендации не прошли государственную регистрацию в Минюсте РФ и не были официально опубликованы. На основании изложенного Верховный cуд Российской Федерации удовлетворил поданное заявление и признал пункт 74 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг недействующим со дня принятия.

Читайте также:

Можно ли сдавать комнату в коммунальной квартире без согласия соседей.

Должны ли наследники выплачивать долг по алиментам наследодателя.

Взыскание алиментов от продажи недвижимого имущества.

Право на принудительный обмен жилого помещения.

Что делать, если вашу квартиру залили соседи.

Как признать гражданина недееспособным.

Что входит в состав наследственной массы.

Право родственников на наследство.

Похожие статьи