Закон для васРазноеСубсидия на капвложения кфо

Субсидия на капвложения кфо

Нет времени читать? Сохрани

В соответствии с пунктом 21 Приказа Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н с 01.01.2015 по бюджетным и автономным учреждениям изменились коды финансового обеспечения на следующие: КВФО 2,3,4 на КВФО 8;КВФО 5 на КВФО 9. Как это реализовано в «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»? Где об этом можно прочитать? 

Приказом Минфина России от 29.08.2014 № 89н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» не вносились изменения в пункт 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета.

Приказ Минфина России от 29.08.2014 № 89н размещен на официальном сайте Минфина России, а также в базах нормативных документов, в том числе в ресурсах ИТС-БЮДЖЕТ ПРОФ. Прилагаем выдержку из приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н (в ред. от 29.08.2014):

«21. На основе Единого плана счетов и положений настоящей Инструкции для ведения бухгалтерского учета применяются: казенными учреждениями, организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, финансовыми органами и органами, осуществляющими кассовое обслуживание, — план счетов бюджетного учета и Инструкция по применению плана счетов бюджетного учета; бюджетными учреждениями и автономными учреждениями — план счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, план счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и соответствующие Инструкции по их применению (далее вместе — Планы счетов, Инструкции по их применению).

На основе соответствующего Плана счетов и Инструкции по его применению учреждением разрабатывается и утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета (далее — Рабочий план счетов).

Аналитические коды в номере счета Рабочего плана счетов отражаются:

  • в 1 — 17 разрядах — аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;
  • в 18 разряде — код вида финансового обеспечения (деятельности);
  • в 24 — 26 разрядах — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

Казенными учреждениями, бюджетными учреждениями, а также организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, в 24 — 26 разрядах отражаются коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ); автономными учреждениями — аналитический код поступлений, выбытий объектов учета, в структуре, утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности.

В 19 — 23 разрядах номера счета Рабочего плана счетов отражается синтетический код счета Единого плана счетов.

В целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения Рабочего плана счетов применяются следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности):

для учреждений, организаций, осуществляющих полномочия получателя бюджетных средств, финансовых органов соответствующих бюджетов и органов, осуществляющих их кассовое обслуживание:

  • 1 — деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность);
  • 2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
  • 3 — средства во временном распоряжении;
  • 4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • 5 — субсидии на иные цели;
  • 6 — субсидии на цели осуществления капитальных вложений;
  • 7 — средства по обязательному медицинскому страхованию;

для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса:
в части операций с собственными средствами учреждения (организации), средствами во временном распоряжении и субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываемых на лицевом счете учреждения (организации):

  • 8 — средства некоммерческих организаций на лицевых счетах;
  • в части операций с субсидиями на цели осуществления капитальных вложений и с субсидиями на иные цели, учитываемых на отдельном лицевом счете:
  • 9 — средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах».

Обратите внимание, с какой целью и кем применяются коды вида финансового обеспечения (далее – КФО) 8 и 9, — для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса.

Таким образом, бюджетные и автономные учреждения в 2015 году по-прежнему применяют КФО 2, 4, 3, 5, 6 (если доводятся субсидии на цели осуществления капитальных вложений), 7 (если доводятся средства ОМС).

Именно эти КФО применяются в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» при формировании номеров счетов Рабочего плана счетов для бюджетных и автономных учреждений.

При заключении договора на строительство объекта капитального строительства государственной собственности автономному учреждению необходимо руководствоваться Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Ч. 4 ст. 15 Федерального закона N 44-ФЗ).

В соответствии с П. 1 ст. 78.2 БК РФ из бюджетов бюджетной системы РФ государственным автономным учреждениям могут предоставляться субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности. Принятие решения о предоставлении указанных субсидий из федерального бюджета осуществляется в порядке, установленном Правилами осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности РФ, за счет средств федерального бюджета, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 13 (П. 2 ст. 78.2 БК РФ).

Согласно П. 17 Правил предоставление субсидий на капитальные вложения производится в соответствии с соглашениями, заключаемыми между органами власти как получателями бюджетных средств, предоставляющими субсидии на капитальные вложения, и учреждениями на срок, не превышающий срока действия утвержденных получателю средств федерального бюджета, предоставляющему субсидию, лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии.

Операции с субсидиями, поступающими учреждению, учитываются на отдельном лицевом счете, открытом учреждению в территориальном органе Федерального казначейства, в порядке, установленном Федеральным казначейством (П. 21 Правил).

В бухгалтерском учете доходы автономного учреждения, полученные в виде субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности, отражаются по Статье 180 «Прочие доходы» КОСГУ (Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н).

Полученная от органа исполнительной власти, осуществляющего в отношении автономного учреждения функции и полномочия учредителя, указанная субсидия подлежит отражению в бухгалтерском учете автономного учреждения по коду финансового обеспечения (деятельности) «6» — субсидии на цели осуществления капитальных вложений (П. 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н).

При поступлении субсидии на отдельный лицевой счет автономного учреждения в органе Федерального казначейства производится запись по:

— дебету Счета 6 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»;

— кредиту счета 6 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам» (П. 72 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н).

Одновременно поступившая на лицевой счет учреждения сумма отражается на забалансовом Счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» (П. 365 Инструкции N 157н).

Расходы автономного учреждения по оплате договора на строительство объекта относятся на Статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ (Указания N 65н). Следовательно, учет расчетов со строительной организацией ведется на счете 6 302 31 000 «Расчеты по приобретению основных средств» (П. 130 Инструкции N 183н).

Перечисление аванса подрядчику в бухгалтерском учете учреждения оформляется записью по:

— дебету счета 6 206 31 000 «Расчеты по авансам по приобретению основных средств»;

— кредиту Счета 6 201 11 000 (П. 73, 100 Инструкции N 183н).

Одновременно на сумму перечисления формируется запись по забалансовому Счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» (П. 367 Инструкции N 157н).

Вложения учреждения в объект основных средств отражаются в данном случае по:

— дебету счета 6 106 11 000 «Вложения в основные средства — недвижимое имущество учреждения»;

— кредиту счета 6 302 31 000 (П. 51, 139 Инструкции N 183н).

Зачет обязательства по оплате выполненных работ на сумму перечисленного ранее учреждением аванса оформляется бухгалтерской записью по:

— дебету счета 6 302 31 000;

— кредиту счета 6 206 31 000 (П. 101, 157 Инструкции N 183н).

При погашении задолженности перед подрядчиком в бухгалтерском учете автономного учреждения формируется запись по:

— дебету счета 6 302 31 000;

— кредиту Счета 6 201 11 000 (П. 73, 157 Инструкции N 183н).

Одновременно на сумму перечисления производится запись по забалансовому Счету 18 (П. 367 Инструкции N 157н).

На основании утвержденного учредителем автономного учреждения отчета о произведенных расходах за счет средств субсидии на цели осуществления капитальных вложений учреждением производится запись по:

— дебету счета 6 205 80 000;

— кредиту счета 6 401 10 180 «Прочие доходы» (П. 96, 178 Инструкции N 183н).

Согласно Письму Минфина России N 02-02-005/58618, Казначейства России N 42-7.4-05/5.1-897 от 31.12.2013 принятие учреждением к учету по коду финансового обеспечения «4» — субсидии на выполнение государственного задания вложений, произведенных за счет субсидии на осуществление капитальных вложений, отражается следующими бухгалтерскими записями:

— по дебету Счета 6 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» и кредиту счета 6 106 11 000;

— по дебету счета 4 106 11 000 и кредиту Счета 4 304 06 000.

Объект принимается к бухгалтерскому учету в составе основных средств по первоначальной стоимости на основании Акта о приеме-передаче зданий (сооружений) (Ф. 0306030) с приложением документов о государственной регистрации прав на недвижимость. Указанная операция отражается бухгалтерской записью по:

— дебету счета 4 101 13 000 «Сооружения — недвижимое имущество учреждения»;

— кредиту счета 4 106 11 000 (П. 23 Инструкции N 57н, П. 9, 53 Инструкции N 183н).

Аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках учета основных средств (Ф. 0504031) в разрезе материально-ответственных лиц и видов имущества. Инвентарная карточка учета основных средств открывается на каждый объект основных средств (П. 54 Инструкции N 157н).

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности в бухгалтерском учете учреждения отражаются расчеты с учредителем в размере балансовой стоимости принятого к учету объекта. При этом формируется запись по:

— дебету счета 4 401 10 172 «Доходы от операций с активами»;

— кредиту Счета 4 210 06 000 «Расчеты с учредителем» (Письмо Минфина России N 02-02-005/58618, Казначейства России N 42-7.4-05/5.1-897, Письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798).

Кроме того следует отметить, что в соответствии с Подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ оказание услуг автономными учреждениями в рамках государственного задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия, не признается объектом налогообложения по НДС. Следовательно, в случае предъявления строительной организацией суммы НДС она учитывается в стоимости объекта основных средств (Объекта) на основании Подп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ.

Субсидии на цели осуществления капитальных вложений относятся к средствам целевого финансирования и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (Подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Таким образом, рассматриваемые расходы автономного учреждения, произведенные за счет средств субсидии, не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Согласно Подп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования. Следовательно, объект не является для учреждения амортизируемым имуществом в целях гл. 25 НК РФ.

Государственному унитарному предприятию предоставлена субсидия из регионального бюджета от учредителя на осуществление капитальных вложений с последующим увеличением уставного фонда. Капитальное строительство будет осуществляться как за счет субсидии, так и за счет собственных средств предприятия. После ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию предприятие обязано увеличить уставный фонд на сумму полученной субсидии.Стоимость приобретенного оборудования и монтаж составила 15 000 000 руб., в том числе НДС. Сумма субсидии 10 000 000 руб

1. Дебет 51 Кредит 75 – поступила субсидия

2. Дебет 08 Кредит 60 – отражено приобретение оборудования с монтажом

3. Дебет 19 Кредит 60 – отражен НДС

4. Дебет 68 Кредит 19 – НДС принят к вычету, так как субсидия из регионального бюджета, а не Федерального

5. Дебет 01 Кредит 08 – введено оборудование в эксплуатацию

6. Дебет 75 Кредит 80 – отражено увеличение уставного фонда

Такие проводки приведены в рекомендациях ниже.

Обоснование

Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

Как отразить в учете унитарного предприятия увеличение уставного фонда за счет бюджетной субсидии. Решение об увеличении уставного фонда пока не принято

Увеличение уставного фонда отразите в общем порядке. То есть по дебету счета 75 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» и кредиту счета 80.

Ничто не запрещает увеличивать уставный фонд государственного или муниципального предприятия за счет целевых средств – субсидии. Это следует из положений пунктов 2 и 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, статьи 14 Закона от 14 ноября 2002 № 161-ФЗ. Подтверждает такой подход и Минфин России в письме от 1 сентября 2014 № 02-01-10/43573.

Бухучет

В бухучете целевую субсидию на увеличение уставного фонда в доход не включайте (п. 2 ПБУ 9/99). Но если субсидия поступила, например, на финансирование текущих расходов, то отразите ее в прочих доходах (п. 7–10 ПБУ 9/99, письмо Минфина России от 24 февраля 2015 № 02-02-07/9074).

Рассмотрим подробно случай, когда субсидия предоставлена на увеличение уставного фонда предприятия.

Для расчетов с учредителем унитарные предприятия применяют счет 75 «Расчеты с учредителями». А информация о состоянии и движении уставного фонда собирается на счете 80 «Уставный капитал». Поэтому увеличение уставного капитала предприятия за счет дополнительных вкладов отражают по дебету субсчета 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» и кредиту счета 80 (Инструкция к плану счетов).

В бухучете получение средств из бюджета на увеличение уставного фонда отразите проводкой:

Дебет 51 Кредит 75
– получена субсидия на увеличение уставного фонда.

Запись об увеличении уставного фонда за счет субсидии делают уже на дату госрегистрации изменений, внесенных в устав унитарного предприятия. После того как собственник примет решение о таком изменении. Сумма отраженного в бухучете уставного фонда должна соответствовать его размеру, зафиксированному в учредительных документах (письмо Минфина России от 21 марта 2007 № 07-05-12/03). Проводка следующая:

Дебет 75 Кредит 80
– уставный капитал предприятия увеличен за счет бюджетной субсидии.

Денежные средства, которые поступили на увеличение уставного фонда, предприятие может расходовать на уставную деятельность. Например, приобрести имущество в соответствии с дополнительными условиями полученной субсидии. В таком случае сделайте записи:

Дебет 60 (76) Кредит 51
– перечислены средства поставщику, подрядчику за товары, работы или услуги;

Дебет 08 (10, 20…) Кредит 60 (76)
– получены основные средства, НМА, материалы, услуги.

Налог на прибыль

Бюджетные средства, которые унитарные предприятия получают в виде взноса в уставный фонд, налогом не облагаются. Для целей расчета налога на прибыль в доходах эти суммы отражать не нужно. Такой порядок установлен подпунктом 3 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Как учесть субсидии, бюджетные кредиты и другую госпомощь

Ситуация: можно ли принять к вычету НДС со стоимости имущества (работ, услуг), купленного за счет бюджетных средств. Источником госпомощи является региональный или местный бюджет

Да, можно.

Статья 171 Налогового кодекса РФ не ставит в зависимость право на вычет входного НДС от источника финансирования расходов на приобретение имущества (работ, услуг). Организация может принять к вычету предъявленную сумму НДС, если все необходимые условия для этого соблюдены. В частности, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные поставщиками, подрядчиками (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Таким образом, при приобретении товаров (работ, услуг) за счет средств регионального или местного бюджета организация вправе воспользоваться вычетом НДС в общеустановленном порядке.

Минфин России подтверждает правомерность такой позиции (письма от 9 февраля 2012 № 03-07-11/32, от 10 декабря 2010 № 03-07-11/486, от 9 марта 2010 № 03-07-11/52 и от 10 декабря 2009 № 03-03-06/1/800).

Важно! С 1 июля 2017 года получатели субсидий из региональных и местных бюджетов должны восстанавливать НДС, который ранее принят к вычету. Изменения касаются субсидий на возмещение затрат по оплате товаров, работ или услуг, в которые включен НДС. Такие поправки предусмотрены пунктом 4 статьи 2 Закона от 30 ноября 2016 № 401-ФЗ.

Источник: Журнал «Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение»

Нормативно-правовая база, определяющая особенности осуществления капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, с начала 2014 года значительно обновилась. Вступили в силу поправки БК РФ, принят ряд постановлений Правительства РФ, внесены изменения в другие нормативные акты, регулирующие процесс осуществления капвложений. Каковы теперь условия получения целевых средств на стро­ительство и приобретение объектов недвижимости? Что следует учесть учреждениям физкультуры и спорта при расходовании этих средств?

Правовая основа изменений

Поправки в Бюджетный кодекс утвердили уже не временный, а постоянный механизм осуществления капитальных вложений, и изменения прежде всего коснулись бюджетных и автономных учреждений. В отношении них в последние три года действовали постановления Правительства РФ

, определявшие, что федеральные БУ и АУ должны осуществлять бюджетные инвестиции в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета. Аналогичные нормативные акты утверждались на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.

Теперь в Бюджетном кодексе закреплены два основных способа финансового обеспечения строительства или покупки недвижимого имущества – путем предоставления государственному (муниципальному) учреждению бюджетных инвестиций (ст. 79 БК РФ) либо субсидии на осуществление капвложений (ст. 78.2 БК РФ). Правда, п. 1 ст. 79 БК РФ оставляет возможность и для третьего варианта – когда орган власти сам осуществляет бюджетные инвестиции, а учреждению передается в оперативное управление уже готовый объект.

В первых двух случаях учреждения должны применять нормы Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ). При осуществлении капвложений казенные учреждения выступают в роли государственного (муниципального) заказчика (в силу п. 5, 6 ст. 3 данного закона), а бюджетные и автономные учреждения либо являются заказчиками (п. 7 ст. 3, ч. 4 ст. 15), либо наделяются полномочиями государственного и муниципального заказчика в соответствии с ч. 6 ст. 15.

Получается, что в отношении казенных учреждений физкультуры и спорта имеется лишь один способ финансирования капвложений – посредством бюджетных инвестиций. А вот в отношении бюджетных и автономных учреждений физкультуры и спорта могут быть использованы оба способа: предоставление как соответствующих целевых субсидий, так и бюджетных инвестиций. Рассмотрим подробнее особенности финансового обеспечения в обоих случаях.

Бюджетные инвестиции

Согласно

п. 2 ст. 79 БК РФ бюджетные инвестиции в объекты госсобственности РФ или субъекта РФ, муниципальной собственности осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией. На федеральном уровне принят необходимый пакет документов. Среди них –

Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 №

, которым утверждены

Правила осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета (далее – Правила № 13). Аналогичные нормативные акты начинают издаваться в регионах, муниципальных образованиях.

Механизм, с помощью которого учреждениям могут предоставляться бюджетные инвестиции, заключается в следующем. Сначала соответствующий орган власти определяет объект капитального строительства (недвижимого имущества) и принимает решение о реализации указанных инвестиций. При этом в сметную сто­имость объекта могут включаться средства, необходимые для подготовки проектной документации, выполнения инженерных изысканий и др. (Постановление Правительства РФ от 30.04.2008 № в ред. от 09.01.2014).

После принятия положительного решения и доведения до учреждения лимитов бюджетных обязательств оно проводит закупку в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ и заключает государственный (муниципальный) контракт. Согласно п. 10 Правил № контракт оплачивается в пределах выделенных лимитов либо в пределах средств, предусмотренных актами (решениями), на срок, превышающий срок действия утвержденных учреждению лимитов бюджетных обязательств.

Как сказано в п. 9 Правил №, расходы, связанные с бюджетными инвестициями, осуществляются в порядке, установленном бюджетным законодательством, на основании государственных контрактов. В свою очередь, последние заключаются:

а) государственными заказчиками, являющимися получателями средств федерального бюджета (сюда относятся казенные учреждения);

б) организациями, которым орган-учредитель передал полномочия государственного заказчика (сюда относятся бюджетные и автономные учреждения).

Отметим, что процедура передачи полномочий теперь дополнительно урегулирована в Бюджетном кодексе. Согласно п. 4 его ст. 79 орган госвласти или местного самоуправления вправе безвозмездно передать подведомственным БУ и АУ свои полномочия по заключению и исполнению от имени публично-правового образования государственного (муниципального) контракта. Для этого учредитель и учреждение должны подписать соответствующее соглашение.

Такое соглашение может быть заключено в отношении нескольких объектов капстроительства (недвижимости) и должно содержать следующие условия:

  • цель осуществления бюджетных инвестиций и их объем с разбивкой по годам в отношении каждого объекта. Также должны указываться наименование объекта, его мощность, стоимость, сроки строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения;
  • права и обязанности бюджетного или автономного учреждения, по заключению и исполнению от лица органа-учредителя государственных (муниципальных) контрактов;
  • ответственность БУ или АУ за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий;
  • право органа-учредителя на проведение проверок соблюдения бюджетным или автономным учреждением условий соглашения о передаче полномочий;
  • обязанность БУ или АУ по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности как получателя бюджетных средств.

На основании заключенного соглашения в органе Федерального казначейства (финансовом органе) учредителю открывается лицевой счет получателя бюджетных средств по переданным полномочиям. На этом счете и учитываются операции по осуществлению бюджетных инвестиций.

Существенным является еще один момент. Бюджетному (автономному) учреждению физкультуры и спорта, которому переданы полномочия государственного или муниципального заказчика, необходимо заключать государственный (муниципальный) контракт от имени публично-правового образования в лице органа-учредителя. На это Минфин и Федеральное казначейство неоднократно указывали в своих письмах (см., например, п. 4.1.1 Письма Минфина РФ №02‑02‑005/58618, Федерального казначейства №42-7.4-05/5.1-897от 31.12.2013 (далее – Совместное письмо)).

Субсидии на осуществление капвложений

Как и в случае с бюджетными инвестициями, порядки предоставления субсидий на капвложения должны разрабатываться на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (

п. 2 ст. 78.2 БК РФ ). На федеральном уровне этот вопрос регламентируется Правилами № 13 и

Правилами принятия решений о предоставлении субсидии из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации , утвержденными

Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 №

(далее – Правила № 14).

Согласно названным нормативным актам орган власти должен принять решение о предоставлении рассматриваемой субсидии. При этом необходимо учесть, что за счет данных средств не финансируются, например, разработка проектной документации и выполнение инженерных изысканий, проведение госэкспертизы и проверки достоверности определения сметной стоимости объекта (п. 7 Правил №). Поименованные работы могут быть учтены при формировании сметной стоимости только при наличии соответствующего решения уполномоченного органа власти.

Далее получатель бюджетных средств, предоставляющий субсидию (им, как правило, является орган-учредитель), и бюджетное (автономное) учреждение должны подписать соглашение. В силу п. 4 ст. 78.2 БК РФ оно также может быть заключено в отношении нескольких объектов и помимо описания предмета договора, прав и обязанностей учреждения должно содержать, в частности, следующие положения:

  • условие о соблюдении автономным учреждением при использовании субсидии положений Федерального закона № 44-ФЗ;
  • обязанность автономного учреждения по открытию лицевого счета в органе Федерального казначейства (финансовом органе) для учета операций по получению и использованию субсидий;
  • сроки (порядок их определения) перечисления субсидии, а также положения, устанавливающие обязанность перечисления субсидии на лицевой счет учреждения;
  • право получателя бюджетных средств, предоставляющего субсидию, на проведение проверок соблюдения БУ или АУ условий соглашения;
  • порядок возврата БУ или АУ неиспользованных остатков субсидии в случае отсутствия решения получателя бюджетных средств, предоставляющего субсидию, о направлении этих средств на те же цели;
  • порядок возврата сумм, использованных БУ или АУ, в случае установления по результатам проверок фактов нарушения учреждением целей и условий, определенных соглашением;
  • приостановление предоставления субсидии либо сокращение ее объема в связи с нарушением БУ или АУ условия о софинансировании капитальных вложений в объект государственной (муниципальной) собственности за счет иных источников (если данно условие предусмотрено соглашением);
  • порядок и сроки представления отчетности об использовании субсидии БУ или АУ;
  • случаи и порядок внесения изменений в соглашение (в том числе при уменьшении получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии), а также досрочного прекращения соглашения.

Однако в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений предусмотрены дополнительные требования к соглашению о предоставлении субсидии. В частности, согласно

пп. «з» п. 18 Правил №

в нем должно быть прописано обязательство ФБУ или ФАУ осуществлять эксплуатационные расходы по содержанию объекта после ввода в эксплуатацию (приобретения) за счет средств, предоставляемых из федерального бюджета, в объеме, не превышающем размер соответствующих нормативных затрат, применяемых при расчете субсидии на выполнение госзадания.

После предоставления субсидии на капвложения бюджетное (автономное) учреждение выбирает подрядчика или продавца готового объекта недвижимости в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. Однако с победителем подписывается не государственный (муниципальный) контракт, а гражданско-правовой договор – от имени самой организации (п. 4.1.2 Совместного письма). Причем в силу п. 5 ст. 78.2 БК РФ в такой договор нужно включать условие о возможности изменения размера, и (или) сроков оплаты, и (или) объема работ в случае уменьшения получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии. А подрядчик вправе потребовать от БУ или АУ возмещения понесенного реального ущерба, непосредственно обусловленного изменениями условий указанного договора.

Процесс осуществления капвложений

Выбранный способ финансирования будет определять особенности расходования выделенных средств.

При реализации бюджетных инвестиций казенные учреждения, а также бюджетные и автономные учреждения, которым переданы полномочия государственного (муниципального) заказчика, должны руководствоваться нормативной базой, действующей в отношении получателей бюджетных средств. Расходы учреждений, связанные с исполнением государственного (муниципального) контракта, подвергнутся санкционированию в соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 № 87н, а в отношении не использованных на начало очередного финансового года остатков лимитов бюджетных обязательств на исполнение этих госконтрактов необходимо применять положения Приказа Минфина РФ от 19.09.2008 № 98н.

На основании данных бюджетного учета учреждения, расходующие средства бюджетных инвестиций, должны формировать за отчетный период и представлять своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств или органу власти, передавшему полномочия, бюджетную отчетность, преду­смотренную для получателей бюджетных средств Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

В свою очередь, при использовании средств субсидии на капвложения следует руководствоваться другими документами. Санкционирование расходов и взыскание неиспользованных остатков в этом случае осуществляются по таким же правилам, как и в отношении субсидий на иные цели (приказы Минфина РФ от 16.07.2010 № 72н и от 28.07.2010 № 82н). А операции, связанные со стро­ительством или приобретением объекта, отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных и автономных учреждений в соответствии с Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н (по виду деятельности 6 «Субсидии на цели осуществления капитальных вложений).

Теперь обобщим основные отличия двух способов осуществления капвложений в виде таблицы.

Параметр для сравнения Бюджетные инвестиции Субсидии на капвложения (для БУ и АУ)
Выделены госзаказчикам (КУ) По переданным полномочиям (для БУ и АУ)
Основание для осуществления капвложений Государственный (муниципальный) контракт Соглашение о передаче полномочий, государственный (муниципальный) контракт Соглашение о предоставлении субсидии, гражданско-правовой договор
Сторона договора Государственный (муниципальный) заказчик от имени публично-правового образования Государственный (муниципальный) заказчик (орган власти, передавший полномочия) от имени публично-правового образования Учреждение
Открытие счета Лицевой счет получателя бюджетных средств (КУ) Лицевой счет получателя бюджетных средств (органа власти) по переданным полномочиям Отдельный лицевой счет учреждения
Санкционирование расходов, возврат неиспользованных остатков Как для получателей бюджетных средств Аналогично субсидиям на иные цели
Вид отчетности Бюджетная отчетность Бухгалтерская (финансовая) отчетность
Вид статистической отчетности по закупкам Для получателей бюджетных средств – форма 1-контракт Для БУ – форма 1-контракт;

для АУ – форма 1-закупки (разд. 4)

Заключение

Как видим, механизм осуществления капитальных вложений менее всего изменился для казенных учреждений физкультуры и спорта. Основное новшество для них заключается в том, что при закупках, осуществляемых в рамках бюджетных инвестиций, с 2014 года необходимо руководствоваться Федеральным законом № 44-ФЗ (вместо утратившего силу Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ).

Для бюджетных и автономных учреждений более привычным окажется механизм предоставления субсидии на капвложения, поскольку в этом случае целевые средства расходуются по правилам, ранее уже применяемым в отношении субсидий на иные цели. А вот при реализации бюджетных инвестиций, сопровождаемой передачей полномочий госзаказчика, изменения будут наиболее значительными. БУ и АУ потребуется не только заключать государственные и муниципальные контракты, но и вести бюджетный учет, а также составлять бюджетную отчетность.

  1. См, например, постановления Правительства РФ от 30.12.2011 № 1202 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1202 и от 31 декабря 2010 г. № 1204», от 28.12.2012 № 1456 «О порядке осуществления в 2013 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации» (далее – Постановление № 1456).
  2. Ранее эти способы были прописаны в Постановлении № 1456.
  3. «Об утверждении Правил принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации, не включенные в федеральные целевые программы».
  4. «О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета».
  5. «О Порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета».
  6. «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
  7. «О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и пунктом 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации».
  8. «О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям государственным (муниципальным) унитарным предприятиям».
  9. «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

Лицевые счета бюджетных и автономных учреждений могут быть открыты в региональном или муниципальном финоргане (письмо Минфина России от 18 января 2018 г. № 02-06-10/2715). По мнению специалистов Минфина России, применение КФО в учете финоргана зависит от порядка открытия и обслуживания лицевых счетов, принятого в публично-правовом образовании:

Как обслуживаются счета

Как можно применять КФО

Примечание

На одном лицевом счете учитываются:

  • субсидия на выполнение задания;
  • средства от приносящей доход деятельности;
  • средства во временном распоряжении.

Используйте КФО 8

По сути, специалисты Минфина разрешают финорганам использовать КФО 2-6 в качестве дополнительного инструмента организации аналитического учета.

Формирование бюджетной отчетности финорганов в разрезе этих КФО в настоящее время Инструкцией № 191н не предусмотрено

Открыты несколько лицевых счетов – отдельно для каждого вида средств (субсидии если для операций с указанными средствами открыт отдельный лицевой счет

Применяйте несколько КФО: 2, 3 и 4

На одном лицевом счете учитываются:

  • субсидия на иные цели;
  • субсидия на капвложения.

Используйте КФО 9

Открыты несколько лицевых счетов – отдельно для каждого вида средств (субсидии на иные цели и субсидии на капвложения)

Применяйте несколько КФО: 5 и 6

Источник публикации: ИА «Гарант»

Думаю что многие бухгалтера бюджетных и автономных учреждений часто сталкиваются с ситуацией, когда одно основное средство приходится приобретать за счет двух КФО — например часть суммы была оплачена за счет КФО=4 «субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания», а оставшаяся часть была оплачена за счет КФО=2 «приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)». Либо же ОС приобрали за счет одного КФО, а расходы на монтаж, транспортировку и т. д. были оплачены с другого.  В связи с тем, что уже неоднократно получал от Вас вопрос о том как правильно отразить такие операции в программе «Бухгалтерия государственного учреждения», была написана данная статья.

Давайте рассмотрим конкретный пример. Учреждение приобрело ОС «Оборудование 1» стоимостью 55000 рублей. Из них 50000 были оплачены за счет КФО=4 и 5000 за счет КФО=2. Соответственно создаем два документа «Покупка ОС» — один по КФО=4, другой по КФО=2. 

При заполнении документов в табличной части на закладке «Капвложения»

— по КФО=4 указываем сумму 50000 рублей и количество 1

— по КФО=2 указываем сумму 5000 рублей и количество 0

При этом, создавая новый элемент справочника «Основные средства» заполняем только поля «Наименование» и «Полное наименование», все остальные значения заполнятся при принятии основного средства к учету. В табличной части обоих документов должно стоять одно и то же основное средство.

Теперь нужно перенести сумму с КФО=2 на КФО=4. Начиная с релиза 1.0.15 в конфигурации «Бухгалтерия государственного учреждения, редакция 1.0» для этих целей служит документ «Перенос затрат по НФА на другой КФО, КПС» (пункт меню «ОС, НМА, НПА — прочие операции — Перенос затрат по НФА на другой КФО, КПС»).

Вводим документ и заполняем все реквизиты на закладке «Общая». Если переносим только сумму без количества (а в нашем примере это именно так), то обязательно ставим флажок «Передача капитальных затрат». Далее заполняем табличную часть на закладке «Капвложения» (можно заполнить при помощи кнопки «Подбор») и проводим документ.Врезультате проведения у нас сформировались следующие проводки:

КФО=2      Дт ХХХ.ХХ     Кт 106.ХХ

КФО=4      Дт 106.ХХ        Кт ХХХ.ХХ

ХХХ.ХХ — счет, который указан в полях «Счет списания»  и «Счет оприходования» на закладке «Общая».

Затем принимаем ОС к учету. Если все было сделано правильно, то ОС будет принято к учету уже по полной стоимости (в нашем примере это 55000).

Кроме того, документом «Перенос затрат по НФА на другой КФО, КПС» можно переносить затраты е только с КФО на КФО но и с одного КПС на другой.

Похожие статьи