Что такое аккордная субсидия?

ременные так, чтобы получить в точности то же самое бюджетное множество.

Таким образом, бюджетная линия

Рх + Рг*1 = т

есть в точности та же бюджетная линия, что и

Рг Р2

или

^+^-1,

m m

так как первая бюджетная линия получена делением всех членов уравнения

на Р2, а вторая — делением всех членов уравнения на т. В первом случае мы

приравняли Р2 к 1, а во втором — приравняли т к 1. Приравнивание цены

одного из товаров или дохода к 1 и соответствующее изменение второй цены

и дохода совершенно не изменяют бюджетного множества.

Когда мы приравниваем к 1 одну из цен, как это сделано выше, мы назы-

ваем эту цену ценой-измерителем. Цена-измеритель — это цена, относительно

которой мы измеряем: цену другого товара и доход. Иногда бывает удобно

42_________________________________________Глава 2

считать один из товаров товаром-измерителем, поскольку тем самым измене-

ние одной из цен исключается из рассмотрения.

2.6. Налоги, субсидии и рационирование

В экономической политике часто используются инструменты, оказывающие

воздействие на бюджетное ограничение потребителя, скажем, налоги. На-

пример, если правительство вводит налог на объем покупок, это означает, что

потребитель должен платить правительству определенную сумму с каждой

покупаемой им единицы товара. В США, например, потребители платят в

виде федерального налога на бензин около 15 центов за галлон.

Как влияет налог на объем покупок на бюджетную линию потребителя? С

точки зрения потребителя, налог — это то же самое, что и повышение цены.

Следовательно, налог в t долларов на единицу товара 1 просто изменяет цену

товара 1 с р на р + t. Как мы видели выше, это означает, что бюджетная ли-

ния должна стать круче.

Другой вид налога — налог на стоимость. Названием подразумевается, что

им облагается стоимость — цена товара, а не купленное количество товара.

Налог на стоимость обычно выражается в процентах. В большинстве штатов

США действуют налоги с» оборота. Если налог с оборота составляет 6%, то

товар, оцениваемый в 1$, фактически продается за 1,06$. ( Налоги на стои-

мость называют также налогами ad valorem).

Если товар 1 имеет цену р, но облагается налогом с оборота по ставке т,

то фактически для потребителя цена равна (1 + -i)p. Потребитель должен за-

платить р поставщику и т,р правительству за каждую единицу товара, так что

общая стоимость товара для потребителя составит (1 + i)p.

Субсидия — противоположность налога. В случае субсидии на объем поку-

пок правительство дает потребителю сумму, размер которой зависит от куп-

ленного количества товара. Если бы, например, потребление молока субси-

дировалось, правительство выплачивало бы каждому потребителю молока не-

которую сумму, зависящую от количества молока, покупаемого этим потре-

бителем. Если бы субсидия составляла s долларов на единицу потребления

товара 1, то, с точки зрения потребителя, цена товара 1 равнялась бы р — s.

Это привело бы к тому, что бюджетная линия стала бы более пологой.

Аналогично, субсидия на стоимость (или долевая субсидия — прим. науч.

ред.) есть субсидия, основанная на цене субсидируемого товара. Если прави-

тельство возвращает вам 1$ из каждых 2$, которые вы жертвуете на цели

благотворительности, то ваши пожертвования на цели благотворительности

субсидируются по ставке в 50%. Вообще, если цена товара 1 равна р и товар

1 субсидируется в форме долевой субсидии по ставке а, то фактическая цена

товара 1 для потребителя равна (1 — а)р.

Как видим, воздействие налогов и субсидий на цены совершенно одина-

ково, за исключением алгебраического знака: налог повышает цену для по-

требителя, а субсидия понижает ее.

БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ 43

Другой вид налога или субсидии, который может использоваться прави-

тельством, — аккордный налог или аккордная (недолевая) субсидия. В случае

налога это означает, что правительство отбирает некую сумму денег, не зави-

сящую от поведения индивида. Следовательно, введение аккордного налога

означает, что бюджетная линия потребителя сдвинется внутрь, поскольку его

денежный доход был сокращен. Аналогично, аккордная субсидия означает

сдвиг бюджетной линии наружу. Налоги на объем покупок и налоги на стои-

мость в разной степени увеличивают крутизну бюджетной линии в зависимо-

сти от того, какой товар ими облагается, аккордный же налог всегда сдвигает

бюджетную линию внутрь.

Иногда правительства вводят также нормирующие (рационирующие) огра-

ничения. Это означает, что устанавливается некий уровень потребления ка-

кого-то товара, превышение которого запрещено. Например, во время Вто-

рой мировой войны правительство США нормировало потребление некото-

рых видов продуктов питания, таких, как масло и мясо.

Допустим, например, что вследствие нормирования товара 1 данный по-

требитель не может потреблять его в количестве большем, чем х . Тогда

бюджетное множество для данного потребителя примет вид, изображенный

на рис.2.4: оно будет представлять собой прежнее бюджетное множество, но с

«отсеченным» куском. Этот «отсеченный» кусок состоит из всех наборов, ко-

торые ДОСТУПНЫ, НО у КОТОРЫХ X] > X .

Бюджетная линия

Бюджетное множество при нормировании потребления. Если потребление то- Рис.

вара 1 нормируется, то часть бюджетного множества, выходящая за рамки ко- 2.4

личества, установленного нормированием, отсекается.

Глава 2

Иногда налоги, субсидии и нормирование потребления применяются со-

вместно. Например, можно рассмотреть ситуацию, в которой потребитель мог

бы потреблять товар 1 по цене pl до какого-то уровня Зс,, а затем должен был

бы платить налог t на весь объем потребления, превышающий Зс,. Бюджетное

ограничение для такого потребителя изображено на рис.2.5. Здесь наклон бюд-

жетной линии составляет —p/pi слева от Зс, и — (р + t)/p2 справа от Зс,.

ПРИМЕР: Программа продовольственных талонов

С момента принятия Закона 1964 г. о введении продовольственных талонов

федеральное правительство предоставляло субсидию на питание для бедных

слоев населения. Детали этой программы несколько раз корректировались.

Здесь мы опишем экономические последствия одной из этих корректировок.

Бюджетная линия

Щюджетное

Наклон = — (pl+t)/p1

множество

Обложение налогом потребления, превышающего 3с,. В рамках данного бюд-

жетного множества потребитель должен платить налог лишь на потребление

товара 1, превышающее величину Зс,, так что бюджетная линия справа от Зс,

становится круче.

До 1979 г. домохозяйствам, соответствовавшим определенным установ-

ленным требованиям, разрешалось покупать продовольственные талоны, ко-

торые затем можно было использовать для покупки продовольствия в опреде-

ленных магазинах. В январе 1975 г., например, семья из четырех человек

благодаря участию в программе могла получить в форме продовольственных

талонов максимальное ежемесячное пособие из бюджета в размере 153$.

БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ 45

Цена этих талонов для домохозяйства зависела от его дохода. Семья из че-

тырех человек со скорректированным ежемесячным доходом в размере 300$

платила за полное месячное пособие в форме продовольственных талонов

83$. Если бы месячный доход семьи из четырех человек составлял 100$, пол-

ное месячное пособие из бюджета в форме продовольственных талонов

обошлось бы ей в 25$ *.

До 1979г. Программа продовольственных талонов представляла собой до-

левую субсидию на продовольствие. Ставка, по которой субсидировалось

продовольствие, зависела от дохода домохозяйства. Семья из четырех чело-

век, которой пособие обходилось в 83$, платила 1$, получая при этом продо-

вольствия на 1,84$ (1,84 равняется 153, деленным на 83). Аналогично, домо-

хозяйство, выплачивавшее 25$, платило 1$, получая при этом продовольствия

на 6,12$ (6,12 равняется 153, деленным на 25).

