Налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога должны подать налоговую декларацию за 2014 года по новой форме. В ней появился раздел 3, который заполняют налогоплательщики, получившие финансирование, целевые поступления и другие средства в благотворительных целях.
Приказом ФНС России от 28 июля 2014 года № ММВ-7-3/384@ утверждена новая налоговая декларация по ЕСХН (далее — Декларация). Начиная с отчетности за 2014 год, компании, уплачивающие ЕСХН, должны отчитываться по новой форме.
Декларацию вы можете заполнять либо в бумажной, либо в электронной форме. Те компании, у которых средняя численность работников за предыдущий налоговый период превышает 100 человек, обязаны отчитываться только электронно.
Декларация по ЕСХН теперь состоит из титульного листа, трех разделов и одного подраздела. В отличие от предыдущей формы, в новую декларацию добавлен раздел 3, который называется «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования». Если ваша компания не получала целевых поступлений, этот раздел заполнять не нужно.
Незначительные изменения есть во всех разделах. Так, появились новые поля, где нужно указать ИНН и КПП реорганизованных юридических лиц. В разделе 1 вместо кода ОКАТО теперь вписывают ОКТМО.
Поскольку, ни титульный лист, ни первый два раздела серьезных изменений не претерпели, остановимся на том, как нужно заполнять новый, третий раздел Декларации по ЕСХН.
Как заполнить раздел 3 декларации по ЕСХН за 2014 год
Этот раздел заполняют только те компании, которые получили в течение года целевое финансирование, целевые поступления и другие средства. Если автономное учреждение получило денежные средства в виде субсидий, такие сведения в декларацию включать не нужно.
Раздел 3 Декларации по ЕСХН выглядит так:
Графа 1. Здесь нужно проставить код вида поступлений. Сами коды и их значение можно найти в приложении 5 к Приказу № ММВ-7-3/384@).
Вот так выглядит таблица кодов:
Наименование полученных целевых средств | Код вида поступлений |
Целевое финансирование в виде: | |
— грантов | |
— инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации | |
— инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения | |
Целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности: | |
— взносы учредителей (участников, членов) | |
— доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров | |
— пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации | |
— отчисления на формирование в установленном статьей 324 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся садоводческому, садово-огородному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами | |
— имущество, имущественные права, переходящие некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования | |
— средства, предоставленные на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций из: | |
— федерального бюджета; | |
— бюджетов субъектов Российской Федерации; | |
— местных бюджетов | |
— бюджетов государственных внебюджетных фондов | |
— средства и иное имущество, имущественные права, полученные на осуществление благотворительной деятельности | |
— поступления от собственников созданным ими учреждениям | |
— средства, полученные некоммерческими организациями безвозмездно на обеспечение ведения уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, от созданных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации структурных подразделений (отделений), являющихся налогоплательщиками (далее — структурные подразделения (отделения)), перечисленные структурными подразделениями (отделениями) за счет целевых поступлений, поступивших им на содержание и ведение уставной деятельности | |
— средства, полученные структурными подразделениями (отделениями) от создавших их в соответствии с законодательством Российской Федерации некоммерческих организаций, перечисленные некоммерческими организациями за счет целевых поступлений, полученных ими на содержание и ведение уставной деятельности | |
— денежные средства, недвижимое имущество, ценные бумаги, полученные некоммерческими организациями на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 38; 2009, N 48, ст. 5731; 2011, N 48, ст. 6728, ст. 6729; 2012, N 31, ст. 4323; 2013, N 30, ст. 4084) (далее — Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций») | |
— денежные средства, полученные некоммерческими организациями — собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» | |
— денежные средства, полученные некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» | |
— имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности | |
Средства и иное имущество, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом от 4 мая 1999 г. N 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2221; 2000, N 32, ст. 3341; 2001, N 33, ст. 3413; 2002, N 48, ст. 4742; 2003, N 2, ст. 160; N 46, ст. 4435; 2004, N 35, ст. 3607; 2008, N 30, ст. 3616) | |
Имущество, полученное государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти | |
Средства и иное имущество, полученные унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа | |
Иные полученные целевые средства, не учитываемые при определении налоговой базы в соответствии со статьей 251 Кодекса |
Графа 2. Здесь нужно вписать дату поступления средств на счета или в кассу организации либо дату получения организацией имущества , работ, услуг, имеющих срок использования.
Графа 3. Сюда нужно вписать стоимость имущества, работ, услуг или сумму денежных средств на конец отчетного периода.
Графа 4. Здесь вписывается сумма средств, использованных по назначению в течение установленного срока.
Графа 5. В этой графе укажите срок использования полученных в течение года средств на целевое финансирование. Эта графа в декларации расположена во второй колонке. Сверху таблицы, вы увидите цифры 2/5. Это означает, что графа 2 — это верхняя строчка, а графа 5 — сразу под ней, строчкой ниже.
Графа 6. Здесь впишите сумму стоимости средств, срок использования которых еще не истек. Графа 6 расположена на строке ниже графы 3. Сверху таблицы смотрите цифры 3/6. Это означает, что в колонке две графы. Третья -выше, шестая ниже.
Графа 7. Сюда впишите сумму стоимости средств, использованных не по назначению или не использованных в установленный срок. Графа 7 расположена в четвертой колонке таблицы, строка ниже графы 4.
В строке «Итого по отчету» напишите итоговые суммы по каждой графе отдельно: 3, 4, 6, 7.
Код вида поступлений | Дата поступления/Срок использования (до какой даты) | Стоимость имущества, работ, услуг или сумма денежных средств/ сумма средств, срок использования которых не истек | Сумма средств, использованных по назначению в течение установленного срока/Сумма средств, использованных не по назначению или не использованных в установленный срок. |
2/5 | 3/6 | 4/7 | |
12.06.2014 | 8 000 000 | 4 000 000 | |
10.11.2014 | 4 000 000 | _ | |
Итого по отчету: | 8 000 000 | 4 000 000 | |
4 000 000 | ‒ |
Форма декларации по ЕСХН 2014 года
скачать в формате xls >>
Профессиональная пресса для бухгалтера
Для тех, кто не может отказать себе в удовольствии полистать свежий журнал, почитать проверенные экспертами качественно сверстанные статьи. Выбрать журнал >>
Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>
Практическая энциклопедия бухгалтера Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов. Узнать подробнее |
Здравствуйте,
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, в редакции приказа Минфина России от 01.12.2015 № 190н с 2016 г. доходы государственных (муниципальных) учреждений от поступлений субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.
с 01.01.2016 субсидии проводятся по счету 205.31 (130), это касается КФО=4, а как быть если субсидии приходят на иные цели КФО=5.
На какую статья относить на 130 (205.31) или 180 (205.81)??? В инструкции про КФО=5 ничего нет.
Автор: Л. Ларцева
Журнал «Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 4/2016
Согласно обновленным Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н), с 2016 года доходы в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания отражаются по коду доходов 130 «Доходы от оказания платных услуг» КОСГУ вместо ранее применявшегося кода 180 «Прочие доходы». С учетом данных новшеств изменится и порядок бухгалтерского учета указанных доходов. Об этих и других изменениях в учете субсидий государственного (муниципального) задания расскажем в статье.
Организацию и ведение бухгалтерского учета автономные учреждения осуществляют в соответствии с инструкциями № 157н и 183н. Приказом Минфина РФ от 31.12.2015 № 228н в Инструкцию № 183н внесены изменения, которые необходимо применять при формировании объектов учета на 01.01.2016. В этих изменениях, в частности, учтены новые коды бюджетной классификации, действующие с 2016 года в отношении доходов в виде субсидии, предоставляемой для выполнения государственного (муниципального) задания (далее – субсидия на госзадание).
Согласно обновленным положениям Инструкции № 183н для отражения расчетов по поступлению и начислению субсидий на госзадание применяется счет 4 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг, работ» (вместо ранее использовавшегося счета 4 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам»).
Перевод дебетовых остатков, сформированных на начало года от поступлений субсидий
С учетом применения нового счета для расчетов по субсидиям на госзадание в первую очередь необходимо проанализировать остатки, ранее сформированные по таким расчетам на 01.01.2016. При наличии дебетовых остатков, образовавшихся за 2015 год на счете 4 205 80 000, их нужно перевести на счет 4 205 30 000.
Отметим, что дебетовые остатки по счету 4 205 80 000 по состоянию на 01.01.2016 могли образоваться в результате так называемого недофинансирования субсидии на госзадание (то есть в ситуации, когда по завершении финансового года, на который установлено госзадание, субсидия на финансовое обеспечение его выполнения не перечислена в полном объеме, предусмотренном соглашением о предоставлении указанной субсидии). В подобном случае у автономного учреждения – получателя субсидии на счете 4 205 80 000 отражается дебиторская задолженность учредителя на сумму недополученной субсидии (Письмо Минфина РФ от 28.04.2015 № 02-05-10/24457).
Об обязанности переноса дебетовых остатков со счета 4 205 80 000 на счет 4 205 30 000 говорится в Письме Минфина РФ от 14.03.2014 № 02-07-07/14989 «О формировании входящих остатков по счетам бюджетного (бухгалтерского) учета по состоянию на 01.01.2016». Там же изложен порядок данного переноса. Отмечено, что перевод остатков производится в межотчетный период на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833). Кроме того, к письму приложены примеры оформления таких справок по переносу остатков. В частности, из примера 4, приложенного к указанному письму, видно, что перевод остатков по расчетам по субсидиям на госзадание осуществляется следующей бухгалтерской проводкой:
- Дебет счета 4 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг, работ»
- Кредит счета 4 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам»
Также нужно учитывать, что при формировании первых 17 знаков к номеру счета 4 205 30 000 автономным учреждениям необходимо указывать в 15 – 17-м разрядах код 130, отражающий аналитическую группу подвида доходов бюджета и соответствующий доходам в виде субсидии на госзадание.
Поступление субсидии на госзадание
В силу п. 44 Положения № 640 предоставление автономному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемого данным учреждением со своим учредителем. Такое соглашение определяет, в частности, объем и периодичность перечисления субсидии на госзадание в течение финансового года.
Субсидия перечисляется в соответствии с графиком, содержащимся в соглашении, но не реже одного раза в квартал в сумме, не превышающей (п. 45 Положения № 640):
- 25 % годового размера субсидии в течение I квартала;
- 50 % (до 65 % – в части субсидий, предоставляемых на оказание государственных услуг (выполнение работ), процесс оказания (выполнения) которых требует неравномерного финансового обеспечения в течение финансового года) годового размера субсидии в течение I полугодия;
- 75 % годового размера субсидии в течение девяти месяцев.
Перечисление субсидии в декабре текущего года осуществляется не позднее двух рабочих дней со дня представления автономным учреждением предварительного отчета об исполнении государственного задания за соответствующий финансовый год (п. 46 Положения № 640).
В целях получения субсидии на госзадание автономные учреждения могут открывать лицевой счет в территориальном ОФК (финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования)) либо счет в кредитной организации (п. 43 Положения № 640, ст. 2 Закона об автономных учреждениях).
Согласно новой редакции п. 72, 77 Инструкции № 183н операции по поступлению субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, отразятся следующими бухгалтерскими проводками:
- поступление субсидии на госзадание на лицевой счет автономного учреждения, открытый в территориальном ОФК (финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством РФ для осуществления платежей в целях выполнения государственного (муниципального) задания:
- Дебет счета 4 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»
- Кредит счета 4 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг, работ»
- поступление субсидии на госзадание на счет, открытый в кредитной организации:
- Дебет счета 4 201 21 000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации»
- Кредит счета 4 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»
Одновременно сумма поступлений в виде субсидии на госзадание учитывается на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» с указанием кода 130 «Доходы от оказания платных работ, услуг» КОСГУ (п. 365 Инструкции № 157н).
Поскольку с 2016 года к доходам в виде субсидии на госзадание и к доходам от оказания платных услуг применяется один и тот же код 130 КОСГУ, по мнению автора, для обособленного учета этих доходов на забалансовом счете 17 учреждение вправе предусмотреть при формировании учетной политики по данному коду дополнительную детализацию (в рамках третьего разряда кода), тем более что такая возможность предусмотрена и Указаниями № 65н. Например, код дохода 134 можно использовать в отношении субсидий на госзадание, а код дохода 132 – в отношении доходов от оказания платных услуг в рамках приносящей доход деятельности.
Начисление субсидии на госзадание
Выше было отмечено, что предоставление субсидии автономному учреждению осуществляется в соответствии с соглашением о порядке и условиях получения такой субсидии, заключенном учреждением с учредителем. Следовательно, это соглашение является основанием для начисления доходов в виде субсидии в бухгалтерском учете. Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина РФ от 18.09.2012 № 02-06-07/3798, от 05.04.2013 № 02-06-07/11164.
Вместе с тем возникает вопрос: в каком объеме производить начисление субсидии на госзадание?
Исходя из п. 197 Инструкции № 157н начисление расчетов по суммам доходов производится в объеме заключенных соглашений (договоров). Соглашение о предоставлении субсидии на госзадание предусматривает общий (годовой) объем предоставляемой субсидии с разбивкой на поквартальные суммы, в пределах которых субсидия перечисляется учреждению в течение года. Таким образом, на основании данного соглашения учреждение может производить начисление доходов в виде субсидии и в полном объеме, и в размере ежеквартальных сумм.
В то же время в силу п. 178 Инструкции № 183н начисление доходов в сумме полученных субсидий на выполнение государственного задания отражается на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) (отчета по субсидиям). В данном случае имеется в виду отчет о выполнении госзадания, представляемый учреждением учредителю с периодичностью, установленной в самом госзадании. Следовательно, исходя из п. 178 Инструкции № 183н доходы в виде субсидии на госзадание нужно начислять в учете в объеме, утвержденном отчетом о выполнении такого задания.
Поскольку в настоящее время законодательством однозначно не установлено, в какой момент и в каком объеме необходимо производить в учете начисление субсидии на госзадание, учреждению необходимо закрепить порядок начисления доходов в виде такой субсидии в учетной политике.
Что касается бухгалтерских записей, применяемых для отражения операций по начислению субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, отметим следующее. Обновляя редакции п. 96, 178 Инструкции № 183н, законодатели забыли поправить корреспонденцию счетов по отражению начисления доходов в виде субсидий на госзадание. В этих пунктах сохранены старые проводки по отражению указанных доходов (то есть с использованием статьи 180 КОСГУ). Поскольку эти бухгалтерские записи противоречат действующим Указаниям № 65н, по мнению автора, ими руководствоваться не стоит.
Принимая во внимание вышеприведенные новые бухгалтерские записи по поступлению субсидии на госзадание, как считает автор, в 2016 году начисление такой субсидии нужно отражать следующей корреспонденцией счетов:
- Дебет счета 4 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»
- Кредит счета 4 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»
Несмотря на то что возникшее в Инструкции № 183н противоречие между проводками по поступлению и начислению субсидии на госзадание является очевидным, рекомендуем все же закрепить представленные автором проводки по начислению названной субсидии в учетной политике.
Уменьшение доходов в виде субсидии на себестоимость услуг
Еще один важным новшеством, связанным с учетом субсидии на госзадание, является добавление в п. 67 Инструкции № 183н проводки по отнесению фактической себестоимости выполненных работ, оказанных услуг в рамках исполнения государственного (муниципального) задания автономным учреждением на уменьшение финансового результата текущего финансового года:
- Дебет счета 4 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»
- Кредит счета 4 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»
Дело в том, что до внесения приведенной проводки положения Инструкции № 183н предусматривали отнесение сформированной себестоимости оказанных услуг (работ) как на уменьшение доходов, так и на увеличение расходов. В связи с этим возникало множество вопросов по поводу списания сформированной себестоимости в рамках госзадания. Добавленная проводка внесла ясность, и теперь все затраты (расходы), формирующие себестоимость услуг, оказанных в рамках госзадания, необходимо списывать в уменьшение дохода в виде субсидии, предоставленной на выполнение данного задания.
В себестоимость услуг, оказываемых в рамках госзадания, включаются:
- прямые затраты, непосредственно связанные с оказанием услуг (например, расходы на оплату труда и начисления на оплату труда в отношении персонала, непосредственно участвующего в оказании услуг, расходы на приобретение материальных запасов, необходимых для оказания услуг);
- накладные затраты, включенные в себестоимость услуги после распределения между несколькими услугами, оказываемыми в рамках госзадания (например, расходы на оплату труда (начисления на оплату труда) административно-управленческого персонала);
- общехозяйственные затраты, включенные в себестоимость услуги после распределения.
Перечень прямых затрат, а также виды накладных и общехозяйственных затрат, включаемых в себестоимость услуг и порядок их распределения, устанавливаются в учетной политике учреждения (п. 134 Инструкции № 157н).
Затраты, которые не формируют себестоимость услуг, оказываемых в рамках госзадания, но источником финансирования которых также является субсидия, предоставленная на выполнение государственного задания, следует относить на увеличение расходов (на счет 4 401 20 200 «Расходы экономического субъекта»). К поименованным расходам относятся (п. 181 Инструкции № 183н):
- расходы на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества учреждения;
- общехозяйственные расходы, не распределяемые на себестоимость услуг;
- прочие расходы, не формирующие себестоимость услуг (например, расходы на осуществление социальных выплат и пособий, на уплату налогов).
Далее рассмотрим на примере вышеприведенные новшества, связанные с учетом субсидии на госзадание.
Между учредителем и подведомственным ему автономным учреждением 11.01.2015 заключено соглашение о предоставлении субсидии на выполнение государственного задания на 2016 год в сумме 4 000 000 руб. Согласно графику платежей субсидия предоставляется учреждению ежеквартально в размере 1/4 части общего объема. Субсидия перечисляется на лицевой счет учреждения, открытый в территориальном ОФК, не позднее 13-го числа первого месяца квартала.
В I квартале 2016 года субсидия в размере 1 000 000 руб. поступила на лицевой счет 12.01.2016.
Согласно принятой в учреждении учетной политике доходы в виде субсидии на госзадание начисляются в бухгалтерском учете в полном годовом объеме на основе заключенного соглашения в первый рабочий день текущего финансового года (то есть 11.01.2016). Аналитический учет таких доходов на забалансовом счете 17 ведется по коду 134 КОСГУ.
За I квартал 2016 года за счет субсидии на госзадание произведены следующие расходы:
1) затраты, отнесенные на себестоимость услуги, оказываемой в рамках госзадания:
- прямые расходы на оплату труда персонала, непосредственно участвующего в оказании услуги, в сумме 500 000 руб.;
- стоимость прочих материальных запасов, израсходованных для оказания услуги, – 70 000 руб.;
- накладные расходы на оплату труда административно-управленческого персонала (после распределения) – 230 000 руб.;
2) затраты на содержание недвижимого имущества, в том числе:
- расходы на оплату коммунальных услуг в сумме 150 000 руб.;
- расходы на оплату ремонтных работ – 50 000 руб.
В бухгалтерском учете автономного учреждения указанные операции будут отражены следующим образом:
Начислены доходы в виде субсидии, предоставленной на выполнение госзадания на основе заключенного соглашения (11.01.2016) | 4 205 30 000 | 4 401 10 130 | 4 000 000 |
Поступила субсидия на лицевой счет (12.01.2016) | 4 201 11 000 Увеличение забалансового счета 17 по коду 134 КОСГУ | 4 205 30 000 | 1 000 000 |
Начислены расходы, формирующие себестоимость услуги, оказываемой в рамках госзадания: | |||
расходы на оплату труда персонала, непосредственно участвующего в оказании услуги | 4 109 60 211 | 4 302 11 000 | 500 000 |
стоимость прочих материальных запасов, израсходованных для оказания услуги | 4 109 60 272 | 4 105 36 000 | 70 000 |
расходы на оплату труда административно-управленческого персонала (после распределения) | 4 109 60 211 | 4 109 70 211 | 230 000 |
Отнесена фактическая себестоимость оказанных услуг на уменьшение доходов (500 000 + 70 000 + 230 000) руб. | 4 401 10 130 | 4 109 60 200 (в разрезе видов расходов) | 800 000 |
Начислены расходы на содержание недвижимого имущества: | |||
расходы на оплату коммунальных услуг | 4 401 20 223 | 4 302 23 000 | 150 000 |
расходы на оплату ремонтных работ | 4 401 20 225 | 4 302 25 000 | 50 000 |
* * *
Новшества в учете субсидий на госзадание связаны прежде всего с порядком применения нового кода вида доходов КОСГУ – 130 –вместо кода 180. С учетом сказанного с 2016 года доходы в виде субсидий на госзадание отражаются с использованием следующих счетов:
- 4 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»;
- 4 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг».
Таким образом, автономным учреждениям необходимо привести в соответствие с данными счетами не только обороты, произведенные в 2016 году, но и остатки, сформированные ранее по состоянию на 01.01.2016.
С опорой на указанные новшества в Инструкции № 183н обновлены бухгалтерские записи по поступлению доходов в виде субсидий на госзадание, уменьшению таких доходов на сумму фактической себестоимости услуг, оказанных в рамках госзадания. Порядок применения новой корреспонденции счетов вы сможете проанализировать на основании представленного в статье примера.
Автор отмечает недочеты новой редакции Инструкции № 183н, которые, по-видимому, законодатели забыли исправить. В частности, сохранены старые проводки по начислению субсидии на госзадание. До внесения соответствующих исправлений применение новых счетов для отражения начисления субсидии на госзадание рекомендовано закрепить в учетной политике.
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.
Зарегистрирован в Минюсте РФ 10.03.2016. Регистрационный номер 41373.
Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.
Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
Субсидии на выполнение государственного задания
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) 44. Предоставление федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемого органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений, с федеральным бюджетным или автономным учреждением в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (далее — соглашение). Соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года.
(ред. от 04.06.2018) 1. В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Субсидия на выполнение госзадания
Сам расчет особых трудностей не вызывает. Затруднения возникают при учете расходов по каждому отдельному источнику поступления средств. Учет затрат на исполнение ГЗ достаточно трудоемкий процесс, если предоставляется несколько услуг. Раздельный учет расходов по каждому направлению существенно упростит составление отчетов о выполнении ГЗ и ПФХД.
Субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания рассчитываются как произведение цены услуги и количества пользователей. Субсидирование госзадания может быть единственным источником финансирования ГЗ, а может — его частью. Например, оплата родительской платы за детский сад является частью оплаты госуслуги.
Вход для клиентов
Срок возврата остатков обычно прописывается в соглашении о предоставлении субсидии на выполнение задания, так что автономным учреждениям нужно ориентироваться именно на этот документ и установленную в нем дату. Отметим: сейчас следует руководствоваться прошлым соглашением, заключенным в отношении задания на 2017 год.
На практике срок возврата может быть самым разным: 15 апреля, 1 апреля, 1 марта и даже 1 февраля… В некоторых случаях срок в соглашении и вовсе не указывается, хотя прописывается само условие о возврате остатков субсидии при недостижении показателей задания. Например, в типовой форме соглашения, установленной Постановлением правительства Московской области от 18.10.2016 № 758/38 , нет ссылок на то, что в соглашении с подведомственным учреждением необходимо проставить конкретную дату возврата остатков. А вот в типовой форме, утвержденной для федеральных АУ и БУ Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 198н , указание на необходимость проставить в качестве срока возврата число, месяц и год, следующий за годом предоставления субсидии, имеется.
Методические разъяснения об остатках субсидий на выполнение государственных заданий (Ловидова А
Вместе с тем в соответствии с Комментариями (комплексными рекомендациями) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона N 83-ФЗ (для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления), доведенными Письмом Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036, (далее — Комплексные рекомендации) при использовании в очередном году остатков субсидии на госзадание учреждением должны быть соблюдены следующие условия:
Определяя направление использования остатков субсидии на выполнение государственного задания, следует исходить из потребности учреждения, учитывая при этом, что его основная задача — выполнить государственное (муниципальное) задание в заданном объеме в соответствии со стандартом (при его наличии) и с должным качеством (если показатели качества установлены).
Финансирование учреждений: субсидии на выполнение государственного задания
Деятельность учреждения культуры финансируется за счет выделения предприятию бюджетных ассигнований из средств соответствующего бюджета РФ на основании специальной сметы. Об этом сказано в пункте 2 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ. При этом должны соблюдаться основные принципы финансирования учреждений культуры. Важнейшими из них являются обеспечение режима экономии при расходовании средств, а также строгое соблюдение их целевого использования.
По итогам года часть денег придется вернуть в бюджет, если учреждение не выполнит задание полностью. Сумму возврата определит учредитель по окончательному отчету о госзадании. Деньги верните из остатка субсидии на госзадание. Если этих средств не хватает, используйте деньги от платной деятельности. Не используйте целевые субсидии и субсидии на капвложения.
Начисление, поступление и возврат субсидии на госзадание: отражаем в учете
- 25 % годового размера субсидии в течение первого квартала;
- 50 % (до 65 % – в части субсидий, предоставляемых на оказание государственных услуг (выполнение работ), процесс оказания (выполнения) которых требует неравномерного финансового обеспечения в течение финансового года) годового размера субсидии в течение первого полугодия));
- 75 % годового размера субсидии в течение девяти месяцев.
Согласно Указаниям № 65н с 2016 года (в том числе при формировании остатков на 01.01.2016) доходы в виде субсидий, предоставленных учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания, отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ. Напомним, ранее использовалась статья 180 «Прочие доходы» КОСГУ. Исходя из этого, с учетом того, что в зависимости от применяемого кода КОСГУ используется тот или иной аналитический счет бухгалтерского учета, с 2016 года для отражения начисления и поступления субсидий на госзадание применяются следующие новые аналитические счета:
Проводки возврат субсидии на выполнение государственного задания
Здесь же хотелось бы обратить внимание читателей на фразу, которую содержит Письмо Минфина РФ от Таким образом, фактически Минфин допускает два варианта отражения начисления сумм доходов, в рамках субсидий, получаемых учреждением. В отношении целевых субсидий такой путаницы не возникает, поскольку доходы по таким субсидиям начисляются после того, как будет составлен и утвержден отчет о расходовании сумм целевой субсидии. Отражение субсидий, выделенных учреждению, как доходов будущих периодов производится тогда, когда соглашение о предоставлении субсидии заключается в конце финансового года на следующий год например, соглашение о предоставлении субсидии на выполнение задания учредителя на год заключено между учреждением и органом исполнительной власти, выполняющим функции учредителя в декабре года.
Разъяснения по отражению на счетах бухгалтерского учета начислений по доходам и поступлений сумм бюджетных субсидий были приведены в Письме Минфина РФ от Совсем недавно Минфин выпустил письмо, в котором разъяснил порядок учета учреждениями сумм субсидий и возврата неиспользованного остатка субсидий, подлежащего возврату в бюджет Письмо Минфина РФ от Содержащаяся в данном письме корреспонденция счетов существенным образом отличается от применяемой сейчас учреждениями и установленной п.
Перечисление субсидии на выполнение муниципального задания проводка
главный администратор доходов бюджета — определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом;
Особенности бухгалтерского учета субсидий, предоставленных бюджетным и автономным организациям на осуществление уставной деятельности, а также на иные цели, детально рассматривается в письме Минфина РФ № 02-06-07/11164 от 05.04.2013 г. В нем отражено движение средств, выделяемых по субсидиям, начиная с уровня учредителя. Ниже мы приводим таблицу из приложения к этому письму с перечнем бухгалтерских проводок.
Новое в учете субсидий на госзадание
- 25 % годового размера субсидии в течение I квартала;
- 50 % (до 65 % – в части субсидий, предоставляемых на оказание государственных услуг (выполнение работ), процесс оказания (выполнения) которых требует неравномерного финансового обеспечения в течение финансового года) годового размера субсидии в течение I полугодия;
- 75 % годового размера субсидии в течение девяти месяцев.
Поскольку с 2016 года к доходам в виде субсидии на госзадание и к доходам от оказания платных услуг применяется один и тот же код 130 КОСГУ, по мнению автора, для обособленного учета этих доходов на забалансовом счете 17 учреждение вправе предусмотреть при формировании учетной политики по данному коду дополнительную детализацию (в рамках третьего разряда кода), тем более что такая возможность предусмотрена и Указаниями № 65н. Например, код дохода 134 можно использовать в отношении субсидий на госзадание, а код дохода 132 – в отношении доходов от оказания платных услуг в рамках приносящей доход деятельности.
Отражение движения субсидий в бухгалтерском учете госучреждений
Особенности бухгалтерского учета субсидий, предоставленных бюджетным и автономным организациям на осуществление уставной деятельности, а также на иные цели, детально рассматривается в письме Минфина РФ № 02-06-07/11164 от 05.04.2013 г. В нем отражено движение средств, выделяемых по субсидиям, начиная с уровня учредителя. Ниже мы приводим таблицу из приложения к этому письму с перечнем бухгалтерских проводок.
целевой иностранный кредит (заимствование) — форма финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты (заимствования) включают связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций;
27 Июл 2018 yslygiur 21
Налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога должны подать налоговую декларацию за 2014 года по новой форме. В ней появился раздел 3, который заполняют налогоплательщики, получившие финансирование, целевые поступления и другие средства в благотворительных целях.
Приказом ФНС России от 28 июля 2014 года № ММВ-7-3/384@ утвержденановая налоговая декларация по ЕСХН (далее — Декларация). Начиная с отчетности за 2014 год, компании, уплачивающие ЕСХН, должны отчитываться по новой форме.
Декларацию вы можете заполнять либо в бумажной, либо в электронной форме. Те компании, у которых средняя численность работников за предыдущий налоговый период превышает 100 человек, обязаны отчитываться только электронно.
Декларация по ЕСХН теперь состоит из титульного листа, трех разделов и одного подраздела. В отличие от предыдущей формы, в новую декларацию добавлен раздел 3, который называется «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования». Если ваша компания не получала целевых поступлений, этот раздел заполнять не нужно.
Незначительные изменения есть во всех разделах. Так, появились новые поля, где нужно указать ИНН и КПП реорганизованных юридических лиц. В разделе 1 вместо кода ОКАТО теперь вписывают ОКТМО.
Поскольку, ни титульный лист, ни первый два раздела серьезных изменений не претерпели, остановимся на том, как нужно заполнять новый, третий раздел Декларации по ЕСХН.
Как заполнить раздел 3 декларации по ЕСХН за 2014 год
Этот раздел заполняют только те компании, которые получили в течение года целевое финансирование, целевые поступления и другие средства. Если автономное учреждение получило денежные средства в виде субсидий, такие сведения в декларацию включать не нужно.
Раздел 3 Декларации по ЕСХН выглядит так:
Графа 1. Здесь нужно проставить код вида поступлений. Сами коды и их значение можно найти в приложении 5 к Приказу № ММВ-7-3/384@).
Вот так выглядит таблица кодов:
Наименование полученных целевых средств | Код вида поступлений |
Целевое финансирование в виде: | |
— грантов | 010 |
— инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации | 020 |
— инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения | 030 |
Целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности: | |
— взносы учредителей (участников, членов) | 120 |
— доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров | 130 |
— пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации | 140 |
— отчисления на формирование в установленном статьей 324 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся садоводческому, садово-огородному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами | 141 |
— имущество, имущественные права, переходящие некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования | 160 |
— средства, предоставленные на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций из: | |
— федерального бюджета; | 170 |
— бюджетов субъектов Российской Федерации; | 171 |
— местных бюджетов | 172 |
— бюджетов государственных внебюджетных фондов | 173 |
— средства и иное имущество, имущественные права, полученные на осуществление благотворительной деятельности | 180 |
— поступления от собственников созданным ими учреждениям | 220 |
— средства, полученные некоммерческими организациями безвозмездно на обеспечение ведения уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, от созданных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации структурных подразделений (отделений), являющихся налогоплательщиками (далее — структурные подразделения (отделения)), перечисленные структурными подразделениями (отделениями) за счет целевых поступлений, поступивших им на содержание и ведение уставной деятельности | 281 |
— средства, полученные структурными подразделениями (отделениями) от создавших их в соответствии с законодательством Российской Федерации некоммерческих организаций, перечисленные некоммерческими организациями за счет целевых поступлений, полученных ими на содержание и ведение уставной деятельности | 282 |
— денежные средства, недвижимое имущество, ценные бумаги, полученные некоммерческими организациями на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 38; 2009, N 48, ст. 5731; 2011, N 48, ст. 6728, ст. 6729; 2012, N 31, ст. 4323; 2013, N 30, ст. 4084) (далее — Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций») | 321 |
— денежные средства, полученные некоммерческими организациями — собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» | 322 |
— денежные средства, полученные некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» | 323 |
— имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности | 324 |
Средства и иное имущество, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом от 4 мая 1999 г. N 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2221; 2000, N 32, ст. 3341; 2001, N 33, ст. 3413; 2002, N 48, ст. 4742; 2003, N 2, ст. 160; N 46, ст. 4435; 2004, N 35, ст. 3607; 2008, N 30, ст. 3616) | 340 |
Имущество, полученное государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти | 360 |
Средства и иное имущество, полученные унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа | 400 |
Иные полученные целевые средства, не учитываемые при определении налоговой базы в соответствии со статьей 251 Кодекса | 500 |
Графа 2. Здесь нужно вписать дату поступления средств на счета или в кассу организации либо дату получения организацией имущества , работ, услуг, имеющих срок использования.
Графа 3. Сюда нужно вписать стоимость имущества, работ, услуг или сумму денежных средств на конец отчетного периода.
Графа 4. Здесь вписывается сумма средств, использованных по назначению в течение установленного срока.
Графа 5. В этой графе укажите срок использования полученных в течение года средств на целевое финансирование. Эта графа в декларации расположена во второй колонке. Сверху таблицы, вы увидите цифры 2/5. Это означает, что графа 2 — это верхняя строчка, а графа 5 — сразу под ней, строчкой ниже.
Графа 6. Здесь впишите сумму стоимости средств, срок использования которых еще не истек. Графа 6 расположена на строке ниже графы 3. Сверху таблицы смотрите цифры 3/6. Это означает, что в колонке две графы. Третья -выше, шестая ниже.
Графа 7. Сюда впишите сумму стоимости средств, использованных не по назначению или не использованных в установленный срок. Графа 7 расположена в четвертой колонке таблицы, строка ниже графы 4.
В строке «Итого по отчету» напишите итоговые суммы по каждой графе отдельно: 3, 4, 6, 7.
Код вида поступлений | Дата поступления/Срок использования (до какой даты) | Стоимость имущества, работ, услуг или сумма денежных средств/ сумма средств, срок использования которых не истек | Сумма средств, использованных по назначению в течение установленного срока/Сумма средств, использованных не по назначению или не использованных в установленный срок. |
1 | 2/5 | 3/6 | 4/7 |
12.06.2014 | 8 000 000 | 4 000 000 | |
10.11.2014 | 4 000 000 | _ | |
Итого по отчету: | 8 000 000 | 4 000 000 | |
4 000 000 | ‒ |
Автор: Л. Ларцева
Журнал «Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение» № 7/2016
Каковы порядок и условия предоставления целевых субсидий учреждениям культуры? Как отразить в бухгалтерском учете операции по начислению, поступлению таких субсидий, а также возврат в бюджет неиспользованных остатков средств субсидий?
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, помимо субсидий на выполнение государственного задания, бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться из бюджетов бюджетной системы РФ субсидии на иные цели. Предоставление целевых субсидий бюджетным учреждениям, подведомственным Минкультуры, осуществляется в порядке, утвержденном Приказом Минкультуры РФ от 12.05.2016 № 1032 (далее – Порядок № 1032). О том, каковы цели и условия предоставления таких субсидий, а также как их отразить в бухгалтерском учете, расскажем в данной статье.
Порядок предоставления целевых субсидий
Соглашение.
Для предоставления целевой субсидии между Минкультуры и учреждением заключается соглашение, в котором предусматриваются:
- цели, порядок, условия, размер и сроки предоставления субсидии;
- право Минкультуры на проведение проверок соблюдения учреждением условий, установленных заключенными соглашениями;
- порядок возврата сумм, использованных учреждением, в случае установления по итогам проверок фактов нарушения условий предоставления субсидии;
- иные права и обязанности сторон и порядок их взаимодействия при реализации соглашения.
Цели предоставления.
В соответствии с п. 3 Порядка № 1032 целевые субсидии могут предоставляться в целях финансового обеспечения следующих расходов учреждения:
1) капитального ремонта зданий, иных объектов недвижимого имущества (в том числе входящих в их состав сетей и систем инженерно-технического обеспечения), разработки проектной документации (включая инженерные изыскания), осуществления строительного контроля для указанных работ и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, предусматривающих ремонт, реставрацию, приспособление объектов культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объектов культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ. Стоит отметить, что в данном случае под ремонтируемыми (реставрируемыми) объектами недвижимого имущества понимаются объекты, закрепленные за учреждением как на праве оперативного управления, так и на праве долгосрочной аренды или безвозмездного пользования (п. 4 Порядка № 1032);
2) предоставления стипендий студентам, аспирантам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, слушателям подготовительных отделений, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, включая материальную поддержку нуждающимся студентам, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, за исключением выплат, подлежащих отнесению к публичным обязательствам и исполнению в порядке, установленном Правительством РФ. Объем и получатели субсидий, предоставляемых на указанные цели, определяются в соответствии с законодательством РФ на основании расчетов Минкультуры в размере годовой потребности;
3) расходов, возникающих вследствие чрезвычайных обстоятельств (стихийного бедствия, пожара, аварии). Объем субсидии на финансовое обеспечение указанных расходов определяется при предоставлении экономических расчетов (обоснований), а также документов, подтверждающих возникновение дополнительных денежных обязательств (п. 6 Порядка № 1032);
4) создания объектов основных средств стоимостью более 2 млн руб. при осуществлении благоустройства территории учреждения. В данном случае к расходам на благоустройство территории учреждения, приводящим к созданию новых объектов основных средств, в целях обеспечения и повышения комфортности условий пребывания посетителей учреждения и улучшения санитарного и эстетического состояния территории, относятся расходы на проектирование, создание и реконструкцию объектов благоустройства, включая освещение территории, устройство пешеходных дорожек, установку и создание малых архитектурных форм (элементов монументально-декоративного оформления, устройств для мобильного и вертикального озеленения, городской мебели, коммунально-бытового и технического оборудования на территории) (п. 7 Порядка № 1032);
5) выплат компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям федеральных государственных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). Выделение учреждениям целевых субсидий на осуществление ежемесячных компенсаций производится на основании заявки на финансовое обеспечение данных расходов;
6) осуществления ежемесячных денежных выплат членам государственных академий наук. Объем субсидии на осуществление таких выплат определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2008 № 386 «Об установлении ежемесячных денежных выплат членам государственных академий наук», а также Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2008 № 2034-р «Об установлении предельной численности членов Российской академии художеств».
Кроме того, для подведомственных Минкультуры учреждений науки и образования целевые субсидии могут предоставляться в целях финансового обеспечения расходов на приобретение особо ценных объектов движимого имущества с начальной (максимальной) ценой приобретения свыше 2 млн руб. за единицу и сроком полезного использования более пяти лет (включая расходы на монтаж оборудования, иные расходы, формирующие первоначальную стоимость объекта в бухгалтерском учете). Объем таких целевых субсидий определяется при предоставлении заявки с обоснованием необходимости приобретения объекта и начальной (максимальной) цены контракта (информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, прайс-листы и иная аналогичная информация) (п. 3, 10 Порядка № 1032).
Процедура выделения и получения целевых субсидий.
Для получения целевой субсидии учреждение направляет в адрес Минкультуры заявки с приложением соответствующих обоснований и расчетов, после проверки которых, министерство принимает решение о выделении субсидии. Кроме того, при предоставлении субсидии учреждение составляет проект сведений об операциях с целевыми субсидиями, выделенными государственному учреждению (ф. 0501016) (далее – сведения (ф. 0501016)). Такой проект рассматривается Минкультуры в течение пяти дней (п. 11 – 14 Порядка № 1032).
Стоит отметить, что при наличии между учреждением и Минкультуры электронного документооборота перечисленные документы могут быть направлены учреждением в электронном виде.
После согласования сведений (ф. 0501016) осуществляется перечисление целевых субсидий. Операции с целевыми субсидиями учитываются на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами, предоставленными учреждению из федерального бюджета в виде субсидий на иные цели, открытом учреждению в органе Федерального казначейства (п. 17 Порядка № 1032, пп. «б» п. 5 Порядка № 24н).
Санкционирование оплаты денежных обязательств учреждений, источником финансового обеспечения которых является целевая субсидия (в том числе ее остаток на начало текущего финансового года), осуществляется в соответствии с Порядком № 72н.
Отчет о расходовании целевых субсидий.
В соответствии с п. 23 Порядка № 1032 учреждения ежеквартально до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Минкультуры отчет об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является целевая субсидия. Форма такого отчета приведена в приложении 4 к Порядку № 1032.
Стоит отметить, что расходование целевой субсидии должно осуществляться в строгом соответствии с целями ее предоставления. Ответственность за расходование субсидий в первую очередь несет руководитель учреждения (п. 25 Порядка № 1032).
Бухгалтерский учет целевых субсидий
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, доходы в виде субсидий, предоставляемых из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением субсидий на госзадание), отражаются по статье 180 «Прочие доходы» КОСГУ. Государственные (муниципальные) учреждения вправе при формировании учетной политики предусмотреть по данной статье в третьем разряде кода КОСГУ дополнительную детализацию операций в целях обеспечения полноты отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете информации об осуществляемых операциях (например, для конкретизации видов целевых субсидий – субсидия на ремонт (181), субсидия на благоустройство (182) и т. д.).
Отражение операций, связанных с поступлением и расходованием целевых субсидий, в бухгалтерском учете осуществляется бюджетными учреждениями в соответствии с инструкциями № 157н и 174н. Также в целях бухгалтерского учета указанных операций необходимо иметь ввиду разъяснения Минфина, приведенные в Письме от 01.04.2016 № 02-06-07/19436 (далее – Письмо № 02-06-07/19436).
Согласно п. 21 Инструкции № 157н учет операций, производимых за счет целевых субсидий, ведется с применением в 18-м разряде номеров бухгалтерских счетов кода вида финансового обеспечения – 5 «Субсидии на иные цели».
Начисление и поступление доходов в виде субсидии.
Начисление доходов в виде целевой субсидииотражается в бухгалтерском учетев сумме подтвержденных отчетом расходов, финансовым источником обеспечения которых являлись целевые субсидии. Таким образом, начисление доходов осуществляется только после составления отчета о произведенных расходах. На основании такого отчета оформляется бухгалтерская справка (ф. 0504833).
В бухгалтерском учете операция по начислению целевой субсидии отражается бюджетным учреждением следующей проводкой (п. 93, п. 150 Инструкции № 174н):
Дебет счета 5 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кредит счета 5 401 10 180 «Прочие доходы»
Поступление субсидии на лицевой счет осуществляется в сроки, установленные в соглашении о ее предоставлении. При поступлении целевой субсидии оформляется следующая бухгалтерская запись (п. 72 Инструкции № 274н):
Дебет счета 5 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит счета 5 205 81 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Автономные учреждения отражают в бухгалтерском учете операции по начислению целевых субсидий аналогичными проводками с указанием в 24 – 26-м разрядах номеров бухгалтерских счетов нулей (п. 72, 96, 178 Инструкции № 183н).
Возврат субсидии.
Не использованные на начало текущего финансового года остатки целевой субсидии подлежат возврату в бюджет в соответствии с Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 82н «О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям государственным (муниципальным) унитарным предприятиям» (далее – Приказ № 82н).
При этом в случае наличия потребности в не использованной на начало текущего финансового года целевой субсидии ее остатки могут быть использованы в текущем финансовом году для финансового обеспечения расходов, соответствующих целям предоставления такой субсидии. Указанная потребность должна быть подтверждена соответствующим государственным (муниципальным) органом, предоставившим такую субсидию.
Согласно п. 20 Порядка № 1032 для получения решения Минкультуры о подтверждении потребности в направлении не использованной на начало текущего финансового года целевой субсидии на те же цели учреждения представляют в министерство заявку с приложением следующих документов, подтверждающих потребность в остатках средств в текущем году:
- копии контрактов (договоров) и информацию к ним об исполненных и не исполненных обязательствах на начало текущего финансового года;
- копии счетов;
- копии актов о приемке выполненных работ;
- справки из бухгалтерии о начислении расходов на выплаты ежегодного пособия и наличии кредиторской задолженности по ним;
- копию извещения о проведении закупки.
Стоит отметить, что с 2016 года порядок отражения в бухгалтерском учете возврата неиспользованных остатков целевой субсидии изменился. Новые бухгалтерские записи по оформлению указанной операции доведены в Письме № 02-06-07/19436.
Раньше при перечислении остатка целевой субсидии в бюджет в бухгалтерском учете по кредиту производилось уменьшение денежных средств на лицевом счете (5 201 11 610), а по дебету отражалось начисление расчетов по доходам в объеме остатка субсидии (5 205 81 560) (Письмо Минфина РФ от 05.04.2013 № 02-06-07/11164).
Теперь возврат целевой субсидии отражается в бухгалтерском учете с использованием счета 5 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Приведем новые бухгалтерские записи согласно Письму № 02-06-07/19436:
Увеличение задолженности по возврату неиспользованных остатков целевых субсидий в доход бюджета | 5 205 81 560 | 5 303 05 730 |
Начисление задолженности учреждения по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных целевых субсидий в случае выявления по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля нарушений порядка использования указанных субсидий | 5 401 10 180 | 5 303 05 730 |
Перечисление (возврат) остатка субсидий в доход бюджета | 5 303 05 830 | 2 201 11 610 |
Уменьшение задолженности перед бюджетом по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных целевых субсидий при принятии решения о наличии потребности в целевых средствах (если остаток средств не перечислялся в доход бюджета) | 5 303 05 830 | 5 205 81 660 |
Возврат из бюджета средств целевой субсидии при принятии решения о наличии потребности в целевых средствах | 5 201 11 510 | 5 205 81 660 |
Приведенные в таблице бухгалтерские записи могут использовать для отражения возврата остатков целевых субсидий и автономные учреждения, указав нули в 24 – 26-м разрядах номеров счетов (за исключением счета 5 401 10 180).
Стоит отметить, что предусмотренные Письмом № 02-06-07/19436 новые проводки приведены также в проекте приказа о внесении изменений в инструкции № 174н и 183н. Ознакомиться с проектом можно на официальном сайте Минфина.
На основании соглашения, заключенного с учредителем, театру (бюджетное учреждение) была перечислена на отдельный лицевой счет целевая субсидия на капитальный ремонт здания. Сумма субсидии составила 300 000 руб. В целях проведения ремонтных работ на всю сумму субсидии был заключен контракт с подрядчиком в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. Аванс по контракту составил 90 000 руб. Контрактом предусмотрена поэтапная сдача работ. В текущем финансовом году были сданы работы стоимостью 230 000 руб. Указанная сумма числилась и в отчете о расходах, произведенных за счет целевой субсидии. Последний этап работ планировалось завершить в начале следующего финансового года. В связи с этим на конец финансового года образовался неиспользованный остаток целевой субсидии в размере 70 000 руб. Министерством подтверждена потребность в указанных средствах и принято решение о возможности их использования в следующем году. До принятия указанного решения средства не перечислялись в доход бюджета.
В бухгалтерском учете учреждения операции отразятся следующими бухгалтерскими записями:
Текущий финансовый год | |||
Поступила сумма целевой субсидии на отдельный лицевой счет | 5 201 11 510 Увеличение забалансового счета 17 (180 КОСГУ) | 2 205 81 660 | 300 000 |
Перечислен аванс подрядчику | 5 206 25 560 | 2 201 11 610 Увеличение забалансового счета 18 (225 КОСГУ) | 90 000 |
Начислены расходы на капитальный ремонт на основании подписанных актов выполненных работ | 5 401 20 225 | 5 302 25 730 | 230 000 |
Зачтен ранее перечисленный аванс | 5 302 25 830 | 5 205 25 660 | 90 000 |
Произведен расчет с поставщиков за выполненные этапы работ (230 000 — 90 000) руб. | 5 302 25 830 | 2 201 11 610 Увеличение забалансового счета 18 (225 КОСГУ) | 140 000 |
Начислена задолженность по возврату в бюджет остатка не использованной на конец года субсидии | 5 205 81 560 | 5 303 05 730 | 70 000 |
Следующий финансовый год | |||
Уменьшена задолженность перед бюджетом по возврату остатков неиспользованных целевых субсидий при принятии решения о наличии потребности в целевых средствах | 5 303 05 830 | 5 205 81 660 | 70 000 |
В соответствии с пп. «а» п. 3 Приказа № 82н суммы остатков целевых субсидий, в отношении которых наличие потребности в направлении их в текущем финансовом году на те же цели подтверждено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, указываются в графе 6 «Разрешенный к использованию остаток субсидии прошлых лет на начало 20__ г.» сведений (ф. 0501016).
Указанные сведения учреждение обязано представить в территориальный орган Федерального казначейства до 1 июля финансового года, следующего за отчетным. Если в этот срок сведения не будут представлены, территориальный орган Федерального казначейства не позднее первого рабочего дня после 30 июня финансового года, следующего за отчетным, осуществляет взыскание остатков целевых субсидий путем их перечисления на счет, открытый управлению Федерального казначейства по субъекту РФ на балансовом счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» для последующего перечисления в доход федерального бюджета (пп. «б» п. 3 Порядка № 82н).
* * *
В соответствии с абз. 2, 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ устанавливаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления. В данной статье рассмотрен порядок предоставления субсидий бюджетным учреждениям, подведомственным Минкультуры. Согласно данному порядку цели, объемы, а также условия предоставления учреждению целевой субсидии прописываются в соглашении, заключаемом с министерством.
При отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с предоставлением и расходованием целевых субсидий, учреждениям следует учитывать новые бухгалтерские записи по оформлению возврата в бюджет неиспользованных остатков субсидии.
Напомним, что расходование целевых субсидий осуществляется в строгом соответствии целям их предоставления. Нецелевое использование средств влечет наложение административного штрафа (ст. 15.14 КоАП РФ):
- на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
- на юридических лиц – от 5 до 25 % суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.
Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утв. Приказом Казначейства РФ от 29.12.2012 № 24н.
Порядок санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и п. 1 ст. 78.2 БК РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 16.07.2010 № 72н.
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».