Закон для васРазноеСубсидия на выезд из районов крайнего севера

Субсидия на выезд из районов крайнего севера

Нет времени читать? Сохрани
  • Статья 1
  • Статья 2
  • Статья 3
  • Статья 4
  • Статья 5
  • Статья 6
  • Статья 7
  • Статья 8
  • Статья 9
  • Статья 10
  • Статья 11
  • Статья 12

Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ
«О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»

С изменениями и дополнениями от:

17 июля 2011 г., 7 июня 2017 г.

Принят Государственной Думой 27 сентября 2002 года

Одобрен Советом Федерации 16 октября 2002 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее — жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее — граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации

В.Путин

Москва, Кремль

25 октября 2002 года

N 125-ФЗ

В Российской Федерации, как и во всем мире, идут трудовые миграционные процессы. Люди переезжают в те места, где есть работа с хорошей зарплатой. Некоторым категориям граждан с 2013 года производится компенсация за переезд из районов Крайнего Севера (КС).

Вместе со льготниками переезжают члены их семейств. При соблюдении определенных условий они также могут претендовать на компенсационные выплаты в том же или меньшем размере.

Законодательство

Базовые условия выделения компенсационных заложены в параграфе 326 Трудового кодекса (ТК) РФ. В частности, в тексте описываются:

  1. Категории граждан, которые могут претендовать на льготу. Основной критерий — существование трудового договора с учреждением федерального или муниципального уровня, а также отделением одного из внебюджетных фондов.
  2. Условия, при которых поддержка выделяется:
    • из госбюджета;
    • из средств работодателя;
    • из местной казны.
  3. Размеры денежных средств и методика определения величины компенсации.

Внимание: преференция, связанная с переездом из районов КС, полагается в случае прекращения трудового соглашения:

  • по любой причине;
  • в том числе, из-за смерти работника;
  • за исключением разрыва контракта, связанного с виновностью служащего.

Данное условие расшифровано в законе № 4520-1 от 1.02.1993. 31.12.14 в параграфы 4 и 35 внесены изменения, разъясняющие порядок начисления выплат более детально. В частности, к потенциальным получателям теперь относятся:

  • пенсионеры;
  • беременные;
  • безработные, уволенные из-за ликвидации предприятия;
  • граждане, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком и другие.

Скачать для просмотра и печати:

Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ

Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (ред. от 16.10.2017) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера…»

Кто может претендовать на поддержку, связанную с переездом

Выплаты из казны на компенсацию переселения из регионов, относящихся к Крайнему Северу, полагается:

  1. гражданам, заключившим трудовое соглашение с организациями, финансируемыми:
    • из государственной казны;
    • из местного бюджета;
    • из внебюджетных страховых фондов (пенсионного, соцстраха и других);
  2. контракт связан с перемещением работника из южных и центральных областей в северные;
  3. компенсационные полагаются после завершения условий контракта и последующего возврата на южные территории.

Важно: поддержка полагается лицам, приехавшим в районы КС по контракту с одной из бюджетных организаций. Если перед заключением контракта гражданин уже был жителем КС, то пособие ему не полагается.

Из какого бюджета оплачивается

По указанному закону траты на выделение компенсационных разделены между работодателями:

  • военнослужащие и чиновники федерального уровня получают деньги напрямую из госказны;
  • муниципальные служащие могут претендовать на средства местного бюджета;
  • работники фондов — на деньги организации, в которой работали;
  • декретчицы и мамы, ухаживающие за малышами, получают финансирование из Фонда соцстраха (ФСС);
  • пенсионеры — из Пенсионного фонда (ПФР).

Важно: заявку соответствующий орган примет у работника, имеющего не менее трех лет северного стажа.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Что оплачивается

Согласно нормам законодательства компенсация начисляется по следующим позициям:

Затраты Размер
Приобретение билетов льготнику из числа госслужащих и членам его семейства По фактическим расходам на следующие виды транспорта:

  • железнодорожный, за исключением мягких двухместных спальных вагонов;
  • морской и внутренний водный;
  • авиалинии, если иные виды пассажироперевозок недоступны;
  • автомобильный (кроме такси).
Провоз багажа (всем) Из расчета 1 тонны на каждого члена семейства (но не более 5 т на всех) по тарифам железнодорожных грузоперевозок
Приобретение билетов пенсионерами и их иждивенцами По факту на перечисленных выше условиях

Внимание: размеры компенсационных, выплачиваемых из местных бюджетов, определяются локальными нормативными актами. Их условия могут отличаться от приведенных выше.

Особенности начисления преференции на переезд

Разбираясь с условиями компенсации расходов, необходимо обращать внимание на все тонкости нормативных актов. Так, на расчеты сильно влияет правило, указанное в 326 параграфе ТК:

«Работнику федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, федерального государственного учреждения и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с прекращением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом».

Законодатель предусмотрел ситуации, когда переезжающие не могут заказать железнодорожный контейнер. В правилах указано, что до ближайшей станции люди могут перевезти багаж иными видами транспорта, в том числе самолетом (что значительно дороже).

Важно при начислении пособия все равно будет взят средний тариф железнодорожных перевозок.

Можно ли переехать на личной машине

Организовать переезд в южные и центральные регионы с использованием личного автотранспортного средства не запрещено. При этом следует озаботиться доказательством соблюдения требований закона относительно массы грузов.

Кроме того, к заявке на компенсационную выплату нужно будет приложить чеки, выданные заправочными предприятиями по маршруту следования.

Внимание: больше, чем полагается за перевоз соответствующего имущества по железной дороге, не выплатят. Это строгая норма, переступить через которую бухгалтер не сможет.

Пример

Иванова С.А. ушла на пенсию в 2014 году. До этого 27 лет отработала в должностях федерального служащего в Мурманской области. Решила переехать в Московскую область вместе с мужем-пенсионером. При организации перевоза имущества выяснилось, что на ближайшей станции отсутствуют контейнеры. Решили нанять автомобиль. Сделку оформили договором, общая стоимость которого 96 000,0 руб.

После переезда предоставила в организацию следующие документы:

  • договор на предоставление услуг;
  • билеты на переезд в Москву поездом в купейном вагоне (на себя и супруга).

Бухгалтер при расчете учел следующие суммы:

  • полную стоимость проезда железной дорогой заявительницы и мужа;
  • стоимость перевозки имущества по ж/д тарифам в размере 16 000,0 руб.

Таким образом, из затраченных денег 80 000,0 руб. заявительнице не компенсировали. Расходы не соответствовали нормам действующего законодательства.

Особенности оплаты переезда льготников и членов семей

Путешествие граждан также подпадает под строгие условия. Так, в нормативных документах указано, что оплате подлежат билеты на все виды транспорта. Однако, использование авиалиний учитывается при соблюдении такого условия:

  • если иные виды транспорта недоступны в районе выезда из регионов КС;
  • либо по ходу следования отсутствуют железнодорожные и автомобильные трассы.

Для сведения: членам семейств уволенных госслужащих оплачивается 50% фактических расходов на личный переезд. Пенсионеры могут претендовать на возмещение 100% расходов на путешествие иждивенцев, находящихся у них на содержании.

Важное правило переезда

Закон устанавливает преференцию для граждан, выезжающих с территории Крайнего Севера (приравненных) в иные регионы Российской Федерации. Это означает, что нельзя возместить расходы на перевозку багажа и семейства в пределах КС (приравненных).

Например, если гражданин переместится для постоянного проживания из Иркутска в Воркуту, то никакие деньги ему не полагаются. А вот за переезд в Калугу он может получить компенсационные в пределах законодательных норм.Подсказка: смена адреса постоянного проживания должна быть оформлена документально через Федеральную миграционную службу (ФМС).

Всем ли пенсионерам положена преференция

В законодательстве речь идет о следующих льготных группах населения:

  • о пенсионерах, получающих содержание:
    • по возрасту;
    • по гособеспечению;
  • не заключивших трудовые договоры (не работающие);
  • о членах их семейств, являющихся иждивенцами заявителя.

Таким образом, не смогут претендовать на бюджетные средства:

  • работающие пенсионеры;
  • их трудоспособные родственники (даже безработные).

Подсказка: иждивенцами признаются несовершеннолетние, а также нетрудоспособные граждане, не имеющие собственных доходов.

Куда направлять документы

Заявление о выделении компенсационных необходимо предоставлять:

  • уволенным по последнему месту службы;
  • пенсионерам — в отделение ПФР по новому месту регистрации;
  • безработным — в органы занятости;
  • беременным — в органы соцстраха.

В пакет документов включаются такие бумаги:

  1. удостоверения личности всех членов семейства (паспорта, свидетельства детей о рождении);
  2. подтверждающие родственные связи (свидетельство о заключении брачных уз и другое);
  3. проездные документы;
  4. договор и иные бумаги, подтверждающие транспортировку багажа;
  5. пенсионеры дополнительно прилагают:
    • копию пенсионного удостоверения;
    • справку о регистрации в отделении ПФР по новому месту жительства;
  6. иногда требуются (в зависимости от сложившейся в семействе ситуации):
    • решение суда об усыновлении;
    • справка об инвалидности родного человека;
  7. иное.

Важно: факт перемены места постоянного проживания должен быть зафиксирован в паспортах всех членов семьи (иждивенцев).

Когда выплатят средства

Рассмотрение заявки занимает определенное время. Специалисты обязаны:

  • проверить пакет на достоверность предоставленных справок;
  • выяснить, не получал ли заявитель подобного вида помощи ранее;
  • определить законность требования.

Фактический срок рассмотрения определяется локальными нормативными актами плательщика. Так, специалистам ПФР по внутренней инструкции полагается 30 дней на изучение бумаг и принятие решения. По истечении данного срока заявителю направляется письменный мотивированный ответ (в течение трех дней):

  • об удовлетворении заявки;
  • об отказе с указанием объективных причин.

Подсказка: отказать могут в случае, если заявка не соответствует законным нормам. Кроме того, если выяснится, что заявитель уже получал выплату по данным основаниям, к примеру, на последнем месте службы.

Необоснованный отказ может быть обжалован в судебном порядке. Федеральные органы, как правило, производят перечисление денег в течение месяца. Организации, работающие за счет местных бюджетов, могут продлить срок выплат, мотивируя это недостаточностью финансирования.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Изменения в 2018 году

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Посмотрите видео о компенсации при переезде

10 июля 2018 г. 22:36

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЯХ ГРАЖДАНАМ, ВЫЕЗЖАЮЩИМ ИЗ РАЙОНОВ

КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЕЙ

Принят

Государственной Думой

27 сентября 2002 года

Одобрен

Советом Федерации

16 октября 2002 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее — жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее — граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Статья 1. Установить, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:

инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;

инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

Статья 2. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории.

Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.

С 1 января 2012 года из очереди на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом исключаются граждане, которые выезжают из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, и которым предоставление жилищных субсидий осуществляется на основании Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с сохранением имеющейся очередности.

Гражданин, получивший жилищную субсидию в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и выехавший в иные районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, не имеет права на получение жилищной субсидии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании решения законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации вправе направить на предоставление гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий во вторую — четвертую очереди, установленные настоящей статьей, не более чем тридцать процентов средств федерального бюджета, выделенных на основании федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период данному субъекту Российской Федерации на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.

Статья 3. Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.

Статья 4. Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений.

Статья 5. Размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из:

состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года;

норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при определении используемого для расчета размера жилищной субсидии норматива общей площади жилого помещения учитывается норма дополнительной жилой площади в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии;

норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При расчете размера жилищной субсидии, предоставляемой для приобретения жилых помещений, на территориях отдельных субъектов Российской Федерации применяются установленные Правительством Российской Федерации повышающие коэффициенты к нормативу стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации.

При определении норматива предоставления жилищных субсидий гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, для инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения.

Для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства, постоянно проживающие по указанному месту жительства супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина.

Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, постоянно проживающие с данным гражданином и ведущие с ним общее хозяйство, признаются членами семьи данного гражданина, если они были вселены им в качестве членов его семьи и вели с ним общее хозяйство (по прежнему месту жительства). В исключительных случаях лица, прибывшие с данным гражданином, могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Норматив предоставления жилищных субсидий определяется исходя из категорий граждан и их стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях следующим образом:

Категории граждан и их стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Норматив предоставления жилищных субсидий (в процентах)

Граждане, имеющие стаж работы:

 

свыше 35 лет

100

от 30 до 35 лет

95

от 25 до 30 лет

90

от 20 до 25 лет

85

от 15 до 20 лет

80

от 10 до 15 лет

75

Инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет

75

Статья 6. Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему по договору социального найма жилого помещения или по договору найма специализированного жилого помещения, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.

Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.

В случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой жилищной субсидии учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.

В случае принятия гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной в соответствии с нормативами, указанными в статье 5 настоящего Федерального закона, и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. Право на получение государственного жилищного сертификата предоставляется гражданину только в случае, если размер общей площади жилого помещения, определенный в указанном порядке и принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, составляет не менее восемнадцати квадратных метров. В остальных случаях выдача государственного жилищного сертификата гражданину возможна при исполнении им условий, предусмотренных настоящей статьей.

Порядок освобождения гражданином занимаемого им жилого помещения и дальнейшего его использования определяется собственником жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.

Статья 7. Средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Статья 8. Распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на жилищные субсидии осуществляется в соответствии с методикой, разработанной Правительством Российской Федерации, и утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Статья 9. Гражданин, которому предоставляется жилищная субсидия, должен приобрести жилое помещение, соответствующее требованиям, предъявляемым к пригодным для постоянного проживания жилым помещениям. Допускается возможность приобретения жилого помещения, общая площадь которого меньше норматива общей площади жилого помещения для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилого помещения на каждого члена семьи, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения приобретаемого жилого помещения.

Граждане, выезжающие в соответствии с настоящим Федеральным законом, имеют право приобрести жилые помещения в населенных пунктах субъектов Российской Федерации, находящихся за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Указанные граждане также имеют право приобрести жилые помещения в населенных пунктах, имеющих более благоприятные природно-климатические условия и относящихся к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Статья 10. Порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Признать утратившим силу с 1 января 2003 года Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Статья 12. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2003 года.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

25 октября 2002 года

N 125-ФЗ

Судебная практика и законодательство — 125-ФЗ О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

Постановление Правительства РФ от 15.12.2016 N 1366 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2003 г. N 433»

1. Настоящая методика устанавливает порядок распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета, выделяемых на предоставление социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее соответственно — средства федерального бюджета на социальные выплаты, социальные выплаты, Федеральный закон).

Решение Верховного Суда РФ от 09.12.2015 N АКПИ15-1139

Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее — Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ) установлено право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г.

Приказ Минстроя России от 22.10.2015 N 756/пр (ред. от 31.08.2016) «Об утверждении форм бланков государственных жилищных сертификатов о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, выдаваемых гражданам — участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 — 2020 годы, и порядков их заполнения» (вместе с «Порядком заполнения бланка государственного жилищного сертификата о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, выпускаемого сериями «УВ», «МЧ» и «ВП», «Порядком заполнения бланка государственного жилищного сертификата о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, выпускаемого серией «ПС», «Порядком заполнения бланка государственного жилищного сертификата о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, выпускаемого серией «ТО») (Зарегистрировано в Минюсте России 25.11.2015 N

гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на основании Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4188; 2011, N 30, ст. 4560) и Федерального закона от 17 июля 2011 г. N 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4559; 2013, N 27, ст. 3437) — серии «ПС»;

Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 27.06.2018) «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (вместе с «Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»)

з) граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»;

Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 14.08.2018) «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»

граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на основании Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»;

Приказ Минрегиона РФ от 28.06.2010 N 302 Об утверждении порядка заполнения бланков государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам — участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы

в графе «Норматив предоставления социальных выплат (КТ)» (для формы бланка согласно приложению N 2 к настоящему порядку) указывается норматив предоставления социальных выплат, установленный статьей 5 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4188);

Постановление Правительства РФ от 16.07.2003 N 433 (ред. от 27.06.2018) «Об утверждении методики распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»

Во исполнение статьи 8 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4188) Правительство Российской Федерации постановляет:

Определение Конституционного Суда РФ от 24.09.2012 N 1575-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Крицкой Галины Васильевны на нарушение ее конституционных прав положениями Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и пунктом 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Г.В. Крицкая оспаривает конституционность Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в первоначальной редакции), в том числе ряда положений его статей 1, 2 и 5, а также пункта 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (утверждено в порядке реализации названного Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 879; оспаривается в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 821).

Определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2008 N 561-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Андреева Николая Андреевича на нарушение его конституционных прав статьей 4 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Н.А. Андреев оспаривает конституционность статьи 4 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», согласно которой право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. По мнению заявителя, названная норма ухудшает его положение по сравнению с ранее действовавшим нормативным регулированием, предоставлявшим право на получение непосредственно жилого помещения, и тем самым нарушает его право, гарантированное статьей 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации. Кроме того, заявитель просит Конституционный Суд Российской Федерации дополнить эту норму положением о праве инвалида получить по своему выбору либо жилищную субсидию, либо квартиру, равную по стоимости величине жилищной субсидии.

Постановление Правительства РФ от 24.10.2005 N 636 (ред. от 21.03.2006) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»

2. Разрешить в 2005 году участие кредитных организаций, отобранных ранее на конкурсной основе для реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 — 2010 годы, в финансовом обслуживании мероприятий по реализации Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Обеспечение жильем граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, за счет бюджетных средств производится в соответствии с положениями подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы”.

В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в дальнейшем по тексту – Федеральный закон N 125-ФЗ) предоставление жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, начиная с 2005 года осуществляется путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

Согласно статьи Федерального закона N 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

Очередность предоставления жилищных субсидий северянам устанавливает статья 2:

  • Граждане, признанные инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
  • Пенсионеры;
  • Граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящие не менее 1-го года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • Работающие граждане.

Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879.

С 1 января 2012 года из очереди на получение жилищных субсидий в соответствии с Федерального закона N 125-ФЗ исключаются граждане, которые выезжают из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов РФ по согласованию с Правительством РФ, и которым предоставление жилищных субсидий осуществляется на основании Федерального закона от 17.07.2011 г. N 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с сохранением имеющейся очередности.

Последние федеральные новости по соцподдержке

  • 07.09.2018 г.

    Россияне смогут оплачивать социальные услуги сертификатами

    Минфин настаивает на том, чтобы открыть доступ частным компаниям и НКО к оказанию государственных и муниципальных услуг в социальной сфере, и рассчитывает, что закон об этом будет принят еще в этом году.

  • 07.09.2018 г.

    Какие налоговые льготы предоставляют сегодня пенсионерам

    Какие налоговые льготы предоставляют сегодня пенсионерам.

  • 07.09.2018 г.

    До 30 сентября можно внести изменения в соцпакет на 2019 год

    До 30 сентября 2018 года федеральные льготники могут подать заявление о предоставлении, отказе или возобновлении набора социальных услуг на 2019 год.

Книги по социальной поддержке

Сегодня в продаже:

  • Право социального обеспечения: учебное пособие

    Издательство: Кнорус. Год: 2016. Серия: Бакалавриат.

    Содержит основные вопросы учебной программы курса «Право социального обеспечения». На основе новейшего законодательства раскрываются проблемы общей и особенной частей этой отрасли права. В приложении содержатся основные нормативные акты по институтам, что делает изучение дисциплины более удобным. Соответствует ФГОС ВПО третьего поколения. Для студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры высших учебных заведени1, обучающихся по специальности…

  • Социальная работа с незащищеными группами населения. Учебное пособие

    Издательство: Кнорус. Год: 2017.

    Изложены теоретические аспекты социальной работы с различными группами населения, предложены вопросы для самопроверки, задания для самостоятельной работы, список литературы и приложение — практические материалы, которые могут быть использованы в профессиональной практике социальной сферы будущими специалистами социальной работы…

Похожие статьи