Закон для васЛьготыЛьготы по отчислениям во внебюджетные фонды

Льготы по отчислениям во внебюджетные фонды

Нет времени читать? Сохрани

Содержание

Страховые взносы должны платить все предприниматели. Средства перечисляются во внебюджетные фонды и касаются каждого сотрудника. Об особенностях их оплаты, размерах, сроках и возможных ошибках идет речь ниже.

Какие страховые взносы поступают во внебюджетные фонды. Плательщики

Под страховыми взносами (СТВ) подразумеваются регулярные платежи, осуществляемые в обязательном порядке. Они обеспечивают в будущем достойную пенсию, оплату больничных и пособий на малышей, бесплатную медпомощь.

Перечисляют взносы предприниматели, работодатели и самозанятые лица. ИП, в штате которого имеются сотрудники, обязан перечислять средства не только за себя, но и своих работников.

Под СТВ подразумеваются суммы, предназначенные для страхования:

  • пенсионного. Средства накапливаются в ПФ;
  • от несчастных случаев, которые могут произойти в процессе производства, от заболеваний профессионального характера. Средства перечисляются в ФСС;
  • медицинского (ФОМС).

Следует безоговорочно производить перечисление средств во внебюджетные фонды:

  1. Лицам, выплачиваемым сотрудникам зарплату и иные виды вознаграждений:
  • компаниям и фирмам со статусом юрлиц;
  • ИП;
  • физлицам без статуса ИП.
  1. Бизнесменам, практикующим в частном порядке по правилам, установленным законодательно. Их отличительная особенность – предприниматели работают самостоятельно и не имеют официальных сотрудников или помощников, которым выплачивается заработок.

Важно! Когда плательщика СТВ одновременно можно отнести к нескольким категориям, то он обязан платить средства по каждому основанию отдельно.

Особенности контроля за СТВ

Длительное время вопросы исчисления и уплаты СТВ регулировались законом, принятым в 2009 г. С 2017 г. их администрирование поручено налоговикам, и вопросы относительно уплаты освещены в НК (Гл. 34). В настоящее время плательщикам СТВ следует руководствоваться положениями этой главы. Те основные принципы, которые касаются налогов, получили распространение и на СТВ.

С первого квартала 2017 г. расчеты по СТВ отправляются не в ПФР, а налоговикам. Они становятся частью НК.

Под контролем ФСС остаются только СТВ касательно травматизма. Фонд по-прежнему принимает надлежащую отчетность.

Под контролем ПФР продолжает находиться персонифицированная отчетность (Читайте также статью ⇒ Фиксированные страховые взносы для ИП в ПФР).

Тарифы страховых взносов в 2017-2019 г.

Установленные тарифы бывают общими и пониженными.

Для большинства налогоплательщиков действуют такие размеры отчислений:

Тарифы ПФР ФСС ФОМС
В пределах установленного граничного размера заработка 22,0 2,9 5,1
Свыше граничного размера 10,0

Ныне действующие тарифы остаются без изменений на протяжении трех лет.

Для определения размеров взносов в ПФР и ФСС установлена предельная базовая величина. Она составляет соответственно 711,0 тыс. руб. и 670 тыс. руб. Свыше установленного лимита средства в ПФР перечисляются по ставке пониженной – 10%, а в остальные фонды не направляются совсем.

Что касается тарифа на ОМС, то его размер не находится в зависимости от объема выплат зарплатных. В 2017 г. все доходы без каких-либо ограничений облагаются ставкой в 5,1%.

Конкретный тариф СТВ в ФСС зависит от того, к какому классу профриска относится деятельность работодателя. Предприятие перечисляет от 0,2% до 8,5%, страхуясь от несчастных случаев.

Важно! Предельный размер, служащий базой для СТВ, должен индексироваться ежегодно. Основой является рост заработка в среднем по стране.

Для значительного количества страхователей тарифы на СТВ уменьшены:

Страхователи ПФР ФСС ФОМС
Компании, фирмы, ИП на УСН. Обязательное условие – максимальный доход 79 млн. руб. 20,0 0 0
Учреждения аптечные, ИП, получившие лицензию на продажу лекарственных форм на ЕНВД.

Уменьшенные ставки – только для трудящихся, занятых в аптечной деятельности

20,0 0 0
ИП на ПСО 20,0 0 0
IT-компании и фирмы 8,0 2,0 4,0
Участники проекта «Сколково» 14,0 0 0
Предприятия, задействованные в свободной эконом. зоне в Крыму 6,0 1,5 0,1

Важно! В этом перечне содержится неполная информация. Чтобы ее дополнить, нужно ознакомиться со ст. 427 НК.

Сроки и последовательность уплаты СТВ во внебюджетные фонды

Отрезок времени, который определяет уплату СТВ, остается неизменным уже не первый год. Все СТВ следует внести в соответствующие фонды до 15 числа следующего месяца. Эта дата – конечная. Но если она приходится на праздничный или выходной, то срок переставляется на ближайший день рабочий.

Важно не забывать, что:

  • ведение учета СТВ и уплата проводится в руб. и коп.;
  • на каждого сотрудника работодатель ведет карточку учета СТВ.

Последовательность уплаты СТВ:

  1. Суммы фиксируются в процессе начисления зарплаты.
  2. Страхователь уплачивает их в течение предусмотренного отрезка времени – заполняет платежки с соответствующими реквизитами и суммами, проводит их через банк.
  3. Плательщик составляет соответствующие проводки и ведет учет начислений и уплаты СТВ.
  4. Формируются ежеквартально соответствующие отчеты и направляются в ИФНС и ФСС.

Постоянно следует проверять наличие задолженности по СТВ. Для этого можно направить письменное заявление с просьбой о предоставлении справки по задолженности или найти нужную информацию в режиме онлайн с помощью информационного сервиса на сайте ПФР или ФНС (Читайте также статью ⇒ КБК на страховые взносы).

Санкции за несвоевременную уплату СТВ

Ответственность касательно СТВ появляется у налогоплательщика тогда, когда причина их неуплаты:

  • при подсчете база для начислений СТВ была занижена, то есть, страхователь упустил какую-то сумму, облагаемую СТВ;
  • некорректный расчет СТВ. Например, страхователь использовал в расчете пониженный тариф совершенно безосновательно;
  • иные действия (бездействия) предпринимателя-страхователя, которые признаются неправомерными.

Штрафы:

Нарушение Штраф, % от неуплаченной суммы
Просрочка в предоставлении отчетности 5,0

Минимум 1000,0 руб. и максимум 30% от общей суммы платежа

Занижение базы – основы для определения размера СТВ 20,0
Умышленная неуплата СТВ 40,0

Когда предприятие пропустило крайний срок уплаты СТВ, со следующего дня начинается рост пени. Ее размер составляет (в %):

  • просрочка свыше 30 календ. дн. – 1/300 ставки рефинансирования Центробанка;
  • с 31-го дня просрочки – 1/150 указанной выше ставки рефинансирования.

Пример 1. Компания «Вектор» произвела перечисление СТВ в ПФР за апрель 15 июня. Просрочка составила 30 дней. Во внебюджетный фонд отправлено 180 тыс. руб.

Пеня составляет:

180 000 · 9,25%* · 1/300 · 30 = 1 665 руб.

*ключевая ставка ЦБ в мае-июне 2017 г.

Бухгалтер «Вектора» сделает такие записи:

Дт 99              КТ 69                         1 665,0                       пеня начислена

Дт 69              Кт 51                          1 665,0                       пеня перечислена в бюджет

Важно! Когда предприятие не смогло заплатить СТВ вовремя, ему выгодно не тянуть, а найти средства и отправить их в соответствующие фонды в течение ближайших 30 календ. дней.

Особенности уплаты взносов ИП

Для ИП тариф СТВ в ПФР составляет 26%, в ФОМС – 5,1%. Расчет производится исходя минимального заработка. Его размер с 01 июля 2017 г. – 7800 руб. Предыдущая величина – 7500. Именно она используется в определении суммы СТВ фиксированной, поскольку в НК предусмотрен расчет за МРОТ на начало календарного года.

Когда годовые поступления ИП не больше 300 тыс. руб., размер СТВ в ПФ составит:

7500 · 12 мес. · 0,26 = 23 400,00

При превышении поступлений 300 тыс. руб., ему потребуется дополнительно к сумме, рассчитанной выше, добавить еще 1% от поступлений, переваливших за указанную величину.

Максимальный годовой размер СТВ в ПФ для ИП – 187,2 тыс. руб. (восьмикратная величина МРОТ).

На СТВ в ФОМС доход не влияет. За год они составляют:

7500 · 5,1% · 12 мес. = 4 590,00 руб.

Взносы в ФСС индивидуальный предприниматель уплачивает добровольно. Когда ИП примет решение об их внесении, то размер составит:

7500 · 2,9% · 12 мес. = 2 610,00 руб.

Важно! Основой расчета СТВ является МРОТ на начало календарного года.

Распространенные ошибки в уплате СТВ

На практике нередко случаются ошибки касательно уплаты СТВ. Встречаются они не только со стороны предпринимателей. Например, специалисты ПФР могут неверно разнести платежи в своей системе. Или же ошибку подобного рода допустил бухгалтерский работник предприятия. В результате часть СТВ в расчет не попала.

Бывает, что не совпадает сумма входящего остатка СТВ.

Среди других распространенных ошибок выделяются такие:

  1. Несоответствие паспортных данных сотрудника и его ФИО, СНИЛС. Подобные искажения определяются автоматически, и расчет не принимается. Налогоплательщик получает информацию о наличии ошибки. Ему следует сделать исправления и сдать уточненный расчет. В данном случае штраф отсутствует.
  2. Несовпадения между общей суммой СТВ и их размерами по отдельным сотрудникам. Уточненный расчет сдается и в этом случае.
  3. Расчет СТВ для иностранного специалиста компании, временно проживающего в стране, работающего по договору, проделан по неправильному тарифу. Бухгалтер не учел, что сотрудник – специалист высокой квалификации. Для подобных работников-иностранцев следует проводить начисление взносов только по травматизму. Иные СТВ отсутствуют. Бухгалтеру понадобится провести перерасчет и отправить дополнительный отчет.

Проводки для перечисления сумм СТВ и формула расчета

Счета бухучета СТВ остаются неизменными. Только не помешает учесть возможность доначислений взносов за периоды, уже прошедшие. Разумно ввести дополнительные субсчета к сч. 69.

Основные бух. записи по СТВ такие:

Содержание операции Дебет Кредит
СТВ начислены 20 (25, 26, 44) 69 (плюс субсчета по каждому виду страхования)
СТВ уплачены 69 51
Начислены пособия за счет ФСС 69 70
Пособия возмещены соцстрахом 51 69

Чтобы определить расчетную базу СТВ, используется формула:

СТВ рассчитывается так:

СТВ = Расч. база · тариф

Пример 2. Маркетологу ООО «Вектор» Литвиновой Р. Л. в апреле начислена зарплата 32 250 руб. Десять дней она проболела. Сумма пособия – 10 750 (за счет работодателя 3225, и ФСС — 7525). Проводки:

Дебет Кредит Сумма, руб. Операция
44 70 32 250 Начисление заработка за апрель
44 69.1 935,25 Начисление СТВ по врем. нетрудоспособности и материнству
44 69. 2 7 095,0 СТВ по пенсионному страхов.
44 69,3 1 644,75 Взносы по мед. страхованию
44 69.11 258,00 Взносы по страхованию от несч. случаев
44 70 3225,0 Больничное пособие за счет работодателя начислено
69.1 70 7525,0 Пособие за счет ФСС начислено
69.2 51 7 095,0 Взносы в ПФ уплачены
69.3 51 1 644,75 Уплата СТВ по медстраховке
69.11 51 258,00 Уплата в ФСС взносов по травматизму
51 69.1 6589,75* Возмещение от ФСС получено

*ФСС при возмещении учитывает сумму СТВ по врем. нетрудоспособности и материнству.

Рейтинг популярных вопросов

Вопрос 1. Насчитывается ли пеня за несвоевременную уплату взносов по травматизму, когда причиной нарушения является наложение на имущество предпринимателя ареста?

Ответ. Если бизнесмен подтвердит указанную причину просрочки, пеню не насчитают.

Вопрос 2. Имеют ли право внебюджетные фонды взыскать неуплату принудительно?

Ответ. Такое право у них имеется. Изымается недоимка за счет денежной массы и имущества предпринимателя.

Вопрос 3. Иностранный гражданин, временно проживающий в стране, зарегистрировал ИП. Нужно ли ему перечислять СТВ?

Ответ. СТВ для ИП-иностранцев проводятся точно так же, как для отечественных ИП. Алгоритм расчета платежей не отличается.

Система бухучета СТВ кардинально не изменилась. Но приравнивание страховых платежей к другим налогам, особенно касательно последствий в случае ошибок и неточностей, требует от бухгалтера особого внимания при расчетах, перечислениях и составлении отчетности.

Целью перечисления СТВ является пополнение ресурсов внебюджетных фондов. Средства рассчитываются по установленным НК тарифам. Размер отличается в зависимости от вида коммерческой деятельности, условий труда. Тарифы не остаются без изменений, они периодически корректируются.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

Вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓

Консультация бесплатная Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик
Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик

online-buhuchet.ru

§1. Федеральный закон “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования” от 24.07.2009 № 212-ФЗ с учетом последних изменений (далее по тексту — “Закон”) установил для компаний, занятых в области информационных технологий, две льготы: первую — с суммарным тарифом в 14%, и вторую — с суммарным тарифом 26%. Каждая льгота установлена совершенно отдельно от другой, что значит: отдельно определены субъекты, виды деятельности, критерии применения каждой льготы, порядок подтверждения права на льготу, тарифы взносов и периоды их применения.

Изменения в закон были изданы к концу года (16 октября и 28 декабря), вследствие чего ни государственные органы, ни плательщики взносов в начале 2011 года оказались, по существу, не готовы к применению закона. В настоящее время предпринимаются активные попытки выработать общее понимание, что делать и тем и другим. Одной из таких попыток стала рабочая встреча представителей ИT-компаний с ответственными работниками Минкомсвязи России, Минздравсоцразвития России, Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ, которая прошла в Москве 9 февраля. Данная статья написана с учетом высказанной там позиции представителей ведомств .

Итак, есть две льготы, которые далее для удобства изложения обозначим как Льгота-1 и Льгота-2.

Льгота-1

§2. Введена федеральным законом от 16.10.2010 № 272-ФЗ, который в том числе ввел в Закон о взносах специальные дополнения и изменения по Льготе-1:

— в статью 57 часть 2 пункт 4, части 2_1, 2_2, 2_3, 2_4, 2_5;

— статью 58 часть 1 пункт 6, части 3 и 5.

2010 2011 2012—2017 2018 2019
Пенсионный фонд 14,0 8,0 8,0 13,0 20,0
Фонд социального страхования 0,0 2,0 2,0 2,9 2,9
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,0 2,0 4,0 5,1 5,1
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 0,0 2,0 0,0 0,0 0,0
Итого 14,0 14,0 14,0 21,0 28,0

§3. Субъекты — российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.

Внимание! Сейчас представители государственных органов, опираясь на дословное, грамматическое толкование закона, понимают эту норму как устанавливающую ограничения для субъектов льготы и расчетной доли доходов:

— во-первых, организации, осуществляющие разработку и реализацию … и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы)…, т. е. реализующие только свои продукты и оказывающие услуги (выполняющие работы) по этим продуктам!

— во-вторых, организации, оказывающие услуги… (далее по тексту), т. е. обслуживать и т. п. можно и не свои продукты.

Иными словами, реализация продуктов (или имущественных прав на продукты), разработанных не самой организацией, не входит в деятельность, учитываемую для расчета доли льготного вида деятельности. В расчет льготной деятельности также не принимается, например, стоимость передаваемой своему клиенту лицензии на “чужой” программный продукт, использованный в разработке собственного продукта или необходимый для пользования им. Перепродажа продуктов или прав на них не поддерживается этим законом! Такова позиция государственных органов, сообщенная в ходе рабочей встречи.

На наш взгляд, согласиться с таким толкованием нельзя. Данная норма, в полном соответствии с юридической конструкцией регулирования обязательных платежей, определяет состав субъектов, применяющих пониженные тарифы, но не состав доходов, включаемых в расчетные 90%. Следовательно, основываясь на том же грамматическом различии соединительного союза “и” и разделительного союза “или”, синтаксисе всего предложения, можно сделать вывод, что законодатель действительно ввел две категории субъектов (схематично):

— во-первых, организации, осуществляющие разработку и реализацию и (или) оказывающие услуги; здесь разработка — обязательное условие, а реализация или услуги — факультативные, одного из них может не быть;

— во-вторых, организации, оказывающие услуги (выполняющие работы)…; здесь обязательного условия о разработке собственных продуктов нет.

Таким образом, при данном толковании исключаются организации, занимающиеся только реализацией “чужих” продуктов и не занятые оказанием услуг (выполнением работ) по ним, т. е. просто торговые посредники. Таким образом, дистрибьюторы обновляемых, обслуживаемых, сопровождаемых продуктов (например, информационно-справочных и бухгалтерских систем) на этом основании не могут быть исключены из состава субъектов, имеющих право на Льготу-1.

Состав же доходов, включаемых в расчетные 90%, установлен иными нормами Закона (п. 2 ч. 2_1, п. 2 ч. 2_2 ст. 57), в которых виды деятельности перечислены через запятую, без всяких союзов, следовательно, субъект льготы вправе все доходы от данных видов деятельности включать в расчетные 90%, независимо от того, получен доход от реализации продуктов, имущественных прав на продукты или от обслуживания продуктов, разработанных самой организацией либо другим лицом. О расчете доли дохода — см. далее §6 настоящей статьи.

§4. Критерии перехода на уплаты страховых взносов по пониженным тарифам — это одновременное совпадение трех условий:

1) организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по льготным тарифам, составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период;

3) средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по льготным тарифам, составляет не менее 50 человек.

Для вновь созданных организаций доля дохода определяется за отчетный (расчетный) период (значит, за первый квартал, полгода, девять месяцев, календарный год), а численность — среднесписочная численность работников за тот же период.

§5. Аккредитация принимается государственными органами в качестве ключевого условия для уплаты взносов по льготным тарифам. Сейчас аккредитация осуществляется Минкомсвязи России в соответствии с постановлением Правительства РФ “О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий” от 06.11.2007 № 758. Формы документов для аккредитации можно найти на сайте www.gosuslugi.ru. Телефон “горячей линии” министерства по вопросам аккредитации — (495) 771-83-60.

Аккредитация, полученная ранее в Росинформтехнологии, продолжает действовать и не требует подтверждения. Впрочем, в настоящее время ведомствами уже согласовывается проект изменений порядка аккредитации, который предусматривает сделать аккредитацию ежегодной, с подачей декларации о соответствии установленным требованиям, включая сообщение сведений о доходе в разрезе кодов ОКВЭД. Аккредитацию можно будет проходить в электронном виде через сайт www.gosuslugi.ru.

Документом, подтверждающим аккредитацию организации, является выдаваемая Минкомсвязи России выписка из реестра аккредитованных организаций. Появившееся на официальном сайте отделения Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 21.01.2011 сообщение, что условием применения льготы является обязательное наличие сведений об организации в реестре (перечне) аккредитованных организаций на сайте Минкомсвязи России, дезавуировано представителем центрального аппарата Пенсионного фонда РФ. Выписка — единственный и достаточный документ, удостоверяющий наличие аккредитации.

§6. Доля доходов определяется отношением дохода от указанной в пункте 2 части 2_1 и пункте 2 части 2_2 статьи 57 Закона деятельности ко всему доходу организации.

Заметьте, что в расчет берется доход от самой этой деятельности, например, в случае получения оплаты в иностранной валюте, курсовая разница в расчет 90% не войдет. Обратите внимание также, что в состав дохода включается и передача имущественных прав на программы для ЭВМ и баз данных, т. е. доходы по договорам об уступке исключительного права и лицензионным договорам.

Разъяснением и контролем того, подпадает ли та или иная конкретная деятельность под данное в законе определение, будет заниматься Минкомсвязи России. Министерство уже собрало от компаний отрасли фактически используемые формулировки договоров с тем, чтобы подготовить методические рекомендации по данной работе.

Несмотря на то что норма о данной льготе не оперирует терминами кодов ОКВЭД, представители государственных органов подразумевают, что речь идет только о двух конкретных кодах ОКВЭД:

— 72.20 Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области;

— 72.40 Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов.

Представляется, что, как минимум, код 72.30 Обработка данных также должен включаться в поддерживаемую Законом деятельность.

Кроме того, обратите внимание, что под всем доходом организации понимаются доходы согласно ст. 248 НК РФ, т. е. и доходы от реализации товаров, работ, услуг, и внереализационные доходы!

§7. Средняя численность определяется согласно п. 80—86 указаний по заполнению формы П-4, утвержденных приказом Росстата от 12.11.2008 № 278. Там же содержится порядок расчета среднесписочной численности, которая используется для вновь созданных организаций. Как можно видеть в указаниях, средняя численность — понятие более широкое и включает в себя 1) среднесписочную численность работников, 2) среднюю численность внешних совместителей и 3) среднюю численность работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера.

§8. Началом применения льготы является месяц, когда совпали все три условия: аккредитация, доля выручки и численность. Например, если доля выручки и численность удовлетворяет требованиям, не хватало только аккредитации, льготу можно применять с месяца, в котором согласно выписке организация была внесена в реестр аккредитованных предприятий: в феврале получила аккредитацию — с февраля имеет право на льготу.

Особо заметим, что никаких иных формальностей, заявлений, уведомлений и т. п. для начала применения льготы не требуется — организация сама определяет месяц начала применения льготы.

§9. Если по итогам отчетного (расчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно условие (численность или доля выручки), а также в случае лишения ее государственной аккредитации, такая организация лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала периода, в котором выявлено несоответствие установленным условиям и (или) аннулирована государственная аккредитация — часть 2_4 статьи 57 Закона.

Обратите внимание: начало периода! Понятия периодов определены в ст. 10 основного закона о страховых взносах от 24.07.2009 № 212-ФЗ: расчетный период — календарный год, отчетный период — первый квартал, полугодие, девять месяцев, календарный год! Иными словами, всегда — с 1 января (кроме организаций, существующих первый календарный год, для них период — со дня создания). Если, например, организация лишена аккредитации в сентябре, то она лишилась права на льготу с начала года и обязана, произведя перерасчет, доплатить взносы по общим тарифам с 1 января текущего года.

Несмотря на то что статья 58 закона, регулирующая уплату взносов с 2011 г., напрямую не содержит такого предписания и на часть 2_4 статьи 57 не ссылается, государственные органы, видимо, намерены именно так толковать указанную норму и после 2010 г.

Взыскание пеней или штрафов в данном случае не предусмотрено, хотя вполне вероятны попытки проверяющих органов начислить пени на основании общей статьи о пенях — статьи 25 Закона о взносах. В такой ситуации можно провести логическое толкование текста Закона, сославшись, что в аналогичном случае для Льготы-2 законодатель в части 1_4 статьи 58 Закона прямо установил взыскание пеней с суммы недоплаченных с начала отчетного (расчетного) периода взносов, напротив — применительно к Льготе-1 такого предписания нет. Исходя из единства воли законодателя и юридической техники в одном и том же нормативно-правовом акте, следует сделать вывод, что взыскание пеней при утрате права на Льготу-1 Законом не предусмотрено.

Следует учесть, что действующий (как и планируемый) порядок аккредитации предусматривает 30-дневный срок на рассмотрение заявления в министерстве, ввиду чего организации должны заранее подавать необходимые документы, с запасом времени.

§10. Сейчас уже утверждена вся отчетность по льготам — соответствующие изменения внесены в формы отчетности РСВ-1 ПФР и 4-ФСС РФ, которые дополнены соответствующими таблицами в обоснование уплаты страховых взносов по пониженным тарифам. Правда, проверяющие органы вправе потребовать иные документы, обосновывающие применение льготы: бухгалтерские, налоговые, статистические (в первую очередь, форму П-4 Росстата). Организация, решившая применять льготу, скорее всего, будет подвергнута, как минимум, камеральной проверке, так как фонды в дальнейшем должны обосновать получение из федерального бюджета компенсации выпадающих доходов.

Льгота-2

§11. Введена федеральным законом от 28.12.2011 № 432-ФЗ, который внес в Закон о взносах, в числе прочего, специальные дополнения о льготе-2: в статью 58 часть 1 пункт 8 литера “я_7”, части 1_4 и 3_2.

2011 г. 2012 г.
Пенсионный фонд 18,0 18,0
Фонд социального страхования 2,9 2,9
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 3,1 5,1
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2,0 0,0
Итого 26,0 27,0

§12. Субъекты — организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности которых является деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий.

Из состава субъектов для данной льготы исключаются организации и индивидуальные предприниматели, указанные в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 58 Закона о взносах, т. е. в том числе организации, имеющие право на Льготу-1. Это логичное дополнение призвано устранить возможную коллизию двух норм, так как организация может одновременно удовлетворять условиям и Льготы-1, и Льготы-2. Само собой разумеется, что организация, которая по Льготе-1 может платить суммарный тариф 14%, будет применять его. Однако, если она перестанет удовлетворять требованиям для Льготы-1, у нее, возможно, остается шанс воспользоваться в 2011-м и 2012 гг. Льготой-2, хотя и менее выгодной, но дающей экономию в 8%.

§13. Вид экономической деятельности, признается основным при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов.

Вид деятельности, имеющийся в виду в данном случае, — это деятельность по всему 72-му классу Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Обратите внимание: торговля (перепродажа) программными продуктами сюда также не входит — см. комментарий к кодам в ОКВЭД.

Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346_15 НК РФ, т. е. также включаются реализационные и внереализационные доходы, но с некоторыми предусмотренными в этой статье налогового кодекса изъятиями.

Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя осуществляется путем заполнения соответствующей дополнительной таблицы в форме отчетности РСВ-1 ПФР, которая только что внесена в форму приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 54н.

Насколько нам известно, представители государственных органов в настоящее время не связывают понятие основного вида деятельности для целей Закона о страховых взносах с понятием основного вида деятельности, применяемого при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С такой позицией следует согласиться, так как рассматриваемый Закон о взносах однозначно установил условие признания вида экономической деятельности основным (70% от общего дохода). Несмотря на это, целесообразно приводить в соответствие сведения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП со сведениями об основном виде деятельности, сообщенном в рамках уплаты страховых взносов, так как обязанность актуализации сведений о видах экономической деятельности, основном и дополнительных, установлена пунктом 5 статьи 5 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

§14. Возможность применения Льготы-2, как и Льготы-1, организация или индивидуальный предприниматель определяют сами на основе соответствия или несоответствия установленным Законом условиям. Никаких дополнительных процедур, разрешений, заявлений и т. п. здесь также не предусмотрено.

Таким образом, организация, применяющая УСН и уверенная, что не менее 70% в ее доходах занимает доход от видов деятельности, классифицируемых по 72-му классу ОКВЭД (виды 72.10- 72.60), может начинать платить страховые взносы по суммарной ставке в 26% уже с января 2011 г. Впрочем, представители государственных органов рекомендуют в первом квартале уплатить взносы по общим ставкам и лишь после сдачи первой отчетности РСВ-1 ПФР по новой форме производить перерасчет уплаченных взносов исходя из пониженной ставки с начала года.

§15. Если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие. Норма, аналогичная установленной для Льготы-1 (см. §9 настоящей статьи), — в данном случае доплатить взносы по общим тарифам придется с 1 января.

Сверх того, в этом случае нормой предусмотрено не только восстановление недоплаченных сумм, но и взыскание соответствующих пеней согласно ст. 25 Закона о взносах (1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ в день).

§16. Как говорилось выше, отчетность по данной льготе утверждена — это форма РСВ-1 ПФР с дополнениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России “О внесении изменений в форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, утвержденную приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. № 894н” от 31.01.2011 № 54н (зарегистрирован в Минюсте России 08.02.2011за № 19733).

§17. Можно заметить, что как и в случае с Льготой-1, плательщикам взносов надо быть готовыми доказать всей имеющейся документацией право на применение Льготы-2, так как их с высокой вероятностью также ожидают проверки контрольных органов.

В заключение, следует сказать, что сложившейся практики и понимания новых норм закона, разумеется, пока нет, и изложенное в настоящей статье — неофициальное мнение. Вполне возможно, что уже скоро какие-то положения законов о льготах для отрасли информационных технологий будут иначе истолкованы исполнительными и судебными органами.

Автор статьи — заместитель генерального директора по правовым вопросам ЗАО “Кодекс”, арбитражный заседатель Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Версия для печати

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.

www.itweek.ru

В какие фонды начисляются взносы

Обязательные страховые взносы начисляются в три внебюджетных фонда: Пенсионный (ПФР), Медицинский (ФФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС).

Суть обязательного страхования в следующем. Плательщик делает регулярные платежи, а фонд при наступлении страхового случая производит установленные законом выплаты. Например, при достижении человеком пенсионного возраста ПФР начисляет ему пенсию, в случае болезни ФСС выплачивает пособие по больничному листу и проч.

Виды обязательных страховых взносов

Существует четыре вида страховых взносов.

Первый вид — пенсионные взносы (взносы в ПФР). Они делятся на взносы на страховую пенсию и взносы на накопительную пенсию.

Второй вид — медицинские взносы (взносы в ФФОМС).

Третий вид — взносы в ФСС на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. За счет этих взносов Фонд соцстраха выплачивает пособия по больничным листам и декретные пособия.

Четвертый вид — взносы в ФСС по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Неофициальное их название — взносы «на травматизм».

В 2009 году и раньше первый, второй и третий вид страховых взносов входили в единый социальный налог. Начиная с 2010 года, они регулируются Федеральным закономот 24.07.09 № 212 (далее — Закон № 212-ФЗ).

Начисление и уплата взносов «на травматизм» регулируется Федеральным законом от 24.07.98 № 125-ФЗ (далее — Закон № 125-ФЗ).

Кто платит взносы

  • организации, которые начисляют зарплату сотрудникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам — физическим лицам;
  • индивидуальные предприниматели, которые начисляют зарплату наемным работникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам — физическим лицам;
  • физические лица без статуса ИП, которые начисляют зарплату наемным работникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам — физическим лицам;
  • индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы и проч.); то есть те, кто трудится «на себя», а не на работодателя.

Нередко бывает так, что один и тот же человек подходит сразу под несколько приведенных выше определений. В этом случае страховые взносы нужно платить по каждому основанию. Самый распространенный пример — индивидуальный предприниматель, который трудится «на себя» и при этом имеет штат наемных работников. Такой ИП должен отдельно начислить взносы на собственные доходы и отдельно — на зарплату работников.

На что начисляются взносы

Выплаты сотрудникам

Работодатели-организации и работодатели-ИП начисляют взносы на выплаты, сделанные в адрес работников в рамках трудовых договоров. К таким выплатам относится, прежде всего, заработная плата, премии по итогам работы за месяц, квартал или год, а также отпускные и компенсация за неиспользованный отпуск.

Выплаты подрядчикам

Пенсионные и медицинские взносы начисляются на выплаты в пользу физических лиц, не состоящих в штате, если такие выплаты сделаны в рамках авторских или гражданско-правовых договоров. Тут есть исключение: заказчик работ или услуг освобождается от обязанности начислять взносы в случае, когда подрядчик имеет статус ИП и платит взносы «за себя». Также под взносы не попадают суммы, выданные гражданину за приобретенное или арендованное у него имущество или имущественные права (например, взносы не начисляются на суммы, выплаченные при аренде личного автомобиля сотрудника).

Взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются на выплаты по любым гражданско-правовым договорам (в том числе по авторским и договорам подряда).

Взносы в ФСС на «травматизм» с выплат по гражданско-правовым договорам начисляются только в случае, если уплата взносов предусмотрена самим договором.

В отношении иностранцев и лиц без гражданства, получающих доходы в рамках трудовых или гражданско-правовых договоров, установлены определенные особенности (см. табл.).

Особенности начисления взносов на выплаты в пользу иностранцев и лиц без гражданства

Иностранец постоянно или временно проживает в РФ

в рамках трудового договора

начисляются

начисляются

начисляются

начисляются

в рамках гражданско-правового договора

начисляются

начисляются

 начисляются

начисляются, если это предусмотрено договором

Иностранец временно пребывает в РФ

в рамках трудового договора

начисляются (если иностранец не является высококвалифицированным специалистом)

не начисляются

начисляются

начисляются

в рамках гражданско-правового договора

начисляются (если иностранец не является высококвалифицированным специалистом)

не начисляются

начисляются

начисляются, если это предусмотрено договором

Иностранец работает в зарубежном филиале российской компании или выполняет работы или оказывает услуги за рубежом по договору подряда

не начисляются

не начисляются

не начисляются

не начисляются

На что не начисляются взносы

Существует закрытый перечень выплат, которые не облагаются пенсионными и медицинскими взносами, а также взносами на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В этот список входит пособие по больничным листам, все виды установленных законом компенсаций, суточные, полученные во время командировки и проч. Полный перечень приведен в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Существует и перечень выплат, освобожденных от взносов «на травматизм» (ст. 20.2Закона № 125-ФЗ). Он практически совпадает со списком, принятым для остальных взносов.

На практике много споров возникает из-за выплат, которые не упомянуты в приведенных выше перечнях и не связаны с трудовыми обязанностями. Это относится, в частности, к премиям по случаю юбилея, к стоимости путевок, оплаченных работодателем и др. По мнению страхователей, взносы на такие суммы начислять не нужно, однако сотрудники внебюджетных фондов считают иначе. Подобные споры нередко заканчиваются в суде, причем арбитражная практика по данному вопросу весьма противоречива.

Как рассчитать облагаемую базу

Организации и ИП отдельно рассчитывают базу для каждого сотрудника и для каждого подрядчика. Облагаемая база рассчитывается нарастающим итогом с начала расчетного периода, который соответствует одному календарному году. Другими словами, базу определяют в течение периода с 1 января по 31 декабря текущего года, затем расчет облагаемой базы начинается с нуля. Базу определяют по истечении каждого месяца после начисления зарплаты.

Облагаемая база по взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не должна превышать предельную величину. Ее значение утверждено законом и ежегодно индексируется постановлением Правительства РФ. В 2015 году размер предельной базы составляет 670 000 руб. Это значит, что взносы начисляются до тех пор, пока облагаемая база работника не достигнет 670 000 руб. Выплаты сверх данной суммы от взносов освобождаются. Начиная с 2016 года, отсчет пойдет заново.

База по пенсионным взносам не лимитируется. Но для выплат, начисленных сверх предельной величины базы, предусмотрен пониженный тариф (см. ниже). Так, в 2015 году база по пенсионным взносами составляет 711 000 руб. После превышения этой суммы действует пониженный тариф.

База по взносам «на травматизм» также не лимитируется, причем пониженный тариф здесь не предусмотрен.

Итоговая величина взносов равна облагаемой базе, умноженной на соответствующий страховой тариф (ставку).

Страховые тарифы

Для большинства плательщиков в период с 2014 по 2016 год действуют тарифы взносов, указанные в таблице.

Тарифы страховых взносов в 2014-2016 году для плательщиков, не относящихся к льготной категории

Не превышает предельную величину

22%

2,9%

5,1%

30%

Превышает предельную величину

10%

0%

5,1%

15,1%

Для некоторых категорий плательщиков установлены пониженные тарифы. Так, «упрощенщики», которые занимаются определенными видами деятельности (производство пищевых продуктов, текстильное производство и пр.), в 2014-2018 годах платят только взносы в ПФР по ставке 20 процентов. По взносам в ФФОМС и ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлены нулевые тарифы.

Для отдельных категорий работников введены повышенные тарифы по взносам в ПФР. Например, в 2015 году в отношении доходов сотрудников, занятых на подземных работах, в горячих цехах и на работах с вредными условиями труда применяется тариф, увеличенный на 9 процентов. Причем повышенная ставка применяется даже к доходам, превышающим предельную величину. Основанием, освобождающим страхователя от дополнительных тарифов, являются результаты специальной оценки условий труда.

Тарифы по взносам «на травматизм» зависят от класса профессионального риска, присвоенного организации или предприятию. Например, для оптовых торговцев пищевыми продуктами установлен первый класс риска и соответствующий ему страховой тариф 0,2%.

Взносы с доходов предпринимателей и других «индивидуалов»

Для тех, кто работает «на себя» установлены отдельные правила.

«Индивидуалы» в обязательном порядке платят пенсионные и медицинские взносы в фиксированном размере, который не зависит от доходов предпринимателя.

Платеж в пенсионный фонд для предпринимателей и прочих «частников» (за исключением глав крестьянских хозяйств) рассчитывается следующим образом. Если доходы в расчетном периоде не превысили 300 000 руб., то платеж равен  минимальному размеру оплаты труда на начало года, за который платятся взносы, умноженному на тариф взносов в ПФР и умноженному на 12 месяцев. Если доходы превысили 300 000 руб., то платеж равен МРОТ на начало года, умноженному на тариф и умноженному на 12 месяцев плюс 1% от суммы доходов, превышающих 300 000 руб. При этом сумма не должна превышать максимальную величину МРОТ на начало года, последовательно умноженную на 8, на 12 и на тариф.

Для глав крестьянских (фермерских) хозяйств размер платежа в ПФР не зависит от величины доходов. Платеж равен МРОТ, умноженному на тариф и умноженному на 12 месяцев. Данная величина умножается на количество всех членов хозяйства, включая его главу.

Значение платежа в ПФР, установленное на 2015 год, составляет: для  ИП и прочих «индивидуалов» (за исключением глав крестьянских хозяйств), 18 610,80 руб. плюс 1% от доходов свыше 300 000 руб.. Для глав крестьянских (фермерских) хозяйств значение платежа в ПФР равно 18 610,80 руб. вне зависимости от величины доходов.

Фиксированные платежи в медицинский фонд для всех, включая глав крестьянских хозяйств, рассчитываются по следующей формуле: минимальный размер оплаты труда на начало года, за который платятся взносы, умноженный на тариф взносов в ФОМС и умноженный на 12 месяцев.

Значение фиксированного платежа в ФФОМС, установленное на 2015 год, составляет 3650, 58 руб.

Если календарный год отработан не полностью, размер фиксированных платежей пересчитывается исходя из фактически отработанного времени.

Взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уплачиваются только на добровольной основе. Это значит, что «индивидуал» по собственному выбору может отказаться от данного вида страхования и не платить взносы. Но при желании он вправе застраховаться, и тогда ему придется перечислять фиксированные платежи в ФСС. В 2015 году их величина  равна 2075,82 руб.

Взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний «за себя» не платятся.

Если деятельность временно приостановлена из-за отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, за инвалидом или пожилым человеком, из-за военной службы по призыву или из-за пребывания за границей супругом военнослужащим или дипломатом, то фиксированные платежи за время приостановки не платятся.

Как работодатели определяют сумму, подлежащую перечислению

Работодатели обязаны делать ежемесячный обязательный платеж по взносам в ПФР, ФФОМС и ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Чтобы рассчитать сумму платежа, нужно сложить все облагаемые выплаты, начисленные с начала года и до окончания соответствующего календарного месяца, и умножить на страховой тариф. Из этой величины следует вычесть взносы, перечисленные с начала года и до предшествующего календарного месяца включительно. Полученная величина и есть текущий ежемесячный платеж.

Если работодатель выплачивал сотрудникам в течение месяца пособия по больничным или декретные, то он может уменьшить взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Как известно, первые три дня больничного оплачиваются за счет работодателя, а остальные — за счет ФСС. Так вот, из суммы ежемесячного платежа можно вычесть сумму пособий, которые подлежат уплате за счет ФСС. В ситуации, когда пособия превышают взносы, величину превышения можно зачесть в счет предстоящих платежей.

Взносы «на травматизм» также перечисляются ежемесячно. Для некоторых страхователей ФСС устанавливает надбавки или скидки. В этом случае сумма платежа увеличивается или уменьшается исходя из размера надбавки или скидки.

Когда и как перечислять взносы

Ежемесячные обязательные платежи по пенсионным, медицинским взносам, а также взносам по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством перечисляются не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислен платеж. Так, ежемесячный платеж за август необходимо перечислить не позднее 15 сентября, платеж за сентябрь — не позднее 15 октября и т д.

Взносы «на травматизм» с зарплаты персонала перечисляются в срок, установленный для получения зарплаты за истекший месяц. Если уплата взносов «на травматизм» предусмотрена гражданско-правовым договором, то деньги в ФСС переводятся в сроки, указанные в договоре.

Платежи необходимо перечислять отдельно в каждый из фондов. При этом на два платежа в ФСС — «на травматизм» и по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — нужно оформить две самостоятельные платежки. До 2014 года пенсионные взносы также переводились двумя платежками: на страховую и накопительную части пенсии. Начиная с 2014 года работодатели должны перечислять всю сумму взносов одной платежкой с указанием КБК, предназначенного для учета взносов на страховую часть пенсии. Получив взносы, работники ПФР самостоятельно раcпределяют их на страховую и накопительную части.

«Индивидуалы» перечисляют пенсионные взносы в следующие сроки. Взносы в размере однократного МРОТ, умноженного на 12 и умноженного на соответствующий тариф, нужно заплатить до 31 декабря текущего года. Взносы, исчисленные с суммы, превышающей 300 000 руб., нужно перечислить не позднее 1 апреля следующего года.

Медицинские взносы «индивидуалы» перечисляют не позднее 31 декабря текущего года. А те из них, кто добровольно застраховался на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в срок не позднее 31 декабря текущего года делают перечисления в ФСС.

Если последняя дата уплаты взносов приходится на выходной или праздник, перечислить деньги можно в первый, следующий за ней рабочий день, и это не будет считаться просрочкой.

Когда отчитываться по взносам

Для работодателей допустимые сроки представления расчетов по начисленным и уплаченным взносам в ПФР и в ФФОМС с 2015 года зависят от того, в каком виде отчетность представляется: «на бумаге» или в электронном в виде. Так, отчитаться перед ПФР «на бумаге» следует не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и годом). Иными словами, «бумажные «расчеты в общем случае нужно сдать не позднее 15 мая, 15 августа, 15 ноября и 15 февраля. Если же работодатель представляет расчеты в электронном виде, то отчитаться можно не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным.

Кроме того, работодатели обязаны отчитаться перед ФСС. И способо представления отчетности с 2015 года также влияет на сроки. Так, «на бумаге» следует отчитаться не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (в общем случае это 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января). Если же отчетность представялется в электронном виде, то отчитываться можно не позднее 25 числа (то есть, на пять дней дольше).  В Фонд соцстрахования необходимо представить расчет, где указана информация по взносам «на травматизм» и по взносам по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Также работодатели представляют в ПФР так называемую персонифицированную отчетность — сведения о страховых взносах и страховом стаже. Срок ее сдачи — не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. При этом с 1 января 2014 года сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются неотъемлемой частью расчета по начисленным и уплаченным взносам в ПФР и ФФОМС.

Если последняя дата предоставления отчетности приходится на выходной или праздник, отчитаться можно в первый, следующий за ней рабочий день, и это не будет просрочкой.

aibuh.ru

Похожие статьи