Воздействие Программы продовольственных талонов на бюджетное мно-

жество домохозяйства изображено на рис.2.бА. Здесь сумма денег, затрачен-

ная на продовольствие, отложена по горизонтальной оси, а расходы на все

другие товары — по вертикальной. Поскольку каждый товар измеряется в

деньгах, затраченных на него, «цена» каждого товара автоматически оказыва-

ется равной 1, и бюджетная линия поэтому имеет наклон, равный — 1.

ДРУГИЕ ДРУГИЕ

Бюджетная линия

ТОВАРЫ ТОВАРЫ

Бюджетная линия с введением

с введением продовольственных

продовольственных

талонов Бюджетная линия без

талонов

продовольственных

Бюджетная линия без .талонов

продовольственных

.талонов

ПРОДОВОЛЬСТВИЕ

ПРОДОВОЛЬСТВИЕ $200

$153

В

А

Продовольственные талоны. Воздействие Программы продовольственных Рис.

талонов на бюджетную линию: А — воздействие Программы до 1979г., В — 2.6

после Т 979 г.

Эти данные взяты из: Kenneth Clarkson Food Stamps and Nutrition, American Enterprise Institute,

1975.

46________________________________________Глава 2

Если домохозяйству разрешается купить продовольственных талонов на

сумму в 153$ за 25$, это составляет субсидию на покупку продовольствия в

размере примерно 84% (1 — 25/153), так что наклон бюджетной линии бу-

дет равен примерно —0,16 (25/153) до тех пор, пока домохозяйство не ист-

ратит на продовольствие 153$. Каждый доллар, затрачиваемый домохозяй-

ством на продовольствие вплоть до суммы в 153$, сокращает потребление

других товаров примерно на 16 центов. После того как домохозяйство ист-

ратит на продовольствие 153$, его бюджетная линия снова будет иметь на-

клон, равный —1.

Это воздействие ведет к появлению «излома», изображенного на рис.2.6.

Домохозяйство с более высоким доходом должно было платить больше за

свое пособие в форме продовольственных талонов. Следовательно, бюджет-

ная линия становилась бы круче по мере роста дохода домохозяйства.

В 1979 г. в Программу продовольственных талонов были внесены измене-

ния. Отныне вместо того, чтобы требовать от домохозяйств покупки продо-

вольственных талонов, их просто раздают соответствующим домохозяйствам.

На рис.2.6 В показано, как это влияет на бюджетное множество.

Предположим, что домохозяйство получает субсидию продовольственны-

ми талонами на 200$ в месяц. Это означает, что теперь домохозяйство может

потребить в месяц продовольствия больше на сумму в 200$ независимо от

того, сколько денег оно расходует на другие товары, что подразумевает сдвиг

бюджетной линии вправо на 200$. Наклон бюджетной линии не изменится:

если истратить на продовольствие на 1$ меньше, можно истратить на 1$

больше на все другие товары. Но поскольку домохозяйство не может на за-

конных основаниях продавать продовольственные талоны, максимальная

сумма, которую оно может истратить на другие товары, не меняется. Про-

грамма продовольственных талонов фактически является аккордной субсиди-

ей, за исключением того обстоятельства, что продовольственные талоны не

могут быть проданы.

2.7. Изменения бюджетной линии

В следующей главе мы исследуем, каким образом потребитель выбирает оп-

тимальный потребительский набор из своего бюджетного множества. Однако

уже сейчас можно сделать некоторые замечания, вытекающие из того, что мы

узнали об изменениях бюджетной линии.

Во-первых, можно отметить, что поскольку при умножении всех цен и

дохода на положительное число бюджетный набор не изменяется, оптималь-

ный набор, выбираемый потребителем из бюджетного множества, также не

может измениться. Еще не приступив к исследованию собственно процесса

выбора, мы пришли к важному заключению: совершенно сбалансированная

инфляция — та, при которой все цены и доход растут одинаковым темпом —

не изменяет ничьего бюджетного множества и, следовательно, не может из-

менить чей-либо оптимальный выбор.

БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ____________________________47

Во-вторых, можно сделать некоторые утверждения в отношении уровня

благосостояния потребителя при различных ценах и доходах. Допустим, что

доход потребителя растет, а все цены остаются неизменными. Нам известно,

что это означает параллельный сдвиг бюджетной линии наружу. Следова-

тельно, любой набор, потреблявшийся потребителем при более низком уров-

не дохода, может также быть выбран при более высоком доходе. Но тогда при

более высоком доходе благосостояние потребителя должно быть по крайней

мере не ниже, чем при более низком доходе, поскольку доступными объекта-

ми выбора потребителя теперь являются те же самые наборы, что и раньше,

плюс какие-то еще. Аналогично если цена на один из товаров снижается, а

все другие цены остаются прежними, благосостояние потребителя должно

остаться по крайней мере на прежнем уровне. Это простое замечание очень

пригодится нам далее.

Краткие выводы

1. Бюджетное множество состоит из всех товарных наборов, которые

доступны потребителю при заданных ценах и доходе. Как правило, мы

будем предполагать, что имеются только два товара, но данное предполо-

жение носит более общий характер, чем кажется.

бюджетной линии равен ˜Р/Р2, точка ее пересечения с вертикальной

осью задана координатой m/pz, а точка пересечения с горизонтальной

осью — координатой т/р.

3. Увеличение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии наружу. Увеличение

цены товара 1 делает бюджетную линию более крутой. Увеличение цены

товара 2 -делает бюджетную линию более пологой.

4. Налоги, субсидии и нормирование потребления вызывают изменение на-

клона и положения бюджетной линии вследствие изменения цен, которые

платит потребитель.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Первоначально бюджетная линия потребителя имеет вид рх + р^х^ = т.

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 22 июля 2015; проверки требуют

6 правок

.

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 22 июля 2015; проверки требуют

6 правок

.

Субсидия (от лат. subsidium — помощь, поддержка) — выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также выплаты специальных фондов для юридических и физических лиц, местных органов власти, других государств. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ следует различать два вида субсидий:

  • субсидия — межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета
  • субсидия — денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам

Основные свойства субсидии: ♦ безвозмездная передача средств (возможен возврат средств) ♦ целевой характер ♦ софинансирование (на условиях долевого финансирования)

Прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могут поощрять развитие перспективных отраслей, с другой — поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику). Сельскохозяйственное производство же котируется через компенсационные выплаты.

Косвенное субсидирование осуществляется средствами налоговой и денежно-кредитной политики. Государство применяет льготное налогообложение прибыли корпораций, практикует возврат прямых налогов и таможенных пошлин, государственное гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов, предоставляет частным объединениям кредиты на льготных условиях.

Совокупность субсидий из бюджета города бюджетам муниципальных образований образует фонд софинансирования

Субсидия — помощь потребителю продукции, то есть субъекту, не имеющему достаточно средств для самофинансирования.

См. также

  • Дотация
  • Субвенция

Субсидия — это денежные средства, предоставляемые регионом, муниципалитетом или внебюджетной организацией. Одни граждане с таким видом помощи знакомы давно, другие — сталкиваются впервые. Рассмотрим, что такое субсидирование и каков порядок участия в нем.

Что такое субсидия?

Субсидия — это материальная помощь, выраженная в денежной или натуральной величине, со стороны государства, местных органов самоуправления или социального фонда. Получателями помощи могут быть как физические лица, так и организации.

Свойства:

  • Целевая направленность. Денежные средства выделяются на определенную цель. Например, деньги, выделенные на оплату коммунальных услуг, не могут быть реализованы в образовательной сфере.
  • Безвозмездность. Это означает, что взамен получатель помощи не должен ничего предоставлять.

