Целевая субсидия на повышение квалификации работников бюджетного учреждения

Чтобы квалификация соответствовала профстандарту, необходимо повышение квалификации сотрудников. Какие гарантии и компенсации предоставить? Как учесть расходы на повышение квалификации? Ответы – в статье.

Работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование (ч. 1 ст. 197 Трудового кодекса РФ). В общем случае необходимость обучения сотрудников для нужд учреждения определяет работодатель. Но есть исключения: в некоторых случаях работодатели обязаны обучать сотрудников.

  • Важная статья:
  • Что вам сейчас важно знать о бухгалтерском профстандарте

Например, работодатель должен оплачивать повышение квалификации педагогам не реже одного раза в три года в течение всей трудовой деятельности. А руководители учреждений здравоохранения обязаны повышать квалификацию медицинских работников по мере необходимости. Эта норма закреплена в подпункте 8 пункта 1 статьи 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ.

Какие документы обезопасят расходы на повышение квалификации сотрудников

При направлении сотрудника на курсы повышения квалификации, допобучение работодатель обязан учесть, что:

  • образовательная организация должна быть российской, иметь государственную аккредитацию и лицензию;
  • направлять на переподготовку и повышение квалификации можно только штатных сотрудников;
  • программа должна соответствовать интересам и знаниям сотрудника и непосредственно способствовать улучшению его работы.
  • Срочно! Про зарплату и авансы
  • Считайте авансы сотрудникам по новой формуле
  • Новый проверочный лист по зарплате и удержаниям 
  • Зарплатные комиссии: кого теперь вызовут и что отвечать 

Подтверждают экономическую обоснованность расходов на обучение:

  • договором с образовательным учреждением;
  • копией лицензии образовательного учреждения;
  • приказом руководителя о направлении сотрудника на обучение;
  • учебной программой образовательного учреждения с количеством часов посещений;
  • документом об обучении;
  • актом об оказании услуг.

Этими документами учреждение обезопасит себя от лишних объяснений перед ревизорами о нецелевом использовании бюджетных средств.

Работодатель обязан хранить документы, которые подтверждают расходы на обучение, в течение всего срока действия договора на обучение. А также в течение еще одного года работы сотрудника, обучение, профессиональная подготовка или переподготовка которого были оплачены работодателем.

Какие гарантии и компенсации положены сотрудникам

Если сотрудника направляют на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы, за ним сохраняют должность и среднюю заработную плату по основному месту работы.

Эти же гарантии положены при обучении в форме разовых лекций, семинаров и других формах обучения продолжительностью менее 72 часов (письмо Роструда от 12 мая 2011 г. № 1277-6-1).

Если работник повышает квалификацию без отрыва (или с частичным отрывом) от производства, он получает заработную плату за фактически отработанное время.

Когда обучение пришлось на выходные дни, следует помнить, что повышение квалификации сотрудников не является трудовой функцией сотрудника, а время обучения не считается рабочим временем (ст. 91 Трудового кодекса РФ). Поэтому работодатель не обязан оплачивать время обучения сотрудника в выходные дни (ст. 153 Трудового кодекса РФ). Старайтесь избегать ситуаций, когда занятия выпадают на выходные дни сотрудника.

Если же это по каким-либо причинам невозможно, то решение данного вопроса необходимо отразить в приказе. Например, предусмотреть в нем другие дни отдыха. Иначе сотрудники могут отказаться от повышения квалификации в свои выходные.

Если занятия проходят в другом городе, сотруднику оплачивают расходы как при командировке по утвержденным нормам:

  • проезд к месту обучения и обратно;
  • наем жилья;
  • суточные;
  • иные расходы по соглашению с работодателем.

Как учесть расходы на повышение квалификации

В ситуации, когда повышение квалификации работников – это обязанность работодателя, расходы можно оплатить за счет:

  • субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • средств от платной деятельности;
  • целевой субсидии (если обучение не носит постоянного ежегодного характера);
  • средств ОМС (когда речь идет о повышении квалификации медицинских работников).

Расходы на профессиональную переподготовку и повышение квалификации сотрудников отражают по подразделу 0705 «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации».

