Закон для васЛьготыЛьготы военнослужащим на получение земельного участка

Льготы военнослужащим на получение земельного участка

Нет времени читать? Сохрани

​Действующим военным законодательством определено, что офицеры (мичманы или прапорщики) во время службы имеют право принимать участие или в специализированных жилищных кооперативах, которые создаются для обеспечения граждан жильем, или получать в первоочередном порядке участки земли для строительства на них отдельных домов в целях дальнейшего проживания либо ведения фермерского хозяйства. Подобным правом также могут воспользоваться и те граждане, служба которых проходит либо за пределами Российского государства, либо в неблагоприятных условиях (по климатическим или экологическим показателям).

Положен ли военнослужащему земельный участок? Чтобы  военнослужащий, уволенный в запас, мог претендовать на получение земельного надела, основанием для прекращения действия его контракта должно служить либо достижение им определенного возраста, либо осуществление в воинской части мероприятий по изменению штатной численности, либо существенное ухудшение его состояния здоровья. В подобных случаях участок предоставляется как в той местности, в которой офицер (мичман или прапорщик) проходил службу, так и в ином выбранном им месте.

Особенности получения гражданином, проходящим службу по контракту, земельного участка на безвозмездной основе

Как военнослужащему получить земельный участок бесплатно? Военнослужащий может претендовать на получение земельной площади для возведения отдельного жилого дома или основания подсобного сельского хозяйства бесплатно в случае выполнения обязательных требований, предусмотренных законодательством:

  1. офицеру (мичману или прапорщику) может быть предоставлен только такой участок земли, на котором в соответствии с утвержденным градостроительным планом разрешено осуществление вышеуказанных действий;
  2. офицеру (мичману или прапорщику) органом местного самоуправления ранее не был предоставлен участок земли, предназначенный для строительства отдельного дома (для проживания в нем) или осуществления сельскохозяйственных работ;
  3. продолжительность военной службы  офицера (мичмана или прапорщика), изъявившего желание получить земельный участок, не должна быть меньше пятнадцати лет (в календарном исчислении).

Порядок бесплатного получения военнослужащим участка земли, предназначенного для индивидуального строительства

Получению офицером (мичманом или прапорщиком) земли предшествует процедура проведения обязательных кадастровых работ для выделения на общем земельном плане муниципалитета предоставленного ему участка, которая состоит из следующих этапов:

  1. Если вопрос о местонахождения земельного участка с администрацией был решен, то военнослужащему необходимо подготовить заявление, которое должно содержать ходатайство о предоставлении земли, пояснения о целевом назначении участка, а также информацию о его размерах. Если данная земля уже имеет определенное функциональное значение, то дополнительным требованием, предъявляемым к заявлению, является включение в него обязательства о том, что предназначение участка не будет изменено.

В действующем земельном законодательстве отсутствует специально разработанный бланк данного заявления, поэтому составляется оно в произвольной форме. Как правило, территориальные государственные учреждения, занимающиеся такими вопросами, разрабатывают собственные формы подобных документов, которые следует применять в качестве образца.

К заявлению дополнительно прикладываются документы:

  • доказывающие наличие у гражданина, проходящего службу по контракту, льготы на получение участка земли (например, копию военного билета);
  • удостоверяющие отсутствие иного участка земли, предоставленного для возведения отдельного дома (для проживания в нем) или для ведения подсобного хозяйства.
  1. Офицером (мичманом или прапорщиком) на предоставляемый участок должен быть оформлен кадастровый план.
  2. Территориальное государственное учреждение, занимающееся вопросами оформления земельных участков, должно оповестить собственников (или арендаторов) участков, находящихся по соседству, о том, что данная земля будет предоставлена гражданину, проходящему службу по контракту, для строительства отдельного жилого дома или ведения фермерского хозяйства.
  3. Офицером (мичманом или прапорщиком) должно быть подготовлено ходатайство (заявление) о проведении проверки находящихся на земельном участке коммуникаций в целях получения разрешения соответствующих должностных лиц на осуществление строительных работ. После получения согласования на плане данного земельного участка должна быть сделана отметка о наличии элемента государственной инфраструктуры в пределах его территории.
  4. Военнослужащий совместно с представителем администрации должен оформить акт, содержащий информацию о предоставлении выбранного участка земли для строительства индивидуального жилого дома.
  5. Специалист по кадастровым вопросам должен подготовить соответствующее заключение в отношении получаемого военнослужащим земельного участка для постановки его на кадастровый учет.

Вышеописанная процедура требует колоссального количества времени для правильного оформления всех необходимых документов. Поэтому большинство специалистов рекомендуют выбирать такие земельные участки, которые уже включены в соответствующий перечень объектов, состоящих на кадастровом учете.

Предоставление военнослужащим земель военного ведомства, которые временно не используются

Офицеру (мичману или прапорщику) на безвозмездной основе может быть предоставлено право пользования земельным участком, ранее переданным военному ведомству, который временно не используется для обеспечения нужд государственной безопасности. При этом земля предоставляется исключительно для ведения сельского, фермерского или иного хозяйства, использовать подобные участки для строительства жилых домов запрещено.

Для получения земельного участка подобным образом военнослужащему необходимо направить заявление в соответствующее территориальное государственное учреждение (по месту нахождения участка), которое должно содержать:

  • ходатайство о предоставлении ему участка земли, который находится в ведении военного ведомства;
  • информацию о целях использования данного участка;
  • сведения о расположении земельного участка.

Если уполномоченным государственным учреждением будет принято положительное решение по вопросу предоставления военнослужащему земельного участка, то заключается договор о временном (на срок до пяти лет) предоставлении гражданину данной земли на безвозмездной основе.  

В силу изменившегося законодательства, данная статья потеряла свою актуальность.

law03.ru

Выделение земли военному пенсионеру четко не регламентировано. До 2005 года действовала норма, определенная в Федеральном законе «О статусе военнослужащих», где было указание, что военнослужащему, уволившемуся со службы по достижению пенсионного возраста или состоянию здоровья, бесплатно выделяются наделы земли в месте прохождения службы или в другом месте по выбору. Эта норма была отменена. Только в некоторых региональных нормативных актах есть директивы по льготной передаче землевладений военнослужащим, вышедшим на пенсию. В каких именно регионах положен военному пенсионеру земельный участок на льготных условиях?

Также есть норма в ФЗ-76, ст.15, п.12, предоставляющая органам самоуправления право в 2018 году выделять землю военным пенсионерам для вступления в садовые товарищества для постройки дома. Однако, ст. 28 Земельного кодекса гласит, что землевладение выделяется только за плату либо в аренду, и в том же пункте указано, что бесплатное право землепользования может быть реализовано для граждан в случаях, перечисленных федеральным или региональным нормативными актами.

Права военных пенсионеров на получение надела

Как военному пенсионеру получить земельный участок? Проще всего оформить землевладение на общих основаниях, то есть выкупить его у муниципалитета, воспользовавшись льготами при приобретении земли, если они конечно есть. Поскольку военным пенсионерам делегировано право на получение жилья не только в регионе службы, но и в любом регионе по выбору, то можно обратить внимание на те области, где есть льготы по оплате земли или порядок безвозмездной передачи земельного участка в собственность.

Пенсионеру может быть предоставлено в бесплатное пользование землевладение принадлежащее Министерству обороны, которое временно не используется. В таких случаях возможность использования надела ограничивается сельскохозяйственными работами. Строить на нем здания запрещено.

Куда обращаться военному пенсионеру, чтобы получить бесплатную землю

Военнослужащему, уволенному со службы по достижению пенсионного возраста или состоянию здоровья, необходимо обратится в муниципалитет по месту проживания с заявкой о выделении земельных участков военным пенсионерам.

Военнослужащий на пенсии может ссылаться на ФЗ-76, ст.15, п.12 и ходатайствовать о выделении участка для вступления в садово-дачное товарищество или предоставление землевладения в пользование. На основании нормы Земельного кодекса в случае 5-летнего использования надела по назначению, арендатор имеет право на бесплатную приватизацию данного участка. Поэтому можно сказать, что земельные участки военным пенсионерам бесплатно предоставляются на общих основаниях. Особых привилегий они не имеют.

Необходимые документы

Для получения надела в пользование необходимо предоставить документы:

  1. Заявление с просьбой предварительного согласования предоставления участка в пользование или аренду.
  2. Если в данном регионе есть нормы, предоставляющие льготы военнослужащим на пенсии, приложить документы, подтверждающие эти льготы.
  3. После получения одобрительного ответа администрации на заявку, необходимо оформить межевой план и кадастровый паспорт надела.
  4. Землевладение ставится на кадастровый учет.
  5. На этом этапе заявитель подает в отдел администрации заявление о предоставлении конкретного надела в долгосрочное пользование или аренду.
  6. Уполномоченный орган рассматривает заявление и принимает решение о заключении договора аренды, безвозмездного пользования или купли-продажи, если заявитель принял решение о приобретении.
  7. Договор аренды регистрируется в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.

Сроки рассмотрения дела

Длительность оформления землевладения в аренду или в безвозмездное пользование объясняется не только согласованием документов и договоров. Много времени уходит на оформление кадастрового паспорта и межевого плана.

Время для вынесения решений администрацией регламентировано нормативными актами и не может составлять больше 30 дней. Однако мероприятия по кадастровому учету и межеванию могут быть произведены в значительные сроки.

Региональные особенности

На федеральном уровне нет никаких льгот на получение земельных наделов военными пенсионерами бесплатно. Однако некоторые регионы сохранили такое право для военнослужащих на пенсии и ветеранов боевых действий. К таким регионам относятся: Челябинская, Нижегородская, Ульяновская области.

Одна из сложностей, с которой может столкнуться при получении земельного участка военный пенсионер – участие в торгах на землепользование. В крупных городах, где спрос на землю большой, торги проводятся довольно часто. В маленьких поселениях есть возможность взять надел в аренду и без аукциона, но в таком случае придется подождать в очереди примерно месяц, чтобы выявить всех желающих на данный участок.

Скачать заявление на получение бесплатного земельного участка от государства

Теги:

Как работает сайт?

Пользователь задает
вопрос на сайте

Вопрос поступает
дежурному юристу

Вопрос обрабатывается:
определяется его тематика,
анализ вопроса, поиск ответа

Решение проблем
пользователя — это ответ на
его вопрос

Юрист связывается
с пользователем и
предоставляет ему
консультацию

задать вопрос юристу:

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 350-81-93

Читайте также:

11.06.2018

Особенности покупки дома под материнский капитал в 2018…

11.06.2018

Привилегии матерям-одиночкам: как получить жилье от…

23.04.2018

Бесплатный участок под жилое строительство: как…

Новости:

11.06.2018

11.06.2018

11.06.2018

11.06.2018

posobie.net

Оглавление:

  • Военнослужащие — обладатели земельных льгот
  • Земельные преимущества для военных граждан
  • Льготные земельные налоги для военнослужащих

Исходя из законов и положений РФ, государство предусматривает земельные льготы для военных. В соответствии с их желанием и стремлением организация должна предоставить право на участие в строительстве кооператива или на получение земли для строительства собственного дома с целью личного пользования.

Военнослужащие — обладатели земельных льгот

К военнослужащим относят следующие лица:

  • проходящие службу по контрактной системе;
  • уволенные с должности по достижению пенсионного возраста, по состоянию здоровья, но стаж работы должен составлять не менее 10 лет;
  • направленные на службу в горячие точки.

Привилегии на получение военными земельных участков определяется следующими пунктами:

  • человек не имеет в собственности участка земли, который был бы предоставлен органами власти;
  • у гражданина не имеется накопительно-ипотечной системы по обеспечению жилищным фондом;
  • состоит на учете у исполнительной власти в качестве нуждающегося лица.

Вернуться к оглавлению

Земельные преимущества для военных граждан

Земельный участок предоставляет военнослужащему уполномоченный орган государственной власти и орган местного управления, исходя из норм и порядков, которые написаны Законом и нормативными документами страны.

Государство предоставляет большие земельные льготы для военных на землю, а именно, приобретение бесплатного земельного участка отдельным категориям граждан.

Как получить бесплатное имущество и с чего начать его оформление? Первым делом необходимо подать составленное по образцу заявление в исполнительные органы по месту расположения земельного участка. К заявлению следует приложить документ, который подтвердит права гражданина на применение (пожизненное использование) земли или дома.

Для военнослужащих, прослуживших по контрактной системе от 10 до 15 лет, государство предоставляет землю под ведение личного хозяйства и под создание жилого дома.

По Закону РФ военнослужащему может быть бесплатно выдан земельный участок на территории, на которой проходит контрактная служба, срок которой превышает 10 лет. Здесь гражданин имеет право на ведение индивидуального жилищного строительства, а также фермерского, подсобного хозяйства, проводить садоводческие работы. Такими льготами наделены и следующие категории граждан:

  • военнослужащие, которые проходят военную службу по контракту сроком выше 15 лет и за 3 года до ухода на пенсию;
  • увольняющиеся лица, которые достигли определенного возраста;
  • увольняющиеся в связи с ухудшением здоровья или при наличии организационно-штатных реформ.

Главный критерий в описанных случаях — длительность военной службы более 15 лет. Земля может предоставляться гражданам как по местности прохождения военной службы, так и по выбранному месту проживания. Выбранный земельный участок оформляется определенным актом и решением, в котором описано место для строительства жилья и других прилегающих к нему построек. Далее проводятся кадастровые работы, а сама земля должна состоять на учете в кадастре.

Следующий шаг — подготовка заявления о возможном строительстве частного жилья. Здесь следует приложить топографический план. В целом на процедуру оформления земельного участка уходит не более месяца. Участок выдается гражданину с условием начать строительные работы в течение первых 3 месяцев.

Вернуться к оглавлению

Льготные земельные налоги для военнослужащих

Послабления по уплате налогов на имущество военнослужащих, а также на землю предназначаются для граждан, предоставляющих определенные документы, где должна быть отметка о звании и должности лица. К таким документам относят удостоверение личности или военный билет с условием наличия фотографии и специальных реквизитов. Основанием для пользования льготы военным выступает срок службы не менее 20 лет, удостоверение, которое должно выдаваться военным комиссариатом, воинской частью или иным специализированным учреждением Минобороны.

В соответствии с написанным Законом, гражданин, который наделен правами на льготы и желает их использовать, должен самостоятельно предоставить необходимую информацию и документы в налоговую инспекцию, где зарегистрирована недвижимость.

Льготы военнослужащим по земельному налогу предоставляются исходя из Законодательства РФ.

Военнослужащие, которые были уволены со службы, срок которой был не менее 20 лет, имеют право на полное освобождение от уплаты налога на землю и других имущественных налогов. Кроме того, граждане, подходящие под предыдущую категорию, а также члены их семей, частично или полностью имеют право освобождаться от местных налогов. Льготы имущественного налога предоставлены следующим категориям граждан, не относящихся напрямую к военнослужащим:

  • семья военного и все ее члены, которые потеряли кормильца;
  • семья, а именно, родители и супруга (супруг), погибшего военнослужащего при исполнении государственного долга и своих обязанностей.

Налог на землю для военнослужащих для многих остается загадкой. Недостаточные знания при подготовке актов и документов приводят к тому, что большая часть военнослужащих не предполагают о наличии и возможности использования налоговых льгот по уплате имущественных налогов.

Большинству военных граждан следует надеяться на понимание должностных лиц, которые уполномочены давать разъяснения по поводу социального обеспечения военнослужащих. Все-таки каждый человек в стране имеет права и свободу, а признание, соблюдение и их защита — одна из главных задач страны.

Оцените статью:

voensluzhba.ru

Как военнослужащему получить землю?

, преподаватель Военного университета

Предоставление земельного участка – наиболее распространенное и типичное основание возникновения прав на землю у военнослужащих и членов их семей, хотя оно и не является единственным у данных субъектов землепользования.

Необходимо отметить, что в связи с переходом к рыночной экономике и отменой монополии государства на землю число оснований возникновения прав на землю значительно возросло, главным образом за счет таких оснований, как договоры купли-продажи, дарения, наследования по завещанию и т. д., чего в условиях монополии и национализации земли не было и не могло быть. Соответственно сократилось число административных актов, на основании которых возникают права на землю. Вместе с тем такие акты и по сей день являются преобладающими основаниями возникновения прав на землю, поэтому и в настоящее время, в условиях отмены монополии государства на землю, можно говорить лишь об относительном сокращении таких оснований.

Следует отметить, что законодательство о порядке предоставления земли подвергалось частым изменениям и все еще остается крайне запутанным. В условиях, когда подавляющее большинство земельных участков находится в государственной или муниципальной собственности, крайне важным становится соблюдение принципа обеспечения доступности земли при ее предоставлении военнослужащим и членам их семей. Проблема отсутствия открытого доступа к приобретению земельных участков выходит за рамки жилищной проблемы.

Говоря о предоставлении земли военнослужащим, нельзя не учитывать и тот факт, что Федеральным законом “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов …” от 01.01.01 г. ст. 17 Федерального закона от 01.01.01 г. “О статусе военнослужащих”, которая регулировала вопросы землепользования военнослужащих и членов их семей, признана утратившей силу с 1 января 2005 г.

В соответствии с ранее действовавшим п. 2 ст. 17 Федерального закона «О статусе военнослужащих» льготы по предоставлению земельных участков зависели от продолжительности военной службы.

Так, если военнослужащий-контрактник прослужил 10 лет и более, то ему бесплатно предоставлялся в собственность или пожизненное наследуемое владение земельный участок по его желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства, но по месту военной службы.

Если же военнослужащий-контрактник в общей сложности прослужил 15 лет и более, то он за 3 года до увольнения с военной службы по возрасту вправе был бесплатно получить в собственность земельный участок или по месту военной службы, или по избранному месту жительства. Участок по желанию военнослужащего мог быть предоставлен для указанных выше целей.

После того как ст. 17 вышеназванного Федерального закона была признана недействующей, лишь в нескольких субъектах Российской Федерации имеются нормативные правовые акты, регулирующие рассматриваемые вопросы. Так, постановлением администрации Нижегородской области “О первоочередном праве на выделение земли военнослужащим и членам их семей” от 8 сентября 1993 г. № 000 предусмотрено выделение в первую очередь военнослужащим, уволенным в запас, и членам их семей на основании их заявлений земельных участков для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства из фондов перераспределения земель, фонда губернатора и других фондов.

Аналогичные акты действуют в Московской области, Чувашии, Новосибирской и некоторых других субъектах Российской Федерации. Кроме военнослужащих, право на бесплатное предоставление земельных участков в ряде регионов имеют неработающие участники Великой Отечественной войны и других боевых операций по защите СССР, а также ветераны Вооруженных Сил; члены семей военнослужащих, погибших или умерших вследствие выполнения обязанностей военной службы; воины-интернационалисты; неработающие пенсионеры из числа военнослужащих, уволенных с военной службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья, имеющих выслугу не менее 15 лет в календарном исчислении.

Однако процедура обращения военнослужащего с заявлением о предоставлении земельного участка и в указанных выше регионах не конкретизирована, не детализирована, что порождает различные злоупотребления как со стороны должностных лиц, так и со стороны военнослужащих, волокиту и бюрократизм при рассмотрении их заявлений. Так, например, в 2004 г. в Ново-Федоровском и Марушкинском сельских округах Наро-Фоминского района Московской области был выявлен ряд нарушений при предоставлении земли военнослужащим: некоторые из них дважды получали бесплатно земельные участки.

Часть полномочий в вопросах определения условий и порядка предоставления земли делегирована органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.

В настоящее время на федеральном уровне закреплено право на предоставление земельных участков бесплатно для:

– Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой славы. Им бесплатно предоставляются в собственность земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов, дач и под садово-огородные хозяйства площадью 0,08 га в городах и поселках городского типа и 0,25 га в сельской местности;

– Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы. Им бесплатно предоставляются в собственность земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов, дач, под садово-огородные и личные подсобные хозяйства в размерах, устанавливаемых в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, но не менее чем 0,20 га в городах и поселках городского типа и 0,40 га в сельской местности.

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства (ст. 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” от 01.01.01 г. с последующими изменениями);

«Чернобыльцы» в соответствии с п. 8 ст. 14 Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” от 01.01.01 г. № 000-1 (с последующими изменениями) вне очереди обеспечиваются земельными участками для индивидуального жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий).

Рассмотрим более подробно порядок предоставления в собственность, аренду земельных участков военнослужащим на основании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Военнослужащие, право которых на предоставление земельного участка установлено в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и которые заинтересованы в его получении, должны подать заявление в орган местного самоуправления, т. е. процедура носит заявительный характер. В заявлении должны быть указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, испрашиваемое право.

Земельное законодательство не разработало специального бланка для такого заявления, поэтому военнослужащий может составить его в произвольной форме. Однако многие территориальные органы Росземкадастра утверждают свои образцы, которые, как правило, вывешивают в приемных.

Нормы отвода земельных участков для крестьянского (фермерского хозяйства), садоводства, огородничества, животноводства устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, для личного подсобного хозяйства – нормативными документами органа местного самоуправления. Изготовление проекта границ земельного участка и его утверждение обеспечивает орган местного самоуправления. Для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность или аренду отводится 2-недельный срок. При этом договоры аренды земельного участка, заключенные на срок до 1 года, не подлежат государственной регистрации (ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, процесс предоставления земельных участков военнослужащим и членам их семей, имеющим право на их предоставление в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации и установленным целевым назначением, состоит из следующих последовательных стадий: 1-я стадия – обращение в администрацию субъекта Российской Федерации, местную администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка; 2-я стадия – принятие решения о предоставлении земельного участка заинтересованному субъекту; 3-я стадия – проведение землеустроительных мероприятий; 4-я стадия – юридическое оформление субъективного права на предоставленный земельный участок.

Порядок предоставления земли военнослужащим и членам их семей для индивидуального жилищного строительства. Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.

Однако, как указывал автор выше, п. 2 ст. 17 указанного Закона, предусматривавший предоставление военнослужащим и членам их семей в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства в городах и поселках городского типа, в сельской местности, отменен (ст. 17 утратила силу).

С 1 января 2005 г. вступил в силу «пакет жилищных законов», в числе которых и Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 01.01.01 г. № 191-ФЗ.

Согласно указанному Закону с 1 октября 2005 г. земельные участки для жилищного строительства (в том числе и индивидуального) как в собственность, так и в аренду предоставляются исключительно на торгах в форме открытого аукциона.

С учетом материального положения военнослужащих и членов их семей, когда военнослужащие включаются сегодня многими аналитиками, общественными и государственными деятелями, учеными в число особо уязвимых групп населения и ставятся в один ряд с категориями граждан, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и требующими в связи с этим особой защиты и поддержки со стороны государства, автор считает необходимым внесение изменений в действующее земельное законодательство и установление исключения для военнослужащих при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства положения об их предоставлении только на аукционе.

Процедура предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства включает 3 этапа:

1-й этап. Проведение работ по формированию земельного участка. Работа по формированию земельного участка включает подготовку проекта его границ и установление их пределов на местности; определение разрешенного использования участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение; принятие решения о проведении торгов или предоставлении земельного участка без проведения торгов, публикацию сообщения о проведении торгов.

2-й этап. Государственный кадастровый учет. После принятия постановления исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка заявители обращаются в соответствующие подразделения Федеральной регистрационной службы для осуществления государственной регистрации своих прав или регистрации сделок на земельный участок.

Постановка на государственный кадастровый учет сформированного земельного участка осуществляется на основании материалов межевания по заявлениям уполномоченных органов по управлению и распоряжению земельными участками и иной недвижимостью муниципальных образований, являющихся правообладателями (распорядителями) земельных участков.

Проведение государственного кадастрового учета включает в себя проверку представленных документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел. Предметом сделки может быть только земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет.

3-й этап. Проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже участка или права на заключение договора его аренды или предоставление земли без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.

Согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на объекты недвижимого имущества (в том числе земельные участки) подлежит государственной регистрации. Если же по результатам торгов подписан договор аренды земельного участка и срок его действия составляет менее 1 года, то он не подлежит государственной регистрации.

В ст. 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлен еще один вариант предоставления земельного участка – для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Однако он в большей степени характерен для многоквартирного строительства, поэтому в настоящей статье не рассматривается.

Порядок предоставления временно неиспользуемых земельных участков из состава земель обороны и безопасности в аренду, безвозмездное срочное пользование военнослужащим. 31 марта 2006 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 000 были утверждены правила передачи временно неиспользуемых земельных участков из состава земель обороны и безопасности, в том числе гражданам (военнослужащим) для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного назначения.

Несмотря на то, что, по мнению автора, указанное постановление в первую очередь направлено на извлечение дохода от аренды неиспользуемых земельных участков и является попыткой таким образом решить вопросы, в частности, связанные с регистрацией прав на земельные участки в Министерстве обороны Российской Федерации, военнослужащий также может стать их владельцем.

