Закон для васРазноеНа что может быть выделена субсидия казенному предприятию

На что может быть выделена субсидия казенному предприятию

Нет времени читать? Сохрани

Юридическая правовая оценка

Муниципальное казенное предприятие имеет просроченную кредиторскую задолженность (за теплоснабжение) самостоятельно заплатить возможности нет. В связи с этим предприятие обратилось к учредителю (муниципалитету) с просьбой о выделении субсидии на погашение кредиторской задолженности. На сколько это законно? Если да, то какими нормативными актами это предусмотрено? Если кредитор подаст в суд, то как привлечь муниципалитет к субсидиарной ответственности?

Субсидия казенному предприятию — юридическая консультация

дается практикующими юристами, имеющими практический опыт по аналогичным ситуациям. По возможности, будьте готовы ответить на дополнительные вопросы специалиста и/или направить необходимые документы для анализа. В противном случае консультация будет дана на основе указанной в вопросе информации и иметь более предположительный характер.

Уважаемый пользователь, Ваш вопрос передан консультанту, ответ готовится и будет предоставлен в ближайшее время.

Consjurist.Ru — 2017-07-25 11:00:01

Здравствуйте, Андрей!

Быстро ответить  на поставленный Вами  вопрос затруднительно в определённой степени, так как он содержит в себе несколько вопросов, соответственно, увеличиваются временные затраты на ответы, которые готовятся.

Задайте уточняющий вопрос в специальной форме ниже, если Вы считаете ответ неполным. Мы ответим на ваш вопрос в ближайшее время.

Здравствуйте Андрей!

При создании муниципального казенного учреждения (МКУ), муниципалитет выступает Учредителем, определяет виды и объем работ, предоставляет помещение, оборудует его средствами коммуникации,  формирует штатное расписание и определяет на каждый рабочий год муниципальное задание.

Просчитывая затраты на функционирование и  содержание МКУ, определяется сумма, которая закладывается в районный бюджет. Все средства носят целевой характер и имеют финансовое  назначение по заключенным договорам на финансовый год.

Если Вы  своевременно оформляли все документы, подавали финансовую заявку, при этом финансирования не происходило, а лишь приводило к образованию кредиторской задолженности, Вы имеете право обратиться в прокуратуру за защитой прав МКУ.

Нарушены права МКУ по следующим позициям:

— несвоевременное финансирование заявок;
— искуственое создание кредиторской задолженности;
— невозможность в полном объеме выполнять муниципальное задание.

Если, заявление все же будет подано в суд  кредитором, то привлечение муниципалитета будет по выше перисленным позициям на основании Устава, где прописан порядок финансирования, Документа об учетной политике МКУ и раздела из муниципального бюджета о способах и размерах средств, предоставленных для содержания МКУ.

С Вашей стороны главное — наличие  договоров, зарегистрированых в фин. органе, а также своевременно поданная туда финансовая заявка.

Рекомендую Вам, подать письменное обращение на имя главы муниципалитета, в котором проинформируете о сложившейся кредиторской задолженности и попросите довести до Вас сроки её устранения.

Это письмо и ответ, будут являться тем фактом, что имеются нарушения в полноценном функционировании МКУ по вине Учредителя.

Искренне желаю Вам удачи!

Ольга , Спасибо за ответ. Вопрос про предприятие, а не учреждение. Это разные формы. Казенное предприятие- это коммерческий вид, учреждение- это бюджетный вид.

Андрей — 2017-07-25 12:11:16

Андрей

 Тогда уточните, какой вид и источник финансирования?

Так как любое учреждение или предприятие, если оно является муниципальным, должно получать муниципальное задание .

Ольга , Это вы так думаете, задания получают только учреждения. Предприятия по сути своей задания получать не могут, а занимаются уставной деятельностью. Зарабатывают деньги оказывая услуги, выполняя работы. Муниципальное это обозначение собственника предприятия и все.

Андрей — 2017-07-25 12:58:57

Андрей, позвольте с Вами не совсем согласиться, так как Казённое предприятие – это юридическое лицо, которое осуществляет оперативное управление вверенными ему материальными ценностями.

В юридических изданиях казённое предприятие называется также (а не только) предпринимательским учреждением.

С одной стороны, казенное предприятие – коммерческая организация. Это объясняется целью его создания. Оно образуется в первую очередь для предоставления определённых услуг, производства работ или выпуска продукции.

Однако, наряду с изложенным выше, большая часть затрат на ведение деятельности покрывается из бюджета. Кроме этого, в качестве основных заказчиков казённого предприятия выступают органы государственной власти.

Андрей

Ваше разъясниение принято и рассмотрено. Спасибо Вам за обращение к нам!

  • Напишите
    вопрос
  • 2Нажмите
    задать вопрос
  • 3Ожидайте
    ответа

Ищите ответ на вопрос?

На Consjurist.ru вы можете быстро получить консультацию юриста онлайн или по телефону

Оставьте отзыв о нашем сервисе

Нам важно знать ваше мнение. Оставьте отзыв о нашем сервисе

Анатолий Иванович

Юрист онлайн

Быстро отвечает

Время ответа ~ 60 минут

Связаться

Ольга Викторовна

Юрист онлайн

Быстро отвечает

Время ответа ~ 60 минут

Связаться

Ольга Ивановна

Юрист-бухгалтер онлайн

Быстро отвечает

Время ответа ~ 60 минут

Связаться

Юлия Юрьевна

Юрист-бухгалтер онлайн

Быстро отвечает

Время ответа ~ 60 минут

Связаться

Сергей Николаевич

Юрист онлайн

Быстро отвечает

Время ответа ~ 60 минут

Связаться

УДК 336.02

О.В. Ахалкаци, канд. экон. наук, доцент кафедры «Финансы и менеджмент», olaxalkazi@mail.ru, (Россия, Тула, ТулГУ);

М.Ю. Орехов, аспирант кафедры «Финансы и менеджмент», (Россия, Тула, ТулГУ)

ЦЕЛЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ КАЗЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Раскрываются проблемы, связанные с субсидированием муниципальных казенных предприятий и отражением затрат, связанных с использованием полученных средств.

Ключевые слова: субсидии, казенное предприятие, операционная деятельность, затраты.

Одной из форм государственного предпринимательства являются казенные предприятия. «Казенными» называются предприятия (заводы, фабрики, хозяйства), принадлежащие «казне», т. е. государственные предприятия.

Они находятся под прямым государственным управлением по вопросам производства (директивное планирование, задания), политики цен, финансов, материального стимулирования персонала. Казенные предприятия не вправе отказаться от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. Соответственно они обязаны заключать конкретные договоры с организациями-потребителями товаров или услуг. Имущество казенного предприятия закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Одновременно государство принимает на себя ответственность по обязательствам этой категории предприятий и оказывает им необходимую финансовую помощь, защищает от банкротства, предоставляет льготы по госзакупкам и др. Следовательно, рассматриваемые предприятия представляют собой фактически бюджетные организации и исключаются из рыночной системы ведения хозяйства, хотя и испытывают определенное ее влияние.

Нормальное функционирование казенных предприятий поддерживается жесткой дисциплинарной ответственностью, но едва ли они смогут претендовать на достаточно высокую экономическую эффективность. Расходы по их содержанию составят весомую часть государственного бюджета.

В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ста-

тьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях возмещения затрат или компенсации недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в соответствии с уставной деятельностью казенного предприятия для решения вопросов местного значения предоставляются субсидии.

Предоставление субсидии осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе за счет средств бюджета города Тулы по соответствующим разделам, подразделам и целевым статьям бюджетной классификации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до главного распорядителя бюджетных средств.

Субсидия предоставляется казенному предприятию ежемесячно путем перечисления денежных средств с лицевого счета главного распорядителя бюджетных средств на расчетный счет казенного предприятия в пределах, если иное не предусмотрено настоящим Порядком, фактически произведенных казенным предприятием расходов на цели.

В результате принятого Решения от 22 декабря 2011 г. «О бюджете муниципального образования город Тула на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» установлено, что в 2012 г. из бюджета города Тулы предоставляются следующие субсидии:

— предприятиям-поставщикам жилищно-коммунальных услуг и предприятиям-балансодержателям жилищного фонда — на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией решения Тульской городской Думы от 28 сентября 2011 г. № 32/642 «О списании безнадежной к взысканию задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг»;

— муниципальному казенному предприятию — на возмещение затрат, связанных с выполнением задания по содержанию средств наружного освещения, часовых установок и праздничных световых конструкций;

— муниципальным казенным предприятиям — на возмещение затрат, связанных с выполнением задания по организации благоустройства и дорожной деятельности.

Для получения субсидии казенное предприятие представляет в уполномоченный орган документы в соответствии с Соглашением.

Уполномоченный орган осуществляет проверку полученных документов в течение пяти рабочих дней со дня их подачи.

При необходимости уполномоченный орган вправе запрашивать у казенного предприятия дополнительную информацию для проверки обоснованности расходов, проверять соответствие представленных расчетов документам бухгалтерского учета казенного предприятия.

По согласованию с уполномоченным органом расчеты суммы субсидии могут включать затраты казенного предприятия на производство (реализацию) товаров, выполнение работ, оказание услуг, планируемых к осуществлению в последующие отчетные периоды в пределах текущего фи-

нансового года. Указанные затраты исключаются из расчетов субсидий за соответствующие будущие отчетные периоды.

В случае несоблюдения казенным предприятием условий Соглашения и (или) нецелевого использования субсидии уполномоченный орган вправе потребовать от казенного предприятия возврата субсидии в полном объеме или в объеме средств, израсходованных не по целевому назначению.

Однако основные характеристики бюджета муниципального образования город Тула на 2012 г., а именно:

1) общий объем доходов бюджета города в сумме 6 833 449,1 тыс.

руб.;

2) общий объем расходов бюджета города в сумме 7 412 494,3 тыс.

руб.;

3) предельный размер дефицита бюджета города на 2012 г. в сумме 579 045,2 тыс. руб., или 11,3 % утвержденного общего годового объема доходов бюджета города свидетельствуют об определенных трудностях в получении адекватной суммы субсидии казенными предприятиями. Ряд трудностей возникает и при соотнесениие субсидий со связанными с ними затратами.

При признании в финансовой отчетности затрат, связанных с субсидированной операционной деятельностью, применяется метод доходов, в соответствии с которым субсидии признаются в качестве доходов в течение одного или нескольких периодов, поскольку:

— государственные субсидии представляют собой поступления из источника, отличного от акционеров, они не должны относиться непосредственно на капитал акционеров, а должны признаваться в качестве дохода в соответствующих периодах;

— государственные субсидии редко бывают безвозмездными. Предприятие получает их за счет соблюдения определенных условий и выполнения предусмотренных обязательств. Таким образом, их следует признавать в качестве дохода и соотносить с соответствующими затратами, которые предполагается компенсировать за счет субсидии;

— налог на прибыль и прочие налоги являются начислениями против дохода, логично учитывать государственные субсидии, которые являются продолжением налоговой политики, также в отчете о прибылях и убытках.

Субсидии признаются в финансовой отчетности в составе доходов на регулярной основе, соотносящей их с соответствующими затратами, которые будут в последствии компенсированы за счет субсидии. Отражение доходов на основе поступлений, что не соответствует допущению об учете по методу начисления, допустимо только в том случае, когда отсутствуют основания для отнесения субсидии на периоды, отличные от периода, в котором она была получена.

МСФО 20 предусматривает, что в большинстве случаев периоды, в течение которых предприятие признает затраты или расходы, связанные с государственными субсидиями, могут быть легко определены, и, таким образом, субсидии при признании конкретных расходов отражаются в качестве доходов в том же периоде, что и соответствующие расходы.

Субсидии, связанные с амортизируемыми активами, обычно отражаются в качестве дохода в течение периодов начисления амортизации на эти активы, пропорционально таким амортизационным отчислениям. Субсидии, связанные с неамортизируемыми активами, также могут потребовать исполнения определенных обязательств, и в таком случае они будут отражаться в качестве доходов в течение периодов, когда понесены затраты на исполнение таких обязательств.

МСФО 20 признает, что субсидии могут быть получены в составе пакета финансовой или налоговой помощи, которая предоставляется при соблюдении ряда условий. В таких случаях стандарт указывает, что требуется осторожность при определении условий, ведущих к возникновению затрат и расходов, которые определяют периоды, по которым будет распределяться субсидия. Возможно, правильно было бы признать часть субсидии в качестве дохода на одной основе, а часть — на другой.

Когда субсидия связана с расходами или убытками, которые уже были понесены, либо с предоставлением немедленной финансовой поддержки предприятию без будущих связанных с этим затрат, то субсидию следует признать в составе доходов, когда она характеризуется как подлежащая получению. Если такая субсидия отражается в составе доходов за период, в котором она стала подлежать получению, то предприятию следует раскрыть информацию о ее влиянии на финансовую отчетность, чтобы обеспечить его полное понимание.

Покупка активов и получение соответствующих субсидий может привести к серьезным изменениям в денежных потоках предприятия. Поэтому такие изменения часто раскрываются как отдельные статьи в отчете о движении денежных средств независимо от того, вычтена ли субсидия из стоимости соответствующего актива для целей отражения в отчете о финансовом положении.

Субсидии, относящиеся к доходам, следует представлять как:

— доход в отчете о прибылях и убытках, отдельно или под общим заголовком, таким как «прочие доходы»;

— вычет при представлении соответствующих расходов.

Помимо раскрытия информации, указанной выше, в отношении тех форм государственной помощи, которые исключаются из определения государственных субсидий, значение выгод может быть таким, что раскрытие информации о характере, размере и длительности помощи необходимо для того, чтобы финансовая отчетность не вводила в заблуждение.

О.V. Akhalkatsi, M.J. Orechov

Target financing of the Municipal State enterprises of Tula region The problems connected with subsidizing of the municipal state enterprises and reflection of expenses, the received means connected with use reveal.

Key terms: subsidies, state enterprise, operating activities, expenses.

УДК :339.187.62

С.Л. Андреев, аспирант, grey17@bk.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ ЛИЗИНГОВОЙ КОМПАНИИ

Выделяются субъекты лизинговых отношений. Рассматриваются риски, характерные для деятельности лизинговой компании, и направления их минимизации.

Ключевые слова: лизинг, риск.

Лизинг (англ. leasing — аренда) — долгосрочная аренда (на срок от 6 месяцев до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором. Лизинг осуществляется на основе долгосрочного договора между лизинговой компанией (лизингодателем), приобретающей предмет лизинга за свой счет и сдающей его в аренду на несколько лет, и арендатором (лизингополучателем), который постепенно вносит арендную плату за использование лизингового имущества. После истечения срока действия договора арендатор либо возвращает имущество лизинговой компании, либо продлевает срок действия договора (заключает новый договор), либо выкупает имущество по остаточной стоимости .

Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т. д. Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций. При этом лизинг затрагивает финансовые интересы большого количества хозяйствующих субъектов, участников сделок, принимает различные формы и виды, что проявляется в многообразии параметров лизинговых отношений, и в том числе диффе-ренцированности рисковой составляющей лизинга.

Справка

Вопрос: Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации образовано федеральное казенное предприятие.

Вышеуказанному предприятию предоставлена субсидия на покрытие расходов, равная разности между доходами и расходами, предусмотренными сметой доходов и расходов, включая погашение кредиторской задолженности. Кредиторская задолженность была передана предприятию при создании, путем реорганизации унитарного предприятия в виде вступительных остатков.

Часть субсидии была направлена на погашение кредиторской Задолженности (расходы, отнесенные на себестоимость, не возникли, т.к. ранее были отражены в балансе реорганизованного ФГУП — предприятия, из которого путем выделения было образовано ФКП).

Просим дать разъяснения по следующим вопросам:

1. Пунктом 13 Правил создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2007 N 872, установлено, что при недостаточности доходов предприятия для покрытия расходов, предусмотренных утвержденной уполномоченным органом сметой доходов и расходов, уполномоченный орган осуществляет в установленном порядке финансирование целевых расходов, связанных с функционированием предприятия. Данные Правила не раскрывают экономическое содержание понятий «доходов» и «расходов».

В этой связи просим разъяснить экономическое содержание и применение используемых в указанных Правилах понятий «доходов» и «расходов», имея в виду методы формирования их показателей на основании учетных данных казенных предприятий, а именно следует ли при формировании данных показателей использовать:

1) метод начисления, руководствуясь положениями ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации» и ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»;

2) или допустимо использовать показатели фактического движения денежных средств по аналогии с формированием смет учреждений?

При этом необходимо учитывать, что в первом случае в виду плановой убыточности основной деятельности ФКП, находящегося в ведении Росавиации, и его крайне низкой технической оснащенности на момент создания субсидия, предоставляемая в связи с недостаточностью доходов для покрытия расходов, фактически будет покрывать только бухгалтерский убыток. В таком случае ФКП будет лишено инвестиционных возможностей для технического развития, в частности, финансовых возможностей для выполнения сертификационных требований соответствующих федеральных авиационных правил.

Во втором случае часть субсидии в рамках утвержденной сметы доходов и расходов предоставляется целевым образом на приобретение нормативно необходимых ФКП основных средств;

2. Следует ли при формировании вступительного баланса создаваемого ФКП отражать кредиторскую задолженность, переданную по разделительному балансу, как убыток прошлых лет образованного ФКП?

3. Следует ли считать полученную субсидию целевым финансированием, при условии расходования субсидии на цели, предусмотренные договором о предоставлении субсидии и утвержденной сметой доходов и расходов?

4. Правомерно ли применение подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налогооблагаемой базы налога на прибыль в части определения доходов при получении ФКП указанной субсидии, включая кредиторскую задолженность?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно — тарифной политики рассмотрел письмо от 19.05.2011 N 6.12-983 и по вопросу учета в целях налогообложения прибыли организаций субсидий, выделяемых федеральному казенному предприятию для возмещения затрат при недостаточности доходов для покрытия его расходов, сообщает следующее.

Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, приведен в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.

Указанные средства и имущество в целях налогообложения прибыли не признаются средствами целевого финансирования или целевыми поступлениями, исчерпывающий перечень которых приведен в подпункте 14 пункта 1 и пункте 2 статьи 251 НК РФ, а освобождаются от налогообложения налогом на прибыль организаций по самостоятельному основанию.

При этом положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ применяются только в том случае, если средства и иное имущество получаются унитарным предприятием на безвозмездной основе. В случае, если денежные средства или иное имущество передаются унитарному предприятию в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, данные доходы подлежат включению в состав доходов от реализации.

Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг регламентировано статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -БК РФ).

Пунктом 1 статьи 78 БК РФ установлено, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Случаи и порядок предоставления субсидий юридическим лицам, в том числе унитарным предприятиям, устанавливаются законом (решением) о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами исполнительных органов власти (пункт 2 статьи 78 БК РФ).

Из изложенного следует, что если средства унитарному предприятию выделяются собственником имущества этого предприятия или уполномоченным им органом не в рамках государственных контрактов (договоров) в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, то указанные средства не учитываются унитарным предприятием на основании подпункта 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

В случае получения унитарным предприятием средств в рамках исполнения государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) указанные средства подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, установленном главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Кроме этого, положениями подпункта 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.

Из положений данной нормы следует, что в целях налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов не только при их списании, но и в случаях уменьшения иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.

По вопросу уменьшения сумм кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов иным образом, полагаем, что данная норма распространяется на случаи погашения налогоплательщиком указанной задолженности за счет субсидий, выделенных на эти цели унитарным предприятиям в соответствии с решением Правительства Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, считаем, что унитарные предприятия, получившие субсидии из федерального бюджета на основании постановления Правительства Российской на погашение задолженности по уплате налогов и сборов, вправе не учитывать их для целей налогообложения прибыли на основании подпункта 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

При этом обращаем внимание, что согласно положению пункта 33 статьи 270 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются расходы в виде сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней, в случае если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в состав расходов, при списании кредиторской задолженности налогоплательщика по этим налогам в соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Следовательно, ранее включенные организацией в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке налоги, сборы и иные обязательные платежи, на уплату которых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации выделяются субсидии, подлежат включению в состав внереализационных доходов.

Одновременно сообщаем, что направляемое письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

ВрИО директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 августа 2011 г. N 03-03-05/88

Текст письма официально опубликован не был

Федеральному казенному предприятию могут предоставляться субсидии для покрытия его расходов при недостаточности доходов.

Если средства выделены собственником имущества предприятия или уполномоченным им органом не в рамках госконтрактов (договоров) в оплату стоимости выполненных работ (оказанных услуг), то они не учитываются при налогообложении прибыли.

В случае, когда средства предоставляются в рамках госконтрактов (договоров) на выполнение работ (оказание услуг), они включаются в доходы.

Субсидии, предоставляемые унитарным предприятиям по решению Правительства РФ на погашение задолженности по обязательным платежам, не учитываются при налогообложении прибыли.

При этом указанные обязательные платежи, ранее включенные в состав прочих расходов, должны быть учтены как внереализационный доход.

Как муниципальному унитарному предприятию получить субсидию, может ли учредитель оказать финансовую помощь организации и каким образом объяснит статья.

Вопрос: Муниципальное казенное предприятие находится в трудном финансовом положении. Учредителем является Администрация района. Может ли учредитель оказать финансовую помощь (субсидию)? Если может, то в каком виде и для каких целей? 

Ответ: Муниципальному унитарному предприятию может быть предоставлена субсидия из бюджета муниципального образования по ст. 78 БК РФ при условии, что расходы на указанную субсидию предусмотрены в законе (решении) о бюджете. Кроме того, в муниципальном образовании должны быть приняты нормативно-правовые акты, в которых определены получатели и условия предоставления указанных субсидий.

Субсидии предоставляются в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии выделяются в денежной форме.

 Бюджетный кодекс РФ

Статья 78. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

1. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

2. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6-8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации — в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов — в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) из местного бюджета — в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

3. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;505

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);2

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

 Письмо Минфина России от 13.03.2012 № 02-03-06/797

О возможности оказания финансовой помощи муниципальному унитарному предприятию для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности предприятия

Согласно положениям статьи 31 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника.
При этом в соответствии с положениями статьи 2 указанного федерального закона права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования — соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
В целях реализации указанных норм, по мнению Департамента, муниципальному унитарному предприятию может быть предоставлена из местного бюджета субсидия в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).
Положения статьи 78 Кодекса определяют общие условия о предоставлении из местных бюджетов субсидий юридическим лицам, в том числе муниципальным унитарным предприятиям, на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, предусматривая норму решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации установить случаи и порядок предоставления субсидии юридическим лицам из местного бюджета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Кодекса нормативные (муниципальные) правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны устанавливать в том числе категории и (или) критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидии, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Таким образом, бюджетное законодательство Российской Федерации не препятствует возможности предоставления из местного бюджета субсидии муниципальному унитарному предприятию на софинансирование исполнения денежных обязательств и обязательных платежей по восстановлению платежеспособности, если в местном бюджете будут предусмотрены соответствующие бюджетные ассигнования на указанные цели, а муниципальным правовым актом будут определены указанные получатели субсидий.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что в соответствии с положениями статьи 83 Кодекса выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

 Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ

О государственных и муниципальных унитарных предприятиях

«Статья 2. Унитарное предприятие

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарныхпредприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также — государственное предприятие), муниципальное предприятие;
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также — казенное предприятие)».

Похожие статьи