Безопасность рабочих мест и их аттестация льготы и компенсации

За работу во вредных и опасных условиях труда сотрудникам полагаются льготы и компенсации. Но для того, чтобы установить их, необходимо зафиксировать наличие вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ, – ред.). Специально для этого в российской законодательной практике разработана обязательная процедура – аттестация рабочих мест по условиям труда (АРМ, – ред.). Результаты, полученные в ходе ее проведения, являются фактическим свидетельством состояния условий труда на рабочих местах и, конечно же, официальным подтверждением для назначения компенсаций и льгот в случаях выявления на рабочем месте ВОПФ. А вот, молоко ли, надбавка к заработной плате, дополнительный отпуск или сокращенная рабочая неделя «за вредность» полагаются сотрудникам при работе на данном рабочем месте – решать аттестационной комиссии.

Условия труда на рабочем месте для каждого работника имеют первостепенное значение. Работа в нефтеперерабатывающей промышленности на скважинах в сложных климатических условиях, к примеру, или работа в просторном комфортабельном офисе – разница существенная, не так ли? Но не всем же работать в офисах, кому-то необходимо выполнять и более тяжелые виды работ. Но часто, к примеру, в той же самой нефтеперерабатывающей промышленности создать благоприятные условия труда практически невозможно в силу ряда определяющих факторов: климатических условий, специфики выполнения работ, расположения скважин и т.д. В таком случае работникам предлагаются различные формы стимулирования. Выплата компенсаций и предоставление льгот – одни из них.

Компенсации и льготы могут получить не только сотрудники нефтеперерабатывающих производств. Они положены любому сотруднику, на рабочем месте которого имеются ВОПФ. Определить их наличие можно, к примеру, при помощи проведения производственного контроля, с помощью применения различных исследовательских методик. Но назначить и установить их конкретные размеры, еще раз уточним, можно только на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

АРМ – законодательно закрепленная процедура по оценке условий труда на рабочих местах с их последующей рационализацией (улучшением). С помощью ее проведения идентифицируются и предотвращаются риски и опасности на рабочем месте. Каждый работодатель должен проводить АРМ на основании статьи 212 ТК РФ, чтобы установить факт наличия несоответствий, а также удостовериться в реальном положении дел в организации рабочих мест. Подобный анализ производственной среды, чаще всего, является призывом к действиям – к тому, чтобы через рационализацию условий труда значительно повысить эффективность самих производственных процессов.

Оценка или анализ проводится по трем категориям: по измерениям гигиенических факторов, по травмоопасности и по обеспеченности средствами индивидуальной защиты. После полученного результата по каждому из этих разделов выводится общий итог о состоянии рабочего места. Если на рабочем месте выявлены ВОПФ, работнику назначаются компенсации или же дается право на досрочное назначение трудовой пенсии, основания о предоставлении которых, заносятся в карту АРМ.

Компенсации за работу в опасных и вредных условиях труда представлены следующими видами: сокращение продолжительности рабочего дня, повышение оплаты труда, ежегодный дополнительно предоставляемый оплачиваемый отпуск, молоко или другие равноценные пищевые продукты, лечебно-профилактическое питание. Минимальные размеры их устанавливаются на основании Постановления Правительства РФ № 870 от 20.11.2008 г.:

  • Сокращение продолжительности рабочего времени (не более 36 часов в неделю);
  • Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (не менее 7 рабочих дней);
  • Повышение оплаты труда работника (не менее 4 процентов тарифной ставки, установленной для работ с оптимальными условиями труда).

Минимальная ставка предоставляемых компенсаций может повышаться, но только по усмотрению самого работодателя.

Помимо Постановления № 870, по предоставлению компенсаций в России по-прежнему действуют нормативные документы советского времени. Это такие документы, как:

  •  «Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22), а также «Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда» (утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78);
  • «Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10).

Из-за существования всех названных документов в законодательной практике возникла неоднозначная трактовка в вопросе предоставления компенсаций и льгот.

Проблема со списками состоит в том, что они создавались в то время, когда единственным работодателем было государство, которое обеспечивало типовые условия труда для отдельных видов выполняемых работ. Получалось так, что если вид работ был внесен в Списки на гарантии и компенсации, работник в обязательном порядке получал их. Сложность представилась в том, что эти списки значительно устарели и при современных реалиях нуждаются в изменении, так как условия труда по отдельному виду деятельности, которые предоставляются работодателями сегодня, имеют значительное расхождение с условиями труда, которые были в прошлое время. Но так как параллельно действует еще и Постановление, очень сложно определить, по какому из документов назначать компенсации. Даже если работодатель улучшит условия труда на рабочем месте, но данный вид работ внесен в список, работнику все же придется выплачивать компенсации.

Поэтому система предоставления гарантий и компенсаций работникам стала проходить процесс реформирования, что позволит объективно решать вопрос о предоставлении льгот конкретному работнику на конкретном рабочем месте. И первый шаг на пути к этому – Законопроект «О специальной оценке условий труда». По оценкам Минтруда, введение нового порядка позволит максимально решать необходимость предоставления компенсаций и льгот за работу в неудовлетворительных условиях труда и простимулирует работодателей вкладывать средства на улучшение условий труда для того, чтобы не нести в дальнейшем издержки (к примеру, на оплату повышенных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ).

Хотя работодатель и по действующему порядку может застраховать себя, если приведет в соответствие с государственными нормами условия труда, признанные по результатам АРМ опасными или же вредными. В таком случае, он освобождается от выплат компенсаций работнику. Единственное, необходимо удостовериться, что вид работ не входит в один из списков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1cert.ru

За работу во вредных и опасных условиях труда сотрудникам полагаются льготы и компенсации. Но для того, чтобы установить их, необходимо зафиксировать наличие вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ, — ред.). Специально для этого в российской законодательной практике разработана обязательная процедура – аттестация рабочих мест по условиям труда (АРМ, — ред.). Результаты, полученные в ходе ее проведения, являются фактическим свидетельством состояния условий труда на рабочих местах и, конечно же, официальным подтверждением для назначения компенсаций и льгот в случаях выявления на рабочем месте ВОПФ. А вот, молоко ли, надбавка к заработной плате, дополнительный отпуск или сокращенная рабочая неделя «за вредность» полагаются сотрудникам при работе на данном рабочем месте – решать аттестационной комиссии.

Условия труда на рабочем месте для каждого работника имеют первостепенное значение. Работа в нефтеперерабатывающей промышленности на скважинах в сложных климатических условиях, к примеру, или работа в просторном комфортабельном офисе – разница существенная, не так ли? Но не всем же работать в офисах, кому-то необходимо выполнять и более тяжелые виды работ. Но часто, к примеру, в той же самой нефтеперерабатывающей промышленности создать благоприятные условия труда практически невозможно в силу ряда определяющих факторов: климатических условий, специфики выполнения работ, расположения скважин и т.д. В таком случае работникам предлагаются различные формы стимулирования. Выплата компенсаций и предоставление льгот – одни из них.

Компенсации и льготы могут получить не только сотрудники нефтеперерабатывающих производств. Они положены любому сотруднику, на рабочем месте которого имеются ВОПФ. Определить их наличие можно, к примеру, при помощи проведения производственного контроля, с помощью применения различных исследовательских методик. Но назначить и установить их конкретные размеры, еще раз уточним, можно только на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

АРМ – законодательно закрепленная процедура по оценке условий труда на рабочих местах с их последующей рационализацией (улучшением). С помощью ее проведения идентифицируются и предотвращаются риски и опасности на рабочем месте. Каждый работодатель должен проводить АРМ на основании статьи 212 ТК РФ, чтобы установить факт наличия несоответствий, а также удостовериться в реальном положении дел в организации рабочих мест. Подобный анализ производственной среды, чаще всего, является призывом к действиям – к тому, чтобы через рационализацию условий труда значительно повысить эффективность самих производственных процессов.

Оценка или анализ проводится по трем категориям: по измерениям гигиенических факторов, по травмоопасности и по обеспеченности средствами индивидуальной защиты. После полученного результата по каждому из этих разделов выводится общий итог о состоянии рабочего места. Если на рабочем месте выявлены ВОПФ, работнику назначаются компенсации или же дается право на досрочное назначение трудовой пенсии, основания о предоставлении которых, заносятся в карту АРМ.

Компенсации за работу в опасных и вредных условиях труда представлены следующими видами: сокращение продолжительности рабочего дня, повышение оплаты труда, ежегодный дополнительно предоставляемый оплачиваемый отпуск, молоко или другие равноценные пищевые продукты, лечебно-профилактическое питание. Минимальные размеры их устанавливаются на основании Постановления Правительства РФ № 870 от 20.11.2008 г.:

  • Сокращение продолжительности рабочего времени (не более 36 часов в неделю);
  • Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (не менее 7 рабочих дней);
  • Повышение оплаты труда работника (не менее 4 процентов тарифной ставки, установленной для работ с оптимальными условиями труда).

Минимальная ставка предоставляемых компенсаций может повышаться, но только по усмотрению самого работодателя.

Помимо Постановления № 870, по предоставлению компенсаций в России по-прежнему действуют нормативные документы советского времени. Это такие документы, как:

  •  «Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22), а также «Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда» (утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78);
  • «Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10).

Из-за существования всех названных документов в законодательной практике возникла неоднозначная трактовка в вопросе предоставления компенсаций и льгот.

Проблема со списками состоит в том, что они создавались в то время, когда единственным работодателем было государство, которое обеспечивало типовые условия труда для отдельных видов выполняемых работ. Получалось так, что если вид работ был внесен в Списки на гарантии и компенсации, работник в обязательном порядке получал их. Сложность представилась в том, что эти списки значительно устарели и при современных реалиях нуждаются в изменении, так как условия труда по отдельному виду деятельности, которые предоставляются работодателями сегодня, имеют значительное расхождение с условиями труда, которые были в прошлое время. Но так как параллельно действует еще и Постановление, очень сложно определить, по какому из документов назначать компенсации. Даже если работодатель улучшит условия труда на рабочем месте, но данный вид работ внесен в список, работнику все же придется выплачивать компенсации.

Поэтому система предоставления гарантий и компенсаций работникам стала проходить процесс реформирования, что позволит объективно решать вопрос о предоставлении льгот конкретному работнику на конкретном рабочем месте. И первый шаг на пути к этому – Законопроект «О специальной оценке условий труда». По оценкам Минтруда, введение нового порядка позволит максимально решать необходимость предоставления компенсаций и льгот за работу в неудовлетворительных условиях труда и простимулирует работодателей вкладывать средства на улучшение условий труда для того, чтобы не нести в дальнейшем издержки (к примеру, на оплату повышенных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ).

Хотя работодатель и по действующему порядку может застраховать себя, если приведет в соответствие с государственными нормами условия труда, признанные по результатам АРМ опасными или же вредными. В таком случае, он освобождается от выплат компенсаций работнику. Единственное, необходимо удостовериться, что вид работ не входит в один из списков.

Читать на сайте 1CERT.RU

edinyiystandart.livejournal.com

Заключая трудовой договор с работником, работодатель обязан проинформировать его под подпись об условиях труда, наличии на рабочем месте, где он будет работать, опасных и вредных производственных факторов, о возможных последствиях их влияния на здоровье, а также о его правах на льготы и компенсации за работу в таких условиях.
Для того чтобы выполнить это требование, необходимо провести целый комплекс исследований, позволяющих установить наличие или отсутствие таких факторов на каждом конкретном рабочем месте. Такие исследования проводят в рамках аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — аттестация).
Из этого раздела вы сможете узнать о целях проведения аттестации, порядке ее осуществления и документальном оформлении ее результатов, а также сможете разобраться в учете расходов на аттестацию рабочих мест. Приступим!

3.1. Зачем проводить аттестацию

Для начала давайте выясним, для кого аттестация обязательна. Для этого обратимся к Порядку № 442 и Методрекомендациям № 41. Согласно этим документам аттестацию проводят на предприятиях и в организациях (независимо от формы собственности и хозяйствования), где технологический процесс, используемое оборудование, сырье и материалы являются потенциальными источниками вредных и опасных производственных факторов, которые могут неблагоприятно влиять на состояние здоровья работающих, а также на их потомков как в настоящее время, так и в будущем.

В частности, проводить аттестацию рабочих мест необходимо, если на предприятии есть работы, профессии (должности), указанные в:

Списке № 1 и Списке № 2 (в них перечислены работы, профессии (должности), занятость на которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях);

Списке № 1290-1 (устанавливает, кому предоставляются ежегодные дополнительные отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда);

Перечне № 163 (определяет производства, цеха, профессии (должности) с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочей недели).

Основная цель аттестации состоит в регулировании отношений между работодателем и работниками в сфере реализации прав на здоровые и безопасные условия труда, льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях, а также на льготное пенсионное обеспечение ( п. 2 Порядка № 442 и п. 1.1 Методрекомендаций № 41).

В ходе проведения аттестации определяют условия труда и осуществляют их оценку с учетом влияния на работников всех факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных Гигиенической классификацией, совокупных факторов технического и организационного уровня условий труда, степени риска повреждения здоровья.

Осуществляя аттестацию, необходимо ( п. 6 Порядка № 442):

1) установить факторы и причины возникновения неблагоприятных условий труда;

2) провести санитарно-гигиеническое исследование факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса на рабочем месте;

3) провести комплексную оценку факторов производственной среды и характера труда на соответствие их характеристик стандартам безопасности труда, строительным и санитарным нормам и правилам;

4) установить степень вредности и опасности труда и его характер по Гигиенической классификации;

5) обосновать отнесение рабочего места к категории с вредными (особо вредными), тяжелыми (особо тяжелыми) условиями труда;

6) определить (подтвердить) права работников на льготное пенсионное обеспечение, дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, другие льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях;

7) составить перечень рабочих мест, производств, профессий и должностей с льготным пенсионным обеспечением работников;

8) проанализировать реализацию технических и организационных мероприятий, направленных на оптимизацию уровня гигиены, характера и безопасности труда.

Результаты аттестации являются основанием для решения вопросов о предоставлении пенсий по возрасту на льготных условиях согласно Закону № 1788, других льгот и компенсаций, а также для разработки мероприятий по улучшению условий труда.

Подробнее о трудовых и социальных льготах, на которые работник сможет претендовать по результатам аттестации, расскажем в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Льготы и компенсации, предоставляемые по результатам аттестации

Вид льготы или компенсации

В каких случаях предоставляется

Основание для льготы

Право на ежегодный дополнительный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда

По Списку № 1290-1

П. 1 ч. 1 ст. 76, ч. 5 ст. 80 КЗоТ, ст. 7, ч. 5 ст. 11 Закона об отпусках

Запрет на непредоставление отпуска полной продолжительности в течение рабочего года

Право на повышенную оплату труда

Перечень утверждает КМУ*

Ст. 100 КЗоТ,

ч. 1 ст. 7 Закона об охране труда

* Заметьте: на сегодняшний день такой перечень существует только в отношении работ с тяжелыми, вредными и особо вредными условиями труда в строительстве ( Перечень № 576). Для других случаев контролирующие органы рекомендуют применять постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.86 г. № 387/22-78 (см. письма Минтруда от 24.12.2007 г. № 939/13/84-07 и Минсоцполитики от 18.11.2014 г. № 523/13/116-14). В соответствии с этим документом доплаты осуществляют на рабочих местах, на которых выполняются работы, предусмотренные отраслевыми перечнями работ с тяжелыми и вредными (особо тяжелыми и особо вредными) условиями труда.

Право на обязательное проведение предварительных и периодических медосмотров за счет работодателя

Перечни работ и производственных факторов приведены в приложениях к Порядку № 246

Ст. 169 КЗоТ,

ст. 17 Закона об охране труда

Установление сокращенной продолжительности рабочего времени

Согласно Перечню № 163

Ст. 51 КЗоТ

Бесплатное обеспечение спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ

Согласно утвержденным типовым (отраслевым) нормам*

Ст. 163 КЗоТ,

ст. 8 Закона об охране труда

* См. табл. 4.2 на с. 34.

Бесплатная выдача молока или равноценных пищевых продуктов

Согласно Перечню № 4430-87*

Ст. 166 КЗоТ,

ст. 7 Закона об охране труда

* Контролирующие органы подтверждают, что указанный документ в настоящее время не утратил силу (см. письма Минтруда от 29.06.2006 г. № 149/13/82-06, Госгорпромнадзора от 13.03.2015 г. № 1475/0/8-5/6/15 и Гоструда от 01.06.2016 г. № 667/4.3/4.1-зв-16).

Бесплатная выдача лечебно-профилактического питания

Согласно Перечню № 4/П-1

Ст. 166 КЗоТ,

ст. 7 Закона об охране труда

Бесплатное обеспечение газированной соленой водой

Перечень горячих цехов установлен постановлением Секретариата ВЦСПС от 11.06.34 г.

Ст. 167 КЗоТ

Пенсия по возрасту на льготных условиях

Согласно спискам № 1 и № 2

Ст. 13 Закона № 1788

По результатам аттестации в каждом конкретном случае определяют, относится ли работа на этом рабочем месте к категории вредной (тяжелой) или нет.

Результаты аттестации являются доказательствами необходимости осуществления расходов, связанных с ОТ: на лечебно-профилактическое питание, молоко или равноценные пищевые продукты, газированную соленую воду, спецодежду, спецобувь и другие СИЗ, моющие и обезвреживающие средства.

Критерии оценки условий труда можно найти в приложении 3 к Методрекомендациям № 41, а их определение производится в соответствии с Гигиенической классификацией, а также действующими стандартами, нормами и правилами по ОТ.

3.2. Порядок проведения аттестации

Относитесь к тем субъектам хозяйствования, которые обязаны проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда? Тогда узнайте, в каком порядке ее осуществляют.

Аттестацию проводят в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже одного раза в 5 лет ( п. 4 Порядка № 442 и п. 1.5 Методрекомендаций № 41)

В связи с этим учтите: дату и сроки проведения очередной аттестации устанавливают с таким расчетом, чтобы она закончилась до окончания срока действия предыдущей аттестации.

Кроме того, в случае существенного изменения условий и характера труда может быть проведена внеочередная аттестация ( п. 4 Порядка № 442). Ее могут инициировать работодатель, профсоюзный комитет, трудовой коллектив (его выборный орган) либо органы Гоструда.

Аттестацию проводит постоянно действующая аттестационная комиссия. Ее состав и полномочия определяются приказом руководителя предприятия.

В эту комиссию рекомендуется включать главных специалистов, работников отдела кадров, труда и заработной платы, ОТ, органов здравоохранения предприятия, представителей общественных организаций (п. 2.2 Методрекомендаций № 41). Кроме того, в ее состав обязательно должен входить представитель выборного органа первичной профсоюзной организации, а в случае отсутствия таковой — уполномоченное наемными работниками лицо ( абзац первый п. 4 Порядка № 442). К проведению аттестации также могут привлекаться проектные и научно-исследовательские организации, технические инспекции труда профсоюзов, территориальные органы Гоструда ( п. 5 Порядка № 442).

Для проведения аттестации руководитель предприятия своим приказом (п. 2.1 Методрекомендаций № 41):

1) определяет основание и задачи аттестации;

2) в случае необходимости утверждает состав цеховых (структурных) аттестационных комиссий;

3) устанавливает сроки и графики проведения подготовительных работ в структурных подразделениях предприятия;

4) определяет взаимодействие с заинтересованными государственными органами и общественными организациями. Например, гигиенические исследования факторов производственной среды и трудового процесса проводят соответствующим образом аттестованные лаборатории ( п. 7 Порядка № 442);

5) определяет проектные, научно-исследовательские учреждения для научно-технической оценки условий труда и участия в разработке мероприятий по устранению вредных производственных факторов.

В процессе проведения аттестации аттестационная комиссия (п. 2.3 Методрекомендаций № 41):

— осуществляет организационное, методическое руководство и контроль за проведением исполнителями соответствующей работы на всех этапах;

— формирует необходимую правовую и нормативно-справочную базу и организует ее изучение;

— определяет и привлекает в установленном порядке соответствующие организации к выполнению специальных работ;

— организует составление планов размещения оборудования в каждом подразделении с учетом его экспликации, определяет границу рабочих мест (рабочих зон) и присваивает им соответствующий номер;

— составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации;

— сравнивает применяемый технологический процесс, оборудование, сырье и материалы, используемые на предприятии, с предусмотренными в проектах;

— определяет объем необходимых исследований вредных и опасных факторов производственной среды и организует эти исследования;

— прогнозирует и выявляет образование вредных и опасных факторов на рабочих местах;

— устанавливает на основании Единого тарифно-квалификационного справочника соответствие названия профессий и должностей работников, занятых на этих рабочих местах, характеру фактически выполняемых работ. В случае отклонений название профессии (должности) приводится в соответствие с фактически выполняемой работой (с учетом названия профессии (должности) согласно Классификатору профессий);

— составляет Карту условий труда на каждое учтенное рабочее место или группу аналогичных рабочих мест (подробнее о ней см. в подразделе 3.3 ниже);

— проводит аттестацию и по ее результатам составляет перечень рабочих мест, производств, профессий и должностей с неблагоприятными условиями труда;

— уточняет действующие льготы и вносит предложения по установлению льгот и компенсаций в зависимости от условий труда, определяет расходы на эти цели;

— разрабатывает мероприятия по улучшению условий труда и оздоровлению работников;

— выполняет свои функции до назначения нового состава комиссии при следующей или внеочередной аттестации.

Ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации возлагается на руководителя предприятия ( абзац второй п. 4 Порядка № 442, абзац второй п. 1.5 Методрекомендаций № 41).

А если аттестацию не провести? Тогда готовьтесь к штрафам, поскольку непроведение аттестации рабочих мест является нарушением законодательства о труде (подробнее см. в разделе 12 на с. 99).

3.3. Документальное оформление результатов аттестации

Результаты аттестации рабочих мест должны быть в обязательном порядке задокументированы. Для этих целей используют Карту условий труда (далее — Карта). Форма Карты приведена в приложении 2 к Методрекомендациям № 41.

При оформлении Карты руководствуйтесь Инструкцией по заполнению Карты условий труда при проведении аттестации рабочих мест от 30.11.92 г. № 06-41-48, разработанной Минтруда совместно с Минздравом. В ней среди прочего вы можете найти пример заполнения упомянутой Карты.

В разделе I Карты «Гігієнічна оцінка умов праці» отражают результаты гигиенической оценки условий труда на рабочем месте. То есть здесь указывают оценку условий труда с учетом воздействия на работников всех факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных Гигиенической классификацией.

При проведении оценки следует исходить из того, что

гигиеническая оценка условий труда дается по наиболее высокому классу и степени из числа фактически измеренных уровней этих факторов

Что это значит? Поясним на примере.

Предположим, на работающего одновременно воздействуют несколько факторов: микроклимат, тяжесть и вредные вещества. При этом параметры микроклимата относятся к ІІІ классу 1 степени, по тяжести — к ІІІ классу 2 степени, по вредным веществам — ко ІІ классу. В таком случае интегральную оценку необходимо записать так: условия труда относятся к ІІІ классу 2 степени.

Если на рабочем месте отсутствуют вредные производственные факторы и факторы трудового процесса или они не превышают допустимых норм и не отнесены к 1 степени III класса вредности и опасности, то условия труда следует признать соответствующими гигиеническим требованиям. А уже наличие хотя бы одного фактора производственной среды и трудового процесса 1 степени III класса вредности указывает на несоответствие рабочего места требованиям Гигиенической классификации.

В разделе II Карты «Оцінка технічного та організаційного рівня» приводят результаты оценки технического и организационного уровня рабочего места. Ее осуществляют по правилам, предусмотренным разд. 5 Методрекомендаций № 41.

Так, оценку технического уровня рабочего места проводят путем анализа (п. 5.1 Методрекомендаций № 41):

1) соответствия технологического процесса, зданий и сооружений проектам, оборудования нормативно-технической документации, а также характеру и объему выполненных работ, оптимальности технологических режимов;

2) технологической оснащенности рабочего места (наличия технологической оснастки и инструмента, контрольно-измерительных приборов и их технического состояния, обеспеченности рабочего места подъемно-транспортными средствами);

3) соответствия технологического процесса, оборудования, оснастки инструмента и средств контроля требованиям стандартов безопасности и нормам ОТ;

4) влияния технологического процесса, происходящего на других рабочих местах.

В свою очередь, при оценке организационного уровня рабочего места анализируют (п. 5.2 Методрекомендаций № 41):

1) рациональность планирования (соответствие площади рабочего места нормам технологического проектирования и рационального размещения оборудования и оснастки), а также соответствие его стандартам безопасности, санитарным нормам и правилам;

2) обеспеченность работников спецодеждой и спецобувью, средствами индивидуальной и коллективной защиты и их соответствие стандартам безопасности труда и установленным нормам;

3) организацию работы защитных сооружений, приспособлений, контрольных приборов.

На основании комплексной оценки рабочие места относят к одному из трех видов условий труда (раздел III Карты «Атестація робочого місця»):

— с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда;

— с вредными и тяжелыми условиями труда;

— с вредными условиями труда.

Для аттестации рабочего места с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, а также с вредными и тяжелыми условиями труда в расчет принимаются факторы, воздействующие на работника в процессе труда не менее 80 % рабочего времени. С вредными условиями труда оцениваются рабочие места при наличии вредных и опасных производственных факторов, продолжительность воздействия которых составляет менее 80 % рабочего времени. При этом для установления продолжительности воздействия на работника вредных производственных факторов аттестационная комиссия составляет фотографию рабочего дня (см. письмо Гоструда от 20.05.2016 г. № 5602/4/4.6-ДП-16).

В разделе IV Карты «Рекомендації щодо поліпшення умов праці, їх економічне обґрунтування» перечисляют разработанные по результатам аттестации неотложные меры по улучшению условий и безопасности труда, для разработки и внедрения которых не нужно привлекать сторонние организации и специалистов.

В разделе V Карты «Пільги і компенсації» указывают, на какие льготы и компенсации имеет право работник, занятый на аттестуемом рабочем месте.

Что это за льготы и компенсации могут быть, см. в табл. 3.1 на с. 26. При этом предложения на подтверждение права на пенсию на льготных условиях определяют только по показателям, приведенным в приложении 4 к Методрекомендациям № 41, остальные льготы и компенсации — в соответствии с ныне действующими законодательными актами.

С результатами аттестации ознакомляют работников, занятых на аттестуемом рабочем месте

Карту подписывают председатель и члены комиссии.

Кроме того, как предусмотрено п. 6.7 Методрекомендаций № 41, по результатам аттестации составляются перечни:

— рабочих мест, производств, работ, профессий и должностей, работникам которых подтверждено право на льготы и компенсации, предусмотренные законодательством;

— рабочих мест, производств, работ, профессий и должностей, работникам которых предлагается установить льготы и компенсации за счет средств предприятия;

— рабочих мест с неблагоприятными условиями труда, на которых необходимо осуществить первоочередные мероприятия по их улучшению.

Перечень рабочих мест, производств, работ, профессий и должностей, работникам которых подтверждено право на льготы и компенсации (в частности, на льготное пенсионное обеспечение, предусмотренное законодательством), подписывает председатель комиссии по согласованию с профсоюзным комитетом. Он утверждается приказом по предприятию (организации) и хранится в течение 50 лет. Извлечения из приказа прилагают к трудовым книжкам работников, профессии и должности которых внесены в перечень (п. 6.8 Методрекомендаций № 41, п. 9 Порядка № 442).

Материалы аттестации рабочих мест являются документами строгой отчетности и хранятся на предприятии в течение 50 лет.

3.4. Учет расходов на аттестацию рабочих мест

Проведение аттестации рабочих мест нередко требует определенных финансовых затрат. А как же их учесть? Очень просто. Убедитесь в этом сами!

В бухгалтерском учете расходы на ОТ, в частности расходы на аттестацию, отражают с учетом требований П(С)БУ 16. Обратимся к нему.

Так, в соответствии с п. 15.8 этого стандарта расходы на ОТ следует относить в состав общепроизводственных расходов предприятия. А это значит, что в бухгалтерском учете производственных предприятий информацию о сумме расходов на проведение аттестации в периоде их осуществления обобщают по дебету счета 91 «Общепроизводственные расходы».

А что с налоговым учетом? Здесь тоже никаких трудностей.

Напомним: на сегодняшний день объект обложения налогом на прибыль определяют на основании бухгалтерского финансового результата до налогообложения. При этом высокодоходники и малодоходники-добровольцы* корректируют такой финрезультат на разницы, возникающие в соответствии с разд. ІІІ НКУ ( п.п. 134.1.1 НКУ).

Однако при проведении аттестации рабочих мест работников ни о каких разницах беспокоиться не нужно, корректировки для такого случая НКУ не предусмотрены. То есть здесь нужно держать прямой курс на бухгалтерский учет.

А теперь порядок учета расходов на проведение аттестации покажем на примере.

Пример 3.1. На предприятии с вредными условиями труда принято решение о проведении очередной аттестации рабочих мест по условиям труда. К проведению санитарно-гигиенических исследований факторов производственной среды и трудового процесса привлечена соответствующим образом аттестованная организация. Стоимость услуг по проведению этих исследований составила 21000 грн. (в том числе НДС3500 грн.).

В учете предприятия расходы на проведение аттестации нужно отразить следующим образом (см. табл. 3.2 на с. 31):

Таблица 3.2. Учет расходов на аттестацию рабочих мест

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Произведена предоплата стоимости услуг, связанных с проведением аттестации

371

311

21000,00

2

Отражена сумма НДС (до регистрации налоговой накладной в ЕРНН)

644/1

644/НДС

3500,00

3

Отражен налоговый кредит по НДС (получена налоговая накладная, зарегистрированная в ЕРНН)

641/НДС

644/1

3500,00

4

Предоставлены услуги, связанные с проведением аттестации

91

685

17500,00

5

Списан отраженный ранее налоговый кредит по НДС

644/НДС

685

3500,00

6

Произведен зачет задолженностей

685

371

21000,00

выводы

  • Предприятия с потенциальными источниками вредных и опасных производственных факторов, которые могут неблагоприятно влиять на состояние здоровья работающих, проводят аттестацию рабочих мест.
  • По результатам аттестации в каждом конкретном случае определяют, относится работа на этом рабочем месте к категории вредной (тяжелой) или нет.
  • Аттестацию проводят в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже одного раза в 5 лет.
  • Аттестацию проводит постоянно действующая аттестационная комиссия, состав и полномочия которой определяются приказом руководителя предприятия.
  • Сведения о результатах аттестации рабочих мест заносят в Карту условий труда.
  • В бухгалтерском учете производственных предприятий информацию о сумме расходов на проведение аттестации в периоде их осуществления обобщают по дебету счета 91 «Общепроизводственные расходы».

i.Factor.ua

За работу во вредных и опасных условиях труда сотрудникам полагаются льготы и компенсации. Но для того, чтобы установить их, необходимо зафиксировать наличие вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ, — ред.). Специально для этого в российской законодательной практике разработана обязательная процедура – аттестация рабочих мест по условиям труда (АРМ, — ред.).

Результаты, полученные в ходе ее проведения, являются фактическим свидетельством состояния условий труда на рабочих местах и, конечно же, официальным подтверждением для назначения компенсаций и льгот в случаях выявления на рабочем месте ВОПФ. А вот, молоко ли, надбавка к заработной плате, дополнительный отпуск или сокращенная рабочая неделя «за вредность» полагаются сотрудникам при работе на данном рабочем месте – решать аттестационной комиссии. Условия труда на рабочем месте для каждого работника имеют первостепенное значение.

Работа в нефтеперерабатывающей промышленности на скважинах в сложных климатических условиях, к примеру, или работа в просторном комфортабельном офисе – разница существенная, не так ли? Но часто, к примеру, в той же самой нефтеперерабатывающей промышленности создать благоприятные условия труда практически невозможно в силу ряда определяющих факторов: климатических условий, специфики выполнения работ, расположения скважин и т.д. В таком случае работникам предлагаются различные формы стимулирования. Выплата компенсаций и предоставление льгот – одни из них. Компенсации и льготы могут получить не только сотрудники нефтеперерабатывающих производств. Они положены любому сотруднику, на рабочем месте которого имеются ВОПФ.

Определить их наличие можно, к примеру, при помощи проведения производственного контроля, с помощью применения различных исследовательских методик. АРМ – законодательно закрепленная процедура по оценке условий труда на рабочих местах с их последующей рационализацией (улучшением). С помощью ее проведения идентифицируются и предотвращаются риски и опасности на рабочем месте.

Каждый работодатель должен проводить АРМ на основании статьи 212 ТК РФ, чтобы установить факт наличия несоответствий, а также удостовериться в реальном положении дел в организации рабочих мест.

Оценка или анализ проводится по трем категориям: по измерениям гигиенических факторов, по травмоопасности и по обеспеченности средствами индивидуальной защиты. После полученного результата по каждому из этих разделов выводится общий итог о состоянии рабочего места. Компенсации за работу в опасных и вредных условиях труда представлены следующими видами: сокращение продолжительности рабочего дня, повышение оплаты труда, ежегодный дополнительно предоставляемый оплачиваемый отпуск, молоко или другие равноценные пищевые продукты, лечебно-профилактическое питание. Минимальные размеры их устанавливаются на основании Постановления Правительства РФ № 870 от 20.11.2008 г.: Сокращение продолжительности рабочего времени (не более 36 часов в неделю); Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (не менее 7 рабочих дней); Повышение оплаты труда работника (не менее 4 процентов тарифной ставки, установленной для работ с оптимальными условиями труда).

ifreestore.net

1 год ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *