Закон для васЛьготыЛьготы по инновационной деятельности малых предприятий

Льготы по инновационной деятельности малых предприятий

Нет времени читать? Сохрани

Налоговые льготы для инновационной деятельности

Налоговые льготы являются одной из форм государственной поддержки инновационной деятельности предприятий, под которой понимается деятельность, приводящая к созданию нового невзаимозаменяемого товара (услуги) или нового взаимозаменяемого товара (услуги) при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества. Налоговые льготы для инновационных фирм можно разделить на две группы. К первой группе относятся льготы, которые применяются ко всем налогоплательщикам, занимающимся инновационной деятельностью. Ко второй группе можно отнести льготы, предусмотренные только в отношении организаций, являющихся резидентами технико-внедренческих особых экономических зон.

В первую группу включены налоговые льготы, применяемые ко всем инновационным организациям. Иными словами это стандартные налоговые льготы, принятые на уровне федерации и прописанные в Налоговом кодексе РФ. К ним относятся:

1. Освобождение от НДС при реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Данное освобождение предоставляется при выполнении следующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР):

  • относящихся к созданию новых или усовершенствованию существующих

    продукции и технологий при условии выполнения в составе НИОКР следующих видов деятельности (подп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ):

–        разработка конструкции инженерного объекта или технической системы; o разработка новых технологий; создание опытных образцов машин,

–        оборудования, материалов, не предназначенных для реализации третьим

–        лицам, их испытание;

  • осуществляемых учреждениями образования и научными организациями на
    основе хозяйственных договоров (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • осуществляемых за счет средств бюджетов и указанных в НК РФ специальных
  • фондов (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ).

При этом налогоплательщик вправе отказаться от применения данной льготы.

Освобожден от НДС и таможенных пошлин на ввоз технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации.

Сняты ограничения для срока принятия к вычету НДС, уплаченного поставщикам и подрядчикам при капитальном строительстве.

2.         Освобождение от НДС реализации прав на результаты
интеллектуальной деятельности.

Не подлежит обложению НДС реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подпункта 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). При этом налогоплательщик не вправе отказаться от использования указанного освобождения.

Однако не освобождается от НДС реализация материальных носителей с программным обеспечением в товарной упаковке, содержащей условия лицензионного договора, т.к. фактически лицензионный договор будет заключен пользователем позднее путем внесения регистрационных данных на официальном сайте. Также не освобождаются от обложения НДС выполнение работ по созданию или модификации программ для ЭВМ по договору подряда, а также оказание информационных, сервисных и технических услуг, связанных с использованием переданных прав.

3.         Упрощенный учет расходов на НИОКР.

С 2012 г. вступила в силу новая редакция ст. 262 НК РФ, согласно которой расходами на НИОКР будут признаваться расходы, относящиеся не только к созданию (усовершенствованию) новой продукции (товаров, работ, услуг), но и к созданию новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления. При этом к расходам, связанным с НИОКР относятся, в частности:

–   амортизация по ОС и НМА (кроме зданий и сооружений) за месяцы, когда они использовались исключительно для выполнения НИОКР;

–    оплата труда занятых в НИОКР работников (пропорционально времени их участия);

–    непосредственно связанные с такими работами материальные расходы;

–    расходы на оплату работ подрядчиков;

–   отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», в сумме не более 1,5 процента доходов от реализации;

–   другие расходы, непосредственно связанные с НИОКР в объеме не более 75% от расходов на оплату труда «НИОКР-работников». Сверхнормативные «другие расходы» на НИОКР можно будет учесть на общих основаниях, то есть при их соответствии другой категории расходов по гл. 25 НК РФ (например, расходы на аренду помещений или оборудования).

Порядок списания расходов на НИОКР будет зависеть от оформления их результата:

(если) в итоге оформлены исключительные права на их результаты (зарегистрирован патент), то они по вашему выбору (закрепляете в учетной политике) или амортизируются, или списываются на прочие расходы в течение 2 лет. Напомним, что сейчас такие активы нужно амортизировать;

(если) права не оформлены, то расходы на НИОКР можно будет списывать после завершения исследований или разработок (отдельных этапов работ) единовременно вне зависимости от их результата и от использования этого результата. То есть для их списания будет достаточно просто акта о приемке результатов НИОКР (этапов работ). Сейчас, напомним, такие расходы нужно списывать в течение 1 года.

Льготы при учете расходов на НИОКР. Согласно п. 2 ст. 262 НК РФ, расходы на определенные виды НИОКР (в т.ч. не давшие положительного результата) подлежат налоговому учету у заказчика таких работ исходя из фактического размера расходов с коэффициентом 1,5.

Такие НИОКР должны относиться к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг) и быть направленными на развитие приоритетных технологий, определенных Правительством РФ. В составе приоритетных технологий упомянуты, в частности, нанотехнологии, технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации, разработка методики утилизации промышленных отходов, производство программного обеспечения и др.

В поправках теперь оговорен порядок, по которому налогоплательщики с правом применения повышающего коэффициента, в подтверждение заявленных расходов вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль с 2012 года будут сдавать в ФНС еще один специальный отчет. В нем они обязаны подтверждать каждое выполненное научное исследование и опытную разработку, а налоговики будут иметь право проверить этот отчет путем назначения его экспертизы в научных учреждениях.

4. Единовременный учет расходов на приобретение электронно-вычислительной техники.

