Закон для васРазноеЕдиная субсидия сельское хозяйство включает

Единая субсидия сельское хозяйство включает

Нет времени читать? Сохрани

С введением западных санкций для сельскохозяйственного производства появились дополнительные стимулы.

Правительство поставило цель заполнить торговые точки российскими продуктами, и сегодня аграриям предлагаются солидные программы поддержки.

В чем их суть и как воспользоваться государственной помощью фермеру?

Цели данных программ

Таковы реалии аграрного сектора экономики: без поддержки фермеру, да и крупным представителям сложно добиваться серьезных и стабильных результатов. Поэтому на правительственном уровне проводятся системные финансовые вливания – субсидирование отрасли по всем направлениям.

Сюда можно отнести:

  • меры денежно-кредитной политики, когда проводится льготное кредитование и приоритетное инвестирование аграрных проектов. Существуют и специфические направления: страхование на льготных условиях сельскохозяйственных культур в зонах рискованного земледелия, элитного поголовья скота;
  • бюджетные дотации, которые представлены целевым ассигнованием из бюджета убыточной реализации продукции в условиях низкого урожая. Другой вариант – возмещение недополученного дохода производителем при сдерживании роста цен на социально значимые продукты;
  • бюджетная политика, выражающаяся в дополнительном финансировании сх отраслей. Такая поддержка характеризуется распределительным характером по принципу приоритета отрасли. Проводится субсидирование процентных ставок по кредитам на развитие АПК, возмещаются лизинговые платежи на производственное оборудование.
  • планирование – составление программ поддержки, разработка актуальных мер поддержки, прогнозы по развитию различных направлений. Такие меры нужны для грамотного распределения финансирования.

Законодательная база

Основным регулятором агропромышленной отрасли является ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Стратегия поддержки АПК России представлена Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования на 2013-2020 годы. Именно в ней собраны все государственные инициативы и планы на предстоящую семилетку. Документ включает подпрограммы по всем направлениям сельского хозяйства.

Изменения и дополнения в законодательную базу вносятся правительственными постановлениями и разъяснениями.

Приоритетные направления деятельности

Для эффективного развития аграрного сектора субсидии предназначаются по основным направлениям:

  • на мелиорацию сельхозугодий, рациональное использование площадей;
  • поддержку животноводства, мясо-молочного скотоводства;
  • организацию перерабатывающих предприятий и линий сбыта сельхозпродукции;
  • поддержку растениеводства;
  • содействие в создании/развитии небольших крестьянских и фермерских хозяйств;
  • внедрение инноваций, модернизация производственных циклов.

Большой ошибкой будет считать, что глобальные планы преследуют единственную цель по увеличению доли отечественных продуктов на рынке.

Ожидания от претворения задуманного масштабнее:

  • расширить сырьевой рынок;
  • увеличить зарплаты в отрасли;
  • создать новые рабочие места и сферы деятельности;
  • освоить заброшенные земли.

К 2020 году аграрная отрасль будет полностью обновлена и готова к самостоятельному поступательному развитию. Но все это только перспективы. Сейчас же отрасль переживает не лучшие времена.

По подсчетам аналитиков на полную замену импортной «мясо-молочки» потребуется 7 лет, для получения стабильно высоких урожаев растениеводческих культур нужно не менее 5 лет.  На модернизацию требуются колоссальные усилия и затраты, которые должны подкрепляться системной помощью от государства.

Виды, условия и порядок участия в программах

Применявшиеся в истекшем году субсидионные меры поддержки перекочевали в год наступивший. Отметим, что еще по осени 2016 года в правительстве заговорили о кардинальных изменениях в госфинансировании сельского хозяйства.

Но, как часто случается на заре реформ, новое только намечается, а старое продолжает применяться.

Расскажем об общих видах действующих субсидий:

  • Гранты на развитие КФХ. Предоставляются на конкурсной основе целевым назначением на приобретение сх угодий, разработку и подведение систем коммуникаций, строительство хозяйственных объектов. Грант предполагает строгую отчетность получателя о целевом использовании средств.
  • Кредитные средства на возмещение процентных затрат. Предоставляются исключительно для модернизации хозяйства.
  • Субсидирование лизинга, взятого для приобретения сельскохозяйственного оборудования и техники.
  • Компенсация расходов на возведение объектов крестьянского хозяйства семьи.
  • Единовременная субсидия. Предоставляется на обустройство фермерского хозяйства: приобретение или строительство жилья, покупку грузопассажирского транспорта, проведение коммуникаций.

Фермер может претендовать на все виды помощи, но только при соответствии требованиям отбора. Заявления рассматриваются конкурсными комиссиями.

Условия предоставления:

  1. Профессиональные качества претендента. Опыт работы фермера должен составлять от 10 лет. Преимущество у работников сх сферы с высшим образованием.
  2. Не менее 10 лет будущий фермер должен вести личное подсобное хозяйство.
  3. Необходимы рекомендательные письма от муниципалитетов или членство в кооперативах.
  4. На объект получения субсидий представляется бизнес-план.
  5. Если подается заявка на грант, потенциальный получатель обязан до 30% суммы гранта обеспечить собственными финансами или средствами производства. Зачтется поголовье скота, хозяйственные строения и другое имущество, применяемое в деятельности.
  6. Схемы сбыта продукции. Преимущество за претендентами уже действующих хозяйств с налаженными путями реализации произведенного. Подтверждается это контрактами с торговыми точками, закупочными линиями, другими документами.

При предоставлении субсидий, в особенности – грантов, учитывается социальная значимость проекта для региона. К примеру, создание фермером дополнительных рабочих мест, оборудование подъездных путей и т. д.

Подготовка документов

В общих случаях это:

  • заявление и анкета претендента;
  • копии паспорта и документа о профессиональном образовании;
  • свидетельство регистрации предпринимательства ФНС;
  • учредительные документы КФХ, сельхозпредприятия иной формы;
  • контракты с партнерами, торговыми сетями и т. д.;
  • письма-рекомендации представителей муниципальной власти.

В зависимости от вида помощи могут понадобиться и другие документы.

Программа «Начинающий фермер»

Начинать всегда сложно, поэтому в 2018 году государство по-прежнему поддерживает вновь создаваемые хозяйства.

Размер и условия участия

Формат финансирования – грант на развитие или единовременная субсидия на бытовое обустройство.

В первом случае заявитель претендует на 1,5 млн рублей, во втором – до 300 тысяч.

Грант расходуется на покупку посадочных материалов, удобрений, кормов, расширение поголовья скота и птицы, земельных наделов и для других нужд с/х деятельности. Субсидия помогает начинающему предпринимателю создать достойные условия жизни.

Как оформить

Чтобы получить грантовую поддержку, нужно обратиться в Минсельхоз своего региона, собрать документы и защитить свой бизнес-проект.

Пугаться не стоит: публичные слушания устраивать не будут. Под защитой понимается экспертная оценка бизнеса заявителя и его деловых качеств на основе предоставленного пакета.

Решение принимается за 15 дней после сдачи анкеты.

«Семейная животноводческая ферма»

Данная программа направлена на развитие социальной структуры села, увеличение поголовья скота, поддержку семейного аграрного бизнеса.

Семейным фермерское хозяйство считается, если все задействованные работники являются родственниками (не обязательно близкими).

Форма субсидии – грантовое финансирование.

Размер перечисления и условия предоставления

Под действие программы попадают фермеры, занятые разведением молочно-мясного скота.

Требования к претендентам:

  • численность работников – не менее трех человек;
  • перед подачей заявки ферма должна отработать год;
  • семья не получала ранее грантовую поддержку для малого/среднего бизнеса, создание и развитие крестьянских хозяйств.

Анкета участника конкурса направляется в сельскохозяйственное ведомство субъекта регистрации фермы.

Максимальный размер гранта равнозначен 60-процентным расходам хозяйства, отраженным в бизнес-плане и плане затрат. Максимум в денежном эквиваленте установлен для всех регионов страны – 10 млн рублей. Ферма должна подтвердить наличие 40% собственного обеспечения от суммы гранта. Не запрещается использовать кредит.

Распределение федеральных субсидий осуществляется регионами, которые получают транши из госбюджета. Кроме того, местные власти вправе предоставлять поддержку сельхозпроизводителям из местного бюджета.

Старая помощь по-новому принципу

В 2018 году на развитие агропромышленной отрасли правительство выделяет более 242 млрд рублей.

Распределяться деньги будут по иной схеме.

Если раньше транши направлялись под конкретные программы, то в 2018 году в субъект переводится полная сумма на развитие сх. Здесь страховые преференции, субсидирование кредитов, фермерских и крестьянских форм хозяйств, садоводства и племенного животноводства. Словом, всех представленных в конкретном субъекте направлений АПК.

Схема получила название «единой региональной субсидии».

Предоставление кредитов

С 01.01.17 запущена программа льготного кредитования субъектов хозяйствования системы АПК. Займы на модернизацию и развитие хозяйств банки будут оформлять под 5% годовых.

В этой связи меняется адресат процентного субсидирования: теперь это кредитные учреждения. Государство возместит 100% ключевой ставки банкам, выдающим займы сельхозпроизводителям на льготных условиях.

Новые условия удобны, прежде всего, фермерам. Теперь не придется отвлекать существенные суммы из оборота для уплаты процентов, которые затем государство возмещало кредитополучателю через субсидию.

Банки для участия в программе утверждает Минсельхоз. Критерий – наличие собственных кредитных продуктов на привлекательных условиях для аграриев.

Требования к заемщикам вполне лояльны:

  • отсутствие действующих просрочек у претендента по другим кредитам;
  • стабильность в развитии хозяйства;
  • доходы, позволяющие производить текущие платежи.

Банк откажет однозначно фермерам, находящимся в банкротстве или реорганизации.

Существующие проблемы

Настораживает фактически полная передача распределения субсидирования в регионы. Ничего хорошего аграрному предпринимательству и производству в целом это не принесет.

Но главная проблема поддержки российских аграриев – это нестабильное финансирование. По сообщению Минфина, объем помощи сократится в 2017 году в 1,4 раза меньше, чем закладывалось изначально в паспорт Программы на 2013-2020 годы. Без должного финансового обеспечения громкие намерения Правительства по реформированию АПК скатятся до уровня прожектерства.

О государственной поддержке аграриям Карачаево-Черкесской республики рассказано в следующем видеосюжете:

Приостановка заявок на субсидирование «капексов», планируемое уменьшение объемов финансирования АПК Минфином и консолидация субсидий (так называемая «единая субсидия»): опрос показал, что далеко не все участники рынка в курсе событий, происходящих по направлению государственной поддержки сельского хозяйства, пишет The DairyNews.

МИНУС 10 МЛРД

Развитие агропромышленного комплекса в целом, и молочного животноводства в частности в России тесно связано с объемами федеральных средств государственной поддержки. Зачастую, при формировании бизнес-планов новых производственных объектов, инвесторы закладывают предполагаемые к получению субсидии. Насколько это правильно? Аналитики не сходятся во мнении. В настоящее время проектом бюджета, представленным Минфином, предусмотрено сокращение финансирования АПК, начиная с 2017 года.

В 2017 г. на целевую программу по развитию сельских территорий выделено 15,4 млрд рублей, на развитие мелиорации — 8,7 млрд рублей. Субсидирование процентных ставок по инвесткредитам предусмотрено в размере чуть менее 59 млрд рублей, краткосрочных кредитов — 5,1 млрд рублей, на компенсацию затрат на строительство и модернизацию объектов АПК — 11,5 млрд рублей.

Ранее вице-премьер Аркадий Дворкович подчеркнул, что Правительство не намерено увеличивать объемы субсидирования сельского хозяйства в будущем году (предполагалось, что они останутся на уровне 2016 года). При этом Минсельхоз заявил, что для компенсации части капитальных затрат («капексы») ведомству в 2017 году необходимо дополнительно 40 млрд рублей. Учитывая предложение Минфина, понадобятся все 50 млрд.

Для информации, в 2012 году, когда Россия вступила в ВТО, в рамках «янтарной корзины» страна приняла обязательства о связывании агрегированных мер поддержки АПК на уровне 4,4 млрд долл., что соответствует базовому периоду 2006—2008 гг. Однако сразу после присоединения России к ВТО разрешенный уровень поддержки составлял 9 млрд долларов США, и должен был постепенно сокращаться до связанного уровня 4,4 млрд долларов США к 2017 году. Такой нестандартный подход к обязательствам по поддержке был увязан членами ВТО с предоставлением Россией гарантий сохранения в течение переходного периода сложившегося соотношения различных видов поддержки. С учетом курсовых колебаний, 4,4 млрд долларов США на сегодняшний день – более 270 млрд рублей.

Существующий текст Госпрограммы развития АПК до 2020 года требует существенных корректировок как по объемам финансирования, с учетом ситуации в экономике, так и по расширению информации о формах поддержки сельхозтоваропроизводителей. Чем активно и занимается Минсельхоз, формируя господдержку под текущие условия рынка.

Между тем, участники отрасли сегодня негативно оценивают возможное сокращение объемов финансирования АПК. «Бюджет на этот год определил правила, по которым бизнес дал старт проектам. Сейчас, когда проекты на полном ходу, эти правила планируется изменить. Это решение усилит долговую нагрузку на бизнес, отодвинет реализацию проектов на неопределенный срок вплоть до их замораживания. Такими маневрами поставленных президентом задач по АПК нам не достичь. Все предложения по изменению бюджета на АПК-цели необходимо рассматривать в контексте следующего планового периода», — прокомментировал член аграрного комитета ГД РФ Аркадий Пономарев.

СУБСИДИИ, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ

Притчей во языцех становится анонсированная Минсельхозом «единая субсидия», подразумевающая объединение десятков направлений господдержки в одно. Правда, далеко не все участники рынка, а иногда и региональные органы АПК, понимают, что из этого выйдет.

«Ведомство предлагает объединить предоставляемые регионам субсидии на поддержку сельхозпроизводителей по ряду направлений в единую субсидию, которую региональные власти смогут перераспределять исходя из приоритетов регионов с учетом целевых показателей», — пояснил замминистра сельского хозяйства РФ Игорь Кузин.

На текущий момент Минсельхозом во исполнение поручения Президента был разработан проект Правил предоставления и распределения субсидий ‎из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ ‎на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса. Проект документа находится в открытом доступе. Им предусмотрена консолидация (укрупнение) мер государственной поддержки. Кроме того, документ предусматривает согласование региональных программ с Минсельхозом.

Новые правила для большинства игроков рынка не ясны, а некоторые вовсе отказываются их обсуждать, мотивируя тем, что «проект еще не принят, а там будет видно».

«Федеральное субсидирование на данный момент распределяется по 60 направлениям. Для молочной отрасли — это большой плюс: есть 6 строк именно для нашей индустрии. Мы четко понимаем, сколько денег ежегодно выделяется по направлению «инвестиционные кредиты», сколько — по «капексам», сколько по коротким кредитам, сколько по племенному животноводству. У нас есть конкретная строка и цифра, которые привязаны к коду бюджетной классификации», — отметил в комментарии The DairyNews исполнительный директор Союзмолоко Артем Белов. По словам эксперта, объединение строк может привести к крайне нежелательным последствиям, потому что процесс распределения господдержки будет абсолютно непрозрачным. «Более того, объединение строк может привести к снижению роли Минсельхоза при определении приоритетов в развитии отрасли. Фактически будет строчка «на поддержание доходности отраслей сельского хозяйства», в которой будет заложено N-ое количество механизмов поддержки. Затем единая субсидия будет направляться в регионы, но по каким принципам она будет распределяться далее, пока непонятно», — заявил Артем Белов.

Рассмотрим предлагаемые Минсельхозом правила распределения субсидий АПК детальнее.

Документ, ознакомиться с которым можно ЗДЕСЬ, предоставляет соответствующие формулы расчета субсидий.

Объем субсидий регионам утверждается исходя из необходимости достижения установленных соглашением между органом АПК региона и федеральным Минсельхозом значений показателей результативности использования субсидии.

Распределение «единой» субсидии между субъектами РФ планируется осуществлять, исходя из суммы долей конкретного субъекта в четырех направлениях государственной поддержки:

А) валовом объеме продукции растениеводства, животноводства, пищевой и перерабатывающей промышленности и остатке ссудной задолженности по краткосрочным кредитам,

Б) в поголовье сельскохозяйственных животных,

В) в площадях под сельскохозяйственными культурами,

Г) в количестве и объеме производства продукции КФХ, ИП и СПоК и остатке ссудной задолженности по кредитам, взятым малыми формами хозяйствования.

Как пояснили в Минсельхозе, консолидация коснется субсидий на компенсацию процентной ставки по краткосрочным кредитам (в т.ч. молочникам), возмещение части затрат по наращиванию поголовья овец и коз, северных оленей, маралов и мясных табунных лошадей, поддержку племенного животноводства и производство тонкорунной и полутонкорунной шерсти, на закладку и уход за виноградниками, а также поддержку начинающих фермеров, развитие семейных животноводческих ферм и грантовую поддержку сельхозкооперативов.

С учетом «единой субсидии» в Госпрограмме развития АПК будут сформулированы следующие основные подпрограммы:

— «Развитие подотраслей сельского хозяйства»

— «Обеспечение общих условий функционирования сельскохозяйственной отрасли»

— «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие»

— «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе»

— «Развитие финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса»

— «Обеспечение реализации Государственной программы»

— «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»

— «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 — 2020 годы».

«В целом ситуация для отрасли скорее будет развиваться по негативному сценарию, — подчеркнул Артем Белов. — Союзмолоко уже обратился с просьбой оставить для отрасли как минимум отдельную специализированную субсидию. Чего нам удалось добиться? Субсидия на литр молока — ключевая субсидия в поддержании доходности индустрии, — останется. Задача максимум — сохранить единую строку в целом по молочной отрасли, чтобы молочники могли решать, куда деньги распределяются: на «капексы», на инвесткредиты, на короткие кредиты и так далее. Это очень важная приоритетная задача».

Министр сельского хозяйства Калужской области Леонид Громов отмечает, что «единая субсидия» даст возможность более эффективно использовать выделенные средства.

«Для нашего региона основные приоритеты — это прежде всего, молочное и мясное скотоводство, а также строительство тепличных комплексов. Они будут сохранены. Что касается, региональной поддержки, то у нас есть программа «Сто роботизированных ферм». Мы построили уже 32 фермы, и это дало новый импульс развитию молочного скотоводства, прежде всего, в фермерских хозяйствах. Мы поддерживаем эту программу уже два года и планируем продолжать. Самая крупная ферма, построенная по этой программе – на 1700 голов. Есть и маленькие хозяйства – на 70 голов. Субъекты малого бизнеса, реализующие проекты по созданию роботизированных ферм, получили порядка 15 миллионов рублей государственной поддержки на одно хозяйство», — отметил Леонид Громов.

ВАШИ 5%

Между тем, как стало известно, Минсельхоз приостановил рассмотрение заявок на «капексы». В общей сложности ведомство уже получило 120 заявок общей стоимостью 50,5 млрд руб., большая часть (97 заявок на 30,04 млрд руб.) пришлась на проекты в молочной отрасли. Расчетный объем субсидий по всем проектам — около 9 млрд руб. В пресс-службе Минсельхоза сообщили, что в этом году министерство намерено объявить отбор заявок в проектах тепличных комплексов и овощехранилищ, впрочем, только «при наличии средств федерального бюджета». Ориентировочный срок — ноябрь-декабрь 2016 года. По мнению аналитиков, в текущих макроэкономических условиях инвесторы должны были учитывать возможность задержки предоставления субсидирования.

«Люди, которые подают заявки, несправедливо надеются на эти субсидии, на выплаты кредитных займов за счет государства. Я считаю, что ни банкир, ни инвестор не учитывает и не должен учитывать субсидии государства. Потому что эти субсидии всегда под большим вопросом. Также встает вопрос, как люди могли без заключения итоговой комиссии включить эти субсидии в свои бизнес-планы и рассчитывать только на это! Думаю, что люди, которые высказывают комментарии на эту тему, несколько преувеличивают. Только по результатам отбора комиссией можно закладывать эти средства в инвестиционные проекты», — прокомментировал член Общественной палаты РФ Александр Хамидуллин.

Между тем еще одно направление активной работы Минсельхоза – льготное кредитование ожидают изменения с 2017 года. Минсельхоз предлагает внедрить обновленный механизм, при котором процентная ставка для сельскохозяйственного товаропроизводителя изначально составит не более 5% годовых. Механизм предусматривает, что сама субсидия в размере ключевой ставки будет перечисляться напрямую уполномоченным банкам на возмещение недополученных ими доходов. В ведомстве считают, что это позволит сельхозпроизводителю не отвлекать собственные оборотные средства.

Автор: KVEDOMOSTI.RU

Источник новости

Единые субсидии: кто против?

   Со следующего года Минсельхоз РФ планирует сократить количество субсидий сельхозпроизводителям: вместо 54 видов субсидий их будет всего семь, кроме того, между хозяйствам их будут распределять сами регионы.

   В частности, появится так называемая «единая субсидия», в которую предлагается включить около 30 направлений: элитное семеноводство и племенное животноводство, возмещение процентной ставки кредитов по растениеводству и животноводству, возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз, мясных лошадей, на содержание маточного поголовья КРС мясных пород, а также почти все субсидии по молочному животноводству, кроме субсидии на килограмм молока и компенсации прямых затрат на строительство молочных ферм – эти два направления останутся отдельными. Также в «единую субсидию» вольётся господдержка агрострахования и поддержка малых форм хозяйствования – «начинающие фермеры», «развитие семейных животноводческих ферм» и т.д..

   Отдельным направлением останется несвязанная погектарная субсидия, к которой присоединят ещё господдержку на семенной картофель и овощи открытого грунта. Также отдельная субсидия будет на техническое перевооружение. Кроме того, прорабатываются также предложения по консолидации поддержки инвестиционного кредитования АПК.

   Как прокомментировал агентству Milknews директор департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза Харон АМЕРХАНОВ: «Сидя в кабинетах федерального уровня, не всегда получается эффективно распределять субсидии. А вот руководство регионов лучше должно знать, куда сколько средств направить». По словам чиновника, сейчас, чтобы «перекинуть» деньги с одного направления на другое, должна состояться большая долгая бюрократическая процедура, вплоть до изменений в федеральный бюджет. С сокращением количества субсидий регионы будут гораздо быстрее и эффективнее осваивать бюджетные средства.

   Амерханов уточнил, что окончательно вопрос о введении нового принципа распределения субсидий будет решаться в ноябре-декабре этого года.

Тем временем многие аграрии уже выступили против такого объединения. Например, «Союзмолоко» написал обращение с просьбой не консолидировать субсидии для молочной отрасли. Национальный союз агростраховщиков также выступил против включения сельхозстрахования с господдержкой в единую субсидию. Овощеводы со своей стороны предложили сохранить принцип приоритетности поддержки отраслей сельского хозяйства.

   А руководство АККОР, всероссийской фермерской ассоциации, разработало свой вариант семи видов поддержки:

1) Несвязанная поддержка на га;

2) Поддержка на литр молока или на голову скота;

3) Поддержка инвестиционной привлекательности отрасли (субсидии на возмещение прямых затрат и на возмещение процентной ставки по инвесткредитам);

4) Устойчивое развитие сельских территорий;

5) Развитие отдельных подотраслей сельского хозяйства;

6) Мелиорация;

7) Поддержка малых форм хозяйствования.

   Василий ПРОНЬКИН, заместитель председателя правительства Новосибирской области, министр сельского хозяйства НСО: «Я – за!»

   – У нас существует более сорока наименований субсидий, их оформление связано с бумажной волокитой, прежде всего, для самих получателей этих самых субсидий. Причём в ряде случаев из-за сбора документов получение господдержки просто теряет смысл: крестьянину проще махнуть рукой, чем получать необходимые справки. Поэтому я за то, чтобы сократить номенклатуру субсидий, – прежде всего, это упростит саму процедуру оформления документов.

   Кроме того, я за то, чтобы появились также чёткие правила предоставления субсидий, основным критерием которых станет работа сельхозпредприятия с прибылью, с учётом специфики каждого региона, его природно-климатических условий. Ведь нельзя равнять Новосибирскую область с Краснодарским краем. Сейчас Минсельхоз РФ ведёт работу над разработкой поправочных коэффициентов, и эту идею я тоже поддерживаю.

Наталия ВОРОНИНСКАЯ

Похожие статьи