Закон для васРазноеЕсли часть субсидии или вся субсидия должна быть возвращена правительству

Если часть субсидии или вся субсидия должна быть возвращена правительству

Нет времени читать? Сохрани

В финансовой отчетности должна быть раскрыта следующая информация:

  1. учетная политика, принятая для правительственных субсидий, в том числе методы представления, принятые в финансовой отчетности;

(б) характер и размер правительственных субсидий, признаваемых в финансовой отчетности, а также указание других форм правительственной помощи, от которых компания получила прямую выгоду; и

(в) невыполненные условия и прочие условные события, связанные с правительственной помощью, которая была признана.

Пример учетной политики

Правительственные субсидии, относящиеся к покупке основных средств

Правительственные субсидии признаются по справедливой стоимости, при условии, что существует обоснованная уверенность в том, что субсидия будет получена, и что Группа компаний будет соответствовать всем условиям, связанным с получением субсидии.

Правительственные субсидии, относящиеся к расходам, учитываются как доходы будущих периодов и признаются в отчете о прибылях и убытках за тот период, к которому относятся расходы, которые они должны компенсировать.

Правительственные субсидии, относящиеся к покупке основных средств, включаются в прочие долгосрочные обязательства и учитываются в отчете о прибылях и убытках по методу амортизации на основе равномерных отчислений в течение сроков полезного использования соответствующих активов.

(Взято из наглядной корпоративной финансовой отчетности 2002, PWC).

  1. Вопросы для самоконтроля (множественный выбор)

Пожалуйста, укажите ответ, который, по Вашему мнению, ближе всего к правильному.

  1. МСФО (IAS) 20 касается:

  1. налоговых льгот, предоставляемых компании в отношении правительственных субсидий

  2. участия государства во владении компаниями

  3. раскрытия информации о правительственных субсидиях

  1. Правительственная помощь включает:

  1. непрямую помощь, такую как улучшение местной инфраструктуры

  2. прямые действия по предоставлению экономических выгод компаниям, отвечающим определенным критериям

  3. введение таможенных тарифов на импорт товаров

  1. Правительственные субсидии – это:

  1. передача ресурсов компаниям, отвечающим определенным критериям

  2. сделки с правительством, которые не отличаются от обычных торговых операций компании

  3. предоставление правительственных гарантий

  1. Компания, отвечающая определенным критериям, может получать субсидии, относящиеся к активам, когда она:

  1. покупает долгосрочные активы

  2. строит долгосрочные активы

  3. приобретает долгосрочные активы

  4. покупает, строит или приобретает долгосрочные активы

  1. Правительственные субсидии могут предоставляться в нескольких формах, таких как:

  1. субсидии, относящиеся к активам

  2. субсидии, относящиеся к доходу

  3. условно-безвозвратные займы

  4. только 1

  5. только 2 и 3

  6. 1, 2 и 3

  1. Справедливая стоимость актива – эта стоимость, за которую:

  1. актив приобретается у связанной стороны

  2. актив продается в сделке между двумя независимыми, желающими совершить такую сделку сторонами

  3. погашается обязательство в сделке между двумя независимыми, желающими совершить такую сделку сторонами

  4. 1 и 2

  5. 2 и 3

  6. 1, 2 и 3

  1. Что, из перечисленного ниже, может быть классифицировано как назначение правительственной помощи? Отметьте все, что подходит.

  1. Стимулирование капитала путем инвестирования в определенные активы.

  2. Снижение уровня безработицы путем субсидирования рабочих мест и обучения.

  3. Попытки поддержать экономическую активность в отдельных регионах.

  4. 1 и 2

  5. 2 и 3

  6. 1, 2 и 3

  1. В чем заключается влияние правительственной помощи на финансовую отчетность:

  1. финансовая отчетность не должна отражать правительственную помощь

  2. финансовая отчетность должна отражать только 10% от общей суммы помощи

  3. финансовая отчетность должна отражать получение правительственной помощи

  1. Признание правительственных субсидий должно происходить только в том случае, если:

  1. компания, скорее всего, будет соответствовать условиям получения субсидий

  2. субсидии будут получены

  3. субсидии не будут подлежать возврату ни при каких условиях

  4. 1 и 2

  5. 2 и 3

  6. 1, 2 и 3

  1. При получении уведомления о получении субсидии, компания:

  1. отражает дебиторскую задолженность, но субсидии учитываются по кассовому методу (по факту поступления средств)

  2. до поступления средств никаких учетных записей не делает

  3. отражает дебиторскую задолженность, и субсидии учитываются по методу начислений

  1. Если компания не соблюдает условия предоставления правительственного займа, это может привести к необходимости:

  1. возврата займа

  2. учета потенциального обязательства в будущем

  3. учета займа только по кассовому методу

  4. 1 и 2

  5. 2 и 3

  6. 1, 2 и 3

  1. Если правительственные субсидии предназначены для компенсации определенных расходов, то они:

  1. заносятся в баланс тогда, когда возникают эти расходы

  2. признаются в качестве дохода тех периодов, к которым относятся эти расходы

  3. не учитываются

  1. Если субсидии относятся к амортизируемым активам, они:

  1. не должны признаваться, поскольку актив в конечном итоге не будет иметь стоимости

  2. незамедлительно признаются в качестве прочих доходов

  3. признаются в качестве дохода тех периодов, в которых начисляется амортизация

  1. В случае комплексной правительственной помощи:

  1. может возникнуть необходимость разделить субсидию на части и признавать в качестве дохода на разных основаниях

  2. если денежные средства поступают одновременно, они признаются как одна субсидия, если нет, то субсидия делится на части

  3. субсидия учитывается по месту нахождения

  1. При предоставлении субсидии в целях оказания немедленной финансовой поддержки компании или в качестве компенсации затрат прошлых периодов:

  1. одна половина субсидии признается в текущем периоде, а другая — в последующем

  2. субсидия капитализируется, поскольку не существует затрат, с которыми она могла бы быть соотнесена

  3. субсидия признается в том периоде, в котором возникает дебиторская задолженность

  1. Отражение субсидий путем уменьшения стоимости актива на величину субсидии или в составе доходов будущих периодов являются двумя способами отражения субсидий в учете. Данные способы должны быть применены:

  1. до принятия решения относительно того, какая часть субсидии признается в каждом периоде

  2. после принятия решения относительно того, какая часть субсидии признается в каждом периоде

  3. только если субсидия предоставляется в денежной форме

Способы отражения субсидий путем уменьшения стоимости актива на величину субсидии или в составе доходов будущих периодов отличаются с точки зрения бухгалтерского учета субсидий. Однако схожесть этих способов состоит в следующем:

  1. сумма субсидии кредитуется в корреспонденции со счетом акционерного капитала

  2. показывается только часть субсидии, которая относится к данному периоду

  3. субсидия отражается в отчете о прибылях и убытках

  1. Когда субсидия предоставляется в виде земельного участка или другого неденежного актива, она:

  1. должна отражаться в балансе по справедливой стоимости неденежного актива, при этом и субсидия (в составе обязательств компании), и земельный участок (в активе) должны учитываться по этой стоимости

  2. не должна отражаться в балансе по справедливой стоимости, так как земельный участок рассматривается как подарок

  3. должна заноситься в баланс в виде земельного участка (в активе) по его справедливой стоимости и соотноситься с условным обязательством, отражаемым за балансом

  1. Субсидия может быть отражена в бухгалтерском балансе как доходы будущих периодов и затем:

  1. показываться как различные расходы в течение периодов, соответствующих сроку полезного использования актива

  2. признаваться в качестве дохода в течение периодов, соответствующих сроку полезного использования актива

  3. амортизироваться путем отнесения на капитал в течение периода, соответствующего сроку полезного использования актива

  1. Альтернативный метод учета субсидий, связанных с активами, может заключаться в том, что они отражаются как:

  1. дополнение к балансовой стоимости актива

  2. гудвил

  3. уменьшение балансовой стоимости актива

  1. Если часть субсидии, или вся субсидия, должна быть возвращена правительству, то:

  1. компания должна использовать эту сумму для открытия дочерней компании

  2. возврат должен в первую очередь отражаться как расход периода

  3. возврат должен быть вычтен из величины остатков доходов будущих периодов, связанных с субсидией

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо по вопросам, связанным с применением отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право официального толкования положений законодательства Российской Федерации и практики их правоприменения.

Вместе с тем полагаем возможным сообщить следующее.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 78 Кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг (далее — получатели субсидий), должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Установленная Кодексом необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.

Данная мера обеспечивает восстановление прав и соблюдение законных интересов публично-правового образования, предоставившего бюджетные средства получателю субсидии на определенных нормативными правовыми актами и (или) соглашениями (договорами) условиях.

Обязанность по восстановлению права публично-правового образования, нарушенного в результате действия (бездействия) получателя субсидии, ответственностью не является, поскольку ответственность представляет собой обязанность виновного лица отвечать за противоправные действия (бездействие), то есть за совершенные правонарушения.

В данном случае правонарушением, служащим основанием наступления ответственности, в соответствии со статьей 15.15.5 КоАП является нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП.

Санкцией, установленной за указанное административное правонарушение является административный штраф на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.

Таким образом, возврат субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, и наложение административного штрафа на нарушителя указанных условий имеют различную правовую природу и двойным наказанием не являются.

По аналогичным основаниям возврат из бюджета субъекта Российской Федерации в доход федерального бюджета предоставленных из федерального бюджета субсидий в соответствии с пунктами 16 и 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999, и наложение административного штрафа, предусмотренного статьей 15.15.3 КоАП «Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов» или статьей 15.15.4. КоАП «Нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций», двойным наказанием не являются.

Заместитель директора Департамента
бюджетной методологии
С.С. Бычков

В течение этого времени все бумаги проверяют. При этом на каждого заявителя заводят личное дело. Вышеуказанные документы – это стандартный пакет, который надо иметь заявителю в обычном случае. В то же время сотрудники могут запросить и иные бумаги, если таковые потребуются, и заявитель обязан их предоставить. Вопрос рассматривается специальной комиссией, которая принимает положительное или отрицательное решение на основании следующих данных:

  • какой дом, где живет заявитель;
  • минимальный размер квадратных метров;
  • социальный статус заявителя.

Читайте также Порядок оформления субсидии через МФЦ на коммунальные услуги После принятия решения получателю отправляется уведомление. Начисление Размер субсидии рассчитывается на основе следующих показателей.

  1. Уровень дохода семьи в течение полугода до обращения.
  2. Прожиточный минимум целой семьи.

Субсидии на оплату жкх

Важно

Если алиментов или стипендии нет, то предоставьте справку об их отсутствии.

  • Страховое свидетельство (СНИЛС).
  • Счет заявителя. Реквизиты из банка, куда нужно перечислять средства.

Где оформить Вы можете обратиться в удобную для вас организацию:

  • Органы соцзащиты населения (собес).
  • МФЦ вашего района.
  • Центр жилищных субсидий.
  • Сайт Госуслуги.

Как рассчитать субсидию на квартиру Размер высчитывается с помощью специальной формулы – калькулятора субсидии.

Внимание

Так как сумма на оплату ЖКУ меняется в зависимости от времени года, размер компенсации определяют каждый месяц. Если итоговая сумма выплаченной субсидии превышает фактические расходы ЖКУ, то вы обязаны вернуть часть денег обратно.

Субсидия в 2017 и 2018 году: максимальный доход, дающий право на получение

Инфо

Если заявитель подает бумаги до 15 числа, то выплаты начинаются с текущего месяца. А если – после 15 числа, то деньги будут перечислены в счет следующего месяца.

Если в силу разных причин у заявителя нет банковского счета, он может получать деньги через почту или наличными. Для людей с отклонениями физического плана их приносят прямо домой. Если даже не максимальный, а средний доход семьи, дающий право на получение субсидии в 2018 году, меньше показателя прожиточного минимума, то сумму за ЖКУ понизят посредством использования специального коэффициента. У некоторых граждан возникает вопрос о том, можно ли допустить, чтобы субсидия была больше, чем выплата за услуги ЖКХ. Конечно, ответ на него будет отрицательным. Лишний подобный доход должен быть возвращен государству. Зато, помимо компенсации, гражданин может стать бесплатным получателем услуг ЖКХ.

Субсидия на квартплату – при каком доходе положена в 2018 году

Особенности начисления для отдельных категорий граждан Вне зависимости от ситуации, государство предоставляет субсидирование отдельному перечню граждан:

  • военные пенсионеры, их нетрудоспособные родственники;
  • инвалиды всех групп;
  • многодетные семьи;
  • дети-сироты;
  • ветераны труда;
  • жители закрытых военных объектов;
  • репрессированные граждане и др.

Каждый регион вправе расширить список дополнительными категориями льготников. Порядок получения денежной компенсации для перечисленных категорий граждан существенно отличается от общепринятого – они могут претендовать на получение максимальной доли. Например, ветераны боевых действий получают скидку на квартплату 50%, а семьям с 3 детьми и более государство оплачивает 30% счетов. Все расходы покрываются за счет средств госбюджета.

Кому положена субсидия на квартиру на оплату жкх

Обратите внимание, что возможно также начисление субсидии сразу напрямую на счет поставщиков услуг ЖКХ. Для этого необходимо написать заявление в банке. Где оформить субсидию на коммунальные услуги Для подачи заявления необходимо обратиться в МФЦ или отдел соцзащиты своего района.

Жители г. Москва должны обращаться в ГорЦентр по жилищным субсидиям, МФЦ или оформить через интернет портал госуслуг. Сделать это следует до момента оплаты квитанций ЖКХ.

Максимальный срок субсидирования составляет 6 месяцев. Для субсидирования в отопительный сезон обратиться необходимо до наступления периода отопления.
Сделать заявку можно через личный визит в соцзащиту, а также при помощи почты, интернета или своего уполномоченного представителя. Заявка рассматривается около 10 дней. За это время будут проходить проверки доходов и приниматься решения о выдаче субсидий.

Порядок отмены субсидий на квартплату

Постановлением Правительства Российской Федерации № 761, где описаны:

  • условия, при которых начисляется жилищная компенсация;
  • состав семьи;
  • условия расчета ежемесячного дохода семьи;
  • размеры дотаций;
  • общие положения, с помощью которых рассчитывается размер выплат.

Условия получения в 2018 году Получить субсидии могут только:

  • граждане России, Беларуси, Киргизии;
  • лица, имеющие все документы на право использовать занимаемую жилплощадь;
  • лица, которые постоянно проживают в заявляемой жилплощади;
  • если нет долгов по коммунальным платежам за последние полгода;
  • если размер оплаты ЖКУ превышает положенные проценты от общего дохода семьи.

Есть масса нюансов, при которых гражданин может получить отказ в выплате субсидии. Все они прописаны в ЖК и Постановлении Правительства РФ.

О том, какой доход должен быть у семьи для получения субсидии в 2018 году

В случае если доходы ниже уровня прожиточного минимума (14413 рублей на 2016 год), то применяется дополнительный коэффициент. Пример:

  1. Члены семьи — 4
  2. Совокупный доход — 100000 рублей
  3. Стоимость услуг ЖКХ — 3000 рублей
  4. 3000Х4 — 100000/10 = 12000 — 10000 = 2000

Получается государство субсидирует 2000 рублей в месяц.

В ситуациях, когда семейные доходы на каждого из членов семьи официально проживающих в квартире заметно ниже текущего прожиточного минимума заявление на субсидии будет принято однозначно. В иных случаях лучше пересчитать самостоятельно и только тогда принять решение. Перечисление средств происходит на лицевой счет заявителя (банковскую карту) или выдается в кассе банка. Передача средств происходит до 10-го числа каждого месяца, при этом ежемесячно происходит перерасчет. Стоит знать, данные суммы не облагаются налогами.

Все о субсидиях на оплату жкх: чем помогает правительство?

Сделано это должно быть в добровольном порядке. В случае отказа человеку грозит иск, предъявленный компетентным органом. Про решение приостановить или отменить субсидию особа, которая ее получала, должна быть уведомлена на протяжении пяти рабочих дней с момента принятия решения соответствующим органом. Уведомление направляется в письменном виде, в нем указываются подробные причины, на основании которых и было принято решение. Копия такого документа помещается в персональное дело человека. Субсидия прекращает предоставляться с того момента, как было принято решение про прекращение выплат уполномоченной структурой, до окончания периода, на который изначально данная выплата была назначена.
Статья 159 Жилищного кодекса определяет, что на такие выплаты могут рассчитывать малоимущие особы и члены их семей. Оформляется она по месту постоянного проживания. В каждом регионе принят стандарт нормативной жилплощади на каждого человека, а также стандарт стоимости предоставляемых коммунальных услуг.

Если траты превышают максимальный размер трат на оплату жилища, то особа может обращаться к государству за получением материальной помощи. В расчет берется также доход заявителя и всех членов его семьи по отношению к прожиточному минимуму, который установлен для региона.

Кроме этого выплата уже назначенной субсидии может быть прекращена, если особа допустила просрочку оплаты услуг коммуналки. То есть финансы государством были выплачены, однако, израсходованы они были не по назначению. В результате человек лишается помощи в дальнейшем. Обязательным условием назначения пособия является наличие у человека гражданства Российской Федерации, а также регистрации в том помещении, на оплату услуг ЖКХ которого запрашивается субсидия.

Как быть если был доход при выплате субсидии

Какие доходы учитываются при получении субсидий

  • белая заработная плата включая выходное пособие;
  • социальные выплаты (пенсии, пособие на ребенка и т.д.);
  • доходы от подсобных хозяйств;
  • доходы от операций с имуществом;
  • алименты;
  • доходы по процентам от вкладов;
  • наследство и подарки в виде денежных средств;
  • доходы по договорам об оказанных работах в частном порядке.

Это важно знать! Величина прожиточного минимума в каждом регионе своя и устанавливается один раз в квартал. Здесь можно посмотреть прожиточный минимум в своем регионе за 2016 год.

Когда обращаться за субсидиями Если гражданин обратился: С 1-го по 15-ое число месяца, то субсидия назначается с 1-го числа текущего месяца; С 16-го до конца месяца – с 1-го числа следующего месяца.
Для этого необходимо выполнить еще ряд условий:

  • быть членом ЖК или ЖСК;
  • быть собственником помещения;
  • быть нанимателем по договору найма в частном жилфонде;
  • быть пользователем жилого помещения в муниципальном жилфонде.

Ограничения по субсидиям:

  • иностранные граждане (кроме киргизов и белорусов):
  • лица с задолженностями перед ЖКХ (кроме случаев с заключением договора о погашении).
  • лица, имеющие договор о безвозмездном пользовании (Гражданский кодекс РФ, глава 36);
  • иждивенцы, получающие согласно договору пожизненную ренту (Гражданский кодекс РФ, глава 33).

Кроме больших трат на ЖКУ в перечень оснований для получения субсидии входит метраж. Он должен быть не более регионального стандарта.

С начала мая в Украине вступили в силу новые правила предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Если быть точнее, то правительство просто ужесточило уже существующие правила, в результате чего около 20% получателей субсидий могут остаться без помощи от государства. Новые порядки отразятся, прежде всего, на официально безработных, квартиросъемщиках, и внутренне перемещенных лицах. Эти изменения уже вызвали немалый переполох в центрах социальной защиты населения, так как многие украинцы решили перестраховаться и на всякий случай проверить, не лишат ли их субсидий.

«Правительство утвердило новый порядок начисления субсидий. И мы хотим сказать, что идеология этого документа состоит в том, чтобы отсечь от начисления несправедливых субсидий тем, кто, манипулируя нынешней нормативно-правовой базой, начисляет субсидии при том, что имеет большие доходы. Это происходит во вред тем людям, кто действительно нуждается в защите государства и должен получать субсидии. Правительство будет очень внимательно следить за реализацией этого нового порядка, чтобы не было никаких злоупотреблений. И мы гарантируем то, что все те, кто нуждается в поддержке со стороны государства и получении субсидий, будет дальше их получать», — сказал вице-премьер-министр Украины Вячеслав Кириленко 14 мая на заседании согласительного совета парламента.

По словам директора департамента государственной социальной помощи Министерства социальной политики Украины Виталия Музыченко, каждая пятая украинская семья может лишиться субсидии в связи с принятием новых правил.

«В следующем отопительном сезоне субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг может лишиться каждая пятая украинская семья. Точное количество украинцев, которые потеряют право на субсидии после изменения критериев их начисления, станет понятно примерно через полгода. Но объективно, на наш взгляд, это где-то 15–20%. Это те, кто может ее не получить на следующий период», – заявил чиновник.

Пенсионерка Ирина Федоровна из небольшого города Боярка входит в эти 15-20%. Она живет в частном доме и после поднятия цен на газ и электроэнергию у нее выходило в месяц около 5000 грн за коммунальные услуги. Но субсидия спасала ситуацию, и пенсионерка платила лишь несколько сотен гривен каждый месяц. Однако в ближайшее время все может измениться. Дело в том, что ее дочь Светлана работает няней, и получает неофициальную зарплату.

«Я работаю в Киеве няней, присматриваю за детьми, когда родителям нужно куда-то уехать. Зарабатываю около 8-10 тысяч гривен в месяц. Мне на жизнь хватает впритык, помогаю немного маме, которая живет под Киевом. Но с новыми правилами начисления субсидий моя мама может остаться без помощи от государства, и тогда я уже не смогу оплачивать коммунальные в размере 5000 грн, к тому же, говорят, скоро цена на газ повысится. Это полный бред. Выходит, из-за моей работы моя мама не сможет платить за коммуналку. А как быть тем родителям, с кем дети вообще не общаются?», — говорит Светлана.

Пенсионерка уже обратилась в управление социальной защиты, где ей посоветовали лишь заполнить новую декларацию и ждать решения.

«Они там сами толком ничего не понимают. Люди идут туда толпами и все в растерянности, боятся, что лишатся субсидий. Поэтому идут те, кому надо переоформлять документы и те, кому не надо. Мы заполнили новую декларацию, и теперь нужно будет дождаться какую-то комиссию на дом, которая и будет решать, оставлять субсидию или нет», — рассказала она «ОстроВу».

Эксперт ОО «Фонд общественной безопасности» Юрий Гаврилечко считает, что новые правила начисления субсидий глупы и не имеют под собой никаких логических оснований.

«Они вызваны исключительно с желанием любыми способами сократить количество получателей субсидий», — сказал он в комментарии «ОстроВу».

Кто может остаться без субсидий

Согласно новым правилам по начислению жилищных субсидий, такой помощи лишаются:

1. Владельцы квартиры площадью более 120 кв.м. и дома — более 200 кв.м. Исключение составляют дома семейного типа, а также семьи, в которых не менее года проживают трое и более детей, с учетом тех, над которыми установлена ​​опека или попечительство.

В Минсоцполитики считают, что квартиры общей площадью более 120 кв.м. и дома — 200 кв.м. относятся к жилью «премиум класса». Однако, как быть семьям, которые вскладчину арендуют, или купили большой дом, чтобы сэкономить на жилье? На этот вопрос ответа нет.

К слову, согласно официальной статистике, в прошлом году субсидиями воспользовались 23400 домохозяйств в домах площадью более 200 квадратных метров и 28500 домохозяйств в квартирах площадью более 120 квадратных метров.

2. Если в составе семьи есть владельцы транспортного средства (кроме мопеда), которому менее пяти лет. При этом не учитываются транспортные средства, полученные безвозмездно или приобретенные на льготных условиях через структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения, в том числе за счет денежной помощи на приобретение автомобиля.

Примечательно, что субсидии лишатся не только владельцы новых автомобилей, которые получают субсидии, но и члены их семей, даже если они не проживают вместе. Например, если у сына есть машина моложе пяти лет, и он, скажем, проживает в Киеве, то его мама, которая получает субсидию в Запорожье, лишается помощи от государства. По крайней мере, это следует из текста нового положения про назначение субсидий.

3. Если получатель субсидии или член его семьи за последние 12 месяцев совершил покупку на сумму более 50 тысяч грн. (кроме оплаты медицинских, образовательных и жилищно-коммунальных услуг).

4. Если есть просроченная более двух месяцев задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, общая сумма которой превышает 20 необлагаемых минимумов доходов граждан (340 грн. — «ОстроВ»).

5. Субсидия также не назначается, если в составе домохозяйства или в составе семьи члена домохозяйства есть лица, достигшие 18-летнего возраста, которые официально не трудоустроены и не состоят на учете в центре занятости как безработные; или если их среднемесячный доход меньше, чем официально установленная минимальная заработная плата. Исключение составляют студенты, которые учатся на дневной форме обучения.

Таким образом, Минсоцполитики планирует бороться с теневой занятостью населения. В министерстве убеждены, это будет стимулировать украинцев к официальному трудоустройству, что будет способствовать детенизации и устранению социальной несправедливости, когда «субсидию на самом деле получают люди с достаточно высокими доходами».

По информации правительства, в прошлом году насчитывалось 925 000 домохозяйств, в состав которых входили лица, которые декларировали полное отсутствие доходов.

«Цель принятия триста двадцать девятого постановления Кабинета Министров — мотивация населения легализовать свои трудовые отношения, сделать систему назначения субсидий адресной и осуществить верификацию для возможности внедрения монетизации программы жилищных субсидий», — пояснил Министр социальной политики Андрей Рева.

Остается непонятной логика определения семьи, которой руководствовались авторы проекта. Что такое семья? Это люди, проживающие вместе де-факто, или прописанные по одному адресу, или вообще, просто родственники? Как быть тем семьям, в которых, например, сын не общается с родителями и не помогает им, но при это работает заграницей или в Украине неофициально. Неужели семья из-за этого может лишиться субсидий?

В управлении соцзащиты пока не знают ответов на эти вопросы. Пока всем рекомендуют лишь заполнять новые декларации и заявления и ждать.

Согласно новым правилам, теперь будут учитываться доходы не только тех, кто фактически проживает (или зарегистрирован) в квартире или доме, но всех членов семьи (мужа, жены и несовершеннолетних детей).

«Есть немало семей, в которых муж прописан по одному адресу, жена и дети по другому. Мужчина работает, жена, скажем, в декретном отпуске или вообще не работает. Таким семьям ранее ( учитывая то, что жена зарегистрирована с детьми в доме одна), предоставлялась большая субсидия. Доходы мужа не учитывались, но деньги в эту семью ежемесячно приносил именно он. В то же время, на квартиру, где прописан человек оформлялась субсидия, исходя из количества незарегистрированных, а фактически проживающих лиц. Соответственно доходы такого человека не принимались во внимание для назначения помощи ни там, ни здесь. Поэтому Минсоцполитики с 1 мая 2018 меняет форму декларации о доходах. Теперь декларировать необходимо будет доходах всех членов семьи (мужа, жены и несовершеннолетних детей), даже тех, кто зарегистрирован по другим адресам», — поясняют в профильном министерстве.

По мнению эксперта «Фонда общественной безопасности» Юрия Гаврилечко, внедрение этой нормы может привести к «казусным моментам».

«Их внедрение приведет к достаточно специфическим и казусным моментам, таким как обязательное декларирование доходов членов семьи, что вызовет по сути двойной учет одних и тех же доходов… Если в семье место регистрации мужа и жены отличаются, а в декларации они вынуждены будут указывать доходы обоих, то получится, что то домохозяйство, к которому относится муж, по сути, будет дважды показывать один и тот же суммарный вид дохода, хотя фактически он у них не удвоится», — считает он.

Еще одним нововведением является то, что безработные украинцы не смогут теперь оформлять субсидии с нулевым доходом, если они официально не состоят на учете в центре занятости. В таком случае им автоматически будет начисляться доход в размере трех прожиточных минимумов (5286 грн), и с таким «официальным доходом» уже сложно будет рассчитывать на хорошую субсидию.

«Теперь тем, кто действительно безработный, необходимо будет встать на учет в центр занятости», — констатируют в Минсоцполитики.

Изменились правила начисления субсидий и для тех, кто арендует квартиру. Во-первых, арендодатель теперь обязан указывать доход от сдачи жилья в декларации в разделе «другие доходы», и они теперь будут учитываться при оформлении субсидии. Во-вторых, арендаторы должны предоставить договор аренды жилья и в новой декларации указать, что они проживают в съемной квартире, соответственно, субсидия будет переоформлена с владельца жилья на фактических жителей. Правда, как правительство собирается контролировать этот процесс и заставлять заключать договоры об аренде — неясно.

Изменились и социальные нормы на газовое отопление: «с целью стимулирования энергосбережения» они теперь будут приближены к реальным объемам потребления и составят 4,5 куб. м на 1 кв. м площади, электроотопление — 30 кВт на 1 кв. м площади. При назначении субсидии на сверхурочную площадь жилья, норма может быть увеличена не больше чем на 30%.

Кабмин также упростил процедуру получения субсидий для жителей объединенных территориальных общин. Отныне ОТГ имеют право принимать от граждан документы для оформления субсидии для передачи их органам социальной защиты населения.

Что изменится для переселенцев

Новые правила начисления субсидий коснутся и внутренне перемещенных лиц. Изначально переселенцам было достаточно сложно оформить субсидию, так как для этого требовался договоров об аренде жилья, на что не всегда соглашались собственники квартир. Представители общественных организаций неоднократно обращались к правительству с просьбой пересмотреть такой порядок, так как переселенцы массово жаловались на недоступность субсидий. И в декабре 2017 года министр социальной политики Андрей Рева пообещал пообещал это исправить.

«Я думаю, что мы, возможно, пойдем на то, чтобы без регистрации, без договора, по статусу внутреннего переселенца, если человек проживает по этому адресу, давать ему субсидию», – сказал он.

Министр свое слово сдержал, и с мая месяца правительство разрешило переселенцам, арендующим жилье, не предоставлять договор об аренде жилья для получения субсидии. Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд.

«Внутренне перемещенные лица отныне смогут оформить субсидию без договора аренды жилья — на основании заявления и декларации, с указанием состава домохозяйства», — говорят в Минсоцполитики.

Вместе с этим подача декларации и заявления становится поводом для обследования материально-бытовых условий жилища, а сам акт об обследовании — основанием для назначения субсидии.

Простыми словами, специальная комиссия будет проверять материально-бытовые условия арендуемого жилья переселенцев, и на основании этой проверки составлять акт обследования, где будет отмечено, рекомендуется субсидия или нет.

Переселенцы не понаслышке знакомы с подобными проверками. Все внутренне перемещенные лица, которые получают социальные выплаты от государства (включая пенсии), регулярно проходят подобные проверки, результатом которых может стать прекращение выплат, например, если вас не оказалось дома (а комиссии могут прийти без предупреждения). 

Переселенка из Крыма Светлана, которая живет в Киевской области и получает субсидию, уже обратилась в управление социальной защиты, где ей сказали подать новую декларацию и заявление. Однако, когда придет комиссия для проверки, ей не смогли ничего сказать.

«Ждите — вот и весь ответ. В управлении соцзащиты сейчас большие очереди, а больше персонала не стало. Вот и представьте себе, когда сможет прийти такая комиссия. Когда была последняя проверка на получение пособия для переселенцев, прошло около месяца между подачей документов и приходом специалиста. Теперь же, по-видимому, придется ждать дольше. И хорошо, если за время ожидания не лишат субсидий», — говорит она.

В настоящее время в Минсоцполитики обращают внимание, что всем внутренне перемещенным лицам, которые получают субсидии, необходимо повторно подать заявление и декларацию.

Повторно заявление и декларацию нужно будет подать также:

— всем арендаторам жилья;

— семьям, которым субсидия была назначена не на всех зарегистрированных, а на фактически проживающих в квартире лиц;

— семьям, где есть неработающие люди трудоспособного возраста, у которых либо отсутствуют доходы, или они меньше минимальной заработной платы;

— семьям, в которых произошли изменения в составе семьи в течение последнего года;

— семьям, у которых по состоянию на май 2018 имеется задолженность за жилищно-коммунальные услуги (более 2-х месяцев).

Под лозунгом монетизации…

Министерство социальной политики приняло эти изменения под лозунгом монетизации субсидий, которую планируется внедрить уже осенью этого года. Это означает, что украинцы смогут получать субсидию не в виде скидки (как это сейчас), а в виде живых денег на свои персональные счета и уже с них рассчитываться за коммунальные услуги.

Вместе с этим, эксперт Юрий Гаврилечко утверждает, что украинцам не стоит радоваться тому, что государство будет начислять им живые деньги на оплату услуг ЖКХ.

«На сегодняшний момент граждане Украины не являются получателями субсидий, они — оформители субсидий. А получателями субсидий являются компании, предоставляющие услуги, то есть эти компании получают от государства деньги или не получают, если в бюджете нет этих денег, потому что «великие финансисты» не умеют считать. Напомню, что из 71 млрд грн, которые в этом году заложены в бюджете на субсидии, уже 30 млрд возвращено в качестве долга за предыдущий период, еще около 30 млрд должно быть погашено как долги местных бюджетов перед компаниями-поставщиками услуг, и на весь остальной период остается только 11 млрд грн, которых в лучшем случае хватит на покрытие 12-15% от необходимого. А то, что хотят сделать в правительстве, это не монетизация субсидий, а переложение финансовой ответственности на конечных получателей услуг, то есть граждан», — считает он.

По его словам, на сегодняшний момент, если государство не выполняет свои обязательства по субсидиям, то компания, не получившая деньги из бюджета, в лучшем случае может судиться с правительством (с шансами близкими к нулю), то после внедрения монетизации вся ответственность ляжет на самих потребителей.

«После изменения порядка предоставления субсидий, а именно перечисления субсидий на счета граждан с физическим обязательством платить за услуги в полном объеме с последующей компенсацией части расходов, получится следующее: вы сначала должны будете оплатить полный объем услуг, которые вам выставили в счетах, а потом когда-нибудь государство компенсирует часть, которая оформлена в субсидии. А может и не компенсирует. И тогда уже будете вы судиться с государством, и не компания-поставщик услуг», — говорит эксперт.

Юрий Гаврилечко также рекомендует украинцам, кто будет лишен субсидий в связи с новыми правилами, обращаться в Конституционный суд Украины с конституционной жалобой.

В целом новые правила предоставления субсидий лишь ужесточают существующий порядок и направлены на сокращение числа получателей субсидий. Это не удивительно, учитывая грядущее подорожание цен на природный газ для населения (условие МВФ для предоставления очередного транша кредита) и другие услуги ЖКХ. А нынешние изменения выглядят как попытка сэкономить хоть немного бюджетных средств.

Владислав Булатчик, «ОстроВ» 

Похожие статьи