Закон для васЛьготыЛьгота по ндс при сдаче металлолома

Льгота по ндс при сдаче металлолома

Нет времени читать? Сохрани

В данной статье поговорим о том, кто является налоговым агентом по НДС при приобретении (получении) лома и отходов цветных металлов, поскольку именно данный товар наиболее востребован на рынке. Что касается приобретения сырых шкур животных, то все нижесказанное также применяется и к сделкам с этим товаром.

С 1 января 2018 года на одну льготу по НДС стало меньше — п.п. 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ в части льготы по НДС при реализации лома и цветных металлов утратил силу. (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ). При этом в ст. 161 НК РФ введен новый пункт 8, которым установлена новая категория налоговых агентов по НДС — покупатели (получатели) сырых шкур животных и лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов.

Итак, с 01.01.2018 года исчисление и уплата НДС при реализации лома и цветных отходов возлагается на покупателя, который будет являться налоговым агентом.

Налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые приобретают лом у организаций  и индивидуальных предпринимателей, являющимися плательщиками НДС. Если лом приобретается у продавца, который освобожден от уплаты НДС, (например, применяет УСН или использует право на освобождение от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ), то, соответственно, и у покупателя не возникает обязанности по исчислению и уплаты в бюджет суммы НДС со стоимости приобретенного лома.

Важно: физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (далее — ИП), не признаются налоговыми агентами по НДС при приобретении лома. Поэтому при реализации лома физическим лицам, не являющимися ИП, продавцы — плательщики НДС сумму налога с реализации лома исчисляют и уплачивают самостоятельно, то есть, в прежнем порядке.

Порядок исчисления НДС и оформление первичных документов продавцами лома зависит от того, является ли продавец плательщиком НДС и кто является покупателем.

Продавец лома  является плательщиком НДС

Если покупателем является физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП, то продавец выписывает счет-фактуру, в которой дополнительно к цене товара (не включающей в себя НДС), по ставке НДС в размере 18% предъявляет покупателю соответствующею сумму налога. Данный счет-фактура подлежит регистрации в книге продаж в общеустановленном порядке. Таким образом, при реализации лома и цветных металлов физическим лицам, не являющимися ИП, порядок исчисления НДС, его уплата в бюджет и составление счетов-фактур не поменялся.

Важно: при реализации лома физическому лицу, не являющемуся ИП, продавец на ОСНО может воспользоваться нормой, указанной в п.п.1 п. 3 ст. 169 НК РФ, которая разрешает не составлять счет-фактуру при отгрузке товаров, работ, услуг неплательщикам НДС. Для этого достаточно указать условие о не выставлении счета-фактуры в заключенном договоре купли — продажи.

Если покупателем является организация или ИП, то независимо от применяемой покупателями системы налогообложения продавец в договоре купли-продажи лома указывает стоимость товара, не включающую в себя НДС, но ставку и сумму налога не указывает. В договоре также следует указать условие, что у покупателя в качестве налогового агента возникает обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет.  

В товарной накладной продавец заполняет графы в следующем порядке:

  • «Сумма без учета НДС» — стоимость лома  без НДС согласно договора,
  • «Ставка НДС» — указывается надпись «НДС исчисляется налоговым агентом»,
  • «Сумма НДС» — не заполняется. В этой графе ставится прочерк,
  • «Сумма с учетом НДС» — не заполняется. В этой графе ставится прочерк.

Счет-фактура продавцом заполняется так:

  • в графе 5 «Стоимость товара без налога, всего» указывается стоимость лома без налога,
  • в графе 7 «Налоговая ставка» — указывается надпись «НДС исчисляется налоговым агентом»,
  • в графе 8 «Сумма налога, предъявленная покупателю» проставляется прочерк,
  • в графе 9 «Стоимость товара с налогом — всего» проставляется прочерк.

Данный счет — фактура регистрируется в книге продаж с кодом вида операции «34» и отражается в разделе 9 Декларации по НДС.

Несмотря на то, что данный счет-фактура не будет участвовать в расчете итогового показателя декларации по НДС, запись в разделе 9 об этом счете — фактуре позволит налоговым органам контролировать действия покупателя лома — ведь именно он должен будет уплатить НДС с операции по реализации лома продавцом.

Счета — фактуры при реализации лома и цветных металлов оформляются по установленной форме, при этом в графах 13б и 17 — прочерки (для электронных счетов-фактур — цифра «0″).  Специальных форм счетов — фактур для операций по реализации лома не предусмотрено.

Бухгалтерские проводки при реализации лома продавцом, являющимся плательщиком НДС,  могут быть следующими:

Пример 1: заключен договор с покупателем — юридическим лицом на реализацию лома на сумму 1000 руб., без учета НДС. В договоре указано, что покупатель в качестве налогового агента самостоятельно исчисляет и уплачивает НДС в бюджет.

При реализации товара продавец выдал покупателю товарную накладную и счет- фактуру, в которых сумма НДС не указана, а проставлен штамп «НДС исчисляется налоговым агентом».

Себестоимость реализованного лома составила 700 руб.

Дт 62           Кт 90.1 — 1000 руб. – отражена реализация лома

Дт 90.2        Кт  41 — 700 руб.  – списана себестоимость реализованного лома

Дт 51           Кт 62 — 1000 руб. – поступила оплата от покупателя.

Продавец лома не является плательщиком НДС

В таком случае нет разницы, кому продается лом: организациям или ИП, являющимися плательщиками НДС, или освобожденными от уплаты этого налога, а также физическим лицам, не зарегистрированным в качестве ИП. При заключении договора купли-продажи такие продавцы должны указать, что товар продается без НДС и указать основание отсутствия НДС в договоре. Например,  в связи  с применением продавцом упрощенной системы налогообложения. В товарной накладной в графах «Ставка НДС» и «Сумма НДС» проставляется прочерк. Неплательщики НДС не обязаны выставлять счета-фактуры, за исключением  организаций и ИП, применяющих право на освобождение от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ. Такие продавцы должны выставить счет-фактуру   с отметкой «Без налога (НДС)» или «Без НДС».

Важно: Если продавец лома, будучи плательщиком НДС, в договоре, товарной накладной  и счете — фактуре укажет, что товар продается «Без налога (НДС)» или «Без НДС», то покупатель лома не должен будет платить НДС в качестве налогового агента. В такой ситуации обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет вместо налогового агента возлагается на продавца, неверно составившего договор и отгрузочные документы (абз.7 п.8 ст.161 НК РФ).

Порядок исчисления и уплаты НДС налоговыми агентами — покупателями лома

При получении от продавца лома счета-фактуры с отметкой «НДС исчисляется налоговым агентом» покупатель должен на стоимость товара начислить сверху НДС по ставке 18% и прибавить полученную сумму к стоимости лома, указанной продавцом. Это и будет являться налоговой базой для целей исчисления НДС. Полученное значение надо умножить на расчетную ставку НДС 18/118%.  Исчисленная таким образом сумма НДС подлежит уплате в бюджет.

Счет-фактура продавца регистрируется в книге продаж покупателем с кодом вида операции «42»

Налоговые агенты — плательщики НДС имеют право принять к вычету сумму налога, исчисленную ими в качестве налогового агента при приобретении лома ( п. 3, 5,8,12 и 13 ст. 171 НК РФ). Для этого необходимо счет-фактуру продавца зарегистрировать в книге покупок с кодом вида операции «42».

Право на налоговый вычет по НДС возникает у налогового агента при выполнении следующих условий (п. 2 Письма ФНС РФ от 16.01.2018 N СД-4-3/480@):

  • приобретенный лом использован в облагаемых НДС операциях,
  • приобретенный лом оприходован на счетах учета,
  • НДС был исчислен к уплате в соответствии с п. 3.1 ст. 166 НК РФ и отражен в налоговой декларации по НДС.

Налоговые агенты — неплательщики НДС право на вычет  по НДС, уплаченного в бюджет в качестве налогового агента, не имеют. Полученные от продавцов счета-фактуры такие покупатели  также регистрируют в книге продаж  с кодом вида операции «42», а сумму налога учитываются в стоимости приобретенного лома.

Особенного срока для уплаты в бюджет сумм НДС, исчисленных налоговыми агентами при приобретении лома, не установлено. Налог уплачивается на основании декларации по НДС равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

Бухгалтерские проводки при приобретении лома у продавца, применяющего ОСНО, могут быть следующими:

Пример 2: в договоре стоимость лома без учета  НДС указана 1000 руб.  Продавец выставил счет-фактуру, в которой указана стоимости лома без НДС и стоит штамп «НДС исчисляется налоговым агентом». Покупатель лома является плательщиком НДС.

Дт 10 (41)        Кт 60 — 1000 руб. – отражено приобретение лома у поставщика

Дт 19               Кт  68 — 180 руб. – исчислен НДС в качестве налогового агента  ((1000 руб. + (1000 руб.*18%)/ 118/18%)

Дт 60                 Кт 51 — 1000 руб. – перечислена оплата поставщику

Дт 68           Кт 51    -180 руб. – сумма НДС перечислена в бюджет

Дт 68         Кт 19 — 180 руб. –  сумма НДС, уплаченная при приобретении лома в качестве налогового агента, предъявлена к налоговым вычетам.

Пример 3: в договоре стоимость лома без учета НДС указана 1000 руб.  Продавец выставил счет-фактуру, в которой указана стоимости лома без НДС и стоит штамп «НДС исчисляется налоговым агентом». Покупатель лома не является плательщиком НДС.

Дт 10 (41)          Кт 60 — 1000 руб. – отражено приобретение лома у поставщика

Дт 10 (41)     Кт  68 — 180 руб. – исчислен НДС в качестве налогового агента, который учтен в стоимости приобретенного лома ((1000 руб. + (1000 руб.*18%)/ 118/18%)

Дт 60                 Кт 51 — 1000 руб. – перечислена оплата поставщику

Дт 68                Кт 51 — 180 руб. –  сумма НДС уплачена в бюджет

И последнее, так как с 01.01.2018 года реализация лома стала облагаемой НДС операцией, то покупателям и продавцам лома не надо больше вести раздельный учет «входного» НДС, поскольку такая обязанность предусмотрена только в случае осуществления налогоплательщиками облагаемых и необлагаемых НДС операций.

Пройдите обучение на соответствие профстандарту «Бухгалтер» и получите Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часов
Курс «Бухгалтерский и налоговый учёт, отчетность, налоговое планирование при ОСНО. Подготовка на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А,В)»

school.kontur.ru

Организация реализует лом и отходы, образовавшиеся в процессе собственного производства, и пользуется льготой по НДС. Всегда ли налогоплательщику выгодно пользоваться льготами, предоставленными Налоговым кодексом РФ — читайте в статье.

Вопрос:Подскажите, пожалуйста, о льготе по НДС в случае реализации лома и отходов образовавшихся в процессе собственного производства? Какая же льгота по НДС получается при этом, если мне нужно восстанавливать входной НДС и к восстановлению может получится сумма даже больше, ежели бы я не воспользовалась льготой по НДС, а провела бы как обычную реализацию выделив НДС в счет-фактуре? Пример. Организация приобрела цветные металлы на 590 000 руб. (в том числе НДС – 90 000 руб.). «Входной» НДС был принят к вычету. По окончании процесса производства образовался лом, который организация продает за 40 000 руб. Следуя разъяснениям чиновников, организация должна восстановить налог на добавленную стоимость в размере: 90 000 руб. х 40 000 руб.: 500 000 руб. = 7200 руб.А если бы мы сделали реализацию лома с НДС то к уплате сумма НДС была бы 6101?

Ответ:Действительно, налогоплательщику не всегда выгодно пользоваться льготами, предоставленными Налоговым кодексом РФ. Но, к сожалению, организация может отказаться от льготы только по операциям, перечисленным в пункте 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Освобождение же от НДС операции по реализации лома предусмотрено подпунктом 25 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, поэтому отказаться от льготы организация не сможет.

Обоснование

Какие операции освобождены от НДС

Перечень операций, при выполнении которых НДС начислять не нужно, зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.

ОСНО

Не начисляйте НДС по операциям:

  • которые не являются объектом обложения НДС;
  • которые льготируются (освобождены от налогообложения).

Операции, которые не являются объектом обложения НДС, перечислены в пункте 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ. К ним, например, относятся:

  • реализация земельных участков (долей в них) (подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ);
  • передача имущества и имущественных прав правопреемникам при реорганизации организации (подп. 2 п. 3 ст. 39, подп. 1 и 7 п. 2 ст. 146 НК РФ);
  • безвозмездная передача объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального назначения органам государственной власти и местного самоуправления (подп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ);
  • выполнение работ (оказание услуг) в рамках мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, реализуемых по решениям Правительства РФ (подп. 11 п. 2 ст. 146 НК РФ), и т. д.
  • реализация имущества (имущественных прав) банкротов (подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ). Обратите внимание: от налогообложения освобождается только реализация имущества и имущественных прав. Если организация-банкрот выполняет работы или оказывает услуги, то с этих операций она должна платить НДС на общих основаниях (письмо Минфина России от 7 апреля 2015 г. № 03-07-14/19390).

Кроме того, не является объектом обложения НДС передача имущества в качестве вклада в уставный капитал других организаций (подп. 1 п. 2 ст. 146 и подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ).

В отличие от вкладов в уставный капитал имущественные вклады участников обществ с ограниченной ответственностью НДС облагаются. Если в соответствии со статьей 27 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ участники вносят в имущество ООО какие-либо активы (кроме денежных средств), они должны начислять налог как при безвозмездной передаче. Это следует из положений пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 15 июля 2013 г. № 03-07-14/27452.

Перечень операций, которые льготируются (освобождены от налогообложения), приведен в пунктах 1, 2 и 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. К ним, например, относятся:

  • предоставление денежных займов (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • реализация лома и отходов черных и цветных металлов (подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация макулатуры: бумажных и картонных отходов, бракованных и негодных типографских изделий, деловых бумаг (в т. ч. документов) с истекшим сроком хранения. Льгота действует с 1 октября 2016 года по 31 декабря 2018 года (подп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ, ст. 2 Закона от 2 июня 2016 г. № 174-ФЗ);
  • передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) которых не превышают 100 руб. на одну единицу (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • реализация коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирных домах (подп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • образовательные услуги, оказываемые некоммерческими организациями. Льгота распространяется на услуги по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, а также дополнительных образовательных услуг, указанных в лицензии (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • услуги организаций культуры (театров, кинотеатров, концертных залов, клубов, зоопарков, музеев, парков культуры и отдыха и т. п.). В частности, прокат аудио- и видеоносителей из собственных фондов, изготовление копий с печатной продукции, экспонатов и документов таких организаций, звукозапись театрально-зрелищных мероприятий, сдача в аренду концертных и сценических площадок, предоставление музейных предметов и коллекций, показ зрелищных программ (спектаклей, концертов) в рамках гастрольной деятельности и т. д. (подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • услуги, связанные с социальным обслуживанием несовершеннолетних детей, граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей (подп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы в рамках религиозной деятельности (подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • безвозмездные услуги по производству (распространению) социальной рекламы (подп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ) и т. д.

При совершении операций, которые не являются объектом налогообложения и которые освобождаются от налогообложения, счета-фактуры не выставляйте (п. 3 ст. 169 НК РФ).

Для ведения некоторых операций, перечисленных в статье 149 Налогового кодекса РФ, нужна лицензия. В таком случае НДС не платите, только если у организации есть лицензия на соответствующие виды деятельности (п. 6 ст. 149 НК РФ, абз. 3 письма Минфина России от 1 декабря 2005 г. № 03-04-11/321).

Льготы по НДС, предусмотренные статьей 149 Налогового кодекса РФ, не применяются в отношении вознаграждений по агентским договорам, договорам поручения и комиссии (п. 7 ст. 149 НК РФ). Исключением из этого правила являются только вознаграждения за оказание посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1, подпунктах 1 и 8 пункта 2 и подпункте 6 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 156 НК РФ). Среди них – некоторые виды медицинских товаров, ритуальные услуги, изделия народных художественных промыслов.

Порядок начисления НДС в отдельных ситуациях приведен в таблице.

По операциям, перечисленным в пункте 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, организация может отказаться от льготы и платить НДС в обычном порядке.

Начисление НДС в различных ситуациях

Вид операции Позиция контролирующих ведомств Примечание
Реализация лома и отходов черных и цветных металлов, образующихся в процессе собственного производства. Лицензии на реализацию лома у организации нет При реализации лома и отходов черных и цветных металлов, образовавшихся в процессе собственного производства, НДС организации платить не нужно. При этом иметь лицензию не обязательно Льгота предусмотрена подпунктом 25 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Лицензии на реализацию лома цветных и черных металлов, образующихся в процессе собственного производства, не требуется (п. 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. № 1287). Поэтому положения пункта 6 статьи 149 Налогового кодекса РФ не применяются. Правомерность применения льготы по таким операциям подтверждается письмом Минфина России от 2 сентября 2015 г. № 03-07-07/50555 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26 октября 2010 г. № А70-14723/2009, Московского округа от 18 сентября 2008 г. № КА-А40/8850-08, от 31 июля 2008 г. № КА-А40/5507-08, от 9 июня 2008 г. № КА-А40/4858-08, от 5 июня 2008 г. № КА-А40/4872-08, Северо-Западного округа от 29 мая 2008 г. № А56-22397/2007)

Отвечает Андрей Кизимов,

действительный государственный советник РФ 3-го класса, кандидат экономических наук

«Налоговики уже поставили в ЕГРЮЛ почти миллион отметок о недостоверных данных и исключают организации из реестра без суда. А контрагенты могут посчитать организацию однодневкой и откажутся сотрудничать. Что делать, если в ЕГРЮЛ стоит отметка о недостоверности сведений, смотрите в рекомендации.»

Из рекомендации Инструкция: как проверить недостоверные сведения в ЕГРЮЛ и что предпринять

www.glavbukh.ru

Налоговый Кодекс РФ привязывает освобождение продажи металлолома от НДС к наличию лицензии. Означает ли это, что компании, занимающиеся продажей металлического лома без разрешения на эту деятельность, обязаны платить в бюджет НДС?

ВНИМАНИЕ! Обновление информации, читайте: Изменения в налоговом законодательстве с 2018 года: ломовики теперь платят НДС.

Кто должен платить НДС при продаже металлолома?

Прежде всего, стоит вспомнить, что Налоговый Кодекс РФ (по тексту – НК РФ) для общего режима налогообложения в своей статье 149 (пп.25 п.2, п.6) прямо указывает, что от НДС освобождаются только те операции, которые:

  • связаны с обращением черного и цветного металлолома;
  • проводятся на основании лицензии, выдаваемой в соответствии с российским действующим законодательством;
  • осуществляются на территории Российской Федерации.

Все эти условия должны быть соблюдены одновременно. Однако нарушение одного из данных условий не влечет за собой возможность осуществлять деятельность по обращению металлолома без лицензии, но с уплатой НДС. Такая работа наказуема: например, для организаций КоАП РФ в ст.14.1 предусмотрел штраф за работу без разрешения в размере до 50 тыс.рублей. Но следует уточнить: п.2 (пп.25) в связке с п.6 статьи 149 НК РФ действительно касается только лицензируемого вида деятельности по продаже металлолома, но является одним из вариантов применения льготы по НДС. Иными словами, если продается покупной металлолом, то он не облагается НДС только при наличии лицензии у продавца.

Что касается продавцов металлолома, находящихся на спецрежимах — на ЕНВД, упрощенной системе и т.д., — то они изначально освобождены от НДС. Однако это вовсе не означает, что они могут работать с металлоломом без лицензии.

Если продается металлолом, полученный по результатам собственной производственной деятельности?

На основании ст.12 Федерального закона №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (п.1, пп.34) лицензия необходима на заготовление, хранение, переработку и продажу цветного и черного металлолома. При этом Постановлением Правительства РФ от 12.12.12г. №1287 все эти операции рассматриваются, как виды работ, входящие в лицензируемую деятельность по реализации металлолома. Т.е. заготовка или переработка металлолома не являются отдельным видом деятельности. Но все они связаны только с покупным металлоломом, который подлежит последующей продаже, а не применению в производстве. Исходя из этих сделанных выводов, деятельность по закупке металлолома для собственных производственных нужд или по продаже металлолома, образованного в процессе этого самого производства, не подлежит лицензированию.

А как же НДС, который не платится в случае продажи металлолома, если у предприятия есть лицензия? Прежде всего, в общем виде согласно статье 149 НК РФ от НДС освобождены операции:

  • по реализации, т.е. по передаче прав собственности на товары (услуги, работы) на возмездной основе;
  • по передаче товаров, по выполнению работ и оказанию услуг для собственных нужд.

В этой же статье 149 в пп.25 п.2 дается уточнение на вид товара, который освобожден от НДС, — металлолом, а в п. 6 – по поводу наличия лицензии для совершения операций с покупным ломом. Таким образом, на реализацию собственного металлолома п.2 статьи 149 НК РФ распространяется без условия о наличии лицензии и освобождает эти сделки от НДС. Но, чтобы воспользоваться возможностью, которую дает налоговая статья 149, организация или предприниматель должны продавать:

  • собственный металлический лом, т.е. полученный по результатам производственной деятельности;
  • и данный лом должен отвечать характеристике, которая дана ему в ст.1 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.98г. «Об отходах производства и потребления».

На основании этого закона под черным и цветным металлолом понимаются изделия из цветного и (или) черного металла и их сплавов, которые:

  • пришли в негодность, либо утратили свои потребительские качества, и образованы в процессе производства;
  • либо признаются неисправимым браком, который возник в процессе производства.

А если металлолом получен в ходе списания, например, старого оборудования, которое принадлежит предприятию на праве собственности? Нужно ли платить НДС в этом случае?

Списанное оборудование признается металлоломом?

Да, об этом прямо говорится в Постановлении Правительства РФ №370 от 11.05.01г. в своем п.14. В описании Книги учета цветного металлолома есть графа, в которой при приемке различного оборудования прописываются реквизиты справки, подтверждающей снятие этих активов с учета и об их списании. Фактически, это означает следующее:

  • снимается с учета только оборудование, которое учитывалось в составе основных средств. Т.е. данное оборудование изначально планировалось эксплуатировать, а не перепродавать (п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»);
  • по причине износа (как физического, так и морального) или по иным обстоятельствам актив подлежит списанию с учета. О чем составляется акт, а на его основании справка для приемщиков металлолома.

Все вместе это свидетельствует, что сдаваемое в металлолом оборудование принадлежало предприятию на праве собственности, а не закупалось специально для перепродажи в качестве лома. Таким образом, данная операция не подлежит обложению НДС (пп.25 п.2 ст.149 НК РФ) и не требует лицензии. А вот если бы оборудование приобреталось изначально, как лом, для последующей перепродажи, то тогда бы потребовалась лицензия на ведение такой деятельности, которая также давала бы право на освобождение от НДС.

xlom.ru

В частности, нововведения подразумевают отмену льготы по НДС на металлолом. «Такое ощущение, что законодатель не очень хорошо понимает как ситуацию в отрасли, так и перспективы, с которыми она столкнется», — говорят в Ассоциации производителей черных металлов

Предприниматели возмущены целым рядом свежих инициатив, увеличивающих фискальную нагрузку на бизнес. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) в связи с этим обратился к премьер-министру и спикеру Госдумы. Несмотря на обещание президента не допустить рост налоговой нагрузки, буквально накануне Дума внезапно вернула налог на движимое имущество.

В своем обращении РСПП перечисляет более десяти решений по увеличению нагрузки на бизнес, которые были внесены в ускоренном порядке и сейчас находятся на рассмотрении Думы. В том числе это отмена льготы по НДС на металлолом; введение утилизационного сбора на средства производства тяжелого и энергетического машиностроения; индексация ставок платы за использование лесов и ряд других.

Как отмечается в сообщении РСПП, решения принимаются в авральном режиме и без публичных обсуждений.

Ситуацию комментирует вице-президент Ассоциации производителей черных металлов «Русская сталь» Марина Иванова:

«Вчера в Думе был принят во втором чтении пакет поправок к Налоговому кодексу, автором которого стал Минфин, и НДС — это одна из этих новелл. Кроме него, там еще налог на имущество в его движимой части получил развитие, также еще другие инициативы. В целом это пакет, который существенным образом ухудшает перспективы инвестиционной деятельности для отрасли. Если мы говорим конкретно про НДС на лом черных и цветных металлов, то в 2009 году он был отменен. Причиной отмены была, во-первых, низкая собираемость, а во-вторых, желание возмещать НДС порождало «серые» схемы. И, помимо недосбора, мы получали еще и креативы по уводу средств, по уходу средств в связи с некорректными процедурами возмещения. И теперь вдруг реинкарнация НДС. Такое ощущение, что законодатель не очень хорошо, наверное, понимает как ситуацию в отрасли, так и перспективы, с которыми она столкнется. Вот конкретно инициатива по НДС приведет к изъятию в пределах квартала 25 млрд рублей в отрасли, то есть это недоинвестирование, это ухудшение именно оборачиваемости средств. Промышленность планирует свою стратегию, свое развитие на длительную перспективу. У многих промышленных компаний стратегические планы кратны пяти годам, поэтому для такой деятельности, конечно, решения, которые в течение года могут колебаться, они существенным образом и инвестиционные аппетиты снижают, и перспективы для развития как таковые».

РСПП указывает, что решения об усилении фискальной нагрузки принимаются в авральном режиме, без публичных обсуждений.

Комментирует вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс:

«Неоднократно, включая последний съезд РСПП, который состоялся в Москве в присутствии президента, бизнесу было обещано, что налоговый режим не изменится, а в общем, это классическая мера в кризис, и даже во времена, которые напоминают выход из кризиса, — снижение налогов. Но мы хорошо понимаем, что с бюджетом есть сложности, поэтому о снижении налогов пока речь не шла, но, по крайней мере, то, что они не изменятся, это было обещано на всех уровнях — президент, премьер, министр финансов и так далее. Сейчас, если ситуация меняется, это просто резкий разворот, и совершенно понятно, что люди будут соотносить это не с состоянием экономики, а, скорее всего, с санкционным режимом или с ожиданием удушения российской экономики извне. Правильный ли это ответ — повышение фискальной нагрузки на бизнес? Скорее всего, нет. Создание правильного климата инвестиционного, вселение надежды в бизнес и ослабление международного давления, которое в том числе от России, а не только от Запада, это был бы правильный ответ».

Налог на движимое имущество, который бизнес называет «налогом на модернизацию», могут вернуть уже в следующем году. Поправки Госдума в среду приняла во втором чтении, и это стало полной неожиданностью.

Сейчас компании не платят налог на движимое имущество, приобретенное после 2013 года. Эта льгота была введена три года назад и смогла только с 2016 года сэкономить бизнесу более 160 млрд рублей.

Ранее предполагалось, что льгота будет сохраняться и в 2018 году. Законопроект с таким предложением Госдума одобрила в начале ноября, но это возмутило регионы.

Самым болезненным введение налога на движимое имущество будет для производственных, нефтегазовых, инфраструктурных и телекоммуникационных компаний. Чем больше они купят нового оборудования, тем больше придется платить.

БФМ.РУ

infolom.su

Похожие статьи