Таможенные льготы сущность цели порядок предоставления

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования«Сибирский государственный аэрокосмический университет  имени академика М.Ф. Решетнева»(СибГАУ) 

 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине «» 

на тему «» 

 
 
 
 
 
 

                                                        Выполнил:                                                   
                                                                           студент группы ТД-
                                                                                                                                               
                                                                           Проверил:
                                                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Красноярск 2011      Содержание

     Введение…………………………………………………………………….3

    2. Роль тарифных  льгот в системе государственного  регулирования ВЭД….13          2.1. Сущность государственного регулирования ВЭД…………………13          2.2. Тарифные льготы в системе таможенно–тарифного регулирования ВЭД……………………………………………………………………………….16Заключение……………………………………………………………………….22Список использованной литературы……………………………………………24 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         Введение

         Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития.
         Таможенно —тарифное регулирование внешней торговли России является одним из важнейших экономических методов управления. Принятие в мае 1993 г. и вступления в силу с 1 июля 1993 г. Закона РФ “О Таможенном тарифе” усилило роль и значимость таможенно — тарифного регулирования, его составных элементов. Принятием данного закона была установлена главная цель, это установление порядка формирования и применения таможенного тарифа, а также определение таможенной стоимости, страны происхождения товаров, вопросы тарифных льгот и др. 
    Вопросы таможенно — тарифной политики регулируется рядом международных договоров, соглашений, конвенций, в которых определены на многосторонней основе многие принципы, правила, условия, организационная база Таможенно – тарифной системы. 
    Одним из направлений, получившего широкое распространение в мировой практике является система предоставления разного рода льгот. 
    Актуальность проблемы предоставления тарифных льгот на сегодняшний момент не вызывает сомнения: это отражается в увеличение объемов ввозимых товаров претендующих на предоставление преференций, расширение географии ввоза.
         Но при этом предоставление тарифных льгот должно сопровождаться строгим контролем, а также оговорками о защитных мерах, чтобы избежать возможности нанесения слишком значительного ущерба стране, со стороны конкурирующих стран третьего мира, поставляющих дешевые товары, из-за крайне низкого в этих странах уровня заработной платы.
         Объект данной курсовой работы – тарифная льгота, как инструмент государственного регулирования.
         Предмет работы – общественные отношения, возникающие при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, связанные с применением тарифных льгот при осуществление таможенно-тарифного регулирования.
         Главная цель – выяснить каким образом  тарифные льготы влияют на внешнюю торговлю.
         В связи с этим выявлены приоритетные задачи:
         1. обозначить сущность и назначение  таможенных льгот;
         2. исследовать отдельный институт  таможенных льгот – тарифные  льготы;
         3. рассмотреть понятие государственного  регулирования внешнеэкономической деятельности;
         4. проследить какое место тарифные  льготы занимают в системе  таможенно-тарифного регулирования  ВЭД. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

             Большая российская юридическая энциклопедия определяет таможенные льготы как преимущества, предоставляемые юридическим и физическим  лицам при ввозе, вывозе или транзите товаров, ценностей, личных вещей, других предметов. Несколько другое определение дается в учебной литературе. Некоторые авторы характеризуют таможенные льготы как определенные законодательством преимущества лицам, осуществляющим таможенные операции, состоящие в освобождении в процессе перемещения ими товаров (ввоза и вывоза) от таможенных платежей. Но последнее определение не совсем полное. На самом деле освобождение от уплаты лишь таможенных пошлин и сборов – это тарифные льготы. А понятие таможенные льготы включает в себя еще и применение упрощенной процедуры пропуска через таможенную границу товаров, личных вещей, либо полного неприменения таких процедур, наделение правом на ввоз в страну либо вывоз из нее каких-либо предметов, перемещение которых через границу по общему правилу запрещено.
               По юридической природе таможенные  льготы делятся на конвенционные, имеющими своей основой международный договор, и односторонние, устанавливаемые государством в одностороннем порядке. 
             Условно все таможенные льготы можно подразделить на льготы представителям иностранных  государств и их работникам и иным иностранным лицам.
             В зависимости от того, в какой области  таможенного дела делается исключение смягчающего характера, таможенные льготы можно разделить на:

               Льготы  по таможенному декларированию и таможенному контролю предоставляются в отношении товаров и транспортных средств, находящихся в собственности представительств иностранных государств и международных организаций, должностных лиц и вспомогательного персонала таких представительств и организаций, представительств ряда иностранных фирм, их сотрудников, а также членов их семей и заключаются в освобождении перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими лицами товаров и транспортных средств от определенных форм таможенного контроля и в упрощении процедуры их таможенного декларирования. Законодательными актами Российской Федерации такого рода льготы могут предоставляться и отдельным российским лицам (Президенту РФ, депутатам Федерального Собрания РФ и др.).
               К этой категории льгот относятся  и привилегии, выражающиеся в освобождении от административной и уголовной  юрисдикции определенных лиц из числа  вышеуказанных, в том числе при  совершении ими нарушений таможенных правил и преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов.
               Льготы  по уплате таможенных платежей предоставляются  Таможенного союза (далее ТС) на условиях взаимности или в одностороннем порядке в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины и иных налогов и сборов, освобождения от их уплаты, снижения ставок таможенных пошлин и установления квот на преференциальный ввоз и вывоз из России товаров. Она также могут предоставляться как российским, так и иностранным лицам в зависимости от целей перемещения ими товаров через таможенную границу ТС. 

             
                 Следует различать понятия «таможенная льгота» и «тарифная льгота». Под таможенной льготой понимается любая льгота, касающаяся правил, установленных таможенным законодательством (льготы по таможенному оформлению, таможенному контролю и т. д.), в том числе и льгота по уплате таможенных платежей, к которым помимо таможенной пошлины отнесены НДС, акцизы и другие обязательные платежи, взимаемые в связи с перемещением товара через таможенную границу.
                 Тарифная  льгота подразумевает льготное налогообложение  в связи с взиманием только таможенной пошлины, ставка которой  содержится в таможенном тарифе (отсюда и название — тарифная льгота).
                 Таким образом, понятие таможенной льготы шире понятия тарифной льготы.
                 Статья 34 Закона РФ «О таможенном тарифе» содержит определение тарифной льготы. В соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» таможенная пошлина отнесена к числу федеральных налогов. Таким образом, тарифная льгота, предполагающая сокращение размера подлежащей уплате таможенной пошлины, — конкретное проявление льготного налогообложения.
                 Тарифные льготы в отношении товаров устанавливаются рядом законодательных актов Комиссии Таможенного союза, Решениями Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества, а также национальным законодательством РФ, например Законом «О таможенном тарифе», постановлениями Правительства и законодательными актами Федеральной Таможенной Службы. В отдельных случаях тарифные льготы могут предоставляться по решению Президента РФ (в форме указа или распоряжения).
                 Тарифные  льготы не могут носить индивидуального характера. Запрет индивидуализации тарифных льгот отвечает принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности и, в частности, принципу равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации.
                 Тарифная  льгота представляет собой инструмент реализации торговой политики Таможенного союза, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности. В последнем случае льгота может содержаться как в международном договоре (международное право), так и акте российского таможенного законодательства (внутреннее право). В соответствии со ст. 38 Закона «О таможенном тарифе» норма международного договора (соглашения), участником которого является Российская Федерация, имеет преимущественную силу по сравнению с аналогичной нормой внутреннего законодательства.
                 Под льготами по уплате таможенных платежей понимаются в Таможенном кодексе  Таможенного союза:
                 1) тарифные преференции;
                 2) льготы по уплате таможенных пошлин;
                 3) льготы по уплате налогов;
                 4) льготы по уплате таможенных  сборов.
                 Тарифные  преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств – членов  Таможенного союза.
                 Виды  тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления, определяются в  соответствии ТК ТС и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза.
                 Льготы  по уплате налогов и таможенных сборов, определяются законодательством государств – членов  Таможенного союза.
                 В Законе «О таможенном тарифе» закреплены основные виды тарифных льгот:
                 а) возврат ранее уплаченной пошлины;
                 б) освобождение от уплаты пошлины;
                 в) снижение ставки пошлины;
                 г) установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
                 Следует отметить, что список льгот, содержащихся в Законе РФ «О таможенном тарифе», не является исчерпывающим. Например, в Таможенном кодексе предусмотрена такая разновидность тарифных льгот, как отсрочка или рассрочка уплаты таможенной пошлины. Эта льгота относится к формам налогового кредита и характеризуется возвратностью и платностью. За предоставление отсрочки или рассрочки взимаются проценты по ставкам, устанавливаемым Центральным банком РФ по предоставляемым этим банком кредитам.
                 Решение об отсрочке или рассрочке уплаты таможенной пошлины принимается  таможенным органом, производящим таможенное оформление.
                 Эта льгота не может применяться по отношению  к лицам, предпринимавшим попытку  уклониться от уплаты таможенных платежей. Не предоставляется отсрочка и рассрочка  уплаты таможенной пошлины физическим лицам. Максимальный срок отсрочки или  рассрочки не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации.
                 Еще одна форма таможенно-тарифной льготы — применение единых ставок таможенных платежей. Упрощенный, льготный порядок  перемещения физическими лицами товаров, не предназначенных для  производственной или иной коммерческой деятельности, включает полное освобождение от таможенных платежей или применение единых ставок таможенных платежей. Единые ставки таможенных платежей при применении льготного порядка перемещения применяются в отношении всех категорий товаров независимо от уровня их налогообложения и страны происхождения, за исключением товаров, происходящих и ввозимых из государств — участников СНГ (в последнем случае применение таможенных платежей определяется международными договорами Российской Федерации и основанными на них нормативными правовыми актами российского законодательства). Если таможенное законодательство предусматривает использование единых ставок таможенных платежей, лицо не вправе требовать применения общего порядка таможенно-тарифного регулирования.
                 Объектами освобождения от пошлины являются:
                 а) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств;
                 б) предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории России для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ведущих морской промысел, а также продукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию России;
                 в) товары, ввозимые на таможенную территорию России или вывозимые с этой территории для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный вывоз таких предметов на основании международных соглашений или законодательства Российской Федерации;
                 г) валюта Российской Федерации, иностранная  валюта (кроме используемой для нумизматических  целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательными актами Российской Федерации;
                 д) товары, подлежащие обращению в собственность  государства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
                 е) товары, ввозимые на таможенную территорию России и вывозимые с этой территории в качестве гуманитарной помощи, в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений;
                 ж) товары, ввозимые на таможенную территорию России и (или) вывозимые с этой территории в качестве безвозмездной помощи и (или) на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организаций, включая оказание технического содействия;
                 з) товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию России и предназначенные для третьих стран;
                 и) товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации физическими  лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности в соответствии с ТК.
                 Полный  перечень дан в статье 35 Закона «О таможенном тарифе».
                 Законодательством регулируется порядок предоставления тарифных преференций. В статье 36 урегулирован порядок предоставления тарифных преференций по таможенному тарифу при осуществлении торговополитических отношений Российской Федерации с иностранными государствами.
                 Законом «О таможенном тарифе» установлен порядок предоставления тарифных льгот (то есть льгот по уплате таможенной пошлины) применительно к ряду категорий  товаров, ввозимых на российскую таможенную территорию и вывозимых с нее.
                 Цель  предоставления тарифных льгот, предусмотренных — успешная реализация торговой политики Российской Федерации.
                 Поскольку данный Закон был принят раньше Таможенного  кодекса РФ, а тем более ранее Таможенного кодекса Таможенного союза, в данной норме не уточняется, о каких конкретно таможенных процедурах идет речь. Вышеприведенному определению соответствуют следующие таможенные процедуры: реимпорт, таможенный транзит, переработка на таможенной территории, переработка под таможенным контролем, временный ввоз (вывоз), переработка вне таможенной территории, реэкспорт.
                 При осуществлении торговой политики Российской Федерации в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров:

               
               
               

              2. Роль тарифных  льгот в системе  государственного  регулирования ВЭД2.1. Сущность государственного  регулирования ВЭД 

                   В современных условиях государство активно регулирует внешнеэкономические связи в национальных интересах. Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования внешнеэкономических связей, прежде всего таможенные пошлины, налоги и т. д. 

                   В условиях рыночной экономики внешнеэкономическая  деятельность, имеющая предпринимательский  характер, в целом подчиняется  общедозволительному (а не разрешительному) правовому режиму. Участники такой деятельности подчиняются только определённым в нормах права правилам рынка. Следовательно, воздействие на внешнеэкономическую деятельность происходит в двух уровнях: саморегуляция посредством спроса и предложения и регламентированное правом государственное регулирование ВЭД как системы общественных отношений, возникающих в этой сфере. 
                   Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:

                     С помощью пошлин государство стремится  рационализировать структуру импорта. Изменения таможенного тарифа, которые проводятся довольно часто, вызывают неоднозначную реакцию общественности. В этой сфере сталкиваются интересы различных социальных групп. Видимо, главное здесь, чтобы государство своими внешнеторговыми ограничениями не создавало во внутренней экономике зоны монопольного господства местных производителей и в то же время не допускало разорения важных с народнохозяйственно точки зрения отраслей из-за импорта иностранной продукции. Найти оптимальное соотношение мер регулирования для решения этих задач, защитить стратегические интересы страны — одна из важных целей внешнеэкономической политики государства. 
                     Правовыми формами государственного регулирования  являются нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты в  сфере регулирования внешнеэкономических  отношений. Основным видом ВЭД и, соответственно, предметом правового регулирования является внешнеторговая деятельность. 
                     Правовая  основа системы государственного регулирования  именно этой деятельности получила самостоятельное  закрепление на законодательном  уровне.
                     Существующий  ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет им активнее влиять как на формирование структуры и направления развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеторговую политику других государств. Главной задачей внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешнеторговых условий для развития промышленного производства внутри страны.
                     Государственное регулирование ВЭД в Российской Федерации строится на принципах:

                       Государственное регулирование ВЭД осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Все разнообразие применяемых государством инструментов влияния на внешние экономические связи может быть определенным образом систематизировано.
                       Во-первых, все меры могут быть разделены  в зависимости от направленности действия на экономические и административные методы, протекционистские и либерализационные. Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции.
                       Меры  либерализации, в противоположность  этому, направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции  со стороны иностранных компаний. В современной мировой экономике и в политике любого государства постоянно присутствуют эти две противоречивые тенденции — протекционизм и либерализация.
                       Во-вторых, все меры, в зависимости от характера  воздействия на экономические процессы, могут быть разделены на прямые и косвенные. К прямым могут быть отнесены меры прямого ограничения экспорта и/или импорта, в частности — установление квот, лицензий, эмбарго и др. К косвенным могут быть отнесены меры, которые воздействуют на экономические процессы через экономические интересы их участников.
                       В целом в процессе государственного регулирования внешнеэкономической  сферы происходит постепенный отказ  от применения административных мер и переход к экономическим мерам.
                       2.2. Тарифные льготы в системе таможенно–тарифного регулирования ВЭД
                       Под тарифным регулированием понимается комплекс мер (методов), основанных на использовании ценового фактора воздействия на внешнеторговый оборот. Система таможенно-тарифного регулирования включает применение ввозных таможенных пошлин, иных налогов, уплата которых является условием помещения ввозимых товаров под режим выпуска для свободного обращения.
                        и т.д……………..

                  www.webkursovik.ru

                  Министерство образования и науки Российской Федерации

                  Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения

                  Высшего профессионального образования

                  «Байкальский государственный университет экономики и права в г. Якутске

                  Кафедра экономики, финансов и таможенного дела

                  Курсовая работа

                  по дисциплине: «Таможенные платежи и таможенная стоимость в различных таможенных процедурах»

                  по теме: «Тарифные льготы: понятия виды и случаи освобождения»

                  Якутск 2014 г.

                  СОДЕРЖАНИЕ

                  ВВЕДЕНИЕ

                  . ТАРИФНЫЕ ЛЬГОТЫ В ТАМОЖЕННО — ТАРИФНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

                  .1Понятие и сущность тарифной льготы, виды

                  .2Соотношение понятий тарифная льгота и тарифная преференция

                  .3Цели применения тарифной льготы

                  . МЕХАНИЗМ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТАРИФНЫХ ЛЬГОТ

                  .1Практика применения тарифных льгот в Европейском союзе

                  .2Тарифная льгота в рамках Таможенного союза

                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

                  ВВЕДЕНИЕ

                  Внешняя торговля для многих стран мира является важнейшей сферой экономической деятельности, от состояния которой зависит стабильность национальной экономики, а также уровень экономического развития.

                  В рыночных условиях государственное регулирование экономики является одним из важнейших факторов экономического развития. Под государственным регулированием внешней торговли обычно понимают деятельность, направленную на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами. Осуществление внешнеэкономической политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеэкономических отношениях с отдельными странами и группами стран, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение достигнутых результатов.

                  В рамках торговой политики тесно переплетаются экономические, политические, административные, организационные, правовые и иные вопросы. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД изучает преимущественно экономические предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики.

                  Таможенно-тарифное регулирование — это система стоимостных инструментов и экономико-правовых мер по регулированию затрат на ввозимую и вывозимую продукцию с учетом затрат и цен отечественных производителей, эффективности потребления отечественной и импортной продукции и удовлетворения общественной потребности в тех или иных товарах.

                  Таможенно-тарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

                  Совершенствование нормативной правовой базы деятельности таможенных органов РФ в области таможенно-тарифного регулирования является необходимым шагом на пути становления, развития и дальнейшего функционирования Таможенного Союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

                  Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время тремя государствами создан Таможенный союз, поэтому необходимо прийти к единому мнению по вопросу предоставления тарифных льгот и преференций третьим странам.

                  Целью данной курсовой работы является исследование понятия тарифная льгота, целей её применения, механизма практической реализации в рамках Таможенного союза трех стран.

                  Для достижения поставленной цели необходимо определить следующие конкретные задачи:

                  .Раскрыть понятие и дать характеристику тарифных льгот.

                  .Определить цели применения тарифных льгот во внешнеэкономической деятельности.

                  .Рассмотреть порядок предоставление тарифных льгот

                  .Проанализировать применение тарифной льготы в рамках Таможенного Союза.

                  Объектом исследования является система таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

                  Предметом является предоставление тарифных льгот странам или группам стран, как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности.

                  . ТАРИФНЫЕ ЛЬГОТЫ В ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

                  1.1 Понятие и сущность тарифной льготы, виды

                  Внешнеторговая политика России реализуется посредством экономических и административных методов (мер) регулирования внешнеэкономической деятельности. Одним из наиболее используемых экономических методов является таможенно-тарифное регулирование, включающее в себя:

                  таможенный тариф;

                  таможенную стоимость товара и методы её определения;

                  определение страны происхождения товара;

                  тарифные льготы;

                  тарифные преференции и другие методы.

                  Одним из методов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности является предоставление тарифных льгот, способствующих увеличению объема ввоза товаров, претендующих на предоставление преференций. Такой механизм предназначен для оказания экономической помощи странам, которым предоставляются тарифные преференции. В основном тарифные льготы предоставляются товарам первой необходимости, которые не производятся в нашей стране или производятся в недостаточном количестве.

                  Вопросы таможенно-тарифной политики регулируется рядом международных договоров, соглашений, конвенций, в которых определены на многосторонней основе многие принципы, правила, условия, организационная база таможенно-тарифной системы.

                  Ст. 34 Закона РФ «О таможенном тарифе» содержит определение тарифной льготы. «Под тарифной льготой: понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики РФ льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара». Основной характеристикой тарифных льгот является то, что они не могут носить индивидуального характера. Недопустимость персональных льгот отвечает такому принципу государственного регулирования внешнеторговой деятельности, как: равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации.

                  Тарифная льгота является разновидностью налоговых льгот. Она подразумевает льготное налогообложение в связи с взиманием таможенной пошлины, ставка которой указана в таможенном тарифе. Льгота — это инструмент реализации торговой политики, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности.

                  В Законе РФ «О таможенном тарифе» закреплены основные виды тарифных льгот:

                  возврат ранее уплаченной пошлины;

                  освобождение от уплаты пошлины;

                  предоставление тарифных преференций;

                  установления тарифных квот на преференциальный ввоз/вывоз товара.

                  Возврат ранее уплаченных пошлин относится к разновидности налоговых льгот. Такой вид тарифной льготы активно используется в целях стимулирования экспорта. Возврат ранее уплаченных пошлин предусматривается отдельными таможенными процедурами, закрепленными в Таможенном кодексе Таможенном союзе. Например, таможенная процедура реэкспорта (ст. 296 ТК ТС) подразумевает, что товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

                  От ввозной таможенной пошлины освобождаются:

                  . Моторные транспортные средства товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, произведенные хозяйствующими субъектами государств — участников таможенного союза с применением понятия «промышленная сборка», при выполнении одного из следующих критериев:

                  а) наличие производства проектной мощностью при двусменном режиме работы не менее 25000 шт./год, выполнение операций по сварке, сборке и окраске кузова, осуществление ввоза автокомпонентов, происходящих из государств, не являющихся участниками таможенного союза, по позициям Единого таможенного тарифа таможенного союза «для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705, их узлов и агрегатов» в объеме не более 70% от общей стоимости авто компонентов используемых для производства, с учетом стоимости кузова, классифицируемого в товарной позиции 8707 ТН ВЭД ТС.

                  б) наличие по состоянию на 1 октября 2009 г. производства моторного транспортного средства, проектной мощностью при двусменном режиме работы не менее 5000 шт./год, а также заключение в срок до 1 июля 2010 г. соглашения с государством — участником таможенного союза, на территории которого осуществляется производство, содержащего обязательства по обеспечению соответствия условиям, указанным в подпункте а) настоящего пункта, в срок, не превышающий 84 месяца с даты принятия таких обязательств.

                  . Моторные транспортные средства товарных позиций 8701, 8702, 8704, 8705 ТН ВЭД ТС, произведенные хозяйствующими субъектами государств — участников таможенного союза с применением понятия «промышленная сборка», при выполнении условий, определяемых отдельным решением Комиссии таможенного союза;

                  . Предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы территории таможенного союза для обеспечения деятельности судов государств — участников таможенного союза и судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими лицами и физическими лицами государств — участников таможенного союза, осуществляющих рыболовство;

                  . Оборудование, включая машины, механизмы, а также материалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключением подакцизных), ввозимые в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами государств — участников таможенного союза;

                  . Приобретенное за счет целевых средств бюджетов государств — участников оборудование для производства детского питания (комплектующие и запасные части к нему), аналоги которого не производятся на территории таможенного союза, а также оборудование для производства детского питания (комплектующие и запасные части к нему), приобретенное за счет связанных иностранных кредитов, предоставленных иностранными государствами или правительствами иностранных государств. Указанная льгота распространяется на оборудование (комплектующие и запасные части к нему) для производства детского питания, ввезенное (ввозимое) на единую таможенную территорию в целях реализации действующих социально-значимых программ, реализуемых государствами — участниками таможенного союза;

                  . Плавучие суда, регистрируемые в международных реестрах судов, установленных законодательством государств — участников таможенного союза. Для предоставления льготы в течение 45 дней с даты принятия таможенной декларации декларант обязан представить в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в международном реестре судов, а также иные документы, установленные законодательством государств — участников таможенного союза;

                  . Товары, за исключением подакцизных, по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, ввозимые в целях проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, при условии представления в таможенные органы подтверждения Организационного комитета XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, согласованного с Международным олимпийским комитетом и содержащего сведения о номенклатуре, количестве, стоимости товаров и об организациях, которые осуществляют ввоз таких товаров;

                  . Товары, за исключением подакцизных, ввозимые в целях проведения VII зимних Азиатских игр 2011 г. в городах Астана и Алматы, при условии предоставления в таможенные органы подтверждения Организационного Комитета по подготовке и проведению указанных игр, согласованного с Олимпийским Советом Азии и содержащего сведения о номенклатуре, количестве, стоимости товаров и об организациях, которые осуществляют ввоз таких товаров;

                  . Товары, за исключением подакцизных, ввозимые в целях проведения Чемпионата мира по хоккею в 2014 году в городе Минске, при условии предоставления в таможенные органы подтверждения Организационного Комитета по подготовке и проведению указанного чемпионата и содержащего сведения о номенклатуре, количестве, стоимости товаров и об организациях, которые осуществляют ввоз таких товаров;

                  . Суда рыбопромыслового флота, плавающие под флагом одного из государств — участников таможенного союза, в отношении которых за пределами таможенной территории государства ? участника таможенного союза были выполнены работы по капитальному ремонту и (или) модернизации, при условии, если указанные работы были завершены до 1 сентября 2008 г. и которые ранее были вывезены с указанной территории;

                  . Технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы, ввозимые для исключительного использования на территории государства — участника таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства ? участника таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства — участника таможенного союза.

                  Указанная льгота предоставляется в отношении сырья и/или материалов, если такое сырье и/или материалы не производятся в государствах — участниках таможенного союза или, если производимые в государствах — участниках таможенного союза сырье и/или материалы не соответствуют техническим характеристикам реализуемого инвестиционного проекта.

                  Комиссия таможенного союза составляет и обновляет на основании предложений государства — участника таможенного союза перечень инвестиционных проектов, для реализации которых предоставляется указанная льгота, перечень ввозимого технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, перечень сырья и материалов (с указанием их характеристик (свойств), наименований производителей, годового объема их производства и потребления), а также определяет порядок контроля за целевым использованием технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов. Государства — участники таможенного союза обеспечивают контроль за целевым использованием сырья и материалов, по которым предоставляются освобождения от таможенных пошлин;

                  . Золото в слитках с содержанием химически чистого золота не ниже 995 долей на 1000 долей лигатурной массы (проба не менее 99,5%), серебро в слитках с содержанием химически чистого серебра не ниже 999 долей на 1000 долей лигатурной массы (проба не менее 99,9 %) и платина в слитках с содержанием химически чистого металла не ниже 999,5 долей на 1000 долей лигатурной массы (проба не менее 99,95%), ввозимые центральными (национальными) банками государств — участников таможенного союза;

                  . Гражданские пассажирские самолеты (код ТН ВЭД ТС 8802 40 002 2), ввозимые до 1 июля 2014 года в Республику Беларусь и Республику Казахстан, в целях их использования для международных перевозок и (или) внутренних перевозок по территории государства, где осуществляется ввоз данного товара, и (или) между территориями государств — членов таможенного союза;

                  . Гражданские пассажирские самолеты (код ТН ВЭД ТС 8802 40 002 2), ввезенные в Республику Беларусь и Республику Казахстан с применением льготы, и ввозимые в течение срока их эксплуатации в Республику Беларусь и Республику Казахстан после их ремонта или технического обслуживания за пределами таможенной территории таможенного союза;

                  . Авиационные двигатели, запасные части и оборудование, необходимые для ремонта и технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов иностранного производства.

                  Предоставляются льготы по уплате таможенных пошлин, установленные международными договорами государств — участников таможенного союза, подписанными до 1 января 2010 года, до унификации и/или прекращения действия этих международных договоров в соответствии с их заключительными положениями. Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых из третьих стран в качестве вклада учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда) в порядке, предусмотренном законодательством государств — участников таможенного союза.

                  Тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств-членов Таможенного союза развивающимся и наименее развитым странам.

                  Перечень развивающихся стран — пользователей системы тарифных преференций утверждается Комиссией таможенного союза. В этот перечень включаются страны, не классифицируемые Всемирным банком как страны с высоким уровнем дохода.

                  Перечень наименее развитых стран — пользователей системы тарифных преференций также утверждается Комиссией таможенного союза. В указанный перечень включаются страны, входящие в список наименее развитых стран ООН.

                  1.2 Соотношение понятий тарифная льгота и тарифная преференция

                  тарифный льгота преференция таможенный

                  Как отмечает Ершов А.Д.: «Понятие таможенных преференций, т.е. таможенных льгот появилось в конце прошлого века. Это благоприятный таможенный режим, предоставляемый какой-либо страной товарам, поступающим из некоторых стран или групп стран».

                  Страна происхождения товара используется, прежде всего, при тарифном регулировании, а именно в части предоставления таможенных льгот по уплате таможенной пошлины. Такого рода льготы имеют название тарифных преференций (латин. preferens — предпочтение). Здесь необходимо уточнить, что «таможенная льгота» и «тарифная льгота» понятия не совсем совпадающие. Как справедливо отмечает Козырин А.Н.: «Следует различать понятия «таможенная льгота» и «тарифная льгота». Под таможенной льготой понимается любая льгота, касающаяся правил, установленных таможенным законодательством (льготы по таможенному оформлению, таможенному контролю и т.д.), в том числе и льгота по уплате таможенных платежей, к которым помимо таможенной пошлины отнесены НДС, акцизы и другие обязательные платежи, взимаемые в связи с перемещением товара через таможенную границу. Тарифная льгота подразумевает льготное налогообложение в связи с взиманием только таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе (отсюда и название — тарифная льгота). Таким образом, понятие таможенной льготы шире понятия тарифной льготы.

                  Одной из важных задач в исследовании порядка предоставления тарифных льгот и преференций является сравнение понятий, используемых в системе таможенно-тарифного регулирования. Также весьма важным является раскрытие содержания данных понятий с указанием отличительных и существенных признаков (табл. 1)

                  Таблица 1 — Соотношение понятийного аппарата в области льгот и преференций

                  Тарифная льготаТарифная преференция ЛьготаПолное или частичное освобождение от выполнения установленных обязательств по налогам и сборам ПреференцииХарактеризуются предпочтением или преимуществом в торгово-экономической политике Таможенные льготыДействуют в отношении льгот по уплате таможенных платежей, преференций, привилегий и льгот при таможенном оформлении и таможенном контроле Таможенные преференцииПредоставляются в виде тарифных преференций, льгот по косвенным налогам и таможенным процедурам, связанных с определением страны происхождения товара Тарифные льготыПредоставляются на условиях взаимности или в одностороннем порядке в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от уплаты пошлины, тарифных преференций, снижения ставок пошлин, установления тарифных квот.Тарифные преференцииПредоставляются в виде освобождения от уплаты пошлины или снижения ставок пошлин, связанных с определением страны происхождения товара

                  Понятие «тарифная льгота» закреплена в Законе РФ «О таможенном тарифе». В определении законодатель использует понятия тарифная льгота и тарифная преференция как синонимы, что является не вполне точным.

                  Во-первых, что предоставление тарифных льгот и преференции осуществляется в разных формах. Во-вторых, предоставление тарифных преференций, прежде всего, зависит от страны происхождения товара. Для решения вопроса о возможности использования тарифных льгот, необходимо определить некоторые критерии, такие, например, как под какую таможенную процедуру помещаются товары, в каких целях ввозится товар. То есть тарифные льготы, и тарифные преференции также отличаются и по основаниям предоставления.

                  Под преференциями понимаются особые льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Такие льготы устанавливаются в отношении всех товаров или их отдельных видов.

                  Можно сделать вывод, что льготы и преференции представляют собой эффективное средство проведения внешнеторговой политики и используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала.

                  1.3 Цели применения тарифной льготы

                  Понятие «льгота» произошло от славянских слов «льга», «легота», под которыми подразумевается, с одной стороны, легкость, необременительность, а с другой стороны — особые права, преимущества перед другими.

                  В современных экономических энциклопедических словарях под «льготой» понимается предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения.

                  Тарифные льготы являются одним из институтов таможенного права и входят в сложную систему таможенных льгот.

                  В ст. 74 ТК ТС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:

                  ) тарифные преференции;

                  ) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин);

                  ) льготы по уплате налогов;

                  ) льготы по уплате таможенных сборов.

                  Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств — членов таможенного союза. Для решения вопроса о возможности использования тарифных льгот, необходимо определить, например, под какую таможенную процедуру помещается товар, в каких целях он ввозится на единую таможенную территорию Таможенного союза, стоимость ввозимого товара и т.д. Также тарифные льготы могут предоставляться в связи с уплатой как ввозных, так и вывозных таможенных пошлин. После образования Таможенного союза объем предоставляемых тарифных льгот остался прежним. Произошли некоторые изменения при освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины товаров, ввозимых для использования в инвестиционных проектах. Под эту льготу теперь попадают не только технологическое оборудование, комплектующие и запчасти к нему, но также сырье и материалы, ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза. Эта льгота является привлекательной для многих производственных компаний, ввозящих сырье и материалы, которые облагаются достаточно высокими ставками ввозных пошлин — 10-15%.

                  Еще одна новая льгота касается автомобильного сектора. Как известно, в рамках режима промышленной сборки в Россию ввозятся комплектующие, из которых собираются автомобили. Многие иностранные компании заключили соглашения с Минэкономразвития и работают в этом режиме. На уровне Таможенного союза приняты определенные критерии, при достижении которых товар считается произведенным на территории ТС и в дальнейшем беспошлинно ввозится на территорию любой из стран, участвующих в ТС. Критериями являются: достижение локализации, минимальный объем производства, выполнение обязательных технологических операций, заключение соглашений о промышленной сборке, включение компании в перечень, утверждаемый КТС. Перечень уже утвержден КТС, и около 19 компаний могут пользоваться этой льготой. В рамках ТС возникают новые возможности при реализации промышленной сборки: выполнить условия локализации за счет компонентов, производимых на территории какой-либо из стран Таможенного союза, или применить льготу в отношении иных видов транспорта (автобусов, автокранов и т.д.).

                  В достижении целей тарифного регулирования тарифные льготы выполняют регулирующую и стимулирующую функции. Государство, устанавливая ту или иную льготу, старается создать наиболее благоприятные условия по импорту или экспорту товаров в тех областях, которые способствовали бы, прежде всего улучшению экономической ситуации в стране, развитию той или иной отрасли производства. Государство снижает или полностью отменяет таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики. Таким образом, тарифные льготы можно также определить как составную часть тарифного инструмента реализации внешнеторговой политики государства.

                  2.МЕХАНИЗМ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТАРИФНЫХ ЛЬГОТ

                  .1Практика применения тарифных льгот в Европейском союзе

                  Применение тарифных льгот в любой стране жестко связано с действующей законодательно-правовой базой. Практическое применение льгот основывается как на внутреннем законодательстве страны, так и международном праве.

                  В соответствии с законодательством, льготы должны предоставляться на товары, которые не производятся в стране, либо производятся в ограниченном количестве, учитывая при этом, интересы отечественных товаропроизводителей.

                  В мировой практике на основе решений конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) Всемирной торговой организации (WTO) льготы предоставляются исходя из условий и критериев внешнеторговой политики. Кроме того, они предоставляются в соответствии с решениями ООН и ряда конвенций в области преимуществ, привилегий и иммунитетов для дипломатических представительств и отдельных категорий иностранных лиц.

                  Экономическая интеграция государств — это наивысшая форма взаимодействия стран, обеспечивающая и наибольший экономический эффект — взаимную выгоду для её участников. Для этого государства-участники экономической интеграции создают необходимые организационные и экономические предпосылки стимулирования взаимодействия, прежде всего, в рамках интеграции, например путем создания льгот, и преференций при таможенно-тарифном регулировании.

                  В 2006 г. Евросоюз поменял свои внешнеторговые приоритеты. Льготы на ввоз товаров предоставляются лишь тем странам, которые поддержали Киотский протокол и приняли международные экологические и трудовые нормы.

                  В Евросоюзе действует общий таможенный тариф и является общим для всех участников союза, но ставки пошлин отличаются от одного вида импорта к другому в зависимости от того, что они собой представляют и откуда они прибывают. Ставки зависят от экономической чувствительности товаров. Соответственно, тариф — это термин, объединяющий в себе комбинацию номенклатуры и ставок пошлин, которые применяются к каждому классу товаров. Кроме того, тариф содержит другие предписания, которые имеют отношение к таможенной пошлине, подлежащей оплате с импорта, например о стране происхождения. Через тариф реализуется принцип, по которому отечественные производители должны быть в состоянии конкурировать справедливо и одинаково на внутреннем рынке с изготовителями, экспортирующими из других стран.

                  Общий таможенный тариф выполняет регулирующую функцию, которая образована из:

                  тарифных квот;

                  приостановлений;

                  льгот и преференций;

                  интеграционных требований.

                  Пошлины общего таможенного тарифа применимы ко всем товарам, импортированным в ЕС. Однако при определенных обстоятельствах такое налогообложение неоправданно из-за специальных условий (например, при выезде или возврате граждан в ЕС без коммерческих целей), при которых обычная потребность в защите экономики от импорта товаров отсутствует.

                  Как часть политики помощи в развитии, ЕС применяет обобщенные тарифные преференции импорту из развивающихся стран. Данный аспект регламентируется Постановлением Совета (ЕС) от 27 июня 2005 года N 980/2005 «О применении схемы обобщенных тарифных преференций».

                  С 1968 г. по инициативе международной конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) развитые индустриальные страны ввели генеральную систему преференций (GSP) в торговле с развивающимися экономиками. В рамках GSP с 1971 г. ЕС разрешает 178 другим странам импортировать беспошлинно или со скидками к действующему тарифу различные товары. Условия GSP пересматриваются раз в 10 лет.

                  Более бедным экономикам, чтобы получить льготы, нужно приложить массу усилий. В соответствии с новыми условиями GSP будет распространяться на них, только если до конца 2008 г. государства-претенденты подпишут и ратифицируют 27 международных конвенций и соглашений. В их число входят Киотский протокол, Монреальский протокол об озоновых дырах, почти все конвенции Международной организации труда, Соглашения о защите прав женщин и детей, Конвенция о борьбе с коррупцией, Конвенция ООН 1971 г. о психотропных средствах.

                  В обмен на это беднейшие экономики (около 50 государств) смогут беспошлинно импортировать в ЕС свою продукцию, за исключением оружия. Странам побогаче надо будет платить пошлины только на чувствительные для ЕС статьи импорта (например, сельхозпродукцию), но со скидкой в 3,5% от тарифа. При этом государства, пользующиеся преференциями в рамках двусторонних соглашений с ЕС, право на льготы по GSP потеряют. Всего программа будет распространяться на 7200 наименований продукции.

                  Генеральная система преференций ЕС — это распространяющиеся на развивающиеся страны тарифные льготы на экспорт продукции, условием для которых является соблюдение государством норм Международной организации труда (МОТ).

                  GSP применяется ко всем развивающимся странам. Тем из них, которым предоставлены определенные преимущества, пользуются ими сверх нее. Таковыми являются:

                  льготы 69 странам Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, предоставляемые в рамках Ломейской конвенции. Из этих стран беспошлинно ввозятся любые товары, кроме некоторых минеральных и аграрных продуктов (рис, кукуруза, говядина, свежих апельсинов). Особый режим существует также для рома, сахара и бананов;

                  льготы странам Северной Африки и Ближнего Востока (Алжир, Марокко, Тунис, Египет, Иордания, Ливан, Сирия). Обеспечивается свободный ввоз в ЕС промышленных, а с 1995 г. и традиционных сельскохозяйственных продуктов.

                  Задача тарифных льгот состоит в стимулировании экономической активности, повышении конкуренции, создании занятости, модернизировании структуры и т.д., открывая фирмам доступ к конкретным поставкам по низшей цене.

                  Единожды предоставленные льготы становятся достоянием любого участника Евросоюза. Тарифные льготы регулярно пересматриваются, чтобы учесть технические или экономические тенденции в производстве и рынках, с возможностью добавления, модификации или отмены. Заявления подаются странами-участницами по поручению перерабатывающих или производящих предприятий ЕС. Заявления не подлежат рассмотрению, если сумма неинкассированных таможенных пошлин оценивается на менее чем 20 тыс. евро в год. Малые и средние предприятия могут объединяться, чтобы выполнить это условие.

                  ЕС уже предоставляет больше всех в мире торговых льгот развивающимся странам, но необходимо уделить особое внимание самым бедным странам с неустойчивой экономикой, которым особенно сильно необходим доступ на европейский рынок.

                  2.2Тарифная льгота в рамках таможенного союза

                  Тарифные льготы, предоставляемые в отношении товаров, ввозимых на таможенные территории государств, сторон или на единую таможенную территорию государств-участников Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, применяются независимо от страны происхождения товаров.

                  Стороны информируют Комиссию Таможенного союза о применяемых ими тарифных льготах и внесении изменений законодательства государств, сторон по вопросам применения тарифных льгот.

                  Комиссия Таможенного союза проводит сравнительный анализ законодательств государств, сторон по вопросам применения тарифных льгот и организует проведение сторонами переговоров с целью достижения договоренностей в отношении случаев применения тарифных льгот.

                  Ст. 5 Соглашения о Едином таможенно-тарифном регулировании говорит, что при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств, сторон могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер.

                  Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:

                  ) ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных таможенным законодательством;

                  ) ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;

                  ) ввозимых в рамках международного сотрудничества государств, сторон в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией Таможенного Союза.

                  В ст. 6 указывается, что при ввозе из третьих стран на единую таможенную территорию государств, сторон от уплаты ввозной таможенной пошлины освобождаются:

                  ) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжение, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) этих транспортных средств;

                  ) продукция морского промысла судов государств, сторон, а также судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими лицами и физическими лицами государств, сторон;

                  ) товары, ввозимые для официального или личного пользования представителями третьих стран, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных договоров государств Сторон или их законодательства;

                  ) валюта государств Сторон, валюта третьих стран (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательством государств Сторон;

                  ) товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи и (или) в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий;

                  ) товары, кроме подакцизных (за исключением легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей), ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия), а также в благотворительных целях по линии третьих стран, международных организаций, правительств, в том числе для оказания технической помощи (содействия);

                  ) товары, ввозимые в рамках таможенных режимов, установленных правовыми актами в области таможенного регулирования и предусматривающих освобождение от обложения ввозными таможенными пошлинами;

                  ) товары, ввозимые физическими лицами, за исключением запрещенных к ввозу, не предназначенные для производственной или иной предпринимательской деятельности, в соответствии с правовыми актами в области таможенного регулирования;

                  ) товары, подлежащие обращению в собственность государств, сторон, в случаях, предусмотренных их законодательством.

                  Предоставление тарифных льгот является одним из условий успешного сотрудничества Таможенного союза по таможенным вопросам, так как предполагает в первую очередь установление взаимовыгодных по отношению друг к другу режимов торговли. Таким образом, тарифные льготы способны влиять не только на экономическую ситуацию внутри союза, но регулировать международный рынок товаров и благоприятно воздействовать на межгосударственные политические отношения.

                  Таким образом, можно сделать вывод о том, что приоритетным направлением создания Таможенного союза является укрепление координации экономической политики и обеспечение всестороннего развития национального народного хозяйства, создание общего экономического пространства и выхода государств — членов Таможенного союза на мировой рынок.

                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                  Внешняя торговля стала для многих стран мира важнейшей сферой экономической деятельности, от состояния которой зависит стабильность национальной экономики, а также уровень экономического развития. Поэтому страны в той или иной форме используют инструменты таможенно-тарифной политики, с помощью которых они решают многие приоритетные социально-экономические проблемы. Применение тарифных льгот и преференций является составной частью внешнеторговой политики государств, представляют собой эффективное средство проведения внешнеторговой политики и используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала.

                  Предоставление тарифных льгот — это важное направление деятельности Таможенного союза, так как это способствует сокращению экономического неравенства между странами и стимулирует выход союза на мировой рынок. Но необходимо также уделить внимание законодательной базе в отношении тарифных льгот, которые предоставляются на определенные виды товаров с целью стимулирования создания и развития внутреннего производства отдельных видов товаров.

                  Таможенный союз планирует создание Единого Экономического пространства. Создание Единого экономического пространства невозможно без развития торгового взаимодействия, функционирования однотипных механизмов регулирования экономики, основанных на рыночных принципах и применения гармонизированных правовых норм. Если страны не увеличивают взаимную торговлю, то возникают проблемы дисбаланса, связанные с тем, чтобы унифицировать процедуры, связанные с торговлей с другими странами. Поэтому необходимо, чтобы три страны договорились об унификации торгового законодательства — это большой шаг вперед, который свидетельствует о том, что эти страны ориентированы на дальнейшее увеличение взаимной торговли.

                  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

                  1.Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 17) (в ред. Протокола от 16 апреля 2010 года ).

                  .Протокол от 12.12. 2008 «О предоставлении тарифных льгот»

                  .Протокол от 12.12.2008 «О единой системе тарифных преференций»

                  .Решение Комиссии Таможенного союза от 16.07.2010 № 328 «О применении тарифных льгот, полного освобождения от таможенных пошлин, налогов, а также продлении сроков временного ввоза и применении отдельных таможенных процедур при ввозе гражданских пассажирских самолетов».

                  .Соглашение от 25.01.2008 «О едином таможенно-тарифном регулировании»

                  .Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 №5003-1

                  .Федеральный закон РФ от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 22.07.2005 N 117 ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

                  .Буданова О.Г. «Роль тарифных льгот и преференций в регулировании» Академический вестник, №7 (с.147-151) 2009 г.

                  .Дюмулен И.И. Международная торговля товарами. Тарифное и нетарифное регулирование: учебник — 2-изд. — М.: ВАВТ, 2009 г.

                  .Ершов А.Д., Сизова К.А. Льготы и преференции в таможенным деле: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во «Бизнес-пресса», 2004 г.

                  .Мандражицкая М. «Особенности уплаты таможенной пошлины при ввозе технологического оборудовании на территорию РФ» Таможенное регулирование. Таможенный контроль, №3 (с. 35-39) 2010 г.

                  .Новиков В.Е. Таможенная пошлина как инструмент государственного регулирования экономики: монография. М.: РИО РТА, 2006г.

                  .Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие — М.: Экономистъ, 2004г.

                  .Сизова К.А. «Единый тариф — опыт применения». Таможенное регулирование. Таможенный контроль, №8 (с. 45-49), 2010 г.

                  .Таможенная политика и экономическая безопасность РФ: состояние, проблемы и направления их решения: Сборник материалов международной научно-практической конференции. / Под общей ред. В.С. Чечеватова. М.: РИО РТА, 2008 г.

                  .Халипов С.В. Таможенное право. М., 2007.

                  .Цветинский М.П., Ревин В.Н. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная статистика: учебно-методическое пособие. М.: РИО РТА, 2008 г.

                  .

                  .http://www.evrazes-bc.ru

                  20.http://www.tsouz.ru

                  Теги:

                  Тарифные льготы: понятия, виды и случаи освобожденияКурсовая работа (теория)Таможенное право

                  dodiplom.ru

                  Тарифными льготами принято называть преимущества, предоставляемые по уплате таможенных пошлин. Тарифные льготы проявляют себя в:

                  — освобождении от уплаты таможенных пошлин;

                  — применении сниженных ставок таможенных пошлин;

                  — возврате уплаченных таможенных пошлин;

                  — установлении тарифных квот на преференциальный ввоз товаров.

                  Наиболее удобней рассматривать тарифные льготы по основаниям их предоставления. Такими основаниями могут выступать:

                  — страна происхождения товаров — преимущества, предусмотренные в области уплаты таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения;

                  — цель ввоза товаров — Например, освобождаются от уплаты таможенной пошлины:

                  1. товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в качестве безвозмездной помощи

                  2. товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий;

                  — категории перемещаемых через таможенную границу товаров — Независимо от обстоятельств

                  перемещения товаров, основаниями предоставляемых льгот могут служить их индивидуальные

                  характеристики (валюта РФ, ценные бумаги);

                  — стоимость ввозимого товара — таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если общая

                  стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного

                  получателя, не превышает 5000 рублей.

                  — вид таможенного режима или специальной таможенной процедуры. Основаниями предоставления

                  тарифных льгот в пределах конкретных таможенных режимов и специальных таможенных процедур могут

                  выступать следующие критерии.

                  а) Статус товаров (российские или иностранные товары). Определяющим такого статуса является факт

                  нахождения товара в свободном обращении на таможенной территории РФ. б) Категории лиц, для которых предусмотрена возможность заявить соответствующий таможенный режим или специальную таможенную процедуру.

                  в) Цель перемещения товаров. На данном критерии основано, в частности, применение иных специальных таможенных режимов. Например, при перемещении товаров для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий, при перемещении товаров между таможенными органами через территорию иностранных государств и другие варианты перемещения товаров.

                  35. Содержание и виды льгот по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров и транспортных средств.

                  Таможенные льготы — любое изъятие из действующих в таможенно правовой сфере правил.

                  Льготы по таможенному оформлению и контролю товаров и транспортных средств предоставляются товарам, находящихся в собственности представительств иностранных государств и международных организаций, должностных лиц, и вспомогательного персонала таких представительств и организаций и заключаются в освобождении перемещаемых этими лицами товаров и транспортных средств от определенных форм таможенного контроля и в упрощении процедуры их таможенного оформления. Законодательными актами РФ такого рода льготы могут предоставляться и отдельным категориям российских лиц: Президенту РФ, депутатам Федерального Собрания РФ и др.

                  StudFiles.net

                  Сегодня таможенную льготу принято рассматривать как всякое исключение (изъятие) определенных пунктов из актуальных правил таможенно-правовой области. В каких случаях она предоставляется? Кто может рассчитывать на льготу? Почему? На эти и иных не менее важные вопросы можно отыскать грамотные ответы в процессе изучения материалов данной статьи.

                  Льготы таможенных платежей: понятие и особенности

                  таможенные льготы сущность цели порядок предоставления

                  В настоящее время льгота определяется как некое преимущество при импорте/экспорте или транзитном движении товарной продукции, личного имущества, персональных вещей в виде абсолютного освобождения от операции по перечислению установленных сумм пошлин. Важно отметить, что подобная льгота не облагается налогом на доходы физических лиц.

                  Необходимо дополнить, что, кроме наделения того или иного гражданина или структуры возможностью исключить уплату пошлины, льготы таможенных платежей зачастую выражаются в некотором упрощении механизма, связанного с провозом через границу товарной продукции либо иных вещей. В настоящее время рассматриваемая категория именуется тарифными льготами. Так, они не подразумевают какие-либо смягчения для физических лиц и в процессе досмотра их вещей, а также пропуска товарного продукта на территорию Российской Федерации.

                  Виды таможенных льгот

                  Все указанные в предыдущей главе исключения для физических лиц и различного рода объединений определяются следующей классификацией в соответствии с разновидностями их применения:

                  • Льготы, которые используются в процессе оформления товарной продукции или личных вещей гражданина.
                  • Таможенные льготы таможенного союза, которые применяются при контроле непосредственно на границе.
                  • Тарифные преференции (кстати, столь интересное название они получили сравнительно недавно).

                  Следует подчеркнуть, что таможенные льготы сегодня предоставляются как возможность, связанная с неуплатой актуальных пошлин, возвратом сумм или же со сниженными пошлинными ставками. Кстати, под возвратом сумм в данном случае необходимо понимать возврат тех денежных средств, которые ранее были уплачены в соответствии с полным размером. В настоящее время предоставление льгот по уплате таможенных пошлин возможно для производителей товарной продукции, выпущенной в СНГ. Тем не менее производитель обязуется пройти регистрационную процедуру на территории СНГ. Данное условие ни в коем случае нельзя исключать. Важно дополнить, что страна-производитель товарного продукта сегодня подтверждается посредством предоставления сертификата на продукцию или же декларации.

                  Льготы при оформлении и контроле

                  таможенные льготы сущность цели порядок предоставления

                  Предоставление льгот по уплате таможенных пошлин физическим лицам и различного рода объединениям производится на основании актуального Таможенного кодекса РФ, а также действующих на сегодняшний день законодательных актов, содержание которых соответствует рассматриваемой теме. Так, преимуществами, связанными с особым порядком уплаты таможенных пошлин, при оформлении и контроле могут воспользоваться следующие категории лиц:

                  • Иностранные лица.
                  • Курьеры посольств и консульств зарубежного государства.
                  • Межправительственные общества международного характера, а также представительства тех или иных стран в их составе. Помимо этого, целесообразным будет отнести сюда и персонал представленных учреждений.
                  • Представители делегаций, а также их члены.
                  • Должностные лица консульств, члены дипперсонала, представители государственных структур, которые занимаются осуществлением транзитного передвижения по Российской Федерации.

                  Порядок предоставления льгот

                  Важно знать, что предоставление таможенно-тарифных льгот сегодня уместно исключительно в случае строгого соблюдения нормативов передвижения товарной продукции или личных вещей непосредственно внутрь страны. Необходимо дополнить, что в 2017 году льготы при оформлении и последующем контроле покрывают стоимость товарной продукции, которая принадлежит организациям и представительствам международного значения, должностным лицам или персоналу данных обществ, некоторым иностранным компаниям и их родственникам, а также затрат на ее транспортировку. Реализация мероприятия происходит следующим образом:

                  • Почта в официальном плане не вскрывается и, соответственно, не проходит процедуру досмотра.
                  • Представленное правило актуально и в отношении так называемой консульской вализы, содержащей документы.
                  • Исключение личного досмотра в случае пересечения границы целесообразно применять к указанным выше гражданам, а также представителям определенных структур.

                  Дополнительные сведения

                  таможенные льготы сущность цели порядок предоставления

                  Важно дополнить, что вализа и почта могут быть распакованы в случае возникновения некоторых подозрений по поводу нахождения внутри исключительно документации и товарной продукции. Тем не менее для этого, так или иначе, необходимы веские основания. Действующим российским законодательством предусматривается вскрытие почты посредством усилий уполномоченных страны (декларанта), а не сотрудников таможни. Следует знать, что при оформлении вещей, которые провозятся через таможенную границу, льготы по таможенным пошлинам, носящие социальный характер, действуют лишь для ввозимых непосредственно из-за рубежа вещей.

                  Какие еще категории льгот существуют?

                  Сегодня предоставление таможенных льгот регулируется посредством ФЗ РФ «О таможенном тарифе». Так, тарифные преимущества применяются в качестве специального разрешения, связанного с отсутствием необходимости по уплате налога, уменьшенного размера актуального платежа или же установления квоты, относящейся к следующим позициям:

                  • Товарная продукция, производимая в развивающихся государствах, которые применяют системы преференций Российской Федерации.
                  • Товарная продукция, производимая в странах, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз.

                  Ввозная и вывозная пошлины: какие льготы существуют?

                  таможенные льготы сущность цели порядок предоставления

                  Понятие таможенной пошлины на провоз или вывоз товарного продукта предусматривается при таможенном оформлении. Экспортная (вывозная) сумма актуального налога взимается в случае пересечения границы, однако применяется достаточно редко. Необходимо отметить, что в настоящее время широко используются импортные (ввозные) пошлины. Таможенные льготы при уплате предусматриваются при ввозе в страну той или иной продукции из развивающихся государств в виде полного освобождения. Помимо этого, не уплачивается пошлина за предметы, отвечающие определенным требованиям в плане страны-изготовителя либо целевого назначения. Помимо этого, освобождаются физические лица в случае ввоза автомобиля, который принимает участие в перевозках международного значения; снаряжения; предметов технического снабжения; ГСМ для удовлетворительного функционирования представленного транспорта.

                  Вывоз за границу

                  Важно отметить: если указанное в предыдущей главе оборудование, а также материалы вывозятся за границу для того, чтобы осуществлять функции по обслуживанию российских транспортных средств непосредственно на территории иностранного государства, таможенная пошлина не взимается. Предоставление льгот по уплате таможенных платежей актуально для следующих категорий материального характера:

                  • Продукт морской деятельности, который добыли граждане Российской Федерации.
                  • Личные вещи граждан иностранных государств.
                  • Национальная и иностранная валюта.
                  • Транзитный продукт.
                  • Гуманитарная помощь.
                  • Изделия пожарно-технического назначения.
                  • Материалы и оборудование для целей, связанных с проведение программ социально-экономического значения.
                  • Товарная продукция, ввозимая в соответствии с правилами договора лизинга.

                  Таможенные сборы, акцизы, НДС

                  таможенные льготы сущность цели порядок предоставления

                  В данной главе целесообразным будет рассмотреть таможенные льготы, связанные с уплатой других таможенных платежей, среди которых — акцизы, таможенные сборы, а также налог на добавленную стоимость. Важно отметить, что в отношении уплаты последнего в настоящее время существует возможность по освобождению исключительно в случае соблюдения сроков провоза товарной продукции или личных вещей. В соответствии со статьей 150 ТК РФ, действие льгот распространяется на определенные позиции, рассмотренные в следующей главе.

                  Льготы в соответствии с определенными позициями

                  Среди позиций, в соответствии с которыми действуют таможенные льготы, важно выделить следующие пункты:

                  • Запчасти и комплектующие, техническое оборудование, которое выступает взносом в капитал юридического лица.
                  • Медицинская техника — тогда, когда ее комплектность находится в соответствии с удостоверением Росздравнадзора.

                  Налог на добавленную стоимость в размере десяти процентов устанавливается для:

                  • Лекарственных препаратов.
                  • Книжного продукта научного и образовательного характера.
                  • Товарной продукции детского и производственного назначения.
                  • Предметов лечебной природы.

                  Акциз

                  таможенные льготы сущность цели порядок предоставления

                  Под акцизом следует понимать налог общегосударственного значения, которым облагаются, как правило, потребительские предметы, ввозимые из-за границы. Так, налог разрешается не уплачивать на следующие позиции:

                  • Гуманитарные грузы.
                  • Комплектные объекты (но не приспособления и запчасти).
                  • Вещи, предоставляемые стране при отказе от них со стороны декларанта.
                  • Предметы, сумма стоимости которые не превышает 100 евро в соответствии с переводом в национальную валюту.
                  • Личные вещи, принадлежащие иностранным представителям-дипломатам.

                  Таможенный сбор

                  Под таможенным собором сегодня принято рассматривать платеж за осуществление таможенных манипуляций. Таким образом, целесообразно взимание налога за вещи персональной собственности, транспорт, а также наследие. Важно отметить, что для получения освобождения декларанту необходимо обозначить в декларации статус имущества, которое ввозится, в качестве взноса личного характера в общий имущественный комплекс юридического лица, а также предоставить официальное подтверждение, каковым служит учредительный документ. Следует дополнить, что в последнем оговаривается порядок внесения доли в имущество объединения, равняющейся именно этой товарной продукции.

                  Льготы при добровольном переселении

                  таможенные льготы сущность цели порядок предоставления

                  В заключительной главе целесообразным будет обозначить таможенные льготы, имеющие место в случае добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, которые проживают за рубежом. Важно знать, что при переселении на постоянное место жительства предполагаются следующие преференциями в соответствии с действующим российским законодательством:

                  • Исключение налога в случае провоза вещей персонального типа пользования в страны таможенного союза переселенцам и беженцам.
                  • Так или иначе вещи должны быть приобретены до даты приезда в Российскую Федерацию или до присвоения статуса особого значения.
                  • В случае возвращения с пребывания за рубежом на временный срок посредством пятого пункта третьего Приложения граждане Российской Федерации имеют возможность не уплачивать таможенные пошлины тогда, когда провозимые вещи являются предметами личного пользования, а стоимость их не превышает пять тысяч евро в рублях.

                  Необходимо отметить, что гражданам, которые получили наследство за рубежом, дается освобождение тогда, когда наследственные имущественные комплексы удостоверяются свидетельством. При обратном ввозе ранее вывезенной товарной продукции последняя не облагается таможенной пошлиной, если пребывает в изначальном состоянии. В случае обращения гражданина, который сам не планирует посещать иностранное государство, к услугам перевозчика государственная пошлина не уплачивается на ту товарную продукцию, вес которой не превышает тридцати одного килограмма, а сумма в рублях – тысячи евро.

                  В заключение целесообразно будет сформулировать следующие выводы:

                  • Предоставление льгот осуществляется на основании действующего Таможенного кодекса.
                  • Распространение льгот происходит исключительно на товарную продукцию, ввозимую из других стран.
                  • Льготы по налогу на добавленную стоимость на товарную продукцию охарактеризованы в Налоговом кодексе.
                  • Скидки по таможенным выплатам определяются в соответствии с товарным продуктом стран, имеющих договоренности с Российской Федерацией.
                  • За определенные категории товарной продукции пошлины не уплачиваются.

                  BusinessMan.ru

                  2 месяца ago

                  Добавить комментарий

                  Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *