Закон для васЛьготыЛьгота по экспортной пошлине на нефть

Льгота по экспортной пошлине на нефть

Нет времени читать? Сохрани

Правительство РФ предоставило льготу по экспортной пошлине на нефть для ряда месторождения ННК и ИНК

23 сентября 2016 г., 15:35Neftegaz.RU1711

Правительство РФ предоставило льготы по экспортной пошлине на нефть для ряда месторождений Независимой нефтегазовой компании (ННК) Э. Худайнатова и Иркутской нефтяной компании (ИНК).

Распоряжение правительства РФ  № 1991-р от 21 сентября 2016 г устанавливает объемы нефти, которые могут быть вывезены с этих месторождений с применением особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин.

Так, ННК получила возможность вывезти с с Колвинского месторождения в Ненецком автономном округе (НАО) 3,569 млн т по льготной пошлине.

Колвинское месторождение было открыто в 1986 г, а в разработку введено в 2010 г.

В 2014 г на месторождении осуществлен существенный прирост запасов нефти по отложениям доманика.

По геологическому строению и характеру нефтеносности месторождение относится к категории сложных, по величине извлекаемых запасов — к крупным.

Также льготная экспортная пошлина установлена для 3 месторождений ИНК.

Так, разрешено вывозить 12,378 млн т нефти с Даниловского газонефтяного месторождения, 851 тыс т с Марковского нефтегазоконденсатного месторождения и 10,982 млн т с Ичединского нефтяного месторождения.

Эти 3 месторождения, наряду с Ярактинским месторождением, относятся к основными добывающим активам ИНК.

За последние 5 лет добыча ИНК жидкого углеводородного сырья возросла в 4,5 раза, до 5,6 млн т в 2015 г.

В 2016 г предполагается поставить в ВСТО 7,5 млн т нефти.

Напомним, что с 1 октября 2016 г экспортная пошлина на нефть в России повысится на 11,9 долл США — до 91,9 долл США/т.

Льготная ставка пошлины на нефть для ряда месторождений Восточной Сибири, каспийских месторождений и Приразломного месторождения в связи с новой формулой расчета, принятой в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли, с 1 февраля 2015 г остается на нулевом уровне. 

Пошлина на высоковязкую нефть поднимется до 11,1 долл США/т с нынешних 9,5 долл США/т.

Обсудить на Форуме

neftegaz.ru

Борьба нефтяников (и поддержавшего их Минэнерго) за получение налоговых льгот на добычу на обводненных месторождениях закончилась неожиданно, хотя и предсказуемо: льготы на 10 лет в общем размере в 350 млрд. рублей получила «Роснефть», и на этом вопрос был закрыт.

Почему именно «Роснефть»? У других нефтяных компаний тоже есть много обводненных месторождений. Это вызвало у них негодование, и, по сообщению СМИ, конкуренты «Роснефти» написали письмо премьеру Медведеву с запросом на предоставление им таких же льгот.

В связи с этой ситуацией у непосвященного человека встает вопрос, почему то тем, то другим компаниям постоянно выдаются какие-то льготы?   Почему нельзя придумать стройную систему, которая однообразно и беспристрастно применялась бы к российским компаниям безо всяких исключений и уловок? Каким образом вообще работает налогообложение нефтяной отрасли в России?

НДПИ, пошлины и «маневры»

В Российской Федерации все полезные ископаемые принадлежат государству. Правительство выдает добывающим компаниям лицензии на эксплуатацию месторождений, за которую они платят некоторую — обычно не очень большую — сумму.

После того, как начинается добыча, государство взимает с добывающих компаний определенную сумму за каждую единицу добытого из-под земли полезного ископаемого. Это и есть налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Таким образом, НДПИ является аналогом «роялти» — оплаты государству-собственнику за приобретенные у него ресурсы, в нашем случае нефть.

Однако в России есть еще один чисто «нефтяной налог» — экспортные пошлины, которыми облагаются продажи нефти за границу. Разумеется, нефть, продаваемая внутри страны, или отправляемая на НПЗ, экспортными пошлинами не облагается.

Есть еще и обыкновенные корпоративные налоги, которыми облагаются нефтяные компании — налог на прибыль, налог на имущество и прочие. Они тоже приносят достаточно денег в казну, но в несколько раз меньше, чем чисто «нефтяные» НДПИ и пошлины на экспорт.

Наконец, существуют и акцизы на бензин, дизельное топливо, и некоторые другие нефтепродукты. Впрочем, часто акцизы рассматриваются правительством скорее как средство быстрого и легкого изъятия денег у населения, нежели чем как часть системы налогообложения нефтяной отрасли.

Пару лет назад правительство РФ решило провести так называемый «налоговый маневр». Смысл этого мероприятия, которое проводилось в несколько этапов на протяжении 2015–2017 годов, был в том, что размер экспортных пошлин снижался с одновременным повышением ставки НДПИ.

В рамках «налогового маневра» также были пересмотрены экспортные пошлины на нефтепродукты — размер этих пошлин был и остается привязанным к пошлинам на сырую нефть. Ставки для темных нефтепродуктов, таких как мазут и битум, в рамках «маневра» были повышены. С начала 2017 года они составляют 100% от пошлин на нефть. Ставки для светлых нефтепродуктов были снижены, например, по товарному бензину с 2017 года они были снижены с 78% в 2015 году до 30% в 2017.

Таким решением правительство пыталось поощрить нефтяные компании модернизировать свои НПЗ. До этого, как подозревало начальство, нефтепереработка активно использовалась для обхода экспортных пошлин — за границу гнался не требующий глубокой переработки мазут, экспортные пошлины на который в то время были значительно ниже, чем пошлины на нефть.

Не все НПЗ, однако, модернизированы к настоящему времени в силу разных причин – от отсутствия денег до невыгодности инвестиций из-за расположения производства вдали от рынков сбыта. Так что в результате «маневра» многие нефтеперерабатывающие производства стали глубоко убыточными.

Существует мнение, что процесс в рамках «налогового маневра» надо продолжать, и постепенно совсем отказаться от экспортных пошлин. Экспортные пошлины считаются анахронизмом, несовместимым с истинно свободным рынком. Почти ни в одной другой стране их нет. В России их отменяли еще в глубоких девяностых под давлением МВФ, но потом опять вынуждены были ввести из фискальных соображений.

Другие эксперты указывают на опасность того, что окончательная отмена пошлин может привести к серьезным трудностям в отечественной нефтеперерабатывающей отрасли и стать причиной периодических кризисов дефицита на внутреннем бензиновом рынке. Ведь нефтяные компании могут посчитать нужным сконцентрироваться на экспорте в ущерб переработке.

Прибыльность бизнеса переработки вообще невысока по сравнению с добычей и продажей сырой нефти. Если посмотреть финансовые отчеты нефтяных компаний, то можно увидеть, что EBITDA добычи обычно в несколько раз выше EBITDA переработки — если последняя вообще положительна. И это несмотря на то, что крупные российские компании в среднем обычно направляют на НПЗ около половины своей добытой нефти.

Причин недостаточной прибыльности переработки много, и основные это избыток мощностей и политика государства, заключающаяся в фактическом регулировании розничных цен на бензин и другое топливо. Оставаться отрасли на плаву позволял экспорт, в том числе мазута — примерно половина произведенных в России нефтепродуктов экспортируются.

Понятно, что в таких условиях при отмене экспортных пошлин на сырую нефть многие нефтяные компании предпочли бы просто забросить нефтепереработку. Даже если бы правительство вдруг решило отменить контроль над ценами на бензин, низкая покупательная способность населения не позволила бы выколотить из внутреннего рынка большого дополнительного дохода. Кроме того, есть мнение, что рынок бензина очень эластичен — что означает, что даже небольшое повышение цен на него приведет к значительному падению продаж.

Зачем вообще был нужен этот «налоговый маневр»? Понятно, что экспортные пошлины это плохо, но зачем в условиях де-факто регулируемой отрасли притворяться, что у нас свободный рынок и фактически выступать за увеличение цен на нефть внутри страны до уровня рынка внешнего?

Одной из главных причин изменения налоговой системы официально называют таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном. У этих стран экспортные пошлины ниже, чем в РФ, а, стало быть, в условиях высоких российских экспортных пошлин существует риск того, что нефть начнут массово гнать за границу через наших соседей в ущерб российскому бюджету. Если этот аргумент и в самом деле был основным для принятия решения, это как раз такой случай, когда уместно сказать, что «хвост вертит собакой».

Увенчался ли успехом этот «налоговый маневр» правительства и как он повлиял на отрасль, трудно сказать. Он замышлялся, когда мировые цены на нефть превышали 100 долларов за баррель. Новые экономические реалии и международные санкции изменили положение дел нефтяной отрасли настолько сильно, что последствия этого «маневра» просто затерялись под ворохом новых проблем.

Как считаются НДПИ и экспортные пошлины

Для расчета ставки НДПИ применяется формула, которая в свой состав включает текущую рыночную цену на нефть на мировых рынках и курс рубля к доллару. Ставка налога умножается на тонну добытой нефти. По состоянию на 2017 году формула была такой:

919 x Кц – Дм

Где 919 рублей — это базовая ставка, Кц — коэффициент, отражающий мировую рыночную стоимость нефти, а Дм — это разные льготы, о которых поговорим ниже. Коэффициент Кц пересчитывается каждый месяц следующим образом:

где Ц – эта средняя за налоговый период цена нефти сорта «Юралс» за баррель. Эта ставка публикуется раз в месяц правительством России на основании данных ценового агентства Argus. Таким образом, если цена за баррель «Юралс» составит 15 долларов или ниже, ставка НДПИ составит ноль рублей;

Р – это среднее значение курса рубля к доллару за налоговый период .

Что означает коэффициент 261 в формуле? Это произведение минимальной цены на нефть в 9 долларов и курс рубля в 29 рублей, установленные в формуле, рассчитанной более десятилетия назад для фискального 2005 года. С тех пор эти показатели изменились, а коэффициент остался тем же. Формула НДПИ, таким образом, отвязалась от реального мира и превратилась просто в некий фискальный коэффициент.

Арифметически можно подсчитать, что в связи с девальвацией рубля в два раза фиксация этого коэффициента привела к росту ставки налога тоже в два раза.   Получился своего рода налог на девальвацию. Логика, возможно, была такая — раз для сохранения благополучия нефтяников обронили курс рубля, обобрав все остальное население, будьте добры, поделитесь с государством соответствующими дополнительными доходами.

Для примера рассчитаем базовую ставку НДПИ по состоянию на август 2017 года.  Согласно письму ФНС РФ от 18 сентября 2017 года «О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за август 2017 года» (пунктуация названия письма в оригинале соблюдена):

Таким образом, в августе 2017 года базовая ставка НДПИ составила 919 х 8,2618 = 7592,59 рублей за тонну нефти, или примерно 17 долларов за баррель.

Экспортные пошлины на сырую нефть рассчитываются в зависимости от среднего за месяц уровня цен на нефть «Юралс», публикуемой правительством.

Так, при превышении цены уровня 25 долларов за баррель, пошлина составит: 4 доллара + 30 процентов от суммы, превышающей порог в 25 долларов.

Например, в августе 2017 года, согласно письму Минфина, средняя цена «Юралз» составила 45,65955 долларов за баррель, следовательно, ставка пошлина была установлена в размере 4 + (45,65955 – 25) х ,30 = 10,2 долларов за баррель.

Заметьте, что в этих примерах ставка НДПИ за август 2017 года рассчитывалась на основе базовой цены нефти «Юралз» в 51,15 долларов, а ставка экспортных пошлин – на основе цены 45,65955 долларов. Это происходит потому, что экспортные пошлины устанавливаются за один месяц до налогового периода — в нашем случае информация о пошлине была опубликована Минфином 17 июля на основании рыночных данных за период с 15 июня до 15 июля.

Этот эффект называется в народе «ножницами Кудрина» — в условиях падения цен на нефть нефтяные компании вынуждены еще довольно длительное время оплачивать пошлины на основе предыдущего, высокого уровня цен. Впрочем, в условиях роста цен компании, наоборот, обогащаются за счет этих «ножниц».

В прошлом 2016 году (до завершения последнего «налогового» маневра) ставки были другим. НДПИ был ниже — базовая сумма составляла 857 вместо 919 рублей, а экспортные пошлины выше — вместо 30% использовалась ставка 42%.

Рассчитаем, сколько в сегодняшних рыночных условиях компании платили бы налогов, если бы оставались в силе ставки прошлого года:

НДПИ и экспортная пошлина с 1 барреля нефти в условиях августа 2017 года

Таким образом, в 2017 году компании сэкономили 1,4 доллара на одном барреле экспортируемой нефти. На нефти, используемой на внутреннем рынке, компании потеряли 1,1 доллара на баррель. Впрочем, те, кто успел модернизировать свои НПЗ, могли переработать эту внутреннюю нефть в бензин и отправить за границу — экспортные пошлины на светлые нефтепродукты, как мы уже указали, были снижены.

Льготы

У системы НДПИ есть крупный недостаток, наверняка сразу вам бросившийся в глаза. Дело в том, что этот налог не делает никакой разницы между тем, в каких условиях, и какого качества нефть добывается. Тяжелая или легкая, сернистая или «сладкая», добываемая в Поволжье или в Сибири за полярным кругом, обводненная на 99% или из новой скважины — для НДПИ это все равно. Себестоимость добычи и транспортировки может различаться в разы, а налог останется одним и тем же. Не учтено даже разное соотношение между баррелем и тонной по разным сортам нефти.

Естественно, такое положение ставит компании и отдельные месторождения в неравные условия. В результате компании все время стремятся выхлопотать себе разного рода льготы, которых накопилось очень большое количество. По некоторым данным, в настоящее время по базовой ставке НДПИ облагаются только 60 % добытой в России нефти. Общий объем льгот только по этому налогу в 2016 году составил около 400 млрд. рублей. Новые льготы для «Роснефти» добавят к этой сумме 35 млрд. рублей, то есть около 9%.

Какие сейчас существуют конкретные льготы по НДПИ?

  • НДПИ совсем не платится в отношении сверхвязкой нефти (вязкостью 10 000 мПа·с и более) и нефти, добытой из баженовских, абалакских, хадумских или доманиковых продуктивных отложений.
  • В некоторых случаях НДПИ рассчитывается особым образом — в виде процента от продажной (или рыночной цены) добытой нефти.

Такой порядок расчета налога установлен в отношении добычи на новых морских месторождениях (то есть тех, где добыча началась с 1 января 2016 года). Законом устанавливаются разные ставки в зависимости от месторасположения добычи — от 5% до 30%. Например, нефть, добытая в Печорском и Каспийском море, облагается по ставке 15%. В настоящее время под эту льготу подпадает одно только месторождение им. Филановского на Каспийском море, принадлежащее «Лукойлу».

  • НДПИ платится с определенной скидкой в случае добычи на некоторых трудных, малых и истощенных месторождениях, а также в определенных регионах страны. Это и есть коэффициент Дм в упомянутой формуле расчета НДПИ.

Скидка с НДПИ в расчете на одну добытую тонну нефти рассчитывается по следующей формуле в 2017 году:

Дм = 559 x Кц x (1 — Кв x Кз x Кд x Кдв x Ккан) — 306

где Кц = (Ц-15) х Р/26, что нам уже известно, а 559 и 306 – чисто фискальные коэффициенты. Кв, Кз, Кд, Кдв, Ккан — это и есть коэффициенты конкретных льготы.

Льготы могут использоваться одновременно, но они не складываются, а умножаются — то есть, грубо говоря, каждая последующая льгота применяется к уже уменьшенному результату формулы. В августе 2017 года максимально возможная льгота по всем вместе взятым основаниям составляла 559 х 8,2618 — 306 = 4 312,35 рублей за тонну, что составляет около 57% от базовой ставки, или 9,7 долларов за баррель.

Конкретные льготы таковы:

  • Льгота в отношении трудноизвлекаемой нефти в пластах с низкой проницаемостью и пластах тюменской свиты. Реальная скидка с базового размера НДПИ августе 2017 года составляла от 8% до 45% (от 1,4 до 7,6 долл. за баррель).
  • Льгота для сверхвязкой нефти (вязкостью более 200 мПа·с и менее 10 000 мПа·с). Применяется максимальная скидка, то есть 57% от НДПИ в августе 2017 года.
  • Льгота для истощенных месторождений, то есть участков недр (или в некоторых случаях конкретных залежей) со степенью выработанности запасов свыше 80%. Реальная скидка в августе составила от 0% до 39% от базовой ставки НДПИ пропорционально выработанности месторождения на этом отрезке (от 0 до 6,6 долл./барр.)
  • Льгота для малых месторождений (менее 5 миллионов тонн) на начальном этапе эксплуатации (где степень выработки не превышает 5%). Размер льготы пропорционален размеру месторождения по следующей теоретической шкале — если начальные запасы близки к 5 млн. тонн, льгота составит 0%, если запасы близки к нулю, льгота по состоянию на август 2017 годы составит 34% от НДПИ (5,8 долл./баррель).
  • Льготы для добычи в конкретных «трудных» районах. Применяется максимальная скидка, что в августе составило 57% от НДПИ, или 9,7 долл./баррель. Эти льготы ограничены определенными сроками и объемами добычи. Конкретные регионы добычи: Якутия, Иркутская область, Красноярский край; морская добыча за пределами Северного полярного круга; Азовское море; Ненецкий автономный округ, полуостров Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, севернее 65 градуса северной широты полностью или частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа; Черное море; Охотское море, Каспийское море.

Существуют льготы и по экспортной пошлине на нефть.

От экспортных пошлин полностью освобождается произведенная при разработке морского месторождения нефть.

Кроме того, законодательство уполномочивает правительство РФ устанавливать отдельные льготы по экспортной пошлине для следующих категорий нефти:

  • сверхвязкая нефть (вязкостью 10 000 мПа·с и более);
  • нефть с особыми физико-химическими характеристиками, добытая на месторождениях тюменской свиты;
  • нефть с особыми физико-химическими характеристиками, добытая в Якутии, Иркутской области, Красноярском крае, Ненецком автономном округе, севернее 65 градуса северной широты полностью или частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа; в пределах российской части (российского сектора) дна Каспийского моря; в пределах морского дна внутренних морских вод Российской Федерации; в пределах дна территориального моря Российской Федерации; в пределах континентального шельфа Российской Федерации.

Существует постановление правительства, в котором перечисляются конкретные месторождения, к которым применяются эти льготы. На настоящее время в списке находятся 30 месторождений, в том числе газоконденсатных. Установлены ограничения по количеству нефти, которое можно вывезти с применением льгот, однако по некоторым месторождениям из этого списка количество нефти определено как «ноль».

Для последних двух категорий нефти таможенная пошлина не должна превышать результат формулы:

Ст = (Ц – 182,5) х 0.3 – 56,57 – Ц x 0,14 ,

где Ц – мировая рыночная цена одной тонны нефти «Юралз».

По состоянию на август 2017 года результат такой формулы составлял отрицательное значение, а значит, фактический размер такой льготной пошлины составит ноль. Положительный результат формулы появится только при ценах на нефть выше 95 долларов за баррель.

У кого больше всего льгот

Посмотрим на реальную налоговую нагрузку крупнейших нефтяных компаний в первой половине 2017 года и выясним, кто из них использует больше всего льгот. Для этого разделим весь уплаченный компанией НДПИ на объем нефти, добытой непосредственно компанией или её дочерними предприятиями за тот же период. Это будет несколько приблизительным показателем, так как НДПИ платится еще и за добытый компанией газ, но в целом представление о налоговой нагрузке мы получить сможем.

Очевидно, что неоспоримым чемпионом по льготам является «Газпром нефть». За это компания должна быть благодарна прежде всего своим арктическим проектам — «Новопортовское» и «Приразломное», которые во втором квартале 2017 года были источником 45% экспортных поступлений. Льготы внесли немалый вклад в финансовые результаты этой весьма прибыльной компании.

«Роснефть» и «Лукойл» делят второе место, но льготы по обводненным месторождениям помогут государственной компании выбиться вперед — по нашим расчетам, после применения этой льготы фактическая средняя ставка НДПИ «Роснефти» составит 845 рублей, то есть ниже, чем у всех других компаний.

«Сургутнефтегаз», к сожалению, не раскрыл информации по объему экспорту нефти во втором квартале, поэтому мы не смогли полностью подсчитать его нагрузку. А жаль — компания добывает довольно много нефти в Восточной Сибири, не облагаемой экспортными пошлинами — на Талаканском и Алинском месторождениях.

Что дальше

Как видно, действующая система налогообложения нефтяных компаний в России в высшей степени непрозрачна, запутана, непредсказуема, а также во многих случаях несправедлива. А ведь налоги являются важнейшим фактором, влияющим на прибыльность нефтяных компаний.

Существующие законы не дают возможности применять единообразный беспристрастный подход ко всем компаниям. Нефтяники постоянно выбивают себе разного рода льготы и послабления, выигрывает тот, кто обладает более солидным «административным ресурсом».

Нельзя сказать, что они все эти льготы не заслужили — в некоторых случаях без особого налогового режима конкретные проекты не были бы запущены вообще, так как они в ином случае были бы малоприбыльны или совсем убыточны. Однако иногда — как в последнем случае с «Роснефтью» — мотивация принятия решений вызывает недоумение.

Кроме того, текущая налоговая система весьма негибка. Например, почти каждую фактически индивидуальную льготу для отдельной компании по НДПИ вносят в виде изменения в Налоговый кодекс. Только дисциплинированность Государственной Думы, всегда быстро и послушно голосующей за предложения правительства, помогает компаниям оперативно добиться необходимого им регулирования.

Неплохо было бы определиться и со стратегией и целью налоговой политики. В каких случаях имеет смысл давать возможность компаниям выкачивать из недр нефть принадлежащую всем гражданам России совсем бесплатно? Ни государство, ни граждане не получают от этого ничего — с таким же успехом эту нефть могли бы качать и забирать себе какие-нибудь американцы или китайцы.

Надо сказать, что в правительстве понимают недостатки существующей системы налогообложения. Поэтому уже на протяжении длительного времени идут дискуссии о коренном изменении фискальной системы. Так, разрабатывается система, при которой облагаться налогом будет уже конкретный финансовый результат нефтяной компании.

Новый налог, под названием «налог на добавленный доход», возможно, будет запущен уже в 2018 году в пилотном режиме в отношении отдельных месторождений. Остается только вопрос, кто и как будет считать финансовый результат, и не будут ли компании заинтересованы в том, чтобы этот результат занизить. Способов «творчески» отнестись к учету затрат множество, а аудиторы не всегда решаются выступать против интересов своих клиентов.

Руслан Халиуллин

neftianka.ru

Ежедневно через границы России провозятся тысячи тонн грузов по всем направлениям. Денежные сборы от таких провозов составляют одну из самых существенных статей пополнения федерального бюджета. Вывозная таможенная пошлина занимает в этой группе ключевое значение.

Основное понятие и виды таможенных пошлин

Таможенными пошлинами именуются денежные взносы, которые взимаются за перевоз товара через границу. Таможенный Кодекс выделяет несколько видов таможенных пошлин:

  • Ввозная
  • Вывозная
  • Особые таможенные тарифы (антидемпинговая, компенсационная и специальная пошлины).

Под вывозной пошлиной понимается платеж, который таможенные органы взимают за вывоз товара за пределы стран, входящих в Таможенный Союз (ТС). К товарам зарубежного производства этот платеж не применяется. Правила начисления подобных денежных сборов регламентируются ТК ТС. А ставки устанавливают страны, являющиеся членами ТС.

Главными функциями вывозных денежных взносов считается стимулирование экспортных перевозок и, конечно, увеличение государственного бюджета.

Как происходит расчет

Вывозные таможенные пошлины в 2018 г. рассчитывают, исходя из следующих показателей:

  1. Стоимость, в которую оценивается проведенная сделка с экспортируемым товаром.
  2. Стоимость подобной сделки с подобным грузом.
  3. Общая сумма стоимостей.
  4. Разность этих стоимостей.

Кодексом определено, что ставка, устанавливаемая правительством, может быть нескольких видов:

  • Адвалорная. В таком случае для определения вычета на ставку умножают таможенную стоимость.
  • Специфическая. В этом случае на ставку умножают налоговую базу.
  • Комбинированная. При такой ставке выбор будет сделан в пользу той пошлины, которая окажется выше.

Учтите, что вывозные пошлины начисляются только в местной валюте. Т.е. для России это будут рубли.

Льготы для экспортных пошлин

Законом определен ряд льгот, которые может получить плательщик пошлин. Будут ли они задействованы – это целиком и полностью решение государства, из которого товар уходит на экспорт. Существуют следующие виды льгот:

  1. Упразднение таможенного взноса.
  2. Частичное уменьшение таможенной ставки.
  3. Возможность получить тарифные квоты.
  4. Возврат уже уплаченной денежной суммы.

Российское Правительство устанавливает подобные льготы в отношении ряда стран. В первую очередь это – страны, входящие в СНГ, а также Грузия. Если товары произведены в этих государствах, то таможенные пошлины за них можно не выплачивать. Т.е. данные льготы – это меры общей направленности. Индивидуально они почти никогда не устанавливаются.

Однако претендентам на экспортные льготы стоит учитывать, что товар, провезенный с их помощью, может быть использован лишь в строго ограниченных целях. Если это правило нарушается, то Правительство вправе отменить предоставленные послабления. В России не облагают таможенными сборами следующие группы товаров:

  • Внутренняя валюта иного государства.
  • Товары, предназначенные для гуманитарной помощи.
  • Личные вещи выезжающих за рубеж граждан.
  • Определенные виды морепродуктов.
  • Драгоценные камни и изделия из них.
  • Изделия из меди и алюминия.
  • Отходы металлургической промышленности.

Льготы не устанавливают в ущерб российской казне.

Квоты для экспортных пошлин

Периодически Правительство России устанавливает квоты на экспортируемые грузы. Делается это для того чтобы уменьшить ставку, а значит и таможенные пошлины на вывоз товаров из России.

Подобные меры ограничены во времени. Кроме того применяют их к только строго определенным видам перевозимых грузов. Для России это – добытые на ее территории полезные ископаемые и другие природные ресурсы (древесина и пр.).

Распределение квот находится в руках Правительства РФ. Как правило, проходит оно на конкурсной основе.

Порядок уплаты таможенных пошлин

Взиманием всех таможенных сборов в России прерогатива Главного Казначейства РФ. Заплатить требуемую сумму в его кассах может как юридическое, так и физическое лицо. Им может быть и продавец перевозимого груза, и экспортер. Порядок уплаты таможенной пошлины на вывоз из России изменяется в следующих случаях:

  • Если таможенным органом определен индивидуальный порядок уплаты сбора.
  • В случаях, когда груз перемещается за границу как почтовое отправление.

Таможенному органу предоставляется право производить дополнительные начисления сверх установленной суммы в следующих ситуациях:

  • Когда после проверки обнаруживается, что продавец или экспортер представили неверные сведения о стране – изготовителе перевозимого товара.
  • Если указаны несоответствующие характеристики товара, и как следствие произошли нарушения при классификации его в товарной номенклатуре ВЭД.

В какие сроки необходимо уложиться при уплате вывозных пошлин? Единых временных рамок законом в данном случае не установлено. ТК РФ определяет ряд подобных сроков:

  • Временные рамки ограничиваются течением всего мероприятия по перевозке груза за рубеж.
  • Если в ближайшем будущем предполагается сменить таможенный режим, то ответственные лица обязаны произвести оплату до того момента, пока старый режим не перестал действовать.
  • В случае, когда экспортируемый товар стали использовать не по указанному назначению, то заплатить пошлину необходимо в день нарушения. Если таковой день сложно определить, то отсчет ведется со дня принятия таможенниками декларации.
  • При особых таможенных операциях временные рамки уплаты пошлины устанавливаются индивидуально для каждого случая.

Подводя итог, следует отметить, что экспортные сборы не являются статичной величиной. Они могут быть изменены Правительством по причине меняющейся конъюнктуры на мировом рынке. Так, главной новостью 2017 г. Таможенного Российского законодательства стало увеличение экспортных пошлин на нефть. С 1 ноября она составила 87, 9 доллара за 1 т. сырой нефти. Возросли также вывозные таможенные пошлины на продукты, производимые из нефти (мазут, дизельное топливо, толуол и пр.).
Экспортная пошлина – явление не постоянное. Вводится она, как правило, если нужно привести в некоторое равновесие стоимость экспортируемого товара в РФ и за ее пределами.

Отдельные вопросы по уплате вывозной таможенной пошлины: Видео

brokeram.ru

Чтобы стимулировать добычу на месторождениях с труднодоступной нефтью, правительство разработало единую методику предоставления льгот на экспортную пошлину. Дисконт для месторождений в Восточной Сибири и на севере страны достигнет почти 50% от стандартной ставки. Введение этих скидок вместе с льготами на НДПИ принесет дополнительные 300 млрд долл. в федеральный бюджет, а нефтяным компаниям позволит ускорить разработку новых месторождений.

Правительство приняло решение снизить почти в два раза налоговую нагрузку по экспортным пошлинам на нефть с новых месторождений в Восточной Сибири, сказал министр энергетики Александр Новак по итогам совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева. Министр уточнил, что благоприятный режим коснется новых месторождений в Красноярском крае, Иркутской области, Республике Саха (Якутия), а также месторождений в Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах. Кроме того, по словам министра, под льготы подпадут и месторождения с запасами более 10 млн т и выработкой на 1 января 2013 года менее 5% от существующих запасов, то есть на которых еще не ведется масштабная промышленная добыча (см. таблицу).

«Льготы будут предоставляться на определенный объем нефти, и ставка пошлины на эту нефть составит 45% от цены свыше 50 долл. за баррель, то есть почти вдвое», — сказал г-н Новак. При этом будет учитываться выход на экономическую рентабельность проектов в размере 16,3% от их внутренней доходности. То есть по достижении этого показателя экспортные льготы будут отменяться.

Кроме того, правительство продлило действие льготных ставок по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть с месторождений Якутии, Иркутской области и Красноярского края с 2017 до 2022 года. «К 15 ноября в правительство будет внесено соответствующее постановление кабинета министров, где будут оговорены правила предоставления льгот, а также порядок мониторинга при реализации проектов», — сказал г-н Новак. Согласно презентации Минэнерго (имеется в распоряжении РБК daily), под льготы подпадают также проблемные проекты «Газпром нефти»: Мессояхинский, Куюмбинский и Новопортовский. В феврале компания высказывала опасения, что с 2013 года ей придется притормозить их реализацию (см. РБК daily от 03.02.12).

По оценкам Минэнерго, «налоговые каникулы» принесут в бюджет около 300 млрд долл. до 2030 года. Дело в том, что сейчас месторождения в Восточной Сибири и северных регионах страны (примерно 10 млрд т запасов нефти) не разрабатываются из-за отсутствия экономических стимулов.

«Снижение налоговой нагрузки выведет рентабельность новых проектов на приемлемый уровень, простимулирует увеличение добычи и активное освоение гринфилдов компании, что, в свою очередь, даст стимул для развития экономики региона», — отметил представитель ТНК-ВР. В «Газпром нефти» соглашаются, что новая методика даст возможность инвесторам эффективно планировать долгосрочные многомиллиардные капвложения и в конечном итоге станет решающим фактором, позволяющим принимать положительные инвестиционные решения по разработке новых месторождений, нерентабельных в текущих налоговых условиях.

«Роснефть» отметила, что под льготы по НДПИ подпадают Северо-Ванкорское и Юрубчено-Тохомское месторождения. А под новую методику расчета экспортных пошлин — Лабаганское и Наульское месторождения, а также Кынско-Часельский участок недр. Это как раз те проекты, инвестпрограммы по которым компания долгое время не могла определить из-за отсутствия льгот.

Впрочем, представители ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти» отметили, что одних «точечных» льгот недостаточно, и отрасли нужна налоговая реформа, которая предусматривала бы взимание налогов с прибыли компаний, как это уже происходит в ряде западных стран. «Башнефть», чьи месторождения им. Требса и им. Титова попали в список претендентов на льготы, отказалась официально комментировать новую методику. Но ранее уже заявляла, что поддерживает любые инициативы правительства, стимулирующие разработку труднодоступных запасов.

Сейчас льготы по экспортной пошлине ежемесячно утверждаются постановлением правительства по формуле, зависящей от мировой цены, и с учетом предельного размера ставок, указанного в федеральном законе «О таможенном тарифе». Их получили 23 месторождения. Источник в Минэнерго пояснил, что те месторождения, на которых уже действуют льготы по пошлине, просто перейдут на расчеты по новой методике. На необходимые «бюрократические» процедуры будет отведено от трех до шести месяцев.

Аналитик ИФК «Метрополь» Сергей Вахрамеев отметил, что в выигрыше окажутся в первую очередь «Газпром нефть» и ТНК-ВР. Только за год пиковой добычи на Мессояхинском проекте компании сэкономят до 6,5 млрд долл.

http://www.rbcdaily.ru/2012/09/25/tek/562949984785304

http://www.vedomosti.ru
Правительство поддержит нефтяников на новых месторождениях
Нефтяные компании получат целый комплект налоговых стимулов

Правительство наконец утвердит единый механизм стимулов для нефтяников, сообщил министр энергетики Александр Новак после совещания у премьера Дмитрия Медведева. Государство должно не только забирать деньги из отрасли, хотя это периодически делать приходится, но и помогать развитию — тогда забрать в итоге можно будет больше, поддержал идею сам Медведев.

Сейчас льготные ставки экспортной пошлины ежемесячно устанавливаются постановлением правительства, применяются они на 24 месторождениях, а правила предоставления льготы и ее отмены не закреплены. «Надо сделать максимум для того, чтобы шараханий было поменьше», — указал премьер.

Теперь в законе о таможенном тарифе помимо стандартных ставок вывозной пошлины будут определены предельные значения пониженных ставок, а в постановлении правительства будут прописаны формулы расчета для льгот.

При цене барреля нефти ниже $50 вывозная пошлина взиматься не будет, свыше $50 — ставка составит 45% от разницы текущей цены и $50. При цене более $100 за баррель фактическая пониженная ставка составит 46% от стандартной. В среднем налоговая нагрузка снизится примерно вдвое, объяснил Новак.

С пониженной ставкой можно будет вывезти определенное количество нефти. Главный критерий для проекта — выход на расчетную норму внутренней доходности (IRR) в 16,3%. Теперь государству нужно приготовиться качественно оценивать рентабельность проекта, чтобы принимать решение о льготе, замечает замминистра энергетики Павел Федоров. Важно предусмотреть понятную систему сбора информации и расчетов объема нефти, которая подпадет под льготу, отмечает руководитель международной налоговой практики E&Y для нефтегазового сектора Алексей Кондрашов.

Льготу можно будет получить для месторождений, выработанных менее чем на 5% и с запасами от 10 млн т. Под нее подпадают месторождения на севере и в Восточной Сибири, уточнил вчера Новак.

Компаниям нужны понятные и предсказуемые правила игры, закрепленные законодательно, разработка единой методики — правильный шаг, говорят представители «Лукойла» и «Газпром нефти». Снижение налоговой нагрузки выводит рентабельность новых проектов на приемлемый уровень, стимулирует разработку неосвоенных месторождений и увеличение добычи, а это поможет и экономике региона, доволен представитель ТНК-ВР.

Определение четкого порядка предоставления льгот — шаг вперед с точки зрения прозрачности, замечает Кондрашов: с учетом установленных методикой критериев появится возможность запустить месторождения, инвестрешение по которым не принималось в отсутствие льгот. По оценкам Минэнерго, благодаря льготным ставкам можно обеспечить рентабельную добычу не менее 5 млрд т, добыча будет расти дополнительно на 70-100 млн т в год. Геологоразведка слишком сильно отставала, чтобы создать достаточно мощную ресурсную базу, более реалистичная оценка — дополнительно 50 млн т по новым месторождениям, считает аналитик Номос-банка Денис Борисов.

Налогообложение в отрасли меняется в лучшую сторону, при существующей системе разработка новых месторождений — непосильная задача, замечает сотрудник крупного нефтяного холдинга. Но лучше переходить на налог с финансового результата, добавляет он. Новая методика исходит из экономики проекта, но все равно выигрыши по проектам будут неравными, замечает Борисов: например, различаются геологические свойства, удаленность от транспортной инфраструктуры. Налог на финансовый результат еще нужнее нефтяникам, согласен Борисов: «Эйфория сегодня сдержанная».
http://www.vedomosti.ru/politics/news/4296101/lgotnaya_dobycha

blogivg.wordpress.com

Похожие статьи