Закон для васРазноеСубсидия на выполнение муниципального задания налог на прибыль

Субсидия на выполнение муниципального задания налог на прибыль

Нет времени читать? Сохрани

1923 сентября 2012

Документ:
Письмо Минфина России от 2 августа 2012 г. №02-03-09/3040.

Что изменилось:
Как указали финансисты, субсидии, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям на оказание услуг в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, налогом на прибыль не облагаются.

Комментарий:
Учреждение не вправе отказаться от оказания услуг в рамках госзадания.

Налог на добавленную стоимость

Согласно подпункту 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ, объектом обложения НДС не признается выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансирования которого является бюджетная субсидия.

Налог на прибыль

Субсидии, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям, а также доходы, полученные от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг и от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций, не включаются в облагаемую базу по налогу на прибыль на основании подпунктов 14 и 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

При этом не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных учреждениям из соответствующего бюджета, используются ими в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых они созданы.

А учитывая, что источником остатков средств, не использованных на начало очередного финансового года, являются бюджетные субсидии, эти остатки также не учитываются учреждениями при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Темы: 

Бюджетные учреждения, в отношении которых уполномоченными органами принято решение о предоставлении субсидий из бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ, ведение бухгалтерского учета осуществляют в соответствии с «Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета…», утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), а также в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкции N 174н).

при получении бюджетным учреждением субсидии на выполнение муниципального задания или на иные цели в бухгалтерском учете на основании Справки (форма 0504833) отражается начисление дохода по коду доходов 180 «Прочие доходы» КОСГУ (п.п. 93, 150 Инструкции N 174н) по соответствующему коду финансового обеспечения: — 4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания; — 5 — субсидии на иные цели.

Рекомендация экспертаВопрос: Автономное учреждение в рамках выполнения муниципального задания на безвозмездной основе оказывает физкультурно-спортивные услуги детским спортивным школам (предоставление спортивных залов) для осуществления учебно-тренировочного процесса. На выполнение муниципального задания из бюджета города автономному учреждению выделяется субсидия. Учитывается ли полученная субсидия в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 28 сентября 2011 г. N 03-03-06/4/109

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу учета для целей налогообложения прибыли организаций субсидий, предоставленных автономным учреждениям, и сообщается следующее. Согласно ст. 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности автономных учреждений осуществляется путем выделения субсидий, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам. Положениями пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии, выделяемые автономным учреждениям, отнесены к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При этом указанным подпунктом установлена обязанность ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 28.09.2011

В связи с поступающими обращениями по порядке уплаты НДС и налога на прибыль организаций государственными (муниципальными) учреждениями Министерство финансов РФ выпустило письмо от 02.08.2012 № 02-03-09/3040 “О порядке уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций государственными (муниципальными) учреждениями”. В нем оно сообщает главным распорядителям средств федерального бюджета и финансовым органам субъектов РФ следующую информацию.

1. Объектом налогообложения налога на добавленную стоимость на признается выполнение работ и указание услуг казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ).

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются субсидии, предоставленные бюджетными и автономным учреждениям, доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ, а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (подп. 14 и 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Неиспользованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии абз. 1 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых были созданы эти учреждения (п.17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.20109 № 83-ФЗ).

Аналогичные нормы предусмотрены и в отношении автономных учреждений (часть 3.15 ст.3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ).

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

Положениями пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) установлено, что расходами для целей главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ признаются любые экономически обоснованные затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Средства, перечисленные бюджетным учреждением по распоряжению главы администрации города в бюджет муниципального образования, не отвечают критериям, установленным статьей 252 НК РФ, в связи с чем, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Согласно подпункту 48.4 пункта 1 статьи 264 НК РФ, вступившему в силу с 1 января 2012 года, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе. Указанные расходы признаются для целей налогообложения при условии соблюдения требований к социальной рекламе, установленных подпунктом 32 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) социальная — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Требования к социальной рекламе закреплены в статье 10 Закона о рекламе.

Таким образом, если распространяемая информация соответствует требованиям социальной рекламы, установленным Законом о рекламе, налогоплательщик вправе расходы, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению указанной информации учесть для целей налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов, связанных производством и реализацией на основании подпункта 48.4 пункта 1 статьи 264 НК РФ при выполнении условий, предусмотренных данной нормой.

При этом, необходимо учитывать следующие особенности налогового учета доходов и расходов бюджетных учреждений.

Согласно положениям подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ доходы в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям, отнесены к средствам целевого финансирования не учитываемым при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Субсидии предоставляются бюджетным учреждениям на обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания (статья 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Таким образом, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются субсидии, предоставленные бюджетным учреждениям на обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, а также расходы, произведенные за счет указанных субсидий.

Одновременно сообщаем, что согласно пункту 11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.

Заместитель директора Департамента Н.А. Комова

Как пояснил Минфин, средства, перечисленные бюджетным учреждением по распоряжению главы администрации города в казну муниципалитета, не относятся к расходам в целях налогообложения прибыли.

Также не учитываются субсидии, предоставленные бюджетным учреждениям на обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, и расходы, произведенные за счет указанных средств.

Деятельность ряда учреждений финансируется за счет средств из бюджета. Однако их не всегда достаточно. Учреждению может даваться госзадание. В этом случае потребуется дополнительное финансирование. Оно предоставляется в форме специальных субсидий.

Что собой представляет субсидия

Органы власти могут дать учреждению задание. Если средств субъекта на выполнение задачи не хватает, выдается субсидия. Деньги начисляются на р/с учреждения. Они нужны для качественного и своевременного выполнения задачи. Расчет размера субсидии выполняется уполномоченным властным органом.

После того как задание выполнено и средства истрачены, оформляется акт об использовании денег. Целевое использование предполагает трату средств на исполнение поставленного задания. Если деньги будут истрачены нецелевым образом, организуется служебное расследование.

Какие учреждения могут претендовать на субсидию

Субсидия может быть предоставлена этим субъектам:

  • Автономным муниципальным организациям.
  • Оборонным предприятиям.
  • Различным органам власти.
  • Исследовательским институтам.
  • Силовым ведомствам и прочим.

Субсидия на исполнение госзадания может выдаваться только тем субъектам, которые уполномочены работать над этим заданием.

Законодательное обоснование

Выдача субсидии на разработку и реализацию государственного задания регламентируется этими нормативными актами:

  • ФЗ №174 «Об автономных субъектах» от 3 ноября 2006 г.
  • ФЗ №40 «О поддержке НКО» от 5 апреля 2010 г.
  • ФЗ №195 от 10 декабря 1995 г.
  • Правительственное Постановление №999 от 30 сентября 2014 г.

Данные нормативные акты регламентируют перевод денег, их трату, составление отчетности.

Особенности расходования субсидии

Самая главная особенность траты денег в рамках субсидии – необходимость в строгой отчетности. Даже самая малая часть денег не может быть истрачена непонятно на что. Все направления расходования должны быть зафиксированы документально. Рассмотрим приблизительный порядок расходования денег:

  1. Орган власти ставит перед учреждением задание.
  2. Устанавливается размер субсидии, нужной для реализации задачи.
  3. Деньги начисляются на р/с учреждения.
  4. Как правило, выполнение задания предполагает прохождение множества ступеней. На каждой происходит трата денег. После каждой траты составляется отчет.
  5. По окончании работы над поставленной задачей составляется полноценный отчет, подготавливаются подтверждающие документы. Затем все бумаги направляются в уполномоченную структуру.
  6. Проект принимается государственными структурами.
  7. Оформляется акт о целевом использовании денег.
  8. Акт направляется в орган, который ставил перед учреждением задачу.

Часть средств, выделенных в рамках субсидий, может остаться.

К СВЕДЕНИЮ! Задачи для субъектов создаются на базе формы, установленной Правительственным Постановлением №671 от 2 сентября 2010 года.

ВАЖНО! Госзадания и отчеты об их исполнении могут публиковаться на сайтах, если в них отсутствует государственная тайна. Публикация сведений нужна для обеспечения прозрачности финансирования.

Что делать, если средства остались

Остаток средств субсидии может быть направлен на финансирование деятельности бюджетного учреждения. Соответствующее положение приведено в части 17 статьи 30 ФЗ №83 от 8 мая 2010 года. Деньги могут направляться только на цели, для выполнения которых создано учреждение. Если же этих целей нет, средства взыскиваются.

Экономия денег, выданных в рамках субсидии, достигается обычно при наличии этих обстоятельств:

  • Оптимизация расходов на изготовление продукции и предоставление услуг.
  • Тендерное уменьшение при осуществлении государственных закупок.
  • Проведение мероприятий по улучшению энергосбережения.
  • Мероприятия, нужные для повышения эффективности эксплуатации государственного имущества.
  • Оптимизация штата сотрудников (к примеру, сокращение специалистов).
  • Заключение договоров с различными сторонними компаниями (к примеру, с транспортными компаниями).

Размер субсидии определяется на базе нормативных трат на предоставление услуг в рамках госзадания, на содержание имущества. Если одна из статей расходования оптимизируется, то и часть субсидии экономится.

Разновидности субсидий

Субсидии на исполнение заданий подразделяются на эти виды:

  • Целевое субсидирование. Деньги выдаются под определенные цели.
  • Средства на оказание услуг. В рамках задания у учреждения может возникнуть необходимость в оказании государственных услуг. В этом случае субсидии предоставляются именно на оказание этих услуг.
  • Разовые субсидии. Деньги в данном случае направляются на финансирование мероприятий.

Вид предоставляемой субсидии зависит от конкретного задания.

Что входит в предоставляемую субсидию

Важно правильно рассчитать субсидию на выполнение задания. При определении финансирования учитываются эти направления трат:

  • Непосредственно для оказания услуги.
  • На общехозяйственные нужды.
  • Потребление электроэнергии в объеме 10% от общих трат учреждения на оплату электроэнергии.
  • Расход тепловой энергии в объеме 50% от общего размера трат на оплату отопления.
  • Оплата налогов.

Деньги предоставляются на основании соглашения о порядке передачи субсидии.

Бухучет субсидий

Проводки в бюджетном и автономном субъекте будут разными. Рассмотрим проводки в бюджетном субъекте:

  • ДТ420581560 КТ440110180. Начисление субсидии на исполнение задачи.
  • ДТ420111510 КТ420581660. Поступление денег на расчетный счет.
  • ДТ410960 XXX КТ4302 XX 730. Отражение трат, формирующих себестоимость работ и услуг в рамках госзадания.
  • ДТ440120262 КТ420862660. Отражение трат, не формирующих себестоимость.

В автономном учреждении будут следующие проводки:

  • ДТ420580000 КТ440110180. Начисление субсидий.
  • ДТ420111000 КТ420580000. Поступление субсидии на счет.
  • ДТ410960 XXX КТ4302 XX 000. Отражение трат, формирующих себестоимость.
  • ДТ440120262 КТ420862000. Отражение расходов, не формирующих себестоимость.

Это стандартные проводки, использующиеся при выполнении задания.

Бухучет возврата

Субсидия будет возвращена в бюджет при таких обстоятельствах:

  • Сокращение объема госзадания.
  • Учреждение не реализовало задание за отчетный период.

Если объем задания уменьшен в текущем году, выполняются эти проводки:

  • ДТ420531560 КТ440110130. Сторнирование дохода от субсидии (используется метод «Красное сторно»).
  • ДТ420531560 КТ420111610. Выбытие части субсидии с расчетного счета.

Если возвращаются субсидии прошлых лет, выполняются эти проводки:

  • ДТ440110130 КТ430305730. Начисление долга по возврату неиспользованной субсидии.
  • ДТ430305830 КТ420111610. Выбытие части средств.

Последние проводки актуальны для тех случаев, когда не полностью реализовано поставленное задание.

Определение налога на прибыль

В статье 251 НК РФ содержатся статьи расходов, не учитываемые при определении базы по налогу на прибыль. В подпункте 14 пункта 1 статьи сказано, что учитываться не будут доходы в форме имущества, выданного в рамках целевого финансирования. То есть субсидии, предоставляемые бюджетным организациям, не будут учитываться при определении налога на прибыль.

Похожие статьи