Зачастую бухгалтеры допускают ошибку: показывают подобные расходы по подразделу основного вида деятельности.

Плату за повышение квалификации перечисляют по КВР 244, а в учете эти расходы проходят по подстатье 226 КОСГУ.

Рассмотрим на примере.

Пример:

Бюджетное учреждение направило сотрудников на повышение квалификации. Оплатило обучение по КФО 2 после того, как в бухгалтерию поступил акт выполненных работ.

Бухгалтер сделал в учете следующие записи:

ДЕБЕТ 07 05 0000000000 244 2 506 10 226
КРЕДИТ 07 05 0000000000 244 2 502 11 226

– принято бюджетное обязательство на основании договора на оказание услуг по повышению квалификации работника;

ДЕБЕТ 07 05 0000000000 244 2 109 80 226
КРЕДИТ 07 05 0000000000 244 2 302 26 730

– приняты к учету расходы на основании акта оказанных услуг;

ДЕБЕТ 07 05 0000000000 244 2 502 11 226
КРЕДИТ 07 05 0000000000 244 2 502 12 226

– принято денежное обязательство на основании акта оказанных услуг;

ДЕБЕТ 07 05 0000000000 244 2 302 26 830
КРЕДИТ 07 05 0000000000 000 2 201 11 610

– произведена оплата исполнителю по договору.

Одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 (подстатья 226 КОСГУ).

Если сотрудник проходил обучение в другой местности, ему оплачивают расходы на проезд, проживание, суточные. И их отражают по КВР 112 и подстатье 212 КОСГУ.

целевая субсидия на повышение квалификации работников бюджетного учреждения

07.09.2018 года на базе ГОКУ «Центр социальной поддержки населения по Печенгскому району» проведены мероприятия, направленные на обучение и повышение квалификации сотрудников МФЦ по предоставлению следующих государственных услуг:
Ежемесячная денежная выплата при рождении первого ребенка до достижения им возраста полутора лет женщинам, родившим первого ребенка в возрасте до 26 лет.

С 01 июля 2018 года заявление и документы на указанные меры социальной поддержки можно подать также в Многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.

Напоминаем, что подать заявление на получение государственных услуг, предоставляемых Центром социальной поддержки, можно в клиентских службах Учреждения, в МФЦ, а также с помощью «Регионального портала электронных услуг Мурманской области»

Для начала определимся с основными понятиями, связанными с вопросами повышения квалификации. В ч 2. ст. 10 «Структура системы образования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) сказано, что «образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)». В свою очередь (ч.6 ст.10 Закона) дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (ст.12 Закона). Таким образом, делаем вывод, что повышение квалификации (как и профессиональная переподготовка) — один из видов дополнительного профессионального образования, в рамках которого, в частности, осуществляется удовлетворение образовательных потребностей человека в профессиональном совершенствовании, не сопровождающееся повышением уровня образования. В связи с этим, сразу же акцентируем внимание на том, что прохождение курсов повышения квалификации и (или) переподготовки допустимо лишь только при наличии определённого уровня образования, но при этом само по себе успешное прохождение программы дополнительного профессионального образования никак не повышает уровень образования работника, т. е. если работник имеет степень бакалавра, то прохождение, например, программы профессиональной переподготовки не «превратит» его в магистра. К сожалению, но такие заблуждения встречаются очень часто.

Дополнительному профессиональному образования посвящена статья 76 Закона. Согласно п. 1 ст. 76 Закона дополнительное профессиональное образование способствует профессиональному развитию человека, обеспечению соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Квалификация работника — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности (ст. 2 Закона).

В чём же отличие между «повышением квалификации» и «профессиональной переподготовкой»? Наши читатели очень часто задают вопросы — когда нужно проходить переподготовку, а когда повышение квалификации. Руководствуясь всё той же 76 статьёй Закона, ответим на этот вопрос.

?

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Таким образом, если в образовательную организацию трудоустроился работник, который имел высшее профессиональное образование (непедагогическое) по специальности «Химия» и ведёт учебный предмет «Химия», то при наличии возможности такому работнику целесообразно пройти профессиональную переподготовку по направлению «Образование и педагогика», чтобы в последующем не возникало никаких проблем при аттестации на квалификационную категорию. Очень часто можно встретить следующий вопрос: «Может ли педагогический работник подавать заявление на аттестацию в целях установления квалификационной категории, если его образование не соответствует направлению подготовки, предусмотренному квалификационной характеристикой по соответствующей должности? Имеет ли право учитель, имеющий среднее профессиональное образование, претендовать на установление высшей квалификационной категории?». Ответ на данный вопрос: «Отсутствие у педагогических работников высшего образования либо несоответствие их среднего профессионального образования или высшего образования направлению подготовки, предусмотренному квалификационными характеристиками по должностям работников образования, само по себе не является основанием для отказа в прохождении ими аттестации в целях установления высшей квалификационной категории, а тем более в приеме от них заявления о прохождении аттестации. Не может быть по этим же причинам отказано в установлении высшей квалификационной категории, если профессиональная деятельность педагогического работника соответствует результатам работы, предусмотренным пунктом 37 Порядка аттестации. При этом в соответствии с пунктом 38 Порядка аттестации оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории на основе результатов их работы, предусмотренных пунктом 37 Порядка аттестации, осуществляется при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы». Порядок аттестации педагогических работников регулируется приказом Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 (некоторые вопросы аттестации педагогических работников были рассмотрены в выпуске от 15.10.2015).

Повышение квалификации педагогического работника — чьё право и чья обязанность?

Из пп. 2 п. 5 ст. 47 Закона следует, что педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Указанное право, в частности, реализуется посредством обучения педагогов по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации. В соответствии с п. 4 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (Порядок утверждён Приказом Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499) реализация данного права осуществляется на основании договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение, либо за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.

Внимание руководителя! Если Вы оплачиваете повышение квалификации и (или) переподготовку за счёт бюджетных средств, то в первую очередь обратите внимание на то, чтобы работник имел право претендовать на обучение по той или иной программе, т. к. при отсутствии основания (наличие необходимого уровня образования у работника, права на прохождение повышения квалификации за счёт средств работодателя) может повлечь за собой ответственность за нецелевое использование бюджетных средств. Например, работник (документовед) был направлен на курсы повышения квалификации, связанные с информационной открытостью образовательных организаций, т. к. отвечает за вопросы ведения официального сайта образовательной организации. А теперь ответьте сами себе на вопросы: является ли документовед педагогическим работником и мог ли его работодатель за счёт средств бюджета направить на курсы повышения квалификации? Не допускаете ли Вы, уважаемый руководитель образовательной организации, такой ситуации?

pen

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются (п.3 с.76 Закона):

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Примерная форма договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам утверждена Приказом Минобрнауки РФ от 25.10.2013 № 1185.

В договоре указывается наименование дополнительной образовательной программы, а именно программы повышения квалификации.

В Письме Минобрнауки России № 08–415, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 124 от 23.03.2015 (далее — Письмо № 08–415/124) приведены разъяснения о реализации в организации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование. В нём указано, что право этих работников на повышение квалификации реализуется путём заключения договора между ними и работодателем (ч. 2 ст. 197 ТК РФ).

В договоре, в том числе трудовом, к примеру, могут содержаться:

1. Обязанности работодателей по обеспечению реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов к уровню квалификации педагогических работников, к непрерывности их профессионального развития путём освоения дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации, по предоставлению в соответствии со ст. 187 ТК РФ гарантий и компенсаций работникам, направляемым на повышение квалификации.

Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем педагогических работников на повышение квалификации с отрывом от работы за ними должны сохраняться место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Педагогам, направляемым на повышение квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (ст. 168 ТК РФ). В частности, оплачиваются:

— расходы по проезду;

— расходы по найму жилого помещения;

— дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

— иные расходы, произведенные работником с разрешения или с ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются:

— для работников федеральных государственных учреждений — нормативными правовыми актами Правительства РФ;

— для работников государственных учреждений субъектов РФ и работников муниципальных учреждений — нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В Письме № 08–415/124 также разъясняется: в том случае, когда право работника на повышение квалификации, закрепленное в договоре, не реализуется из-за отказа со стороны работодателя выполнить свои обязательства, работник может обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (в комиссию по трудовым спорам, суд) либо федеральную инспекцию труда за восстановлением нарушенного права на повышение квалификации.

Если работник направляется работодателем на повышение квалификации, но работодатель не обеспечивает предоставление ему предусмотренных законодательством и договором гарантий и компенсаций, то работник вправе отказаться от повышения квалификации.

2. Обязанности педагогических работников по освоению программ повышения квалификации при условии направления их работодателями с обеспечением гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством.

Если педагогический работник решил воспользоваться своим правом на прохождение курсов повышения квалификации, то он не вправе без уважительных причин отказаться от повышения квалификации, проводимой в течение учебного года без отрыва от основной работы. Отказ педагога от повышения квалификации в таких случаях будет являться дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него в соответствии с трудовым договором обязанностей. За совершение указанного проступка работодатель имеет право применить соответствующее дисциплинарное взыскание, предусмотренное ст. 192 ТК РФ.

Сроки освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации

Обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании (п. 11 ст. 76 Закона).

Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. При этом срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации — 16 часов (п. 12 Порядка № 499).

Внимание! Согласно п. 19 Порядка № 499 освоение дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой образовательной организацией, осуществляющей обучение, самостоятельно.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации.

При этом образцы документов о квалификации самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность по освоению педагогическими работниками дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации (п. 3 ст. 60 Закона).

На основании вышеизложенного организацию и проведение краткосрочных семинаров, тренингов, если их объём меньше 16 академических часов или их объём более 16 академических часов, но итоговая аттестация не предполагается в связи с краткосрочностью программы, нельзя рассматривать как дополнительные профессиональные программы повышения квалификации.

?

Вывод! Круглые столы, конференции, дистанционные курсы и иные обучающие семинары по итогам которых педагогическим работникам выдаются сертификаты, дипломы, но не удостоверения о повышении квалификации, никакого отношения к повышению квалификации не имеют, следовательно, не могут позиционироваться во всевозможных документах-преставлениях (например, портфолио для аттестации на квалификационную категорию) как документы, подтверждающие повышение квалификации.

Итак, повышение квалификации — это право педагогического работника; обязанность работодателя!

Кто платит?

Педагогический работник, воспользовавшийся своим правом на дополнительное профессиональное образование, должен понимать, что обучение оплачивает работодатель (или Учредитель работодателя).

Расходы на повышение квалификации педагогических работников бюджетных и автономных образовательных учреждений могут покрываться за счет:

  • субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • целевой субсидии;
  • средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Минфин России в Письме от 18.09.2012 № 02-03-11/3784 привёл разъяснения по поводу использования средств субсидий для оплаты повышения квалификации педагогических работников. Использование средств той или иной субсидии на покрытие таких расходов ведомство связывает с их разовым или постоянным характером.

По мнению финансистов, источником финансового обеспечения расходов учреждения, связанных с приобретением услуг по обучению на курсах повышения квалификации, может быть:

  • субсидия на иные цели, если проведение указанного мероприятия не носит постоянного ежегодного характера;
  • субсидия на покрытие нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в рамках государственного (муниципального) задания, если расходы на повышение квалификации носят постоянный характер.

Расходы на повышение квалификации сотрудников казённых учреждений покрываются за счет выделенных им на эти цели лимитов бюджетных обязательств.

Подтверждением произведенных расходов на оплату услуг по повышению квалификации могут служить следующие документы:

  • договор с образовательной организацией;
  • приказ руководителя о направлении педагогического работника на обучение;
  • учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещений;
  • удостоверение о повышении квалификации;
  • акт об оказании услуг.

?

В Письме № 08–415/124 сказано, что работодатель не вправе обязывать педагогических работников проходить обучение по повышению квалификации за счёт их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

  • Автор —

    Звягин Александр Сергеевич

  • 15.05.2017
  •   Все консультации автора

1 год ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *