Закон для васРазноеЧто означает консолидированная субсидия?

Что означает консолидированная субсидия?

Нет времени читать? Сохрани

Вчера в Горках прошло отраслевое совещание «О расходах федерального бюджета на 2017-2019 годы в части сбалансированности бюджетов субъектов РФ». На нем власти обсуждали вопрос замораживания расходов бюджета на 2017 год. Пока правительство готовит бюджетный план, министерства прикидывают цифры, которые будут выражать политику «затягивания поясов». В начале недели стало известно, что из-за урезания расходов федерального бюджета в будущем году трансферты регионам сократятся на 15%, доходы и расходы региональных бюджетов окажутся замороженными.

Премьер-министр Дмитрий Медведев на вчерашнем совещании обнадежил собравшихся, сказав, что у Министерства финансов есть предложения по совершенствованию инструментов поддержки регионов в условиях режима жесткой экономии. Некоторые из них уже выносились на обсуждение, в том числе идея укрупнения и консолидации отдельных субсидий в рамках государственных программ. В текущем году, по словам премьера, администрируются 95 субсидий.

Согласно бюджетному законодательству, система финансовых отношений между федеральными органами власти и субъектами предполагает несколько видов межбюджетных трансфертов (передача средств из одного бюджета в другой). Главные из них — это дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, субсидии, которые идут на реализацию приоритетных региональных полномочий, а также субвенции, предоставляемые на финансирование целевых расходов.

Трансферты составляют примерно шестую часть доходов регионов. Около четверти от общего объема перечислений из центра приходится на субсидии, остальное на дотации, субвенции и «иные межбюджетные трансферты», отмечает «Коммерсантъ». В основном субсидии идут на финансирование приоритетных социально значимых задач государственного уровня. Это могут быть субсидии на софинансирование расходов в сфере строительства и ЖКХ, на модернизацию образования, сельского хозяйства, на поддержание занятости населения и т.д.

В нынешнем виде структура межбюджетных трансфертов и ее динамика не создают стимулов для повышения самостоятельности и ответственности регионов при распоряжении поступающими из центра средствами, считают в правительстве. Там полагают, что фрагментированность субсидий, которые по отдельным направлениям софинансирования могут доходить до нескольких десятков, не позволяет регионам сосредоточить получаемые средства на решении актуальных социально-экономических проблем.

Минфин предлагает консолидировать субсидии по принципу «одна программа — одна субсидия». В ведомстве рассчитывают таким образом упростить механизм распределения выплат (число субсидий может сократиться вдвое) и привести регионы к большей самостоятельности. Минфин также предлагает заменить на субсидии ряд других межбюджетных трансфертов. По данным «Коммерсанта», на совещании в Горках эти предложения были одобрены.

«Регионы должны стремиться к сбалансированности, к самодостаточности своих бюджетов, учиться зарабатывать необходимые средства, проводить ответственную и рациональную финансовую политику. На стимулирование такой работы и должны быть ориентирован все механизмы межбюджетных отношений», — сказал вчера Медведев.

Конфигурация правил межбюджетных отношений будет сопровождаться сокращением объемов перечислений. В начале недели стало известно, что по проекту Минфина, в связи с урезанием расходов федерального бюджета помощь субъектам будем сокращена на 15,5%, в первую очередь сокращения коснутся субсидий. Как следует из презентации ведомства, сделанной в прошлую пятницу на бюджетном совещании в Казани, поступления и траты регионов в следующем году будут заморожены на нынешнем уровне. С учетом ожидаемой пятипроцентной инфляции это означает сокращение показателей.

Трансферты в 2017 году сократятся как в реальном, так и в номинальном выражении. Объем дотаций сохраняется на уровне 2016 года. Дотации на реализацию майских указов президента по повышению зарплаты бюджетникам сокращаются на 5%. Трансферты на дорожное строительство сокращаются почти вдвое. По данным «Коммерсанта», для выравнивания бюджетов между наиболее бедными регионами участники совещания в Горках обсуждали идею централизации части сборов налога на прибыль «от отдельных видов экономической деятельности» для их дальнейшего перераспределения через дотации.

На 1 января 2016 года в России было 76 дефицитных регионов и лишь 9 — профицитных. Долги регионов по состоянию на 1 апреля составили 2,35 трлн рублей — на 11,2% больше, чем в апреле 2015 года. 

Обзор документа

Письмо Минфина России от 3 августа 2016 г. № 02-05-10/45453 О расходах на предоставление консолидированных субсидий бюджетам бюджетной системы РФ на софинансирование комплекса мероприятий, включающих в том числе мероприятия по софинансированию капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности

В целях подготовки проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» Министерство финансов Российской Федерации сообщает следующее.

В целях исполнения поручений Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2016 г. № ДК-П13-1900, от 8 июня 2016 г. № ДК-П13-3392, от 10 июня 2016 г. № ДМ-П13-39пр по обеспечению укрупнения субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в рамках государственных программ Российской Федерации, а также перевода иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых субъектам Российской Федерации, в форму субсидий, проектом приказа Министерства финансов Российской Федерации «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н», применяющимся при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2017 год (на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов), предусмотрено дополнение подпункта 5.1.2 «Виды расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и правила их применения» пункта 5.1 «Виды расходов» раздела III «Классификация расходов бюджетов» новым видом расходов 523 «Консолидированные субсидии», по которому подлежат отражению расходы на предоставление консолидированных субсидий бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на софинансирование комплекса мероприятий, включающих в том числе мероприятия по софинансированию капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.

При формировании обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов по кодам классификации расходов бюджетов по предоставлению консолидированных субсидий используется форма ОБАС 05.102 «Обоснования бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности на 20_ год и на плановый период 20_ и 20_ годов».

Обзор документа

Сообщается о подготовке проекта поправок к правилам применения бюджетной классификации.

Подпункт 5.1.2 «Виды расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и правила их применения» пункта 5.1 «Виды расходов» раздела III «Классификация расходов бюджетов» дополняется новым видом расходов. Это 523 «Консолидированные субсидии». По данному коду отражаются расходы на предоставление консолидированных субсидий регионам на софинансирование комплекса мероприятий, включающих в т. ч. софинансирование капвложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.

При формировании обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 г. по кодам классификации расходов бюджетов по предоставлению консолидированных субсидий используется форма ОБАС 05.102 «Обоснования бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности на 20_ год и на плановый период 20_ и 20_ годов».

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Субсидия — это денежные средства, предоставляемые регионом, муниципалитетом или внебюджетной организацией. Одни граждане с таким видом помощи знакомы давно, другие — сталкиваются впервые. Рассмотрим, что такое субсидирование и каков порядок участия в нем.

Что такое субсидия?

Субсидия — это материальная помощь, выраженная в денежной или натуральной величине, со стороны государства, местных органов самоуправления или социального фонда. Получателями помощи могут быть как физические лица, так и организации.

Свойства:

  • Целевая направленность. Денежные средства выделяются на определенную цель. Например, деньги, выделенные на оплату коммунальных услуг, не могут быть реализованы в образовательной сфере.
  • Безвозмездность. Это означает, что взамен получатель помощи не должен ничего предоставлять.

Виды

Классификация государственных субсидий:

  1. По виду предоставления:
    • В денежной форме. Выплата предоставляется физическим и юридическим лицам из бюджетных и внебюджетных фондов. Например, субсидия на оплату жилья.
    • В качестве внебюджетного трансферта. Оказание помощи нижестоящему бюджету. Например, финансирование местного бюджета региональным.
  2. По типу реализации:
    • Прямое субсидирование представляет собой оказание материальной помощи в разных сферах. Финансирование осуществляется открыто. Например, предоставление субсидии военным на приобретение жилья или финансирование научной лаборатории.
    • Косвенная субсидия представлена виде налоговых и кредитных льгот. Например, ипотечная программа «Молодая семья», налоговый вычет определенным категориям граждан, сниженная налоговая ставка для некоторых юридических лиц.
    • Перекрестная субсидия — это покрытие убытков одной сферы экономики за счет прибыли в другой с помощью методов государственного регулирования. Например, покрытие убытков транспортировки одного вида товаров за счет других.

Цели

Государственное субсидирование идет по нескольким направлениям. Финансирование осуществляется из бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов.

Основными программами являются:

  • Материальная поддержка нуждающихся физических лиц. Например, предоставление налогового вычета инвалидам.
  • Помощь юридическим лицам. Например, налоговые льготы малому бизнесу.
  • Финансовая помощь бюджетам нижестоящих уровней. Например, софинансирование в определенной отрасли или сфере.

Кому положена субсидия?

Положена субсидия следующим категориям:

  • Малоимущим гражданам. Субсидии выделяются из государственного, регионального, местного бюджета или фонда социального страхования. Например, на оплату части расходов при сборе первоклассника в школу.
  • Лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Например, соцпомощь людям, получившим группу инвалидности, утратившим способность к самообслуживанию и т.д.
  • Лицам, вышедшим на пенсию.
  • Малому бизнесу.
  • Лицам, вставшим на учет в службе занятости и желающим открыть свое дело.
  • Лицам, имеющим определенный статус, заслуги перед Родиной или награды.
  • Нижестоящим государственным органам от вышестоящих в порядке дофинансирования определенной отрасли или сферы.

Субсидирование — что это такое?

Субсидирование – это предоставление денежных средств на целевые программы бюджету нижестоящего уровня, физическому или юридическому лицу в качестве софинансирования (помощь оказывается на безвозмездной основе). Это означает, что лицо освобождается только от части платежей. Например, дают субсидию на оплату коммунальных услуг в определенном размере с оплатой части из личного бюджета. Простыми словами, субсидирование – это порядок предоставления бюджетных средств на целевые программы с частичным покрытием расходов.

Что нужно для оформления субсидии?

В зависимости от целевого назначения субсидии предоставляются на основании определенного перечня документов.

Общий порядок финансирования состоит из следующих этапов:

  1. Определение нуждаемости в субсидировании.
  2. Предоставление необходимых документов.
  3. Анализ ситуации и оценка представленных бумаг.
  4. Принятие решения и уведомление об этом заявителя.

В каждом конкретном случае нужен определенный перечень документов. Например:

  1. При оформлении жилищной субсидии требуется подтверждение нуждаемости в материальной помощи или определенного статуса (например, военнослужащего).
  2. При открытии бизнеса с привлечением субсидии требуется предоставление ИНН, страхового свидетельства и документа об образовании.
  3. Дают субсидию при оплате коммунальных услуг при наличии справки о доходах.

Важно: во всех случаях необходимо предоставление документа, удостоверяющего личность.

Как узнать, оформлена ли субсидия?

Узнать, о предоставлении помощи можно:

  • В органе, ответственном за предоставление материальной поддержки.
  • Обратившись в организацию, которая осуществляет прием документов на субсидию.
  • Отправив электронное письмо в адрес учреждения, отвечающего за субсидирование.

Таким образом, субсидирование осуществляется по разным направлениям. Перечень документов устанавливается ответственным органом. Материальная помощь оказывается, если лицо отвечает определенным условия, установленным законодательством.

Похожие статьи