Закон для васРазноеСубсидиями называют средства предоставляемые бюджету другого уровня

Субсидиями называют средства предоставляемые бюджету другого уровня

Нет времени читать? Сохрани

.Главными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются

  1. уровень инфляции, в том числе темпы роста цен и кредитная ставка коммерческих банков

  2. объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции

  3. уровень ставки рефинансирования Центрально Банка Российской Федерации

  4. объем производства промышленной продукции зарубежных стран

2.Доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за

соответствующими бюджетами, называются

  1. налоговыми

  2. неналоговыми

  3. собственными

  4. регулирующими

3.Центральным фондом денежных средств является

  1. инвестиции

  2. государственный бюджет

  3. себестоимость

  4. стипендия

4.Субсидиями называют средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, юридическому или физическому лицу на условиях…

  1. покрытия текущих расходов

  2. долевого финансирования целевых расходов

  3. осуществления определенных целевых расходов

  4. финансирования социальных программ

.Одной из отличительных особенностей международных финансовых рынков является…

  1. отсутствие географических границ

  2. участники сделок – физические лица

  3. операции не стандартизованы

  4. операции проводятся только с 9:00 до 18:00

6.Региональная финансовая организация Евросоюза, оказывающая финансовую поддержку социальной политике ЕС называется…

  1. европейский инвестиционный банк

  2. европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства

  3. европейский социальный фонд

  4. европейский фонд регионального развития

7. Финансовыми отношения внутри предприятия не являются…

  1. отношения, связанные с производством и реализаций продукции

  2. отношения по поводу образования и использования централизованных денежных фондов

  3. отношения с рабочими и служащими

  4. отношения, связанные с взаимным кредитованием

8.К каналам получения предприятиями финансовых ресурсов из финансовой системы относят…

  1. бюджетное финансирование

  2. амортизационный фонд

  3. оборотные средства

  4. средства от продажи акций предприятия

9.Часть активов предприятия, вложенная в основные средства, незавершенные долгосрочные инвестиции, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, называется ___________ капитал.

  1. основной

  2. оборотный

  3. заемный

  4. резервный

10.Принцип ___________ означает полную окупаемость затрат на производство и

реализацию продукции и инвестирование за счет собственных денежных средств.

  1. материальной заинтересованности в результатах деятельности

  2. хозяйственной самостоятельности

  3. самофинансирования

  4. материальной ответственности

11. Принципы бюджетного устройства РФ….

  1. демократический централизм; партийность; самостоятельность

  2. партийность; самостоятельность; полнота

  3. единство; самостоятельность; гласность; полнота

  4. единство; самостоятельность; полнота

12. Согласно поправке к Бюджетному кодексу Российской Федерации Государственная Дума рассматривает проект федерального бюджета на очередной бюджетный год в _________ чтениях.

13. Основным источником формирования Пенсионного фонда Российской Федерации является …

  1. соответствующая доля единого социального налога

  2. страховые взносы физических лиц

  3. перечисления из бюджета

  4. пенсионный налог

14. Группировкой заемных средств, привлекаемых для финансирования дефицитов бюджетов является …

  1. классификация источников формирования дефицитов бюджетов

  2. классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета

  3. ведомственная классификация расходов федерального бюджета

  4. совокупность внутренних долгов и долгов субъектов федерации

15. Принцип самостоятельности бюджета означает …

  1. достижение заданных результатов при минимуме расходов

  2. наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня

  3. публикация утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении

  4. реалистичность расчетов доходов и расходов

16.Субсидиями называют средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, юридическому или физическому лицу на условиях…

  1. долевого финансирования целевых расходов

  2. покрытия текущих расходов

  3. финансирования социальных программ

  4. осуществления определенных целевых расходов

17.Доходом домашнего хозяйства, который в будущем может исчезнуть, считается ___________ доход.

  1. прогнозный;

  2. постоянный;

  3. значительный;

  4. временный.

18.Часть денежных расходов домашних хозяйств в форме _____________ служит источником для расширения кредитных отношений

  1. платы за товары и услуги;

  2. платы за иностранную валюту;

  3. сбережений во вкладах;

  4. оплаты обязательных платежей.

19.В целях недопущения низкого уровня оплаты труда и социальной защиты населения в Российской Федерации принят закон…

  1. «О недопущении низкой оплаты труда»;

  2. «Об уровне оплаты труда»;

  3. «О поддержке малоимущих слое населения»;

  4. «О минимальном размере оплаты труда».

20.Финансы домашних хозяйств выступают первичным элементом социально-экономической структуры общества, являясь звеном в финансовой системе на уровне…

  1. субъекта федерации;

  2. всего населения;

  3. отдельной семьи;

  4. муниципалитета.

21.Звеном финансовой системы НЕ является…

  1. внебюджетные фонды;

  2. бюджетные фонды;

  3. структурные подразделения предприятий;

  4. финансы домашних хозяйств.

22.Деятельность, которая предполагает изучение периодической или годовой бухгалтерской финансовой отчетности называется…

  1. ревизией;

  2. экономическим анализом;

  3. проверкой;

  4. обследованием.

23.Видами местных бюджетов НЕ являются…

  1. поселковый;

  2. районный;

  3. окружной;

  4. городской.

24.Проведение финансовой политики НЕ включает…

  1. разработку экономической политики;

  2. определение уровня заработной платы;

  3. разработку проекта федерального бюджета;

  4. определение источников финансирования дефицита бюджета.

25.Пассивная форма государственного кредита проявляется в…

  1. заимствовании государством средств у населения и предприятий;

  2. кредитовании государством населения;

  3. кредитовании государством конкретных предприятий;

  4. перераспределении средств между предприятиями.

26.Финансовая помощь вышестоящих бюджетов распределяется через…

  1. федеральные программы;

  2. бюджеты хозяйствующих субъектов;

  3. бюджеты организаций;

  4. региональные бюджеты.

27.Сумма превышения расходов государственного бюджета над его доходами носит название…

  1. сальдо

  2. государственный долг

  3. профицит

  4. дефицит

28.В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоги в России разделены на…

  1. фискальные, регулирующие, социальные

  2. общие, частные

  3. обязательные, косвенные

  4. федеральные, региональные, местные

29. Бюджетное регулирование – это

  1. Перераспределение средств между различными статьи бюджета

  2. Управление государственными активами

  3. Управление государственным долгом

  4. Управление финансами субъектов хозяйственной деятельности

30. Группировкой заемных средств, привлекаемых для финансирования дефицитов бюджетов, является …

  1. Ведомственная классификация расходов федерального бюджета

  2. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

  3. Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета

  4. Совокупность внутренних долгов и долгов субъектов федерации

. Соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов означает принцип _______________ бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

  1. Полноты отражения доходов и расходов

  2. Эффективности и экономности

  3. Сбалансированности

  4. Контроля

. Бюджетная система Российской Федерации включает

  1. Местные бюджеты

  2. Государственный кредит

  3. Бюджеты коммерческих банков

  4. Бюджеты государственных предприятий

. В структуру финансового рынка не входит…

  1. Рынок ссудного капитала

  2. Рынок товаров и услуг

  3. Фондовый рынок

  4. Валютный рынок

.Финансы – это…

  1. Система кредитования

  2. Система денежных отношений

  3. Деньги (купюры)

  4. Система бюджетирования

. Региональная финансовая организация Евросоюза, оказывающая финансовую поддержку социальной политике ЕС называется…

  1. Европейский инвестиционный банк

  2. Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства

  3. Европейский социальный фонд

  4. Европейский фонд регионального развития

Межбюджетные отношения определяются как взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса (ст. 6 БК РФ). Это определение межбюджетных отношений более полное по сравнению с прежним, ранее содержавшимся в ст. 129 БК РФ, где межбюджетные отношения определялись как отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, но в то же время не лишено недостатков. Так, законодатель опять не учел неоднократно высказывавшееся мнение в научной литературе о том, что в межбюджетные отношения вступают не органы государственной или местной власти как самостоятельные субъекты финансового права, а непосредственно общественно-территориальные образования в целом, т.е.

Бюджетная система (стр. 3 из 6)

РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. Общественно-территориальные образования вступают в финансовые правоотношения посредством специально уполномоченных органов власти.

Другим недостатком определения межбюджетных отношений является использование словосочетания «по вопросам регулирования бюджетных правоотношений», грамотнее с точки зрения юридической техники было бы написать «по вопросам регулирования бюджетных отношений». Дело в том, что когда в нормативном правовом акте речь идет о регулировании, то понимается правовое регулирование, а нормы права регулируют, в свою очередь, общественные отношения, а не правоотношения; общественные отношения становятся правоотношениями в том случае, если они будут урегулированы нормами права.

Поэтому точнее было бы дать определение межбюджетных отношений как взаимоотношений между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных отношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные трансферты определяются как средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ (ст. 6 БК РФ). Исходя из анализа определений межбюджетных отношений и межбюджетных трансфертов, можно сделать вывод о том, что межбюджетные трансферты осуществляются в рамках межбюджетных отношений. Поэтому, несмотря на новое наименование гл. 16 БК РФ «Межбюджетные трансферты», нормы, содержащиеся в ней, регулируют не что иное, как межбюджетные отношения.

Предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется в различных формах. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, перечислены в ст. 129 БК РФ; формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ, — в ст. 135 БК РФ; а формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, — в ст. 142 БК РФ.

Так, формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, являются:

1) дотации бюджетам субъектов РФ из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ;

2) субсидии бюджетам субъектов РФ из Федерального фонда регионального развития;

3) субсидии бюджетам субъектов РФ из Федерального фонда софинансирования социальных расходов;

4) субвенции бюджетам субъектов РФ из Федерального фонда компенсаций;

5) финансовая помощь бюджетам отдельных муниципальных образований;

6) иные безвозмездные и безвозвратные перечисления;

7) бюджетные кредиты бюджетам субъектов Российской Федерации.

Для анализа правовых основ предоставления межбюджетных трансфертов в указанных формах необходимо определить ключевые понятия и их соотношение: дотации, субсидии, субвенции, финансовая помощь, безвозмездные и безвозвратные перечисления, бюджетные кредиты.

Определение понятий дотаций, субсидий, субвенций и бюджетных кредитов дается в ст. 6 БК РФ. Дотации — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. Обращаем внимание, что в новой редакции БК РФ из определения дотации исключено их направление на финансирование текущих расходов бюджета — получателя дотации. Субвенции — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит — это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. В рамках заявленной темы нас будут интересовать дотации и только те субвенции, субсидии и бюджетные кредиты, которые предоставляются бюджетам другого уровня бюджетной системы РФ.

Общим для дотаций, субвенций и субсидий является их безвозмездный и безвозвратный характер. Отличительной чертой субвенций и субсидий от дотаций является их целевой характер. А субвенции и субсидии разграничиваются по объемам финансирования: за счет субвенции полностью финансируются те или иные целевые расходы, а субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит предоставляется на возмездной и возвратной основе, что полностью соответствует самой сущности кредита. Возвратностью и возмездностью бюджетный кредит отграничивается от дотаций, субвенций и субсидий. Здесь уместно сказать о том, что такая форма финансовой помощи, как бюджетная ссуда, по многим признакам совпадающая с бюджетным кредитом, была исключена из БК РФ Федеральным законом от 20 августа . N 120-ФЗ. Под бюджетной ссудой понимались бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений. Исключение предоставления бюджетных ссуд из межбюджетных отношений в большей степени было обусловлено низким уровнем возврата их в бюджет, предоставивший такую ссуду, а также отсутствием материальных стимулов по их получению и возврату, поскольку бюджетные ссуды, как правило, предоставлялись на безвозмездной основе. В настоящее время бюджетные ссуды полностью заменены бюджетными кредитами. На наш взгляд, такая позиция законодателя вполне обоснованна, поскольку повышает ответственность органов власти, исполняющих бюджет соответствующего уровня бюджетной системы, за возврат бюджетного кредита.

Следующее понятие, которое названо при перечислении форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, — финансовая помощь. Данное понятие используется в действующей редакции БК РФ (ст.

ст. 41, 129, 135, 139, 142, 142.1), но определение финансовой помощи и ее форм отсутствует. Это тоже, по нашему мнению, является недоработкой законодателя. Исходя из содержания статей БК РФ, в которых употребляется термин «финансовая помощь», можно сделать вывод о том, что под финансовой помощью законодатель понимает, во-первых, что финансовая помощь относится к безвозмездным и безвозвратным перечислениям, во-вторых, она предоставляется только в форме дотаций и субсидий. Таким образом, понятие финансовой помощи значительно сужено по сравнению с ранее действовавшей редакцией БК РФ. До введения в действие ФЗ от 20 августа . N 120-ФЗ формами финансовой помощи помимо дотаций и субсидий являлись субвенции, бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Как выше было сказано, в настоящее время вообще не используется такая форма, как бюджетные ссуды, а что касается субвенций и бюджетных кредитов, то они выведены за рамки понятия финансовой помощи. Это связано с тем, что бюджетные кредиты и субвенции из федерального и региональных фондов компенсаций не относятся к собственным доходам бюджетов (ст. 47 БК РФ).

Еще одной формой межбюджетных трансфертов абз. 5 ст. 129 БК РФ называет «иные безвозмездные и безвозвратные перечисления». Поскольку данная форма названа после таких форм, как финансовая помощь (дотации и субсидии) и субвенции, то соответственно дотации, субсидии и субвенции являются разновидностями безвозмездных и безвозвратных перечислений, причем ту особенность, что дотации, субвенции и субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах, мы подчеркивали выше, анализируя определения данных понятий в ст. 6 БК РФ. В то же время безвозмездные и безвозвратные перечисления могут осуществляться и в других формах.

Понятие безвозмездных и безвозвратных перечислений как доходов бюджетов шире того, которое следует из анализа положений ст. 129 БК РФ. Понятие безвозмездных и безвозвратных перечислений содержится в п. 5 ст. 41 БК РФ, согласно которому к безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся не только перечисления в виде финансовой помощи (дотаций и субсидий) и субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы, но безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов, а также безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

Но в целях раскрытия заявленной проблематики нас будут интересовать только те безвозвратные и безвозмездные перечисления, которые поступают от бюджета одного уровня бюджетной системы бюджету другого уровня бюджетной системы РФ.

Добавлено в закладки: 0

Что такое межбюджетные трансферты? Описание и определение понятия.
 Межбюджетные трансферты — это средство межбюджетного контроля, которое заключается в передаче средств в бюджетной системе страны, из одного бюджета в другой.

Межбюджетные трансферты, будучи важной частью бюджетной системы, исполняют такие функции:

  • возмещают бюджетам, которые находятся на нижних уровнях системы, расходы, которые связаны с исполнением задач общенационального значения, когда собственных поступлений в бюджет для их компенсации недостаточно;
  • устраняют горизонтальные диспропорции меж бюджетами, в том числе дают возможность разрешить некоторые социальные проблемы, которые возникают во время экономических спадов, наблюдающихся в регионах;
  • стимулируют к усилению налогового потенциала местные власти.

На практике проведение функций межбюджетных трансфертов можно осложнить рядом проблем. В частности, появляются «торги» меж бюджетами разных уровней при решении вопросов возмещения расходов на общенациональные задачи.

Разрешению подобных трудностей способствует создание стабильных формализованных технологий выделения и получения межбюджетных трансфертов. Среди межбюджетных трансфертов также возможны бюджетные кредиты и дотации.

Трансфе́рт (фр. transfert, от лат. transfero — перемещаю, переношу):

  • Переход населения какой-нибудь территории из одного гражданства в другое ввиду с передачей территории, на которой проживает, одним государством другому. К примеру, взаимный обмен греческих подданных Турции на мусульман-подданных Греции по одному из итоговых документов, которые были подписаны в ходе Лозаннской конференции 1922—1923 гг.
  • Перевод золота или иностранной валюты из одной страны в другую.
  • Перевод нормы из одного кодекса (закона) в другой в процессе кодификации и систематизации законодательства.
  • Передача одним лицом другому лицу права владеть ценными именными бумагами. Изменение прав собственности на бумаги оформляет изменение записей в реестре.
  • Операция, при которой институциональная единица, которая предоставляет актив (нефинансовый или финансовый), товар, услугу другой единице, взамен не получает никаких возмещений (в виде актива, товара, услуги).
  • Социальные выплаты. Финансовая помощь бюджета вышестоящего уровня нижестоящему (межбюджетный трансферт). К примеру, финансовая помощь федерального бюджета региональному бюджету, регионального — местному.
  • Процесс внутреннего ценообразования внутри организации. К примеру, в банках доходы от кредитов перераспределяют так, чтобы обеспечить прибыль подразделению, которое выдало кредит и подразделениям, которые привлекли депозиты, фондирующие этот кредит.

Рассмотрим, более детально, что значит межбюджетные трансферты.

Всем бюджетам присуще наличие закрепленных доходов. но это вовсе не означает, что их материальный объем всегда в достаточной мере покрывает необходимые затраты.

Поэтому у вышестоящих органов государственной власти возникает необходимость ежегодного утверждения отчислений от своих источников доходов в нижестоящие бюджеты в целях сбалансированности их доходов и расходов.

Принципы межбюджетных отношений

Межбюджетные отношения в государстве базируются на таких основных принципах:

  1.  принцип разделения и закрепления доходов всех бюджетов по определенным уровням бюджетной системы государства;
  2.  принцип распределения и утверждения расходов всех бюджетов по определенным уровням бюджетной системы государства;
  3.  принцип максимального эффективного выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов всех уровней бюджетной системы государства.

Регулирование межбюджетных отношений существует для того, чтобы обеспечить соответствия между полномочиями государственных органов на осуществление расходов, которые закреплены законодательными актами за республиканским и местными бюджетами, а также бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать исполнение этих полномочий. К межбюджетным отношениям относят прежде всего оказание финансовой помощи, которая называется межбюджетными трансфертами. Например, финансовая помощь федерального бюджета региональному бюджету, или регионального — местному.

Виды трансфертов

По виду различают трансферты капитальные и текущие.

Капитальные трансферты представляют собой безвозмездную передачу права собственности на активы (кроме наличных денег и материальных оборотных фондов) или передачу необходимых средств для их приобретения от одной институциональной единицы к другой. Обычно капитальные трансферты  являются единовременными и существенными по величине операциями, связанными с приобретением или выбытием активов у участников этой операции.

Они включают:

  • налоги на капитал;
  • инвестиционные субсидии;
  • разные другие капитальные трансферты.

К текущим трансфертам относятся:

  • текущие налоги на доходы;
  • отчисления на социальное страхование;
  • социальные пособия; штрафы и так далее.

Суть и предназначение межбюджетных трансфертов

Для значительного повышения эффективности и результативности решения текущих задач территориальных бюджетов, важную роль играют межбюджетные трансферты.

Межбюджетные трансферты — это бюджетные средства, которые передаются на безвозвратной и безвозмездной основе из одного бюджета в другой бюджет (как правило, из вышестоящего нижестоящему).

Межбюджетные трансферты осуществляются через разные Российские фонды, а именно: Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Фонд компенсаций, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд регионального развития.

В настоящее время все существующие в России межбюджетные трансферты можно условно разделить на следующие группы:

  1. нецелевые (или их еще называют блочные) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
  2. целевые трансферты;
  3. компенсационные выплаты.

В соответствии с бюджетным законодательством государства межбюджетные трансферты могут предоставляться в разных формах: дотации, субвенци и другие межбюджетные трансферты. 

Бюджетным кодексом Российской Федерации определены такие формы межбюджетных трансфертов:

Бюджетный кредит — это особая форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление необходимых средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;

Дотация — это бюджетные средства государства, которые предоставляются бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе. Дотации осуществляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Предоставляются дотации при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Дотация – это межбюджетный трансферт, который предоставляется , как правило, из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету только в том в случае, если для сбалансированности нижестоящего бюджета собственных и регулирующих доходов недостаточно. Объем дотации на планируемый период определяется на основании нормативов бюджетной обеспеченности и корректирующих коэффициентов нормативов бюджетной обеспеченности.

Под нормативом бюджетной обеспеченности понимается главным образом гарантированный государством в пределах имеющихся бюджетных средств уровень финансового обеспечения полномочий местных исполнительных и распорядительных органов.

Субвенция — это средства бюджета, которые переданы бюджету другого уровня бюджетной системы. Субвенция– это говоря более точно межбюджетный трансферт, предоставляемый другому бюджету (обычно нижестоящему) на осуществление определенных целевых расходов.

Целевое назначение и состав межбюджетных трансфертов формируют на основании расходов федерального бюджета, при этом учитываются изменения бюджетного и налогового законодательства в стране.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета Российской Федерации поступают в таких видах:

  • дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
  • субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
  • субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
  • иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

Многообразие типов и видов трансфертов продиктовано их назначением в практике межбюджетного регулирования.

Межбюджетные трансферты подразделяются на следующие виды:

  1. дотация выравнивания;
  2. субвенция;
  3. средства, которые передаются в государственный бюджет и местных бюджетов из других местных бюджетов;
  4. дополнительная дотация.

Межбюджетные трансферты: понятие, формы, условия предоставления

Все типы трансфертов разделяют по критериям назначения на следующие группы:

Дотация выравнивания, которую получают бюджеты областного уровня, городов областного значения и районов, чья доходная способность недостаточна для финансирования направленных государством расходов соответствующего бюджета. Объём дотации выравнивания рассчитывают на основании Порядка, который каждый год утверждается решением Кабинета Министров. Финансы, полученные бюджетами от дотации выравнивания, не имеют целевого назначения, то есть их можно применять соответствующими территориальными органами власти для финансирования делегированных государством расходов в соответствии со спецификой соответствующей территориальной единицы. В отличие от субвенции, которую выделяют на конкретные цели, дотация не имеет целевого характера.

Субвенции – трансферты, предоставляемые для осуществления определенных государством расходов; эти средства нельзя применять не по целевому назначению. Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов считают субвенцией.

Средства, предоставляемые в бюджет государства и местные бюджеты из других местных бюджетов – это избыточные средства, они, если доход на способность выше расчетного объема расходов, передаются в бюджет государства и местные бюджеты. Говоря иначе, если расчетный объем доходов бюджета местных бюджетов, для которых  в государственном бюджете определяются межбюджетные трансферты, будет превышать расчетный объем расходов соответствующего бюджета, рассчитанный с применением финансовых нормативов бюджетной обеспеченности и корректирующих коэффициентов, для такого бюджета устанавливается объем средств, которые подлежат передаче в государственный бюджет из местных бюджетов.

Дополнительные дотации – средства, предоставляемые на безвозмездной и невозвратной основе в связи с определенными обстоятельствами (такими, например, являются неравномерность размещения сети бюджетных учреждений, увеличение расходов местных бюджетов вследствие принятия правительством необходимых законодательных актов – например, увеличение размера минимальной заработной платы, повышение окладов работникам бюджетных учреждений).

 Субсидии – это бюджетные средства, которые предоставляются бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, а также юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Для дотаций, субвенций и субсидий общим фактором является их характер – безвозмездный и безвозвратный. Основной отличительной чертой субвенций и субсидий от дотаций является их целевой характер. А субвенции и субсидии разграничиваются по объемам финансирования: за счет субвенции полностью финансируются те или иные целевые расходы, а субсидии предоставляются только на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит предоставляется только на возмездной и возвратной основе, что полностью соответствует самой сущности кредита. Бюджетный кредит отличается от дотаций, субвенций и субсидий полной возвратностью и возмездностью . На сегодня бюджетные ссуды полностью заменены бюджетными кредитами.

Финансовая помощь относят к безвозмездным и безвозвратным перечислениям, к тому же, она предоставляется только в форме дотаций и субсидий.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся не только перечисления в виде финансовой помощи (дотаций и субсидий) и субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы, но безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов, а также безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, сюда относя также добровольные пожертвования.

Формирование фонда бюджетных трансфертов может осуществляться как:

  1. частичные отчисления от одного или нескольких налогов, которые поступают в государственный бюджет;
  2. ежегодные ассигнования из бюджета государства;
  3. объем расходов местных организаций.

В целом считается, что стабильной частью бюджетных трансфертов являются именно те, чей источник привязан к доходам государственного бюджета. В тех государствах где экономическая ситуация стабильная бюджетные трансферты, которые имеют природу бюджетных дотаций, финансируются именно из такого источника. Что касается связанных бюджетных трансфертов, то наиболее подходящим для них источником являются расходы бюджета в зависимости от объема местных расходов.

Методы распределения бюджетных трансфертов

Мировая практика выделяет следующие методы распределения бюджетных трансфертов:

  •  Пропорционально доходам местного сообщества;
  •  Многофакторная формула;
  •  Компенсация фактических расходов местных общин;
  •  Как часть годового бюджета местных общин.

Чтобы распределить бюджетные дотации часто применяются второй и четвертый методы, для связанных бюджетных трансфертов – первый и третий.

Межбюджетные трансферты — это совокупность отношений, которые возникают в процессе перечисления средств из одного бюджета бюджетной системы государства в другой.
Отношения между разными уровнями государственной власти, также как и характер межбюджетных отношений, обязательно закрепляются в Конституции страны.

Основные функции межбюджетных трансфертов

Межбюджетные трансферты, как часть системы межбюджетных отношений, призваны выполнять такие функции:

  • возмещать бюджетам нижних уровней расходы на услуги общенационального назначения, если эти расходы превышают другие поступления в эти бюджеты;
  • способствовать устранению проблем, возникающих в связи с горизонтальными диспропорциями, в том числе решению социальных проблем, связанных с региональными экономическими спадами;
  • служить для местных властей стимулом по активизации их деятельности в наращивании налогового потенциала.

Ассигнования в системе межбюджетных трансфертов

В федеративных государствах система межбюджетных трансфертов , как правило, включает обусловленные и безусловные ассигнования.

Обусловленные трансферты предполагают, во-первых, наличие определенных условий их предоставления, а во-вторых, финансовую ответственность и полную отчетность получателей трансфертов. Обычно обусловленные трансферты направлены на финансирование проектов деятельности, которые соответствуют национальным интересам государства и которые без данных трансфертов не могут быть реализованы за счет средств собственных бюджетов. В качестве примеров обусловленных трансфертов можно привести средства, которые выделяются на дорожное строитель­ство или охрану окружающей среды. Чаще всего обусловленные трансферты выступают в виде субсидий, которые могут принимать самые различные формы и применяться к разным видам нижестоящих бюджетов.

Безусловные трансферты представляют собой денежные ассигнования бюджетов-получателей и используются последними по собственному усмотрению. Эти трансферты, как правило, направлены на выравнивание уровня жизни малообеспеченного населения или на выполнение государством определенных обязательств перед своими гражданами, которые закреплены в Конституции государства. В Российской Федерации из-за значительного неравенства между налоговым потенциалом субъектов Федерации и потребностью в расходах по обеспечению минимальных социальных стандартов объективно существует потребность в наличии выравнивающих межбюджетных трансфертов.

В настоящее время межбюджетные трансферты являются важнейшей составляющей поддержки отдельных регионов Российской Федерации из федерального бюджета государства.

Межбюджетные трансферты в России – проблемы и пути решения

Потребность в трансфертах в условиях современной России связана с необходимостью выравнивания региональных бюджетов, учитывая значительную дифференциацию в уровнях социально-экономического развития регионов и соответственно значительными различиями в уров­нях бюджетного потенциала регионов.

К сожалению существующий механизм бюджетного выравнивания в Российской Федерации сложен, нестабилен и непрозрачен. Он не обеспечивает своей главной цели — выравнивания бюджетных фондов регионов. Очень много проблем в системе межбюджетных отношений так и остаются нерешенными, а разделение доходов и межбюджетные трансферты используются как расчетные инструменты для сведения баланса субнациональных бюджетов.

По мнению многих специалистов, для перехода к новой, более эффективной системе межбюджетных отношений необходимо разделение ответственности за осуществление расхо­дов.

Для этого нужно учесть ряд принципов:

Во-первых, государственные услуги, положительный эффект которых проявляется в местном масштабе, должны обеспечиваться властями на местном уровне.

Во-вторых, услуги, которые оказываются на благо нескольких территориальных образований, должны предоставляться на уровне области (или субъекта Федерации).

В-третьих, услуги, положительный эффект которых проявляется в масштабах всей страны, должны пре­доставляться только федеральными властями.

Такие принципы нужно иметь в виду, когда рассматриваются вопросы оказания централизованной помощи отдельным регионам государства. Тщательный анализ позволит также определить наиболее целесообразную и эффективную форму помощи (будет это дотация, субсидия или субвенция).

Среди межбюджетных трансфертов важным компонентом является  фонд финансовой поддержки регионов. Финансовая помощь из этого фонда осуществляется на основе норматива финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, которые обеспечивают минимальные государственные социальные стандарты и социальные нормативы по вопросам местного значения.

Право получить трансферт из фонда финансовой поддержки регионов предоставляется тем субъектам государства, налоговые доходы которых не достигают минимального уровня, который установлен (так называемый дотационный регион).

Рассматривая проблемы распределения межбюджетных трансфертов, стоит помнить о том, что не существует идеальной модели распределения централизованных бюджетных средств, так как справедливого дележа не может быть в принципе. Из-за несовершенства системы всегда будет ущемление интересов каких-то субъектов распределительных отношений.

Мы коротко рассмотрели межбюджетные трансферты их суть и предназначение, виды и функции.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Похожие статьи