Виды

Классификация государственных субсидий:

  1. По виду предоставления:
    • В денежной форме. Выплата предоставляется физическим и юридическим лицам из бюджетных и внебюджетных фондов. Например, субсидия на оплату жилья.
    • В качестве внебюджетного трансферта. Оказание помощи нижестоящему бюджету. Например, финансирование местного бюджета региональным.
  2. По типу реализации:
    • Прямое субсидирование представляет собой оказание материальной помощи в разных сферах. Финансирование осуществляется открыто. Например, предоставление субсидии военным на приобретение жилья или финансирование научной лаборатории.
    • Косвенная субсидия представлена виде налоговых и кредитных льгот. Например, ипотечная программа «Молодая семья», налоговый вычет определенным категориям граждан, сниженная налоговая ставка для некоторых юридических лиц.
    • Перекрестная субсидия — это покрытие убытков одной сферы экономики за счет прибыли в другой с помощью методов государственного регулирования. Например, покрытие убытков транспортировки одного вида товаров за счет других.

Цели

Государственное субсидирование идет по нескольким направлениям. Финансирование осуществляется из бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов.

Основными программами являются:

  • Материальная поддержка нуждающихся физических лиц. Например, предоставление налогового вычета инвалидам.
  • Помощь юридическим лицам. Например, налоговые льготы малому бизнесу.
  • Финансовая помощь бюджетам нижестоящих уровней. Например, софинансирование в определенной отрасли или сфере.

Кому положена субсидия?

Положена субсидия следующим категориям:

  • Малоимущим гражданам. Субсидии выделяются из государственного, регионального, местного бюджета или фонда социального страхования. Например, на оплату части расходов при сборе первоклассника в школу.
  • Лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Например, соцпомощь людям, получившим группу инвалидности, утратившим способность к самообслуживанию и т.д.
  • Лицам, вышедшим на пенсию.
  • Малому бизнесу.
  • Лицам, вставшим на учет в службе занятости и желающим открыть свое дело.
  • Лицам, имеющим определенный статус, заслуги перед Родиной или награды.
  • Нижестоящим государственным органам от вышестоящих в порядке дофинансирования определенной отрасли или сферы.

Субсидирование — что это такое?

Субсидирование – это предоставление денежных средств на целевые программы бюджету нижестоящего уровня, физическому или юридическому лицу в качестве софинансирования (помощь оказывается на безвозмездной основе). Это означает, что лицо освобождается только от части платежей. Например, дают субсидию на оплату коммунальных услуг в определенном размере с оплатой части из личного бюджета. Простыми словами, субсидирование – это порядок предоставления бюджетных средств на целевые программы с частичным покрытием расходов.

Что нужно для оформления субсидии?

В зависимости от целевого назначения субсидии предоставляются на основании определенного перечня документов.

Общий порядок финансирования состоит из следующих этапов:

  1. Определение нуждаемости в субсидировании.
  2. Предоставление необходимых документов.
  3. Анализ ситуации и оценка представленных бумаг.
  4. Принятие решения и уведомление об этом заявителя.

В каждом конкретном случае нужен определенный перечень документов. Например:

  1. При оформлении жилищной субсидии требуется подтверждение нуждаемости в материальной помощи или определенного статуса (например, военнослужащего).
  2. При открытии бизнеса с привлечением субсидии требуется предоставление ИНН, страхового свидетельства и документа об образовании.
  3. Дают субсидию при оплате коммунальных услуг при наличии справки о доходах.

Важно: во всех случаях необходимо предоставление документа, удостоверяющего личность.

Как узнать, оформлена ли субсидия?

Узнать, о предоставлении помощи можно:

  • В органе, ответственном за предоставление материальной поддержки.
  • Обратившись в организацию, которая осуществляет прием документов на субсидию.
  • Отправив электронное письмо в адрес учреждения, отвечающего за субсидирование.

Таким образом, субсидирование осуществляется по разным направлениям. Перечень документов устанавливается ответственным органом. Материальная помощь оказывается, если лицо отвечает определенным условия, установленным законодательством.

7 месяцев ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *