Закон для васРазноеЭкспортная субсидия приводит к

Экспортная субсидия приводит к

Нет времени читать? Сохрани

Содержание

Минэнерго предложило начать субсидировать цены на бензин досрочно

Ведомство предлагает предоставить субсидии нефтяникам на три месяца раньше — с октября 2018 года. Из-за дорогой нефти и слабого рубля компании все больше теряют на внутреннем рынке, эта мера позволит им вернуть 100 млрд руб.

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Досрочная поддержка

Минэнерго предложило правительству начать субсидировать цены на бензин не с января 2019 года, а уже с октября 2018 года. Об этом РБК рассказали два источника, близких к правительству и одному из профильных министерств, и подтвердил федеральный чиновник.

Речь идет о введении так называемой демпфирующей надбавки, она позволит нефтяникам получить из бюджета половину дополнительной выручки, которую они могли бы заработать, экспортируя бензин, а не поставляя его российским потребителям по более низким ценам. Сейчас по договоренности с правительством они вынуждены удерживать цены на уровне конца мая 2018 года.

За три месяца суммарные потери нефтяников от поддержания заниженных цен при текущей конъюнктуре составят 165 млрд руб., подсчитал главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Но если правительство введет субсидию с 1 октября и компенсирует им 60% этой недополученной выручки (такой уровень компенсации предполагался с 2019 года, впоследствии — 50%), они смогут вернуть около 100 млрд руб., добавил он. При текущих ценах на нефть субсидия в 2019 году для нефтяников может составить 400 млрд руб., говорил в интервью Reuters 4 сентября руководитель налогового департамента Минфина Алексей Сазанов.

Пересчет чиновников

Весной правительство планировало, что субсидия в виде демпфера появится только с 2019 года и позволит сдержать рост цен на бензин, который мог бы произойти из-за увеличения акцизов и НДС. Но с тех пор макроусловия серьезно изменились, чиновники все пересчитали и поняли, что принимать меры нужно раньше, объясняет один из собеседников РБК. Демпфер считался исходя из $60 за баррель нефти марки Brent и 58,5 руб. за доллар: думали, что цены на нефть к концу года упадут, рассказывает федеральный чиновник.

Однако цены на нефть не только не упали, но и продолжили расти: с августа, когда был подписан закон о налоговом маневре в нефтяной сфере (включает субсидии для нефтяников), Brent подорожала почти на 10%, до $80 за баррель, напоминает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Главный фактор давления — слабеющий рубль, добавляет Ежов. С августа рубль подешевел на 11%, до 69,97 руб. за доллар.

Несмотря на рост нетбэка (экспортная цена за вычетом транспортных расходов и пошлины), нефтяники продолжают сдерживать рост цен на нефтепродукты в рознице, рассказал ​в интервью телеканалу РБК предправления «Газпром нефти» Александр Дюков. С 1 июня до 7 сентября розничные цены на АИ-92 в Центральном федеральном округе даже снизились на 56 коп., до 41,35 руб. за литр, а экспортная альтернатива для Московского региона, наоборот, выросла на 7%, до 61,86 тыс. руб. за тонну (45,5 руб. за литр. — РБК), подтверждает аналитик Reuters Максим Назаров. «Рентабельности на АЗС практически нет, экономика около нуля. Это нездоровая ситуация, в долгосрочной перспективе это может привести к возникновению определенного дефицита на нефтепродукты», — предупредил Дюков.

Правительство договорилось с нефтяниками о том, что как раз осенью позволит им потихоньку отпускать цены на бензин: вечно их держать невозможно, объясняет источник, близкий к правительству. Введение субсидий в октябре позволит избежать слишком резкого роста цен на заправках, объясняет он позицию Минэнерго.

С 1 октября применение демпфирующей компоненты невозможно, эти расходы не заложены в законе о бюджете, сказал РБК представитель Минфина. Ранее Алексей Сазанов говорил, что субсидия финансируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов, которые сейчас направляются на покупку валюты и зачисляются в ФНБ. Поэтому на расходные обязательства бюджета эта мера никак не влияет, указывал чиновник.

Пока решения о досрочном введении демпфирующей надбавки не принято, заявил РБК представитель вице-премьера Дмитрия Козака (курирует ТЭК) Илья Джус. Но правительство постоянно мониторит ситуацию и обладает арсеналом всех необходимых инструментов для стабилизации розничных цен, если ситуация начнет драматически меняться, подчеркивает он.

Представители Минэнерго, «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза» и «Татнефти» пока не ответили на запросы РБК.

Автор: Алина Фадеева.

Следующей популярной защитной мерой являются компенсационные (антисубсидионные) меры. Правительства используют субсидии для достижения различных торгово-политических целей, в частности, для продвижения продукции отечественных производителей на зарубежные рынки. Подобные субсидии позволяют нередко получить существенные конкурентные преимущества перед производителями страны-импортера, занять существенную долю рынка или полностью вытеснить национальных производителей.

Субсидии подразделяются на запрещенные и разрешенные. К категории запрещенныхотносятся такие субсидии, которые предоставляются государством лишь в том случае, если экспортер выполняет установленную государством экспортную квоту или использует только продукцию отечественного производства, а не импортированные товары. Такого рода субсидии запрещены, поскольку они откровенно направлены на искажение естественного механизма конкуренции в международной торговле и могут причинить ущерб торговым интересам других стран.

Все иные субсидии относятся к разрешенным. Данные субсидии, в свою очередь, подразделяются на две категории: наказуемые и ненаказуемые. Их различают по двум критериям:

1) специфический характер субсидии;

2) нанесение ущерба экономическим интересам другой страны.

В случае доказательства факта наличия материального ущерба специфическими субсидиями также могут вводиться компенсационные пошлины.

За несколькими исключениями, все разрешаемые субсидии, которые не являются специфическими, ненаказуемы. В частности, программы субсидий, основанные на объективных экономических критериях и применяемые горизонтально, т. е. «не дающие преимущества определенным предприятиям над другими», не являются специфическими, а следовательно, они — ненаказуемые.

Таким образом, субсидии, предоставляемые правительствами малым и средним предприятиям в соответствии с установленными параметрами размеров таких предприятий или количеством работающих обычно не являются наказуемыми.

Что касается процедур введения компенсационных мер, то они во многом аналогичны процедурам антидемпинговых расследований.

Финансирование экспорта может осуществляться как из правительственных источников за счет государственного бюджета, так и за счет всевозможных околоправительственных учреждений (банков, фондов и пр.), а также за счет частного сектора — самих экспортеров и обслуживающих их банков. Финансирование экспорта как метод торговой политики следует отличать от рутинного финансирования и кредитования экспортно-импортных операций, представляющих собой простое предоставление банками оборотного капитала для проведения конкретных коммерческих сделок. Финансирование как метод торговой политики предусматривает дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных производителей и экспортеров. Наиболее распространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидии, кредитование и демпинг.

Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.

По характеру выплат субсидии делятся на:

· прямые— непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок. Предметом прямого субсидирования с начала 60-х годов являлись дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран — суда, авиационная техника и пр. Однако прямые субсидии запрещены правилами ВТО и их применение слишком очевидно для торговых партнеров, которые могут использовать ответные меры;

· косвенные— скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.

· Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт. Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им правительством, а не вычитается из их прибыли.

· Внутренняя субсидия— наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными. Субсидии производителям товаров, конкурирующих с импортом, считаются экономически более предпочтительным методом ограничения импорта по сравнению с импортным тарифом или квотой. Субсидия производителям обеспечивает ограничение импорта, сравнимое с тарифом и квотой, но за счет меньших потерь для национальной экономики. Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам.

· Экспортная субсидия— финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт. Принципиальное различие между импортным тарифом и субсидированием экспорта как средствами торговой политики заключается в том, что импортный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Импортный тариф, вводимый большой страной, улучшает ее условия торговли, снижая цену ее импорта, и увеличивает относительное предложение местных товаров, конкурирующих с импортом, одновременно снижая спрос на импорт. Экспортная субсидия, вводимая большой страной, производит обратный эффект: ухудшает ее условия торговли, увеличивая цену ее экспорта, но увеличивая при этом и относительное предложение на экспорт и сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары. Импортный тариф улучшает условия торговли страны за счет остального мира. Экспортная субсидия ухудшает условия торговли страны в пользу остального мира. Оба инструмента торговой политики оказывают искажающее воздействие на внутренние цены и структуру потребления в стране, их использующей. Экспортные субсидии в соответствии с правилами ВТО считаются нечестной конкуренцией и запрещены. Нередко скрытое субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование.

Экспортное кредитование— метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами. Экспортное кредитование может иметь форму:

· субсидированных кредитов национальным экспортерам— кредитов, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной;

· государственных кредитов иностранным импортерампри обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит);

· страхования экспортных рисков национальных экспортеровкоторые включают коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером).

Экспортные кредиты бывают:

· краткосрочными— на срок до 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья;

· среднесрочными— на срок от 1 до 5 лет, используются для кредитования экспорта машин и оборудования;

· долгосрочными— на срок более 5 лет, используются для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов.

Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснение их с рынка.

Защитные меры

Среди прочих мер нетарифного регулирования можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей, а так же валютный контроль.

К ним относятся:

1) импортные налоги (НЕ импортными пошлины);

— пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы;

— сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества;

— другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т. п.);

2) импортные депозиты – представляют собой денежный залог под оплату таможенных пошлин который импортер должен внести в местной или иностранной валюте в уполномоченный банк перед закупкой иностранного товара. Сумма импортного депозита устанавливается в виде определенного соотношения к стоимости импортируемого товара;

3) валютные ограничения и валютный контроль – это регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями;

4) регулирование курса национальной валюты;

5) меры государственного регулирования внешней торговли:

— создание экспортно-кредитных агентств;

— функционирование системы гарантий и страхования экспортных кредитов;

— организация торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;

— проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки и прочее.

Механизм установления мер во всех трех случаях построен по единому принципу:

1. подача петиции от имени национальных производителей товара, подвергающегося ущербу;

2. проведение соответствующего расследования, в ходе которого необ­ходимо:

o доказательство наличия факта дем­пинга/субсидии/резко возросшего импорта;

o доказательство ущерба;

o доказательство причинно-следственной связи между демпингом/субсидией/возросшим импортом и ущербом;

3. установление мер (в случае положительного ответа на все три вопроса).

В соглашениях ВТО предусмотрен общий механизм разрешения споров, с помощью которого страны-члены добиваются осуществления своих прав и улаживают разногласия, возникающие между ними в ходе практической деятельности. Кроме того, эти правила инкорпорированы в национальные законодательства многих стран. Сегодня в рамках ВТО функционирует специально созданный Комитет по антидемпинговой практике, состоящий из представителей всех стран-участниц.

Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 580;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах

(Agreement on Subsidies and Countervailing Measures)

Действие Соглашения распространяется на субсидии, предоставляемые страной — членом ВТО в лице ее правительства или органов государственной власти (далее – государство).

Цель Соглашения является не чрезмерное ограничение права правительства страны – члена ВТО на предоставление отечественным предприятиям и организациям субсидий, а запрещение или предотвращение использования правительством субсидий, которые неблагоприятно воздействуют на торговлю других стран.

Субсидия имеет место, когда выполняются два условия:

1) государство осуществляет меры:

— по финансовому содействию в форме:

· прямых переводов денежных средств (в т.ч. дотаций, займов, покупки акций) или обязательств по их переводу (в т.ч. гарантий по займам);

· отказа от взимания или невзимания платежей, поступающих в доход государства (в т.ч. в форме предоставления налоговых льгот);
· льготного или безвозмездного предоставления государством товаров или услуг, за исключением товаров или услуг, предназначенных для поддержания и развития общей инфраструктуры, либо льготного приобретения товаров или услуг;
· осуществления платежей в механизм финансирования;

либо

— по поддержанию доходов или цен в любой форме, когда прямым или косвенным результатом является увеличение экспорта какого-либо вида продукции с территории этого государства или сокращение импорта такого вида продукции на территорию этого государства;

и

2) вследствие этого обеспечивается получение какой-либо выгоды.

Положение о получении выгоды является основным при определении того, представляет ли конкретная мера субсидию или нет. В общем можно считать, что любая мера правительства по оказанию финансового содействия, которая несовместима с коммерческими соображениями, обеспечивает получение выгоды.

Принципиально новым моментом является понятие специфичности субсидий. Субсидия является специфической, если:

— она предоставляется конкретному предприятию или конкретной отрасли экономики либо конкретной группе предприятий или отраслей (далее – определенные предприятия);

и
— орган, предоставляющий субсидию, или законодательство, в соответствии с которым этот орган действует, четко ограничивает доступ к субсидии только для определенных предприятий.

В Соглашение включено положение, имеющее важное значение для решения вопросов, связанных с созданием на территории страны — члена ВТО особых экономических зон, зон экономического развития и т.п.: субсидия считается специфической, когда доступ к ней ограничен для определенных предприятий, расположенных в конкретно обозначенном географическом регионе, который находится под юрисдикцией субсидирующего органа.

Необходимо отметить, что любая экспортная или импортозамещающая субсидия является специфической.

Субсидия не является специфической там, где установлены объективные критерии или условия, определяющие право на получение субсидии и ее размер, при этом указанное право должно быть автоматическим, а объективные критерии и условия строго соблюдаться. Критерии или условия считаются объективными, если они:

— являются нейтральными;

— не создают преимуществ для определенных предприятий по сравнению с другими;
— носят экономический характер;
— являются горизонтальными по способу применения.

Например, к таким критериям и условиям может относиться число наемных работников или объем производства предприятия. Необходимо отметить, что такие объективные критерии или условия должны быть сформулированы в соответствующем законе, норме или в другом официальном документе таким образом, чтобы гарантировать возможность их проверки.

Соглашением установлены две категории субсидий: запрещенные и разрешенные субсидии.

Запрещенные субсидии К субсидиям, которые запрещены к применению в странах — членах ВТО, относятся:

— экспортные субсидии, т.е. субсидии, предоставление которых увязано с осуществлением экспортных поставок. В их числе:

· прямое субсидирование экспортных поставок;
· предоставление для выпуска экспортной продукции субсидированных факторов производства;
· полное или частичное освобождение предприятий — экспортеров от уплаты прямых налогов за экспортные поставки;
· осуществление правительственных программ предоставления гарантий по экспортным кредитам и страхования таких кредитов с использованием ставок премий, недостаточных для покрытия долгосрочных операционных расходов и убытков по этим программам;
· предоставление экспортных кредитов по более низким ставкам по сравнению со ставками коммерческих кредитных учреждений и др.

Иллюстративный перечень экспортных субсидий приведен в приложении I к Соглашению;

— импортозамещающие субсидии, т.е. субсидии, направленные на стимулирование использования товаров отечественного производства вместо импортных товаров.

Любая запрещенная субсидия рассматривается как специфическая.

Для компенсации воздействия запрещенных субсидий затронутая страна — член ВТО может по результатам расследования вводить компенсационные пошлины или обратиться к системе разрешения споров, действующей в рамках ВТО.

Разрешенные субсидии

Все остальные субсидии относятся к разрешенным, которые делятся на две группы:

— субсидии, дающие основание для проведения расследований («желтые» субсидии). К таким субсидиям относятся специфические субсидии, которые оказывают неблагоприятное воздействие на интересы других стран — членов ВТО в форме:

· причинения материального ущерба отрасли экономики импортирующей страны — члена ВТО, который может являться основанием для проведения этой страной соответствующего расследования с целью введения компенсационной пошлины на субсидированный импорт;
· аннулирования или сокращения выгод, получаемых прямо или косвенно другими странами — членами ВТО по ГАТТ 1994, в частности, выгод от тарифных уступок, закрепленных в национальных перечнях уступок;
· причинения или угрозы причинения серьезного ущерба интересам другой страны — члена ВТО. Серьезный ущерб считается существующим в случае:
если общий уровень субсидирования импортируемого вида продукции превышает 5% от стоимости;
предоставления субсидий на покрытие убытков от основной деятельности, которые несет отрасль экономики;
предоставления субсидий на покрытие убытков от основной деятельности, которые несет предприятие, причем эти субсидии не должны представлять однократные меры, которые являются разовыми и не могут повторяться для данного предприятия и которые принимаются только для того, чтобы дать время для осуществления долгосрочных решений и избежать острых социальных проблем;
прямого списания задолженности государству и государственных субсидий на погашение задолженности.

Затронутая страна — член ВТО может вводить по результатам расследования компенсационные пошлины или обратиться к процедуре разрешения споров, действующей в рамках ВТО;

— субсидии, не дающие основания для проведения расследования. К таким субсидиям относятся все субсидии, не являющиеся специфическими, а также некоторые специфические субсидии.

Следует отметить, что положения Соглашения о субсидиях, не дающих основания для проведения расследований, потеряли силу по состоянию на 1.01.2000 г.
Компенсационные меры могут быть приняты лишь по результатам расследования, проводимого соответствующими органами импортирующей страны.

Инициирование расследования Расследование проводится по письменному заявлению отрасли экономики импортирующей страны или от ее имени (аналогично тому, как это проводится в случае антидемпингового расследования).

В заявлении должны быть обязательно приведены достаточные доказательства существования:

— субсидии и, по возможности, ее размеры;

— материального ущерба, под которым понимается ущерб отрасли экономики импортирующей страны или угроза причинения такого ущерба либо существенная задержка в развитии такой отрасли экономики;
— причинно-следственной связи между субсидируемым импортом и предполагаемым ущербом.

Однако при особых обстоятельствах решение об инициировании расследования может быть принято соответствующими органами импортирующей страны – члена ВТО и без получения заявления от отрасли отечественной экономики или от ее имени. Для этого органа должны иметь доказательства наличия субсидии, ущерба и причинно-следственной связи между ними, достаточные для обоснования инициирования расследования.

Проведение расследования Следует отметить, что расследование немедленно прекращается, когда:

— размер субсидии является минимальным (de minimis) и составляет менее 1% стоимости;

или
— объем субсидированного импорта либо материальный ущерб незначителен.

Определение материального ущерба должно основываться на прямых доказательствах и включать объективное расследование:

— объема субсидированного импорта и его влияния на цены внутреннего рынка импортирующей страны на виды продукции, подобные субсидированным;

или
— последствий такого импорта для производителей подобных видов продукции в импортирующей стране.

Порядок участия в расследовании экспортеров и других заинтересованных сторон, сроки проведения расследований – как и в случае антидемпинговых расследований.

Добровольные обязательстваРасследование может быть приостановлено или прекращено без введения компенсационных мер (временных мер или компенсационных пошлин), если будут получены добровольные обязательства, удовлетворяющие страну, проводящую расследование:

— от правительства экспортирующей страны-члена ВТО: об отмене или ограничении субсидии либо о принятии других мер, касающихся последствий предоставления субсидий;

или
— от экспортера: о согласии пересмотреть свои цены таким образом, чтобы устранить неблагоприятные последствия предоставления субсидии.

Компенсационные меры

По результатам расследования органы расследования импортирующей страны принимают решения о введении следующих компенсационных мер:

— временных мер в форме временных компенсационных пошлин, гарантированных денежными депозитами или залогами на сумму, равную предварительно рассчитанной величине субсидирования. Временные меры вводятся с целью предотвращения материального ущерба, который может быть нанесен субсидированным импортом в период проведения расследования.

Срок, на который вводятся временные меры, не превышает 4 месяцев;

— компенсационных пошлин.

Решение о введении и о размере компенсационной пошлины принимается органами власти импортирующей страны-члена ВТО.
Компенсационной пошлиной, вводимой в отношении какого-либо вида продукции, на недискриминационной основе облагается импорт такого вида продукции из всех источников, по которым в ходе проведенного расследования установлено, что эти источники пользовались субсидиями, в результате чего причинен материальный ущерб; при этом импорт из каждого источника облагается индивидуальной компенсационной пошлиной.
Размер компенсационной пошлины, взимаемой с субсидированного импортируемого товара, не должен превышать установленный размер субсидии в пересчете на единицу субсидированного и экспортированного товара.
Срок, на который вводится компенсационная пошлина, и ее размер определяются необходимостью противодействия субсидированию, которое причиняет ущерб. Пошлина не может вводиться на срок, превышающий пять лет с даты ее введения. Но этот срок может пересматриваться органами расследования импортирующей страны в сторону увеличения, если для этого имеются объективные основания.

Ставка временных и компенсационных пошлин прибавляются к ставкам таможенных пошлин, применяемых в импортирующей стране к товарам, которые аналогичны субсидированным товарам.

Временные меры и компенсационные пошлины применяются только к той продукции, которая поступает для внутреннего потребления в импортирующей стране после того, как соответствующие решения о введении таких мер или пошлин вступят в силу.

Что касается положений Соглашений, относящихся к информации о расследовании и возможности срочного рассмотрения административных действий, связанных с принятием окончательных решений по результатам компенсационных расследований, то они аналогичны таким же положениям Соглашения о выполнении статьи VI ГАТТ 1994 (Антидемпингового кодекса).

В Соглашении содержатся положения о специальном и дифференцированном режиме для развивающихся стран — членов ВТО.

Споры между странами-членами ВТО, возникающие в связи с предоставлением субсидий, рассматриваются в соответствии с положениями Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешения споров, с учетом особых и дополнительных правил и процедур, предусмотренных в Соглашении.

ТЕКСТ СОГЛАШЕНИЯПо материалам ,

Краткое «досье» на Соглашение.

Соглашение по субсидиям и компенсационным  мерам является частью пакета  соглашений Уругвайского раунда торговых переговоров и входит в состав Приложения 1А: Многосторонние соглашения по торговле товарами к Марракешскому соглашению. Положения Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ)  являются обязательным для исполнения всеми страна членами ВТО. 

Сфера охвата

ССКМ устанавливает правила предоставления промышленных субсидий государствами-членами ВТО, а также устанавливает механизмы и условия противодействия субсидируемому импорту, как односторонние, такие как компенсационные меры, так и многосторонние в рамках механизма разрешения споров ВТО.

Статус соглашения

ССКМ призвано детализировать и уточнить правила применения компенсационных мер, возможность применения которых установлена статьей VI ГАТТ, а также установить правила предоставления промышленных субсидий, описанные в статье XVI ГАТТ.

Цель соглашения

Текст ССКМ не содержит указания на цели, но можно допустить, что целью является внести ясность в правила ГАТТ 1994 и укрепить их, и в предотвратить использование субсидий ведущих к искажению условий конкуренции.

Базовые положения/принципы

В рамках ГАТТ-94 субсидирование исключено из общих обязательств в отношении применения национального режима и РНБ и поэтому основывается на специально разработанных правилах. При этом наряду с “горизонтальными” правилами используются и секторальные механизмы, которые действуют в отношении субсидий в области сельского хозяйства.

В состав соглашений ГАТТ 94, которые стали частью обязательного пакета многосторонних торговых соглашений о создании ВТО, вошло Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах. В этом соглашении впервые были сформированы ряд четких положений в области применения субсидий и компенсационных мер. В частности: определение субсидии, классификация субсидий с точки зрения правомерности их применения, правила установления ущерба в связи с применением субсидий и применения компенсационных мер. Кроме того, субсидии делятся на запрещенные и подлежащие применению компенсационных мер.       

Положения данного соглашения обязательны для выполнения всеми участниками соглашения. При этом не допускается применение каких-либо оговорок и изъятий в отношении соглашения. Важным элементом системы регулирования практики применения субсидий является прямой запрет применения каких-либо мер противодействия субсидиям, которые прямо не предусмотрены соглашениями (или другими положениями соглашений ГАТТ 94) и только в соответствии с правилами соглашения (Статья 32 Соглашения)

Структура и содержание документа

Определение субсидии (статья 1)

Для целей многостороннего регулирования соглашение определяет субсидию на основе ряда признаков, которые сформулированы в статье 1 соглашения.

Субсидия предполагает вложение правительством или государственным органом финансовых средств в пределах территории страны, когда происходит: непосредственная прямая передача финансовых средств правительством (например, выплаты, займы, передача собственности) или потенциальная прямая передача средств или обязательств (например, гарантии по кредитам); невостребование правительством обязательных платежей (например, налоговые освобождения или налоговые кредиты), за исключением случаев, когда экспортные товары освобождаются от налогов и сборов, которые применяются к аналогичным товарам, предназначенным для сбыта на внутреннем рынке, если размер такого освобождения не превышает размера этих налогов и сборов; правительство предоставляет товары или услуги, за исключением тех, которые можно отнести к системе общей инфраструктуры или осуществляет закупку товаров; поручает проведение перечисленных выше операций частной фирме (негосударственной организации), когда их сущность не отличается от деятельности, которую обычно осуществляет государство, а также при осуществлении мер по поддержанию доходов предприятий или цен, которые имеют своим следствием расширение экспорта какого-либо товара или сокращение импорта какого-либо товара. При этом действия правительства должны предоставлять фактические выгоды предприятиям.

Понятие специфичности субсидии.

Важным элементом подхода к субсидиям является концепция специфичности субсидий, которая лежит в основе применения наиболее жестких правил по ограничению субсидирования и является обязательным критерием для применения компенсационных мер.

Главный критерий специфичности — ограниченность доступа предприятий к получению субсидии, когда не все предприятия могут его получить. Субсидия является специфичной, если нет универсальных формальных критериев, которые являются основанием для получения субсидии — например, число занятых, объем выпуска и т.п.

В соответствии со статьей 2 соглашения специфичными для тех или иных предприятий или отраслей являются следующие категории субсидий. 

Субсидии, которые в силу действующего законодательства или политики правительства, могут быть получены только некоторыми предприятиями. При этом субсидия не является специфичной, если установлены объективные критерии для ее получения, которые применяются автоматически. Под объективными критериями в частности могут пониматься показатели, экономические по своему характеру (например, численность занятых), и пригодные для “горизонтального” применения, т.е. во всех отраслях и секторах экономики. В тех случаях, когда применение указанных правил не дает четкого ответа, статья 2 соглашения допускает принятие во внимание дополнительных факторов, например, фактическое получение субсидии ограниченным числом предприятий или диспропорциями при выделении субсидий с учетом реальной фирменной структуры экономики.

Субсидии, предоставление которых ограничено определенным географическим регионом, за исключением различий, связанных с применением обычной системы налогообложения, т.е. возможность применения различных механизмов субсидирования является особенностью налоговой и финансовой системы страны. Последняя оговорка введена для учета обычной практики стран с федеративным устройством, когда субъекты федерации в соответствии с законодательством применяют различные налоговые инструменты в рамках своей компетенции (так называемая “канадская оговорка”).

Субсидии, которые в силу действующего законодательства или политики правительства предоставляются в зависимости от достигнутых компанией показателей экспорта (при этом субсидия признается специфичной даже, если это только один из критериев). В данном случае для субсидий в отношении сельскохозяйственной продукции действуют специальные нормы соглашения по торговле сельскохозяйственной продукцией.

Субсидии, которые в силу действующего законодательства или политики правительства предоставляются в зависимости от  использования продукции местного (отечественного) производства вместо импортной продукции (при этом в данном случае субсидия признается специфичной даже, если нет других признаков). В данном случае для субсидий в отношении сельскохозяйственной продукции действуют специальные нормы соглашения по торговле сельскохозяйственной продукцией.

Субсидии, которые не попадают в перечисленные категории не считаются специфичными.

Цель Соглашения заключается не в том, чтобы незаконно ограничивать права правительства на выдачу субсидий, а в том, чтобы запретить или ограничить использование субсидий, которые могут иметь неблагоприятное воздействие на торговлю других стран. С этой целью субсидии делятся на запрещенные и разрешенные.

Запрещенные субсидии (красные субсидии)

экспортные субсидии, т. е. субсидии, которые зависят от показателя экспортной деятельности

субсидии, направленные на преимущественное использование местных товаров над импортируемыми.

В прошлом правило, запрещающее использование экспортных субсидий на промышленную продукцию, применялось только к развитым странам. Соглашение распространяет использование этого правила и на развивающиеся страны. Эти страны (за некоторым исключением) постепенно прекращали использование таких субсидий в течение восьмилетнего переходного периода, истекщего 1 января 2003 г. Они также имели пятилетний переходный период для того, чтобы устранить субсидии, которые связаны с предпочтительным использованием местной продукции над импортируемой. Этот период истек  1 января 2000 г.

ССКМ также  разделяет незапрещенные субсидии на 2 группы, дающие основания для применения мер и не дающие.

Разрешаемые, но наказуемые субсидии (желтые субсидии)

В широком смысле Соглашение использует концепцию специфичности для разделения субсидий на наказуемые и ненаказуемые. Субсидия является специфичной, если она ограничена:

—   предприятием или группой предприятий;

—   промышленным сектором или группой секторов;

—   определенным географическим регионом.

Все специфические субсидии, являются наказуемыми, если они оказывают «неблагоприятное воздействие на интересы членов». Такими неблагоприятными воздействиями могут быть:

—   серьезное ущемление интересов других стран;

—   ущерб промышленности в стране-импортере;

—   потеря преимуществ, полученных в результате согласованных тарифных уступок.

Серьезное ущемление интересов других стран возникает, когда субсидированный товар начинает вытеснять с внутреннего рынка субсидирующей страны, а при поставках на экспорт — и с рынков третьих стран аналогичные товары.

Субсидии ведут к устранению или уменьшению преимуществ, достигнутых в результате тарифных уступок, тогда, когда экспортирующая страна обнаруживает, что ее тарифные преимущества, согласованные в результате тарифных переговоров, стали меньше или исчезли в результате того, что доля поставляемого ею товара на рынке страны-импортера сократилась как следствие субсидирования последней собственного производства такого товара

Таким образом, в случае установления наличия неблагоприятных последствий от специфической субсидии Орган по разрешению споров ВТО может потребовать устранения или модификации соответствующей программы поддержки.

Материальный ущерб является основанием для взимания импортирующей страной компенсационных пошлин на субсидированный импорт, наносящий ущерб местной промышленности.

Когда наносится материальный ущерб местной промышленности, страна-импортер может вместо возбуждения процедуры разрешения споров  применить компенсационные пошлины на импортированную субсидированную продукцию. Такие пошлины могут быть введены только после того, как специальный орган установит, что субсидированный импорт действительно причиняет ущерб местной промышленности.

ССКМ содержит подробные правила по процедурам проведения расследования и подсчету размера субсидии и компенсационных пошлин. Так как правила по взиманию компенсационных пошлин и антидемпинговым мерам одинаковы и во многих странах расследования проводятся одними и теми же органами, они приводятся в разделе, посвященном применению антидемпинговых мер.

Соответствующий Рабочий орган ВТО

ССКМ учреждает Комитет по субсидиям и компенсационным мерам, состоящий из представителей от каждого члена. Комитет избирает своего председателя и проводит заседания не реже двух раз в год.

Соответствие права Союза нормам соглашения (понимается как соответствие положений Договора о ЕАЭС — принятие 29.05.14, опубликование 05.06.14, вступление в силу 01.01.15)

Протокол предлагает следующее определение субсидии:

финансовое содействие, осуществляемое субсидирующим органом, дающее получателю субсидии дополнительные преимущества и оказываемое в пределах территории экспортирующей третьей страны,

Данное определение сходно с определением, которое дано в статье 1 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам ВТО, которое выделяет три основных критерия отнесения меры к субсидии:

    — наличие финансового содействия;

    — преимущества для получателя;

    — оказываемое правительством или любым публичным органом.

В Протоколе дано более подробное определения субсидирующего органа, которое напрямую указывает, что к нему относятся и органы местного самоуправления экспортирующей третьей страны, а также действующее по поручению или уполномоченное государственным органом лица. При этом учтена практика толкования Соглашения ВТО и указано, что данное делегирование может быть как в соответствии с правовым актом, так и исходя из фактических обстоятельств.

Перечисленные в Протоколе формы финансового содействия аналогичны списку форм финансового содействия в Соглашении ВТО, однако специально  указывают, что к списанию налогов не относится освобождение экспортируемого товара от налогов или пошлин, взимаемых с аналогичного товара, предназначенного для внутреннего потребления, либо за исключением уменьшения или возврата таких налогов или пошлин в размерах, не превышающих фактически уплаченных сумм.

Также уточняется понятие общей инфраструктуры, как инфраструктуры не связанной с конкретным производителем и (или) экспортером;

Протокол устанавливает принципы отнесения субсидии экспортирующей третьей страны к специфической в соответствии с которыми к специфической относится субсидия доступ к которой есть только у определенных предприятий. Отдельно устанавливается подход к географической специфичности, который указывает, что субсидия так же должна быть отнесена к специфической, если к ее использованию допущены только предприятия, расположенные в определённом географическом регионе. Протокол, однако, в отличие от СССКМ не делает специального исключения для введения налогов на всех уровнях.

Протокол также устанавливает исключение из специфичности, и указывает, что субсидия не является специфической, если субсидирующий орган или законодательство экспортирующей страны устанавливает общие объективные критерии или условия, которые определяют безусловное право на получение субсидии и ее размер, и такие критерии или условия строго соблюдаются. Данные требования являются более общими и широкими по сравнению с правилами ВТО, в соответствии с которыми для того чтобы попасть под исключение требуется, чтобы подобные критерии были горизонтальными и экономическими по природе, четко оговорены в нормативном акте.

К специфическим субсидиям в соответствии с Протоколом, так же как и с Соглашением ВТО относятся экспортные субсидии и субсидии на импортозамещение. То есть, если субсидия в соответствии с законодательством экспортирующей стороны либо фактически в качестве единственного условия или одного из нескольких условий связана с экспортом товара, либо (2) субсидия в соответствии с ь законодательством экспортирующей страны либо фактически в качестве единственного условия или одного из нескольких условий связана с использованием товаров местного производства вместо импортных товаров, то такая субсидия признается специфической

Протокол также разделяет специфичность де-юре и де-факто, отмечает, что несмотря на видимость не специфичности, то ряд факторов может указывать на наличие фактической специфичности. Данный подход и набор факторов совпадают  с подходом статьи 2.1 (с) ССКМ, который, однако, в дополнение требует, чтобы помимо этих факторов следует учитывать степень диверсификации экономической деятельности в пределах юрисдикции субсидирующего органа, а также продолжительность времени, в течение которого действует данная программа субсидирования.

Соглашение в первоначальном виде содержало описание третьей категории субсидий – субсидии, не подлежащие применению мер. Эта категория (наряду с положением, устанавливающим презумпцию наличия серьезного ущемления интересов в отношении определенных специфических видов субсидий, подлежащих применению мер) существовала в течение пятилетнего периода истекшего 31 декабря 1999 года, и в соответствии со Статьей 31 Соглашения этот срок мог бы быть продлен по единогласному решению Комитета по субсидиям и компенсационным мерам ВТО. Однако такого решения принято не было. 

ВТО признает, что правительства могут предоставлять субсидии национальному производителю, преследуя различные торгово-политические цели. Система ВТО регулирует только те случаи субсидирования, которые искажают условия конкуренции в международной торговле. Основные принципы и подходы к данной проблеме были подробно разработаны в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам. Необходимо подчеркнуть, что положения данного соглашения относятся к промышленной продукции; порядок субсидирования сельскохозяйственной продукции прописан в Соглашении по сельскому хозяйству.

Соглашение разделяет промышленные субсидии, предоставляемые правительствами, на запрещенные и допустимые. Стало обычной практикой сравнивать категории субсидий по Соглашению с сигналами светофора. Запрещенные субсидии называют красными субсидиями; допустимые, но наказуемые субсидии, в тех случаях, когда субсидированный экспорт наносит ущерб – желтые; допустимые и ненаказуемые субсидии – зеленые.

К запрещенным субсидиям (так называемая, «красная корзина») относятся экспортные субсидии и субсидии, направленные на поощрение использования местных товаров по отношению к импортируемым. Приложение I  к Соглашению приводит примерный перечень экспортных субсидий. К таковым, например, относятся прямые экспортные субсидии; программы, допускающие удержание валюты, любо любая подобная практика, которая влечет за собой выплату премии при экспорте; внутренние транспортные и фрахтовые тарифы для экспортных отгрузок, устанавливаемые или взимаемые на более льготных условиях по сравнению с перевозками на внутреннем рынке. Так, например, в 2001 году Органом по разрешению споров ВТО было вынесено решение в соответствии с иском ЕС постановившее, что американское законодательство о налоговых льготах экспортерам представляет собой скрытую форму экспортных субсидий. ГАТТ-47 запрещало предоставление экспортных промышленных субсидий только развитым странам, после Уругвайского раунда данное положение действует и в отношении развивающихся стран, им предоставлен 8-летний переходный период для внесения изменения в практику субсидирования. В течение этого периода развивающиеся страны не имеют право увеличивать размер своих экспортных субсидий. Однако наименее развитые страны (страны, чей ВНП на душу населения менее 1000 ам. долл.) имеют право субсидировать экспорт.

Допустимые субсидии (так называемая «желтая корзина»), в свою очередь, принято разделять на две категории: «наказуемые» и «ненаказуемые».

К «наказуемым» субсидиям относятся те случаи субсидирования, когда импорт субсидируемых товаров приводит к негативному влиянию на торговлю в стране-импортере. Вследствие чего страна-импортер имеет право предпринять ответные меры с целью исправления положения. Такие ответные меры могут иметь форму компенсационных пошлин. Но необходимо доказать факт того, что субсидированный импорт наносит серьезный ущерб или прямо угрожает серьезным ущербом национальной промышленности. Кроме того, страна-импортер имеет право вынести вопрос на рассмотрение Органа по урегулированию торговых споров и добиться отмены или изменения системы субсидирования той страны, чей субсидируемый экспорт искажает торговлю.

Для разделения субсидий в рамках «желтой корзины» (когда применение субсидии допускается, но это может иметь негативный эффект) Соглашение использует критерий специфичности для разделения субсидий данного вида на наказуемые и ненаказуемые. Субсидия является специфичной, если она предоставлена:

  • предприятию или группе предприятий;

  • промышленному сектору или группе секторов;

  • определенному географическому региону.

Например, низкие внутренние цены на энергоносители – есть субсидия. Но предоставляется она всем российским предприятиям а, значит, не является специфической.

Допустимые и ненаказуемые субсидии («зеленая корзина») – субсидии, не дающие основание для разбирательства, то есть фактически разрешенные субсидии. К таким субсидиям относится финансирование научно-исследовательских работ и внедрение результатов; дотации регионам, находящимся в неблагоприятных условиях; средства, направляемые на охрану окружающей среды. Однако о программах субсидирования следует уведомлять Комитет по субсидиям и компенсационным мерам, учрежденный в соответствии с Соглашением. Кроме того, если допустимая субсидия влечет за собой «серьезные неблагоприятные последствия» для национальной отрасли производства какого-либо члена ВТО, причиняя ей «ущерб, который трудно устранить», то данный член ВТО может инициировать консультации в рамках Комитета. И Комитет вправе разрешить применить контрмеры пропорционально причиненному ущербу.

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам
(ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.)

Члены настоящим договариваются о следующем:

*(1) В соответствии с положениями статьи ХVI ГАТТ 1994 (примечание к статье ХVI) и положениями Приложений I — III настоящего Соглашения, освобождение экспортируемого товара от пошлин и налогов, взимаемых с аналогичного товара, предназначенного для внутреннего потребления, или уменьшение таких пошлин и налогов в размере, не превышающем фактически начисленной суммы, не рассматривается как субсидия.

*(2) В данном контексте объективные критерии и условия означают критерии, которые являются нейтральными, не создают преимуществ для некоторых предприятий по сравнению с другими, являются экономическими по характеру и горизонтальными по способу применения, как, например, число занятых или размер предприятий.

(3) В этом отношении должна, в частности, приниматься во внимание информация о частоте отказов или одобрений заявок на субсидирование и мотивы соответствующих решений.

*(4) Эта норма выполняется при наличии фактов, свидетельствующих о том, что предоставление субсидии, не будучи легально обусловлено результатами экспорта, в действительности связано с фактическим или ожидаемым экспортом или экспортной выручкой. Сам по себе факт, что субсидия предоставляется предприятию, занимающемуся экспортом, не может сам по себе служить основанием для того, чтобы считать ее экспортной субсидией в значении настоящего положения.

*(5) Меры, указанные в Приложении I как не являющиеся экспортными субсидиями, не запрещаются этим и другими положениями настоящего Соглашения.

*(6) Любой срок, указанный в настоящей статье, может быть продлен по взаимному согласию.

*(7) Как установлено в статье 24.

*(8) Если заседание ОРС не планируется в течение этого срока, то оно должно быть созвано для этой цели.

*(9) Это выражение не означает разрешения принимать несоразмерные ответные меры в свете того факта, что субсидии, рассматриваемые в этих положениях, являются запрещенными.

*(10) Это выражение не означает разрешения принимать несоразмерные ответные меры в свете того факта, что субсидии, рассматриваемые в этих положениях, являются запрещенными.

*(11) Выражение «ущерб для отечественной промышленности» применяется здесь в том же смысле, в каком оно используется в части V.

*(12) Выражение «аннулировать или сокращать» используется в настоящем Соглашении в том же смысле, что и в соответствующих положениях ГАТТ 1994, а сам факт «аннулирования или сокращения» устанавливается в соответствии с практикой применения этих положений.

*(13) Выражение «серьезно ущемлять интересы другого члена» используется в настоящем Соглашении в том же смысле, что и в пункте I статьи XVI ГАТТ 1994, и включает угрозу серьезного ущемления интересов.

*(14) Общая стоимость субсидирования должна рассчитываться в соответствии с положениями Приложения IV.

*(15) Поскольку предполагается принятие специальных многосторонних правил в отношении гражданской авиатехники, порог субсидирования, указанный в настоящем подпункте, к гражданской авиатехнике не применяется.

*(16) Члены признают, что в тех случаях, когда основанное на роялти финансирование программ гражданской авиатехники не возмещается полностью из-за снижения продаж ниже прогнозируемого уровня, то это само по себе не означает серьезного ущемления интересов в целях настоящего подпункта.

*(17) Если к торговле данными сырьевыми товарами не применяются другие, специфические правила, согласованные на многосторонней основе.

*(18) Тот факт, что некоторые обстоятельства, упоминаются в настоящем пункте, само по себе не предоставляет таким обстоятельствам никакого юридического статуса ни в рамках ГАТТ 1994, ни по настоящему Соглашению. Подобные обстоятельства не должны быть единичными, случайными или в каком-то ином отношении незначительными.

*(19) В случае, если просьба относится к субсидии, которая предположительно ведет к серьезному ущемлению интересов в смысле положений пункта 1 статьи 6, имеющиеся доказательства серьезного ущемления интересов могут ограничиваться лишь имеющимся доказательством соответствия или несоответствия условиям пункта 1 статьи 6.

*(20) Любые периоды времени, упомянутые в настоящей статье, могут быть продлены по взаимному согласию сторон.

*(21) Если заседание ОРС не запланировано в этот период, то такое заседание созывается для этой цели.

*(22) Если заседание ОРС не запланировано в этот период, то такое заседание созывается для этой цели.

*(23) Признается, что государственная помощь в различных целях широко предоставляется членами, и что сам по себе факт, что подобная помощь может не подпадать под определение субсидий, не дающих основания для принятия мер согласно положениям настоящей статьи, сам по себе не ограничивает возможность членов предоставлять такую помощь.

*(24) Поскольку предполагается, что гражданская авиатехника будет предметом специальных многосторонних правил, положения этого подпункта не применяются к этому товару.

*(25) Не позднее, чем через 18 месяцев с даты вступления в силу Соглашения о ВТО, Комитет по субсидиям и компенсационным мерам, предусмотренный статьей 24 (далее в настоящем Соглашении — «Комитет»), рассматривает действие положений подпункта 2(а) с целью внесения всех необходимых изменений, улучшающих их действие. При рассмотрении возможных изменений Комитет должен внимательно рассмотреть определения категорий, перечисленных в настоящем подпункте с учетом опыта членов в реализации исследовательских программ, а также работы, проводимой в этой области другими соответствующими международными учреждениями.

*(26) Положения настоящего Соглашения не применяются к фундаментальным научным исследованиям, независимо проводимым высшими учебными или научными учреждениями. Термин «фундаментальные исследования» означает расширение общих научных и технических знаний, не связанных с промышленными или коммерческими целями.

*(27) Допустимый уровень помощи, не дающий основания для принятия мер, упомянутый в данном подпункте, устанавливается по отношению к общей сумме соответствующих расходов, понесенных за период осуществления конкретного проекта.

*(28) Термин «промышленные исследования» означает запланированные исследования или важнейшие исследования, направленные на открытие новых знаний в расчете на то, что такие знания могут оказаться полезными в разработке новых товаров, процессов или услуг, а также для существенного улучшения существующих товаров, процессов или услуг.

*(29) Термин «разработки на доконкурентной стадии» означает перевод результатов промышленных исследований в план, чертеж или макет новых, модифицированных или улучшенных товаров, технологических процессов или услуг, предназначенных для продажи или использования, включая создание первого прототипа, непригодного для коммерческого использования. Он может также включать формулировку концепции и дизайн альтернативных товаров, способов или услуг, а также первоначальные демонстрационные либо пилотные проекты, при условии, что они не могут быть приспособлены или использованы для промышленного применения или коммерческой эксплуатации. Он не распространяется на текущие и периодические изменения в существующих товарах, производственных линиях, процессах обработки, услугах и других обычных операциях, даже если такие изменения приводят к улучшению.

*(30) В случае программ, объединяющих промышленные исследования и доконкурентные разработки, допустимый уровень помощи, не дающей основания для принятия мер, не должен быть выше обычной средней допустимых уровней для этих двух категорий, рассчитанной с учетом всех соответствующих расходов, указанных в (i)-(v) настоящего подпункта.

*(31) «Общие рамки регионального развития» означают, что региональные программы субсидирования являются частью внутренне последовательной и универсально применяемой политики регионального развития, и что субсидии на региональное развитие не предоставляются отдельным географическим пунктам, не оказывающим или практически не оказывающим влияния на развитие региона.

*(32) «Нейтральные и объективные критерии» означают критерии, которые не предоставляют определенным регионам льготы сверх того, что необходимо для устранения или сокращения различий между регионами в рамках политики регионального развития. В этом отношении региональные программы субсидирования должны включать максимальные суммы помощи, которые могут быть предоставлены по каждому субсидируемому проекту. Такие максимальные суммы должны быть дифференцированы в зависимости от уровня развития регионов, которым оказывается помощь, и выражены в виде расходов на инвестиции или расходов на создание рабочих мест. В пределах этих сумм помощь должна распределяться достаточно широко с тем, чтобы избежать преимущественного использования субсидий или предоставления непропорционально больших сумм определенным предприятиям, как это предусмотрено в статье 2.

*(33) Термин «существующие производственные мощности» означает производственные мощности, находящиеся в эксплуатации, по крайней мере, два года до введения новых требований по охране окружающей среды.

*(34) Признается, что ничто в этом положении об уведомлении не требует предоставления конфиденциальной информации, включая конфиденциальную деловую информацию.

*(35) Положения частей II и III могут применяться параллельно с положениями части V; однако в отношении последствий какой-либо конкретной субсидии на внутреннем рынке импортирующего члена возможна только одна форма защиты (либо компенсационная пошлина, если соблюдаются требования части V, либо ответная мера в по статьям 4 или 7). Положения частей III и V не применяются в отношении мер, которые рассматриваются как не дающие основания для принятия мер в соответствии с положениями части IV. Однако меры, указанные в пункте 1(а) статьи 8, могут стать объектом расследования с целью определения, являются ли они специфическими в смысле статьи 2. Кроме того, в случае субсидии, указанной в пункте 2 статьи 8, предоставляемой в рамках программы, уведомление о которой не было представлено в соответствии с пунктом 3 статьи 8, могут быть использованы положения частей III или V; однако такая субсидия не должна рассматриваться как дающая основания для принятия мер при условии, что она соответствует стандартам, перечисленным в пункте 2 статьи 8.

*(36) Термин «компенсационная пошлина» следует понимать как означающее специальную пошлину, взимаемую в целях нейтрализации субсидии, предоставленной прямо или косвенно на производство, обработку или экспорт любого товара, как это предусмотрено в пункте 3 статьи VI ГАТТ 1994.

*(37) Термин «начало» здесь и далее означает процедурные действия, которыми член официально открывает расследование, как это предусмотрено статьей 11.

*(38) В случае отраслей, насчитывающих исключительно большое число производителей, компетентные органы могут определять поддержку и несогласие, используя статистически обоснованные выборочные методы.

*(39) Членам известно, что на территории некоторых членов наемные рабочие отечественных производителей аналогичного товара, или их представители могут подавать или поддерживать заявление о расследовании, указанное в пункте 1.

*(40) Как правило, установленные для экспортеров сроки отсчитываются с даты получения вопросника, который в этих целях считается полученным в течение недели с даты его направления респонденту или соответствующим дипломатическим представителям экспортирующего члена, либо, в случае отдельной таможенной территории-члена ВТО, официальному представителю экспортирующей территории.

*(41) При этом понимается, что если число вовлеченных экспортеров особенно велико, полный текст заявления с предоставляется только властям экспортирующего члена или соответствующим торговым ассоциациям, которые затем должны направить копии заинтересованным экспортерам.

*(42) Членам известно, что на территории некоторых членов раскрытие может быть произведено только в соответствии с жестко ограниченным распоряжением о защите информации.

*(43) Члены согласны с тем, что просьбы о конфиденциальности не должны произвольно отклоняться. Члены также согласны в том, что органы расследования могут обратиться с просьбой об исключении из режима конфиденциальности только в отношении информации, относящейся к процедуре расследования.

*(44) В соответствии с положениями настоящего пункта особенно важно, чтобы никакое утвердительное определение, предварительное или окончательное, не делалось без предоставления разумных возможностей для консультаций. Такие консультации могут стать основой для процедур в соответствии с положениями частей II, III или Х.

*(45) В настоящем Соглашении термин «ущерб» воспринимается как означающий, если не определено иное, материальный ущерб отечественной промышленности, угрозу материального ущерба отечественной промышленности или материальное сдерживание в создании такой промышленности и должен толковаться в соответствии с положениями настоящей статьи.

*(46) В настоящем Соглашении термин «аналогичный товар» («подобный товар») трактуется как означающий товар, который является идентичным, т.е. подобным во всех отношениях рассматриваемому товару, или, в отсутствие такого товара, другой товар, который хотя и не является сходным во всех отношениях, имеет характеристики, близкие к тем, которыми обладает рассматриваемый товар.

*(47) Как это изложено в пунктах 2 и 4.

*(48) Для целей настоящего пункта производители рассматриваются как связанные с экспортерами или импортерами только в том случае, если (а) один из них прямо или косвенно контролирует другого; либо (b) оба они прямо или косвенно контролируются третьим лицом; либо (с) вместе они прямо или косвенно контролируют третье лицо, при условии, что имеются основания полагать или подозревать, что влияние подобной связи таково, что она может заставить соответствующего производителя действовать отлично от несвязанных производителей. Для целей настоящего пункта считается, что один контролирует другого, если первый, на основании закона или фактически, может влиять на второго, ограничивая или направляя его деятельность.

*(49) Слово «может» не должно толковаться как допускающее одновременное продолжение процедуры и выполнение обязательства, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 4.

*(50) Для целей настоящего пункта выражение «местные заинтересованные стороны» включает потребителей и промышленников, использующих импортные товары, в отношении которых ведется расследование.

*(51) В настоящем Соглашении термин «взимание» означает окончательное юридическое введение или взыскание пошлины или налога.

*(52) Когда сумма компенсационной пошлины взимается на ретроспективной основе, тот факт, что в результате последней оценки было решено не взимать пошлину, сам по себе не означает требования от компетентных органов прекратить взимание окончательной пошлины.

*(53) Если компетентные органы представляют информацию и объяснения в соответствии с положениями настоящей статьи в отдельном докладе, то они обеспечивают доступность такого доклада для публики.

*(54) Комитет учреждает Рабочую Группу для пересмотра содержания и формы вопросника, который приведен в BISD 9S/193-194.

*(55) Для развивающейся страны-члена, не предоставляющей экспортные субсидии на дату вступления в силу Соглашения о ВТО, настоящий пункт применяется исходя из уровня экспортных субсидий, предоставленных в 1986 г.

*(56) Настоящий пункт не имеет целью препятствовать мерам, принимаемым там, где это уместно, на основе других соответствующих положений ГАТТ 1994.

ВТО признает, что правительства могут предоставлять субсидии национальному производителю, преследуя различные торгово-политические цели. Система ВТО регулирует только те случаи субсидирования, которые искажают условия конкуренции в международной торговле. Основные принципы и подходы к данной проблеме были подробно разработаны в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам. Необходимо подчеркнуть, что положения данного соглашения относятся к промышленной продукции; порядок субсидирования сельскохозяйственной продукции прописан в Соглашении по сельскому хозяйству.

Соглашение разделяет промышленные субсидии, предоставляемые правительствами, на запрещенные и допустимые. Стало обычной практикой сравнивать категории субсидий по Соглашению с сигналами светофора. Запрещенные субсидии называют красными субсидиями; допустимые, но наказуемые субсидии, в тех случаях, когда субсидированный экспорт наносит ущерб – желтые; допустимые и ненаказуемые субсидии – зеленые.

К запрещенным субсидиям (так называемая, «красная корзина») относятся экспортные субсидии и субсидии, направленные на поощрение использования местных товаров по отношению к импортируемым. Приложение I  к Соглашению приводит примерный перечень экспортных субсидий. К таковым, например, относятся прямые экспортные субсидии; программы, допускающие удержание валюты, любо любая подобная практика, которая влечет за собой выплату премии при экспорте; внутренние транспортные и фрахтовые тарифы для экспортных отгрузок, устанавливаемые или взимаемые на более льготных условиях по сравнению с перевозками на внутреннем рынке. Так, например, в 2001 году Органом по разрешению споров ВТО было вынесено решение в соответствии с иском ЕС постановившее, что американское законодательство о налоговых льготах экспортерам представляет собой скрытую форму экспортных субсидий. ГАТТ-47 запрещало предоставление экспортных промышленных субсидий только развитым странам, после Уругвайского раунда данное положение действует и в отношении развивающихся стран, им предоставлен 8-летний переходный период для внесения изменения в практику субсидирования. В течение этого периода развивающиеся страны не имеют право увеличивать размер своих экспортных субсидий. Однако наименее развитые страны (страны, чей ВНП на душу населения менее 1000 ам. долл.) имеют право субсидировать экспорт.

Допустимые субсидии (так называемая «желтая корзина»), в свою очередь, принято разделять на две категории: «наказуемые» и «ненаказуемые».

К «наказуемым» субсидиям относятся те случаи субсидирования, когда импорт субсидируемых товаров приводит к негативному влиянию на торговлю в стране-импортере. Вследствие чего страна-импортер имеет право предпринять ответные меры с целью исправления положения. Такие ответные меры могут иметь форму компенсационных пошлин. Но необходимо доказать факт того, что субсидированный импорт наносит серьезный ущерб или прямо угрожает серьезным ущербом национальной промышленности. Кроме того, страна-импортер имеет право вынести вопрос на рассмотрение Органа по урегулированию торговых споров и добиться отмены или изменения системы субсидирования той страны, чей субсидируемый экспорт искажает торговлю.

Для разделения субсидий в рамках «желтой корзины» (когда применение субсидии допускается, но это может иметь негативный эффект) Соглашение использует критерий специфичности для разделения субсидий данного вида на наказуемые и ненаказуемые. Субсидия является специфичной, если она предоставлена:

  • предприятию или группе предприятий;

  • промышленному сектору или группе секторов;

  • определенному географическому региону.

Например, низкие внутренние цены на энергоносители – есть субсидия. Но предоставляется она всем российским предприятиям а, значит, не является специфической.

Допустимые и ненаказуемые субсидии («зеленая корзина») – субсидии, не дающие основание для разбирательства, то есть фактически разрешенные субсидии. К таким субсидиям относится финансирование научно-исследовательских работ и внедрение результатов; дотации регионам, находящимся в неблагоприятных условиях; средства, направляемые на охрану окружающей среды. Однако о программах субсидирования следует уведомлять Комитет по субсидиям и компенсационным мерам, учрежденный в соответствии с Соглашением. Кроме того, если допустимая субсидия влечет за собой «серьезные неблагоприятные последствия» для национальной отрасли производства какого-либо члена ВТО, причиняя ей «ущерб, который трудно устранить», то данный член ВТО может инициировать консультации в рамках Комитета. И Комитет вправе разрешить применить контрмеры пропорционально причиненному ущербу.

Субсидирование перевозки продукции АПК на экспорт с 2019 года может вырасти в 2-3 раза с 500 млн рублей в этом году, заявил глава Российского экспортного центра (РЭЦ) Андрей Слепнев на Восточном экономическом форуме.

«Мы планируем существенно нарастить объём субсидий. В этом году это 500 млн рублей, но со следующего года, правда, пока идут бюджетные дискуссии, но, совершенно очевидно, от двух до трех раз будем увеличивать объём поддержки, чтобы компенсировать логистические затраты российских аграриев», — сказал он.

А.Слепнев отметил, что это новый инструмент поддержки агроэкспорта, он отработан в рамках требований ВТО.

Программа субсидирования перевозок агропродукции наземным транспортом начала действовать с сентября 2017 года.

Вместе с тем участники дискуссии на форуме отмечали, что именно логистические проблемы являются одними из острых в программе развития экспорта российской агропродукции. «Для российских сельхозпроизводителей затраты, связанные с доставкой грузов, существенно выше, чем у стран-конкурентов. Например, тарифы на перевозку зерновых в портах РФ одни из самых высоких в мире, — заявил директор департамента информационной политики и спецпроектов Минсельхоза Дмитрий Краснов. — Инвестиции в инфраструктурные проекты ниже, чем у конкурентов. Мы вынуждены признать, что нынешнее состояние транспортной инфраструктуры является существенным сдерживающим фактором для развития экспорта».

Решение этой проблемы заложено, в частности, в одном из разделов нацпроекта «Развитие экспорта продукции АПК», сообщил на форуме замминистра сельского хозяйства Сергей Левин.

«Сейчас мы с РЭЦ финализируем этот проект, он должен в октябре пойти на утверждение руководителями страны, и с 1 января 2019 года начнём работать», — сказал замминистра.

С.Левин напомнил, что экспорт агропродукции к 2024 году планируется увеличить до $45 млрд. В 2017 году он составил $20,7 млрд.

Похожие статьи