Закон для васРазноеНалог пигу субсидия пигу

Налог пигу субсидия пигу

Нет времени читать? Сохрани

В качестве решения данной проблемы трансформации внешних эффектов А.С. Пигу предложил использовать корректирующие налоги и корректирующие субсидии.

«Налоги Пигу» – вмешательство правительства в экономику, связанное с налогообложением тех видов деятельности, которые порождают отрицательные внешние эффекты, и субсидированием отраслей, производящих положительные внешние эффекты.

Корректирующая субсидия – это платеж потребителям или производителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект. Такая субсидия предназначена для интернализации внешнего эффекта путем оказания такого понижающего воздействия на цену потребления товара, которое увеличит объем его выпуска до эффективного уровня.

Однако, введение корректирующих налогов и субсидий на практике затруднено многими обстоятельствами.

Например, контроль выбросов вредных веществ предполагает разработку сложного механизма оценки влияния тех или иных веществ на окружающую среду, способов измерения данного влияния и соотнесения с размером предельных внешних издержек. Влияния загрязнения окружающей среды в долгосрочном плане часто точно не известно.

Теорема Коуза

Связь между внешними эффектами и правами собственности может быть понята, если проанализировать, как внешние эффекты можно трансформировать во внутренние, когда издержки установления и торговли правами собственности равны нулю. В таких случаях внешние эффекты существовали бы до тех пор, пока велись бы споры об использовании ресурсов.

Правительственные органы могут способствовать достижению эффективности, просто устанавливая права собственности на ресурсы и разрабатывая механизм, позволяющий обменивать эти права при низких операционных издержках.

В теореме Коуза утверждается что при ничтожно малом уровне операционных издержек внешние эффекты могут быть интернализированы путем установления правительством прав собственности на ресурсы и разрешения свободно обменивать эти права.

Теорему Коуза можно проиллюстрировать на следующем примере.

По соседству на берегу реки расположены два завода: один производит безалкогольные напитки, используя для этого воду из реки, другой перерабатывает древесину, сбрасывая в реку отходы производства, объем которых прямо зависит от объема выпуска продукции данным производителем.

Налицо экстернальный эффект. Однако, согласно теории Коуза, данная проблема может быть решена без участия государства, а лишь посредством определенной договоренности сторон.

Согласно теореме Коуза, при сделке будет достигнуто эффективное размещение ресурсов, несмотря на первоначальное закрепление прав собственности.

Если взаимодействующие стороны могут заключить контракт друг с другом, то за внешний эффект может быть предложена плата, и сторона, которая имеет законное право контролировать внешний эффект, в своих действиях учтет ее влияние на контрагента. Единственное, на что влияет первоначальное закрепление прав, – это на распределение дохода обеих фирм.

Основные понятия.

Внешние эффекты, отрицательный внешний эффект, совокупные внешние издержки, предельные внешние издержки, предельные индивидуальные издержки, предельные общественные издержки, положительные внешние эффекты, предельная индивидуальная полезность, предельная внешняя полезность, совокупная внешняя полезность, «налоги Пигу», корректирующая субсидия, теорема Коуза.

Внешние эффекты и их регулирование. Налог и субсидия Пигу

В тех случаях, когда рынок не в состоянии эффективно решить проблему распределения, на помощь рыночному механизму приходит государство. Только оно обладает механизмом общественного перераспределения ресурсов через государственный бюджет. Если за устранение отрицательных экстерналий берется государство, оно может действовать двумя способами. Во-первых, облагать создателей негативных внешних эффектов корректирующими налогами. Во-вторых, разработать нормы допустимого воздействия на внешнюю среду, экологические стандарты либо напрямую обязать фирмы применять очистительные сооружения и технологии, использовать относительно чистые, незагрязняющие способы производства и т.д. В противном случае применяется система штрафов или процедура закрытия предприятия. Корректирующие налоги и штрафы действуют в одинаковом направлении: выплачивая их, фирма увеличивает свои издержки, что заставляет ее сократить чрезмерный выпуск продукции (сократить предложение) до общественно необходимого уровня 189 .

Рассмотрим такой способ решения проблемы отрицательных внешних эффектов, как установление налога на каждую единицу продукции предприятия, создающего отрицательные внешние эффекты. Налог такого типа получил название налога Пигу.Налог Пигу — налог, призванный отвратить от производства (или потребления) благ, создающих внешние издержки (рис. 98).

Рис. 98. Налог Пигу на производителя

Ставка налога Пигу (t) равна внешним издержкам при общественно оптимальном объеме выпуска (Q*). Введение налога на предприятия приводит к сдвигу исходной кривой предложения S в положение МС + t.

Этот налог побудит предприятие учитывать внешние издержки (МЕС) и ограничивать прибылемаксимизирующий выпуск общественно оптимальным уровнем. Однако на практике это сделать бывает непросто: внешние издержки изменяются с объемом выпуска (линия MSC не параллельна линии S). Общая величина налога равна площади треугольника ABG 190 .

Тех, чья деятельность порождает положительные экстерналии, государство должно стимулировать. Причем стимулы государства следует рассматривать не как вознаграждение, а как компенсацию недополученной полезности. Ведь в случае положительных экстерналий часть полезности производителя безвозмездно переходит на третьих лиц. Инструмент, решающий проблему положительных экстерналий, — стимулирующие субсидии от государства. Такие субсидии компенсируют фирмам недополученную выгоду, полезность. В ответ фирмы расширяют свою деятельность до общественно необходимого уровня. Аналогичное воздействие на создателей положительных экстерналий оказывают и налоговые льготы 191 .

На рис. 99 изображена субсидия Пигу в ситуации положительного внешнего эффекта. В данном случае субсидия выплачивается потребителю.

Рис. 99. Субсидия Пигу

Субсидия Пигу — субсидия, призванная стимулировать производство (или потребление) благ, приносящее внешние выгоды.

До введения субсидии рыночное равновесие было в точке Е. Пусть предельные внешние выгоды постоянны и введена корректирующая субсидия S = MEB. Это приведет к увеличению спроса на благо, что, в свою очередь, вызовет рост объема производства и цены. Новое равновесие соответствует точке B, и количество производимого блага будет эффективным.

Налоги и субсидии Пигу интернализуют внешние эффекты, делая их частью процесса индивидуального выбора.Интернализация — создание ситуации, при которой внешний эффект входит в процесс индивидуального выбора производителя или потребителя 192 .

95. Распределение и перераспределение доходов:

Дата добавления: 2015-05-13 ; просмотров: 1018 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

helpiks.org

Налог Пигу;

Одним из возможных путей учета общественных интересов является наложение специального налога на загрязнителей, по величине равного экстернальным издержкам. В теории он назван налог Пигу (или Пигувианский налог).

ü Корректирующие налоги — это налог на выпуск благ, характеризующихся отрицательными экстерналиями, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных. В этом случае интернализация отрицательных внешних эффектов приводит к увеличению цены товара, порождающего этот эффект, и к снижению объема спроса на данный товар.

ü Корректирующая субсидия — это субсидия производителям или потребителям благ, характеризующихся положительными экстерналиями, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным. В этом случае интернализация положительных экстерналий должна привести к падению цены, уплачиваемой потребителем, что будет стимулировать рост потребления.

Пигувианский налог— налог на предприятие, равный величине ущерба от загрязнения. Определяется в точке пересечения кривых предельной чистой частной прибыли и экстернальных издержек. Назван по имени предложившего данный налог английского экономиста А.С. Пигу (1877—1959), представителя неоклассической школы.

СХЕМА образование и величина оптимального налога (налога Пигу) на загрязнение

ü ось Х – объемы производства

ü кривая 1 – предельная чистая частная прибыль

кривая 2 – предельные экстернальные (внешние) издержки

ü Уровень производства на предприятии будет стремиться к Qm, так как до этого показателя предприятие получает прибыль – точки на кривой 1 предельной чистой прибыли больше нуля.

ü Величина загрязнения при производстве Qm составит Zm.

ü В условиях загрязнения необходимо достижение общественно оптимального уровня производства на уровне Qs.

ü Для этого государство должно ввести налог, равный величине ущерба от загрязнения (кривая 2 предельных экстернальных издержек).

ü Уровень налога равен t, и он определяется точкой пересечения кривых 1 и .

ü Теперь за каждую единицу произведенной «загрязняющей» продукции предприятие должно платить государству налог t.

ü Если предприятие решит производить продукции больше общественно оптимального уровня Qs, величина получаемой прибыли (линия 1) станет меньше налога , и такой уровень производства будет убыточным для предприятия.

ü Тем самым введение налога на загрязнение создает у предприятия стимул держаться в «общественно приемлемых рамках» и сократить уровень производства до Qs, при котором достигается общественно оптимальный уровень загрязнения Zs.

Корректирующие налоги и субсидии не могут полностью решить проблемы, возникающие благодаря экстерналиям. Здесь имеется несколько причин:

«––», недостатки, проблемы

· невозможность точного измерения предельных издержек и выгод в реальной практике;

· приблизительность оценки размеров ущерба (в ходе юридических и политических дискуссий);

· корректирующий налог, который платят производители продукции с отрицательными экстерналиями, не всегда достигает поставленной цели.

· значительная величина оптимального налога, что требует повышения существующих платежей за загрязнение в мире и России в десятки и сотни раз.

studopedia.su

Для того чтобы сократить производство товаров и услуг с от­рицательными внешними эффектами и увеличить производство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необ­ходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние. Про­блемы учета и устранения такого рода расхождения исследовались еще А. Пигу в книге «Теория благосостояния» (1920). Он опреде­лил их как «провалы» рынка. Именно эти «провалы», по мнению А. Пигу, являются обоснованием государственного вмешательства в экономику. Трансформация внешних эффектов во внутренние достигается за счет приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам), поэтому для решения данной проблемы А. Пигу пред­лагал использовать корректирующие налоги и субсидии.

Корректирующий налог — это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, его введение повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных. В нашем примере налог (7), равный предельным внешним издержкам, мог бы приблизить рыночное равновесие к эффективному (рис. 6.3).

В случае 6.3 а отрицательный внешний эффект заставляет рынок уравнивать частную полезность Umи цену Ртв точке M, тогда как оптимум предполагает, что уравниваются общественная полезность Umи цена Рeв точке Е. Налог со ставкой Рe ‘ — Ре‘ за единицу блага позволит восстановить равновесие в точке ^(потребители платят сумму Рe ‘ , равную их предельной частной полезности, и предъ­являют спрос на Хе, тогда как производители производят лишь Хе, так как получают цену, равную лишь Рc). Отметим, что этот налог, называемый налогом Пигу, не имеет целью ни пополнить государственные фонды, ни покрыть ущерб тех, кто пострадал от отрицательных внешних эффектов. Этот налог носит исключи­тельно побудительный характер: цель его — отделить цену, запла­ченную потребителями, от цены, полученной производителями, и способствовать такому равновесию на рынке, чтобы количество блага, участвующего в обмене, соответствовало оптимуму.

Случай 6.36 соответствует отрицательному внешнему эффекту, спровоцированному предприятием (например, загрязнение окружающей среды). Предельные общественные издержки выше, чем предельные частные издержки. Напротив, поскольку никакого внешнего воздействия не предполагается, когда речь идет о пот­ребителях, между предельной частной полезностью и предельной общественной полезностью разницы не существует. Оптимум предполагает уравнивание предельных общественных издержек и предельной полезности, тогда как рынок уравнивает предельные общественные издержки, цену и предельную полезность. И здесь налог со ставкой Р’ — Реза единицу блага позволяет вернуться к оптимуму.

Корректирующая субсидия — это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положи­тельными внешними эффектами, она позволяет приблизить пре­дельные частные выгоды к предельным общественным.

Корректирующая субсидия, равная предельным внешним вы­годам, может быть предоставлена потребителям, что повысило бы их спрос на услуги (рис. 6.4).

В случае 6.4 а внешний эффект положителен, и субсидия в раз­мере Ре — Ре‘ позволит добиться рыночного равновесия, которое соответствует оптимуму.

В случае 6.4 б, как и в случае 6.3 б, потребуется субсидия в сумме Ре — P ‘ e, одинаковой для всех.

Субсидии занимают важное место в бюджетном процессе, так как составляют немалую часть государственных расходов, коррек­тируя дефицит ресурсов со стороны предложения, а налоги, в свою очередь, корректируют дефицит ресурсов со стороны спроса. Во многом параметры государственной экономической и социальной политики определяются соотношением между объемом субсидий производителям и потребителям и общим объемом субсидий.

В то же время корректирующие налоги и субсидии не могут решить полностью проблем, возникающих из-за существования внешних эффектов. Во-первых, в реальной практике довольно труд­но точно исчислить предельные издержки и выгоды. Во-вторых, размеры ущерба определяются в ходе юридических и политичес­ких дискуссий весьма приблизительно. И наконец, отнюдь не последнюю роль играет то обстоятельство, что корректирующие налоги, которые платят производители благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, не всегда достигают пос­тавленной цели. Все это предопределило критику корректирующих налогов и субсидий.

lektsiopedia.org

Корректирующие налоги и субсидии

Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных экономических механизмов и инструментов в охране окружающей среды, рассмотрим теоретические принципы установления налогов и платежей за загрязнение .

Как уже отмечалось, загрязнители окружающей среды, производящие негативные экстерналии, должны компенсировать связанный с этим ущерб обществу. Это можно осуществить при наложении на загрязнителя специального налога для исправления несовершенств рыночного механизма, интернализации экстерналий, введение которого теоретически обосновал А.Пигу (налог Пигу или Пигувианский налог). Здесь выделяются корректирующие налоги и субсидии.

Корректирующие налоги – это налог на выпуск благ, характеризующихся отрицательными экстерналиями, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных. В этом случае интернализация отрицательных внешних эффектов приводит к увеличению цены товара, порождающего этот эффект, и к снижению объема спроса на данный товар.

Корректирующая субсидия – это субсидия производителям или потребителям благ, характеризующихся положительными экстерналиями, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным. В этом случае интернализация положительных экстерналий должна привести к падению цены, уплачиваемой потребителем, что будет стимулировать рост потребления.

На схеме показано образование и величина оптимального налога (налога Пигу) на загрязнение.

Оптимальный налог (налог Пигу) на загрязнение
Обозначения: 1 — предельная чистая частная прибыль; 2 — предельные внешние издержки.

Очевидно, что уровень производства на предприятии будет стремиться к Qm, так как до этого показателя предприятие получает прибыль (точки на кривой предельной чистой прибыли 1 больше 0). Величина загрязнения при производстве Qm составит Zm. В условиях загрязнения для достижения общественно оптимального уровня производства на уровне Qs государство должно ввести налог, равный величине ущерба от загрязнения (кривая предельных экстернальных издержек 2). Уровень налога равен t, и он определяется точкой пересечения кривых предельной чистой прибыли и предельных внешних издержек. Теперь за каждую единицу произведенной «загрязняющей» продукции предприятие должно платить государству налог t. В том случае, если предприятие решит производить продукции больше общественно оптимального уровня (Qs), величина получаемой прибыли (линия 1) станет меньше налога t, и такой уровень производства будет убыточным для предприятия.

Тем самым введение налога на загрязнение создает у предприятия стимул держаться в «общественно приемлемых рамках» и сократить уровень производства до Qs, при котором достигается общественно оптимальный уровень загрязнения Zs.

Корректирующие налоги и субсидии не могут полностью решить проблемы, возникающие благодаря экстерналиям. Здесь имеется несколько причин:

1) в реальной практике довольно трудно точно измерить предельные издержки и выгоды;
2) размеры ущерба определяются в ходе юридических и политических дискуссий весьма приблизительно;
3) корректирующий налог, который платят производители продукции, характеризующейся отрицательными экстерналиями, отнюдь не всегда достигает поставленной цели.

Практические сложности введения оптимального корректирующего налога хорошо видны на примере загрязнения окружающей среды. С этой проблемой столкнулись многие страны. С точки зрения эффективности налог Пигу должен точно отражать экстернальные издержки от загрязнения. Практически это трудно осуществимо с точки зрения конкретных расчетов, и поэтому часто принимается ряд приблизительных решений. Введение оптимального налога на загрязнение сложно и в силу его значительной величины.

По некоторым оценкам имеющиеся в странах мира платежи за загрязнение, в том числе и в России, необходимо повысить в десятки, а может быть и в сотни раз, для получения величины налога Пигу.

Тем не менее введение в экономическую жизнь таких налогов и других экономических инструментов (платежи, продажа прав на загрязнение и пр.) необходимо для создания правильного экологосбалансированного поведения производителя в распределении инвестиций в природоохранные технологии через введение стимулов, воздействующих на эффективность его производства и защищающих интересы общества .

www.geoglobus.ru

Налоги Пигу и теорема Коуза

В качестве решения данной проблемы трансформации внешних эффектов А.С. Пигу предложил использовать корректирующие налоги и корректирующие субсидии.

«Налоги Пигу» – вмешательство правительства в экономику, связанное с налогообложением тех видов деятельности, которые порождают отрицательные внешние эффекты, и субсидированием отраслей, производящих положительные внешние эффекты.

Корректирующая субсидия – это платеж потребителям или производителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект. Такая субсидия предназначена для интернализации внешнего эффекта путем оказания такого понижающего воздействия на цену потребления товара, которое увеличит объем его выпуска до эффективного уровня.

Однако, введение корректирующих налогов и субсидий на практике затруднено многими обстоятельствами.

Например, контроль выбросов вредных веществ предполагает разработку сложного механизма оценки влияния тех или иных веществ на окружающую среду, способов измерения данного влияния и соотнесения с размером предельных внешних издержек. Влияния загрязнения окружающей среды в долгосрочном плане часто точно не известно.

Теорема Коуза

Связь между внешними эффектами и правами собственности может быть понята, если проанализировать, как внешние эффекты можно трансформировать во внутренние, когда издержки установления и торговли правами собственности равны нулю. В таких случаях внешние эффекты существовали бы до тех пор, пока велись бы споры об использовании ресурсов.

Правительственные органы могут способствовать достижению эффективности, просто устанавливая права собственности на ресурсы и разрабатывая механизм, позволяющий обменивать эти права при низких операционных издержках.

В теореме Коуза утверждается что при ничтожно малом уровне операционных издержек внешние эффекты могут быть интернализированы путем установления правительством прав собственности на ресурсы и разрешения свободно обменивать эти права.

Теорему Коуза можно проиллюстрировать на следующем примере.

По соседству на берегу реки расположены два завода: один производит безалкогольные напитки, используя для этого воду из реки, другой перерабатывает древесину, сбрасывая в реку отходы производства, объем которых прямо зависит от объема выпуска продукции данным производителем.

Налицо экстернальный эффект. Однако, согласно теории Коуза, данная проблема может быть решена без участия государства, а лишь посредством определенной договоренности сторон.

Согласно теореме Коуза, при сделке будет достигнуто эффективное размещение ресурсов, несмотря на первоначальное закрепление прав собственности.

Если взаимодействующие стороны могут заключить контракт друг с другом, то за внешний эффект может быть предложена плата, и сторона, которая имеет законное право контролировать внешний эффект, в своих действиях учтет ее влияние на контрагента. Единственное, на что влияет первоначальное закрепление прав, – это на распределение дохода обеих фирм.

Основные понятия.

Внешние эффекты, отрицательный внешний эффект, совокупные внешние издержки, предельные внешние издержки, предельные индивидуальные издержки, предельные общественные издержки, положительные внешние эффекты, предельная индивидуальная полезность, предельная внешняя полезность, совокупная внешняя полезность, «налоги Пигу», корректирующая субсидия, теорема Коуза.

studopedia.org

Корректирующие налоги и субсидии

Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных экономических механизмов и инструментов в охране окружающей среды, рассмотрим теоретические принципы установления налогов и платежей за загрязнение .

Как уже отмечалось, загрязнители окружающей среды, производящие негативные экстерналии, должны компенсировать связанный с этим ущерб обществу. Это можно осуществить при наложении на загрязнителя специального налога для исправления несовершенств рыночного механизма, интернализации экстерналий, введение которого теоретически обосновал А.Пигу (налог Пигу или Пигувианский налог). Здесь выделяются корректирующие налоги и субсидии.

Корректирующие налоги – это налог на выпуск благ, характеризующихся отрицательными экстерналиями, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных. В этом случае интернализация отрицательных внешних эффектов приводит к увеличению цены товара, порождающего этот эффект, и к снижению объема спроса на данный товар.

Корректирующая субсидия – это субсидия производителям или потребителям благ, характеризующихся положительными экстерналиями, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным. В этом случае интернализация положительных экстерналий должна привести к падению цены, уплачиваемой потребителем, что будет стимулировать рост потребления.

На схеме показано образование и величина оптимального налога (налога Пигу) на загрязнение.

Оптимальный налог (налог Пигу) на загрязнение
Обозначения: 1 — предельная чистая частная прибыль; 2 — предельные внешние издержки.

Очевидно, что уровень производства на предприятии будет стремиться к Qm, так как до этого показателя предприятие получает прибыль (точки на кривой предельной чистой прибыли 1 больше 0). Величина загрязнения при производстве Qm составит Zm. В условиях загрязнения для достижения общественно оптимального уровня производства на уровне Qs государство должно ввести налог, равный величине ущерба от загрязнения (кривая предельных экстернальных издержек 2). Уровень налога равен t, и он определяется точкой пересечения кривых предельной чистой прибыли и предельных внешних издержек. Теперь за каждую единицу произведенной «загрязняющей» продукции предприятие должно платить государству налог t. В том случае, если предприятие решит производить продукции больше общественно оптимального уровня (Qs), величина получаемой прибыли (линия 1) станет меньше налога t, и такой уровень производства будет убыточным для предприятия.

Тем самым введение налога на загрязнение создает у предприятия стимул держаться в «общественно приемлемых рамках» и сократить уровень производства до Qs, при котором достигается общественно оптимальный уровень загрязнения Zs.

Корректирующие налоги и субсидии не могут полностью решить проблемы, возникающие благодаря экстерналиям. Здесь имеется несколько причин:

1) в реальной практике довольно трудно точно измерить предельные издержки и выгоды;
2) размеры ущерба определяются в ходе юридических и политических дискуссий весьма приблизительно;
3) корректирующий налог, который платят производители продукции, характеризующейся отрицательными экстерналиями, отнюдь не всегда достигает поставленной цели.

Практические сложности введения оптимального корректирующего налога хорошо видны на примере загрязнения окружающей среды. С этой проблемой столкнулись многие страны. С точки зрения эффективности налог Пигу должен точно отражать экстернальные издержки от загрязнения. Практически это трудно осуществимо с точки зрения конкретных расчетов, и поэтому часто принимается ряд приблизительных решений. Введение оптимального налога на загрязнение сложно и в силу его значительной величины.

По некоторым оценкам имеющиеся в странах мира платежи за загрязнение, в том числе и в России, необходимо повысить в десятки, а может быть и в сотни раз, для получения величины налога Пигу.

Тем не менее введение в экономическую жизнь таких налогов и других экономических инструментов (платежи, продажа прав на загрязнение и пр.) необходимо для создания правильного экологосбалансированного поведения производителя в распределении инвестиций в природоохранные технологии через введение стимулов, воздействующих на эффективность его производства и защищающих интересы общества .

www.geoglobus.ru

34. Проблема национального дивиденда в экономической теории благосостояния А. Пигу.

Артур Пигу (1877–1959) – ученик А. Маршалла; после него воз­главлял кафедру политической экономии в Кембридже.

Национальный дивиденд, по Пигу, это «все то, что люди покупают на свои денежные доходы»; это показатель общественного благосо­стояния.

Благосостояние общества может быть увеличено, если доходы рас­пределяются более равномерно между членами общества. Перерас­пределение доходов соответствует принципу убывающей полезности. При перераспределении полезность для менее обеспеченных слоев возрастет в большей степени, чем она снизится для наиболее обеспе­ченных слоев.

А. Пигу исходит из того, что сам рынок (рыночная конкуренция) не в силах обеспечить оптимум общественного благосостояния. В одних случаях полезно регулировать цены; более низкие (льготные) цены будут способствовать расширению выпуска, а следовательно, росту благосостояния. В других случаях предлагается использовать субсидии, прогрессивную систему налогообложения.

В основу налоговых ставок закладывается принцип равенства пре­дельных жертв всех членов общества – принцип «наименьшей сово­купной жертвы». Для компенсации «внешних эффектов» государство должно использовать бюджетный механизм, т.е. выплачивать субси­дии пострадавшим от «эффекта».

Отличие «экономической теории благосостояния» Пигу от «опти­мума по Парето» состоит в том, что свободное функционирование ры­ночной конкуренции Пигу считает недостаточным условием для оп­тимизации общего благосостояния.

Работа Пигу положила начало теории распределения националь­ного дохода, выдвинула проблему сочетания экономических интере­сов частных лиц, фирм и общества.

Литература

Агапова И.И. История экономической мысли. – М.: ВиМ, 1997. – Лекция XII.

Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – М.: БЕК, 1996. – Гл. 5.

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. 4-е изд. – М.: Дело Лтд, 1994. – Гл.13.

История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Худокормова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – Ч. II, гл. 5.

Пигу А. Экономическая теория благосостояния. В 2 т. – М.: Прогресс, 1985.

Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. – М.: Прогресс, 1968. – Гл. V, разд. 3.

Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Владос, 1997. – Разд. VI.

www.bibliotekar.ru

Государственное регулирование внешних эффектов

Поскольку внешние эффекты существуют в экономике длительное время, к решению их проблем неизбежно привлекается государство. Выделают следующие формы государственного регулирования.

Административно-командные методы, которые сводятся к прямым запретам или требованиям выполнения экономическими субъектами определенных действий. Государственные органы устанавливают уровни предельно допустимых концентраций ПДК вредных и токсичных веществ и облекают их в виде административных приказов.

Однако административно-командные методы регулирования внешних эффектов не приводят к оптимальному размещению ресурсов.

Корректирующие налоги. Корректирующий налог (налог Пигу) — налог на выпуск товаров или услуг, который поднимает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к сокращению производства.

Налог Пигу устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции:

где Т — размер корректирующего налога; МЕС — предельные внешние издержки.

Тогда МРВ + Т = MSC, и кривая предельных индивидуальных издержек с учетом налога Пигу совпадает с кривой предельных общественных издержек, что ведет к уменьшению выпуска продукции с отрицательными внешними эффектами до оптимального уровня (рис. 51.1).

Корректирующие субсидии

Корректирующие субсидии — это платеж потребителям или производителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект. Такие субсидии предназначены для интернализации внешнего эффекта посредством оказания такого понижающего воздействия на цену потребления товара, которое увеличит объем его производства до эффективного уровня.

Корректирующая субсидия устанавливается в размере, равном предельной внешней полезности на каждую единицу выпускаемой продукции с положительным внешним эффектом:

где Ср — размер корректирующей субсидии; МЕВ — предельная внешняя полезность.

Тогда МРВ + G = MSB, и кривая предельной индивидуальной полезности с учетом такой субсидии будет совпадать с кривой предельной общественной полезности, что приведет к увеличению выпуска продукции с позитивными внешними эффектами до эффективного с позиции размещения ресурсов уровня: Qq = Qp (рис. 51.2).

Если корректирующий налог увеличивает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к повышению цены, то корректирующая ссуда, увеличивая предельную индивидуальную полезность до уровня предельной общественной полезности, приводит к понижению цены.

Корректирующие налоги и субсидии могут быть использованы для достижения эффективности производства. И чтобы ввести эти налоги, требуется установить внешний эффект и определить предельные издержки третьих лиц, связанные с данным эффектом.

Создание рынков прав на загрязнение

Проблема создания прав собственности — одна из важнейших сфер функционирования государства. Установление прав собственности особенно актуально там, где они ранее отсутствовали. Это даст возможность создать новые рынки и подключить под контролем государства рыночный механизм к реализации вопросов внешних эффектов.

Отрицательные внешние эффекты зарождаются вследствие конкуренции между различными вариантами использования ресурсов в случае, если права собственности на каждый из этих вариантов еще не закреплены. При отрицательном внешнем эффекте дискуссионный вопрос состоит в следующем: имеют ли право продавцы и покупатели перекладывать издержки на третьих лиц? Имеют ли право производители сбрасывать отходы в реки без уплаты за приобретение такого права?

Поскольку право собственности на реку не установлено, фирмы могут сбрасывать в нее отходы бесплатно. Граждане, которым наносится ущерб в результате сброса отходов, претендуют на использование реки в альтернативных целях. Для интернализации внешнего эффекта нужно установить права собственности на ресурсы. Будучи установленными, эти права могут быть проданы. Правительство, принимая закон о гарантиях граждан на незагрязненную реку, тем самым запрещает сброс отходов.

При положительном внешнем эффекте права собственности тех, кто приносит выгоду третьим лицам, не установлены. Экономические субъекты, доставляющие полезность третьим лицам, не имеют возможности получить за это плату, что приводит к недопроизводству товаров и услуг. При интернализации (трансформации внешних эффектов во внутренние) положительного внешнего эффекта принимаются меры для того, чтобы третьи лица платили тем, кто приносит им полезность.

Государство, устанавливая определенный допустимый объем загрязнения, тем самым определяет фиксированный объем предложения прав на загрязнения. Рыночная цена определяется с учетом спроса на загрязнения. Экономические субъекты, для которых эта цена будет выше издержек на снижение либо ликвидацию вредных выбросов, очевидно, не купят такую лицензию, а будут осуществлять сравнительно дешевые меры.

Эффект предоставления рыночных лицензий на сброс отходов показан на рис. 51.3 (выброс отходов в тоннах), на котором видно, что равновесие наступит тогда, когда предельные издержки, нацеленные на борьбу с загрязнением, сравняются для всех потенциальных источников загрязнения. Равновесная цена лицензии определится точкой пересечения кривых спроса и предложения (в нашем примере эта цена составляет 50 руб.). Если количество предоставленных лицензий будет соответствовать величине, определяемой точкой пересечения кривых спроса и предельных общественных издержек загрязнения, то будет достигнут оптимальный уровень загрязнения окружающей среды.

www.inventech.ru

Налог Пигу

Налог Пигу — налог на выпуск товаров или услуг, который поднимает предельные издержки частных производителей (этих товаров или услуг) до уровня предельно допустимых общественных издержек. Взимается с производителей отрицательных внешних эффектов, что приводит к сокращению производства.

Введён А.Пигу , английским экономистом, представителем кембриджской школы. Он показал, что при попытке устранения социально значимых внешних эффектов рыночная экономика обнаруживает свои «провалы» или «фиаско», поскольку данные эффекты не имеют для неё денежной меры оценки. Для разрешения конфликтов, вызываемых экстерналиями, Пигу была обоснована необходимость государственного вмешательства и принятия специального налога для тех, кто порождает внешние эффекты.

Внешние эффекты — результат воздействия одного экономического субъекта на другие, не учитываемый в условиях сделок на рынке. Другими словами, это затраты и выгоды, не включенные в цену товара. Внешние эффекты подразделяются на отрицательные, связанные с внешними затратами ( англ. external costs ), и на положительные, связанные с внешними выгодами ( англ. external benefits ). Внешние эффекты могут создаваться как при производстве (например, в случае выпуска продукции предприятием-загрязнителем), так и при потреблении (например, в случае мешающей соседям громкой музыки).

Появление внешних эффектов означает различие в оценке экономической ситуации с двух точек зрения — частной, учитывающей только интересы участников рыночной сделки, и общественной, или социальной, учитывающей интересы всех экономических субъектов, в том числе и третьих лиц.

В основном, сегодня — это налоги на выбросы загрязняющих веществ, утилизационные налоги, а также акцизы на сигареты, бензин, сборы за парковку, въезд в центр города.

Пример. Предположим, что завод сбрасывают в реку по 500 т ядовитых отходов ежегодно. Государство решает, что необходимо снизить объем выбросов, и рассматривает два возможных решения.

1. Регулирование. Заводу предписывается сократить объем отходов до 250 т в год.

2. Вводится новый налог Пигу в размере 50 тыс. долларов за каждую тонну выбросов.

В первом случае государство диктует субъектам рынка свои условия, а во втором — экономически стимулирует владельцев заводов к сокращению уровня выбросов. Если налог достаточно высок, завод может либо полностью прекратить свою деятельность либо, изменив производственные процессы или построив очистные сооружения, свести ядовитые выбросы к требуемому уровню.

  • ограничение экономического паразитизма:

деятельности биржевых спекулянтов, предельной нормы ростовщических процентов банков,

занимающихся выкачиванием доходов из сфер реальной экономики;

  • ограничение рекламы потреблятства в средствах массовой информации;
  • дополнительное обложение предметов и услуг статусного потребления,

Производство Внешние эффекты и их регулирование. Налог и субсидия Пигу просмотров — 28

В тех случаях, когда рынок не в состоянии эффективно решить проблему распределœения, на помощь рыночному механизму приходит государство. Только оно обладает механизмом общественного перерас­пределœения ресурсов через государственный бюджет. В случае если за устране­ние отрицательных экстерналий берется государство, оно может дей­ствовать двумя способами. В первую очередь, облагать создателœей негативных внешних эффектов корректирующими налогами. Во-вторых, разрабо­тать нормы допустимого воздействия на внешнюю среду, экологиче­ские стандарты либо напрямую обязать фирмы применять очиститель­ные сооружения и технологии, использовать относительно чистые, незагрязняющие способы производства и т.д. В противном случае при­меняется система штрафов или процедура закрытия предприятия. Корректирующие налоги и штрафы действуют в одинаковом направле­нии: выплачивая их, фирма увеличивает свои издержки, что заставляет ее сократить чрезмерный выпуск продукции (сократить предложение) до общественно крайне важного уровня189.

Рассмотрим такой способ решения проблемы отрицательных внешних эффектов, как установление налога на каждую единицу про­дукции предприятия, создающего отрицательные внешние эффекты. Налог такого типа получил название налога Пигу. Налог Пигу — налог, призванный отвратить от производства (или потребления) благ, созда­ющих внешние издержки (рис. 98).

Рис. 98. Налог Пигу на производителя

Ставка налога Пигу (t) равна внешним издержкам при обществен­но оптимальном объеме выпуска (Q*). Введение налога на предпри­ятия приводит к сдвигу исходной кривой предложения S в положение МС + t.

Этот налог побудит предприятие учитывать внешние издержки (МЕС) и ограничивать прибылемаксимизирующий выпуск обществен­но оптимальным уровнем. При этом на практике это сделать бывает не­просто: внешние издержки изменяются с объемом выпуска (линия MSC не параллельна линии S). Общая величина налога равна площади треугольника ABG190.

Тех, чья деятельность порождает положительные экстерналии, государство должно стимулировать. Причем стимулы государства сле­дует рассматривать не как вознаграждение, а как компенсацию недо­полученной полезности. Ведь в случае положительных экстерналий часть полезности производителя безвозмездно переходит на третьих лиц. Инструмент, решающий проблему положительных экстерналий, — стимулирующие субсидии от государства. Такие субсидии компенси­руют фирмам недополученную выгоду, полезность. В ответ фирмы расширяют свою деятельность до общественно крайне важного уровня. Аналогичное воздействие на создателœей положительных экстерналий оказывают и налоговые льготы191.

На рис. 99 изображена субсидия Пигу в ситуации положительного внешнего эффекта. В данном случае субсидия выплачивается потреби­телю.

Рис. 99. Субсидия Пигу

Субсидия Пигу — субсидия, призванная стимулировать производ­ство (или потребление) благ, приносящее внешние выгоды.

До введения субсидии рыночное равновесие было в точке Е. Пусть предельные внешние выгоды постоянны и введена корректирующая субсидия S = MEB. Это приведет к увеличению спроса на благо, что, в свою очередь, вызовет рост объема производства и цены. Новое равно­весие соответствует точке B, и количество производимого блага будет эффективным.

Налоги и субсидии Пигу интернализуют внешние эффекты, делая их частью процесса индивидуального выбора. Интернализация — соз­дание ситуации, при которой внешний эффект входит в процесс инди­видуального выбора производителя или потребителя192.

95. Распределœение и перераспределœение доходов:

Похожие статьи