Закон для васЛьготыЛьготы по амортизации для малых предприятий

Льготы по амортизации для малых предприятий

Нет времени читать? Сохрани

Содержание

Льготы для малого бизнеса – это преимущества, которые государство предоставляет определенным категориям предпринимателей, чем ставит их в более выгодное положение по сравнению с остальными субъектами бизнеса. Льготный режим деятельности индивидуальных предпринимателей, микропредприятий и предприятий малого бизнеса снижает поступление в бюджет налогов и взносов, но зато решает другие вопросы государственной значимости:

  • Обеспечение самозанятости и дальнейшего пенсионного обеспечения предпринимателей без работников (фрилансеров, ремесленников, лиц, оказывающих услуги разного рода);
  • Создание новых рабочих мест и снятие с государства бремени по содержанию безработных;
  • Снижение социальной напряженности в обществе за счет роста благосостояния населения;
  • Развитие новых видов деятельности и организация небольших инновационных производств, которые хоть и не гарантируют большой прибыли, но зато не требуют крупных финансовых вложений.

Сейчас в России насчитывается более 20 миллионов человек трудоспособного возраста, которые нигде официально не работают и не стоят на налоговом учете, как предприниматели. Государство заинтересовано максимально вывести эту категорию из тени, чтобы хотя бы вопросы самообеспечения эти граждане взяли на себя. Для этого необходимо сделать так, чтобы вести легальный малый бизнес было просто, удобно и выгодно, а значит:

  • Максимально уменьшить налоговую нагрузку для этой категории налогоплательщиков;
  • Снизить административные барьеры при государственной регистрации субъектов малого предпринимательства;
  • Упростить отчетность малого бизнеса перед государственными органами;
  • Смягчить административный и налоговый контроль и уменьшить размер штрафных санкций за нарушение законодательства;
  • Предоставить особые условия субъектам малого бизнеса для получения заказов на производство товаров и реализацию услуг, в частности, в рамках госзакупок.

Но прежде чем узнать, какие льготы малому бизнесу в 2018 году предоставляет государство, давайте разберемся, что собой представляют субъекты малого предпринимательства и кто к ним относится в 2018 году.

Кто относится к малому бизнесу

Закон № 209-ФЗ от 24.07.07 выделяет несколько категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Разделение на категории малого и среднего бизнеса проводится по двум основным критериям: количеству работников и получаемому доходу.

Категория

Количество работников

Предельная выручка за год

Микропредприятие

до 15 человек

120 млн рублей

Малое предприятие

до 100 человек

800 млн рублей

Среднее предприятие

до 250 человек

2 млрд рублей

Большей государственной поддержкой пользуется именно малый бизнес, а не средний, поэтому подробнее рассмотрим критерии отнесения к этой категории. Поправки, внесенные в прошлом году в закон № 209-ФЗ, позволили с 2016 года относить к малому бизнесу (в том числе, к микропредприятиям) большее количество бизнесменов:

  • Лимит годовой выручки от реализации товаров и услуг для малых предприятий увеличился с 400 до 800 млн рублей, а для микропредприятий – с 60 до 120 млн рублей.
  • Выросла разрешенная доля участия других коммерческих организаций (не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства) в уставном капитале малого предприятия – с 25% до 49%.
  • Средняя численность работников осталась прежней — не более 15 человек для микробизнеса и не более 100 человек для малого предприятия.
  • Увеличен период, в течение которого бизнесмен относится к этой категории, даже если он превысил лимит по выручке или численности работников – с двух до трех лет. Так, если лимит был превышен в 2017 году, то компания утратит право считаться малой только в 2020 году.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них действуют те же самые критерии разделения на малый и средний бизнес: по доходам и количеству работников. Тех ИП, кто не является работодателями, оценивают по полученной за год выручке (данные в таблице выше). Индивидуальных предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Налоговые льготы для малого бизнеса в 2018 году

Самое главное преимущество налоговых льгот для малого бизнеса в том, что они напрямую снижают сумму налогов, которые бизнесмен должен перечислить в бюджет. В России существует четыре специальных системы налогообложения с низкими налоговыми ставками, воспользоваться которыми могут только субъекты малого и микробизнеса:

