Закон для васЛьготыЛьготы по системе социального обеспечения псо

Льготы по системе социального обеспечения псо

Нет времени читать? Сохрани

Законодательство о социальном обеспечении предусматривает широкий спектр льгот для инвалидов, престарелых, семей, имеющих детей. К их числу относятся:

•     бесплатный или льготный проезд на городском транспорте; транспорте пригородного сообщения, а также на железнодорожном, воздушном и водном, междугородном автомобильном транспорте;

•     льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива;

•     бесплатная установка телефона;

•     налоговые льготы;

•     льготы по предоставлению ссуды на жилищное строительство;

•     первоочередное бесплатное предоставление жилья;

•     льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение;

•     льготы по предоставлению медико-социальной помощи и обеспечению лекарственными препаратами;

•     обеспечение транспортными средствами;

•     льготы по протезированию и т. д.

Реформа социального обеспечения предполагает сузить число льгот и круг лиц, имеющих на них право. Такие меры объясняются необходимостью повышения гарантии их обеспечения.

В соответствии с Указом Президента РФ « О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992 г. № 431 установлен целый ряд льгот для многодетных семей: бесплатная выдача лекарств для детей до 6 лет, а для детей старше 6 лет — со скидкой 50% их стоимости; бесплатный проезд учащихся общеобразовательных школ на всех видах городского транспорта; бесплатный проезд к месту временного размещения и постоянного жительства (семьи с тремя детьми и более до 18 лет); снижение не менее чем на 30% платы за пользование коммунальными услугами, топливом; получение беспроцентной ссуды на индивидуальное ( кооперативное) жилищное строительство, приобретение садовых домиков; бесплатное обеспечение школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения; бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха, выставок.

Существенные льготы закреплены в законодательстве для лиц, являющихся инвалидами. Так, Федеральный закон « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. закрепил следующие льготы: а) по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение ( бесплатно или на льготных основаниях — в зависимости от категорий инвалидов); б) по проезду на транспорте (бесплатный проезд на городском транспорте; 50%- ная скидка при проезде на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз в другое время года). Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в году к месту лечения и обратно, в том числе и для лиц, сопровождающих инвалидов I группы или ребенка-инвалида; в) по бесплатному либо на льготных основаниях обеспечению автотранспортными средствами и другими средствами реабилитации. Для лиц, имеющих право на бесплатное обеспечение автотранспортными средствами, но не получившим их, предусматривается предоставление ежегодной денежной компенсации стоимости транспортных расходов.

Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г., а также постановлением Правительства РФ « Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий» от 3 мая 1994 г. установлены следующие льготы:

1)    по медицинскому обеспечению: а) внеочередное бесплатное оказание медицинской помощи; б) бесплатное либо со скидкой 50% обеспечение лекарствами по рецептам врачей; в) первоочередное получение путевок на санаторно-курортное лечение и отдых; г) бесплатное протезирование;

2)  по обеспечению транспортными средствами и оплате проезда: а) бесплатное получение автомобиля класса ЗАЗ-968 с ручным управлением на 7 лет; б) бесплатный проезд на всех видах городского транспорта (кроме такси); в) бесплатный проезд один раз в год железнодорожным транспортом и с 50%- ной скидкой — при пользовании воздушным, водным или междугородным автомобильным транспортом;

3)  жилищно-бытовые льготы: а) право на внеочередное получение жилья; б) на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами при строительстве жилья; в) на 50%- ную скидку при оплате жилья и коммунальных услуг; г) на первоочередную бесплатную установку телефона; д) на первоочередное вступление в садоводческие товарищества и ЖСК;

4)    другие льготы: а) на льготное обеспечение продовольственными и промышленными товарами; б) на внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов; в) на бесплатную консультацию адвокатов по вопросам, связанным с реабилитацией.

Указом Президента РФ « О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» от 15 октября 1992 г. установлены следующие льготы для бывших несовершеннолетних узников концентрационных лагерей:

1)  по медицинской помощи: а) бесплатная медицинская помощь ( в стационаре и амбулаторно); б) бесплатное получение лекарств по рецептам врачей; в) пользование при выходе на пенсию поликлиниками, к которым были прикреплены; г) бесплатное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение; д) бесплатное протезирование и изготовление зубных протезов (кроме протезов из драгоценных металлов);

2)  по проезду на транспорте: а) бесплатный проезд на городском транспорте; б) бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения; в) бесплатный проезд один раз в год по железной дороге и с 50%- ной скидкой стоимости проезда водным и воздушным или междугородным автомобильным транспортом; г) 50%- ная скидка на железнодорожном, водном и междугородном автомобильном транспорте в период с 1 октября по 15 мая;

3) по оплате жилья: 50%-ная скидка по оплате коммунальных услуг и топлива;

4)  другие льготы ( льготное налогообложение в соответствии с законодательством

РФ).

Законом РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» от 15 января 1993 г. для указанных категорий граждан установлено право на:

✓ бесплатное получение лекарств по рецептам врачей, бесплатное обеспечение медицинской помощи ( в стационаре и амбулаторно),

пользование при выходе на пенсию поликлиниками, к которым были прикреплены;

•    бесплатное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение и в дома отдыха ( для членов их семей — льготное обеспечение путевками за 25% их стоимости);

•    бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов ( за исключением протезов из драгоценных металлов);

•    бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси);

•    бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения;

•    бесплатный проезд один раз в год ( туда и обратно) на железнодорожном, воздушном или междугородном автомобильном транспорте;

•    бесплатный проезд к месту лечения и обратно железнодорожным, воздушным и водным транспортом;

•    освобождение от оплаты жилья, коммунальных услуг и топлива, за пользование телефоном и вневедомственной охранной сигнализацией; внеочередное бесплатное установление квартирного телефона;

•     бесплатное получение в собственность жилых помещений ( в том числе ведомственного жилищного фонда);

•    бесплатное получение в собственность земельных участков под строительство домов и дач и под садово-огородное хозяйство;

•    льготное налогообложение.

Ряд льгот, закрепленных в Законе РФ от 15 января 1993 г., распространяется на переживших супругов и детей в возрасте до 18 лет.

Федеральным законом «О ветеранах» от 12 января 1995 г. устанавливается система льгот для таких категорий граждан, как ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды ВОВ и инвалиды боевых действий на территориях других государств; лица, работавшие на предприятиях г. Ленинграда в пе­риод блокады, лица, работавшие в годы войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, морских баз, аэродромов, на прифронтовых участках автомобильных и железных дорог; члены семей погибших инвалидов ВОВ, участников ВОВ и боевых действий на территории других государств, ветеранов труда.

Так, право на бесплатное получение лекарств имеют инвалиды ВОВ и боевых действий на территориях других государств; участники войны; награжденные медалью «За оборону Ленинграда» и знаком « Житель блокадного Ленинграда»; члены семей погибших ( умерших) инвалидов войны, участников войны и ветеранов боевых действий на территориях других государств; ветераны труда (по решению органов власти субъектов Федерации). Остальные категории граждан, перечисленные в Законе, имеют право на 50%-ную скидку при обеспечении лекарственными препаратами.

Все категории ветеранов пользуются правом на бесплатную медицинскую помощь и лечение, а также на пользование при выходе на пенсию поликлиниками, к которым были прикреплены; правом на бесплатный проезд на всех видах городского транспорта. Правом на бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пользуются

также все категории ветеранов, кроме ветеранов труда, которым установлена скидка в размере 50% стоимости проезда.

Правом бесплатного проезда один раз в году на железнодорожном, воздушном или междугородном автомобильном транспорте пользуются инвалиды войны и инвалиды боевых действий на территориях других государств. Остальные категории граждан, указанные в Законе (кроме ветеранов труда), пользуются правом на бесплатный проезд один раз в 2 года на железнодорожном, воздушном или междугородном автомобильном транспорте либо на проезд со скидкой 50% один раз в год.

Правом на бесплатное получение легкового автомобиля, а также на компенсацию расходов на бензин пользуются инвалиды ВОВ и ветераны боевых действий на территории других государств при наличии медицинских показаний.

Право на 50%- ную скидку в оплате занимаемой жилой площади и коммунальных услуг предоставляется всем категориям ветеранов.

Также практически всем категориям ветеранов ( кроме ветеранов труда) предоставлены льготы по установке телефона и его оплате, по получению разовых льготных кредитов на приобретение ( строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков, бесплатное получение в собственность земельных участков под строительство индивидуальных домов, дач, садово-огородного хозяйства, на льготное налогообложение.

Особое внимание уделяет законодатель социальной защите лиц, пострадавших от воздействия радиации.

Законами РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 18 июня 1992 г., « О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 19 августа 1995 г., «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении « Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» от 20 мая 1993 г. установлены существенные льготы для лиц, пострадавших вследствие радиации. В частности, за ними закреплено право на:

✓ бесплатную медицинскую помощь и получение лекарств по рецептам врача (для ликвидаторов аварии — со скидкой 50%);

✓ пользование при выходе на пенсию поликлиниками, к которым были прикреплены;

✓ бесплатное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение ( в случае отказа от путевки» выплачивается ежегодная компенсация в размере ее стоимости);

✓ бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов);

✓ бесплатный проезд на всех видах городского транспорта (кроме такси), а также пригородном железнодорожном и водном транспорте;

✓ 50%-ную скидку со стоимости проезда один раз в году воздушным, железнодорожным, водным транспортом ( лица, перенесшие или получившие заболевания, связанные с радиацией, — на бесплатный проезд один раз в год); бесплатное выделение лошади с упряжью;

✓ обеспечение легковым автомобилем ( по медицинским показаниям); бесплатное обучение вождению автомобиля или мотоколяски ( для инвалидов из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию);

✓ 50%-ную скидку по оплате коммунальных услуг и телефона;

•    внеочередную установку телефона;

•    получение беспроцентной ссуды на индивидуальное жилищное строительство, приобретение садовых домиков;

•    освобождение от уплаты на имущество физических лиц;

•    обязательное бесплатное страхование личности от риска радиационного ущерба в пределах 200 минимальных размеров оплаты труда;

•    внеочередное обеспечение детей местами в детских дошкольных учреждениях, а также в специализированных детских лечебных и санаторных учреждениях с 50%- ной скидкой стоимости содержания;

•    ежемесячные денежные компенсации.

StudFiles.net
Льготы в системе социального обеспечения

дипломная работа

Льготы как вид социального обеспечения — достаточно специфичное явление в праве социального обеспечения. Долгое время в науке права социального обеспечения тема льгот находилась вне сферы внимания ученых, хотя в рамках общей теории права такой элемент механизма правового регулирования анализировался многими авторами.

На основе анализа различных точек зрения можно выделить основные признаки льгот: Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М.: БЕК, 2010.С.73.

— это исключение из общеустановленных правил;

— это правомерные исключения, законные изъятия, установленные компетентными органами;

— льготы сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности.

Правовые льготы необходимо рассматривать в узком (специальном) и широком смысле.

В широком (общем смысле) под правовой льготой понимается улучшение положения субъекта по сравнению с обычным посредством наделения его дополнительными правомочиями либо путем освобождения от исполнения некоторых обязанностей.

В узком (специальном, отраслевом) понимании льгота — это закрепленное юридическими нормами освобождение субъекта от бремени исполнения (несения) части обязанностей. В праве социального обеспечения льготы понимаются именно в этом, специальном смысле. Соловьева В.А. Понятие льгот в системе социального обеспечения//URL: (дата обращения: 31 марта 2012 19:45)

Важное практическое и теоретическое значение имеет отграничение льгот не только от иных видов социального обеспечения, но и от смежных правовых категорий, таких как «привилегия», «иммунитет», «гарантия».

С теоретической точки зрения это необходимо для обеспечения четкого понятийного аппарата права социального обеспечения, с практической же стороны это дает возможность нормотворцу обеспечивать юридически обоснованное и социально справедливое правовое регулирование.

1) Льготы имеют сходство с привилегиями, поскольку и те и другие являются исключениями из общих правил, но есть основания для их разграничения:

— привилегия (в пер. с латинского — специальный закон для особого лица) по сравнению со льготой — это более высокий уровень дифференциации. Льготы призваны облегчить положение гражданина посредством освобождения от обязанностей, а привилегии реализуются при помощи дополнительных предоставлений;

— льготы распространяются на больший круг субъектов, имеют более широкую сферу применения, чем привилегии;

— льготы характеризуют специальный статус лица, а привилегии могут устанавливаться как в специальном, так и в индивидуальном статусах (например, в отношении Президента РФ).

2) Гарантия по сравнению со льготами является более широким по объему понятием, включающим в себя помимо льгот и другие юридические средства — поощрения, принуждение, запреты, ограничения и другие.

3) От льгот отличаются также иммунитеты по следующим критериям:

— по целям предоставления, поскольку иммунитеты связаны с реализацией публичных (государственных) интересов лицами, которых государство наделяет своим суверенитетом в соответствии с внутригосударственным или международным правом;

— по субъектам, поскольку круг лиц, обладающих правовым иммунитетом, несравнимо уже (с учетом первого критерия), чем обладателей льготного статуса;

— по действию в пространстве, поскольку при иммунитетах действует экстерриториальный принцип, т.е. иммунитеты признаются иностранными государствами, а льготы устанавливаются и реализуются только внутри данного государства.

С точки зрения системы права и законодательства о социальном обеспечении, правовые нормы, посвященные льготам, объединяются в институциональные образования.

Применительно к структуре права социального обеспечения в литературе высказывается мысль о том, что это относительно самостоятельный институт права социального обеспечения «сквозного» действия, т.к. льготное регулирование представлено в каждом из структурных образований данной отрасли (в пенсионном праве, в институте пособий и других).

В то же время, многие нормы, посвященные льготам, содержатся в нормативных правовых актах других отраслей права, поэтому есть основание говорить о том, что льготы можно рассматривать и как комплексное межотраслевое правовое образование законодательства, определенная часть которого принадлежит праву социального обеспечения.

При анализе различных оснований предоставления социального обеспечения нельзя не заметить, что всех их объединяет одно качество: они в той или иной мере свидетельствуют о нуждаемости субъекта в помощи или содержании со стороны государства.

Нуждаемость представляет собой характеристику субъектов-получателей в праве социального обеспечения является общим основанием предоставления различных видов социального обеспечения. Гречук Л.А. Субъекты-получатели в праве социального обеспечения России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Томск, 2010. С. 6.

В тех отраслях российского права, где общая часть разработана на достаточно высоком уровне, давно уже выработаны термины для наиболее распространенных юридических фактов (понятие преступления в уголовном праве, сделки — в гражданском).

Однако в праве социального обеспечения общего понятия сегодня нет.

Законодатель в данной сфере пошел по пути дифференцированного регулирования отдельных видов социальных предоставлений, оставив вопросы общей части, по большому счету, на откуп юридической науке. Аракчеев В.С. Теоретические и практические вопросы общей части права социального обеспечения. Томск, 2010. С. 12.

Сформулируем в качестве общего для права социального обеспечения понятие нуждаемости.

Необходимость в нем продиктована тем, что нередко законодательство о социальном обеспечении содержит такие его виды и основания, которые расходятся с положением о том, что право социального обеспечения — средство защиты нуждающихся граждан.

Толковые словари русского языка содержат два значения слова “нужда”:

1) недостаток в необходимом, бедность;

2) потребность, надобность в чем-либо, требующая удовлетворения. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.:Зерцало, 1999. С. 423. Какое из этих значений следует взять за основу при формулировании понятия “нуждаемость”? Вероятно, лучше воспользоваться вторым значением этого слова.

Понятие нужды как бедности, конечно, тоже верно и даже, казалось бы, ближе праву социального обеспечения.

Однако как раз в этом и заключается его недостаток: оно воплощает лишь одно из проявлений нуждаемости (малообеспеченность), что и будет показано в дальнейшем. Итак, нужда — это осознанная и неудовлетворенная потребность.

Потребности общества в целом и составляющих его индивидов в отдельности разнообразны, изменчивы и, самое главное, бесконечны. Так уж устроен человек, что его потребности безграничны в принципе, каждая удовлетворенная потребность неизбежно порождает другую. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. М.: СПАРК, 2010. С. 104.

Далеко не все потребности человек в состоянии удовлетворить, причем именно эта неудовлетворенность побуждает его действовать, будь то приготовление пищи, посещение театра или получение образования.

Определенные потребности являются алиментарными: их удовлетворение необходимо для нормального физиологического и социального существования человека.

Такие потребности признаются обществом социально значимыми, т.е. общество (в лице государства) берет на себя обязанность их обеспечить в том случае, если индивид не в состоянии сделать это самостоятельно.

Таким образом, в праве социального обеспечения значение придается только общественно значимым, алиментарным потребностям, которые, однако, нельзя понимать упрощенно, подразумевая под ними лишь биологические потребности (в пище, воде, лекарствах и т.д.).

Алиментарной может быть также потребность человека в признании обществом его заслуг в случае, например, совершения геройского поступка.

Нуждаемость — это степень нужды. Какая именно степень? Очевидно, что речь идет о такой степени, когда человек не в состоянии удовлетворить свои алиментарные потребности самостоятельно, в силу тех или иных объективных причин (преклонный возраст, болезнь, инвалидность и пр.).

Поэтому обоснованно утверждение Т.В. Иванкиной, что нуждаемость — это определенный уровень потребности, при наличии которого гражданин получает право на ее удовлетворение за счет общественных фондов. Иванкина Т.В. Проблемы правового регулирования распределения общественных фондов потребления. Л., 1979. С. 46.

Государство в своей политике исходит из того, что алиментарные потребности граждан должны быть удовлетворены. Те, кто не в состоянии сделать это самостоятельно, вправе обратиться за помощью к государству, и такая помощь должна быть им предоставлена.

Таким образом, нуждаемость всегда выступает в качестве общего (универсального) основания получения гражданином тех или иных видов социального обеспечения.

Нуждаемость следует рассматривать в качестве общего и универсального основания для социально-обеспечительных предоставлений, в связи с чем субъект соответствующих правоотношений должен быть охарактеризован как нуждающийся гражданин (лицо). Тарусина Н.Н. Понятие и признаки нуждаемости в праве социального обеспечения России// URL: (дата обращения: 01.04.2012 15:19).

Это основание является общим потому, что характерно для всех видов социального обеспечения, а универсальным в том смысле, что любой и каждый гражданин в случае нуждаемости может обратиться за помощью к государству.

Нужно сразу оговориться, что применительно к нуждаемости употребляемый нами термин “основание” носит несколько условный характер. Дело в том, что основание — это юридический факт, который отвечает на вопрос о том, в связи с чем у лица возникает право на получение социального предоставления.

Нуждаемость же юридическим фактом не является, поскольку не закреплена в качестве такового в нормах права социального обеспечения. Поэтому в данном контексте термин “основание” употребляется не в специально-юридическом смысле, а в общем.

Тем не менее, категория нуждаемости все чаще в последнее время применяется законодателем, в том числе при регулировании социально-обеспечительных отношений.

Например, п. 7 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (известного под названием “закон о монетизации льгот”) установлено, что впредь до вступления в силу соответствующего федерального закона сумма ежемесячной денежной выплаты инвалидам не учитывается при исчислении размера совокупного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) для оценки их нуждаемости при определении права на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

Аналогичные положения установлены в отношении денежных выплат для ветеранов, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Следовательно, законодательство использует категорию нуждаемости, но достаточно редко и лишь применительно к конкретным видам социальных предоставлений, образно говоря, в узком смысле, для определенных целей правового регулирования. Общее же понятие нуждаемости в праве не закреплено, да и в доктрине права социального обеспечения разработано весьма слабо.

Любое понятие может быть раскрыто через его признаки. Головина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права: Моногр. Екатеринбург, 2010. С. 100. В отношении нуждаемости можно выделить три таких признака.

Во-первых, нуждаемость — это достаточно продолжительное по времени состояние, причем в любой момент нуждающийся гражданин вправе рассчитывать на помощь государства. Другими словами, нуждаемость — это всегда состояние, более или менее длительное.

Во-вторых, нуждаемость предполагает неспособность гражданина самостоятельно удовлетворить свои алиментарные потребности, удовлетворение которых обязуется обеспечить государство путем направления в адрес нуждающегося лица тех или иных нормированных социальных предоставлений.

Для права социального обеспечения имеют значение именно потребности алиментарного порядка, иначе говоря, речь идет об общезначимой, общегосударственной обязанности по содержанию тех членов общества, которые утратили или еще не приобрели способности к самообеспечению. Аракчеев В.С. Пенсионное право России. СПб., 2010. С. 44.

Высказанное в научной литературе мнение о том, что алиментарность не является признаком всех отношений, входящих в предмет отрасли права социального обеспечения, страдает неточностью. Авторы указанной точки зрения в качестве аргумента приводят социальное страхование, которое возмездно. Лушникова М.В., Лушников А.М., Тарусина Н.Н. Единство частных и публичных начал в правовом регулировании трудовых, социально-обеспечительных и семейных отношений: история, теория и практика (сравнительно-правовое исследование). Ярославль, 2010. С. 342. Однако страхование — это лишь один из способов аккумулирования денежных средств на социальное обеспечение, отношения по уплате обязательных страховых взносов составляют предмет отрасли финансового права, а не права социального обеспечения.

Социально-обеспечительные правоотношения всегда связаны с предоставлением нуждающемуся помощи или содержания за счет общественных либо обобществленных средств, и эти отношения носят алиментарный характер, ибо преследуют цель удовлетворения не всех, а лишь основных, жизненно необходимых потребностей.

Наконец, в-третьих, нуждаться может только человек как живое разумное существо или такое объединение людей, как семья. Животные исключаются из числа субъектов права в силу отсутствия у них способности к разумному мышлению.

Коллективные субъекты (организации, юридические лица) также нуждаться не могут, потому что это искусственные, созданные человеком образования, не существующие вне связи с составляющими их живыми людьми.

Нуждаться, т.е. испытывать потребность, может, например, работник организации, но сама организация ни в чем не нуждается по определению, так как представляет собой лишь «правовую маску», удобную и даже незаменимую в гражданском обороте, особенно при ведении предпринимательской деятельности. Сергеев А.П., Толстой Ю. К. Гражданское право России. М.: НОРМА, 2010. С. 146.

Когда говорят о том, что организация в чем-то нуждается (в сырье, материалах, кадрах), термин «нужда» используется в переносном значении. Итак, нуждающимся может быть только отдельный человек или семья. Аракчеев В.С., Агашев Д.В., Гречук Л.А. Право социального обеспечения России: Учеб. пособие. Томск, 2010. Ч. 1. С. 125.

Однако при рассмотрении некоторых видов социального обеспечения может возникнуть представление о том, что принцип адресности реализуется не в полной мере.

Например, лицо, достигшее пенсионного возраста, при наличии страхового стажа установленной продолжительности вправе обратиться за назначением трудовой пенсии, и государство обязано ему эту пенсию назначить и выплачивать.

В данном случае совершенно не учитывается, продолжает ли гражданин работать, имеется ли у него доход от иных источников.

Понятно, что далеко не каждый, кто достиг пенсионного возраста, автоматически стал нуждающимся (хотя таких, безусловно, подавляющее большинство).

Аналогичная ситуация возникает и при рассмотрении других видов трудовых пенсий. Почему же в этих случаях государство не проверяет нуждаемость обращающихся граждан? Не свидетельствует ли это об обеспечении без учета нуждаемости?

Ответ на первый из поставленных вопросов достаточно очевиден. Все трудовые пенсии страховые, поскольку их страховая и накопительная части формируются за счет страховых взносов.

Страховые взносы согласно ст. 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ// Российская газета. 2001. 20 декабря. № 247. — это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Поэтому гражданин, за которого уплачиваются страховые взносы или который делает это самостоятельно, выступает своего рода кредитором по отношению к государству, выплачивающему из этих средств пенсии сегодняшним пенсионерам (в этом, кстати, находит проявление еще один принцип права социального обеспечения — принцип солидарности, в данном случае солидарности трудоспособных поколений и пенсионеров).

Возмездность означает, что государство обязано полученные средства вернуть, и оно делает это как раз при назначении и выплате трудовой (страховой) пенсии. Поэтому было бы неправомерно лишать граждан трудовой пенсии, мотивируя это тем, что у них имеются иные источники дохода. Государство в этом случае не только обеспечивает нуждающихся, но и возвращает полученные страховые взносы в виде пенсий.

Что касается второго вопроса, то ответ на него не столь очевиден. Действительно, достигнув пенсионного возраста или став инвалидом, человек может остаться вполне обеспеченным и не нуждаться в помощи государства.

Но такие случаи являются исключением и потому не изменяют общего правила: при наступлении указанных обстоятельств лицо становится нуждающимся.

То, что отдельные граждане, не надеясь на государство, сумели обеспечить себе старость самостоятельно, не может и не должно приводить к лишению их права на помощь государства, ведь они эту помощь, как уже указывалось, заработали.

В данном случае речь идет о презюмируемой (предполагаемой) нуждаемости, т.е. законодательно закрепленной идее о том, что в этих и подобных им случаях человек лишь формально признается нуждающимся и вправе рассчитывать на помощь государства.

Поэтому можно говорить о двух видах нуждаемости в праве социального обеспечения: фактической (действительной), когда лицо действительно не в состоянии обеспечить свои алиментарные потребности, и презюмируемой (предполагаемой), когда лицо лишь предполагается неспособным к такому обеспечению.

Причем специфика данной презумпции в том, что, даже если она не соответствует действительности, она все равно не перестает быть основанием для получения социального обеспечения, т.е. не допускает ее опровержения.

Примечательно, что границы между действительной и предполагаемой нуждаемостью не являются раз и навсегда данными. Они могут изменяться под влиянием государственной политики, стоящих перед обществом задач на том или ином этапе его развития, а также избранных способов решения этих задач. Сказанное можно проиллюстрировать следующим историческим примером.

Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, ныне утратило силу) предусматривался ряд ограничений, связанных с выплатой пенсии работающим гражданам.

Так, пенсионерам, которым пенсия по старости была назначена на льготных условиях (как работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах), выплачивалось 50% пенсии при условии, что заработок вместе с пенсией не должен был превышать 300 руб. в месяц (абз. 1 п. 171). Пенсия по старости, назначенная при неполном стаже, пенсионерам, работавшим в качестве рабочих или служащих, не выплачивалась (абз. 2 п. 171). Астрахан Е.И. Развитие законодательства о пенсиях рабочим и служащим. Исторический очерк (1917 — 1970 гг.). М., 1971. С. 151.

В настоящее время выплата пенсий работающим пенсионерам производится в полном объеме, без каких-либо ограничений (п. 4 ст. 18 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ// Российская газета. 2001. 20 декабря. № 247.

Другими словами, советский законодатель был более последователен в трактовке назначения пенсии как средства обеспечения алиментарных потребностей нуждающегося человека при отсутствии у него основного источника дохода — заработной платы.

Современный российский законодатель предпочел иной вариант, закрепив, что пенсия и заработная плата могут существовать параллельно, в результате чего произошло размывание сущности пенсионного обеспечения, несмотря на указание в законе о том, что пенсия выплачивается в целях компенсации заработной платы или иного дохода (ст. 2 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

Очевидно, что в случае выплаты пенсии работающему гражданину ни о какой компенсаторной функции пенсии говорить не приходится.

Представляется, что указанное решение вопроса по меньшей мере спорно и непродуманно с точки зрения как теоретических основ права социального обеспечения, так и распределения общественных и обобществленных средств, которые всегда носят ограниченный характер.

Таким образом, нуждаемость (действительная либо, в большинстве случаев, предполагаемая) является общим (универсальным) основанием для получения помощи или содержания государства.

Причинами нуждаемости могут выступать нетрудоспособность, малообеспеченность, экстремальная жизненная ситуация и иные обстоятельства, предусмотренные законодательством о социальном обеспечении.

Представляется, что в законодательстве следует закрепить легальное определение нуждаемости в двух ее проявлениях (действительной и презюмируемой) и стремиться к тому, чтобы обеспечивать действительно нуждающихся лиц, руководствуясь принципом адресности, не допуская при этом сверхобеспечения отдельных категорий граждан.

pravo.bobrodobro.ru

Льготы по системе социального обеспечения предполагают предоставление различных услуг или иной помощи в целях компен­сации затрат на их приобретение или социальной поддержки ли­бо в целях стимулирования определенной категории граждан.

Система социальных льгот включает:

56% европейцев считают, что свободное передвижение является самым полезным достижением Европейского Союза. Действительно, все больше и больше европейцев пользуются этим правом и живут в другой стране в Союзе. В то время как знаменитый салафист Абу Рамадан привлек деньги швейцарских налогоплательщиков, он призвал ввести в Швейцарии закон шариата и призвал мусульман избегать интеграции в швейцарское общество. Он также сказал, что мусульмане, совершившие преступления в Швейцарии, не должны подвергаться швейцарскому законодательству. Член швейцарского парламента Адриан Амстутц сказал: Этот скандал настолько велик, что трудно поверить, имамы, которые открыто проповедуют ненависть против христиан и евреев и критиковали коррупцию на Запад, они получают убежище и комфортно жить в качестве беженцев на благосостоянии Это происходит. с участием трусливых и некомпетентных властей, которые дают свободу убежденным и наивным чиновникам убежища и социального устройства. Но городские чиновники в Лунде не обескуражены: они запустили пилотный проект по предоставлению жилья, занятости, образования и финансовой поддержки шведским джихадистам, возвращающимся из Сирии — все это благодаря шведским налогоплательщикам. Это очень простой способ для террориста реализовать свои планы и как финансировать свою деятельность за счет налогоплательщиков.

Бесплатный или льготный проезд на городском транспорте, транспорте пригородного сообщения, а также на железнодо­рожном, воздушном и водном, междугородном автомобильном транспорте;

Льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива;

Бесплатную установку телефона;

Налоговые льготы;

Льготы по предоставлению ссуды на жилищное строительство;

Все, что вам нужно сделать, это поступить в колледж, и у вас есть это в кармане. посещать лекции. Профессор Энтони Глис, директор Центра по безопасности и разведки исследований в Букингемском университете, сказал: «Британская система легкого доступа к финансированию джихадистов студентов без соответствующего контроля Необходимо официально расследовать эту практику.».

Между тем, 30-летние джихадисты, происходящие в Бангладеше Шаан Чоудхури, который был радикальным в британских тюрьмах, использовал британские пособия по социальному обеспечению, чтобы быть со всей его семьей, в то числе трое маленьких дети присоединились Исламское государство в Сирии. Семья исчезла в одночасье, и, по словам леди, она оставила всю свою собственность в своей квартире в Ист-Лондоне.

Первоочередное бесплатное предоставление жилья;

Льготы по предоставлению путевок на санаторнокурортное лечение;

Льготы по предоставлению медикосоциальной помощи и обес­печению лекарственными препаратами;

Обеспечение транспортными средствами;

Льготы по протезированию и т. д.

Социальные льготы для многодетных семей1:

Это совершенно неприемлемо и позорно. Немецкие деньги налогоплательщиков никогда не должны прямо или косвенно финансировать исламский терроризм. Финансовая поддержка этих террористических паразитов должна немедленно прекратиться. Не работая и распространяя ужас на счет немецкого государства, это не только чрезвычайно опасно, но и худшая провокация и скандал.

Абдурахман, уроженец Ирака, жил до того, как он покинул исламское государство Сирия более десяти лет в пособиях по социальному обеспечению в Нидерландах. Голландские социальные службы объявили его недееспособным, а налогоплательщики заплатили ему за лечение клаустрофобией и шизофренией. Закон о снятии социальных льгот джихадистов не распространяется на студенческие кредиты: вице-премьер Лодуижк Асшер сказал, что такой запрет будет контрпродуктивным, потому что было бы трудно для интеграции возвращающихся джихадистов.

Бесплатная выдача лекарств для детей до 6 лет;

Бесплатный проезд учащихся общеобразовательных школ на всех видах городского транспорта либо к месту временного размещения и постоянного жительства;

Снижение на 30% платы за пользование коммунальными услу­гами, топливом;

Получение беспроцентной ссуды на индивидуальное (кооперативное) жилищное строительство;

Этот 41-летний марокканский джихадист, проживающий в городе Басков в Витории, ежемесячно получал 625 евро от центрального правительства и 250 евро от правительства Басков. Он также привлек 900 евро в месяц для поддержки безработицы. Наконец, полиция задержала пятерых мусульман в стране Басков, которые коллективно собрали эти платежи и отправили их в Марокко. Баскские власти заявили, что социальные льготы Бенсбиха продолжаются, поскольку они не были проинформированы о его смерти. Ахмед Бургерба, 31-летний алжирский джихадист, проживающий в Бильбао, ежемесячно получал € 625 в качестве социальной поддержки и € 250 в качестве жилищного пособия до тех пор, пока его не арестовали за его террористические преступления.

Бесплатное обеспечение школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для школьных занятий, а также спортивной формой, на весь период обучения; на бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха, выставок и др.

Социальные льготы для инвалидов:

Льготы по предоставлению путевок на санаторнокурортное лечение (бесплатно или на льготных основаниях — в зависимо­сти от категорий инвалидов);

Мехди Касем, 26-летний марокканский джихадист, живущий в баскском городе Сан-Себастьян, ежемесячно выплачивал пособия по социальному обеспечению в размере 800 евро, пока он не был арестован за свою принадлежность к исламскому государству. Некоторое время назад пакистанской паре, живущей в Витории, было предъявлено обвинение в подделке документов, удостоверяющих личность, для мошеннического приобретения социальных пособий для десяти фиктивных людей.

Университет национальной обороны в Швеции составил отчет, в котором было установлено, что 300 шведских граждан по-прежнему получают социальные пособия, даже после того, как покинули страну для борьбы за исламское государство в Ираке и Сирии. В большинстве случаев друзья-джихадисты и члены семьи использовали его для обработки документов, создавая иллюзию, что они все еще находятся в Швеции.

Льготы по проезду на транспорте (бесплатный проезд на город­ском транспорте; 50%-ная скидка при проезде на междугород­ных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и 1 раз в другое время года). Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам пре

1 См. Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 05.05.92 № 431 (в ред. от 25.02.2003). 2 См. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Фе­дерации» от 24.11.95 № 181-ФЗ (в ред. от 23.10.2003).

Только через год после того, как Скрамо покинул Гетеборг, произошел перерыв в выплате его социальных пособий. Полиция должна быть в состоянии предупредить и проинформировать все власти, когда кто-то уйдет. В то же время Государственное агентство занятости Арбетсформедлинген завершило экспериментальный проект, помогающий мигрантам найти работу после того, как выяснилось, что сами сотрудники мусульманского агентства помогли нанять шведских джихадистов. В попытке нанять шведских боевиков израильские оперативники якобы подкупили — и в некоторых случаях угрожали — сотрудникам Агентства.

доставляется право бесплатного проезда 1 раз в году к месту

Лечения и обратно (в том числе и для лиц, сопровождающих

Инвалидов I группы или ребенкаинвалида);

Льготы по бесплатному (либо на льготных основаниях) обеспечению автотранспортными средствами и другими средствами реабилитации. Для лиц, имеющих право на бесплатное обеспечение автотранспортными средствами, но не получивших их, предусматривается предоставление ежегодной денежной ком­пенсации транспортных расходов и др.;

Соерен Керн является главой Института Гатстоуна в Нью-Йорке. Эволюция правовых решений стр. 53. Правовые основы свободы передвижения лиц стр. 53. Источники права Европейского Союза стр. 55. Законодательные полномочия Европейского Союза. стр. 55. Правовые решения, касающиеся свободы передвижения лиц стр. 67.

Основы вторичного законодательства стр. 70. Гражданин Европейского Союза и его полномочия. стр. 72. Равное обращение с работниками стр. 79. Концепция работников в законодательстве Сообщества стр. 82. Лица, пользующиеся свободой создания стр. 86. Члены семьи гражданина Европейского Союза. стр. 90.

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавлива­ется 50%-ная скидка за пользование телефоном и радиотранс­ляционной точкой.

Социальные льготы ветеранам1.

Социальная защита ветеранов предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечи­вающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих льготы:

Правовой статус граждан третьих стран стр. 93. Правила для граждан третьих стран стр. 93. Статус граждан третьих стран стр. 97. Предмет свободы передвижения лиц стр. 103. Право на равное обращение в сфере занятости. стр. 105. Запрещение косвенной дискриминации стр. 106.

Право на проживание и социальные права. Резиденция на срок до 3 месяцев с. 109. Право на проживание в течение 3 месяцев с. 109. Право доступа к социальным пособиям стр. 122. Право оставаться в принимающей стране после окончания занятости стр. 125. Исключения и ограничения свободы передвижения лиц. стр. 126.

По пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате посо­бий в соответствии с законодательством РФ;

Получению, приобретению, строительству и содержанию жи­лых помещений;

Оплате коммунальнобытовых услуг и торговому обслуживанию;

Медицинскому, протезноортопедическому обслуживанию; са­наторнокурортному лечению, обеспечению лекарствами и из­делиями медицинского назначения;

Освобождения от свободы передвижения рабочих стр. 126. Ограничения свободы передвижения рабочих стр. 127. Правовые аспекты разработки правил ЕС, облегчающих свободу передвижения стр. 135. Правовая основа координации систем социального обеспечения. стр. 138.

Эволюция регулирующих законов о координации стр. 142. Общие соображения об изменениях стр. 142. ЕС и изменения в системах социального обеспечения. стр. 144. Гражданство Европейского Союза и социальные права. стр. 153. Положение о координации и другие положения Сообщества. стр. 156.

Координация как инструмент осуществления права на свободное передвижение лиц. стр. 162. Координация и согласование стр. 162. Принцип равного обращения стр. 163. Тема, адресованная гражданам Европейского Союза. стр. 163. Принцип равного обращения с выгодами, доходами и обстоятельствами стр. 163.

Обеспечению транспортными средствами и оплате проезда;

Трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда;

Пользованию услугами учреждений связи, культурнозрелищных и спортивнооздоровительных учреждений;

Получению услуг учреждений социального обслуживания, со­циальной и юридической помощи. Меры социальной защиты ветеранов определяются статьями 14 ­23 Федерального закона «О ветеранах» (в ред. от 06.05.2003). При наличии оснований ветераны одновременно могут иметь право на льготы по нескольким статьям указанного Закона, а также на льготы, установленные другими федеральными зако­нами и иными нормативными правовыми актами. При наличии у ветерана права на получение одной и той же льготы по нескольким основаниям льгота предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случа­ев, предусмотренных законодательством.

Принцип сохранения приобретенных и ожидающих права стр. 164. Принцип применения законодательства одного государства. стр. 165. Сфера применения и характер новых правил координации. Предмет положений о координации. стр. 175. Предмет в координирующих регламентах стр. 182.

Внешнее измерение правил Европейского Союза по координации социального обеспечения. стр. 194. Координационные постановления и международные конвенции о социальном обеспечении. стр. 194. Двусторонние конвенции между государством-членом и третьими странами.

Решения в положениях о координации систем социального обеспечения. стр. 201. Правила определения применимого законодательства стр. 213. Определение действующего законодательства. Специальные правила для публикации стр. 219. Сотрудники размещены на стр. 220.

5* Социальные льготы лицам, пострадавшим от воздействия радиа­ции1.

бесплатная медицинская помощь и получение лекарств по рецеп­там врача (для ликвидаторов аварии — со скидкой 50%), а также пользование при выходе на пенсию поликлиниками, к кото­рым были прикреплены;

Бесплатное обеспечение путевками на санаторнокурортное лече­ние (в случае отказа от путевки выплачивается компенсация);

Прикомандирование самозанятого лица стр. 225. Процедуры делегирования стр. 226. Проводка сотрудников при предоставлении услуг стр. 229. Проект новой директивы о размещении рабочих. стр. 232. Работа в двух или более государствах-членах стр. 234. Концептуальные и окончательные проблемы стр. 234.

Термин «лицо, обычно используемое в двух или более государствах-членах» стр. 239. Термин «значительная часть работы» стр. 239. Работа и самостоятельная занятость стр. 241. Временное законодательство стр. 242. Добровольное или факультативное страхование продолжается стр. 245.

Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключе­нием протезов из драгоценных металлов);

Бесплатный проезд на всех видах городского транспорта (кро­ме такси), а также пригородном железнодорожном и водном транспорте;

50%-ная скидка со стоимости проезда 1 раз в год воздушным,

Железнодорожным, водным транспортом (лица, перенесшие или получившие заболевания, связанные с радиацией, — на бес­платный проезд. 1 раз в год);

Формальные соглашения — формальные процедуры. стр. 245. Разработка концепции долгосрочного ухода стр. 252. Новые риски и новые преимущества стр. 254. Развитие долгосрочного ухода в национальных системах социального обеспечения. стр. 257. Определение проблем долгосрочного ухода стр. 268.

Выводы для будущих исследований стр. 276. Направления изменений в существующих правилах стр. 278. Польза для здоровья в натуральной форме в текущих положениях о координации. стр. 286. Право на получение пособий в случае перевода места жительства в другое государство-член стр. 291.

50%-ная скидка по оплате коммунальных услуг и телефона;

Внеочередная установка телефона;

Внеочередное обеспечение детей местами в детских дошкольных учреждениях, а также в специализированных детских ле­чебных и санаторных учреждениях с 50%-ной скидкой стоимо­сти содержания.

руб

В учебнике рассмотрены основные институты коммерческого (торгового) права зарубежных государств: субъекты коммерческой (торговой) деятельности; торговое представительство; торговые сделки; вещные права предпринимателей; рассмотрение торговых споров.
Материал излагается по странам, являющимся представителями различных правовых семей. Показаны как различия между основными институтами коммерческого (торгового) права отдельных государств, так и схожие черты, свидетельствующие о сближении в их регулировании. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.

Право на получение пособий во время временного пребывания в другом государстве-члене стр. 292. Право на получение пособий на здоровье во время учебы в другом государстве-члене стр. 295. Право на пользу для здоровья в рамках запланированного лечения. стр. 296.

Право на получение пособий натурой в отношении несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. стр. 299. Здравоохранение для пенсионеров стр. 300. Статья 31, стр. 302. Приоритет права на получение пособий в натуральной форме — специальное правило, касающееся права членов семьи на получение пособий в государстве-члене проживания.

Для студентов, обучающихся по юридическим направлениям, а также всех тех, кто в силу своей практической деятельности интересуется вопросами коммерческого (торгового) права зарубежных государств.

руб

Лекции по истории римского права

Рекомендуется историкам права, историкам-антиковедам, юристам обществоведам, преподавателям и студентам юридических и исторических вузов а также широкому кругу читателей, интересующихся историей Древнего Рима и историей права.

Значительные преимущества в натуральном выражении стр. 304. Охват пособий по долгосрочному уходу стр. 304. Правила возмещения пособий натурой стр. 305. Предмет и область применения стр. 308. Связь с другими нормами ЕС стр. 313. Обязательства государств-членов в отношении трансграничного здравоохранения. стр. 314.

Возмещение расходов на трансграничную медицинскую помощь. стр. 316. Здравоохранение, которое может потребовать предварительного согласия стр. 318. Административные процедуры, касающиеся трансграничного здравоохранения стр. 321. Информация, национальные контактные пункты. стр. 322.

руб

Занимательная цивилистика. Учебное пособие. В 3 книгах. Книга 3

Издание состоит из трех книг, представляющих собой серию небольших очерков по разнообразным вопросам гражданского права, которые почти не обсуждаются ни в учебной, ни в специальной литературе, главным образом, из-за их незначительности, экстравагантности, а также из-за их нахождения «на стыке» гражданского права с другими отраслями права и даже не юридическими дисциплинами. Приобретение навыка решения подобных вопросов представляется весьма важным для всех практикующих юристов, которых жизнь регулярно забрасывает в ситуации, «не предусмотренные законодательством».

Воспитывая навык критического отношения к оценке ситуаций, традиционно третирующихся как лежащие вне сферы внимания права и юриспруденции, эта книга способствует формированию первоначальных представлений о задачах, приемах и границах гражданско-правового регулирования.

руб

Правоохранительные органы. Учебник

Предлагаемый читателю учебник, как и предыдущие 12 вариантов учебника по курсу «Правоохранительные органы», изданные с участием автора, подготовлен на базе многолетнего опыта преподавания этого курса на юридическом факультете Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова и с учетом рабочей программы по данному учебному курсу. Соответствует ФГОС ВО 3+. Для студентов юридических вузов и факультетов широкого профиля, получающих квалификацию (степень) «бакалавр», «специалист», «интегрированный магистр». Для аспирантов, преподавателей таких вузов, а также для всех, кто проявляет интерес к построению и полномочиям судов и других правоохранительных органов.

руб

Учебник имеет гриф: Допущено Учебно-методическим советом по образованию в области юриспруденции ФГБОУ высшего профессионального образования «Уральская государственная юридическая академия» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Юриспруденция» (030501 — специалист, 030500-62 бакалавр, 030500-68 магистр).
Новое, 9-е издание учебника переработано и дополнено авторами в соответствии с учебной программой. Освещены все основные институты гражданского процессуального права, включая общие положения, производство в суде первой инстанции, производство по пересмотру судебных постановлений и их исполнение. Содержит основы арбитражного процесса, описание международного и зарубежного гражданского процесса. Отдельная глава посвящена несудебным формам гражданской юрисдикции.

руб

Право социального обеспечения России. Учебник для бакалавров

Учебник подготовлен в соответствии с программой учебного курса по праву социального обеспечения с учетом динамики развития законодательства в современный период. Авторы учебника, руководствуясь Конституцией РФ, отразили в нем положения современного законодательства в сфере социального обеспечения.
Нормативные акты используются по состоянию на 1 января 2014 года.

Для студентов юридических учебных заведений высшего профессионального образования.

На сегодняшний день существует огромное количество форм поддержки социально незащищенных слоев населения. Одних льгот около 430. Этими льготами охвачено почти 2 тысячи категорий населения. Закон «О социальной государственной помощи» Федеральный закон от 17. 07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 21. 07.2014) «О государственной социальной помощи» // справочно-правовая система Консультант Плюс / НПП «Консультант Плюс». — Электрон. дан. — М., 2014. — 1 электрон. опт. диск (СD-RОМ). делит все льготы на ряд категорий: профессиональные льготы, льготы за особые заслуги и льготы нуждающимся.

Провести классификацию льгот достаточно сложно. Они предусматриваются в законах, указах и постановлениях Правительства,

По форме принято различать два вида льгот: материальные и нематериальные. Суть льготы материального характера заключается в том, что получатель льготы освобождается от общепринятой платы за тот или иной товар или услугу либо оплачивает по специальной, льготной цене (50%). Льгота нематериального характера заключается в праве внеочередного или первоочередного обслуживания там, где предполагается определенная очередность, либо в преимущественной (по сравнению с лицами, не имеющими такой льготы) возможности воспользоваться тем или иным правом Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения: учебник / Под ред. Г.В. Сулеймановой / М.: Дашков и К, 2011. — С. 439.

Возможно разграничение льгот по целевой направленности, по условиям предоставления и субъектному составу их получателей.

Вопрос об основаниях предоставления льгот также является не однозначным: принято считать, что в форме льгот выступает компенсация повышенных затрат определенной группе лиц, имеющим в ней потребность. Льготой можно назвать компенсацию только повышенных затрат, связанных с удовлетворением личных потребностей. Если компенсируются затраты, совершаемые, например, по долгу службы (оплата проезда социальным работникам, милиционерам и др.), такая компенсация не является льготой.

В виде льготы выступает также преимущество одной группы лиц перед другими. Анализ законодательства показывает, что термин «преимущество» употребляется чаще тогда, когда речь идет о наделении отдельных категорий граждан правом на первоочередное удовлетворение их потребностей: внеочередное, первоочередное социальное обслуживание и др.

Социально-правовыми основаниями предоставления льгот по социальному обеспечению является наступление объективно существующих жизненных обстоятельств (инвалидность, старость, мало-обеспеченность и др.), которые порождают специфические потребности личности (в специальных средствах передвижения, в бытовом обслуживании на дому и др.). Для их обеспечения нуждающиеся наделяются дополнительными правами-льготами. Если эти льготы не предоставить, эти лица не смогут в полной мере удовлетворить свои жизненно важные потребности на общественно необходимом уровне.

Другим основанием для предоставления льгот выступает наличие у граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление льгот по этому основанию является не только потребностью лица в особых формах социальной защиты ввиду инвалидности, старости и др., но и служит формой поощрения и признания заслуг перед обществом и государством (инвалиды и участники ВОВ, инвалиды боевых действий на территории других государств и др.). Эти льготы можно назвать привилегиями. Привилегии имеют смысл, когда существует дефицит услуг, большая очередь на предоставление услуг. В будущем, когда социальные услуги не будут дефицитными, подобные привилегии перестанут существовать.

Льготы-привилегии могут выступать в виде правовых гарантий социальной защиты.

Например, Федеральный закон «О ветеранах»Федеральный закон от 12. 01.1995 № 5-ФЗ (в ред. от 22. 12.2014) «О ветеранах» // Российская газета», N 1 — 3, 05. 01.2000 // Режим доступа: http: //www.consultant.ru/ — Загл. с экрана предусматривает правовые гарантии социальной защиты ветеранов РФ, которая осуществляется путем предоставления компенсаций и льгот. В соответствии с этим Законом к мерам социальной зашиты ветеранов относится предоставление им льгот по налогообложению, по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений, по оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию, медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения, по обеспечению транспортными средствами и оплате проезда, пользованию услугами учреждений связи, трудоустройству, переподготовки кадров и условиям труда и др.

Льготы есть прежде всего социальная мера, в этом проявляется их общественная ценность, а также элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера. Матузов, Н.И. Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н И Матузова, А.В. Малько // Режим доступа: http: //www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/9. htm — Загл. с экрана Льготой, по мнению законодателя, является освобождение от конституционной обязанности платить законно установленные налоги, сборы, пошлины для определенного круга лиц.

Законодательство предусматривает замену льгот компенсациями. Например, согласно Федеральному закону «О ветеранах» (ст.14) неработающие инвалиды войны при наличии медицинских показателей обеспечиваются бесплатными путевками в санаторно-курортные организации. Для тех получателей путевок, которые по какой-либо причине не воспользовались своим правом, государство предусмотрело выплату денежной компенсации в размере не менее четырехкратного минимального размера пенсии по старости.

В социальном обслуживании система льгот должна быть более сориентирована на специфику потребностей, регион проживания, материального и семейного положения субъектов права социального обеспечения. Льготы предоставляются отдельным категориям граждан за счет фонда, держателем которого выступает общество в целом, поэтому вопрос об определенных предпочтениях, которые общество отдает тем или иным лицам, вызывает подчас острые эмоциональные реакции в массовом сознании.

Большинство прав в социальном обслуживании выступает в форме льгот и привилегий для одиноких престарелых и инвалидов. Льготы заключаются в освобождении полностью или частично от оплаты бытовых услуг, предоставляемых другим гражданам за плату. В некоторых случаях само предоставление той или иной услуги для одиноких престарелых трактуется как льгота (доставка на дом горячих обедов, помощь в приготовлении пищи, уход во время болезни и др.), в то же время такие льготы являются долгом общества перед пожилыми гражданами.

Льготы выгодны не только личности, но и обществу в целом. Если государство не будут оказывать социальную поддержку людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, то эта обязанность ляжет на плечи семьи, которая из своей зарплаты будет вынуждена оплачивать социальные услуги. В настоящее время «семейная нагрузка» ощутима. Недооценка тех или иных потребностей личности, невозможность или неполнота их удовлетворения неизбежно ведут к замедлению темпов общественного развития Буянова, М.О. Право социального обеспечения России: учебник / Под ред. М.О. Буянова, К.Н. Гусова. / М.: ТК Велби, Проспект, 2010. — С. 565.

В законодательстве дифференциация льгот осуществляется по контингентам граждан, которым они предоставляются. Льготы в социальном обеспечении предоставляются ветеранам, инвалидам, детям, многодетным семьям, семьям, имеющим детей-инвалидов, жертвам политических репрессий, бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей. Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др. Содержание этих льгот неоднородно по их экономической и социальной значимости.

Существенные изменения в систему льгот внес Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ» Федеральный закон от 22. 08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 08. 12.2011) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах» // Режим доступа: http: //www.consultant.ru/ — Загл. с экрана. В соответствии с указанным Законом понятие «льготы» заменяется термином «меры социальной поддержки». Многие ранее существовавшие льготы заменяются на денежные выплаты. Кроме того, закон разграничил компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в сфере финансирования предоставляемых мер по социальной поддержке граждан.

Так, к компетенции Российской Федерации отнесены меры по социальной поддержке инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, ветеранов боевых действий, лиц, награжденных знаком «Житель блокадного Ленинграда», лиц, проработавших в годы Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений и других военных объектах; членов семей умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, всех категорий инвалидов, а также граждан, подвергшихся воздействию радиации.

Для указанных категорий граждан (по их выбору) предусматривается возможность получения ежемесячного «социального пакета», (заменяющего бесплатный проезд, бесплатное обеспечение лекарственными средствами, а также санаторно-курортное лечение). Сохранены льготы по оплате коммунальных услуг, протезно-ортопедической помощи, а также по предоставлению технических средств по реабилитации.

infomade.ru

Похожие статьи