Закон для васЛьготыЛьгота по ндпи для малых месторождений

Льгота по ндпи для малых месторождений

Нет времени читать? Сохрани

Ни для кого не секрет, что нефтегазовая отрасль во многом формирует бюджет нашей страны. Именно поэтому закон выделяет некоторые особенности в налогообложении этих видов ископаемого сырья. Кроме этого, не просто бывает сразу сориентироваться во множестве нюансов исчисления НДПИ на газ, поскольку в законодательную базу постоянно вносятся изменения. Как рассчитывается налог на добычу газа? Какие применяются ставки? Существуют ли льготы? Об этом и не только поговорим далее.

Нормативное регулирование НДПИ на газ

В Налоговом Кодексе РФ отсутствует отдельная глава, посвященная налогообложению НДПИ углеводородного сырья, к которому относятся нефть и газ. Но главные аспекты законодательства по НДПИ на эти ископаемые можно выделить в общей главе 26, посвященной этому налогу.

Стоит отдельно отметить статью 342 в этой главе, отдельные пункты которой посвящены специфическим налоговым ставкам на добычу углеводородного сырья. Расчёт налога на газ ведётся исходя не из процентной ставки, а количественного выражения, как определённая плата за условную единицу добытого топлива.

Федеральная налоговая службы, кроме своего основного Кодекса, часто руководствуется своими нормативными актами, в виде писем, постановлений и разъяснений по поводу изменений в начислении НДПИ на газ. Последние поправки всегда можно найти в официальных источниках.

Субъекты и объекты учета газа при исчислении НДПИ описаны ниже.

Субъекты налогообложения

Под субъектом налогообложения понимаются те лица, которые наделены обязательством перед законом этот налог платить. Речь идёт о различных компаниях, предприятиях, крупных и не очень, и даже индивидуальных предпринимателях, получивших лицензию на газодобычу с последующей реализацией топлива.

При определении субъекта налогообложения НДПИ важнейшую роль играет владение лицензией.

  • Есть случаи совместной деятельности двух компаний по добыче газа, но налогоплательщиком признаётся только лицо, на которое была оформлена лицензия.
  • То же самое касается нескольких предприятий, чья деятельность лицензирована, каждое из них обязано отчитываться и платить налог.

Объекты

Правильно определить объект налогообложения становится крайне важным для пользователей недр. В основу заложены принципы, указанные в статьях 336 и 337 Налогового Кодекса РФ. Законодатель разделяет понятия добытого полезного ископаемого и объекта налогообложения НДПИ, поэтому не каждый вид извлечённого из недр углеводородного сырья становится объектом для расчёта НДПИ.

Объектом налогообложения здесь считается полезное ископаемое, добытое из недр земли. Что касается газа, то не все его виды облагаются НДПИ, так как не находят применения на практике. Из наиболее частых добываемых видов газового сырья являются:

  • газовый конденсат;
  • природный горючий газ;
  • растворённый газ, сопутствующий нефтедобычи.

В ст. 336 НК РФ указан перечень добытых полезных ископаемых, которые не признаются объектами для начисления НДПИ. Среди них:

  • метан, извлечённый из пластов угля;
  • топливо, добытое из потерь и отходов (если эта деятельность не подлежит обязательному лицензированию);
  • газ, добыча которого произошла в результате эксплуатации общественно ценного охраняемого геологического объекта.

При этом учитывается много факторов, которые влияют на расчёт налоговой базы и правильное определение налоговой ставки. Имеет значение даже качество технологической обработки только что извлечённого углеводородного сырья, поскольку оно должно пройти специальную очистку от ненужных компонентов, в частности это касается газового конденсата.

Расчёт НДПИ на добычу газа и его ставки описаны ниже.

Вопросы оплаты

Налогоплательщики НДПИ сами должны рассчитывать сумму, подлежащие уплате. Отражать схему расчёта и все необходимые для этого показатели нужно в декларации утверждённой формы. Газодобытчики заполняют в ней третий раздел ежемесячно без суммирования предыдущих значений.

Расчёт НДПИ

На газ

Общая формула выглядит следующим образом.

Расчет НДПИ на газ

  • Прежде всего, рассчитывается значение Еут. Расчёт ведётся по ценовым данным топлива на отчётный период и по доле извлечённого газа в общем объёме добыче на участке месторождения.
  • Сложность добычи газа из залежи может зависеть от многих факторов, таких как глубина, ландшафт месторождения или степень выработки залежи, поэтому соответствующий коэффициент Кс должен приниматься равным самому меньшему из этих показателей.
  • Показатель Тг находится в прямой зависимости от расстояния между месторождением и потребителем, и других тарифов, которые публикуются в официальных источниках.
  • Произведение по приведённой формуле может привести к нулевому результату. В этом случае ставка НДПИ принимается тоже принимается равной нулю.

На конденсат

Налог считают по формуле ниже.

Расчет НДПИ на конденсат

Из уравнения видно, что применяется другая налоговая ставка, чем при расчёте с газом, а также не учитываются транспортные расходы. Остальные составляющие можно рассчитать, как указано в ст. 342.4 НК РФ.

Ставка

Для наглядности можно привести следующую таблицу:

Конденсат газа (жидкость) 42
Природный газ 35

Газовый конденсат представляет жидкую субстанцию. Единицу её измерения по ставке принимают за тонну. При расчёте НДПИ на этот конденсат применяют за базу единицу условного топлива с учётом коэффициента сложности извлечения сырья.

Горючее голубое топливо в газообразном состоянии измеряется в единицах объёма. Расчёт налоговой базы ведётся аналогично, с использованием условных единиц и таких же коэффициентов. Отличительной особенностью здесь ещё является использование показателя, характеризующего транспортные расходы газа до потребителя.

Срок уплаты

Как один из федеральных видов налога, НДПИ формирует бюджет страны. В связи с этим у него очень короткий налоговый период, равный одному месяцу. Газодобывающие компании нашей страны поставляют голубое топливо не только во все уголки огромной территории собственного государства, но и в другие близлежащие страны. Поэтому недостатка в реализации продукции они не испытывают, объём прибыли огромен.

Именно поэтому законодательство установило для налогоплательщиков НДПИ ежемесячные платежи, по итогам каждого налогового периода. Предприятия, являющиеся пользователями недр, сдают отчётность и платят взносы 12 раз в год. Срок уплаты НДПИ на газ установлен для всех одинаковый, и истекает после 25 числа каждого месяца. Налог платится после того месяца, в котором началась добыча и реализация газового топлива.

Льготы

Льготные условия по расчёту НДПИ на газ выражаются в нулевой налоговой ставке. В ст. 342 НК установлена такая ставка для следующих видов газового сырья:

  • потери, не превышающие нормативы;
  • газ, сопутствующий нефтедобыче;
  • газ, использующийся при извлечении конденсата, для поддержания постоянного давления;

В части применения льгот играет большую роль и географическое расположение месторождений. Имеется в виду, в частности, добыча голубого топлива для последующего сжижения, пока уровень запасов не достигнет определённых значений. Участки добычи должны располагаться в Ямало-Ненецком АО.

Ещё одним участком льготной добычи углеводородного сырья считаются совокупности залежей, расположенных в пределах морских границ нашей страны. Для применения льготы установлены ещё дополнительные условия. Если степень выработанности запаса составляет очень малый процент, и если эти запасы не значились на государственном балансе, тогда возможно применение нулевой ставки при расчёте НДПИ.

Важная информация

  • При определении объекта налогообложения НДПИ не играет роли дальнейшее использование подученного газа, который может быть реализован, либо использован для своих целей (отопление здания, газификация сооружений предприятия).
  • Отсутствие лицензии на добычу газа у предприятия с одной стороны освобождает его от уплаты НДПИ, но с другой стороны является незаконной деятельностью, участники которой преследуются по закону.

О возможности повышения НДПИ на газ расскажет видео ниже:

uriston.com

Статья 342 НК РФ устанавливает налоговые ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Пункт 1 данной статьи регламентирует объяснимо интересующие многих варианты налогообложения по налоговой ставке 0%.

Получение налоговых льгот по определению является мероприятием, к которому фискальные органы относятся с профессиональной подозрительностью и подспудно, на уровне рефлексов настроены на противодействие. Безусловно, льгота обусловлена законом, однако налоговики опасаются злоупотреблений, связанных с расширительным толкованием закона, формулировки которого не всегда однозначны. Они воспринимают льготы, как возможность для налогоплательщика  «обуть» бюджет.