В соответствии с п. 6. ст. 259 НК РФ, налогоплательщик вправе учитывать затраты на приобретение электронно-вычислительной техники в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода ее в эксплуатацию при соблюдении следующих условий:

–        организация осуществляет деятельность в области информационных технологий, т.е. занимается разработкой и реализацией программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора, и (или) оказывает услуги (выполняет работы) по разработке, адаптации, модификации, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных;

–        организация получила документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном законодательством (постановление Правительства РФ от 06.11.2007 N 758 «Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий»);

–        доля доходов от деятельности в сфере информационных технологий по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период, в т.ч. от иностранных лиц — не менее 70%;

–        среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период составляет не менее 50 человек.

При этом вышеперечисленные условия должны соблюдаться одновременно.

5.         Ускоренный порядок амортизации основных средств, используемых
в научно-технической деятельности.

Согласно подпункту 2 п. 2 ст. 259.3 НК РФ при амортизации основных средств, используемых исключительно для осуществления научно-технической деятельности, компании вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент не выше 3.

Предоставлена возможность применения нелинейного (ускоренного) метода начисления амортизации, позволяющего отнести на расходы до 50% первоначальной стоимости основных средств в течение первой четверти срока их полезного использования.

6.         Освобождение от налога на прибыль средств целевого
финансирования.

В подпункте 14 п.1 ст. 251 НК РФ, указано, что при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств целевого финансирования, полученные от следующих фондов:

–        Российского фонда фундаментальных исследований;

–        Российского гуманитарного научного фонда;

–        Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере;

–        Федерального фонда производственных инноваций;

–        иных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности.

При этом не освобождаются от налогообложения на основании данной льготы

средства,   полученные   налогоплательщиком   в   качестве   вознаграждения   от вышеуказанных фондов.

7.         Установлен новый порядок учета субсидий, получаемых субъектами
малого и среднего предпринимательства.

11 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 07.03.2011 N 23-ФЗ, который установил новый порядок налогообложения субсидий, получаемых организациями и предпринимателями в рамках специальных программ финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. (п. 2 ст. 2 ФЗ от 07.03.2011 N 23-ФЗ).

Данные средства необходимо включать в доходы пропорционально расходам, произведенным за счет этих средств. Однако такой порядок можно применять в течение не более чем двух налоговых периодов с даты получения субсидий. Если по окончании второго налогового периода сумма финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, то разницу необходимо будет включить в доходы этого периода. Указанный порядок признания субсидий применяют также налогоплательщики, перешедшие на УСН с объектом «доходы». Но они в этом случае обязаны вести учет сумм финансовой поддержки (абзац 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

8.         Инвестиционный налоговый кредит.

Согласно ст. 67 НК РФ, инвестиционный налоговый кредит представляет собой форму отсрочки уплаты налога на прибыль (а также региональных и местных налогов) сроком до пяти лет на условиях возврата предоставленного кредита и начисленных процентов (по ставке не более 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ) (ст. 67 НК РФ).

Инвестиционный кредит может предоставляться в т.ч. организациям, осуществляющим:

–        внедренческую или инновационную деятельность, в т.ч. для создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, на сумму, определяемую соглашением между уполномоченным органом и организацией;

–        НИОКР либо техническое перевооружение собственного производства, а также инвестиции в создание энергоэффективных объектов, на сумму, составляющую не более 30% стоимости приобретенного оборудования, используемого исключительно для указанных целей.

9.         Создание резерва расходов на НИОКР.

С 2012 г. в НК РФ добавилась новая статья, предусматривающая создание резерва предстоящих расходов на НИОКР по аналогии с резервами на отпуска и ремонт ОС. Резерв создается под конкретные программы и на срок не более 2 лет, его предельный размер — 3% от доходов от реализации. Его сумма включается в состав прочих расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. После создания резерва расходы на НИОКР вы списываете за его счет, а все, что не уложилось в резерв, — в общем для НИОКР порядке.

10.       Льгота по уплате налога на имущество по энергоэффективным
основным средствам.

С 2012 г. можно не платить налог на имущество в течение 3 лет с момента ввода в эксплуатацию:

–        объектов по Перечню Правительства РФ;

–        объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если этот класс определяется в отношении таких объектов.

Однако реальную экономию получат только компании, объекты которых будут включены в правительственный Перечень, поскольку отсутствует нормативный акт, определяющий Класс энергоэффективности офисных и производственных зданий, транспорта и заводского оборудования, кроме лифтов и бытовой техники -кондиционерам, копирам, мониторам, холодильникам и т.д.

11.       Нулевая ставка по налогу на прибыль для образовательных и
медицинских организаций.

Для организаций, осуществляющих образовательную или медицинскую деятельность, уже с 2011 г. предусмотрено применение нулевой ставки по налогу на прибыль (п. 1.1 ст. 284 НК РФ). При этом данные организации обязаны соблюдать ряд условий, установленных новой ст. 284.1 НК РФ.

Так, осуществляемая ими деятельность должна входить в Перечень видов образовательной   и   медицинской   деятельности,   который   должно   установить Правительство РФ. Применение нулевой ставки возможно только с начала нового налогового периода. Указанные организации должны подать заявление и копию лицензии на осуществление образовательной или медицинской деятельности в срок до 1 декабря предшествующего года (п. 5 ст. 284.1 НК РФ).

Другие условия, которые должны соблюдать при применении нулевой ставки организации, осуществляющие образовательную и медицинскую деятельность, указаны в п. 3 ст. 284.1 НК РФ:

–  организации должны иметь соответствующую лицензию;

–  доходы от образовательной или медицинской деятельности, а также от выполнения НИОКР должны составлять не менее 90 процентов всех доходов организации либо отсутствовать;

–   в штате организации должно числиться не менее 15 работников;

–  в налоговом периоде должны отсутствовать операции с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Для медицинских организаций есть еще одно условие: не менее 50 процентов медицинского персонала должны иметь сертификат специалиста.

Поправки в НК были сформулированы таким образом, что для пользования льготой эти компании должны были подать соответствующее заявление в 2010 г., еще до появления поправок. Но проблема решена — нужно дождаться правительственного перечня, после чего подать заявление, а уже уплаченные в 2011 г. авансовые платежи вернуть или зачесть.

12. Пониженный тариф страховых взносов.

Пониженный тариф страховых взносов в соответствии с ФЗ от 28.12.2010 N 432-ФЗ «О внесении изменений в статью 58 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Для   организаций   и   индивидуальных   предпринимателей,   применяющих упрощенную    систему   налогообложения,   основным   видом   экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются: научные исследования и разработки в размере 26% в 2011 и 2012 годах.

Для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны), которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных. В 2011 г. он равен 14 процентам. Этот тариф будет действовать до 2017 г. включительно.

13. Расширен перечень организаций, имеющих право на применение упрощенной системы налогообложения.

Установлено, что вправе применять УСН хозяйственные общества, учрежденные в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» бюджетными научными учреждениями, и в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» бюджетными высшими учебными заведениями, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным учебным заведениям и научным учреждениям.

Вернуться к статье

www.briik.ru

48 (90) — 2011

Налоги и налогообложение

УДК 336.225.66

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

И. А. МИТРОФАНОВА,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и управления Е-mail: MitrofanovaIA@ramЫer. ги

Ю. И. ВОЛКОВА,

студентка факультета экономики и управления Е-mail:voobragulka@yandex. ш Волгоградский государственный технический университет

В статье рассматривается современная система льготных налоговых режимов, предоставляемая субъектам малого бизнеса, а также анализируются основные недостатки действующего режима налогообложения. Представлен один из методов модификации налогового режима в сфере малого инновационного бизнеса.

Ключевые слова: налог, льготы, налогообложение, малое инновационное предприятие, система, режим.

Развитие современной экономики невозможно без существования и эффективного функционирования сферы малого бизнеса, в том числе предприятий, непосредственно связанных с инновационной деятельностью. Развитие малого бизнеса — один из приоритетных методов решения не только экономических, но и социальных проблем на федеральном и региональном уровнях. Во-первых, благодаря предприятиям малого бизнеса происходит снижение уровня безработицы, так как именно они формируют основную часть рабочих мест в стране или средний класс. Во-вторых, малый бизнес спо-

собствует диверсификации экономики и развитию конкурентоспособной среды, что выгодно покупателям. В-третьих, преимуществом малых субъектов перед предприятиями крупного бизнеса является то, что они более мобильны, компактны, и в случае банкротства отрицательный результат их деятельности никак не отразится на экономическом росте экономики страны.

Относительно деятельности малых инновационных предприятий можно отметить следующие преимущества:

— в малом бизнесе существуют подходящие условия для развития творческой деятельности;

— малые предприятия могут заниматься разработками и освоением инноваций в областях, которые для крупных предприятий являются неперспективными и даже рискованными;

— малым субъектам свойственно развитие оригинальных нововведений;

— на малых предприятиях все этапы создания инновационного продукта находятся под контролем единого руководства в отличие от круп-

ных организаций, где разработкой, внедрением, производством и сбытом занимаются разные специализированные структуры;

— в малом бизнесе происходит концентрация средств и усилий на заключительной стадии производства продукта, а также на стадии продвижения своего нововведения до конкретных потребителей;

— средние затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки малых фирм превышают показатель крупных предприятий, что способствует их быстрому появлению и распространению на рынке инноваций. Однако, несмотря на все существенные преимущества сферы малого бизнеса, на современном этапе развития общества остро стоит проблема открытия и эффективного (прибыльного) функционирования таких предприятий, в особенности организаций инновационного характера, доля которых составляет примерно 1,5-3 % от общего количества малых и средних предприятий (рис. 1).

Прослеживается отрицательная динамика развития предприятий, непосредственно связанных с инновационной деятельностью. Численность данных субъектов предпринимательства в 2008 г. по сравнению с 2007 г. сократилась на 110 организаций, а к 2009 г. — еще на 48.

В России малый бизнес набирает обороты в сфере розничной торговли, предоставления услуг, в общественном питании, в строительстве, мелком ремонте, т. е. в видах экономической деятельности, не требующих значительных первоначальных затрат . Между тем сфера информационных

2 050-

2 000-

1 950-

1 900-

1 850-

1 800-

1 750-

Рис. 1. Динамика численности научно-исследовательских организаций в 2007-2009 гг.

технологий, научно-технических новшеств и информации практически не осваивается (рис. 2). Причинами такого положения, по мнению авторов, служат следующие:

— для открытия малого предприятия необходимы большие капитальные вложения, которые в связи с растущей монополизацией государства в сфере науки и техники отсутствуют, как и отсутствует инфраструктура, которая могла бы переводить разработки в производство;

— для того чтобы дать предприятиям, которые занимаются инновационными продуктами, свободно развиваться, Правительству РФ необходимо пересмотреть существующее налоговое законодательство, усовершенствовав налоговые льготы, которые выступают основным инструментом снижения налогового бремени, тем самым стимулируя работу предприятий, обеспечивая соблюдение налогового законодательства и, как следствие, рост доходов государства .

В настоящее время существуют налоговые льготы для малого бизнеса в виде упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость.

В Налоговом кодексе РФ выделено два основных налоговых режима деятельности малых предприятий.

Общая система налогообложения. Субъекты малого предпринимательства уплачивают налоги всех уровней бюджета, установленные Налоговым кодексом РФ (федеральные, региональные и местные). Этот режим, под который подпадает практически каждое предприятие при открытии и регистрации, если не подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения . Характерной особенностью этого режима является уплата предприятием налога на добавленную стоимость, если сумма выручки за квартал не превышает 2 млн руб. без учета налога на добавленную стоимость .

