Закон для васЛьготыЛьготы по ндс для учреждений культуры

Льготы по ндс для учреждений культуры

Нет времени читать? Сохрани

Перечень операций, не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость, содержится в налоговом кодексе, в статье 149. Чаще всего освобождение от НДС считают льготой, хотя правильнее всего называть его дополнительной налоговой нагрузкой.

О налоге

НДС — это налог на добавленную стоимость. Что такое налог, знают все. С понятием добавленная стоимость дело обстоит сложнее, и с этим стоит разобраться.

Итак, добавленная стоимость — часть создающейся в организации стоимости продукта. Рассчитать ее можно, вычтя из общей произведенной компанией стоимости товаров и услуг (проще говоря, выручки от продаж) приобретенные компанией товары и услуги у посторонних организаций (например, материалы, расходы на отопление, освещение, страхование).

Предприятия, реализующие товары и услуги дороже себестоимости, обязаны оплачивать НДС из своей прибыли. Максимальный размер налога на добавочную стоимость в настоящее время составляет 18 процентов, применяется он на большинство продукции.

Но есть и исключения, например, детские товары, некоторые продовольственные товары и медицинское оборудование — всего 10 процентов.

На экспортируемые и некоторые редкие товары (лицензии, пошлины, почтовые марки) устанавливается нулевая ставка.

Для получения нулевой ставки при экспорте продавец должен каждый раз подавать в ФНС подтверждающие документы и заявление.

Объектами налогообложения являются следующие операции, осуществляемые в Российской Федерации:

  • реализация товара и услуг;
  • безвозмездная передача собственности или имущественных прав;
  • передача в личное пользование товаров и услуг;
  • строительные и монтажные работы для собственного использования;
  • перевоз товаров через границу.

НДС является косвенным налогом, представляющим собой надбавку к тарифу или цене. Собственник производящей товары или услуги компании реализует их с учетом надбавки и передает государству налоговую сумму, полученную от выручки.

Базой данного налога является стоимость товаров и услуг без акцизного сбора и налога на продажу. Берется цена по договору купли-продажи, даже если она меньше себестоимости.

В основном периодом налогообложения относительно добавочной стоимости является месяц. Но в некоторых случаях (для определенных видов предпринимательской деятельности с прибылью менее двух миллионов) это может быть и квартал.

Основанием для оплаты НДС является факт продажи товаров и услуг. Производиться она должна до 20-го числа следующего после сделки месяца.

Какие предоставляются

Налоговые льготы по НДС — это применение заниженной ставки или ее полная отмена.

Они предоставляются на некоторые виды операций, а также отдельным категориям организаций и индивидуальных предпринимателей, если они выполняют следующие условия:

  1. Наличие лицензии. Если она отсутствует или ее действие прекращено, льготы аннулируются.
  2. При совмещении нескольких видов деятельности учет операции, на которую действует льгота по НДС, следует производить отдельно.

Льготы по налогу на добавочную стоимость можно поделить на три группы:

На реализацию определенных товаров и услуг На определенные операции Для определенных категорий компаний и ИП
  • изделия художественных промыслов;
  • марки;
  • драгоценные металлы и монеты из них;
  • ремонт по гарантии;
  • государственные научные исследования;
  • реставрация исторических памятников;
  • приготовление еды для медицинских и образовательных учреждений;
  • медицинские услуги;
  • продажа жилья;
  • транспортировка людей в городе и пригороде;
  • передача прав на часть общей собственности в многоквартирном доме.
  • предоставление займов;
  • сдача площадей в аренду иностранцам и зарубежным предприятиям;
  • передача жилья во временное пользование;
  • проведение государственных лотерей;
  • безвозмездная передача товаров и услуг;
  • научные исследования, оплачиваемые из государственного бюджета, направленные на изобретения;
  • продажа части предприятий, паев, акций.
  • беспошлинные продажи;
  • учебные курсы;
  • съемки национальных фильмов;
  • продажа сельхозпродукции;
  • реализация товаров и услуг людьми с ограниченными возможностями;
  • культурные мероприятия, продажа билетов на спортивные мероприятия;
  • услуги архивов;
  • банковские операции;
  • ритуальные услуги,
  • пенсионное страхование;
  • платежи за детские сады;
  • адвокатская деятельность;
  • уход за пожилыми и больными людьми в организациях социальной защиты;
  • продажа религиозных товаров;
  • казино.

За использование льгот по налогу на добавочную стоимость без оснований уполномоченные органы налагают штраф в размере 20-ти процентов от неуплаченной суммы, пеню на нее, и придется заплатить недоплаченные средства.

Как воспользоваться

Специалисты организаций и индивидуальные предприниматели должны убедиться, что нет препятствий для получения льгот от оплаты налога на добавочную стоимость и они соответствуют следующим критериям:

  • прошло три месяца после постановки на учет в налоговые органы;
  • прибыль за три месяца (без НДС) была менее двух миллионов рублей;
  • не торгуют акцизными товарами или ведется раздельный учет.

В некоторых ситуациях даже при соблюдении вышеперечисленных условий освобождения не последует:

  • если компания или ИП занимается продажей товаров и услуг на экспорт, арендует государственное и муниципальное имущество;
  • ввозит товары из-за границы.

После подтверждения возможности использования льгот проводится предварительная подготовка. Восстанавливают принятый к вычету НДС по материальным и нематериальным активам, основным средствам.

«Недоамортизированные» основные средства необходимо восстанавливать по остаточной стоимости. Если налог был вычтен с покупательских авансовых взносов, его можно вычесть при их готовности расторгнуть сделку или изменить цену (для возврата авансового НДС).

При наступлении периода освобождения от налога оплаченный ранее НДС с авансов применить к вычету будет нельзя.

Чтобы не платить данный налог следует предоставить в налоговую службу заявление и пакет указанных ниже документов.

Это может сделать индивидуальный предприниматель, руководитель предприятия или доверенное лицо. Можно выслать заявление по почте заказным письмом с описью вложений и уведомлением.

Освобождение будет получено в случае своевременной подачи документов и наличия права на льготу. Подтверждения из налоговой ждать не следует.

Необходимо помнить, что преференция выдается на весь следующий год и отказаться до истечения 12-ти месяцев от нее будет невозможно.

Также можно вернуть излишне уплаченные средства по НДС, подав заявление на перерасчет.

Образец заявления можно скачать тут.

Затем возможно продление срока льготы или отказ от нее. Понадобится подтверждение, что выручка не превышала двух миллионов рублей.

Необходимые документы

От организаций и индивидуальных предпринимателей для освобождения от НДС налоговая инспекция требует:

  1. Письменное уведомление определенной формы.
  2. Выписки: из книги учета доходов и расходов (от ИП), из бухгалтерского баланса (от ООО), из книги учета продаж и покупок.
  3. Оригинал и копию журнала контроля за движением счетов-фактур.

Как отказаться

Иногда для компании оказывается выгоднее не пользоваться льготой или приостановить ее на некоторое время. При этом налог на добавочную стоимость оплачивается в общеустановленном порядке, но появляется право на вычет «входного» налога.

Также упрощается учет операций, ведь необходимость раздельного учета облагаемых и необлагаемых налогами операций отпадает.

От льгот по НДС можно отказаться в следующих случаях:

  1. Отказаться от льгот, указанных в статье 149 пункте 3 налогового кодекса.
  2. Не применять льготу в отношении всех контрагентов.
  3. На срок более года.

Для отказа или приостановления следует подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации до первого числа периода, в котором налогоплательщик решил отказаться от льгот.

Если заявление будет написано позднее, весь квартал придется оплачивать налог.

В настоящее время при предоставлении услуг или производстве товаров осуществляется множество затрат. Введение налога на добавочную стоимость помогло избежать многократное налогообложение одной стоимости. Кроме того, он освобождает от национальных налогов экспортируемые товары.

Видео по теме:

lgotypro.ru

ЛЬГОТЫ ПО НДС ПО УСЛУГАМ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

 
    Реализация ряда услуг, оказываемых в области культуры, не облагается налогом на добавленную стоимость.
    Однако зачастую неоднозначность трактовки льготных норм главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не позволяет налогоплательщику применять их правильно. Поэтому в данной статье мы поговорим о порядке применения льготного налогового режима по услугам в области культуры более подробно.
 

Обязательные льготы

 
    К льготам, являющимся предметом рассмотрения данной статьи, относятся в первую очередь льготы, установленные подпунктами 20, 21 и 21.1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). Причем, так как они поименованы в пункте 2 статьи 149 НК РФ, то они носят обязательный характер, в силу чего налогоплательщик НДС не вправе отказаться от их использования.
 
    Подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ определено, что на российской территории не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, к которым относятся:
    • услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг;
    • услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;
    • услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;
    • услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек;
    • услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;
    • услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства;
    • услуги по распространению билетов, указанных в абзаце 3 подпункта 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ;
    • услуги по предоставлению музейных предметов, музейных коллекций, по организации выставок экспонатов, по показу спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ вне места нахождения организации, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства.

www.referent.ru

Какие именно налогоплательщики вправе применять льготу (пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ)?

Ситуация актуальна для отношений, возникших до 01.10.2011.

Подпункт 20 п. 2 ст. 149 НК РФ приводит перечень организаций, относящихся к учреждениям культуры и искусства в целях применения рассматриваемой льготы. К таковым отнесены театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литературы, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро, заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные и ландшафтные парки.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальная позиция состоит в том, что применить льготу могут только те организации, которые прямо названы в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ. Есть судебные решения и работы авторов, которые подтверждают данную точку зрения.

Иной точки зрения придерживается УФНС России по г. Москве: учреждение освобождается от НДС в соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ независимо от его формы собственности и ведомственной принадлежности. Есть примеры судебных решений, в которых судьи говорили о возможности применения льготы организацией, не названной в списке, если она ведет деятельность в сфере культуры и искусства через подразделение, которое в списке поименовано.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Применить льготу могут только организации, прямо названные в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ

Письмо Минфина России от 03.11.2009 N 03-07-07/72

Финансовое ведомство разъясняет, что от НДС освобождается реализация услуг, оказываемых учреждениями культуры и искусства, перечень которых определен в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Письмо МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@ “Свод писем по применению действующего законодательства по НДС за II полугодие 2003 года – I квартал 2004 года”

Разъяснено, что применить льготу, предусмотренную пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, могут только те организации, которые прямо названы в перечне, приведенном в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ. Иные организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры или искусства, права на льготу не имеют.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.09.2011 по делу N А52-4749/2010

Суд указал, что из нормы пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ следует, что освобождением от обложения НДС вправе воспользоваться налогоплательщики, имеющие статус учреждений культуры.

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.08.2008 по делу N А82-146/2008-20

Суд пришел к выводу, что применять льготу могут только те организации, которые прямо перечислены в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.08.2008 по делу N А82-147/2008-20

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.08.2008 по делу N А82-145/2008-20

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.08.2008 по делу N А82-13596/2007-20

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.06.2008 N А19-689/08-30-Ф02-2624/08 по делу N А19-689/08-30 (Определением ВАС РФ от 21.08.2008 N 10741/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд указал, что налогоплательщик осуществляет свою деятельность через ООО, поэтому его нельзя признать учреждением культуры. Применение льготы по пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ в данном случае неправомерно.

Консультация эксперта, 2011

Автор отметил, что применить льготу могут только организации, которые поименованы в перечне учреждений культуры и искусства, приведенном в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Аналогичные выводы содержит:

Консультация эксперта, 2007

Консультация эксперта, 2008

По мнению автора, в случае когда российская организация арендует у иностранной компании звукотехническое оборудование, музыкальные инструменты, театральные реквизиты и иной культинвентарь, данные операции не облагаются НДС, если иностранная организация относится к учреждениям культуры, поименованным в перечне, который установлен пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Позиция 2. Применить льготу могут любые организации, ведущие деятельность в сфере культуры и искусства

Письмо УФНС России по г. Москве от 28.09.2009 N 16-15/100505

Разъяснено, что учреждение освобождается от НДС в соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ независимо от его формы собственности и ведомственной принадлежности. Подтверждением принадлежности организации к учреждениям культуры и искусства является присвоение ей соответствующего кода ОКВЭД.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо УФНС России по г. Москве от 16.02.2009 N 16-15/013714

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.07.2012 по делу N А32-37251/2011

Суд пришел к выводу, что возможность применения льготы, установленной пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, связана не с организационно-правовой формой компании (ООО), а с видом деятельности, т.е. со сферой применения и характером оказываемых услуг.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.03.2010 по делу N А19-18332/09

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.03.2010 по делу N А19-18331/09

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.03.2010 по делу N А19-18327/09

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.11.2009 по делу N А19-12397/08

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.11.2009 по делу N А19-12401/08

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.11.2009 по делу N А19-12398/08

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.11.2009 по делу N А19-12402/08

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.11.2009 по делу N А19-11465/09

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.11.2009 по делу N А19-11481/09

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.11.2009 по делу N А19-12400/08

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.07.2010 по делу N А38-6687/2009

Суд отклонил довод инспекции о том, что сельская администрация не является учреждением культуры и искусства и не вправе применять льготу на основании пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ. По смыслу этой нормы возможность применения льготы связана не с организационно-правовой формой налогоплательщика, а со сферой применения и характером оказываемых им услуг, т.е. с видом деятельности. Таким образом, любой налогоплательщик, самостоятельно или через свои структурные подразделения осуществляющий операции, которые освобождены от налогообложения, имеет право на льготу.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.07.2010 по делу N А38-6688/2009

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.06.2009 N А19-12401/08-45-Ф02-2550/09 по делу N А19-12401/08-45

Суд указал, что право на применение налогоплательщиком льготы, указанной в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, не связано с наличием у лица организационно-правовой формы в виде учреждения.

Постановление ФАС Уральского округа от 27.02.2007 N Ф09-879/07-С2 по делу N А76-14077/06 (Определением ВАС РФ от 21.06.2007 N 7046/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд признал основанием для применения льготы по пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ сферу применения и характер оказываемых услуг. Он указал, что возможность применения названной льготы налогоплательщиком, который оказывает услуги в сфере зрелищно-развлекательных мероприятий и организации аттракционов, не зависит от его организационно-правовой формы и территории деятельности.

Могут ли применять льготу при реализации и распространении входных билетов организации, не являющиеся учреждениями культуры и искусства (пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ)?

Ситуация актуальна для отношений, возникших до 01.10.2011.

В пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ говорится о том, что освобождаются от налогообложения услуги, оказываемые учреждениями культуры и искусства, в сфере культуры и искусства, к которым относится в том числе и реализация входных билетов.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальной позиции нет.

В Письме Минкультуры России разъясняется, что право на льготу возникает в том случае, если входные билеты реализуются и (или) распространяются учреждениями культуры и искусства. Данный подход подтверждается судебным решением.

Противоположная позиция, выраженная в судебных решениях, заключается в том, что право на льготу зависит от сферы применения и характера оказываемых услуг, а не от наличия статуса учреждения культуры.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Право на применение льготы при реализации билетов зависит от статуса организации

Письмо Минкультуры России от 17.03.2005 N 7-01-16/08 “Об особенностях функционирования билетного хозяйства в сфере культуры и искусства Российской Федерации”

Разъясняется, что право на льготу возникает, если реализует и (или) распространяет входные билеты учреждение культуры и искусства.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.06.2007 N Ф04-7139/2006(35626-А67-6) по делу N А67-1937/06

Суд отказал налогоплательщику в применении льготы по пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, поскольку для применения льготы необходимо не только распространение билетов и фактическое оказание услуг по показу кинофильмов, но и наличие статуса “учреждение культуры и искусства”.

Позиция 2. Право на применение льготы при реализации билетов не зависит от статуса организации

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.08.2010 по делу N А32-48228/2009-25/2009-25/437

Суд указал, что возможность применения льготы по пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ при реализации билетов зависит не от организационно-правовой формы налогоплательщика, а от сферы применения и характера оказываемых им услуг, т.е. от вида деятельности.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.11.2009 по делу N А19-12397/08 (Определением ВАС РФ от 15.03.2010 N ВАС-2738/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.11.2009 по делу N А19-11465/09

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.11.2009 по делу N А19-12401/08

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.11.2009 по делу N А19-12398/08

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.11.2009 по делу N А19-11481/09

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.11.2009 по делу N А19-12400/08

Постановление ФАС Уральского округа от 21.10.2008 N Ф09-7741/08-С2 по делу N А50-7756/08

Суд отклонил довод налогового органа о том, что общество при реализации билетов на зрелищно-развлекательные мероприятия не имеет права на льготу, предусмотренную пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, поскольку не является учреждением культуры. Суд разъяснил, что в соответствии с данной нормой право на льготу зависит от сферы применения и характера оказываемых услуг.

No votes yet.

Please wait…

Просмотров: 77

narodirossii.ru

NalogObzor.info

yur-zakon.ru

ЛЬГОТЫ ПО НДС ПО УСЛУГАМ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

 
    Реализация ряда услуг, оказываемых в области культуры, не облагается налогом на добавленную стоимость.
    Однако зачастую неоднозначность трактовки льготных норм главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не позволяет налогоплательщику применять их правильно. Поэтому в данной статье мы поговорим о порядке применения льготного налогового режима по услугам в области культуры более подробно.
 

Обязательные льготы

 
    К льготам, являющимся предметом рассмотрения данной статьи, относятся в первую очередь льготы, установленные подпунктами 20, 21 и 21.1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). Причем, так как они поименованы в пункте 2 статьи 149 НК РФ, то они носят обязательный характер, в силу чего налогоплательщик НДС не вправе отказаться от их использования.
 
    Подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ определено, что на российской территории не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, к которым относятся:
    • услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг;
    • услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;
    • услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;
    • услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек;
    • услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;
    • услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства;
    • услуги по распространению билетов, указанных в абзаце 3 подпункта 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ;
    • услуги по предоставлению музейных предметов, музейных коллекций, по организации выставок экспонатов, по показу спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ вне места нахождения организации, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства.

www.referent.ru

23 июля 2013 года принят Федеральный закон № 215-ФЗ «О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса РФ» (далее – Федеральный закон № 215-ФЗ). Данным законом вводятся дополнительные налоговые льготы для учреждений культуры и искусства, а также некоторые особенности, связанные с отражением в налоговом учете имущества, приобретенного полностью (частично) за счет бюджетных средств. В статье рассмотрим, в отношении каких учреждений культуры снизится налоговая нагрузка и как изменится порядок налогового учета имущества, приобретаемого с использованием бюджетных средств.

Льготы по НДС

Напомним, что перечень услуг, оказываемых учреждениями культуры и искусства, которые освобождаются от обложения НДС, содержится в 

пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ . Согласно его положениям не облагаются НДС операции по реализации следующих услуг:

  • по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг;
  • по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;
  • по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;
  • по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек;
  • по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;
  • по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства;
  • по распространению и реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;
  • по реализации программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.

Согласно изменениям, внесенным в указанный подпункт Федеральным законом № 215-ФЗ, к перечисленным услугам добавляются услуги по предоставлению музейных предметов, музейных коллекций, по организации выставок экспонатов, по показу спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ вне места нахождения организации, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства. Стоит отметить, что указанные операции освобождаются от обложения НДС с 1 октября 2013 года.

В целях применения пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ к организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Преференции по налогу на прибыль

Поправками, внесенными Федеральным законом № 215-ФЗ в гл. 25 НК РФ, в отношении учреждений культуры и искусства с 1 января 2014 года предусмотрены следующие преимущества по налогу на прибыль.

1. Стоимость культурных ценностей, приобретенных музеями, являющимися бюджетными учреждениями, в Музейный фонд РФ, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения указанных объектов. Данное положение будет добавлено в пп. 6 п. 2 ст. 256 НК РФ.

В настоящее время в п. 2 ст. 256 НК РФ перечислены виды имущества, не подлежащего амортизации в целях исчисления налога на прибыль. В частности, в соответствии с действующей редакцией пп. 6 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежат амортизации приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты), произведения искусства. При этом отмечено, что стоимость таких изданий при определении налоговой базы включается в состав прочих расходов в полной сумме в момент приобретения. С 2014 года законодатели предлагают аналогичным образом учитывать в налоговом учете стоимость культурных ценностей, приобретенных в Музейный фонд РФ музеями, являющимися бюджетными учреждениями.

2. Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, вправе будут применять особый порядок амортизации в отношении объектов амортизируемого имущества, за исключением объектов недвижимого имущества.

Напомним, что общие положения о порядке расчета амортизации по амортизируемому имуществу в целях налогового учета установлены ст. 259 НК РФ.

Согласно новой редакции данной статьи, которая будет действовать с 2014 года, в отношении амортизируемого имущества театров, музеев, библиотек, концертных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, будет предусмотрен особый порядок начисления амортизации.

В соответствии с п. 7, внесенным Федеральным законом № 215-ФЗ в ст. 259 НК РФ, перечисленные учреждения культуры и искусства будут вправе не применять общий порядок амортизации, преду-смотренный ст. 259 НК РФ, в отношении объектов амортизируемого имущества, за исключением объектов недвижимого имущества. В этом случае осуществленные за счет средств от приносящей доход деятельности расходы указанных учреждений на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества и расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, признаются в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода соответствующих объектов в эксплуатацию.

3. Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи, а налоговую декларацию представляют только по истечении налогового периода (календарного года).

Об этих особенностях свидетельствуют поправки, внесенные Федеральным законом № 215-ФЗ в ст. 286 и 289 НК РФ.

Статьей 286 НК РФ устанавливается порядок исчисления налога на прибыль и авансовых платежей: ежемесячных и квартальных. Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что бюджетные учреждения уплачивают по налогу на прибыль только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода. Согласно новой редакции п. 3 ст. 286 НК РФ, которая вступит в силу в 2014 году, квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль будут уплачивать не все бюджетные учреждения. Исключение составят бюджетные театры, музеи, библиотеки и концертные организации. Указанные учреждения культуры не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи, следовательно, они будут рассчитывать и уплачивать налог на прибыль только за налоговый период (календарный год).

В связи с этим таким учреждениям не придется составлять и представлять в налоговый орган квартальные налоговые декларации (то есть декларации за I квартал, полугодие и девять месяцев). Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, начиная с 2014 года будут представлять налоговую декларацию только по истечении налогового периода. Данное положение закреплено в новом абзаце п. 2 ст. 289 НК РФ, внесенном Федеральным законом № 215-ФЗ.

Особенности налогового учета амортизируемого имущества, приобретаемого с использованием бюджетных средств

В налоговом учете стоимость имущества, признаваемого амортизируемым, учитывается при исчислении налога на прибыль путем включения в налоговую базу сумм начисленной по нему амортизации.

Вначале отметим, что большая часть амортизируемого имущества бюджетных (автономных) учреждений приобретается (изготавливается) либо полностью за счет бюджетных средств целевого финансирования, к которым относятся субсидии, либо частично за счет бюджетных и собственных средств (средств, полученных от приносящей доход деятельности).

Согласно действующей редакции пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования, не подлежит амортизации. Следовательно, стоимость такого имущества при исчислении налога на прибыль не учитывается.

В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом № 215-ФЗ в пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ, с 2014 года не будет подлежать амортизации только то имущество, которое полностью приобретено (создано) за счет бюджетных средств целевого финансирования.

Имущество, приобретенное (созданное) частично за счет указанных средств (то есть с их использованием), будет подлежать амортизации. При этом в отношении такого имущества с 2014 года предусмотрены особенности определения первоначальной стоимости. А именно, первоначальная стоимость имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования, будет определяться как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, уменьшенная на сумму расходов, осуществленных за счет бюджетных средств целевого финансирования (редакция п. 1 ст. 257 НК РФ, действующая с 2014 года). Например, бюджетное учреждение, приобрело оборудование стоимостью 70 000 руб., из них:

– 40 000 руб. были оплачены за счет целевой субсидии;

– 30 000 руб. за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

В данном случае в целях исчисления налога на прибыль в 2014 году первоначальная стоимость указанного оборудования будет равна 30 000 руб. (70 000 — 40 000). Исходя из этой стоимости и будет начисляться амортизация. 

www.klerk.ru

Похожие статьи