К тому же за последнее время профессиональный и общеобразовательный уровень сотрудников ФНС России несколько повысился и многим знаком гарик Игоря Губермана:

Еврейский дух предпринимательства

Так безгранично плодовит,

Что сторожей законодательства

Повсюду трахнуть норовит.

Однако относительно части 1 подпункта 5) пункта 1 статьи 342 НК РФ такие опасения безосновательны. Практикующие налоговые юристы отмечают, что недропользователи данной льготой практически не пользуются и в судебной практике она не вызывает никаких споров. По мнению С.Шаповалова, партнера юридической компании «Налоговая помощь» недропользователи не понимают, о чем говорится в ч.1 подп.5) п.1 ст.342 НК РФ, потому и не пользуются указанной нормой.

Рассмотрим данную норму более подробно. В соответствии с ч.1 подп.5) п.1 ст.342 НК РФ «налогообложение производится по налоговой ставке 0% при добыче полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения». Это полный текст правовой нормы и конец цитаты.

Отметим, что никаких временных ограничений (новое–старое, давно-недавно) законодатель не устанавливает, поскольку речь идет обо всех полезных ископаемых, оставленных в недрах ввиду принципиальной невозможности на момент их оставления извлечения этих полезных ископаемых из недр. Когда бы этот самый момент ни случился.

Эти полезные ископаемые потому именно в недрах и остались, что в Российской Федерации на тот момент отсутствовала промышленная технология их извлечения.

Ровно это нам законодатель сообщает прямой русской речью без всяких двусмысленностей и «подводных камней». И обещает, буде мы займемся добычей таких полезных ископаемых, произвести их налогообложение НДПИ по налоговой ставке 0%.

Вот, собственно, и все. Никакой другой правовой информации норма ч.1 подп.5) п.1 ст.342 НК РФ не содержит и не оставляет места для иных толкований. Именно поэтому обсуждаемые в среде налоговых юристов толкования, основанные на перефразировании, произвольном домысливании с использованием допущений и логических умозаключений, успешно опровергаются органами ФНС России в досудебном порядке и не фиксируются судебной практикой.

К сожалению, законодатель не уточняет, каков порядок подтверждения факта отнесения отрабатываемых нами запасов к льготируемой по данной позиции категории. И какие именно подтверждающие документы должны мы предоставить нашей эээ.. слабо владеющей вопросом налоговой инспекции, чтобы она не затаскала нас по нашим «самым гуманным судам в мире».

Очевидно, это должны быть документы, составленные на момент оставления полезных ископаемых в недрах и фиксирующие их количество и причину оставления в недрах. В каждой конкретной ситуации возможны варианты и составлять некий единый перечень таких документов я бы не взялся.

Однако применительно к россыпной золотодобыче отнес бы сюда актировки по техническим актам. До появления на открытых работах CAT D9G (у нас это был 1968 год), да и позже участки плотика, которые не разбирались даже с аммонитом 6ЖВ, актировались техническим актом. На подземных работах техническая актировка встречалась на участках неустойчивой кровли при опускании крупных заколов, с которыми не то что Российская Федерация, но и СССР затруднялся управиться. Так что имеющие на руках такие документы – добро пожаловать в налоговую, шансы на успешное получение данной льготы, я полагаю, есть. 

У нас достаточно распространено мнение, что российское законодательство в целом и прежде всего закон РФ «О недрах» и Налоговый кодекс РФ содержат избыточную регламентацию, противоречивы и недружелюбны к хозяйствующему субъекту. И это справедливо, но лишь отчасти. Опыт ряда добывающих предприятий свидетельствует о возможности снижения НДПИ, НДС и ряда других налогов за счет грамотного применения действующих норм закона «О недрах» и НК РФ.

В этой связи особенно важно обратить внимание на проходящую сейчас актуализацию лицензий на право пользования недрами. Учитывая достаточно высокий уровень цен на золото, грамотное оформление лицензионных материалов – наиболее эффективный способ получить лишний миллион долларов, который никогда не лишний.

Федоров Сергей Глебович,  geolog.or@yandex.ru 

Просмотров статьи: 5831, комментариев: 31       

  • Содержание сайта
  • Комментарии
  • Главная страница

zolotodb.ru
Нефтяной кризис, 05 ноя 2015, 15:02

Власти предложили нефтяным компаниям заплатить за льготы

Минэкономразвития предлагает нефтяникам, лишенным льгот на разработку истощенных месторождений, покупать эти льготы за деньги. Компаниям это даст налоговую стабильность, а бюджету — $20–30 млрд дополнительных доходов

Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

​Суть новой налоговой инициативы в нефтяной отрасли изложена в презентации Минэкономразвития «Структурная реформа на рынке нефтедобычи в России» (есть в распоряжении РБК). У нефтяников была возможность ознакомиться с этим документом на заседании президентской комиссии по ТЭКу, которое прошло 27 октября, рассказали РБК трое участников этой встречи. Само предложение, по их данным, на встрече не обсуждалось.

Основная задача нефтяной отрасли — максимизация налоговых поступлений в бюджет, говорится в презентации Минэкономразвития. Чиновники считают, что увеличить поступления от нефтянки можно в первую очередь за счет зрелых месторождений. «Это та добыча, которая дает максимальный налоговый эффект, потому что шельф у нас полностью безналоговый», — объяснял недавно глава ведомства Алексей Улюкаев (цитата по Интерфаксу). В связи с этим очередную налоговую реформу Минэкономразвития предлагает провести точечно — в отношении высоковыработанных участков в Западной Сибири. Для этих месторождений сейчас действует минимум налоговых льгот, поэтому государство изымает с них в виде налогов до 80% выручки. Но при такой ренте инвестировать в повышение эффективности разработки становится невыгодно, поэтому добыча на западносибирских участках снижается на 3–4% в год, следует из расчетов министерства.

Суть предложения Минэкономразвития заключается в том, чтобы предоставить для разработки этих месторождений льготы по уплате НДПИ.

Как спасти «дойную корову»

Льгота по НДПИ для выработанных месторождений существует и сейчас. Но она распространяется только на те участки, запасы которых были выработаны на 80% и больше по состоянию на 1 января 2006 года (для них льгота растет по мере разработки и на пике составляет 70% от обычной ставки НДПИ). Минэкономразвития предлагает распространить эту льготу и на те проекты в Западной Сибири, которые сейчас ее лишены. Речь идет примерно о 25 месторождениях (с добычей на каждом свыше 1 млн в год), в том числе о таких крупных, как Самотлорское и Малобалыкское месторождения «Роснефти», Вынгапуровское «Газпром нефти» и Федоровское «Сургутнефтегаза».

Если эти месторождения получат льготу, у нефтяников появится стимул для дополнительных инвестиций в их разработку и к 2024 году добыча нефти в России суммарно вырастет на 20 млн, подсчитали эксперты министерства. В деньгах это не меньше $5 млрд дополнительных поступлений от НДПИ в год.

Но деньги вперед

Правда, получить льготу бесплатно не выйдет: идея Минэкономразвития заключается в том, чтобы нефтяники оплатили ее деньгами — авансом на 5–10 лет вперед. Цена льготы, предположительно, будет высчитываться как разница между суммой, которую компании заплатили бы в течение этого срока при действующей ставке НДПИ, и льготной налоговой ставкой налога для истощенных месторождений. Стоимость льготы определяется как приведенная стоимость выпадающих налоговых поступлений, поясняется в презентации ведомства. В чем же тогда выгода компаний?

Продажа льгот нефтяникам в цифрах

На $20–30 млрд, в 2016–2018 годах увеличит прямые доходы бюджета покупка нефтяниками налоговых льгот, прогнозирует Минэкономразвития

$5 млрд НДПИ ежегодно будут уплачивать нефтяные компании в случае роста добычи на зрелых месторождениях на 20 млн т к 2024 году

80% выручки изымается государством при разработке традиционных месторождений. Сейчас они генерируют максимальный налоговый доход

20% составляет средний коэффициент извлечения нефти (КИН) по уже эксплуатируемым месторождениям в России

С 11,35 млн т в 2009 году до 16,3 млн т в 2014-м удалось увеличить добычу на истощенных месторождениях «Башнефти». В результате этого дополнительный доход бюджета в 2015 году составил 79 млрд руб.

25 месторождений только в Западной Сибири с текущей добычей более 1 млн т могут быть заинтересованы в льготе по истощенности

Без льгот денежный поток от разработки старых месторождений будет неуклонно снижаться, а вслед за ним и стоимость активов. Предлагаемая реформа позволит нарастить добычу и ликвидность, а также получить гарантии, что на время действия льгот налоговый режим по конкретным участкам останется неизменным, объясняется в презентации Минэкономразвития.

Сейчас НДПИ рассчитывается исходя из мировых цен на нефть Urals и устанавливается ежемесячно исходя из среднего курса доллара к рублю за месяц. Льгота, предположительно, будет рассчитываться на основе некой фиксированной цены нефти — возможно, исходя из консервативного прогноза по цене, заложенного в бюджет (сейчас это $53 за баррель), пояснил РБК один из чиновников Минэкономразвития. В случае роста цены нефтяники будут выигрывать.

В презентации ведомства порядок расчета НДПИ для определения стоимости льготы не описан. Конкретный механизм расчета цены и предоставления льгот еще только предстоит разработать, говорит собеседник РБК.

Как работают льготы по НДПИ сейчас:

Льготы по НДПИ предоставляются нефтяным компаниям:

— на континентальном шельфе (в том числе в Арктике),

— на месторождениях Охотского и Черного морей,

— при разработке малых месторождений,

— на месторождениях в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке,

— на месторождениях с высоковязкой и трудноизвлекаемой нефтью.

Льготы по НДПИ также действуют для ряда месторождений нефтегазоносных провинциях:

— на территории Якутии, Иркутской области и Красноярского края,

— за границей Северного полярного круга,

— на территории Азовского и Каспийского морей,

— на полуострове Ямал,

— для остальных месторождений с выработанностью запасов свыше 80% (на 1 января 2006 года).

Миллиарды авансом

Минэкономразвития ожидает, что покупка нефтяниками налоговых льгот может увеличить прямые доходы бюджета в 2016–2018 годах на $20–30 млрд (как именно сделан расчет, в презентации не поясняется). В 2014 году доходы бюджета от НДПИ на нефть составили 2,46 трлн руб. ($64,1 млрд по среднему курсу за 2014 год).

Механизм продажи льгот по выработанным месторождениям Западной Сибири до конца не ясен и требует проработки, отмечает управляющий директор Vygon Consulting Григорий Выгон. «Если в сегодняшних условиях расчет льготы будет осуществляться при цене нефти $40 за баррель и курсе доллара в 70 руб., то при различной динамике цен и курса может выиграть как государство, так и компания, — рассуждает эксперт. — Захотят ли они играть в эту рулетку? Я думаю, вряд ли».

В России, и в первую очередь в Западной Сибири, действительно есть целый ряд месторождений, на которых можно нарастить добычу при предоставлении льгот, говорит директор Московского нефтегазового центра Ernst & Young Денис Борисов. Правительство и представители отрасли уже давно обсуждают единый механизм, который позволил бы учитывать затраты по проектам в составе налогооблагаемой базы (например, налог на финансовый результат), но решения до сих пор нет. В этой ситуации альтернативы новым «адресным преференциям» нет, считает эксперт.

Сами нефтяники пока с осторожностью относятся к идее Минэкономразвития. В условиях высоких кредитных ставок и непредсказуемых цен на нефть оплачивать льготу на годы вперед рискованно, считает сотрудник Независимой нефтяной компании. Выгоднее было бы платить по текущей ставке, но с рассрочкой платежей на несколько лет, полагает он.

Источник РБК в ЛУКОЙЛе называет схему министерства «сырой»: нет методики расчета дельты по каждому из месторождений, нужно четко понимать, на какой срок компания получит льготу и каковы гарантии неизменности налогового режима. Но если схему доработать, то компания приветствует новый инструмент получения налоговых льгот, добавляет он. Менеджер «Роснефти» утверждает, что компания пока не видит юридических механизмов реализации схемы Минэкономразвития, а также считает ее «коррупционноемкой». Официальные представители «Газпром нефти», «Роснефти», ЛУКОЙЛа не комментируют предложения Минэкономразвития.

Сам механизм применения льгот по выработанности месторождений остается сомнительным, говорит Григорий Выгон. Его​ эффективность в плане роста добычи и налоговых выплат еще предстоит оценить. В презентации Минэкономразвития в качестве успешного примера применения этой льготы приводится «Башнефть». Но основной прирост добычи у этой компании был достигнут не после получения льготы, а в результате смены собственника (до прошлого года основным акционером «Башнефти» была АФК «Система», до нее — компании, связанные с Уралом Рахимовым) и оптимизации технологических процессов, заключает эксперт.

Автор: Людмила Подобедова.

www.rbc.ru

Похожие статьи