Закон для васРазноеСубсидия на возмещение процентов по кредиту проводки

Субсидия на возмещение процентов по кредиту проводки

Нет времени читать? Сохрани

Содержание

Если кредит используется для строительства инвестиционного актива, проценты по кредиту включают в его первоначальную стоимость. При этом в случае, если организации предоставляют субсидию на возмещение затрат на уплату процентов, соответствующие затраты включаются в стоимость инвестиционного актива в сумме за минусом полученной субсидии.

    То есть в бухучете на дату получения средств сделайте проводки:

    Дебет 76 Кредит 91-1 – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;

    Дебет 51 Кредит 76 – поступили денежные средства на расчетный счет организации;

    Дебет 91-2 Кредит 08 – списаны проценты, возмещаемые в виде субсидии, которые ранее были включены с стоимость строительства.

    В налоговом учете полученную субсидию включите в состав внереализационных доходов на дату зачисления средств.

    Полученная субсидия НДС не облагается.

    Обоснование

    1. Из рекомендации
    Олега Хорошего, начальника отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

    Как учесть субсидии, бюджетные кредиты и другую госпомощь

    Бухучет

    Для целей бухучета государственная помощь подразделяется на средства, связанные с финансированием:

    • капитальных расходов на приобретение (создание) внеоборотных активов (например, основных средств);
    • текущих расходов.

    В первом случае предоставление государственной помощи может сопровождаться дополнительными условиями, такими как:

    • ограничение приобретения определенных видов активов;
    • конкретное местонахождение приобретаемых активов;
    • установленные сроки приобретения и владения активами.

    К финансированию текущих расходов относятся все другие виды государственной помощи, отличные от приобретения (создания) внеоборотных активов. При этом для целей бухучета не признаются государственной помощью средства (экономическая выгода), полученные в рамках:

    • государственного регулирования цен и тарифов;
    • применения соответствующих правил налогообложения прибыли (например, предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов);
    • полученных бюджетных инвестиций (в частности, участие государства в формировании уставного капитала организации, например, унитарных).

    Государственная помощь может быть предоставлена организации в виде:

    • денежных средств;
    • другого имущества (например, основных средств, материалов).

    Об этом говорится в пунктах 3 и 4 ПБУ 13/2000.

    При отражении в бухучете государственной помощи (кроме бюджетных кредитов) возникают три группы операций:

    • поступление государственной помощи;
    • использование государственной помощи;
    • возврат государственной помощи.

    Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражайте в бухучете в порядке, предусмотренном для учета заемных средств (п. 16 ПБУ 13/2000). Исключением из этого правила является случай, когда организация получает такие кредиты на безвозвратной основе. Тогда получение средств отражайте в учете в общем порядке, предусмотренном для государственной помощи (п. 17 ПБУ 13/2000).

    Отражение в бухучете иных форм государственной помощи зависит от того, какое имущество получает организация и на каких условиях. Так, например, если в рамках имущественной поддержки от государства организация получает оборудование, то порядок отражения его получения в бухучете будет соответствовать порядку, предусмотренному для основных средств, приобретенных за счет государственной помощи.

    Информацию о средствах, полученных из бюджета, организация должна раскрыть в бухгалтерской отчетности (Бухгалтерском балансе). Порядок раскрытия такой информации прописан в разделе IV ПБУ 13/2000. Данные о характере использования целевых средств коммерческие организации должны отразить в Отчете о целевом использовании средств и Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках. Подробнее о составе бухгалтерской отчетности см. Какие документы нужно сдавать в составе бухгалтерской отчетности.

    Поступление государственной помощи

    В зависимости от выполнения условий предоставления бюджетных средств организация может отражать средства государственной помощи:

    • по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам;
    • по мере фактического получения ресурсов.

    Об этом говорится в пункте 7 ПБУ 13/2000.

    В первом случае организация отражает государственную помощь в учете при наличии следующих условий:

    • имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть, например, заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация;
    • имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть, например, утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

    Такой порядок предусмотрен пунктом 5 ПБУ 13/2000.

    При возникновении целевого финансирования (задолженности по предоставлению средств) в учете сделайте проводки:

    Дебет 76 Кредит 86
    – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.

    По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета поступившего имущества (например, денежных средств, капитальных вложений):

    Дебет 51 (08, 10…) Кредит 76
    – отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

    Об этом говорится в абзаце 1 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

    Во втором случае (если организация фактически получила средства государственной помощи, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия их предоставления отсутствует) при их получении в учете сделайте проводку:

    Дебет 51 (08, 10…) Кредит 86
    – отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

    Полученные средства учитывайте на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия получения целевых средств будут выполнены.

    Например, такая ситуация может возникнуть, если организация получила средства на строительство производственного цеха, однако есть сомнения в том, что строительство будет окончено в установленный срок.

    Об этом говорится в пункте 12, абзаце 2 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

    Если государственная помощь предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах, то в бухучете сделайте проводки:

    Дебет 76 Кредит 91-1
    – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;

    Дебет 51 Кредит 76
    – отражено поступление средств государственной помощи на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах.

    Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000.

    Субсидии, полученные в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, НДС не облагаются (п. 2 ст. 154 НК РФ).

    Ситуация: в каких случаях государственная помощь коммерческим организациям признается средством целевого финансирования в целях расчета налога на прибыль

    Перечень средств, которые в целях расчета налога на прибыль признаются целевым финансированием, приведен в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

    В отношении государственной помощи, оказываемой коммерческой организации, в этот перечень включены средства, которые выделены из бюджета управляющей компании для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов и общего имущества в этих домах (абз. 5, 6 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

    Государственная помощь, выплаченная по иным основаниям, не признается целевым финансированием в целях расчета налога на прибыль.

    Ситуация: нужно ли при расчете налога на прибыль включить в доходы государственную помощь, которая в целях налогового учета не признается целевым финансированием

    Да, нужно.

    Доходы, которые не увеличивают налогооблагаемую прибыль, указаны в перечне, приведенном в статье 251 Налогового кодекса РФ. В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:

    • в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
    • в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ);
    • бюджетные средства, полученные унитарными предприятиями от собственников имущества (подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ).

    Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете налога на прибыль.

    Иных бюджетных средств, полученных коммерческими организациями на компенсацию каких-либо расходов, подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ не содержит. Поэтому руководствоваться этой нормой законодательства при поступлении других видов государственной помощи (не связанных с получением средств управляющей компанией) нельзя. Применять положения пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ коммерческие организации также не могут. А положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ распространяются только на унитарные предприятия.

    Кроме того, получая целевое финансирование от государства, в частности в виде субсидий, организация получает средства из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. По своему назначению указанные субсидии могут быть направлены:

    • компенсацию произведенных затрат, возникших в связи с деятельностью организации;
    • на возмещение недополученных доходов (потерь в доходах) в связи с производством (реализацией) товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

    Об этом говорится в статье 78 Бюджетного кодекса РФ.

    Следовательно, у организаций, получивших такие средства, возникает экономическая выгода.

    Указанные средства включите в состав внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ).

    Порядок признания субсидий в доходах зависит от их назначения:

    Назначение субсидии Порядок признания доходов
    Финансирование расходов Расходы не связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав

    Полученные средства включайте в доходы по мере признания расходов, которые фактически произведены за счет субсидии.

    Такой порядок применяйте не дольше трех лет, начиная с налогового периода, в котором получена субсидия. По окончании третьего года не учтенную в доходах сумму субсидии включите во внереализационные доходы на последнюю отчетную дату налогового периода

    Расходы связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав

    Полученные средства включайте в доходы по мере признания в расходах амортизационных начислений, которые фактически произведены за счет субсидии.

    При реализации, ликвидации или ином выбытии имущества (имущественных прав) не учтенную в доходах сумму субсидии включите во внереализационные доходы на последнюю дату отчетного (налогового) периода совершения указанной операции

    Компенсация ранее произведенных расходов Расходы не связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав Полученные средства учитывайте в доходах единовременно на дату зачисления средств
    Расходы связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав

    Полученные средства включайте в доходы единовременно на дату зачисления в сумме, которая соответствует ранее начисленной и отраженной в расходах амортизации.

    Остаток полученной субсидии включайте в доходы по мере признания в расходах амортизационных начислений

    Компенсация недополученных доходов Полученные средства учитывайте в доходах единовременно на дату зачисления средств

    При нарушении условий получения субсидии независимо от ее назначения включите субсидию в полном объеме в доходы того налогового периода, в котором допущено нарушение.

    Такой порядок установлен пунктом 4.1 статьи 271, пунктом 2.1 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

    Ситуация: можно ли учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль затраты, оплаченные за счет средств государственной помощи. Организация не является некоммерческой, унитарным предприятием

    Да, можно, но при условии что средства госпомощи не признаются для целей налога на прибыль целевым финансированием.

    Организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это условие связано с тем, что по деятельности, финансируемой за счет целевых средств, организация налоговую базу по налогу на прибыль не формирует. А значит, учитывать затраты, оплаченные за счет средств целевого финансирования, в составе расходов при расчете налога на прибыль нельзя (п. 1 ст. 252, п. 17 ст. 270 НК РФ).

    В частности, основные средства, приобретенные за счет средств целевого финансирования, амортизируемым имуществом не признаются (подп. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ). А значит, их стоимость не включается в расходы при расчете налога на прибыль.

    Данное правило в полной мере касается государственной помощи, которую получает управляющая компания на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

    Аналогичной позиции в отношении формирования налоговой базы по налогу на прибыль при поступлении и использовании средств целевого финансирования придерживается и Минфин России в письмах от 10 ноября 2009 № 03-03-06/1/739, от 12 февраля 2004 № 04-04-04/19.

    Иная ситуация возникнет, если полученные средства государственной помощи не признаются таковыми в целях расчета налога на прибыль. В этом случае льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, на них не распространяется. А значит, такую государственную помощь нужно учесть в составе внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ).

    Поэтому затраты организации, которые оплачены за счет средств государственной помощи, можно учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ).

    Также можно учесть в расходах затраты, связанные с содержанием имущества, которое получено в рамках государственной помощи. Например, если в рамках финансирования целевых мероприятий организация получила оборудование, то суммы амортизации, начисленные по такому основному средству, можно включить в расходы при расчете налога на прибыль (п. 3 ст. 272, подп. 2 п. 3 ст. 273 НК РФ).

    Аналогичного мнения придерживается и Минфин России в письмах от 2 апреля 2010 № 03-03-06/1/222, от 10 декабря 2009 № 03-03-06/1/800.

    ОСНО: НДС

    Организация может получить субсидию из федерального бюджета на возмещение затрат c учетом или без учета НДС. Это следует учитывать при оплате товаров (работ, услуг) за счет бюджета.

    Если субсидия перечислена с учетом налога, то входной НДС, принятый к вычету, восстановите. Суммы восстановленного налога следует учесть в составе прочих расходов. В стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) их включать не нужно.

    Если государство возместит затраты без НДС, то предъявленный поставщиками налог восстанавливать не нужно.

    Такой порядок предусмотрен в подпункте 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

    Подробнее об этом см.: Как восстановить входной НДС, ранее принятый к вычету.

    2. Из рекомендации
    Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

    Как отразить в бухучете операции по получению займа (кредита)

    Приобретение инвестиционных активов

    Если заем используется для приобретения (строительства) инвестиционных активов, все организации, кроме компаний с упрощенным порядком бухучета, проценты включают в их первоначальную стоимость. Так нужно поступить с процентами, начисленными в период между началом строительства (покупки) актива и концом месяца, в котором его ввели в эксплуатацию:

    Дебет 08 Кредит 66 (67) субсчет «Расчеты по процентам»
    – начислены проценты за пользование заемными средствами.

    Такой порядок предусматривает пункт 9 ПБУ 15/2008.

    3. Из рекомендации
    Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

    Как начислить НДС при получении сумм, связанных с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг)

    Бюджетные субсидии облагаются НДС, если организации получают их в качестве оплаты за реализованные товары (работы, услуги). Если бюджетная субсидия предоставлена в качестве возмещения затрат организации на приобретение товаров (работ, услуг), то при получении таких средств НДС начислять не нужно (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, письмо Минфина России от 1 февраля 2012 г. № 03-07-11/2142). О том, нужно ли платить налог с бюджетных субсидий, которые поступают организации в качестве компенсации недополученных доходов при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам и тарифам, см. Как начислить НДС при реализации товаров (работ, услуг).

    4. Письмо Минфина России от 24.09.2012 № 03-05-05-01/56

    Об отражении в бухгалтерском учете государственных субсидий, предоставленных на возмещение части затрат на уплату процентов и стоимости строительно-монтажных работ для возведения строительных объектов и внутризаводской инфраструктуры

    Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности рассмотрел письмо об отражении в бухгалтерском учете государственных субсидий, предоставленных на возмещение части затрат на уплату процентов и стоимости строительно-монтажных работ для возведения строительных объектов и внутризаводской инфраструктуры, и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
    Одновременно обращаем внимание, что в соответствии со ст.374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст.378 и 378.1 Кодекса.
    Налоговая база по налогу на имущество организаций, при определении которой в соответствии со ст.375 Кодекса учитывается остаточная стоимость основных средств, формируется для целей налогообложения по установленным правилам ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
    Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, определено, что актив принимается в состав основных средств по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
    Восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции. Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств (п.п.26, 27 ПБУ 6/01).

    Что касается государственных субсидий, то правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества), установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденным приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н.
    В отношении признания затрат на уплату процентов по полученным кредитам и на возмещение строительно-монтажных работ в случае предоставления субсидии на возмещение части соответствующих затрат, которые были получены на приобретение, сооружение и (или) изготовление инвестиционного актива, обращаем внимание на Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2009 год (письмо Минфина России от 28.01.2010 № 07-02-18/01).
    Согласно вышеназванным рекомендациям в случае предоставления лицу субсидии соответствующие затраты включаются в стоимость инвестиционного актива в сумме за минусом полученной субсидии.

    Уважаемые коллеги! Пожалуйста, если Вы знаете ответ на вопрос, опубликованный на данной странице сайта, отвечайте друг другу (ссылка «Ответить» есть в каждой «ветке»). «Центр финансовых экспертиз» чрезвычайно признателен тем бухгалтерам, кто уже отвечает на вопросы коллег на нашем сайте. Коллективный разум профессионального сообщества — это великая сила, а кроме того — по мере увеличения числа вопросов (что неизбежно), вполне очевидно, нам потребуется Ваша помощь, Ваш бесценный опыт и сформированные в результате практической деятельности знания. Лекторы и эксперты «Центра финансовых экспертиз» также будут, по мере сил, отвечать на вопросы, высказывать свое мнение, участвовать в дискуссиях для того, чтобы общими усилиями обязательно найти верный ответ и оптимальное решение. Благодарим за сотрудничество!

    Поиск по форуму

    Распоряжение Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга от 15.09.2014 г. № 168-р

    05.09.2018, Мошинова Ирина Альбертовна

    Кому адресовано: Центр финансовых экспертиз

    Добрый день.
    Находились в «счастливом» неведении о необходимости предоставлять такие данные. Подскажите, пожалуйста, до сих пор ли верна Ваша цитата: «Административная либо иная ответственность за непредставление подобных сведений работодателем не установлена»? Компаниям приходят угрозы о штрафах в 5000 р. И как по вашему мнению, если мы не подавали никогда такие сведения, то нужно начать прямо сейчас подавать, что у нас нет вакантных мест, или лучше с нового года? Спасибо

    Ответы (всего 1)

    05.09.2018, Балдина Светлана Вячеславовна

    В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости населения) работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости в том числе информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей (далее — вакансии). Информация предоставляется работодателями в отношении всех имеющихся у них в наличии вакансий независимо от того, предполагаются ли они к замещению. Именно на этой норме закона и строится позиция о возможности привлечения к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ.
    Статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ установлено, что непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
    Согласно п. 86 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях по данной статье вправе составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере занятости. Однако дела о таких административных правонарушениях, в соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ, рассматривают судьи, поэтому на практике случаи привлечения к административной ответственности за непредставление сведений редки.
    Тем не менее, учитывая внимание государства к состоянию рынка занятости (в том числе — в связи с грядущим повышением пенсионного возраста) рекомендуем уделить внимание обязанности по представлению сведений о наличии вакантных мест в службу занятости.

    Скрыть ответы

    Ответить

    Нормы естественной убыли

    28.08.2018, Домницкая Наталья Владимировна (С 2018-04-12)

    Кому адресовано: Центр финансовых экспертиз

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, являются ли действующими на сегодняшний день НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ СВЕЖИХ ПЛОДОВ, ЯГОД, ВИНОГРАДА И ОВОЩЕЙ: ОГУРЦОВ, КАБАЧКОВ, ТЫКВЫ, ТОМАТОВ, ПЕРЦА, БАКЛАЖАНОВ, АРБУЗОВ, ДЫНЬ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ В АВТОМОБИЛЯХ РАЗНОГО ТИПА (Приложение N 8 к указанию Минавтотранса РСФСР от 29 декабря 1983 г. N 118-ц утверждены Приказом Министерства торговли СССР от 18 июня 1970 г. N 135)? Правомерно ли их использовать в целях исчисления налога на прибыль? Если нет, то есть ли действующие нормы естественной убыли при перевозке автомобильным транспортом свежих ягод?

    Ответы (всего 1)

    28.08.2018, Мухин Михаил Сергеевич

    Документ, упомянутый Вами, не отменен. Однако есть более поздний нормативный акт, регулирующий данные правоотношения — Приказ Минсельхоза РФ N 3, Минтранса РФ N 2 от 14.01.2008 «Об утверждении норм естественной убыли картофеля, овощей и бахчевых культур при перевозках различными видами транспорта». В соответствии с пунктом 11 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 г N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного транспорта» разница между массой груза, определенной в пункте отправления, и массой груза, определенной в пункте назначения, не должна превышать норму естественной убыли груза, установленную нормативными правовыми актами Российской Федерации. Поскольку норма федерального закона отсылает к подзаконному регулированию Российской Федерации, полагаю, что применение союзного документа неправомерно.

    Скрыть ответы

    Ответить

    ПРОПУСК ОПЛАЧЕННОГО СЕМИНАРА

    27.08.2018, Хатунцева Елена Владимировна (С 2018-04-12)

    Кому адресовано: Центр финансовых экспертиз

    Светлана Вячеславовна, добрый день. Был оплачен семинар09.07.2018. Учет, отчетность, налоги за 1 полугодие 2018 в коммерческом секторе. Электронная «первичка»: самое важное и актуальное для бухгалтера. К сожалению, пойти так и не удалось. Можно ли прийти на другой семинар или деньги «сгорели»?

    С уважением, Хатунцева Елена ООО «АКМА»

    Ответы (всего 2)

    27.08.2018, Бронецкая Вера Сергеевна

    Елена Владимировна, Ваши деньги «не сгорели», они «висят» на авансе. Вы можете зарегистрироваться и прийти к нам на другой семинар

    27.08.2018, Хатунцева Елена Владимировна

    Огромное спасибо!

    Скрыть ответы

    Ответить

    Записаться на консультацию

    24.08.2018, Гурьянова Елена Юрьевна

    Кому адресовано: Центр финансовых экспертиз

    Добрый день, Алексей Александрович!
    Уже писала, что очень хотим попасть к Вам на прием, чтобы обсудить итоги выездной налоговой проверки, но ошиблась с датой.
    Возражения по акту нужно подать в налоговую. до 16 сентября 2018 г.
    Все еще очень надеемся на вашу помощь.

    Ответы (всего 1)

    26.08.2018, Куликов Алексей Александрович

    Елена Юрьевна, с 30.08 я буду досягаем. Напишите о деталях налоговой проверки (что составляет существо выявленных правонарушений) в личную почту, я пока почитаю…

    Скрыть ответы

    Ответить

    Консультация по вопросу планирования налоговой нагрузки

    23.08.2018, Ипполитова Мария Константиновна

    Кому адресовано: Центр финансовых экспертиз

    Здравствуйте Михаил Сергеевич! Хотим к Вам обратится за консультацией по вопросу правильного планирования налоговой нагрузки. Вопрос для нас достаточно острый и серьезный, поэтому хотим попасть на консультацию именно к Вам. Будем признательны Вам за ответ на обращение.

    Ответы (всего 1)

    26.08.2018, Мухин Михаил Сергеевич

    Мария Константиновна, прошу прощения, но в формате индивидуальных консультаций я не работаю и вопросами планирования налоговой нагрузки не занимаюсь.

    Скрыть ответы

    Ответить

    ЕНВД

    23.08.2018, Баранова Наталья Ивановна (С 2018-07-09)

    Кому адресовано: Центр финансовых экспертиз

    Добрый день !
    Помогите разобраться , (Розничная торговля) 02,09,2011 г. ООО » Аванти » открыли магазин на Стачек ,84 и встали на учет в качестве плательщика ЕНВД в Налоговой №19 Кировского района (7805) ,в апреле 2018 г открыли обособленное подразделение на Стачек ,99 ( ТК » Континент » ) поставили на учет это обособленное подразделение в Налоговой № 19 Кировского р-на , и стали осуществлять розничную торговлю с 26,04,2018,г., т.к мы уже состоим в Налоговой № 19 В качестве плательщика ЕНВД второй раз вставать на учет не стали ,а при сдачи Налоговой декларации по ЕНВД за 2 квартал 2018 г. , включили этот объект в Декларацию.
    Получили Требование из налоговой № 19 , ( Требование прилагается )

    Правомерно ли Требование из налоговой и как правильно ответить

    Собираются оштрафовать по статье 116 НК РФ

    Ответы (всего 1)

    26.08.2018, Мухин Михаил Сергеевич

    Вопрос о повторной постановке на учет плательщиков ЕНВД является дискуссионным. Вероятно, налоговый орган ориентируется на судебную практику 2012-2013 годов, в которой преобладала точка зрения о наличии у налогоплательщика обязанности встать на учет в налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД независимо от того, состоит ли он в этом органе на учете по иным основаниям (см., в частности, постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.04.2013 по делу N А56-32161/2012).
    Однако, в последнее время в судебной практике появилась противоположная позиция, выраженная, что очень важно, не в отдельно взятых судебных актах, а на уровне официальных толкований. Так, в пункте 3 Итоговой справки о практике применения общих и специальных норм Налогового кодекса Российской Федерации (одобрена президиумом Арбитражного суда Уральского округа 16.12.2016) отмечено, что, «в случае если налогоплательщик ранее поставлен инспекцией на налоговый учет, то есть им исполнена обязанность, предусмотренная подп. 2 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 83 НК РФ, а в дальнейшем им несвоевременно подано заявление, предусмотренное п. 3 ст. 346.28 НК РФ, то основания для привлечения налогоплательщика к ответственности, установленной п. 1 ст. 116 НК РФ, отсутствуют».
    Попробуйте сослаться на приведенную выше правовую позицию. Если понадобится наша помощь, обращайтесь.

    Скрыть ответы

    Ответить

    Бухгалтерский учет работ по устройству эстакады.

    22.08.2018, Калинина Ирина Юрьевна (С 2017-09-25)

    Кому адресовано: Центр финансовых экспертиз

    Добрый день.
    1. По субсидии на иные цели по КОСГУ 225 были оплачены работы по устройству эстакады и асфальтированию прилегающей территории. Расходы по акту были списаны в Д 5 401 225. Надо ли поставить на учет эстакаду, на основании какого документа и на какой счет, как сооружение по КФО 5?
    2. На территории, на которой производились данные работы, уже числится «Площадка для гимнастики и легкой атлетики» (1961г.) без каких либо сооружений, в инвент. карточке написано- покрытие щебеночное на песчаной основе, без указания площади. Числится на счете 4.101.12 — 542т.руб. Возможно надо увеличить эту стоимость на сумму выполненных работ?

    Светлана Вячеславовна, данный вопрос еще направила Елене Викентьевне. У нас сейчас проходит проверка Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга. И их очень заинтересовал этот контракт, отсюда появились вопросы. Я думала, раз КОСГУ 225, ремонт и ремонт. А теперь вот думаю, может что упустила и надо правильно поставить на учет. Спасибо.

    Ответы (всего 0)

    Бухгалтерский учет работ по устройству эстакады.

    22.08.2018, Калинина Ирина Юрьевна (С 2017-09-25)

    Кому адресовано: Центр финансовых экспертиз

    Добрый день.
    1. По субсидии на иные цели по КОСГУ 225 были оплачены работы по устройству эстакады и асфальтированию прилегающей территории. Расходы по акту были списаны в Д 5 401 225. Надо ли поставить на учет эстакаду, на основании какого документа и на какой счет, как сооружение по КФО 5?
    2. На территории, на которой производились данные работы, уже числится «Площадка для гимнастики и легкой атлетики» (1961г.) без каких либо сооружений, в инвент. карточке написано- покрытие щебеночное на песчаной основе, без указания площади. Числится на счете 4.101.12 — 542т.руб. Возможно надо увеличить эту стоимость на сумму выполненных работ?

    Ответы (всего 0)

    О применении ККТ при оплате физ. лицом за юр.лицо.

    21.08.2018, Кириллова Людмила Вячеславовна (ПЗС 2018-07-09)

    Кому адресовано: Центр финансовых экспертиз

    Здравствуйте! Наша организация оказывает услуги исключительно юридическим лица. Счет на оплату услуг выписывается на юр. лицо. Однако несколько платежей нам пришло от физических лиц (с указанием, что это платеж по счету за юр. лицо) через Тинькофф-банк, через сбербанк-онлайн и через отделение сбербанка. В случае с отделением сбербанка в законе есть отсрочка от применения ККТ до 01.07.2019. А в остальных случаях теоретически нужно применять ккт. В комментариях ИТС 1С от 16.07.2018 нашла ответ на аналогичный вопрос, в котором сказано что если у физ.лица есть доверенность на оплату через он-лайн банк, то в этом случае платеж считается безналичным платежом между юр.лицами и ккт не нужна. Однако я не нашла подтверждения этой позиции в комментариях контролирующих органов. Есть все-таки возможность не применять ккт для таких «случайных» расчетов?

    Ответы (всего 1)

    05.09.2018, Денисенко Марина Геннадьевна

    Здравствуйте! В случае, если оплатившие физические лица указали, что платят за юридическое лицо, не хотите ли применить 313 статью ГК? Подтвердить такую позицию поможет указание в договоре между вашей организацией и юридическим лицом на возможность оплаты третьими лицами.

    Скрыть ответы

    Ответить

    Ответ на требование в рамках статьи 93 пункт 2

    21.08.2018, Афанасьева Елена Леонидовна (ПЗС 2018-07-09)

    Кому адресовано: Центр финансовых экспертиз

    Добрый день, Михаил Сергеевич! Получили от налоговой такого рода (в приложении) не одно требование. У нас группа компаний, своего рода холдинг. Помимо всех запрошенных документов по каждому договору в разрезе юр.лиц в требовании такая фраза «Кроме того, Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам , установлено, что ООО «Х» , ООО «Б» , ООО «Т» и физические лица Иванов А.А. (100%), Иванова И.И. (2%) являются взаимозависимыми». Будьте добры, проконсультируйте в части ответа.

    Ответы (всего 4)

    26.08.2018, Мухин Михаил Сергеевич

    Елена Леонидовна, не вижу требования, о котором идет речь.

    27.08.2018, Мухин Михаил Сергеевич

    Елена Леонидовна, уточню: Вы прислали не требование, а выдержку из него. Чтобы оценивать документ, его нужно видеть целиком.

    27.08.2018, Афанасьева Елена Леонидовна

    Добрый день, Михаил Сергеевич! Высылаю требование целиком.

    29.08.2018, Мухин Михаил Сергеевич

    Елена Леонидовна, ответил в личку.

    Скрыть ответы

    Ответить

    Консультация по итогам Акта выездной налоговой проверки

    20.08.2018, Гурьянова Елена Юрьевна

    Кому адресовано: Центр финансовых экспертиз

    Добрый день, Алексей Александрович!
    Очень хотим попасть к Вам на прием, чтобы обсудить итоги выездной налоговой проверки.
    Так как сумма предъявленной недоимки очень внушительна, требуется ваша помощь в ее оспаривании.
    Возражения по акту нужно подать в налоговую. до 16.08.2018 г.

    Ответы (всего 2)

    20.08.2018, Куликов Алексей Александрович

    Елена Юрьевна, мы всегда готовы содействовать налогоплательщикам в разрешении конфликтов с налоговыми органами, но я появлюсь в городе только 30.08, поэтому физически оказать Вам какую-либо помощь до указанной даты мне затруднительно. Тем более, в те сроки, которые Вы указали — 16.08…

    24.08.2018, Гурьянова Елена Юрьевна

    Добрый день, Алексей Александрович!
    Приношу извинения — в сроках ошиблась. До 16 сентября 2018 года.

    Скрыть ответы

    Ответить

    Решение о взыскании пеней по страховым взносам

    14.08.2018, Иванова Александра Валерьевна (С 2017-12-19)

    Кому адресовано: Центр финансовых экспертиз

    Добрый день, Михаил Сергеевич!
    Возник вопрос в самоуправстве МИ ФНС №17 по СПб по взысканию пеней по взносам.
    Требование об уплате задолженности в адрес ИП не направлялось, ИФНС выносит решение о взыскании сумм задолженностей по пени по страховым взносам, несмотря на уплату их своевременно и в полном размере.
    Проблема в том, что решение датировано 27.06.2018г., а отправлено в адрес ИП 09.08.18, получено, соответственно, 14.08.2018г.
    Требование не приходило, но стандартный ответ про 6 рабочих дней с момента отправки заказного письма, без предоставления подтверждения о факте отправки налоговой инспекцией уже норма…
    Писать жалобу в УФНС или руководителю МИ ФНС №17, в особенности за несвоевременное направление решения и отсутствие требования?
    Причем у ИП установлена отчетность по ТКС, но обращать внимание на это налоговая не хочет.

    Ответы (всего 1)

    26.08.2018, Мухин Михаил Сергеевич

    Александра Валерьевна, ничего другого, кроме подаче жалобы, я предложить не могу. Жалобу следует адресовать в УФНС, но направлять через МИФНС.

    Скрыть ответы

    Ответить

    1% в ПФР по требованию ИФНС.

    14.08.2018, Романова Ирина Владимировна (ПЗС 2018-03-16)

    Кому адресовано: Центр финансовых экспертиз

    Здравствуйте, Михаил Сергеевич!
    Вы хотя и ответили мне 05.07.18, что мой вопрос 100% в мою пользу, и жалобу я отправила на следующий день после получения требований,- увы, ответ от УФНС по СПб отрицательный. Счет заблокировали, деньги сняли. Ответ прислали через месяц после подачи жалобы.УФНС послала запрос в ПФ. Из ПФ позвонили на личный телефон, возмущались «подлостью» (дословно!) налоговой в нашем конкретном вопросе. УФНС прокомментировала, что от ПФ ответа не получали, а еще и суммы долга страховых взносов в своем ответе увеличили и приписали их 2017 году, а не 2016(как по первой жалобе и первому требованию) Очень хочу Увидеть Ваши комментарии!!! Ответ на жалобу могу присылать в сканах, но он на 4 листах, а запрос принимает только 1 файл. Готова идти в суд в надежде, что там с арифметикой дружат лучше, чем в Минфине и УФНС.
    Или смириться?……

    Ответы (всего 1)

    Налогообложение полученной неустойки по госконтракту

    10.08.2018, Зайцева Марина Анатольевна (С 2018-09-26)

    Кому адресовано: Центр финансовых экспертиз

    Здравствуйте, Михаил Сергеевич! Помогите, пожалуйста, разобраться в следующем вопросе.
    Бюджетное образовательное учреждение получило в июле 2018 года неустойку 500 тыс.руб. за ненадлежащее исполнение гос.контракту по кап.ремонту здания от ООО «П-с» (работает без НДС). Суммы полученной неустойки (пени и штрафа) по согласованию с Учредителем мы оставляем себе (средства от приносящей доход деятельности ПД) и планируем использовать для проведения текущего ремонта здания в этом же году.
    Должны ли мы
    1) платить НДС с полученной суммы? (скорее всего нет, даже просто потому, что подрядчик без НДС)
    2) платить налог на прибыль, если да, то когда?

    Ответы (всего 1)

    26.08.2018, Мухин Михаил Сергеевич

    Марина Анатольевна, вопрос о взимании НДС с договорной неустойки давно решен в пользу налогоплательщиков. Что касается налога на прибыль, то неустойка включается в налоговую базу по факту вступления в силу решения суда или признания претензии должником (подпункт 4 пункта 4 статьи 271 НК РФ).

    Скрыть ответы

    Ответить

    Документы по оплаченному семинару

    08.08.2018, Новожилова Маргарита Николаевна (ПЗС 2018-06-29)

    Кому адресовано: Центр финансовых экспертиз

    Оплатили заказ заочного слушателя семинара 21.06.2018.
    Никаких документов не получили. Где можно скачать семинар?

    Ответы (всего 1)

    09.08.2018, Балдина Светлана Вячеславовна

    На странице Расписание семинаров, зайдя на сайт под своим ФИО и номером удостоверения, выбрав требуемый семинар, перейдя по ссылке Пакет заочного слушателя.

    Скрыть ответы

    Ответить

    $AJAX_JS$

    Как отразить в бухучете госпомощь (субсидии, бюджетные кредиты и прочее)

    Организация может получить средства целевого финансирования в виде:

    — имущества (в т. ч. денежных средств) от других организаций или граждан (негосударственное целевое финансирование);
    — финансовой помощи от государства (государственной помощи).

    Государственная помощь

    Государственная помощь может быть предоставлена в виде:

    — субсидий;
    — бюджетных кредитов;
    — прочих форм государственной помощи. К ним, в частности, можно отнести имущественную поддержку малого и среднего бизнеса, когда организациям предоставляется имущество, например, оборудование, материалы, на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях (ч. 1 ст. 18 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

    Ситуация: относится ли к средствам государственной помощи имущество (в т. ч. денежные средства), которое организация получила в рамках целевых программ из государственных внебюджетных фондов?

    Ответ: да, относится.

    Средства государственных внебюджетных фондов являются составной частью бюджетной системы РФ (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ). Поэтому средства, полученные на финансирование целевых мероприятий из внебюджетного фонда (например, из Фонда занятости населения), относятся к государственной помощи. Подтверждает такую позицию и Минфин России в письме от 3 января 2002 г. № 04-02-05/1/223.

    Бухучет

    Для целей бухучета государственная помощь подразделяется на средства, связанные с финансированием:

    — капитальных расходов на приобретение (создание) внеоборотных активов (например, основных средств);
    — текущих расходов.

    В первом случае предоставление государственной помощи может сопровождаться дополнительными условиями, такими как:

    — ограничение приобретения определенных видов активов;
    — конкретное местонахождение приобретаемых активов;
    — установленные сроки приобретения и владения активами.

    К финансированию текущих расходов относятся все другие виды государственной помощи, отличные от приобретения (создания) внеоборотных активов. При этом для целей бухучета не признаются государственной помощью средства (экономическая выгода), полученные в рамках:

    — государственного регулирования цен и тарифов;

    — применения соответствующих правил налогообложения прибыли (например, предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов);

    — полученных бюджетных инвестиций (в частности, участие государства в формировании уставного капитала организации, например, унитарных).

    Государственная помощь может быть предоставлена организации в виде:

    — денежных средств;
    — другого имущества (например, основных средств, материалов).

    Об этом говорится в пунктах 3 и 4 ПБУ 13/2000.

    Ситуация: как в бухучете определить стоимость имущества (например, основных средств, материалов), предоставленных организации в собственность в рамках государственной помощи?

    Имущество, полученное на возмездной основе, учтите по стоимости, указанной в договоре. Безвозмездно полученное имущество примите к учету по рыночной стоимости.

    Если организация получает имущество на возмездной основе (т. е. на льготных условиях, например в рамках имущественной поддержки малого и среднего бизнеса), то по общему правилу его стоимость будет указана в договоре на предоставление государственной помощи. В этой стоимости и поставьте имущество на учет (п. 7 ПБУ 6/01, п. 5 ПБУ 5/01).

    Если имущество предоставляется на безвозмездной основе, то для определения его стоимости воспользуйтесь правилами, установленными в пункте 6 ПБУ 13/2000. Там сказано, что стоимость полученного имущества (за исключением денег) определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов.

    Таким образом, если организация получает имущество на безвозмездной основе, она вправе воспользоваться общим порядком, предусмотренным для определения стоимости активов, полученных безвозмездно (п. 10.3 ПБУ 9/99).

    При отражении в бухучете государственной помощи (кроме бюджетных кредитов) возникают три группы операций:

    — поступление государственной помощи;
    — использование государственной помощи;
    — возврат государственной помощи.

    Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражайте в бухучете в порядке, предусмотренном для учета заемных средств (п. 16 ПБУ 13/2000). Исключением из этого правила является случай, когда организация получает такие кредиты на безвозвратной основе. Тогда получение средств отражайте в учете в общем порядке, предусмотренном для государственной помощи (п. 17 ПБУ 13/2000).

    Отражение в бухучете иных форм государственной помощи зависит от того, какое имущество получает организация и на каких условиях. Так, например, если в рамках имущественной поддержки от государства организация получает оборудование, то порядок отражения его получения в бухучете будет соответствовать порядку, предусмотренному для основных средств, приобретенных за счет государственной помощи.

    Информацию о средствах, полученных из бюджета, организация должна раскрыть в бухгалтерской отчетности (Бухгалтерском балансе). Порядок раскрытия такой информации прописан в разделе IV ПБУ 13/2000. Данные о характере использования целевых средств коммерческие организации должны отразить в Отчете о целевом использовании средств и Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках.

    Поступление государственной помощи

    В зависимости от выполнения условий предоставления бюджетных средств организация может отражать средства государственной помощи:

    — по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам;
    — по мере фактического получения ресурсов.

    Об этом говорится в пункте 7 ПБУ 13/2000.

    В первом случае организация отражает государственную помощь в учете при наличии следующих условий:

    — имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть, например, заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация;

    — имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть, например, утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

    Такой порядок предусмотрен пунктом 5 ПБУ 13/2000.

    При возникновении целевого финансирования (задолженности по предоставлению средств) в учете сделайте проводки:

    Дебет 76 Кредит 86
    – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.

    По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета поступившего имущества (например, денежных средств, капитальных вложений):

    Дебет 51 (08, 10…) Кредит 76
    – отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

    Об этом говорится в абзаце 1 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

    Во втором случае (если организация фактически получила средства государственной помощи, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия их предоставления отсутствует) при их получении в учете сделайте проводку:

    Дебет 51 (08, 10…) Кредит 86
    – отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

    Полученные средства учитывайте на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия получения целевых средств будут выполнены.

    Например, такая ситуация может возникнуть, если организация получила средства на строительство производственного цеха, однако есть сомнения в том, что строительство будет окончено в установленный срок.

    Об этом говорится в пункте 12, абзаце 2 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

    Если государственная помощь предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах, то в бухучете сделайте проводки:

    Дебет 76 Кредит 91-1
    – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;

    Дебет 51 Кредит 76
    – отражено поступление средств государственной помощи на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах.

    Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000.

    Субсидии, полученные в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, НДС не облагаются (п. 2 ст. 154 НК РФ).

    Использование государственной помощи

    Использовать средства государственной помощи организация обязана строго по целевому назначению и с соблюдением всех условий их предоставления. В противном случае полученные средства нужно вернуть бюджету. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 38 и пункта 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

    Использование государственной помощи в бухучете отражайте в зависимости от направлений их расходования.

    Средства государственной помощи, направленные на финансирование капитальных расходов, списывайте в таком порядке:

    — если актив подлежит амортизации то на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов;

    — если актив не амортизируется (например, земельный участок) то в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов.

    В первом случае целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Впоследствии, в течение срока полезного использования объекта, суммы доходов будущих периодов списываются на прочие доходы в размере начисленной амортизации.

    В частности, при приобретении за счет государственной помощи основных средств, подлежащих амортизации (после отражения на счете 01 в общем порядке), в учете сделайте проводку:

    Дебет 86 Кредит 98-2
    – отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов (на стоимость приобретенного основного средства).

    Затем ежемесячно (по мере начисления амортизации):

    Дебет 20 (23, 25, 26…) Кредит 02
    – начислена амортизация по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи;

    Дебет 98-2 Кредит 91-1
    – учтена в составе прочих доходов сумма амортизации, начисленная по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи.

    Такие правила предусмотрены пунктом 9 ПБУ 13/2000.

    Ситуация: как в бухучете отразить средства государственной помощи, истраченные на приобретение (создание) неамортизируемых внеоборотных активов?

    Средства госпомощи отразите в составе расходов будущих периодов с последующим списанием на прочие расходы.

    Так, если актив не амортизируется, целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объекта в эксплуатацию (принятии к учету). Впоследствии, в течение срока признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств, указанные суммы относятся в состав прочих доходов.

    Такой вывод позволяет сделать пункт 9 ПБУ 13/2000.

    Например, если организации выделены средства на покупку земельного участка для строительства производственного цеха, то расходы на строительство признаются в течение всего периода строительства. Следовательно, в течение такого же периода будут списываться со счета учета доходов будущих периодов в состав прочих доходов и средства государственной помощи. При этом порядок отнесения целевых средств в состав прочих доходов законодательно не установлен. Поэтому организация вправе самостоятельно разработать его и закрепить в учетной политике для целей бухучета. Например, организация может установить, что средства государственной помощи признаются в составе прочих доходов равномерно в течение планового периода строительства.

    Пример отражения в бухучете поступления и использования государственной помощи на финансирование капитальных расходов, связанных с приобретением неамортизируемых основных средств

    ЗАО «Альфа» получило из бюджета субсидию на финансирование капитальных расходов (приобретение земельного участка). Субсидия предоставлена с условием строительства на данном участке производственного цеха. Сроки строительства установлены в период с 1 января по 31 декабря текущего года.

    «Альфа» утвердила проектно-сметную документацию на строительство, а также получила уведомление о выделении средств из бюджета на финансирование строительства. Поэтому средства государственной помощи отражаются в учете по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам.

    В учетной политике организации для целей бухучета прописано, что при покупке за счет бюджетных средств земельных участков (для целей строительства) средства государственной помощи списываются со счета учета доходов будущих периодов в состав прочих доходов равномерно в течение планового периода строительства начиная с месяца, следующего за месяцем принятия земельного участка к учету.

    Стоимость земельного участка на основании договора купли-продажи составила 4 720 000 руб. Средства из бюджета были перечислены на счет «Альфы» 11 января. Операции по получению и использованию средств государственной помощи бухгалтер отразил следующим образом.

    В январе:
    Дебет 76 Кредит 86
    – 4 720 000 руб. – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи (на основании договора).
    Дебет 51 Кредит 76
    – 4 720 000 руб. – поступили денежные средства в рамках государственной помощи;
    Дебет 08 Кредит 60
    – 4 720 000 руб. – отражена стоимость земельного участка, приобретенного за счет средств государственной помощи;
    Дебет 01 Кредит 08
    – 4 720 000 руб. – принят к учету земельный участок;
    Дебет 86 Кредит 98-2
    – 4 720 000 руб. – отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов.

    Ежемесячно с февраля по декабрь:
    Дебет 98-2 Кредит 91-1
    – 429 091 руб. (4 720 000 руб. : 11 мес.) – учтены в составе прочих доходов средства государственной помощи, направленные на приобретение земельного участка.

    Использование государственной помощи на финансирование текущих расходов (например, приобретение материалов, выплата зарплаты) отражайте в периодах признания указанных затрат.

    При финансировании за счет средств государственной помощи текущих расходов в учете делайте следующие проводки.

    При использовании государственной помощи на приобретение материалов:

    Дебет 10 Кредит 60
    – оприходованы материалы;

    Дебет 86 Кредит 98-2
    – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов;

    Дебет 20 (23, 25, 44…) Кредит 10
    – списаны в производство материалы;

    Дебет 98-2 Кредит 91-1
    – учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов.

    При начислении зарплаты (иных расходов аналогичного характера), источником финансирования которой является государственная помощь:

    Дебет 86 Кредит 98-2
    – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат в пользу сотрудников (источником уплаты зарплатных взносов);

    Дебет 20 (23, 26, 44…) Кредит 70 (69, 73,…)
    – начислены выплаты в пользу сотрудников (зарплатные взносы);

    Дебет 98-2 Кредит 91-1
    – учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат сотрудникам (зарплатных взносов).

    Об этом говорится в абзаце 2 пункта 9 ПБУ 13/2000.

    Исключением из всего вышеизложенного порядка отражения в бухучете использования государственной помощи является случай, когда выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий. В этом случае период, в течение которого средства будут списываться со счета 86, нужно определить исходя из времени признания тех расходов, финансирование которых осуществлено. Такой порядок предусмотрен в абзаце 4 пункта 9 ПБУ 13/2000.

    Пример отражения в бухучете поступления и использования государственной помощи на финансирование работы по содержанию и ремонту имущества в многоквартирных домах

    Управляющая организация в январе получила средства из бюджета на финансирование работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в размере 3 520 000 руб.

    Капитальный ремонт проведен в шестимесячный срок. Затраты на капитальный ремонт за весь срок его проведения составили:
    – 1 720 000 руб. – стоимость материалов;
    – 1 800 000 руб. – зарплата работников (иные расходы аналогичного характера).

    Операции по получению и использованию средств государственной помощи бухгалтер отразил следующим образом.

    В январе:
    Дебет 51 Кредит 86
    – 3 520 000 руб. – поступили денежные средства в рамках государственной помощи.

    В течение всего срока капитального ремонта по мере приобретения и расходования материалов:

    Дебет 10 Кредит 60
    – 1 720 000 руб. – оприходованы материалы;
    Дебет 86 Кредит 98-2
    – 1 720 000 руб. – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов;
    Дебет 20 Кредит 10
    – 1 720 000 руб. – списаны в производство материалы;
    Дебет 98-2 Кредит 90-1
    – 1 720 000 руб. – учтена в составе выручки сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов.

    При начислении зарплаты (иных расходов аналогичного характера), источником финансирования которой является государственная помощь:

    Дебет 20 Кредит 70 (69)
    – 1 800 000 руб. – начислены выплаты в пользу работников (зарплатные взносы);
    Дебет 86 Кредит 98-2
    – 1 800 000 руб. – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат в пользу работников (источником уплаты зарплатных сборов);
    Дебет 98-2 Кредит 90-1
    – 1 800 000 руб. – учтена в составе выручки сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат работникам (зарплатных взносов).

    Возврат государственной помощи

    Отражение в бухучете операций по возврату средств государственной помощи зависит от:

    — момента, когда возникли обстоятельства, при которых организация должна возвратить полученные ресурсы;
    — метода отражения в бухучете поступления государственной помощи.

    На дату возникновения задолженности перед бюджетом по возврату государственной помощи в бухучете сделайте исправительные записи (сторно) при одновременном соблюдении двух условий:

    — организация отражала поступление государственной помощи по мере возникновения целевого финансирования (задолженности по этим средствам);

    — обстоятельства, повлекшие возврат средств, возникли в том же году, когда была получена государственная помощь.

    В этом случае организация должна сторнировать все проводки, связанные с поступлением и использованием бюджетных средств. За исключением проводки по фактическому получению государственной помощи (Дебет 51 (08, 10…) Кредит 76). В данном случае счет 76 закроется, когда организация возвратит полученные средства в бюджет. При этом необходимо будет сделать проводку:

    Дебет 76 Кредит 51 (08, 10…)
    – отражен возврат государственной помощи, ранее полученной из бюджета.

    Такой вывод позволяет сделать пункт 13 ПБУ 13/2000.

    Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить средства, полученные в качестве государственной помощи в предыдущие годы, то предусмотрен иной порядок отражения исправительных записей.

    В части средств, предоставленных на финансирование капитальных вложений:

    Дебет 86 Кредит 76
    – отражена задолженность организации, связанная с возвратом ранее полученных средств государственной помощи;

    Дебет 91-2 Кредит 86
    – восстановлены средства целевого финансирования в размере начисленной амортизации;

    Дебет 98-2 Кредит 86
    – восстановлено целевое финансирование на несписанную сумму доходов будущих периодов.

    В части средств, полученных на финансирование текущих расходов:

    Дебет 86 Кредит 76
    – отражена задолженность организации, связанная с возвратом ранее полученных средств государственной помощи;

    Дебет 91-2 Кредит 86
    – восстановлены средства целевого финансирования в размере фактически понесенных текущих расходов.

    Об этом говорится в пункте 14 ПБУ 13/2000.

    Похожие статьи