Закон для васРазноеСубсидия хорошо или плохо украина

Субсидия хорошо или плохо украина

Нет времени читать? Сохрани

Хорошо подумайте, прежде чем что-то заполнять! Подводные камни в оформлении субсидий

Детально изучив нормативно-правовые акты по новым субсидиям, юрист Аля Гайсинская рассказывает о подводных камнях, которые легко не заметить.

«Порядок упростился; ограничения сняты; почти каждая семья может претендовать; заявление получите в апреле, заполните, отправьте и ждите скидку».

ХОРОШО ПОДУМАЙТЕ, прежде чем что-то заполнять! И вот почему:

1) Государством установлен обязательный процент и сумма платежа за ЖКХ – некая сумма, которую каждый член семьи должен заплатить в любом случае, обязательно. К примеру, при доходе на человека 2 400,00 грн – 15,31% (367,3 грн), а при доходе в 5000,00 грн – 31,89% (1 594,40 грн.).

И только если платежка за ЖКХ больше такого минимума, может идти речь о начислении субсидии.

2) субсидия покрывает только оплаты за газ, воду, электроэнергию и квартплату в РАМКАХ установленных государством СОЦИАЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ!
Действующий норматив на холодную воду 2,4 м куб на человека в месяц, на горячую – 1,6 м куб, на газ – 6 м куб (если отключили горячую воду – 9 м куб), на электроэнергию – от 90 кв/ч на 1-2 человека + 30 кв/ч на каждого следующего. Готова поспорить, что вы потребляете значительно больше! Все, что свыше «норматива», будет за ваш счет, без субсидии. Ну а если у вас нет счетчиков – устанавливайте, иначе норматив будет вычисляться очень мутно.

3) Весьма просты и любопытны документы, которые надо подать! «Декларація про доходи та витрати осіб, які звернулися про призначення житлової субсидії» , требует указания такой информации:
— ФИО, дата рождения и идентификационный код членов семьи
— информация о ВСЕХ видах доходов, в т.ч. депозиты, сдача имущества в аренду
— информация о затратах на покупку имущества, товаров и услуг, сумма которых превышает 50 000,00 грн. за последние 12 месяцев.

50К – цена ремонта в квартире, нормальной мебели, оплаты учебы ребенка в ВУЗе, семейного отдыха в Европе…

И найдутся же люди, которые при официальной ЗП 2000-5000 гривен таки укажут все эти данные, убоявшись грядущих цифр в платежках и понадеявшихся на щедрость государства!

«Заява про призначення житлової субсидії» проста и понятна, НО содержит пункт «Я та особи, які зареєстровані (фактично проживають) у житловому приміщенні/будинку, даємо згоду на обробку персональних даних про сім’ю, доходи, майно, що необхідні для призначення житлової субсидії, та оприлюднення відомостей щодо її призначення».

Собес, получив пакет документов, должен проверить эти данные путем запросов в налоговую, ПФ, МРЕО, учебные заведения и т.д. для проверки. Опять готова поспорить, что примерно через полгода из этих органов придут приглашения посетить их и принести правоустанавливающие документы на недвижимость, машину, землю и т.п

И когда умные начнут возмущаться «на каком основании мои данные в ваших базах», «почему вы мне звоните, откуда вы узнали» – этот пункт и всплывет…

4) Что будет, если указать.

А все помнят о том, что с 2016 года стартует налог на недвижимость? Укажите просимые данные о квартирах, и с вероятностью 99% вы будете в первых рядах получивших расчет от налоговой по его уплате!

Депозиты – да, о них налоговая не знала, пока вы сами их не указали. Помните про декларацию о доходах, которую надо обязательно подавать, если у вас есть иные источники доходов, кроме ЗП и НДФЛ 15-20% от доходов?

А готов ли работодатель к тому, что на основании данных его сотрудников о полученной ЗП в 2000 гривен и о купленной на такую ЗП машине «типа джип», эта информация будет как повод для проверки?

5) А если не указать?

Не указывайте, но «поймать» можно. Работникам собеса предоставлена возможность проводить проверки материально-бытовых условий семей, которые подали заявления на субсидии. Понятно, что всех не проверят, но если семья указала несколько квартир, приличный автомобиль, ребенка-студента и при этом доход в 5000,00 гривен – явно надо ждать гостей. И такие «гости» обратят внимание на «свежесть» ремонта, мебель и прочую обстановку в квартире.

Также можно посмотреть показания счетчиков и сравнить их с данными о прописанных в квартире: если прописан 1 человек, но по счетчикам выходит, что живут минимум 3-4 – тоже хороший повод для проверки. Ну а добрые соседи всегда помогут и подскажут, сколько человек живет, кто квартиру сдает и чем богат…

Кстати, арендодатели, если вдруг ваш арендатор заикнется о том, чтобы оформить субсидию на себя – срочно ищите другого жильца. А продвинутому напомните, что для такой субсидии с него потребуют справку о доходах, что ваш НДФЛ 17-20% больше размера субсидии и про долю Павлика Морозова.

Последствия лжи и скрытности просты: ваши данные во всех базах, субсидию придется вернуть в двойном размере.

6) А если все-таки попробовать?

Пробуйте, но помните, что в случае изменения ваших доходов (подняли ЗП, по счету ФОП прошла сумма больше, чем обычно) и/или вы продали эту квартиру/купили другую, купили машину, взяли кредит, получили наследство, прописали/выписали из квартиры человека, купили (товар, услугу) дороже 50К гривен (+-1 600 долларов) – надо в течение месяца уведомить об этом собес. Не уведомили? Как только сведения о сделке будут в реестрах и/или налоговая получит форму 1ДС с данными о ваших новых доходах – все будет видно в базах. Может не сразу спохватятся, но как узнают – см. последствия выше.

7) Нюансов там еще масса, описывать можно долго. Ну и «вишенка»: для внедрения всего этого, количество работников собесов увеличат на 1 204 человека, из них в Донецкой области на 437, а в Луганской на 163… Сокращение госаппарата, война…

Вообще у меня складывается впечатление, что все это направлено на выявление сведений о гражданах. Сначала напугать тарифами, потом дать возможность «сэкономить легко и без усилий», и, вуаля, масса любопытных данных в вашем распоряжении. Если вспомнить задекларированные «напрямки» нашего правительства, то путем сбора подобной информации легко наполнить реестры/кадастры, обязать людей ежегодно подавать декларацию о доходах и выйти-таки к косвенным методам определения доходов по расходам и декларированию расходов.

Если в ближайшем времени ваша зп не будет «белеть», и/или вы не готовы платить налоги со ВСЕХ своих доходов, прежде чем заполнять эти заявы, пожалуйста, подумайте и посчитайте, сколько вы сэкономите на ЖКХ, а скольким рискнете.

domik.ua

В Украине с 1 мая действуют новые правила оформления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Около 20% получателей субсидий из-за ужесточения условий утратят право на эту социальную льготу, еще примерно столько же семей должны будут подавать заявления по-новому, что, скорее всего, приведет к дальнейшему сокращению числа субсидиантов. Некоторые нововведения выглядят вполне разумно, однако по многим из них есть вопросы. «Апостроф» разобрался, кто лишится субсидий и что нужно делать, чтобы сохранить льготу.

Субсидии по-новому

Уже больше месяца в Украине действуют новые правила назначения жилищных субсидий. Для большинства получателей данная социальная льгота не претерпит изменений и будет переназначена автоматически, но, согласно оценкам Министерства социальной политики, в новом отопительном сезоне около 20% тех, кто сегодня получают субсидии, утратят право на них.

В частности, лишаются права на субсидии те семьи, в чьей собственности есть транспортные средства, которым менее 5 лет (кроме мопедов и авто, предоставленных органами социальной защиты населения). Не положена субсидия и тем, кто проживает в квартирах площадью более 120 кв. м и домах площадью более 200 кв. м (кроме детских домов семейного типа и приемных семей).

По новым правилам безработными считаются лишь те, кто состоит на учете в центрах занятости – в противном случае незарегистрированным в них гражданам, которые декларируют нулевые доходы, будет учитываться условный доход в размере трех прожиточных минимумов (по состоянию на сегодня — 5286 грн), что с большой вероятностью повлечет за собой утрату права на получение субсидий. Кроме того, незанятые граждане трудоспособного возраста для получения субсидии должны уплатить единый социальный взнос (ЕСВ) за три месяца (819,06 грн в месяц).

Также ужесточены условия предоставления субсидий в связи с получением (и сокрытием) неофициальных доходов. Например, это касается сдачи жилья в аренду, а также работы за границей – к работающим за рубежом причисляются граждане, отсутствующие на родине более 60 дней.

Читайте также: Субсидии по новым правилам: кто из украинцев пострадает в первую очередь

Отдельным пунктом идет сокращение социальных норм на отопление – до 4,5 куб. м газа на 1 кв. м площади для газового отопления и 30 кВт на 1 кв. м для электрического отопления, что также уменьшает количество потенциальных получателей субсидий.

Кроме того, как прогнозирует Минсоцполитики, примерно 15-20% получателей должны будут переоформлять субсидии перед началом нового отопительного сезона. Это нужно успеть сделать до 1 сентября 2018 года: необходимо будет подать в органы социальной защиты заявление на получение субсидии и декларацию о доходах.

Переоформлять субсидии придется гражданам, арендующим жилье, внутренне перемещенным лицам (они могут это делать без предоставления договора аренды жилья), семьям, которым субсидия была назначена не на всех зарегистрированных, а лишь на фактически проживающих в квартире или доме лиц (при этом зарегистрированные лица все равно указываются, но делается уточнение, что они не проживают), семьям, в составе которых произошли изменения в течение последнего года. Также по новой нужно будет оформить субсидию тем семьям, в составе которых есть люди трудоспособного возраста, декларирующие нулевые доходы или доходы ниже размера минимальной зарплаты (на сегодня 3723 грн), семьям, которые до мая 2018 года имели более чем двухмесячную задолженность по оплате услуг ЖКХ и не погасили ее до июня.

Очевидно, что удовлетворены будут не все заявления.

Фото: pixabay.com

Человеческий фактор

При этом, если человек (или его семья) не имеет права на субсидию, исходя из общих оснований, он может обратиться в органы соцзащиты с просьбой рассмотреть его заявление. Такое заявление рассматривается специальной комиссией при соответствующем местном органе власти в составе шести-восьми членов. Но в этом случае заявителю нужно быть готовым к тому, что к нему в квартиру или дом придет социальный инспектор, который будет оценивать его материально-бытовые условия – состояние жилья, наличие ремонта, предметов роскоши, дорогостоящей бытовой техники.

Но здесь не совсем понятно, как будут оцениваться материальное состояние семьи и ее условия проживания. Последует ли отказ в предоставлении субсидии, если в квартире сделан аккуратный, но скромный ремонт, пусть даже исключительно силами самих членов семьи? Нужно ли превращать свое жилье в руины, чтобы инспектор все-таки поверил, что проживающие в нем люди действительно бедны? Если дорогая бытовая техника была куплена за 10 лет до проверки, но «по закону подлости» осталась в товарном виде, а чек на ее приобретение безвозвратно утерян, — тогда тоже не дадут субсидию? А если предмет роскоши на самом деле является семейной реликвией, передающейся из поколения в поколение на протяжении сотни лет (их, говорят, даже во время войны не продавали)? Насколько соответствующая проверка будет объективной?

«Это может быть объективно лишь в том случае, если будут прописаны определенные критерии такой оценки. В данный момент ни о каких критериях речь не идет. Без таких критериев, без каких-то индикаторов все превратится в субъективное мнение социального инспектора: хочу — караю, хочу — милую. И здесь начинается коррупция – для того, чтобы социальный инспектор «правильно» увидел бедность или благополучие, его будут коррумпировать», — заявил «Апострофу» эксперт в сфере ЖКХ Андрей Никончук.

Нам хлеба не надо – работу давай

Также достаточно субъективными могут быть оценки, касающиеся трудоустройства граждан.

В одном из недавних интервью глава директората семьи и социальной поддержки населения Минсоцполитики Виталий Музыченко отметил, что на сегодня в Украине, особенно в городах областного значения и областных центрах, наблюдаются дефицит рабочей силы и наличие рабочих мест. Так, по его словам, если человек не работает, потому что не может трудоустроиться, «государство должно предоставить социальную поддержку», тогда как, если «гражданин, проживая в Киеве, где нет проблем с поиском работы, не хочет трудоустраиваться, то это уже совсем другая история».

При этом Музыченко допускает здесь некоторые исключения – если, например, такой человек «находится в сложных жизненных обстоятельствах». Также, по его словам, столь жесткие условия не будут распространяться на жителей сельской местности.

Как будет устанавливаться «сложность» жизненных обстоятельств того или иного человека или той или иной семьи, пока также непонятно.

Вместе с тем, исключения из общих правил действительно оправданы, считает Андрей Никончук.

«То, что должны быть введены критерии (оценок), — это однозначно, но комиссии, которые созданы при местных органах соцзащиты, действуют, и они вправе рассматривать отдельные ситуации, потому что невозможно прописать все жизненные ситуации по определению. По любому будет 5-10% чего-то уникального, чего нельзя будет предугадать, и именно эти случаи могут претендовать на рассмотрение этих комиссий. То есть какой-то человеческий фактор включается – позитивный человеческий фактор», — заявил эксперт.

Вместе с тем, сельских жителей в большей степени затронет норма о лишении субсидий тех семей, которые проживают в больших домах. По словам Виталия Музыченко, согласно данным анализа, больше всего таких семей проживает на западе Украины – в Ивано-Франковской, Волынской и Тернопольской областях, где регистрируются наиболее низкие доходы по стране и, как следствие, наибольшее количество получателей субсидий. Отсюда делается вывод, что речь идет о значительной доле неформальной занятости, сокрытии реальных доходов, в том числе полученных от работы за рубежом.

Что касается больших домов, то «здесь нужно делать градацию», убежден Андрей Никончук. «Если этот дом когда-то построила семья, а потом дети выросли и из родного гнезда разлетелись, это, с одной стороны, несправедливо. Но, если смотреть абсолютно стеклянным взглядом, проживание в таком огромном доме – это благо, и государство не должно это благо содержать. Здесь должны быть какие-то отсекающие критерии. Если этот дом появился 20 лет назад, — это одно, если сейчас — другое», — пояснил свою позицию специалист.

Борьба с тунеядством

Но, вероятно, наиболее спорными в новых правилах являются моменты, связанные с неработающими получателями субсидий. Особенно удивляет норма об уплате единого социального взноса.

«С одной стороны, государству нужно каким-то образом уменьшить количество получателей субсидий, с другой стороны — показать рост количества тех, кто выплачивает ЕСВ, потому что по единому социальному взносу наши доблестные чиновники пытаются считать работающих. А теперь даже часть неработающих людей, претендующих на субсидии, будут платить ЕСВ. А Служба занятости скажет, что у нас появилось еще 2 млн работающих. Естественно, что перед выборами (которые пройдут в 2019 году, — «Апостроф») наши политики скажут: «Ура, мы дали рабочие места!», хотя на самом деле это – вранье на постном масле», — отмечает в разговоре с «Апострофом» эксперт по внутренней и международной политике аналитического центра «Украинский институт будущего» Игар Тышкевич.

При этом, по его словам, если субсидии действительны для всех категорий граждан, непонятно, почему ЕСВ должен платить человек, который «в силу физических возможностей или в силу жизненных обстоятельств действительно не может работать».

Аналитик напомнил, что в Беларуси, откуда он сам родом, в свое время был введен налог на тунеядство. «Но Лукашенко (президент Беларуси Александр Лукашенко, — «Апостроф») хватило мозгов, не отменяя сам декрет, сделать эту норму прозрачной и простой, и под нее подпадают те, кто действительно работать не хочет. Кто не декларирует доходы, но является работоспособным, при этом не зарегистрирован как человек, ищущий работу, он просто лишен всяческих льгот по коммунальным платежам, он все оплачивает по себестоимости — и никого это не волнует. Украина, похоже, идет путем Лукашенко», — резюмировал Тышкевич.

После майских праздников украинцы ринулись в органы социальной защиты подавать документы на субсидию, ведь с 1 мая Кабмин изменил правила ее начисления. Теперь многим лицам, которые в прошлых сезонах платили за коммуналку по льготной цене, в субсидии будет отказано. Изменился и список категорий граждан, которым следует заново обратиться в органы социальной защиты, чтобы подтвердить свое материальное положение, не позволяющее оплачивать потребленные энергоресурсы по полной стоимости.

С помощью Максима Бученко, заместителя директора департамента социальной политики КГГА, мы разобрались в новых правилах начисления субсидий. В частности, выяснили, кому точно откажут в льготах, кому нужно заново подать документы и каковы нормы газа и электроэнергии по обновленным стандартам.

Так, согласно новым правилам расчета субсидий, уже с этого сезона на каждый квадратный метр уменьшены нормы по газу и электроэнергии для индивидуального отопления. Теперь на 1 кв. м площади жилья, которая является расчетной, положено только 4,5 куб. м газа (ранее было 5 куб. м) и 30 кВт*ч (было 51 кВт*ч). Нормы на воду не изменились. Все, что будет израсходовано, дополнительно придется оплачивать по действующему тарифу — на сегодня это 6,957 грн/1 куб. м газа и минимум по 0,9 грн/1 кВт.

Урезали социальные нормы и для одиноких пенсионеров. Теперь, если  в доме проживает самостоятельно один нетрудоспособный человек, субсидия насчитывается на соцнорму  48,87 кв. м, если же их двое — 62,52 кв. м. Раньше социальные нормы рассчитывались, исходя из 75 кв. м на нетрудоспособного человека.

В некоторых случаях допускается, что если площадь жилья у одиноких нетрудоспособных граждан окажется больше, комиссия вправе добавить до 30% от ее размера. Сколько именно процентов будет добавлено — 1%, 10% или 30% — решит комиссия после обследования жилищно-бытовых условий таких семей.

Кроме того, добавка до 30% положена только из расчета на то жилье, в котором проживают исключительно нетрудоспособные граждане, например, пожилая пара. Если вместе с ними на жилплощади зарегистрирован или фактически проживает хотя бы один трудоспособный человек, эта надбавка за дополнительную площадь не положена.

Очередное подорожание коммуналки: в Киеве могут вырасти тарифы на воду

КОМУ ОТКАЖУТ

Владельцам большого жилья

Если раньше площадь жилья не влияла на возможность получить субсидию — она насчитывалась только на установленные социальные нормы — 48,87 (13,65 кв. м. на одного человека + 35,22 кв.м. на семью), — то по новым правилам в субсидии будет отказано, если площадь квартиры превышает 120 кв. м, а частного дома — 200 кв. м. Количество прописанных или фактически проживающих людей на возможность получения льгот не влияет.

Имеющим авто новее 2013 года

Как и раньше, количество транспортных средств, зарегистрированных на одного гражданина, не будет влиять на возможность получения субсидии, а вот год их выпуска может стать причиной отказа. Так, по новым правилам, рассчитывать на получение субсидии не стоит владельцам машин младше пяти лет. Это касается как иномарок, так и автомобилей отечественного производства. Цена значения не имеет. Также не важно, было ли это авто куплено, подарено или передано в наследство. Логика проста: если у человека есть возможность содержать новое транспортное средство, то должны быть и средства на оплату коммунальных услуг.

Чтобы получить субсидию, придется продать новую машину и купить что-то постарше. Доход от продажи автомобиля придется задекларировать, а значит, рассчитывать на получение субсидии в течение последующих шести месяцев не придется.

Это нововведение не касается мопедов и авто для инвалидов, которые были выданы органами социальной защиты.

 Тем, кто за последние 12 месяцев покупал что-то дороже 50 тыс. грн

Если ранее назначение субсидии проходило один раз в год, то теперь перерасчет будет два раза в год — в мае и октябре. Для расчета размера субсидии в мае учтут доходы за III и IV кварталы прошлого года. А при расчете субсидии на отопительный сезон — за I и II кварталы текущего года.

В доходы, которые не позволят получить субсидии, теперь будут входить и кредиты размером более 50 тыс. грн. И не важно, на сколько месяцев вам дана рассрочка и каков размер ежемесячного платежа. Нюанс в другом. Если банк выдал вам кредитную карту с большим лимитом, но вы не обналичивали за один раз больше 50 тысяч гривен, пользование средствами не станет причиной отказа в льготах на коммуналку.

Не все дорогостоящие покупки и траты могут стать причиной отказа в субсидии. Комиссия, которая проводит исследование материально-бытовых условий, решает, необходимы ли были эти расходы. Например, лечение по медицинским показаниям — достаточный аргумент, а пластическая хирургия — нет. Получить или сохранить субсидию можно и в том случае, если вы приобрели новое жилье, но для этого продали старое. В этом случае, чтобы сохранить льготы на коммуналку, нужно обратиться в органы социальной защиты. Там будет собрана комиссия из 8–13 человек, которая и примет решение о назначении субсидии с учетом покупки нового жилья.

Безработным и работающим неофициально

До изменения в правилах начисления субсидии люди без официального дохода и не стоящие на учете в центре занятости считались безработными, а их доход фиксировался как два прожиточных минимума, т. е. составлял 3368 грн. С 1 мая такие люди полностью лишаются права на субсидию. Это касается и тех граждан, которые уехали на заработки за границу.

Исключением будут считаться лица, которые не могут работать по состоянию здоровья, например, находятся на лечении. Им придется предоставить комиссии справку из медицинского учреждения о том, что они проходят лечение. В этом случае  доход будет считаться как три прожиточных минимума для трудоспособных лиц — по состоянию на сегодня это 5286 грн, с 1 июля эта сумма вырастет до 5523 грн.

Месячный доход в размере одного прожиточного минимума — 1762 грн — будет указан и у студентов, которые не получают стипендию, учатся по контракту или зачислены на заочное/вечернее отделение.

Власти хотят изъять «избыточное» имущество. Чем это грозит украинцам

КОМУ НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬСЯ ЗА ЛЬГОТАМИ ЗАНОВО

Арендаторам жилья

Чтобы получить субсидию на арендуемое жилье, как и раньше, нужно предоставить в органы социальной защиты договор аренды. Заверять нотариально его не обязательно. Субсидия на арендуемое жилье будет предоставляться до конца месяца, который указан в договоре как срок аренды. Особенность назначения льгот на оплату коммуналки в съемном жилье еще и в том, что арендатору для перерасчета субсидии на следующий период необходимо лично обращаться в органы социальной защиты в начале каждого сезона (в мае и октябре), даже если его материальное положение и состав семьи не изменились. Собственникам жилья при отсутствии изменений в материальном и семейном положении этого делать не нужно.

Внутренне перемещенным лицам

Для назначения субсидии этим категориям лиц, даже если они живут в съемной квартире, больше не нужно предоставлять в органы социальной защиты договор найма. После проведения обследования материально-бытовых условий и составления соответствующего акта, субсидия будет назначена по тому адресу, где проходила проверка.

Если ранее субсидия была назначена на фактически проживающих людей

Если в прошлом периоде вам была назначена субсидия не на всех прописанных, а только на реально проживающих людей, нужно подавать заявление на льготы заново. Теперь комиссия должна подтвердить, что кто-то из прописанных не проживает по адресу выдачи субсидии.

Еще одно нововведение: в декларации нужно указывать доходы всех членов семьи (мужа, жены и несовершеннолетних детей), даже если они в реальности не проживают вместе или зарегистрированы по разным адресам. Например, жена с детьми прописаны по одному адресу, а муж — у своих родителей-пенсионеров, но реально живет со своей семьей и туда приносит доход. И если раньше можно было получить субсидию, указав, что муж прописан по другому адресу, и не фиксировать его зарплату, то сегодня необходимо указать доходы всех членов семьи. То же самое касается людей, которые уехали на заработки. Если раньше указывалось, что человек фактически не проживает, его доходы не учитывались, то теперь его зарплату все равно необходимо фиксировать в декларации. Если этого не сделать, человек будет считаться безработным.

Если есть неработающие лица

Теперь, если в семье есть люди трудоспособного возраста, которые не работают официально, нужно подавать заявление на субсидию заново. После рассмотрения заявления комиссия будет выяснять причины отсутствия официального трудоустройства. Семьям, в которых есть те, кто не работает официально без уважительной причины, субсидию назначать не будут. Если человек не работает по медпоказаниям, необходима справка из медучреждения, и его доход на сегодняшний день будет считаться как 5286  грн.

Если произошли изменения в составе семьи за последние 12 месяцев

Если за последний год кто-то был прописан или выписан, также следует подать документы заново. Это необходимо сделать, даже если выписались люди, напротив фамилии которых стояла пометка «зарегистрирован, но не проживает». Прописка — тоже повод обратиться за субсидией повторно.

Тем, кто сдает жилье в аренду

Доход от сдачи жилья в аренду с мая месяца нужно декларировать. Он не станет причиной отказа в субсидии, но может повлиять на ее размер. Если этого не сделать, то при обнаружении нарушения (выявлением арендодателей будет заниматься Нацполиция) субсидия будет аннулирована, и стоимость коммуналки за последние 12 месяцев пересчитают. В результате нарушитель должен будет вернуть разницу между реальными суммами коммунальных платежей и тех, которые были начислены по субсидии.

Тем, кто имеет двухмесячную задолженность

Чтобы сохранить субсидию в следующем расчетном периоде, необходимо оплатить все долги по коммуналке до 1 июня. Если финансовое положение не позволяет выплатить задолженность, а она накопилась более чем за два месяца, следует обратиться в ЖЭК с заявлением о реструктуризации долга и провести погашение положенного платежа до 1 июня.

Что выгоднее – оформлять субсидию или пользоваться льготой? Скажем сразу, что однозначного ответа на этот вопрос нет – все зависит от конкретного человека и конкретной ситуации. EtCetera выяснял, как потребителям принять оптимальное решение и максимально сократить свои расходы на «коммуналку».

ФАКТ. В Украине действует норма, согласно которой семья имеет право выбора, пользоваться ей в отопительный период субсидией или льготой. Если вы имеете право на субсидию, но она небольшая и целесообразнее оплачивать «коммуналку» с учетом льготы, то необходимо подать заявление в орган социальной защиты населения о прекращении предоставления субсидии.

И наоборот: если в отопительный период семье целесообразнее пользоваться субсидией, то необходимо будет подать заявление для назначения субсидии.

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ. Льгота предоставляется конкретному человеку, тогда как субсидия начисляется на домохозяйство, исходя из совокупного дохода семьи. В связи с этим часто возникают проблемы. Например, претенденту на субсидию приходится доказывать перед специальной комиссией, что кто-то из зарегистрированных в квартире членов семьи фактически там не проживает. И хотя теоретически эта ситуация достаточно просто решается, на практике она зачастую заводит в тупик.

БЕЗ СУБСИДИИ И БЕЗ ЛЬГОТ? Отметим: если льготник просил предоставить субсидию, но субсидия на неотапливаемый период ему не полагается, то в дальнейшем поставщики услуг будут автоматически учитывать льготу такого потребителя.

Если субсидия уже назначена, но еще не профинансирована, то коммунальщики нередко требуют оплатить услуги в полном объеме. В результате люди не могут разобраться, сколько они должны заплатить. С другой стороны, льготник точно знает, какую сумму он должен оплатить.

При льготной оплате за услуги в квитанциях, которые направляются жителям, начисления указываются с учетом скидки. Например, участникам войны – полагается скидка 50% в пределах социальных норм.
ВЕРНЫЙ РАССЧЕТ. Семьи с небольшим доходом, которые даже с учетом льготы отдают за «коммуналку» больше, чем доля платы за ЖКУ, должны получать субсидию. Однако если с учетом льготной оплаты за услуги доля платы является больше, чем льготная оплата ЖКУ, то такой семье выгоднее отказаться от субсидии и в неотапливаемый период оплачивать услуги с учетом льготы.
НАПРИМЕР, в квартире общей площадью 38 кв. метров проживает один пенсионер-участник войны, имеющий льготу 50% на оплату ЖКУ. В соответствии с социальными нормами, плата за услуги составляет 285 грн.

Доход заявителя – пенсия 1800 гривен. Таким образом, на неотапливаемый период ему будет назначена субсидия в размере 111 гривен. И доля платы составит 174 гривны.

Однако заявитель (как участник войны) имеет право на льготы 50%. Стоимость платы за услуги с учетом льготы составит 142,25  гривны.

Таким образом, в неотапливаемый период ему целесообразнее пользоваться льготой, а не субсидией.

ПОЛУЧАТ НЕ ВСЕ. Уже в 2018 году требования по получению субсидий стали жестче. Министерство социальной политики выступило с инициативой уменьшить нормативы потребления коммунальных услуг для выплаты субсидий. Также изучается возможность введения учета имущественного положения субсидиантов.

Со следующего отопительного сезона ожидается, что благодаря существенному росту доходов (так обещают в правительстве!) большинство граждан смогут самостоятельно оплачивать жилищно-коммунальные услуги.
Подводя итог, можно констатировать: решать, что лучше, следует в индивидуальном порядке, исходя из конкретных обстоятельств и ваших норм потребления. Но, судя по тенденциям, не стоит спешить отказываться от льгот, ведь субсидии могут отменить в любой момент.

Читайте также: КАК НЕ ПЛАТИТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПЛАТЕЖ ПО СУБСИДИИ?

Похожие статьи