От уплаты данного вида налога можно уклониться и в случаях, если предприятие в течение трех предшествующих последо-

вательных календарных месяцев не реализовывало подакцизных товаров, а также не вывозило товары на таможенную территорию РФ . Еще одной чертой деятельности малых предпри- 35,3

ятий в условиях общего режима налогообложения является выплата налога на прибыль, налога на имущество и обязательных страховых взносов.

Система налогообложения ™ в виде специальных налоговых ^ режимов (система налогообло- ЕЭ жения для сельскохозяйственных ^ товаропроизводителей (ЕСХН), □ упрощенная система налого обложения (УСН), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) .

Несмотря на существование этих льготных налоговых режимов, большая часть малых предприятий подлежит налогообложению по традиционной системе налогообложения, т. е. они уплачивают в государственный бюджет налоги всех видов, число таких предприятий составляет около 500 000. По упрощенной системе налогообложения работают всего лишь 50 000 малых предприятий, что составляет 10 % от общего числа зарегистрированных субъектов малого бизнеса .

Такое положение объясняется рядом недостатков действующего режима упрощенной системы налогообложения , к числу которых можно отнести:

ограничения по переходу на данную систему налогообложения (например, размер дохода, число работников на предприятии, наличие филиалов и дочерних компаний и др.);

Оптовая и розничная торговля, ремонт авто- и бытовых изделий Операции с недвижимым имуществом, аренда Обрабатывающие производства Строительство

Научные разработки и инновационно-исследовательская деятельность

Рис. 2. Динамика численности малых предприятий (без учета микропредприятий) по видам экономической деятельности на конец 2010 г.,

тыс. предприятий

— вынужденный характер возврата к общему режиму налогообложения с большими налоговыми затратами при потере прав использования упрощенной системы;

— невозможность возвратиться в общую систему налогообложения на протяжении одного года при нарушении определенных правил;

— реальные трудовые затраты на ведение учета по расходам при использовании объекта налогообложения «доходы за минусом расходов»;

— необходимость взимания минимального налога при убыточной деятельности предприятия. Следует отметить, что доходы, полученные от

взимания налогов по упрощенной системе налогообложения, крайне малы. В целом по РФ величина таких поступлений составляет около 2 % от общего объема налоговых платежей .

Динамика налоговых поступлений в РФ представлена в табл. 1, 2.

Таблица 1

Налоговые поступления от специальных налоговых режимов в общем объеме налоговых поступлений федерального бюджета в РФ в 2007-2009 гг.

Показатель 2007 2008 2009

Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу

Налоговые доходы федерального бюджета, всего 5 149 777 610 100 6 098 524 100 4713 122 237 100

В том числе:

— УСН 84 078 371 1,63 119 628 894 1,96 109 443 839 2,32

— ЕНВД 56 265 696 1,09 62 967 538 1,03 63 899 587 1,46

— ЕСХН 1 525 566 0,03 2 420 448 0,04 2 165 987 0,05

Источник: составлено авторами по .

ФИНАНСОВАя АНАЛИТИКА

проблемы и решения ^ 41

Таблица 2

Налоговые поступления от специальных налоговых режимов в общем объеме налоговых поступлений местных бюджетов РФ в 2007-2009 гг.

Показатель 2007 2008 2009

Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. °% к итогу Тыс. руб. °% к итогу

Налоговые доходы местных бюджетов, всего 572 466 966 100 712 413 849 100 713 029 954 100

В том числе:

— УСН 11 695 737 2,04 10 108 046 2,68 14 563 253 2,4

— ЕНВД 48 898 641 8,54 54 878 879 7,07 56 097 251 7,87

— ЕСХН 1 059 538 0,18 1 798 943 0,25 1 691 972 0,24

Источник: составлено авторами по .

Влияние ЕНВД на формирование доходов местных бюджетов является более существенным: с 2007 по 2009 г. доля поступлений составила 7-8 % по РФ, что в несколько раз превышает долю поступлений от УСН и ЕСХН. Если анализировать темпы прироста поступлений по налоговым режимам в РФ, то и здесь прослеживается их неравномерность (рис. 3).

Основными преимуществами всех специальных режимов для субъектов малого бизнеса по сравнению с общим режимом налогообложения, по мнению авторов, является, во-первых, меньшее количество взимаемых налогов. Если по общей системе с малого предприятия должно взиматься четыре налога, то в упрощенной системе — всего один (единый налог). Во-вторых, расчет единого налога достаточно прост, вследствие чего налогоплательщику приходится оформлять только одну налоговую декларацию, т. е. при данном режиме происходит снижение налоговой отчетности. Кроме того, предприятию нет необходимости предоставлять в налоговые органы баланс со всеми соответствующими

-10

-20 п

50,12 „ — — N — «-Ч-

42,26 ИТ — «* ____ N С
cyberleninka.ru

Газета «Экономика и жизнь», вкладка «Бухгалтерское приложение», №  02 от 27 января 2012

www.eg-online.ru

Автор: Яна Безденежных, старший консультант Департамента бухгалтерского, налогового и правового консалтинга группы компаний «ВнешЭкономАудит»

Развитие бизнеса всегда связано с использованием нововведений. В условиях современной конкуренции инновации играют ключевую роль в продвижении компаний. Одна из форм стимулирования и поддержки инновационной деятельности — особая налоговая политика государства. О льготах в данной области мы и поговорим.

1.    Субъекты инновационной сферы

Развитие бизнеса всегда связано с использованием нововведений. В условиях современной конкуренции инновации играют ключевую роль в продвижении предприятий.

Инновационный сектор бизнеса объединяет различные сферы, включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность. Его структуру можно представить на схеме:

Инновационными в настоящее время можно назвать инжиниринговые и проектные компании, резидентов особых экономических зон, участников проекта Сколково, организации сферы информационных технологий.

2. Налоговые преференции для инновационных предприятий

Одна из форм стимулирования и поддержки инновационной деятельности – особая налоговая  политика государства. О льготах в данной области мы и поговорим в настоящей статье.

Льготы по налогу на прибыль

1. Расходы на НИОКР.

Инновациям свойственны высокая скорость смены идей, частое обновление ресурсов и оборудования. Поэтому исследования и нововведения – это всегда масштабные платежи, вложения, инвестиции, так называемые расходы на НИОКР.
Для инновационных компаний особенно актуально, что расходы на изобретательства и экспериментальные разработки, не зависимо от результата, в полной мере разрешается учитывать в качестве затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Как видно, есть особые виды НИОКР, затраты по которым разрешено не только включать в расчет налога на прибыль, но и увеличивать их при этом в 1,5 раза. Правомерность применения повышающего коэффициента по окончании налогового периода важно подтвердить. Для этого к декларации по налогу на прибыль прикладывается научный или технический отчет по каждому проекту. Его форма произвольна.

С 2012 года расходы на НИОКР признаются в налоговом учете единовременно. Главное, чтобы работы или их отдельные этапы были завершены, а значит, подписан акт сдачи-приемки.

2. Амортизационная политика.
Одна из категорий стимулирующих мер касается начисления амортизации в налоговом учете.

В результате использования данных льгот, предприятие сможет перенести стоимость основного средства в расходы в 3 раза быстрее. А при амортизации ряда «инновационных» нематериальных активов не ориентироваться на срок действия договоров, что позволит даже НМА по 10 летним контрактам включить в расходы в течение 25 месяцев.

Инвестиционный налоговый кредит

Среди общих механизмов стимулирования инновационной деятельности можно выделить  инвестиционный налоговый кредит (ИНК). Он представляет собой льготу в виде изменения срока уплаты налогов.

В этом случае, организация получает право в течение определенного периода времени перечислять свои налоговые платежи не в полном размере. Сумма отложенного таким образом налогового обязательства и есть сумма ИНК.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам. Срок возможной отсрочки — от одного года до пяти лет.

Правом обратиться за получением ИНК наделены компании инновационной сферы, если они:

  • осуществляют НИОКР, а может, проводят техническое перевооружение собственного производства;
  • занимаются внедренческой деятельностью;
  • создают новые материалы и технологий или совершенствуют уже существующие;
  • осуществляют инвестиции в создание объектов, которые имеют наивысший класс энергетической эффективности либо высокую энергетическую  эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ от 12.07.11 № 562.

Алгоритм использования ИНК выглядит так:

1. Компания заключает с контролирующими органами договор об инвестиционном налоговом кредите и определяет в нем индивидуальный порядок уменьшения налоговых платежей.
2. Затем, каждый отчетный период организация начисляет налог, но при этом перечисляет его в сокращенном размере, правда, не менее 50% причитающейся к уплате суммы.
3. Уменьшение производится по каждому платежу до тех пор, пока отложенная сумма налога не станет равной сумме кредита, предусмотренной договором.
4. После чего происходит постепенное погашение налоговых обязательств и выплата процентов за предоставленную рассрочку.

Размер возможного инвестиционного налогового кредита зависит от основания его получения:

Основания получения ИНК Размер ИНК Норма НК РФ
Научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы либо техническое перевооружение собственного производства 100% стоимости приобретенного организацией оборудования, используемого исключительно для этих целей пп.1 п.2 ст.67 НК РФ
Внедренческая или инновационная деятельность, в том числе создание новых или усовершенствование  применяемые технологии, создание новых виды сырья или материалов Определяется по соглашению между уполномоченным органом и организацией пп.2 п.2 ст.67 НК РФ

 
Для получения инвестиционного налогового кредита организация должна подать в уполномоченный орган заявление и заключить договор об ИНК, форма которого установлена приказом ФНС РФ от 29.11.05 № САЭ-3-19/622@. 

Важно помнить, что для каждого из оснований получения льготы предусмотрен индивидуальный сопроводительный пакет документов (приказ ФНС РФ от 28.09.10 № ММВ-7-8/469@). Например, при ведении НИОКР или технического перевооружения потребуется:

  • подтвердить право на получение инвестиционного кредита,
  • подтвердить факт приобретения и стоимость оборудования, используемого исключительно для инновационных целей,
  • предоставить бизнес-план инвестиционного проекта.

Нюансы налогообложения резидентов особых экономических зон

Одна из категорий налоговых льгот в инновационной сфере выделена по территориальному признаку. Подобные преференции реализуются путем создания особых экономических зон. В этом случае налогообложение компании зависит от ее места расположения.

Особая экономическая зона – это часть территории, на которой действует уникальный режим ведения предпринимательской деятельности, который выражается в особом правовом, административном, налоговом, таможенном регулировании.

Для компаний инновационной сферы, в целях разработки и внедрения продуктов научной деятельности, а также стимулирования инновационного процесса предназначены технико-внедренческие особые экономические зоны (ТВОЭЗ). В России они расположены в Зеленограде, Дубне, Санкт-Петербурге и Томске.

Для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон можно выделить такие специальные налоговые льготы, как:

  • налоговые каникулы;
  • пониженная ставка налога на прибыль;
  • пониженные ставки по транспортному налогу и страховым взносам;
  • режим свободной таможенной зоны;
  • гарантии от неблагоприятного изменения законодательства.

Налоговые каникулы

Рассмотрим некоторые из льгот более подробно. Так, налоговой преференцией,  в настоящий момент свойственной исключительно предприятиям ТВОЭЗ, являются налоговые каникулы.

Суть льготы заключается в том, что резиденты с момента получения ими такого статуса сроком на пять лет получают частичное или полное освобождение от уплаты налога на имущество, земельного и транспортного налогов.

1) Налоговые каникулы по транспортному налогу

Это означает, что по приобретенным и зарегистрированным транспортным средствам компании освобождаются от уплаты налога.

Льготы по местным налогам устанавливаются законодательными органами каждого субъекта самостоятельно. Резиденты почти всех ТВОЭЗ имеют право на налоговые каникулы по транспортному налогу. Условия и сроки налоговых каникул варьируются в зависимости от субъекта РФ:

ТВОЭЗ Содержание льготы
Зеленоград Налоговые каникулы сроком на 5 лет
Санкт-Петербург Налоговые каникулы сроком на 5 лет, кроме водных и воздушных транспортных средств
Дубна Налоговых каникул нет
Томск Налоговые каникулы сроком на 10 лет

Право на льготу подтверждается выпиской из реестра резидентов особой экономической зоны, выданной органом управления особой экономической зоной.

2) Налоговые каникулы по земельному налогу

Налоговые каникулы по земельному налогу возможны в том случае, если резидент ТВОЭЗ  является юридическим лицом, зарегистрирован в установленном  порядке, применяет общую систему налогообложения и включен в единый реестр резидентов.

При этом земельный участок должен располагаться на территории ОЭЗ, принадлежать резиденту на праве собственности или праве бессрочного пользования. А также использоваться компанией для реализации инвестиционного проекта.

Первоначальный срок льготы составляет пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок (п.9 ст.395 НК РФ). Однако льгота может быть продлена законами субъекта РФ.

3) Налоговые каникулы по налогу на имущество

Выражаются в том, что в течение 10 лет с момента постановки на учет основного средства его стоимость не учитывается резидентом при расчете налоговой базы по налогу на имущество. Правда, лишь при выполнении ряда условий:

  •  основные средства созданы или приобретены в целях ведения деятельности в ОЭЗ,
  •  расположены на территории ОЭЗ;
  •  используются на этой территории в рамках соглашений о создании ОЭЗ;
  •  находятся на балансе резидента.

Причем, если имущество используется одновременно как для технико-внедренческой, так и  иных видов деятельности, то оно также освобождается от налога (письмо Минфина РФ от 28.02.08 № 03-05-04-01/09).

Однако, если отдельные объекты имущества на балансе резидента используются полностью для ведения иных видов деятельности, то налог уплачивается в обычном порядке.

Льготы по налогу на прибыль

Одним из инструментов механизма льгот по налогу на прибыль является налоговая ставка. Доход резидентов от технико-внедренческой деятельности в ТВОЭЗ облагается по пониженной ставке налога на прибыль. Но лишь в части налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ. В настоящее время во всех существующих ТВОЭЗ применяется максимально низкая ставка налога на прибыль в размере 13,5%.

Налоговое администрирование

Еще одна льгота для резидентов ОЭЗ — гарантия от неблагоприятного изменения законодательства о налогах и сборах.

Это означает, что в течение срока действия соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности компании не применяют ухудшающие их положение законодательные акты (ст.38 Федерального закона от 22.07.05 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ»).

Исключение в данном Законе сделано лишь в отношении налогообложения подакцизных товаров.

Особенности налогообложения резидентами Сколково

Сколково — это ультрасовременный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий, который создается недалеко от Москвы.

Инновационный центр не имеет статуса особой экономической зоны, однако соответствует всем признакам таковой. Можно сказать, что компании, получившие статус резидентов данного центра, практически освобождены от налогообложения. Однако, стать участником проекта не просто.

При одновременном наличии всех условий организация вправе получить статус участника проекта, который присваивается с момента включения организации в реестр участников и действует в течение 10 лет.

Остановимся более подробно на льготах по налогу на прибыль, НДС и налогу на имущество.

Льготы по налогу на прибыль

Пока годовой объем выручки не превысит 1 млрд. рублей, компании, работающие в Сколково, могут быть освобождены от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль в части расчета и уплаты налога. Такая льгота позволяет резидентам:

  • не исчислять и не уплачивать налог на прибыль (пп.1 п.1 ст.23, ст. ст. 286, 287 НК РФ);
  • не вести налоговый учет в соответствии со ст. 313 НК РФ (пп.3 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Важно помнить, что даже приняв решение использовать льготу, участники Сколково обязаны сдавать налоговые декларации по итогам отчетных и налогового периодов, поскольку предоставление отчетности не связано с исчислением и уплатой налога (письмо Минфина РФ от 19.12.11 № 03-03-06/1/832).

Обратите внимание, данное правило касается не только налога на прибыль, но и НДС, и налога на имущество.

Освободиться от обязанностей налогоплательщика и заявить право на льготу возможно непосредственно после получения статуса участника проекта «Сколково» (п.1, абз.1 п.4 ст.246.1 НК РФ). Это означает, что став резидентом даже в середине расчетного периода, ждать нового квартала или года организации не придется.

При этом, следует учитывать, что само по себе наличие статуса не дает права на освобождение от обязанностей налогоплательщика. Для этого участник проекта «Сколково», который решил начать использовать льготу, не позднее 20-го числа следующего месяца должен направить в налоговый орган по месту своего учета ряд документов (письмо УФНС РФ по г. Москве от 14.04.11 № 16-15/036416).

Для последующего использования права на освобождение необходимо ежегодно не позднее 20 января представлять в налоговую инспекцию по месту учета уведомление о продлении с приложением указанных выше документов (п. 6 ст. 246.1 НК РФ).

Обратите внимание, если участник проекта «Сколково» не представит документы или подаст недостоверные сведения, налог, и, как следствие, пени,  за прошедший налоговый период потребуется рассчитать и уплатить в бюджет (абз. 4 п. 6 ст. 246.1 НК РФ).

У резидента Сколково есть несколько путей вернуться к уплате налога на прибыль. Они представлены на схеме:

Обратите внимание, даже утратив или отказавшись от льготы, полученная прибыль компания все равно может облагать по ставке 0%.

Для этого необходимо, чтобы совокупный размер прибыли, заработанной участником проекта «Сколково», не превышал 300 млн. руб. Эта расчетная величина определяется нарастающим итогом, но не со старта ведения деятельности, а с начала налогового периода, в котором утрачена льгота. Совокупный финансовый результат определяется путем суммирования прибылей или убытков, рассчитанных ежегодно.

Алгоритм проверки права использования льготы выглядит следующим образом:

ПРИМЕР 

Например, в 2011 году организация НИИ получила статус участника проекта «Сколково» и начала применять освобождение от обязанностей налогоплательщика. Предположим, что в 2013 она утратит право на освобождение. Поэтому за весь 2013 организация должна нарастающим итогом определить налоговую базу. Допустим, финансовым результатом окажется убыток в размере 50 млн.руб.

Также нарастающим итогом организация будет определять налоговую базу каждого следующего налогового периода. Предположим, что за 2014 г. прибыль составит 150 млн руб., а за 2015 г. — 210 млн руб.

Полученные значения организация должна суммировать. Совокупный размер прибыли за 2013 — 2015 гг. составит 310 млн. руб. (-50 млн руб. + 150 млн руб. + 210 млн руб.).

Эта величина превышает пороговое значение 300 млн. рублей, поэтому по итогам 2015 организация НИИ должна уплатить налог на прибыль по общей ставке, а также пени за несвоевременную уплату авансовых платежей в течение 2015.

Не позднее 28 марта 2016 года организация НИИ должна перечислить в бюджет налог на прибыль. Поскольку в течение 2015 года авансовые платежи она не уплачивала, в этот же срок также необходимо перечислить соответствующие пени.

 
Участники проекта Сколково, которые перешли на применение нулевой ставки по налогу на прибыль, должны ежегодно вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль представлять сведения о ее совокупном размере (п.6 ст.289 НК РФ).

Действующий в настоящий момент отчет называется «Расчет совокупного размера прибыли (убытка) участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково». Его форма утверждена приказом Минфина РФ от 30.12.10 №196н.

Льготы по НДС

Механизм получения и использования льготы по НДС аналогичен освобождению от обязанностей плательщика по налогу на прибыль. Главное иметь документально подтвержденный статус резидента Сколково и заявить в инспекцию о желании освободиться от уплаты НДС.

Форма уведомления об использовании права на освобождение (о продлении срока действия права на освобождение) утверждается Министерством финансов РФ. В настоящий момент действует документ, введенный приказом Минфина РФ от 30.12.10 № 196н.

Не забудьте, что уведомление важно предоставить по каждому из налогов — налогу на прибыль и НДС – отдельно.

Сравнение льготы по НДС и льготы по налогу на прибыль
Налог на прибыль НДС
Объем годовой выручки превысил 1 млрд. рублей
Льгота теряется. Возможна нулевая ставка Льгота не теряется.
Совокупная прибыль превысила 300 млн. рублей
Право применения ставки 0% утрачивается Льгота теряется. Нулевая ставка не предусмотрена.

Обратите внимание, реализация участниками Сколково права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков по НДС и налогу на прибыль организаций, не влечет автоматический переход компаний на применение упрощенной системы налогообложения (письмо Минфина РФ от 01.11.11 № 03-11-06/2/150).

Льготы по налогу на имущество

Помимо НДС и налога на прибыль, организации Сколково автоматически освобождены от уплаты налога на имущество (пп.20 ст.381 НК РФ). Причем сообщать об этом в контролирующие органы не потребуется.

Льгота теряется либо после утраты статуса резидента, либо с начала года, в котором совокупный размер прибыли за весь период существования составит 300 млн. рублей.

Льгота позволяет компаниям, не ведущим бухгалтерский учет, при заполнении налоговой декларации или авансового расчета по налогу на имущество, не указывать остаточную стоимость основных средств, в отношении которых предоставляется налоговая льгота (письмо Минфина РФ от 19.10.11 № 03-05-04-01/35).

Обратите внимание, от использования всех льгот можно отказаться, но повторно они не предоставляются.

3. Льготы для инновационных компаний, связанные с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

Важным инструментом поддержки инновационных компаний является пониженный размер страхового тарифа для отдельных субъектов. В частности, в настоящее время льготы предусмотрены для таких организаций и индивидуальных предпринимателей:

Категория компании инновационной сферы Размер совокупного тарифа
Резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны (ТВОЭЗ), которые производят выплаты физическим лицам, работающим на данной территории 14%
Деятельность в области информационных технологий 14%
Резиденты «Сколково» 14%
Инжиниринговые компании 30%
Организации, применяющие упрощенный режим налогообложения 20%

Особенности применения страховых тарифов организациями, работающими в сфере информационных технологий

Прежде всего, разберемся, на кого распространяется действие данной нормы:  IT-компании — это организации, которые:

  • разрабатывают и реализуют программы для ЭВМ или базы данных;
  • оказывают услуги и работы по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ и баз данных,
  • занимаются установкой, тестированием и сопровождением программ для ЭВМ и баз данных.

Однако, даже будучи IT-компанией, использовать пониженный тариф организации вправе лишь при выполнении ряда условий.

Обратите внимание, для вновь созданных организаций в расчет принимается среднесписочная численность работников за текущий отчетный период.

Разница заключается в том, что среднесписочная численность сотрудников не включает лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, а также внешних совместителей. А вот средняя численность работников включает среднесписочную численность плюс среднюю численность внешних совместителей, а также работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

Если IT-компанию лишат госаккредитации или она превысит лимиты по численности работников или доли доходов, тогда она утратит и право на льготу. Причем с начала периода, в котором аннулирована государственная аккредитация или выявлено несоответствие любому из критериев.

Особенности страховых тарифов для инжиниринговых компаний

Далеко не все инжиниринговые или проектные компании вправе применять пониженный тариф. Использовать льготу по данному основанию сможет организация, которая оказывает:

  • инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации; 
  • инженерно-консультационные услуги по подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов;
  • предпроектные и проектные услуги, например, подготовку технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги.

Для данной категории льгота по размеру тарифа страховых взносов действует лишь в период 2012-2013 годы и призвана повысить конкурентные преимущества российских проектных организаций. Общая величина тарифа составляет 30% и разделяется по фондам следующим образом:

ПФ РФ ФСС РФ ФФОМС
22% 2,9% 5,1%

Самой компании уведомлять о наличии заключения контролирующие органы не требуется. За нее это сделает специальный орган исполнительной власти. Срок на выполнение данной обязанности ему отведен в течение одного месяца, следующего за отчетным.

Особенности величины страхового тарифа для резидентов Сколково

Резидентам Сколково послабления предоставлены не только в расчете налогов, но и в уплате страховых взносов. Это связанно с необходимостью привлечения инновационными предприятиями высокооплачиваемых квалифицированных специалистов.
Тариф для компаний в Сколково снижен максимально и составляет 14% в ПФ РФ. Для возможности его применения важно выполнять два условия.

Прежде всего, иметь действующий статус участника проекта «Сколково». При этом, сниженный тариф можно применять с 1-го числа месяца после его присвоения. Это означает, что став резидентом даже в середине расчетного периода, ждать нового квартала или года организации не придется.

Второй параметр использования льготы — соблюдение лимита по выручке в сумме 1 млрд. и прибыли в размере 300 млн.рублей.

Для проверки соответствия этому критерию сначала определяется год, в котором объем выручки превышает 1 миллиард рублей. Затем, с начала этого периода из года в год нарастающим итогом подсчитывается налоговая прибыль, и как только ее размер достигнет 300 млн. рублей, резидент со следующего месяца теряет право на льготу.

Особенности страховых тарифов для организаций, применяющих УСН

Особые привилегии предоставлены тем компаниям инновационной сферы, которые сосредоточены в малом бизнесе и применяют упрощенную систему налогообложения.

Для ряда таких компаний со специальными видами деятельности предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов. Например, если организация ведет НИОКР, работает в сфере строительства или производства, использует в деятельности вычислительную технику и информационные технологии, она имеет право на льготу. Основное условие ее применения – зарабатывать по инновационному виду деятельности не менее 70% от всех доходов.

Общая величина тарифа в 2012 году составляет 20% и полностью уплачивается в Пенсионный фонд РФ.

4. Особенности бухгалтерского учета

Что касается бухгалтерского учета, здесь предприятия инновационной сферы не имеют преимуществ. Обязанность вести учет возложена на всех юридических лиц, за исключением организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения (гл.26.2 НК  РФ).

В текущем году особые условия имеют лишь участники Сколково. Им предоставлено право выбора: вести бухучет либо в полном объеме, либо в порядке, установленном для налогоплательщиков, применяющих УСН. Правда, остановившись на любом из вариантов, резиденты не должны забывать про бухгалтерский учет основных средств.

Несмотря на то, что учет резидент Сколково ведет по правилам упрощенки, декларацию по УСН ему предоставлять не требуется (письмо Минфина РФ от 26.10.11 № 03-11-20/2).
Реализовать право выбора возможно, пока годовой объем выручки от реализации не достигнет 1 миллиарда рублей (п.4 ст.4 Закона № 129-ФЗ). После превышения лимита возможность вести лишь налоговый учет резидент Сколково теряет.

Обратите внимание, с 2013 года и упрощенцы, и участники проекта Сколково, в соответствии с новым законом «О бухгалтерском учете» (от 06.12.11 № 402-ФЗ), лишены своей льготы – обязанность ведения учета возлагается на всех субъектов предпринимательства. Правда с оговоркой, что вести учет и формировать финансовую отчетность бывшим льготникам разрешается по правилам, установленным для субъектов малого предпринимательства.

Это означает, что в бухгалтерскую отчетность в обязательном порядке будут включены две формы: бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. При этом, данные в отчетах могут отражаться только по группам статей, то есть без детализации показателей по статьям.

Вывод.

Таким образом, анализ действующего законодательства показал, что предприятия сферы инноваций находятся на особом счету у государства. И законодательство о налогах и сборах уже сегодня содержит большое количество инструментов, направленных на поддержку инноваций и поддержку активности предприятий в данной области. Роль налоговых льгот заключается в поддержании спроса на инновационную продукцию и привлечение инвестиций в новые технологии.

Оставить комментарий

Вы можете оставить свой комментарий. Для этого необходимо заполнить приведенную ниже форму. Поля, отмеченные звездочками, обязательны для заполнения.

www.ural-audit.ru

Похожие статьи