Закон для васЛьготыТосэр льготы по налогу на прибыль

Тосэр льготы по налогу на прибыль

Нет времени читать? Сохрани

Содержание

Что представляют собой территории опережающего социально-экономического развития (далее по тексту — ТОСЭР)? В российских моногородах уже созданы 34 ТОСЭР. Какие льготы установлены для бизнесменов, осуществляющих предпринимательскую и инвестиционную деятельность на ТОСЭР?

В начале мая 2017 г. в рамках рабочего заседания итогов деятельности, направленной на создание ТОСЭР на территории Дальнего Востока, премьер-министр страны Дмитрий Медведев заявил о намерении выделить из госбюджета сумму в 30 млрд рублей, которая будет направлена на создание и эффективное развитие такой территории.

КТО ПОДПАДАЕТ ПОД СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА?

Напомним, что особенности правового регулирования осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности на ТОСЭР определены в Федеральном законе от 29.12.2014 г. №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ», который вступил в силу 31.03.2015 г. (далее по тексту – Закон №473-ФЗ).

Понятие ТОСЭР

ТОСЭР представляет собой часть территории субъекта РФ, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности бизнесменов. Такой режим должен способствовать созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций (п.2 ст.2 Закона №473-ФЗ).

Важно!

ТОСЭР – это отдельные муниципальные образования, которые необходимо развивать. Для предпринимателей, готовых работать на таких территориях, создаются благоприятные условия для ведения бизнеса.

ТОСЭР создается сроком на 70 лет по решению Правительства РФ на основании предложения уполномоченного федерального органа. Указанный срок может быть продлен по решению Правительства РФ.

Решение о создании ТОСЭР на территории муниципального образования (города, села, поселка, сельского поселения) принимается Правительством РФ на основании предложения Минэкономразвития РФ по результатам оценки заявки, представляемой руководителем субъекта РФ.  

Что дает предпринимателям регистрация бизнеса в ТОСЭР?

Резидентам ТОСЭР предоставляются различного рода преференции. Прежде всего, налоговые льготы.

Налоговые льготы для резидентов ТОСЭР

Одним из самых главных преференций для резидентов ТОСЭР является льготное налогообложение и освобождение от уплаты ряда налогов.

Резиденты ТОСЭР имеют значительные налоговые преимущества, по сравнению с другими налогоплательщиками.

3.1. Льготы по налогу на прибыль

Резидент ТОСЭР вправе применять к налоговой базе пониженные налоговые ставки (ст.284.4 НК РФ). Ставка налога на прибыль в части федерального бюджета с доходов от предпринимательской деятельности, осуществляемой на ТОСЭР, составляет 0% в течение пяти налоговых периодов (п.3 ст.284.4 НК РФ).

В части платежей в региональный бюджет ставка налога на прибыль составляет:

  • 5 % в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от указанной деятельности;
  • 10 % в течение следующих пяти налоговых периодов (п.4 ст.284.4 НК РФ, Письма Минфина РФ от 25.04.2017 г. №03-01-11/24949, от 20.03.2015 г. №03-03-10/15503).

С целью применения пониженных ставок резидент ТОСЭР должен выполнить следующие условия:

  • доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений о ведении деятельности на ТОСЭР, должны быть не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы (пп.1 п.2 ст.284.4 НК РФ);
  • организация раздельного учета доходов и расходов (пп.2 п.2 ст.284.4 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 10.01.2017 г. №03-03-06/1/80094).

Сам порядок ведения раздельного учета, позволяющий разграничить доходы (расходы), полученные (понесенные) от деятельности в рамках исполнения соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР, и доходы (расходы), полученные (понесенные) при осуществлении иной деятельности, должен быть установлен резидентом ТОСЭР в учетной политике для целей налогообложения (Письмо ФНС РФ от 07.12.2016 г. №СД-4-3/23385@).

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

Напомним, что для «обычных» налогоплательщиков ставка налога на прибыль составляет 20% (3 % — в федеральный бюджет, 17 % — в региональный бюджет).

3.2. Льготы по НДС

Резиденты ТОСЭР вправе возмещать НДС в упрощенном (ускоренном) порядке – вместе с подачей декларации и договора поручительства управляющей компании (пп.3 п.2 ст.176.1 НК РФ). Такой порядок возмещения НДС позволяет существенно сэкономить время на возврат суммы НДС, заявленной к возмещению до завершения проведения камеральной налоговой проверки декларации.

Зачет или возврат сумм НДС может осуществляться в течение 11-16 дней со дня подачи декларации. «Обычные» налогоплательщики не могут воспользоваться таким правом на заявительный порядок возмещения НДС.

3.3. Льгота по НДПИ

В отношении уплаты НДПИ резиденты ТОСЭР имеют возможность применения пониженного коэффициента в порядке, предусмотренном ст.342.3 НК РФ.

В течение ста двадцати налоговых периодов (налоговый период по НДПИ – календарный месяц, ст.341 НК РФ) для резидентов ТОСЭР применяются следующие коэффициенты (п.5 ст.342.3 НК РФ):

  • 0 – в течение двадцати четырех налоговых периодов;
  • 0,2 – с двадцать пятого по сорок восьмой включительно налоговый период;
  • 0,4 – с сорок девятого по семьдесят второй включительно налоговый период;
  • 0,6 – с семьдесят третьего по девяносто шестой включительно налоговый период;
  • 0,8 – с девяносто седьмого по сто двадцатый включительно налоговый период;
  • 1 – в последующие налоговые периоды.

3.4. Освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога

Резиденты ТОСЭР могут быть освобождены в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, законодательством субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога (п.8 ст.17 Закона №473-ФЗ).

Так, согласно п.4.1 ст.2 Закона Приморского края от 28.11.2003 г. №82-КЗ «О налоге на имущество организаций» (принятого Законодательным Собранием Приморского края) налоговая ставка устанавливается в отношении имущества, учитываемого на балансе компаний — резидентов ТОСЭР вновь созданного и (или) приобретенного в целях ведения деятельности на ТОСЭР и не входящего в состав налоговой базы до включения организаций в реестр резидентов ТОСЭР, в размере:

  • 0 % — на пять лет с месяца, следующего за месяцем постановки указанного имущества на баланс компании;
  • 0,5 % — в течение последующих пяти лет с месяца, следующего за месяцем, в котором прекратила действие налоговая ставка, установленная абз.2 настоящей части.

Например, согласно утвержденному Положению о местных налогах на территории городского округа «Город Хабаровск» (Решение Хабаровской городской думы от 23.11.2007 г. №571) резиденты ТОСЭР в отношении земельных участков, расположенных на территории ТОСЭР в границах муниципального образования городского округа «Город Хабаровск», освобождены от земельного налога.

БУХГАЛТЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИП

Пониженные тарифы страховых взносов

Резиденты ТОР имеют право на использование пониженных ставок страховых взносов.

Общий размер страховых взносов составляет 7,6%, в т.ч.:

  • ПФР – 6%;
  • ФСС – 1,5%;
  • ФФОМС – 0,1% (пп. 12, 13 п. 1, пп.5 п.2 ст.427 НК РФ).

4. Неналоговые льготы

Для резидентов ТОСЭР действуют пониженные ставки арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании и иные преференции неналогового характера.

Резиденты ТОСЭР имеют приоритетное подключение к объектам инфраструктуры, что имеет важное значение для осуществления многих видов предпринимательской деятельности.

НАПРИМЕР

На территории Дальневосточного федерального округа, кроме налоговых преференций, резиденты ТОСЭР имеют дополнительные неналоговые преференции. Среди таких неналоговых льгот значится: сокращенное время проведения контрольных проверок, внеплановые проверки проводятся только по согласованию с Минвостокразвития РФ, а срок проведения плановой проверки — не более 15 рабочих дней. Помимо этого, для таких резидентов действует режим свободной таможенной зоны, беспошлинный и безналоговый ввоз, хранение, потребление (использование) иностранных товаров внутри ТОСЭР, реэкспортный вывоз товаров (оборудования).

Определенные послабления предусмотрены и в части привлечения иностранной рабочей силы – таким резидентам не требуется получение разрешений на привлечение иностранных работников: разрешение выдается без учета квот.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ИП

5. Как стать резидентом ТОСЭР?

Резидентом ТОСЭР может стать индивидуальный предприниматель или юридическое лицо — коммерческая организация (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий). Для этого ИП или компании необходимо в общеустановленном порядке зарегистрироваться на ТОСЭР, заключить в соответствии с требованием Закона №473-ФЗ соглашение об осуществлении деятельности на этой территории.

Важно!

Резиденты ТОСЭР не вправе иметь филиалы и представительства за пределами данной территории (п.3 ст.12 Закона №473-ФЗ).

Бизнесмены должны отвечать требованиям к резидентам ТОСЭР и реализуемым ими инвестиционным проектам.

Чтобы стать резидентом ТОСЭР бизнесмены должны подать заявку в управляющую компанию или муниципальное образование, на территории которого создается ТОСЭР.

Управляющей компанией является АО, которое определено Правительством РФ в целях осуществления функций по управлению территорией опережающего социально-экономического развития и 100% акций которого принадлежит РФ, и (или) дочернее хозяйственное общество, созданное с участием данного АО (п.5 ст.2 Закона №473-ФЗ).

Заявка на заключение соглашения об осуществлении деятельности должна содержать следующие сведения:

  • о видах экономической деятельности, которыми планируем заниматься бизнесмен на ТОСЭР;
  • о площади земельного участка или об ином имуществе, необходимых для осуществления заявленной экономической деятельности;
  • о величине необходимой присоединяемой мощности энергопринимающих устройств предпринимателя, о видах, об объеме и о планируемой величине необходимой подключаемой нагрузки в отношении необходимых ресурсов (в том числе холодной и горячей воды, сетевого газа и тепловой энергии), используемых для предоставления услуг по теплоснабжению, газоснабжению и водоснабжению, а также иных ресурсов, необходимых для осуществления деятельности;
  • о сроке, на который предлагается заключить соглашение об осуществлении деятельности (п.1 ст.13 Закона №473-ФЗ).

Форма заявки в настоящее время установлена Приказом Минэкономразвития РФ от 19.12.2016 г. №813 и Минвостокразвития РФ от 02.04.2015 г. №42 (ред. от 24.01.2017). 

Например, процедура вступления резидентов в ТОСЭР на Дальнем Востоке максимально упрощена. Для потенциальных инвесторов необходимо подать заявку в Управляющую компанию ТОСЭР — АО «Корпорация развития Дальнего Востока».

К заявке бизнесмены должны приложить:

  • копии учредительных документов (для юридических лиц);
  • бизнес-план, примерная форма которого устанавливается уполномоченным федеральным органом;
  • копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).

Заявка представляется на бумажном и электронном носителях в двух экземплярах. Заявка должна быть прошита в одну или несколько папок (томов), пронумерована и опечатана.

На сайте Минэкономразвития РФ размещен реестр резидентов ТОСЭР, созданных на территории монопрофильных муниципальных образований. По состоянию на 20.04.2017 г. в данном реестре значится 23 резидента. А среди видов осуществляемой деятельности значатся, например: производство пищевых продуктов (ОКВЭД 15.13), бытовых электрических приборов (ОКВЭД 29.71), машин для сортировки, дробления, смешивания и аналогичной обработки грунта, камня, руды и прочих минеральных веществ (ОКВЭД 28.92.4).

rosco.su

Будет ли попадать под льготу по налогу на имущество (земля и оборудование), имущество которое находится на балансе предприятия до вступления в ТОСЭР, но участвующее для производства продуктов в рамках ТОСЭР? 

Нет, не будет.

Согласно Закону Вологодской области от 21.11.2003 № 968-ОЗ (ред. от 28.12.2017) «О налоге на имущество организаций» освобождаются от налогообложения организации — резиденты территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Вологодской области, в отношении имущества, вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.

Льгота предоставляется на срок десять лет с первого числа квартала, следующего за кварталом постановки такого имущества на баланс в качестве основного средства организации.

Льгота, установленная настоящей статьей, предоставляется организациям — резидентам территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Вологодской области, при выполнении следующих условий:

доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

налогоплательщиком ведется раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.

При этом организация утрачивает право на применение льготы в случае выявления отклонения годового суммарного значения объема налоговых поступлений от организации в консолидированный бюджет области по следующим видам налогов: налога на прибыль организаций, транспортного налога, налога на имущество организаций, налога на доходы физических лиц, земельного налога более чем на 30% в меньшую сторону от годового суммарного значения аналогичных плановых показателей, указанных в соглашении об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, — за налоговый период, по итогам которого выявлено указанное отклонение, с первого числа такого налогового периода.

В случае проведения реконструкции, модернизации оборудования и зданий с целью реализации проекта, в каком размере будет применяться льгота по налогу на имущество? Ко всей стоимости оборудования и зданий после реконструкции, модернизации или в сумме осуществленных капитальных затрат?

Только в сумме осуществленных капитальных затрат. Согласно п.2 Требований к инвестиционным проектам Постановления Правительства РФ от 22.06.2015 г. № 614: «При определении объема капитальных вложений не учитываются затраты, понесенные до даты включения юр. лица в реестр резидентов ТОСЭР»

При подготовке отчетности резидент ТОСЭР, подтверждая капитальные вложения, будет предоставлять в налоговый орган подтверждающие документы на приобретение оборудования и осуществление строительно-монтажных работ. Контролироваться будет только размер капитальных вложений и/или перечень оборудования и работ согласно бизнес-плану?

Будет оцениваться фактическое использование оборудования в реализации инвестиционного проекта, под который предприятием получен статус резидента ТОСЭР. Будет контролироваться и объем капитальных затрат и их назначение.

Какие меры будут применяться к резидентам ТОСЭР в случае невыполнения критериев (например, объем услуг градообразующему предприятию более 50%) в отдельном квартале, но при их обеспечении в целом по году?

Трактуется как нарушение и, как следствие, лишение статуса резидента.

При заключении Соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР резидент обязуется ежеквартально представлять информацию о выполнении обязательств по соглашению, а также информацию о соответствии резидента требованиям законодательства (пп. «в» п 1. Требований к инвестиционным проектам Постановления Правительства РФ от 22.06.2015 г. № 614 «в результате реализации инвестиционного проекта не предусматривается исполнение контрактов, заключенных с градообразующей организацией моногорода или ее дочерними организациями, и (или) получение выручки от реализации товаров, оказания услуг градообразующей организации моногорода или ее дочерним организациям в объеме, превышающем 50 процентов всей выручки, получаемой от реализации товаров (услуг), выполненных работ, произведенных (оказанных) в результате реализации инвестиционного проекта»

Будут ли учитываться в количестве рабочих мест сотрудники, работающие удаленно (в трудовом договоре будет прописано место работы – г.Череповец, по факту работник находится в другом городе/регионе). Например, проектировщик, научный сотрудник, программист.

Не будут, таких работников не должно быть. Данные сотрудники под льготное налогообложение не подпадают.

При создании удаленного рабочего места должно быть создано обособленное подразделение в том регионе (городе), где удаленно находится сотрудник (п. 3 ст. 34 Федерального закона 473-ФЗ «Резидент ТОСЭР осуществляет деятельность исключительно на территории муниципального образования»)

Будут ли фактические полставки считаться новым рабочим местом?

Будет, в случае принятия на работу инвалида и  его занятости неполный рабочий день. Совместитель не является новым рабочим местом. Должно быть создано полноценное рабочее место.

Может ли часть сотрудников действующего предприятия быть переведена в новый проект? Перевод – с одной должности на другую; совмещение —  фактически создано новое рабочее место, но принят кто-то из уже работающего персонала на часть ставки. Или принят на совмещение сотрудник дочерней организации?

Совместитель не является новым рабочим местом. Должно быть создано полноценное рабочее место.

Будет ли считаться рабочим местом трудоустройство по договору гражданско-правового характера?

Нет. ГПХ – это договор на временную услугу, а не на новое постоянное рабочее место (мнение МИФНС №12).

Если новый инвестпроект внутри действующего предприятия будет с ОКВЭДом, попадающим под ТОСЭР, то каким образом применяются льготы – ко всему предприятию или только к выделенному проекту?

Только к новому проекту

Если часть сотрудников, например, 20, – это реально новые люди на новые места, а другая часть — это люди, перешедшие из старого проекта, будет ли на весь проект по всем сотрудникам распространяться льгота на страховые взносы, или только на реально новых людей? Как будет отслеживаться: это новый человек или уволенный со старого места и устроенный на новое?

В рамках действующего предприятия должны быть соблюдены требования к Инвестиционному проекту (постановление Правительства РФ № 614, 22.06.2015), а именно: должно быть создано  не меньше 20 новых рабочих мест в течение 1-го года реализации проекта, а если это действующая организация — не меньше среднесписочной численности за последние 3 года (либо за период существования, если оно существует менее 3 лет)

Если реально предполагается, что со временем действующий проект свернется из-за устаревающей продукции, то высвобожденные люди, трудоустроенные в новый проект, будут считаться новыми рабочими местами и попадать под льготы?

При условии полного прекращения предыдущего проекта и реализации нового трудоустроенные люди будут считаться новыми рабочими местами и попадать под льготы

Будут ли дальнейшие затраты на вновь приобретаемое оборудование (модернизация) учитываться в налоге на имущество

Да, если они понесены в рамках реализации инвестиционного проекта (п. 2 Требований к ИП, 614 Постановление Правительства от 22.06.2015)

В случае, если по каким-то причинам у резидента ТОСЭР будут выявлены нарушения и принято решение о лишении статуса резидента, помимо выплаты неуплаченных налогов (льгот) будут ли применяться штрафные санкции, пени?

Будут применяться с момента лишения статуса резидента ТОСЭР. (В Соглашении об осуществлении деятельности на ТОСЭР в пункте «Порядок расторжения Соглашения» предусмотрено «В случае если на момент расторжения Соглашения Резидентом не выполнены требования в части минимального объема капитальных вложений и минимального количества новых постоянных рабочих мест, установленные постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 года № 614 и от 7 августа 2017 года № 939, Резидент в течение одного месяца со дня исключения из Реестра и получения уведомления о досрочном расторжении Соглашения обязан уплатить все не уплаченные ранее суммы налогов».

В случае дальнейшей несвоевременной уплаты налогов МИФНС начисляет штрафные санкции.

Если в ходе реализация проекта будет изменен ОКВЭД на другой, имеющийся в списке ТОСЭР – будет ли это нарушением, которое влечет за собой лишение статуса резидента?

Нарушение. В период реализации проекта, под реализацию которого предприятие получило статус резидента ТОСЭР, ОКВЭД менять нельзя. При смене ОКВЭД необходимо создавать новый проект и перезаключать соглашение.

Будет ли являться капитальным вложением, подтверждающим инвест. затраты, приобретение здания?

Да, при соблюдении условий п. 2 Требований к ИП, 614 Постановление Правительства от 22.06.2015

Где получить информацию, что относится к видам деятельности градообразующего предприятия? Как это проверить и проконтролировать?

Согласно п.4 ст. 34 Федерального закона 473-ФЗ «под градообразующей организацией моногорода понимается организация, которая осуществляет деятельность на территории моногорода, и среднесписочная численность работников которой составляет не менее 20 процентов среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования».

На территории Череповца к градообразующей организации относится ПАО «Северсталь», вид деятельности (основной вид деятельности) по ОКВЭД 24.1 — Производство чугуна, стали и ферросплавов

Может ли новое предприятие с производственным ОКВЭДом не получать ОКВЭД по оптовой торговле для сбыта произведенной продукции?

Да. ОКВЭД по оптовой торговле не нужен, если продают только свою произведенную продукцию в рамках ТОСЭР. По иной продукции осуществляется раздельный учет. Не должно быть более 10% оборота.

Может ли предприятие иметь дополнительный ОКВЭД по оптовой торговле? 

Да, при условии, что предприятие занимается перепродажей (например, не своя продукция) и ведет раздельный учет.

Если  планируют на новом предприятии еще торговать чем-то иным, и это выводят за рамки инвестпроекта, прибыль от этой деятельности не попадает под льготу?

Да, если она не более 10 % от всего объема выручки предприятия.

А если в рамках действующего ОКВЭД еще что-то стали производить, то 90% прибыли должно быть по утвержденному проекту, как в условиях, но доп. производство тоже под льготу попадет, но не более 10%?  Или что это за 10%?

Цитата «доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль».

Применение Льготы по налогу на прибыль (п.4 ст.284.4 НК РФ, Письма Минфина РФ от 20.03.2015 г. №03-03-10/15503, 10.10.2017 № 03-03-06/1/66087)

Резидент ТОСЭР вправе применять к налоговой базе пониженные налоговые ставки: ставка в части поступлений в федеральный бюджет — 0%, в региональный: первые 5 лет — не больше 5%, следующие — не меньше 10% (местные власти могут менять условия).

С целью применения пониженных ставок резидент ТОСЭР должен выполнить следующие условия:

1. доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений о ведении деятельности на ТОСЭР, должны быть не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы (пп.1 п.2 ст.284.4 НК РФ);

2. организация раздельного учета доходов и расходов (пп.2 п.2 ст.284.4 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 10.01.2017 г. № 03-03-06/1/80094).

Сам порядок ведения раздельного учета, позволяющий разграничить доходы (расходы), полученные (понесенные) от деятельности в рамках исполнения соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР, и доходы (расходы), полученные (понесенные) при осуществлении иной деятельности, должен быть установлен резидентом ТОСЭР в учетной политике для целей налогообложения (Письмо ФНС РФ от 07.12.2016 г. № СД-4-3/23385@).

Льготируется ли оборудование в рамках инвестпроекта, взятое в лизинг?

Льгота по оборудованию в лизинге не предоставляется. При лизинге оборудование ставиться на балансе, но оно не считается приобретенным (нет перехода права собственности, нет факта приобретения) соответственно под льготу по налогу на имущество не подпадает.

ia-cher.ru

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу предоставления налоговых льгот резидентам территории опережающего социально-экономического развития и сообщает следующее.

По вопросу предоставления льгот организации, получившей статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (далее — ТОСЭР) по земельному налогу и налогу на имущество организаций сообщается.

В соответствии с пунктом 8 статьи 17 Федерального закона от 29.12.2016 N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 473-ФЗ) особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории опережающего социально-экономического развития предоставляется в соответствии с данным Федеральным законом и другими федеральными законами и включает в себя освобождение в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований резидентов территории опережающего социально-экономического развития от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога.

Подпунктом 6 пункта 5 статьи 3 Федерального закона N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 473-ФЗ) установлено, что в течение тридцати дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения, указанного в части 2 статьи 3 Федерального закона N 473-ФЗ, уполномоченный федеральный орган, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования или исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, на территориях которых создается территория опережающего социально-экономического развития, заключают соглашение о создании территории опережающего социально-экономического развития, которым могут устанавливаться условия предоставления резидентам территории опережающего социально-экономического развития налоговых льгот по уплате налогов на имущество организаций, земельного налога, в том числе сроки предоставления этих льгот.

В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налог на имущество организаций относится к региональным налогам, а земельный налог согласно статье 15 Кодекса является местным налогом.

Налог на имущество организаций и земельный налог являются одними из основных источников формирования доходной базы соответственно региональных и местных бюджетов и в федеральный бюджет не зачисляются.

Пунктом 2 статьи 372 Кодекса и пунктом 2 статьи 387 Кодекса предусмотрено, что устанавливая налоги законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Обращаем внимание, что полномочия давать письменные разъяснения налогоплательщикам по применению законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) предоставлены финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

По вопросу применения организацией, получившей статус резидента ТОСЭР в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ, пониженных тарифов страховых взносов.

Согласно подпункту 12 пункта 1 и подпункту 5 пункта 2 статьи 427 Кодекса для организаций, получивших статус резидента ТОСЭР в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ, применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование — в размере 6,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 1,5 процента, на обязательное медицинское страхование — 0,1 процента.

В соответствии с пунктом 10 статьи 427 Кодекса упомянутые плательщики применяют пониженные тарифы страховых взносов в течение 10 лет со дня получения ими статуса резидента ТОСЭР, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен такой статус.

При этом пониженные тарифы страховых взносов применяются в отношении резидента ТОСЭР, получившего такой статус не позднее чем в течение трех лет со дня создания соответствующей ТОСЭР.

Частью 10 статьи 13 Федерального закона N 473-ФЗ определено, что управляющая компания вносит в реестр резидентов запись о регистрации юридического лица в качестве резидента ТОСЭР в течение трех рабочих дней с даты заключения соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.

Юридическое лицо признается резидентом ТОСЭР с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов (часть 12 статьи 13 Федерального закона N 473-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона N 473-ФЗ в течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности резидент ТОСЭР обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении деятельности, и осуществить инвестиции, в том числе капитальные вложения, в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением об осуществлении деятельности.

Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона N 473-ФЗ резиденты ТОСЭР не вправе иметь филиалы и представительства за пределами ТОСЭР.

Учитывая изложенное, плательщик страховых взносов, получивший статус резидента ТОСЭР и осуществляющий деятельность в соответствии с бизнес-планом по реализации инвестиционного проекта и иные виды деятельности, не предусмотренные соглашением об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором им был получен такой статус, к выплатам и иным вознаграждениям, начисляемым в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам на выполнение работ, оказание услуг только физическим лицам, занятым в исполнении упомянутого инвестиционного проекта, поименованного в соглашении об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.

При этом плательщик обязан вести раздельный учет выплат, производимых физическим лицам в связи с деятельностью, предусмотренной данным соглашением, и иными видами деятельности, с целью применения к выплатам в их пользу различных тарифов, установленных соответственно статьей 427 Кодекса и статьей 426 Кодекса.

По вопросу предоставления льгот организации, получившей статус резидента ТОСЭР по налогу на прибыль организаций.

Согласно действующей редакции Кодекса для организаций, получивших статус резидента ТОСЭР в соответствии с Федеральным законом 473-ФЗ, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, в части зачисления в федеральный бюджет, установлена в размере 0 процентов и применяется в порядке, предусмотренном статьей 284.4 Кодекса.

При этом для резидентов ТОСЭР законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль организаций, в части зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР, в соответствии с положениями статьи 284.4 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 284.4 Кодекса налогоплательщик-резидент ТОСЭР вправе применять к налоговой базе налоговые ставки в размерах и порядке, которые предусмотрены статьей 284.4 Кодекса, при выполнении следующих условий:

1) доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР, составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу в соответствии с главой 25 Кодекса;

2) налогоплательщиком ведется раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.

Таким образом, в случае выполнения вышеуказанных условий, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, в части зачисления в федеральный бюджет, в размере 0 процентов применяется ко всей налоговой базе. При этом пониженная ставка налога на прибыль организаций, в части зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации, применяется только к налоговой базе от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР.

Заместитель директора Департамента В.В. Сашичев

Рассмотрены вопросы предоставления налоговых льгот организации, получившей статус резидента ТОСЭР.

Законом о ТОСЭР установлено, что в соглашении о создании ТОСЭР могут устанавливаться условия предоставления резидентам льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу.

Кроме того, резиденты ТОСЭР применяют пониженные тарифы страховых взносов в течение 10 лет со дня получения ими статуса резидента, т. е. с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов. При этом резидент должен осуществлять деятельность в соответствии с соглашением. Он обязан вести раздельный учет выплат, производимых физлицам в связи с деятельностью, предусмотренной соглашением, и иными видами деятельности, с целью применения к выплатам различных тарифов.

Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, в части зачисления в федеральный бюджет, установлена в размере 0%. Регионы могут установить пониженные налоговые ставки налога в части зачисления в бюджеты субъектов Федерации. Доходы от инвестиционной деятельности должны составлять не менее 90% всех доходов при ведении раздельного учета. При этом нулевая ставка по налогу на прибыль в части зачисления в федеральный бюджет применяется ко всей налоговой базе. Пониженная ставка в части зачисления в региональные бюджеты применяется только к налоговой базе от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР.

www.garant.ru

Похожие статьи