Закон для васРегистрацияРегистрационный учет что такое

Регистрационный учет что такое

Нет времени читать? Сохрани

Содержание

Государственная услуга по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы МВД России.

Оплата регистрации по месту пребывания и месту жительства

Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.

Что такое место пребывания?

Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Что такое место жительства?

Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий этого гражданина.

Что такое фиктивная регистрация?

Фиктивной регистрацией гражданина по месту пребывания или по месту жительства является регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания или месту жительства в пределах Российской Федерации

Граждане Российской Федерации, прибывшие для временного проживания в жилые помещения, не являющиеся их местом жительства, или изменившие место жительства, обязаны обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Также граждане вправе направить заявления о регистрации по месту пребывания или по месту жительства в орган регистрационного учета в форме электронного документа через Единый портал предоставления государственных и муниципальных услуг или по почте (только для регистрации по месту пребывания).

Регистрация новорожденных детей по месту жительства

Правовое основание

Закон Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон) обязывает граждан Российской Федерации независимо от возраста регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (статья 3).

Порядок регистрации несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, регламентируется пунктом 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713.

Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» устанавливает обязанность подачи родителями заявления о рождении ребенка в орган записи актов гражданского состояния.

Обязанность по регистрации и сроки

Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» устанавливает обязанность подачи родителями заявления о рождении ребенка в орган записи актов гражданского состояния (ЗАГС) не позднее, чем через месяц со дня рождения ребенка.

После этого родители должны обратиться в установленном порядке с заявлением о регистрации по месту жительства ребенка не позднее семи дней со дня получения на него свидетельства о рождении.

Выбор места регистрации ребенка

Если родители проживают раздельно, при выборе места жительства ребенка им следует руководствуются требованиями гражданского (статья 20 ГК РФ) и семейного (статья 65 СК РФ) законодательства Российской Федерации.

Ответственность за отсутствие регистрации ребенка

В том случае, если родители допустили проживание ребенка без регистрации свыше установленного Правилами срока, необходимо иметь в виду, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за данный вид правонарушения предусмотрен штраф в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей (статья 19.15).

Относительно проживания такого ребенка без регистрации по месту жительства (по месту пребывания) свыше установленного Правилами срока, он не подлежит административной ответственности во-первых, потому что не достиг 16-летнего возраста (часть 1 статьи 2.3 КоАП РФ), а во-вторых потому, что не достижение лицом указанного возраста на момент совершения противоправного действия (бездействия) является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

На основании изложенного, а также учитывая, что в бездействии родителей, допустивших проживание без регистрации их малолетних детей, не наступают общественно-опасные последствия, к ним (родителям) возможно применение статьи 2.9 КоАП РФ. 

Регистрация граждан, не достигших 14-летнего возраста

Заявление о регистрации по месту пребывания и по месту жительства, а также о снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны).

Документы, удостоверяющие личность граждан Российской Федерации

Документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации (далее именуются — документы, удостоверяющие личность), необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются:

паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, до замены его в установленный срок на паспорт гражданина Российской Федерации;

свидетельство о рождении — для лиц, не достигших 14-летнего возраста;

паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, — для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации (только при регистрации по месту пребывания).

Правовая основа

Конституция Российской Федерации (статья 27);

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»;

постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»;

приказ МВД России от 31 сентября 2018 г. № 984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».

Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания.

Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:

документ, удостоверяющий личность;

заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;

документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

В случае регистрации по месту пребывания на основании договора социального найма жилого помещения, заключенного в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, или свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение гражданин вправе не предъявлять эти документы, а только указать в заявлении о регистрации по месту пребывания их реквизиты.

В таком случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления информацию о таких документах и производит регистрацию гражданина по месту пребывания.

Органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, в установленном порядке и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.

По желанию гражданина свидетельство о регистрации по месту пребывания может быть направлено органом регистрационного учета по почте по адресу жилого помещения, указанного в заявлении о регистрации по месту пребывания.

Также гражданин может уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства.

Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:

документ, удостоверяющий личность;

заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;

документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Гражданин вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации и производит регистрацию гражданина по месту жительства.

Регистрации в жилых строениях, расположенных на садовых участках

Регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства (по месту пребывания) в жилых строениях, расположенных на садовых и дачных земельных участках возможна.

Правовое основание

Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 г. № 7-П и от 30 июня 2011 г. № 13-П признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 27 (часть 1) и 55 (часть 3) абзац второй статьи 1 Федерального Закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в той части, в какой им исключается возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям населенных пунктов или сельскохозяйственного назначения.

Конституционный Суд постановил до принятия соответствующих нормативных правовых актов в сфере регистрационного учета граждан в жилых строениях, осуществлять признание данных жилых строений пригодными для постоянного проживания в них собственников и членов их семей судами общей юрисдикции в порядке установления факта, имеющего юридическое значение.

Признать  жилое строение пригодным для проживания также может уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Кем и где осуществляется регистрация

Регистрация осуществляется территориальными органами ГУВМ МВД России по месту жительства собственников жилых строений.

Необходимые документы

Осуществляется регистрация собственников жилых строений и членов их семей при поступлении от них:

  • заявлений о регистрации по установленной форме
  • паспортов, удостоверяющими их личности,
  • судебных решений о признании принадлежащих им жилых строений пригодными для постоянного проживания, вступивших в законную силу, либо распоряжений глав местных администраций о признании данных жилых строений пригодными для постоянного проживания.
Устанавливается порядок уведомления органа регистрационного учета о проживании граждан без регистрации по месту пребывания или по месту жительства

В случае, если собственник (наниматель) готов зарегистрировать по месту пребывания или по месту жительства гражданина, проживающего в жилом помещении, но тот по каким-либо причинам отказывается регистрироваться, то собственник (наниматель) жилого помещения по истечении 90 дней для регистрации по месту пребывания и 7 дней для регистрации по месту жительства обязан уведомить в течение 3 рабочих дней орган регистрационного учета о проживании гражданина в указанном жилом помещении по установленной форме при личном обращении, по почте или по Интернету, в том числе и через Единый портал госуслуг.

В случае неуведомления о проживании такого гражданина, собственник (наниматель) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частями 3 и 4 статьи 19.15.2 КоАП РФ влечет:

наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от четырех тысяч до семи тысяч рублей (для территории Российской Федерации);

наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семи тысяч до десяти тысяч рублей (для города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга).

Если уведомление направлено, то подобная административная ответственность наступает в отношении гражданина, проживающего без регистрации.

В том случае, если гражданин своевременно был зарегистрирован в жилом помещении по месту пребывания или по месту жительства собственнику (нанимателю) жилого помещения уведомлять орган регистрационного учета о проживании такого гражданина не нужно.

Снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства

Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, медицинских организациях, на туристских базах и в иных подобных учреждениях — по их выбытии.

При досрочном убытии гражданина из жилого помещения, не являющегося его местом жительства, этот гражданин либо лицо, предоставившее ему жилое помещение для временного проживания, обращается с заявлением в произвольной форме о снятии его с регистрационного учета по месту пребывания с указанием даты убытия (если такая дата известна) либо направляет заявление почтовым отправлением или через Единый портал в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

Собственник (наниматель) жилого помещения в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, которому он не давал согласие на временное проживание, может подать заявление в произвольной форме об аннулировании этому гражданину регистрации по месту пребывания в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:

а) изменения места жительства — на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства или о снятии его с регистрационного учета по месту жительства.

б) признания безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;

в) смерти или объявления решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

г) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;

д) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего в законную силу решения суда;

е) выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства — на основании решения органа регистрационного учета, принятого в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

При снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «в», «г» и «д» соответствующие документы могут быть представлены заинтересованными физическими и юридическими лицами.

О порядке подачи заявления о регистрации по месту пребывания по почте

При направлении в орган регистрационного учета почтовым отправлением заявления о регистрации по месту пребывания по форме 
№ 1ПР , подписанного заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, гражданин одновременно направляет:

копию документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении, заверенную нотариально либо лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов.

Одновременно с указанными документами направляется адресный листок прибытия по форме № 2 и статистический листок прибытия по форме № 12П (заполняется при регистрации на срок от 9 месяцев и выше).

В случае волеизъявления гражданина оформленное свидетельство о регистрации по месту пребывания выдается ему на руки в приемные дни непосредственно в подразделении, либо направляется органом регистрационного учета почтовым отправлением по адресу жилого помещения, указанному гражданином в заявлении о регистрации по месту пребывания.

Собственнику (нанимателю) направляется письменное уведомление об оформленной регистрации по месту пребывания в его жилом помещении гражданина.

Изменение правил регистрации в соответствии с постановлением № 809 от 15 августа 2014 г.

Вносятся изменения в Правила регистрации и снятия граждан России с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Кроме того, предусматривается устранение предпосылок для фиктивной регистрации граждан в жилых помещениях, различных спекуляций в данной сфере и злоупотребления своими правами недобросовестных нанимателей (собственников) жилых помещений.

Вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации 15 августа 2014 г. № 809 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713» (далее — Постановление). Постановление разработано в целях реализации Федерального закона от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 387-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Уведомление о проживании в помещении граждан без регистрации

Постановлением устанавливается порядок уведомления органа регистрационного учета о проживании граждан без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.

В случае, если собственник (наниматель) готов зарегистрировать по месту пребывания или по месту жительства гражданина, проживающего в жилом помещении, но тот по каким-либо причинам отказывается регистрироваться, то собственник (наниматель) жилого помещения по истечении 90 дней для регистрации по месту пребывания и 7 дней для регистрации по месту жительства обязан уведомить в течение 3 рабочих дней орган регистрационного учета о проживании гражданина в указанном жилом помещении по установленной форме при личном обращении, по почте или по Интернету, в том числе и через Единый портал госуслуг.

В том случае, если гражданин своевременно был зарегистрирован в жилом помещении по месту пребывания или по месту жительства собственнику (нанимателю) жилого помещения уведомлять орган регистрационного учета о проживании такого гражданина не нужно.

Ответственность собственника и проживающего гражданина при отсутствии регистрации

В случае неуведомления о проживании такого гражданина, собственник (наниматель) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частями 3 и 4 статьи 19.15.2 КоАП РФ влечет:

— наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от четырех тысяч до семи тысяч рублей (для территории Российской Федерации);

— наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семи тысяч до десяти тысяч рублей (для города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга).

Если уведомление направлено, то подобная административная ответственность наступает в отношении гражданина, проживающего без регистрации.

Лица, принимающие документы и передающие в органы регистрационного учета

Постановлением утвержден Перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В целях оптимизации процесса регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства и снижения коррупционных рисков определены полномочия лиц, осуществляющих первичный прием от граждан заявлений установленной формы и других предусмотренных законодательством Российской Федерации документов.

Порядок подачи документов

Порядок подачи заявления, а также иных документов в орган регистрационного учета в форме электронных документов через Единый портал размещен на сайте www.gosuslugi.ru.

Эта статья – о регистрации граждан России; о миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства смотрите статью Миграционный учёт в Российской Федерации. О регистрации организаций и предпринимателей см. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Регистрационный учёт в Российской Федерации — фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета. Введён с 1 октября 1993 года вместо института прописки, возникшего в СССР, и включает в себя регистрацию по месту жительства и регистрацию по месту пребывания.

Регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, который не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.

История

В июне 1993 года Верховный Совет Российской Федерации принял Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в котором прописка была заменена на регистрацию по месту жительства; одновременно было введено понятие регистрации по месту пребывания. Целью введения регистрационного учёта закон называет «обеспечение необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами».

Законом было установлено, что «регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации». Важным отличием вновь введённой системы является привязка регистрации к конкретному жилому помещению, а не к населённому пункту, как это было с пропиской в Положении о паспортной системе СССР 1974 года.

Главы некоторых регионов выступили против закона, принятого Верховным Советом РФ. Мэр Москвы Ю. М. Лужков назвал его «законом, торпедирующим Москву». Правительство Москвы отказалось исполнять этот закон и не отменило обязательную прописку, даже после того как свобода выбора места жительства была подтверждена новой Конституцией, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года. Ситуация начала меняться только после принятия Постановления Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы», который признал, что положения перечисленных нормативных актов не соответствуют Конституции РФ.

В 1998 году Конституционным Судом РФ было принято Постановление от 02.02.1998 N 4-П, в котором были признаны не соответствующими Конституции РФ нормы, установленные Правительством РФ, об ограничении срока регистрации по месту пребывания (срок ограничивался 6 месяцами) и об основаниях для отказа регистрации по месту пребывания и жительства (в том числе была отменена норма о размере жилой площади на одного проживающего).

В 2002 году Правительство РФ исключило из списка документов, необходимых для регистрации по месту жительства, военный билет и отменило норму о том, что регистрация военнообязанных осуществляется после постановки на воинский учёт.

С 28 ноября 2004 года была ужесточена ответственность за проживание без регистрации по месту пребывания и месту жительства: за данное административное правонарушение был установлен штраф в размере от 1500 до 2500 руб. вместо предупреждения или штрафа в размере 100 руб.

С 5 января 2005 года для граждан России была введена серьёзная либерализация режима регистрации по месту пребывания: Правительство РФ изменило срок для представления документов для регистрации: вместо «в течение 3 дней» на «по истечении 90 дней» с момента прибытия.

1 июня 2010 года ФМС России издала Письмо № СК-1/10-8386, которое разрешило гражданам регистрироваться по месту пребывания посредством портала Gosuslugi.ru. Позднее Правительство РФ закрепило возможность регистрироваться по месту пребывания и месту жительства через Gosuslugi.ru в Постановлении Правительства РФ от 11.11.2010 № 885.

29 марта 2011 года ФМС России опубликовала на своём официальном сайте разъяснение о регистрации по месту пребывания в электронном виде, которое ввело обязательное требование личной явки в органы ФМС России и этим фактически отменило возможность регистрироваться через Интернет.

С 5 декабря 2011 года была введена административная ответственность должностных лиц органов исполнительной власти за нарушение законодательства о предоставлении государственных услуг, к которым относится и услуга по регистрационному учёту, в виде штрафа от 3000 до 30000 руб.

Установленный порядок регистрации

Исходя из определения статьи 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1, регистрация имеет две цели: правонаделительную («обеспечение необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод») и правоохранительную («исполнения им обязанностей перед другими гражданами»).

Конституционный Суд РФ высказал следующую правовую позицию об институте регистрации в Постановлении от 02.02.1998 N 4-П: «… сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации „О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации“, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учёта уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учёт не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства. Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учёта граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства».

По данным ФМС России, ежегодно происходит от 18,5 млн до 21,0 млн обращений граждан о регистрации и снятии с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства.

Органы регистрационного учёта

В городах, посёлках, сельских населённых пунктах, закрытых военных городках, а также в населённых пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционой службы (ФМС России), органами регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы (управления, отделы, отделения) ФМС России, в остальных населённых пунктах — местная администрация.

С 1 января 2014 года органами регистрационного учёта будут являться исключительно территориальные органы ФМС России. Местные администрации (как правило, администрации небольших сёл и деревень) утрачивают функции по осуществлению регистрации по месту пребывания и месту жительства.

Также необходимо отметить, что регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, а также в ином подобном учреждении осуществляется по их прибытии администрацией этих учреждений, но они юридически не являются органами регистрационного учёта, хотя и принимают решение о регистрации.

Должностные лица, ответственные за регистрацию

Для осуществления регистрации граждане должны обращаться не в органы регистрационного учёта, а к должностным лицам, ответственным за регистрацию, которые осуществляют первичный приём документов с последующей их передачей в органы регистрационного учёта.

Должностными лицами, ответственными за регистрацию, являются:

1. Должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.

2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.

3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.

4. Уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

При отсутствии должностных лиц, ответственных за регистрацию, гражданин должен обращаться с заявлением к собственнику жилого помещения, который затем должен обратиться в орган регистрационного учёта. Но обычно на практике в таком случае гражданин вместе с собственником обращаются в орган регистрационного учёта.

Регистрация по месту пребывания

Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
  • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

Должностные лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные выше, в органы регистрационного учёта. Органы регистрационного учёта в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания. Регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, а также в ином подобном учреждении осуществляется по их прибытии администрацией этих учреждений на основании документов, удостоверяющих личность. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учёта по месту жительства.

Регистрация по месту пребывания посредством Gosuslugi.ru

С 1 июня 2010 года граждане имеют возможность пройти постановку на регистрационный учёт по месту пребывания с использованием государственного портала Gosuslugi.ru.

Для этого необходимо зарегистрироваться на портале Gosuslugi.ru и создать свой «личный кабинет». Регистрация на портале, в частности, требует получения на почте заказного письма с кодом активации. После регистрации в разделе «Сервисы» необходимо выбрать вид государственной услуги «Регистрация по месту пребывания» и подать заявление в электронной форме.

Вначале порядок регистрации по месту пребывания через сайт Gosuslugi.ru регулировался только Письмом ФМС России от 01.06.2010 № СК-1/10-8386 «К вопросу о предоставлении населению государственной услуги по регистрационному учёту граждан в электронном виде». На сайте ФМС России размещено это письмо в электронном и отсканированном видах. Для регистрации не требовалось посещать территориальное подразделение ФМС России. Свидетельство о регистрации по месту пребывания направлялось почтой по адресу, указанному в заявлении, на имя лица, предоставившего жилое помещение для временного проживания.

Возможность регистрации с помощью Интернета через некоторое время вызвало панику среди собственников квартир (особенно в Санкт-Петербурге), которые стали массово писать заявления в территориальные органы ФМС России и паспортные столы жилищно-эксплуатационных организаций с просьбой никого не регистрировать в принадлежащих им квартирах. Прокуратура Санкт-Петербурга направила в УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области письмо о запрете регистрации граждан РФ в квартирах собственников без их согласия. Руководитель ФМС России Константин Ромодановский в интервью программы «Вести» постарался успокоить граждан.

29 марта 2011 года на официальном сайте ФМС России появилось разъяснение, в соответствии с которым предоставление заявления о регистрации по месту пребывания в электронной форме не освобождает гражданина от обязанности предоставления заявления в бумажной форме в территориальное подразделение ФМС России. В личном кабинете пользователя на Gosuslugi.ru сообщается, что при «подаче заявления о регистрации по месту пребывания (по форме № 1) в результате Пользователь получит электронное сообщение, в котором предлагается в 3-дневный срок в приёмные часы прибыть в орган регистрационного учёта для проставления в заявлении подписи и предъявления документа, удостоверяющего его личность, и документа, являющегося основанием для временного проживания в заявленном жилом помещении, надлежаще оформленного».

В качестве формального повода было указано, что «На данном этапе возможности по использованию электронной цифровой подписи по объективным причинам у граждан не имеется, поэтому до решения этого вопроса по существу, в целях придания легитимности представляемым гражданами заявлениям в форме электронного документа возникает необходимость в одноразовом посещении заявителем органа регистрационного учёта для проставления личной подписи на поступившем от него заявлении в форме электронного документа и предъявления документа, удостоверяющего его личность, а также надлежаще заверенного документа, являющегося основанием для временного проживания в указанном им в заявлении жилом помещении» (выдержка из письма ФМС России от 1 апреля 2011 года № СК-1/10-4222 О некоторых вопросах регистрационного учёта граждан Российской Федерации).

Вместе с тем, согласно разъяснению Минкомсвязи России (письмо от 27.12.2011 № П13-5746-ОГ стр.1 стр.2), «при выборе функции „подать заявление“ личного кабинета Единого портала заявление считается подписанным простой электронной подписью…». Таким образом, действия ФМС по обязыванию граждан к личной явке являются непоследовательными, необоснованными по содержанию и незаконными по форме, поскольку указанная обязанность возложена письмом, что прямо запрещено п.2 Правил подготовки нормативных правовых актов. Кроме того, используя наличие некоторой пробельности в регулировании вопроса использования ЭЦП, ФМС России, временную меру (как указано в письме № СК-1/10-4222 «на данном этапе») — требование личной явки — предполагает сделать постоянной, что подтверждается неоднократными безуспешными попытками внести в Административный регламент (п.55.3 и др.). 23 марта 2012 года ФМС России разместила на официальном сайте для проведения общественной антикоррупционной экспертизы (правда не указав адрес для направления отзывов и срок обсуждения) проект Административного регламента в новой редакции. Указанным проектом предлагается введение личной явки при совершении всех регистрационных действий как при постановке на учёт (пп.95-104 — жительства, 68-74 — пребывания), так и снятия с регистрационного учёта (пп.141-145 — пребывания, 148 — жительства). Кроме того, новые формы заявлений о регистрации, так же предусматривают место для подписи владельца помещения, при том что процедура реализации данного действия в электронном виде в регламенте не содержится. Анализ неоднократных попыток ФМС России сохранить процедуру личной явки (даже после окончательного решения вопроса об электронных подписях), свидетельствует о сохранении высоких коррупциогенных рисков в данном органе исполнительной власти.

Требование о подтверждении согласия собственника было введено письмом ФМС России 05.04.2011 № ЕЕ-1/10-4388. Министерство юстиции России указало на незаконный характер такого рода требований и «предложило» ФМС России «отозвать» указанное письмо.

Таким образом, предоставление заявления о регистрации по месту пребывания в электронной форме только даёт возможность гражданину обратиться в орган регистрационного учёта, а не к должностному лицу, ответственному за регистрацию.

Регистрация по месту жительства

Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
  • документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Должностные лица, ответственные за регистрацию в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные выше, в органы регистрационного учёта. Органы регистрационного учёта в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства. Гражданам, регистрация которых производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдаётся свидетельство о регистрации по месту жительства.

C 1 января 2011 году вступили в силу изменения в Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в соответствии с которыми заявление на регистрацию по месту жительства и иные указанные выше документы могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в орган регистрационного учёта с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Контроль за соблюдением правил регистрации

Уполномоченные должностные лица ФМС России и МВД России вправе принимать решения о проведении плановых и внеплановых проверок соблюдения гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации. При этом составляется распоряжение о проведении проверки, а по результатам проверки — акт проверки. При выявленных нарушениях принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении либо о направлении материала в орган, уполномоченный на принятие решений по факту выявленного правонарушения.

Кроме того, текущий контроль и надзор за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации на административных участках непосредственно осуществляется участковыми уполномоченными полиции.

Ответственность за нарушение правил регистрации

Ответственность за нарушение правил регистрации для граждан, обязанных регистрироваться по месту пребывания и месту жительства, установлена пунктом 1 статьи 19.15 КоАП РФ:

1. Проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства — влечёт наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.

Пункт 2 статьи 19.15 КоАП РФ устанавливает ответственность должностных лиц, ответственных за регистрацию, и собственников жилых помещений за нарушение правил регистрации:

2. Допущение лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учёта, проживания гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущение гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства — влечёт наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

Формулировка правонарушений сделана таким образом, что они являются длящимися, и двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь не со дня нарушения правил регистрации, а со дня обнаружения нарушений правил регистрации. Длящийся характер данного правонарушения подтверждается, в частности, ответом на Вопрос 16 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвёртый квартал 2005 года, утверждённого Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 2006 г.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 19.15 КоАП РФ уполномочены:

1. старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции;

2. руководители и их заместители ФМС России, территориальных органов ФМС России, руководители структурных подразделений территориальных органов ФМС России.

Указанные выше должностные лица назначают административное наказание физическому лицу без составления протокола, если данное лицо не оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание.

Кроме того, составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 19.15 КоАП (с последующей передачей протоколов лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях) уполномочены практически все сотрудники полиции. При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор может вынести постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Должностные лица ФМС России и её территориальных органов за нарушение порядка предоставления государственной услуги по регистрационному учёту могут быть привлечены к административной ответственности по статье 5.63 КоАП РФ: за нарушение порядка, приведшего к непредоставлению услуги или предоставлению услуги с нарушением установленных сроков, — штраф от 3000 до 5000 руб.; при требовании документов и (или) платы, не предусмотренной законодательством, — штраф от 5000 до 10000 руб.; за нарушение порядка или сроков рассмотрения поданной жалобы — штраф от 20000 до 30000 руб. Дело об административном правонарушении по статье 5.63 возбуждается прокурором, а рассматривается мировым судьёй.

Законодательство

В настоящее время порядок регистрации по месту пребывания и месту жительства, а также ответственность за их нарушение установлены следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 „О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации“;
  2. Федеральный закон от 21 декабря 2013 года № 376-ФЗ;
  3. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713);
  4. Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учёту граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Приказом ФМС России от 20.09.2007 № 208 (ред. от 23.12.2009);
  5. Письмо ФМС России от 01.04.2011 № СК-1/10-4222 „О некоторых вопросах регистрационного учёта граждан Российской Федерации“;
  6. Статья 19.15 (в ред. от 22.06.2007) Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации;
  7. Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой, её территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю и надзору за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утв. Приказом МВД России и ФМС России от 19.05.2009 № 385/117;
  8. Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы»;
  9. Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713»;
  10. Статья 27 Конституции Российской Федерации;
  11. Статья 13 Всеобщей декларации прав человека;
  12. Статья 12 Международного пакта о гражданских и политических правах;
  13. Статья 2 Протокола № 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод;
  14. Статья 22 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека.

Возможные изменения

27 декабря 2010 года Председатель Правительства РФ В. В. Путин, выступая на заседании Госсовета России, предложил отменить возможность регистрации через Интернет и ужесточить ответственность (вплоть до уголовной) за нарушение порядка регистрации, а также применять высылку для граждан РФ, проживающих без регистрации в крупных городах. 7 февраля 2011 года Президент РФ Д. А. Медведев на совещании по основным вопросам деятельности МВД поручил рассмотреть вопрос о привлечении нарушителей правил регистрации к уголовной ответственности. В статье от 23 января 2012 года кандидат в Президенты РФ В. В. Путин снова предложил ввести уголовную ответственность за нарушение норм регистрации.

31 января 2011 года Председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников предложил ограничить права собственника жилого помещения на вселение лиц, если в результате такого вселения на каждого проживающего будет приходиться менее учётной нормы, определённой органом местного самоуправления, и, соответственно, запретить регистрацию по месту пребывания и жительства таких лиц. Однако отрицательные отзывы Правительства РФ на внесённый законопроект делают маловероятным его принятие.

В интервью, опубликованном в газете «Коммерсантъ» 2 февраля 2012 года, директор ФМС России Константин Ромодановский предположил, что в ближайшие несколько лет штамп в паспорте о регистрации по месту жительства возможно будет заменён электронным подтверждением в универсальной электронной карте, которая в будущем будет признана документом, удостоверяющим личность.

Критика системы регистрации

Парламентская ассамблея Совета Европы 23 апреля 2002 г. приняла Резолюцию 1277 (2002) «О выполнении Российской Федерацией своих обязательств», которая в соответствующей части указывает на следующее:

8. При этом Ассамблея озабочена всё ещё недостаточным прогрессом в выполнении ряда важных обязательств, в отношении которых российским властям необходимо предпринять дальнейшие шаги:

xii. отмечая, что российские федеральные власти добились заметного прогресса в вопросе отмены старой системы «прописки» (внутренней регистрации), Ассамблея выражает сожаление по поводу того, что в отношении этнических меньшинств продолжают действовать ограничительные регистрационные положения, зачастую носящие дискриминационный характер. Поэтому Ассамблея, напоминая о резолюции 1544 (2001), повторяет содержавшийся в ней призыв к заинтересованным государствам-членам «подвергнуть тщательному пересмотру национальное законодательство и политику с целью отмены положений, мешающих соблюдению права свободно передвигаться и выбирать место жительства на территории своей страны».

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 25.02.2010 г. опубликовал данные об отношении граждан России к регистрации по месту жительства и пребывания. В частности, по данным ВЦИОМ, 31 % опрошенных россиян сталкивались с регистрационным учётом. Из них приблизительно две трети оценивает полученный опыт скорее положительно, считает, что у них проблем с оформлением регистрации не было, а примерно треть скорее отрицательно и считает, что регистрацию было оформить непросто.

По мнению Минэкономразвития России, при регистрации по месту жительства и месту пребывания население России теряет 278,9 миллиона рублей ежегодно, а ВВП России — 379,7 миллиона рублей ежегодно.

В настоящее время на портале Российской общественной инициативы проводится голосование за отмену регистрации по месту жительства для граждан РФ. После нескольких недель работы портала инициатива занимает восьмое место, за неё подано более 5000 голосов.

Регистрация и взяточничество

В сообщениях СМИ описываются факты дачи и получения взятки сотрудниками милиции, а также вымогательства взятки, связанных с соблюдением правил регистрации.

Пример 1. В городе Будённовск Ставропольского края возбуждено уголовное дело в отношении сотрудника милиции за получение взятки с вымогательством. Сотрудник милиции требовал от гражданина передать ему денежные средства в сумме 6000 руб. за непривлечение к административной ответственности по ст. 19.15 КоАП РФ. Оснований для составления протокола об административном правонарушении не имелось.

Пример 2. Житель деревни 1-е Красниково Курской области предложил взятку в размере 1000 руб. участковому уполномоченному милиции за непривлечение его, а также его невестки, к административной ответственности по ст. 19.15 КоАП РФ. По данному факту было возбуждено и расследовано уголовное дело. Курским районным судом вынесен обвинительный приговор и назначено наказание в виде лишения свободы сроком на один год с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Нарушение установленных правил регистрации

На практике широко распространены запросы должностными лицами, ответственными за регистрацию, или должностными лицами органа регистрационного учёта дополнительных документов, предоставление которых не предусмотрено законодательством. Это обстоятельство является одной из причин массовых нарушений гражданами своих обязанностей в сфере регистрационного учёта.

Пример 1. Должностные лица УФМС России по Липецкой области в Правобережном округе неправомерно отказали гражданке в регистрации по месту жительства и предложили предоставить ряд дополнительных документов. По жалобе гражданки местная прокуратура провела проверку и внесла представление в адрес руководителя отдела УФМС России по Липецкой области в Правобережном округе о незамедлительном устранении нарушений и привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении прав гражданки.

Пример 2. В Казани за 5 месяцев 2009 г. было зафиксировано более 2000 административных взысканий по ст. 19.15 КоАП РФ («проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации»). В большинстве случаев это были граждане, зарегистрированные по одному адресу в Казани, но проживающие по другому адресу в этом же городе.

Пример 3. В Красноярском крае в ходе оперативно-профилактической операции «Перепись», которая началась в июне 2008 года, УФМС по Красноярскому краю было проверено 138 944 жилых помещений, в которых проживает более 1 млн человек. В результате выявлены нарушители, на которых составлено около 85,5 тыс. административных протоколов по ст. 19.15 и 19.16 КоАП РФ. Из числа нарушителей более 29 тыс. граждан проживали без регистрации, почти 16 тыс. человек — без паспортов, а по недействительным паспортам — чуть более 36 тыс. человек.

Регистрация и трудоустройство

Существует широкая практика дискриминации граждан при приёме на работу по признаку наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания. Во многих объявлениях о приёме на работу содержатся неправомерные требования о наличии местной регистрации.

Пример 1. Новый мэр Москвы Сергей Собянин заявил на встрече со столичными профсоюзными активистами: «Мы вместе должны работать над тем, чтобы рабочие места, которые есть в Москве, предоставлялись в первую очередь москвичам».Первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин поддержал данное высказывание Собянина: «Как сказал, так и будет. Правильно сказал».Позже Сергей Собянин изменил своё мнение и заявил, что на работу в Москве надо в первую очередь брать россиян.

Пример 2. Прокуратура Василеостровского района Санкт-Петербурга установила, что ООО «Скиф» разместило в нескольких газетах объявления о поиске сотрудника на должность помощника менеджера в отдел оптовых региональных продаж. При этом в нарушение статьи 64 Трудового кодекса в отношении кандидата был установлен возрастной ценз (от 20 до 35 лет) и требование о наличии постоянной прописки в Санкт-Петербурге или ближайшем пригороде. Прокуратура внесла в адрес руководства ООО «Скиф» представление об устранении нарушений трудового законодательства.

Регистрация и образование

В ряде регионов запрещено принимать в школы детей, не имеющих местной регистрации, даже если регистрация имеется у родителей этих детей.

Регистрация и медицинское обслуживание

Многие медицинские учреждения при предоставлении медицинской помощи по системе обязательного медицинского страхования незаконно требуют наличия регистрации.

Пример. По требованию прокурора Республики Карелия типовые правила медицинского обслуживания в Карелии, которые требовали обязательного наличия страхового полиса и регистрации по месту жительства, были признаны противоречащими федеральному законодательству и отменены.

Изготовление поддельных свидетельств о регистрации

В связи с создаваемыми барьерами по осуществлению регистрации в соответствии с законом, с одной стороны, и существующей практикой дискриминации граждан без местной регистрации, с другой стороны, стали возникать различные фирмы и предприниматели, которые заявляют, что оказывают услуги по регистрации, а фактически предлагая услуги по изготовлению поддельных свидетельств о регистрации.

Пример. В Волгограде гражданин занимался изготовлением и сбытом поддельных свидетельств о регистрации по месту пребывания. Для этого он использовал свой персональный компьютер, принтер, сканер и печатную машинку. Мужчина разместил в газете «ВДВ» объявление с текстом «Пропишу временно», указав абонентский номер сотового телефона. За свои услуги злоумышленник брал плату в размере 1500 рублей за один документ. Суд назначил мужчине наказание в виде двух лет лишения свободы условно с испытательным сроком на один год.

Примечания

  1. Статья 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1
  2. Биография Юрия Лужкова: история конфликтов
  3. Пункт 1 (е) Постановления Правительства РФ от 14.08.2002 № 599 «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
  4. Пункт 6 статьи 1 Федерального закона от 25.10.2004 № 126-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
  5. Постановление Правительства РФ от 22.12.2004 № 825 «О внесении изменений в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713»
  6. Управление паспортной работы и регистрационного учёта населения ФМС России разъясняет вопрос о предоставлении гражданам Российской Федерации услуги по регистрационному учёту по месту пребывания в электронном виде // ФМС, 29 марта 2011
  7. Статья 5.63 КоАП РФ
  8. Об изменениях в Правила регистрации и снятия с регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации // ФМС, 19 ноября 2010
  9. Статья 4 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1
  10. Статья 1 Федерального закона от 13.12.2010 № 358-ФЗ «О внесении изменения в статью 31 федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов российской федерации в связи с федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»
  11. Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 26.10.2011)
  12. Пункты 9 и 10 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учёту граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Приказом ФМС России от 20.09.2007 № 208 (ред. от 23.12.2009)
  13. (Необходима авторизация) Регистрация гражданина по месту пребывания, снятие с регистрационного учёта по месту пребывания
  14. ФМС России предоставляет новые Интернет — услуги // Управление ФМС по Новосибирской области, 1 июня 2010
  15. Информация о портале Gosuslugi.ru на сайте УФМС по Новосибирской области // Управление ФМС по Новосибирской области, 5.03.2012
  16. Собственники в панике — как бы кого не прописали… // Фонтанка.ру, 31.03.2011
  17. ПРОКУРАТУРА НАПРАВИЛА В УФМС ПИСЬМО О ЗАПРЕТЕ РЕГИСТРАЦИИ ГРАЖДАН РФ В КВАРТИРАХ СОБСТВЕННИКОВ БЕЗ ИХ СОГЛАСИЯ // Прокуратура Санкт-Петербурга, 4 апреля 2011
  18. Глава ФМС: не надо бояться мошенничества с регистрацией // Вести, 2.04.2011
  19. Письмо Министерства юстиции РФ от 01.03.2012 № 01-15588/12
  20. Статья 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг“
  21. Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой, её территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю и надзору за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Приказом МВД России № 385, ФМС России № 117 от 19.05.2009
  22. Пункт 20 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой, её территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю и надзору за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Приказом МВД России № 385, ФМС России № 117 от 19.05.2009
  23. Статья 4.5 КоАП РФ
  24. Статья 23.3 КоАП РФ
  25. Статья 28.6 КоАП РФ
  26. Приложение N 1 к Приказу МВД России от 02.06.2005 № 444
  27. Статья 28.4 КоАП РФ
  28. Статья 23.1 КоАП РФ
  29. Стенографический отчёт о совместном заседании Госсовета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, 27 декабря 2010
  30. Стенографический отчёт о совещании по основным вопросам деятельности МВД
  31. Авторская статья Владимира Путина «Россия: национальный вопрос» // Сайт Владимира Путина, 23 января 2012
  32. Госдума может установить минимальную долю собственности в квартирах // Ведомости (РИА Новости), 31.01.2011
  33. Законопроект № 494206-5 — Электронная регистрационная карта законопроекта, включая текст законопроекта // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности.
  34. Статья «Нарушил законодательство РФ — десять лет посиди дома и подумай» // Газета «Коммерсантъ», №18 (4803), 02.02.2012
  35. Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1277 (2002) «О выполнении Российской Федерацией своих обязательств», 23 апреля 2002
  36. Регистрация по месту жительства: так ли страшен чёрт, как его малюют?, Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1437, 25 февраля 2010
  37. Россияне теряют миллиарды в очередях // Дни.ру, 23.03.2011
  38. Российская общественная инициатива :: На голосовании. Проверено 26 апреля 2013.
  39. Подведены первые итоги работы РОИ
  40. Милиционер на Ставрополье привлечён к уголовной ответственности за получение взятки // Regnum, 30.12.2008
  41. Курский участковый отказался за взятку урегулировать вопрос // 21 октября 2008
  42. Докажите, что ваш дом жилой, 26 марта 2008
  43. Любому казанскому квартиранту может грозить штраф до 2000 рублей // Татар-информ, 27 Мая 2009
  44. При подготовке к переписи населения в Красноярском крае нашли 777 преступников, 27 октября 2010
  45. От редакции: Вон из Москвы // Ведомости 199 (2717), 21.10.2010, архивная копия
  46. Владимир Ресин, и. о. первого заместителя мэра в правительстве Москвы: «Столица с Собяниным обгонит и Париж» // Комсомольская правда, 26 Октября 2010
  47. Собянин: на работу в Москве надо в первую очередь брать россиян // Вести, 01.03.2011
  48. Прокуратура Петербурга: Возрастной ценз при приёме на работу противоречит закону // РБК, 14 января 2008
  49. Калужская правозащитница: «Чиновники из Минобрнауки России не пускают в школу детей без прописки» // Regnum, 30.06.2012
  50. Жителям Карелии разрешено получать медпомощь без страхового полиса, прописки и талонов на приём к врачу, 29.12.2005
  51. Жителя Волгограда осудили за подделку и сбыт официальных документов, 23 мая 2011

Ссылки

  • Сайт Главного управления по вопросам миграции МВД России
  • Справочно-информационный портал «Государственные услуги»
  • Регистрация граждан России по месту жительства и месту пребывания // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.РУ»
  • Прописка как национальная идея

Официально понятия «прописка» не существует уже более 20 лет. Но термин по-прежнему используется, как привычный для большей части населения.

Вместо прописки с 1993 года в России существует институт регистрации. Он имеет иной, принципиально отличный от советской прописки смысл.

Для чего нужна регистрация?

Регистрационный учет граждан, согласно закону, необходим для того, чтобы обеспечить им условия для:

  • полной реализации своих прав;
  • исполнения обязанностей.

Регистрация имеет значение и для государства.

Учет перемещений граждан позволяет выстраивать миграционную политику, прогнозировать рост или убыль населения в отдельных регионах.

Это, в свою очередь, дает информацию для прогнозирования положения на рынке труда и т.д.

Что это?

Регистрация по месту проживания – это уведомление государства и всех заинтересованных лиц о том, какое именно место жительства выбрал себе гражданин. В этом заключается коренное отличие от прописки.

Прописка являлась получением разрешения на проживания. Без такого дозволения граждане не могли получить работу, жилье и прочие блага.

То есть прописка накладывала ограничение на декларированную, вроде бы, свободу перемещения.

Законодательство

Право свободно передвигаться по территории страны, а также самостоятельно выбирать место для жизни и работы, закреплено в Конституции РФ. Регистрация никоим образом эту свободу не ограничивает.

Правила регистрации изложены в Федеральном Законе № 5242-1, который носит название «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» (далее — Закон).

Согласно его положениям, ничто и никто, кроме закона, не может ограничить эту свободу (ст. 1). Но граждане обязаны уведомлять о своем местонахождении (ст. 3).

Виды

Различают два вида регистрационного учета граждан:

  • по месту проживания;
  • по месту пребывания.

Их отличает друг от друга временной промежуток, на который гражданин поселяется в том или ином месте.

Место проживания подразумевает постоянное место жительства, собственное или арендованное на длительный срок жилое помещение. А место пребывания может и не являться жилым, например, гостиница или санаторий.

Постоянная (по месту проживания)

Регистрация по месту проживания, или постоянная прописка, подразумевает «закрепление» граждан в определенной точке пространства. Точнее, в определенном жилом помещении.

Именно оно, согласно статье 20 ГК РФ, будет являться местом жительства гражданина. К нему будут привязаны возможность реализации прав и требования об исполнении обязанностей.

Временная (по месту пребывания)

Регистрация по месту пребывания, или временная прописка, необходима, если официальное место жительства не совпадает с действительным. Точнее, если эти два адреса находятся в разных субъектах РФ.

Речь идет о длительном пребывании, превышающем 90 дней.

То есть в отпуске или командировке нет нужды получать временную регистрацию.

Прописка

Регистрация, или более привычная прописка – это обязанность граждан.

За ее отсутствие или нарушение сроков, равно как и за фиктивную регистрацию, нарушителям грозит денежный штраф в соответствии со статьей 19.15 КоАП РФ.

В то же время отсутствие прописки не лишает граждан тех прав, которые гарантированы законами страны.

Где можно?

Прописка возможна в жилых помещениях. Таковыми, согласно Жилищному кодексу, являются:

  • жилой дом (с недавнего времени и дачный или садовый);
  • квартира;
  • часть дома или квартиры;
  • комната.

Временная регистрация допускается не только в жилых помещениях, но и в так называемых «местах временного пребывания». К ним относятся гостинцы, турбазы, лечебные учреждения, апартаменты и т.д.

Формально они не считаются жилыми, хотя предназначены именно для этого.

В своей и чужой квартире

Регистрация, как постоянная, так и временная возможна не только на собственной жилплощади. Помимо собственности существуют различные основания, дающие право проживания в квартире.

Самая распространенная из них – найм. Регистрация на съемной квартире осуществляется с согласия ее владельца.

Прописка, даже постоянная, не наделяет жильцов автоматически правом собственности. Поэтому претендовать на какую-либо часть квартиры они не могут.

По желанию собственника квартиранты могут в любое время быть выписаны и выселены.

В муниципальном жилье

Передача муниципального жилья по договору социального найма также является основанием для регистрации в ней самого нанимателя и членов его семьи:

  • для прописки лиц, перечисленных в самом договоре, не требуется спрашивать чьего-либо согласия;
  • для прописки прочих родственников семье придется договариваться и согласие оформлять.

В приватизированной квартире

Право на регистрацию в приватизированной квартире имеют все ее собственники. При этом, размер доли каждого не важен.

Каждый владелец может беспрепятственно прописаться в свою собственность сам. А также прописать к себе несовершеннолетнего ребенка.

Право на проживание сохраняется и за тем, кто от приватизации этой квартиры отказался.

В частном доме

Для прописки в частном жилом доме действуют те же правила, что и для квартиры. Собственники прописываются по собственному усмотрению, все прочие – с согласия владельцев.

Регистрация точно так же не порождает прав ни на дом, ни на землю под ним.

На даче

Прописка на даче или в доме, находящемся в СНТ разрешается, но только с соблюдением ряда требований:

  • недвижимость находится в собственности;
  • дом официально признан жилым;
  • участок расположен в населенном пункте;
  • дача является единственным местом для проживания.

Ребенка

Прописка ребенка до получения им паспорта возможна только к родителям (одному из них). Выбрать место могут родители по соглашению, либо суд.

Здесь можно скачать образец заявления на прописку ребенка.

На прописку ребенка к родителям не требуется каких-либо разрешений. А вот выписать ребенка можно только с согласия органов опеки.

Согласие собственника

Согласие собственника необходимо в том случае, когда речь идет о регистрации в чужую квартиру. Оно оформляется в письменном виде, заверяется подписями.

Также может потребоваться личный визит владельца жилья для подтверждения согласия.

Тут представлен образец согласия собственника на регистрацию.

За фиктивную регистрацию собственник несет уголовную ответственность.

Способы оформления

О регистрации в паспорте проставляется штамп, куда вписывается адрес, или же выдается отдельный документ, имеющий печать ФМС России.

Именно этот орган государственной власти отвечает за регистрационный учет граждан, россиян и иностранцев.

Регистрация по месту проживания или пребывания – это государственная услуга.

Куда обратиться?

Подать документы и заявление на прописку можно:

  • в паспортный стол при ЖЭУ;
  • в территориальный орган ФМС;
  • в МФЦ;
  • на портале Госуслуг.

Госуслуги

Оформление регистрации через портал Госуслуг происходит в два этапа:

  1. Подача заявления и предоставление электронных копий документов.
  2. Личный визит в ФМС для получения регистрации.

Воспользоваться дистанционным способом оказания этой услуги могут те граждане, кто авторизован на сайте госуслуг. Всем же прочим необходимо сначала пройти процедуру регистрации и подтверждения своей личности.

В дальнейшем это позволит пользоваться порталом в любое время.

Порядок действий

Для того, чтобы оформить регистрацию, необходимо проделать следующие действия:

  1. Собрать все необходимые документы, снять их копии.
  2. Заполнить заявление.
  3. Передать заявление и все что нужно для прописки сотрудникам ФМС, паспортного стола или МФЦ.
  4. Получить паспорт с отметкой о регистрации или отдельный документ.

Необходимые документы

При оформлении регистрации потребуются следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт (действительный на день подачи документов);
  • листок убытия, если заявитель выписался с прежнего места жительства;
  • подтверждение прав на квартиру (договор, свидетельство о собственности и т. д.);
  • согласие собственника (всех собственников).

Образец заявления

Заявление (Форма № 6) заполняется гражданином, желающим зарегистрироваться в собственном жилье или собственником.

Информацию, изложенную в заявлении, необходимо удостоверить личной подписью.

Тут представлены образец заявления о регистрации по месту жительства, образец заявления о регистрации по месту пребывания.

Документ предоставляется в подлиннике и не возвращается.

Военный учет

Военный учет граждан производится по месту их постоянной регистрации.

При смене места жительства необходимо:

  • уведомить об этом военный комиссариат;
  • сняться с учета;
  • затем вновь встать на него, но уже по новому адресу.

Постановка на учет в другом районе одного населенного пункта или же в другом городе производится уже после регистрации на новом месте.

Поэтому требования некоторых служащих паспортных столов и предъявлении документа, подтверждающего постановку на военный учет, неправомерны.

Контроль перемещений военнообязанных граждан не входит в компетенцию ФМС.

Если в связи с непредставлением такого документа в регистрации будет отказано, то следует обжаловать это решение в суд или в вышестоящий орган.

Сроки

Закон устанавливает определенные сроки для исполнения обязанности по постановке на регистрационный учет:

  1. Для постоянной регистрации по месту проживания он составляет 7 дней с даты выписки с прежнего места. При нарушении этого срока гражданам придется уплатить штраф.
  2. Для временной регистрации срок установлен более длительный – до 90 дней.

Однако, если в другом населенном пункте гражданин заселяется в гостиницу, санаторий, пансионат и т.д., то ему нет необходимости подавать документы в ФМС самостоятельно.

Обязанность по регистрации временно проживающих ложится на администрацию этих организаций.

Стоимость

Регистрация по месту проживания или пребывания – это бесплатная государственная услуга. Но только в том случае, если гражданин самостоятельно обращается с заявлением в ФМС.

Оформить временную регистрацию иногородним или иностранным гражданам часто предлагают различные коммерческие фирмы-посредники. Их услуги являются уже платными.

На видео о регистрации по месту жительства и пребывания

   В соответствии с Конституцией РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (ст. 27). Однако в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. в РФ установлен регистрационный учет по месту пребывания и по месту жительства. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713. Местом пребывания гражданина признается место, где он временно проживает, — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, договору аренды либо на иных предусмотренных законодательством основаниях. Это может быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение. Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, являются органы внутренних дел, в остальных населенных пунктах — органы местного самоуправления. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 10 дней, обязаны в 3-дневный срок со дня прибытия (исключая выходные и праздничные дни) зарегистрироваться по месту пребывания. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется на срок до 6 месяцев. В исключительных случаях, связанных с серьезным заболеванием зарегистрированных по месту пребывания граждан или их родственников, а также при возникновении иных обстоятельств, не позволяющих гражданину покинуть место пребывания, срок пребывания может быть продлен на необходимое для этого время. Регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе осуществляется по их прибытии администрацией этих учреждений. Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к соответствующим должностным лицам для регистрации по месту жительства.

Административное право. Словарь-справочник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. Б.В. Россинский. 2000.

Похожие статьи