  1. УСН – лимит годовой выручки в 2018 году – не более 150 млн. руб., численность работников – не более 100 человек.
  2. ЕНВД – лимит годовой выручки не установлен, но количество работников тоже не должно превышать 100 человек.
  3. ПСН – на этом режиме могут работать только индивидуальные предприниматели, разрешенное количество работников — всего 15 человек, причем, по всем видам деятельности ИП в совокупности. Лимит годовых доходов для предпринимателя на патенте – 60 млн рублей.
  4. ЕСХН – лимит годовой выручки не установлен, однако доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70% от всего дохода. Количество работников имеет ограничение (не более 300 человек) только для ИП и рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей. Для сельскохозяйственных организаций такого ограничения нет.

Дополнительная неявная льгота для УСН Доходы и ЕНВД – это уменьшение авансового платежа и квартального вмененного налога на сумму уплаченных в отчетном квартале страховых взносов за работников и ИП за себя.

Подробнее: Предельная база для начисления страховых взносов в 2018 году

С 2016 года перечень налоговых льгот для малого бизнеса пополнился правом региональных властей устанавливать на своей территории для плательщиков ЕНВД и УСН еще более низкие налоговые ставки, чем предусмотрено этими режимами. Так, налоговая ставка по ЕНВД может быть снижена с 15% до 7,5%, а на УСН – с 6% до 1%. По сути, регионы могут создавать на своей территории настоящие налоговые гавани почти с нулевым налогообложением. Все, что требуется государству от предпринимателей, зарегистрировавшихся в этих регионах, — это создание рабочих мест и внесение страховых взносов за работников.

Наконец, в период в 2015 по 2020 годы впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе в течение двух налоговых периодов (максимум – двух лет) после регистрации работать в рамках налоговых каникул, то есть, по нулевой налоговой ставке. Для этого надо будет удовлетворять ряду условий:

  • быть впервые зарегистрированным в статусе ИП после вступления в действие регионального закона о налоговых каникулах;
  • выбрать налоговый режим ПСН или УСН;
  • осуществлять деятельность, указанную в региональном законе о налоговых каникулах.

Таким образом, налоговые льготы малому бизнесу в 2018 году позволяют начать свое дело, вкладывая большую часть получаемого дохода в дальнейшее развитие бизнеса, а не отдавая его государству в виде налогов.

Собираетесь открыть свой бизнес? Не забудьте про расчётный счёт. Самые надежные банки с выгодными тарифами представлены здесь.

*акция с Альфа-Банком действует до 30.11.2018

Административные льготы для малого бизнеса в 2018 году

Не секрет, что законодательство, регулирующее деятельность бизнеса в России, можно назвать сложным, запутанным, изобилующим суровыми санкциями за его нарушение. Одна из причин, заставляющая предпринимателей уходить в тень, – это административные трудности, такие как сложный порядок отчетности, оформления кадров и денежных расчетов, частые проверки надзорных органов, нежелание банков выдавать необеспеченные кредиты и т.д.

Для решения этих вопросов государство предложило ряд административных льгот для малого бизнеса, которые действуют в 2018 году:

  1. Плательщики ЕНВД и ПСН вправе проводить наличные расчеты без применения кассового аппарата, до июля 2019 года. Исключение — сфера торговли и розницы. Здесь ККТ для организаций и ИП с работниками потребуется с июля 2018 года. 
  2. Организации, которые относятся к малым, могут вести бухучет в упрощенной форме
  3. Малые организации и ИП имеют право вести кассовые операции в упрощенном порядке и не устанавливать лимит кассы.
  4. Работодатели, относящиеся к категории малого бизнеса, вправе оформлять срочные трудовые договоры на срок до 5 лет (по общему правилу, трудовые договоры с большинством категорий работников являются бессрочными). При этом надо соблюдать два условия: численность персонала не может превышать 35 человек, а работник должен дать свое согласие на заключение срочного договора.
  5. Надзорные каникулы для малого бизнеса на период 2016-2018 годов – запрет на проведение плановых неналоговых проверок. Внеплановые неналоговые проверки, а также проверки от ФНС и фондов по-прежнему могут проводиться в любое время.
  6. Региональные и местные власти в субъектах РФ могут заключать с представителями малого бизнеса договоры аренды зданий и помещений на льготных условиях в течение 5 лет, а также предоставлять арендаторам преимущественное право выкупа такого имущества.
  7. При получении банковского кредита малые предприятия могут обратиться в гарантийные организации для получения государственной гарантии, что значительно повышает шансы заемщика.
  8. Для участия представителей малого бизнеса в госзакупках предусмотрена специальная льгота — госзаказчики обязаны производить не менее 15% совокупного годового объема закупок у этой категории.

Финансовые льготы для малого бизнеса в 2018 году

Здесь речь идет уже не об улучшения условий для ведения бизнеса, а о льготах предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям в виде прямой финансовой поддержки, например, субсидий:

  • на возмещение части затрат по договорам лизинга
  • на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам
  • на возмещение части затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях
  • для начинающих предпринимателей (до 500 тысяч рублей).

Безвозмездные субсидии и гранты предоставляются малому бизнесу в рамках Федеральной программы, действующей до 2020 года. Мы собрали базу субсидий по субъектам РФ, каждый регион предлагает свои льготы для малого бизнеса.

www.regberry.ru

Малые предприятия составляют отдельную группу, которая пользуется особыми льготами при уплате налога на прибыль. Одна из льгот по налогу на прибыль предусмотрена только для тех из них, которые производят и одновременно перерабатывают сельско-хозяйственную продукцию, производят продовольственные товары, товары народного потребления, строительные материалы, медицинскую технику, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, а также строят объекты жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) .

Льгота заключается в том, что эти малые предприятия не уплачивают налог на прибыль в первые два года работы, при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг) . В третий и четвертый год работы они уплачивают налог в размере соответственно 25% и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг) . При этом в общую сумму выручки не включается выручка, полученная от реализации основных фондов и иного имущества, и доходы, имеющие особый порядок налогообложения (например, дивиденды по акциям, проценты по облигациям) . Указанная льгота не распространяется на предприятия, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений, в том числе созданных в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Другая льгота заключается в том, что при определении налогооблагаемой прибыли малого предприятия из нее исключается прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологии.

Малые предприятия могут иметь льготы при осуществлении некоторых видов деятельности, выпускающие отдельные товары, в общем порядке. Например, по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений, на благотворительные взносы. Малые предприятия могут иметь также льготы по налогу на прибыль в общем порядке при наличии работающих в них инвалидов. Если инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников, то ставка налога на прибыль понижается на 50%.

При определении прав на указанные льготы в среднесписочную численность включаются состоящие в штате работники, включая работающих по совместительству, а также не состоящих в штате работающих по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.

Малые предприятия могут иметь льготы по НДС, если они выпускают товары, освобожденные от него. Кроме того, они освобождаются от НДС по лизинговым сделкам в полном объеме.

Малые предприятия могут быть в числе тех, которые освобождены от уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, например, если более 70% общего объема реализации составляют работы по реконструкции и капитальному ремонту жилого фонда.

По остальным группам налогов и акцизов малые предприятия не имеют специальных льгот. К льготам, не связанным с налогообложением, относится право, которое имеют малые предприятия как субъекты малого предпринимательства, в отношении ускоренной амортизации основных производственных фондов.

Льготы для малого бизнеса – это преимущества, которые государство предоставляет определенным категориям предпринимателей, чем ставит их в более выгодное положение по сравнению с остальными субъектами бизнеса. Льготный режим деятельности индивидуальных предпринимателей, микропредприятий и предприятий малого бизнеса снижает поступление в бюджет налогов и взносов, но зато решает другие вопросы государственной значимости:

Сейчас в России насчитывается более 20 миллионов человек трудоспособного возраста, которые нигде официально не работают и не стоят на налоговом учете, как предприниматели. Государство заинтересовано максимально вывести эту категорию из тени, чтобы хотя бы вопросы самообеспечения эти граждане взяли на себя. Для этого необходимо сделать так, чтобы вести легальный малый бизнес было просто, удобно и выгодно, а значит:

Но прежде чем узнать, какие льготы малому бизнесу в 2018 году предоставляет государство, давайте разберемся, что собой представляют субъекты малого предпринимательства и кто к ним относится в 2018 году.

Закон № 209-ФЗ от 24.07.07 выделяет несколько категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

Разделение на категории малого и среднего бизнеса проводится по двум основным критериям: количеству работников и получаемому доходу.

Большей государственной поддержкой пользуется именно малый бизнес, а не средний, поэтому подробнее рассмотрим критерии отнесения к этой категории. Поправки, внесенные в прошлом году в закон № 209-ФЗ, позволили с 2016 года относить к малому бизнесу (в том числе, к микропредприятиям) большее количество бизнесменов:

Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них действуют те же самые критерии разделения на малый и средний бизнес: по доходам и количеству работников. Тех ИП, кто не является работодателями, оценивают по полученной за год выручке (данные в таблице выше). Индивидуальных предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Самое главное преимущество налоговых льгот для малого бизнеса в том, что они напрямую снижают сумму налогов, которые бизнесмен должен перечислить в бюджет. В России существует четыре специальных системы налогообложения с низкими налоговыми ставками, воспользоваться которыми могут только субъекты малого и микробизнеса:

Дополнительная неявная льгота для УСН Доходы и ЕНВД – это уменьшение авансового платежа и квартального вмененного налога на сумму уплаченных в отчетном квартале страховых взносов за работников и ИП за себя.

С 2016 года перечень налоговых льгот для малого бизнеса пополнился правом региональных властей устанавливать на своей территории для плательщиков ЕНВД и УСН еще более низкие налоговые ставки, чем предусмотрено этими режимами. Так, налоговая ставка по ЕНВД может быть снижена с 15% до 7,5%, а на УСН – с 6% до 1%. По сути, регионы могут создавать на своей территории настоящие налоговые гавани почти с нулевым налогообложением. Все, что требуется государству от предпринимателей, зарегистрировавшихся в этих регионах, — это создание рабочих мест и внесение страховых взносов за работников.

Наконец, в период в 2015 по 2020 годы впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе в течение двух налоговых периодов (максимум – двух лет) после регистрации работать в рамках налоговых каникул, то есть, по нулевой налоговой ставке. Для этого надо будет удовлетворять ряду условий:

Таким образом, налоговые льготы малому бизнесу в 2018 году позволяют начать свое дело, вкладывая большую часть получаемого дохода в дальнейшее развитие бизнеса, а не отдавая его государству в виде налогов.

Собираетесь открыть свой бизнес? Не забудьте про расчётный счёт. Самые надежные банки с выгодными тарифами представлены здесь.

Не секрет, что законодательство, регулирующее деятельность бизнеса в России, можно назвать сложным, запутанным, изобилующим суровыми санкциями за его нарушение. Одна из причин, заставляющая предпринимателей уходить в тень, – это административные трудности, такие как сложный порядок отчетности, оформления кадров и денежных расчетов, частые проверки надзорных органов, нежелание банков выдавать необеспеченные кредиты и т.д.

Для решения этих вопросов государство предложило ряд административных льгот для малого бизнеса, которые действуют в 2018 году:

Здесь речь идет уже не об улучшения условий для ведения бизнеса, а о льготах предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям в виде прямой финансовой поддержки, например, субсидий:

госдоля участия в ее уставном капитале не выше 25%; она не образована при реорганизации или приватизации госпредприятия; прибыль от производства или оказания услуг за ушедший год не выше 400 миллионов рублей; среднее количество сотрудников предприятия за прошлый год – не более 100 человек.

Критерии определения размера прибыли определяет, как правило, НК РФ. При расчете количества работающих учитывают всех сотрудников, в том числе принятых по гражданско-правовым договорам и в филиалах.

Вновь сформированное юридическое лицо может быть поставлено на учет в инспекции как малое предприятие сразу после создания и в течение года с момента создания (при условии соответствия критериям по доходу и численности работников).

Действующий же бизнес должен соответствовать вышеупомянутым критериям не менее 2 лет подряд, предшествующих году подачи заявки.

Новые организации должны подать заявку в течение месяца с момента своей регистрации, существующие – не позже 31 декабря нынешнего года, чтобы иметь шанс воспользоваться льготами с 1 января нового года.

Кроме того, малое предприятие может избрать и систему сельскогохозяйственного налогообложения (ЕСХН), если соответствует требованиям к виду бизнеса, а производство сельскохозяйственной продукции является для него основным видом бизнеса.

Льготы для малого предприятия

Государство помогает малому бизнесу многочисленными льготами.

Как правило, администрации городов предоставляют льготные ставки на аренду помещений у города, льготы по региональным налогам и сборам.

Любой субъект федерации имеет право сам принять решение, по каким из закрепленных за ним налогам он предоставит льготы малому бизнесу.

Что еще важно, малые предприятия владеют правом на ускоренную амортизацию базовых фондов (станков, недвижимости, иного оборудования), что позволяет снижать общий объем налогообложения.

Существуют и льготы по налогу на добавленную стоимость лизинговых сделок.

Для малого предпринимательства существует упрощенная система выкупа арендуемой недвижимости, установленная ФЗ №159-ФЗ.

Налоги малые предприятия уплачивают в соответствии с гл. 26.2 НК РФ, если ими была выбрана именно эта система. Как уже отмечалось выше, малое предприятие может остаться и на общей системе налогообложения.

Что делать, если вы потеряли трудовую книжку?
Декларация 3 НДФЛ – образец заполнения и для кого предназначена?

Это важно в тех случаях, если контрагент настаивает на необходимости работать с плательщиком НДС и частично уменьшать свои затраты на оплату этого налога.

Здесь всегда нужно выбирать, и если предполагается работать преимущественно с такими клиентами, то можно не прибегать к упрощенной системе.

Хотя она достаточно выгодна и удобна. При ней не оплачивают налог на прибыль и имущество и НДС, исключая уплачиваемый при импорте продукции.

Налог на прибыль заменяется одной из двух форм уплаты налога на доходы:

на чистый доход на доходы минус затраты.

В первом случае уплате подлежат 6% от всех доходов, во втором – выплачивается 15% с разницы между прибылью и затратами.

Затратами считаются не все виды расходов, а лишь некоторые, определенные НК и названные отдельной строкой. Там закрытый перечень и определение «прочие расходы» не применяют. Инспекции всегда очень тщательно проверяют допустимость разных видов затрат.

Изменять объект налогообложения разрешается не чаще одного раза в год. Устанавливая ее на будущий год, заявку в налоговую нужно подавать не позднее 20 декабря текущего.

Бухгалтерская отчетность в малых предприятиях, особенности учета

Малые предприятия в рамках упрощенной системы налогообложения применяют кассовый метод начисления дохода.

То есть деньги учитываются в бухгалтерском учете при их поступлении в кассу или на расчетный счет, а не при начислении или оформлении счета-фактуры.

Налоги уплачивают методом аванса. Авансовый платеж направляется в бюджет не позже 25 числа месяца от начала квартала.

Рассчитывается он по сведениям предшествующего налогового периода. По окончании квартала происходит перерасчет и необходимое доначисление.

Бухгалтерская отчетность сдается один раз в год, в конце первого квартала года, следующего за отчетным.

Возможность использования упрощенной системы налогообложения и отчетности для малых предприятий – это единая льгота, определенная на федеральном уровне.

В этом случае нет необходимости ведения бухгалтерского баланса. Он заменяется достаточно простыми формами – книгой учета доходов и расходов (форма установлена Министерством финансов). Ведется она достаточно просто, без использования двойной записи и плана счетов.

До начала 2003 года упрощенную систему налогообложения и отчетности могли применять только малые предприятия, сейчас она, в соответствие с гл. 26.2 НК РФ, доступна и некоторым другим формам ведения бизнеса (ИП, крестьянско-фермерские хозяйства).

Пример оформления приходного кассового ордера.
Что такое ОКФС – расшифровка кодов.
Как заполнить справку 2 НДФЛ:

При ведении бухгалтерского учета, бухгалтеру малого предприятия надо иметь в виду главное:

если предприятие в текущем году вышло за рамки малого предприятия по выручке или численности работников, оно обязано вернуться к общей системе бухучета с начала такого года и пересчитать налоги.

По этой причине отношение к критериям отнесения предприятия к малому должно быть очень щепетильным.

При необходимости получать часть платежей, превышающих допустимые объемы по обороту, после окончания годового периода. Кроме того, нужно скрупулезно вести первичную бухгалтерскую документацию, чтобы всегда можно было восстановить отчетность.

Выбор малого предприятия как формы ведения своего бизнеса обусловлен многими факторами и очень удобен для практичного и осторожного ведения бизнеса, особенно в производственной сфере.

buhguru.com

Малые предприятия: льготы по налогу на прибыль в 2002 году

Статьи по теме

С 1 января 2002 года вступила в силу глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, которая внесла существенные изменения в порядок налогообложения прибыли. В частности, с этого года прекратили действовать льготы, установленные прежним законодательством о налоге на прибыль. Могут ли малые предприятия продолжать пользоваться льготой по налогу на прибыль? Могут ли они в настоящее время применять механизм ускоренной амортизации? Каковы особенности применения указанной льготы при выполнении строительно-монтажных работ? Эти и другие вопросы освещаются в предлагаемой статье.

Возможность применения льготы с 1 января 2002 года

С вступлением в силу главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ для малых предприятий, созданных после 1 января 2002 года, прекратили действовать налоговые льготы, установленные п. 4 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (далее — Закон о налоге на прибыль).

Положения Закона РФ № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», устанавливающие льготу малым предприятиям (продолжают действовать в 2002 году)

Статья 6. Льготы по налогу
Пункт 4. В первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.

В третий и четвертый год работы указанные в абзаце первом настоящего пункта малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Указанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.

При прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.

При этом главой 25 НК РФ не предусмотрено особого порядка исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль и авансовых платежей по налогу на прибыль для субъектов малого предпринимательства, отвечающих критериям, приведенным Федеральным законом от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 88-ФЗ) 1 .

Таким образом, с 1 января 2002 года порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль и авансовых платежей по налогу на прибыль осуществляется малыми предприятиями на общих основаниях и в соответствии с порядком, изложенным в статьях 286—288 НК РФ.

В то же время в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Закон № 110-ФЗ) для малых предприятий сохраняют действие льготы по налогу на прибыль, предусмотренные п. 4 ст. 6 Закона о налоге на прибыль, срок действия которых не истек на день вступления в силу Закона № 110-ФЗ. Эти льготы продолжают применяться малыми предприятиями до истечения срока, на который они были предоставлены.

Согласно п. 4 ст. 6 Закона о налоге на прибыль указанные в настоящем пункте малые предприятия в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль. В третий и четвертый год работы эти малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50% установленной ставки налога на прибыль. Следовательно, малые предприятия, зарегистрированные в 2001 году, вправе воспользоваться в 2002 году налоговой льготой, установленной п. 4 ст. 6 Закона о налоге на прибыль при выполнении всех других условий ее применения.

Малые предприятия, созданные после 1 декабря 2001 года

Согласно ст. 55 НК РФ если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца календарного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.

При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания. Следовательно, при создании организаций в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря 2001 года, первым отчетным периодом для них будет являться период с даты их регистрации по 31 марта 2002 года, а для организаций, уплачивающих налог на прибыль ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли, — период с даты их регистрации по 31 января 2002 года.

Таким образом, организация, созданная после 1 декабря 2001 года, не вправе в 2002 году воспользоваться льготой по налогу на прибыль, установленной п. 4 ст. 6 Закона о налоге на прибыль, так как начиная с 1 января 2002 года указанная льгота предоставляется только тем предприятиям, которым до вступления в силу Закона № 110-ФЗ она уже была предоставлена и срок действия которой не истек на день вступления данного закона в силу.

Вопросы, связанные с применением льготы

На практике может возникнуть ситуация, когда малое предприятие, применяющее льготу, установленную п. 4 ст. 6 Закона о налоге на прибыль, преобразуется из закрытого акционерного общества (ЗАО) в общество с ограниченной ответственностью (ООО). Теряет ли в таком случае малое предприятие право на льготу? Если теряет, то возникают ли для этого предприятия налоговые последствия, установленные последним абзацем п. 4 ст. 6 Закона о налоге на прибыль?

В этой связи необходимо отметить следующее. Указанная льгота не предоставляется малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений. Согласно ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может осуществляться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Изменение организационно-правовой формы юридического лица согласно ст. 68 ГК РФ соответствует преобразованию такого юридического лица из одного вида в другой и является одним из типов реорганизации юридического лица.

Таким образом, при изменении организационно-правовой формы юридическое лицо теряет право на пользование налоговой льготой, установленной п. 4 ст. 6 Закона о налоге на прибыль. При этом налоговые последствия, определенные указанным пунктом, не возникают, то есть предприятие не должно исчислять сумму налога на прибыль в полном размере за весь период его деятельности и увеличивать ее на сумму дополнительных платежей (см. врезку).

Если предприятие получило статус «малого» в результате внесения изменений в учредительные документы через год после государственной регистрации, оно не имеет права применить льготу по налогу на прибыль. Дело в том, что в соответствии с положениями Закона о налоге на прибыль указанную льготу могут применять предприятия и организации, изначально являющиеся субъектами малого предпринимательства с момента их государственной регистрации. При отнесении организаций к категории малых предприятий следует руководствоваться критериями, изложенными в Законе № 88-ФЗ.

Таким образом, на предприятие, перешедшее в категорию субъектов малого предпринимательства в результате изменения состава его участников, действие налоговой льготы, установленной п. 4 ст. 6 Закона о налоге на прибыль, не распространяется.

Ускоренная амортизация

На практике часто возникает вопрос о возможности применения малыми предприятиями в 2002 году механизма ускоренной амортизации.

В соответствии с п. 1 ст. 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Механизм ускоренной амортизации объектов основных производственных фондов предусмотрен ст. 10 Закона РФ № 88-ФЗ, который не входит в систему налогового законодательства. До 2002 года малые предприятия имели право использовать механизм ускоренной амортизации на основании указанной выше статьи, что было предусмотрено действовавшим ранее законодательством, регулирующим налогообложение прибыли.

С 1 января 2002 года вступила в силу глава 25 НК РФ, которая определила новый порядок начисления амортизации. Таким образом, с вступлением в силу с 1 января 2002 года главы 25 НК РФ для целей налогообложения прибыли следует руководствоваться порядком начисления амортизации, установленным данной главой. Все иные методы начисления амортизации, предусмотренные законодательными и нормативными документами, не являющимися актами законодательства о налогах, при исчислении налогообложения прибыли не учитываются 2 .

Льготы при осуществлении строительно-монтажных работ

Малые предприятия, осуществляющие строительно-монтажные работы, нередко задаются вопросом, могут ли они применять льготу, установленную п. 4 ст. 6 Закона о налоге на прибыль.

Как было сказано выше, освобождаются от уплаты налога на прибыль в первые два года деятельности и применяют льготные ставки налога в последующие два года своей работы малые предприятия, осуществляющие строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы).

Таким образом, малые предприятия вправе воспользоваться льготой при строительстве любого объекта производственного назначения. А что касается объектов непроизводственного назначения, то данный объект обязательно должен принадлежать к категории объектов жилищного, социального или природоохранного назначения. Поэтому применяя данную налоговую льготу, субъектам малого предпринимательства необходимо сначала классифицировать объект строительства как производственного или непроизводственного назначения, а далее, если объект является непроизводственным, определить, принадлежит ли он к категории объектов жилищного, социального или природоохранного назначения.

Строительство и ремонт внутренней инфраструктуры города

В настоящее время актуальными являются работы по строительству, ремонту и реконструкции как объектов внутренней инфраструктуры городов (мосты, автоэстакады, транспортные автомагистрали, подземные и наземные пешеходные переходы, автостоянки общего пользования и т. д.), так и межгородских шоссейных автомагистралей общего пользования и сооружений на них.

Малым предприятиям, осуществляющим указанные виды деятельности, при применении налоговой льготы, установленной п. 4 ст. 6 Закона о налоге на прибыль, необходимо руководствоваться следующим.

Перечисленные объекты относятся к объектам коммунального хозяйства. В соответствии с Классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) объекты жилищно-коммунального хозяйства классифицируются по коду группы 90000 как объекты непроизводственной сферы. При этом объекты коммунального хозяйства выделены в отдельную подгруппу с кодом 90200. Следовательно, они не относятся к жилищным, социальным или природоохранным объектам, подлежащим льготированию в соответствии с п. 4 ст. 6 Закона о налоге на прибыль.

Таким образом, прибыль, полученная предприятиями от выполнения строительных работ на объектах такого вида, льготированию не подлежит.

В то же время согласно Классификатору отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) шоссейные дороги общего пользования и сооружения на них (кроме дорог в городах, относящихся к коммунальному хозяйству) с кодом подгруппы 51123 «Шоссейное хозяйство» включаются в отрасль «Транспорт и связь» (код отрасли 50000) и относятся к сфере материального производства. Поэтому такие объекты, как, например, подземный пешеходный переход или пешеходный мост на автомагистрали Москва — Минск, так же как и сама автомагистраль, могут являться объектами производственного назначения.

Работы по реконструкции

На практике часто возникает вопрос, относятся ли работы по реконструкции объектов жилищного, промышленного, социального и природоохранного назначения к категории строительных и ремонтно-строительных работ.

Для ответа на него необходимо опять обратиться к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК004-93), согласно которому в категорию услуг по проведению общих строительных работ по возведению зданий и сооружений, учитываемых по коду группы 452, выделено «Строительство зданий и сооружений “под ключ”, включая ремонт и реконструкцию» (код подгруппы 452 0080).

Кроме того, в Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству (раздел 4), утвержденной постановлением Госкомстата России от 03.10.96 № 123, приводится определение строительных работ. В соответствии с положениями данной инструкции к строительным работам относятся работы по возведению, расширению и реконструкции постоянных и временных (титульных) зданий и сооружений, а также связанные с ними работы по монтажу железобетонных, металлических, деревянных и других строительных конструкций.

Таким образом, малые предприятия при осуществлении реконструкции объектов жилищного, промышленного, социального и природоохранного назначения вправе применить налоговую льготу, установленную п. 4 ст. 6 Закона о налоге на прибыль.

Обратите внимание! На основании ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, в данном случае документы, подтверждающие, что объекты, на которых производились строительные (ремонтно-строительные) работы, относятся к категории льготируемых. В случае невозможности документального подтверждения налогоплательщиком назначения объекта строительства как объекта жилищного, производственного, социального или природоохранного назначения оснований для применения рассматриваемой льготы не имеется.

Субподрядные работы

Нередко малое предприятие, осуществляющее строительные работы, имеет большую долю дохода от выполнения субподрядных работ в общем объеме выручки. В этой связи рассмотрим, имеет ли оно право воспользоваться льготой по налогу на прибыль.

Прежде всего необходимо отметить следующее. Определение процентного соотношения при расчете доли выручки, полученной от реализации льготируемого вида деятельности, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) применяется, если малое предприятие является многопрофильным и осуществляет помимо льготируемых еще и другие виды деятельности. Если единственным видом деятельности малого предприятия является выполнение строительно-монтажных работ с привлечением сил субподрядных организаций, такое предприятие вправе применить названную выше налоговую льготу независимо от величины доли выручки от объема строительной продукции субподрядчиков в выручке генподрядчика.

www.rnk.ru

42garmoniya.ru

Похожие статьи