Каким же образом военнослужащий может реализовать свое право на предоставление земельного участка?

Во-первых, необходимо путем инвентаризации установить временно неиспользуемые земельные участки из состава земель обороны и безопасности, которая проводится в соответствии с Федеральным законом «О землеустройстве» от 01.01.01 года .

Контроль за правильным использованием земельных участков, состоящих на учете КЭЧ района, возлагается на начальника КЭЧ района. Ему же предоставлено право назначать и проводить проверки в целях выявления временно неиспользуемых земельных участков.

Назначенная начальником гарнизона гарнизонная инвентаризационная комиссия на местности устанавливает временно неиспользуемые земельные участки из состава земель обороны и безопасности, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании воинских частей (военных организаций).

Временно неиспользуемыми земельными участками следует признавать земли из состава земель обороны и безопасности, которые в течение 3 лет не используются для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации (размещения военных организаций, учреждений и других объектов, дислокации войск и сил флота, проведения учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательные полигоны, места уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и др.).

Во-вторых, на основании проведенной инвентаризации комиссия составляет в 2 экземплярах перечень временно неиспользуемых земельных участков, находящихся на учете в КЭЧ района или гарнизона, включающий в себя сведения о местоположении (адресе) и площади земельных участков, предполагаемых правах на них и разрешенном использовании земельных участков, а также о возможных ограничениях использования земельных участков, установленных Министерством обороны Российской Федерации.

К указанному перечню прилагаются проекты границ земельных участков, подготовленные в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Первый экземпляр перечня остается в квартирно-эксплуатационной части гарнизона (района), а второй направляется в квартирно-эксплуатационное управление или отдел военного округа.

На основе перечней земельных участков, полученных из КЭЧ гарнизона (района), в КЭУ (отделе) военного округа составляется сводный перечень земельных участков по военному округу.

Первый экземпляр перечней по военному округу с прилагаемыми проектами границ земельных участков брошюруется и направляется до 1 марта в Главное квартирно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации, второй остается в КЭУ (отделе) военного округа.

Перечни временно неиспользуемых земельных участков ежегодно, не позднее 1 мая, представляются заместителем Министра обороны Российской Федерации в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом для рассмотрения возможности предоставления земельных участков в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам (в том числе и военнослужащим) для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В-третьих, военнослужащий, заинтересованный в получении земельного участка, направляет в территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (по месту нахождения земельного участка) заявление. В заявлении указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, а также испрашиваемое право на землю.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в 2-недельный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении заявителю земельного участка либо об отказе в его предоставлении в случае, если заявленная цель использования земельного участка не соответствует земельному законодательству и разрешенному использованию земельного участка.

Так, для сельскохозяйственного назначения могут использоваться земли для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (например, гражданами для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества).

Лесохозяйственное использование земельных участков включает в себя: заготовку древесины; заготовку живицы; заготовку второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.); побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек и т. п.).

В-четвертых, в случае принятия решения о предоставлении заявителю земельного участка заявитель в установленном порядке обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка на основании имеющегося проекта границ земельного участка, а территориальный орган Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в недельный срок со дня представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка заключает с ним договор аренды земельного участка или договор безвозмездного срочного пользования земельным участком. В случае если до окончания срока действия соответствующего договора в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (его территориальный орган) не поступило заявление Министерства обороны Российской Федерации о необходимости использования земельного участка для нужд обороны и безопасности, Федеральное агентство принимает решение о продлении действующего договора.

Кроме того, право военнослужащих и членов их семей на предоставление земли для садоводства, огородничества, ведения дачного хозяйства может быть реализовано и при выводе земельных участков из состава земель обороны и безопасности с изменением их целевого назначения на основании Федерального закона “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” от 01.01.01 г. . Указанные вопросы будут рассмотрены в других статьях по рассматриваемой тематике.

См., например: Гражданское общество, правовое государство и право («Круглый стол» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии») // Государство и право. 2002. № 1. С. 24; Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 – 2004 годы), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. ; Концепция действий на рынке труда на 2003 – 2005 годы, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 г. .

pandia.ru

Похожие статьи