Закон для васЛьготыСборы за пользование животного мира и водных биологических ресурсов льготы

Сборы за пользование животного мира и водных биологических ресурсов льготы

Нет времени читать? Сохрани

Сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов является федеральным налогом. Регулируется главой 25.1 Налогового кодекса, которая вступила в силу с 1 января 2004 года (введена Федеральным законом от 11.11.2003 № 148-ФЗ).

  •  Все материалы о сборе в энциклопедии

Нормативная база

  • Глава 25.1 Налогового кодекса РФ

Налогоплательщики

Плательщиками сборов за пользование объектами животного мира признаются организации и физические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации.

Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов являются организации и физические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Объект налогообложения и налоговая база

Объектами обложения признаются объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании соответствующей лицензии.

Не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков.

Налоговые льготы

  • не уплачивают сборы физические лица, являющиеся представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) (п.2 ст. 333.2 НК РФ)
  • не уплачивают сборы физические лица, не относящиеся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающие в местах, где для их проживания и хозяйственной деятельности охота и рыболовство являются основой существования (п.2 ст. 333.2 НК РФ)

как правило, отсутствует, что объясняется установленными Кодексом сроками ее уплаты.

Отчетность

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами животного мира по лицензии на пользование объектами животного мира, не позднее 10 дней с даты получения такой лицензии представляют в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего указанную лицензию, сведения о полученных лицензиях на пользование объектами животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами водных биологических ресурсов по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, не позднее 10 дней с даты получения такого разрешения представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных разрешениях на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов.

Сведения представляются организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов, по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговые ставки

Ставки сбора за каждый объект животного мира устанавливаются в твердых размерах. Так, за овцебыка или зубра размер ставки составляет 15000 рублей; за медведя бурого — 6000 рублей; за фазана, тетерева — 20 рублей. Подобным образом устанавливаются ставки за каждый объект водных биологических ресурсов.

Ставки сбора за каждый объект, устанавливаются в размере 0 рублей в случаях, если пользование такими объектами осуществляется в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава объектов животного мира, предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства объектов животного мира, осуществляемого в соответствии с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти;

Порядок исчисления и уплаты сбора

Сумма сбора определяется в отношении каждого объекта животного мира как произведение соответствующего количества объектов животного мира и соответствующей ставки. Сумму сбора за пользование объектами животного мира плательщики уплачивают при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира.

Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивается в виде разового и регулярных взносов. Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10%. Уплата разового взноса производится при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов. Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.

Уплата сбора за пользование объектами животного мира производится плательщиками по месту нахождения органа, выдавшего лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира.

Уплата сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов производится:

  • плательщиками — физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, — по месту нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;
  • плательщиками — организациями и индивидуальными предпринимателями — по месту своего учета.

КБК

КБК Расшифровка кода
182 1 07 04010 01 **** 110 Сбор за пользование объектами животного мира
182 1 07 04020 01 **** 110 Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты)
182 1 07 04030 01 **** 110 Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам)

Вместо «****» в 14−17 разрядах КБК следует указывать:

  • — при уплате налогов, сборов, взносов (включая перерасчеты, недоимку и задолженность, в том числе по отмененным налогам, сборам, взносам);
  • — пени и проценты по соответствующим налогам, сборам, взносам;
  • — суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующим налогам, сборам, взносам.

wiki.klerk.ru

Статья 333.2. Объекты обложения

«1. Объектами обложения признаются:

объекты животного мира в соответствии с перечнем, установленным пунктом 1 статьи 333.3 настоящего Кодекса, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации;

объекты водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 и 5 статьи 333.3 настоящего Кодекса, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. В целях настоящей главы не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на вылов (добычу) объектов водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти».

Объектами обложения признаются объекты животного мира в соответствии с перечнем, установленным пункте 1 статьи 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектами обложения признаются объекты водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 и 5 статьи 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 333.2 НК РФ).

Для подтверждения льготы (пункт 2 статьи 333.2 НК РФ), суть которой заключается в полном выведении из-под обложения сборов отдельных видов объектов животного мира нужен специальный перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, которые используют объекты животного мира для удовлетворения личных нужд, утвержденный Правительством Российской Федерации.

Перечень народов и районов, на которые распространяется указанная льгота, приведен в Постановлениях Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года №255 «О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» и от 11 января 1993 года №22 «О Перечне районов проживания малочисленных народов Севера». Данная льгота распространяется также и на лица, не относящихся к коренным малочисленным жителям, но постоянно проживающих в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство является основой их существования.

Данное право распространяется после введения главы 25.1 пунктом 2 статьи 333.2 НК РФ только на количество (объем) объектов животного мира, добываемых для удовлетворения личных нужд, лимит которых устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в согласовании с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Значит для того, чтобы пользоваться бесплатно объектами животного мира представителям народов указанных в пункте 2 статьи 333.2 НК РФ необходимо иметь два документа подтверждающих это право:

·   документ, утвержденный Правительством Российской Федерации;

·   документ, утвержденный региональным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, который должен быть согласован с Минсельхозом Российской Федерации.

В комментарии к данной статье проведем сравнение статей 48, 49 Федерального закона от 24 апреля 1995 года №52-ФЗ «О животном мире» (далее — Закон №52-ФЗ) и пункта 2 статьи 333.2 главы 25.1. НК РФ.

Статьями 48, 49, Закона №52-ФЗ установлено приоритетное право пользования животным миром, которое заключается в следующем:

—   предоставление первоочередного выбора промысловых угодий гражданам, принадлежащим к группам населения и их объединениям;

—   льготы в отношении сроков и районов добывания объектов животного мира, полового, возрастного состава и количества добываемых объектов животного мира, а также продуктов их жизнедеятельности;

—   исключительное право на добывание определенных объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности.

В пункте 2 статьи 333.2 НК РФ конкретно говорится о количестве (объеме) объектов животного мира, добываемых для удовлетворения личных нужд, лимит которых устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в согласовании с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Будем надеяться, что данное обоснование (количество (объем) объектов животного мира) пункта 2 статьи 333.2 НК РФ и статей 48, 49 Закона №52-ФЗ не ущемит прав соответствующих категорий населения.

Статья 333.3. Ставки сборов

Ставки сборов установлены статьи 333.3 НК РФ.

«1. Ставки сбора за каждый объект животного мира устанавливаются в следующих размерах, если иное не установлено пунктами 2 и 3настоящей статьи:

Наименование объекта животного мира

Ставка сбора в рублях (за одно животное)

Овцебык, гибрид зубра с бизоном или домашним скотом

15 000

Медведь (за исключением камчатских популяций и медведя белогрудого)

3 000

Медведь бурый (камчатские популяции), медведь белогрудый

6 000

1 500

Пятнистый олень, лань, снежный баран, сибирский горный козел, серна, тур, муфлон

Косуля, кабан, кабарга, рысь, росомаха

Дикий северный олень, сайгак

Барсук, куница сурок, бобр

Степной кот, камышовый кот

Глухарь, глухарь каменный

Фазан, тетерев, водяной пастушок, малый погоныш, погоныш-крошка, погоныш, большой погоныш, камышница

2. При изъятии молодняка (в возрасте до одного года) диких копытных животных ставки сбора за пользование объектами животного мира устанавливаются в размере 50 процентов ставок, установленных пунктом 1 настоящей статьи.

3. Ставки сбора за каждый объект животного мира, указанный в пункте 1 настоящей статьи, устанавливаются в размере 0 рублей в случаях, если пользование такими объектами животного мира осуществляется в целях:

охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава объектов животного мира, предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства объектов животного мира, осуществляемого в соответствии с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти;

изучения запасов и промышленной экспертизы, а также в научных целях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, за исключением морских млекопитающих, устанавливаются в следующих размерах, если иное не установлено пунктом 6 настоящей статьи:

Наименование объекта водных биологических ресурсов

Ставка сбора в рублях (за одну тонну)

Дальневосточный бассейн (внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона Российской Федерации и континентальный шельф Российской Федерации в Чукотском, Восточно-Сибирском, Беринговом, Охотском, Японском морях и Тихом океане)

3 500

Минтай других районов промысла

2 000

3 000

3 500

Краб камчатский западного побережья Камчатки

100 000

Краб камчатский североохотоморский

40 000

Краб камчатский других районов промысла

100 000

100 000

40 000

60 000

60 000

Краб-стригун красный, краб-стригун ангулятус

13 000

Краб колючий района южный Курильских островов

25 000

Краб колючий других районов промысла

13 000

Краб волосатый четырехугольный района юго-восточного Сахалина и залива Анива зоны Охотского моря и юго-западного Сахалина зоны Японского моря

40 000

Краб волосатый четырехугольный других районов промысла

9 000

3 500

5 500

5 000

1 000

3 500

4 000

4 000

20 000

6 000

Черный морской еж

2 600

1 300

1 000

12 000

Гребешок

5 000

30 000

5 500

Прочие объекты водных биологических ресурсов

Северный бассейн (Белое море, внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона Российской Федерации и континентальный шельф Российской Федерации в море Лаптевых, Карском море, а также в Баренцевом море и районе архипелага Шпицберген)

5 000

Пикша

3 500

7 000

7 000

Морской окунь

1 500

1 000

60 000

Прочие объекты водных биологических ресурсов

Балтийский бассейн (внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона Российской Федерации и континентальный шельф Российской Федерации в Балтийском море, Вислинском, Куршском и Финском заливах)

Салака (сельдь)

3 000

Прочие объекты водных биологических ресурсов

Каспийский бассейн (районы Каспийского моря, в которых Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в отношении рыболовства)

Килька каспийская

Крупный частик (за исключением судака)

1 500

5 500

Прочие объекты водных биологических ресурсов

Азово-Черноморский бассейн (внутренние морские воды и территориальное море, исключительная экономическая зона Российской Федерации в Черном море, районы Азовского моря с Таганрогским заливом, в которых Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в отношении рыболовства)

1 000

2 000

1 000

5 500

Прочие объекты водных биологических ресурсов

Реки, озера водохранилища

5 500

Семга, чавыча, кета осенняя амурская, кижуч, нельма, таймень, нерка, балтийская лосось

5 000

3 000

Байкальский белый хариус, угорь, чир, муксун

2 100

Кунджа, голец, палия, форель всех видов, ленок, сиг, омуль, пыжьян, пелядь, мальма, усач, черноспинка, рыбец (сыть), жерех, хариус, шемая, белый амур, толстолобик, кутум, сом, минога

1 200

Крупный частик (за исключением судака)

1 000

Рипус, тарань, вобла, ряпушка

Прочие объекты водных биологических ресурсов

5. Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов — морское млекопитающее устанавливаются в следующих размерах, если иное не установлено пунктом 6 настоящей статьи:

Наименование объекта водных биологических ресурсов – морского млекопитающего

Ставка сбора в рублях (за одно млекопитающее)

Касатка и другие млекопитающие (за исключение белухи)

30 000

3 000

1 500

ГренлаНДСкий тюлень, морской заяц, хохлач (за исключением гренлаНДСкого тюленя в возрасте до одного года (белек, хохлуша, серка))

ГренлаНДСкий тюлень в возрасте до одного года (белек, хохлуша, серка)

Кольчатая нерпа, каспийский тюлень, байкальский тюлень, тюлень обыкновенный

6. Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, указанный в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, устанавливаются в размере 0 рублей в случаях, если пользование такими объектами водных биологических ресурсов осуществляется в целях:

охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава объектов водных биологических ресурсов, предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства объектов водных биологических ресурсов, осуществляемого в соответствии с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти;

изучения запасов и промышленной экспертизы, а также в научных целях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, указанный в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливаются в размере 15 процентов ставок сбора, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

При этом пониженная ставка сбора применяется в отношении объема промышленных квот, не превышающего годового объема промышленных квот, выделенного этим организациям на бесплатной основе в 2001 году.

В целях настоящей главы градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями признаются организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые функционируют на 1 января 2002 года не менее пяти лет, эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема реализуемой ими продукции».

Статьей 333.3 НК РФ установлены размеры ставок сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Объектами обложения сборами признаются объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, поименованные в закрытых перечнях, установленных, пунктом 1 статьи 333.3 НК РФ (животные, обитающие на суше) и пунктами 4 — 5 статьи 333.3 НК РФ (водные биологические ресурсы).

К объектам сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов относятся беспозвоночные животные, водоросли, морская трава и другие морские живые ресурсы (Приказ Госкомрыболовства Российской Федерации от 10 сентября 1996 года №169 «Об утверждении перечня видов живых организмов, являющихся живыми ресурсами континентального шельфа Российской Федерации»).

В пунктах 2-3 статьи 333.3 НК РФ предусмотрены две льготные ставки сбора: в размере 50% и нулевая от общеустановленной ставки сбора:

·   по ставке 50% от общеустановленной ставки сбор исчисляется при изъятии из среды обитания молодняка (в возрасте до одного года) диких копытных животных. Отметка о возрасте дикого животного должна быть указана в лицензии. К диким копытным животным относятся (например, лоси, косули и дикие кабаны) (пункт 2 статьи 333.3 НК РФ).

·   нулевая ставка сбора за пользование объектами животного мира применяется в случаях, когда объекты животного мира используются в определенных целях, а именно:

¨   охраны здоровья населения;

¨   устранение угрозы для жизни человека;

¨   предохранение от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных;

¨   регулирование видового состава объектов животного мира;

¨   предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания;

¨   воспроизводство объектов животного мира, с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти;

¨   изучение запасов и промышленной экспертизы, в научных целях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для применения ставки в размере 0 рублей пользователю необходимо предоставить обоснованное подтверждение данной ставки. Как это сделать?

Для этого пользователь должен представить в налоговый орган данные о видах и объемах объектов животного мира, а также условия пользования животным миром. Такие данные, например, содержатся в форме долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, утвержденной Приказом Минсельхозпрода Российской Федерации №378 и Госкомэкологии Российской Федерации №400 от 22 июня 1998 года «О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.96 №1574» (вместе с «Порядком определения размеров сбора за выдачу долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира»).

Проанализируем статью 44 Закона №52-ФЗ пользование животным миром в научных целях посредством разных форм наблюдения, мечения, фотографирования и иных методов исследования без изъятия объектов животного мира из среды их обитания допускается без специального разрешения и бесплатно, если эти методы не наносят вреда животному миру и не нарушают прав пользователей животным миром, другими природными ресурсами, а так же прав собственников земель, землевладельцев, землепользователей, владельцев лесного фонда, за исключением случаев, когда такое пользование запрещено. В этой же статье Закона №52-ФЗ указано, что пользование животным миром в научных целях с изъятием объектов животного мира из природной среды допускается с разрешения соответствующих специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания в порядке, установленном статьей 34 Закона №52-ФЗ.

Для сравнения:

«Статья 34. Виды и способы пользования животным миром

Юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:

охота;

рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;

добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;

изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;

извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;

получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и другие виды пользования животным миром.

Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового.

Перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено, определяется специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания».

«Статья 44. Пользование животным миром в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных и эстетических целях

«Пользование животным миром в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных и эстетических целях посредством разных форм наблюдения, мечения, фотографирования и иных методов исследования без изъятия объектов животного мира из среды обитания допускается без специального разрешения и бесплатно, если эти методы не наносят вреда животному миру или среде его обитания и не нарушают прав пользователей животным миром, другими природными ресурсами, а также прав собственников земель, землевладельцев, землепользователей, владельцев лесного фонда, за исключением случаев, когда такое пользование запрещено.

Пользование животным миром в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных и эстетических целях с изъятием объектов животного мира из природной среды допускается по разрешениям соответствующих специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания в порядке, установленном статьей 34 настоящего Федерального закона».

При этом наблюдаются некоторые противоречия между нормами статьи 44 и статьи 34 Закона №52-ФЗ. В статье 44 Закона №52-ФЗ допускается проводить научные исследования, как без изъятия, так и с изъятием объектов животного мира (ссылка на статью 34 Закона №52-ФЗ), но в статье 34 Закона №52-ФЗ говорится: проводить изучение, исследование и иное использование животного мира в научных целях без изъятия их из среды обитания.

Такой вид пользования, как изучение запасов и промышленная экспертиза, которая относится к категории льготных при исчислении сбора в соответствии со статьей 333.3 НК РФ, в Законе №52-ФЗ отсутствует. Это, возможно, осложнит использование данной льготы, так как для представления пользователями необходимых сведений в налоговые ведомства требуется наличие соответствующей записи в лицензии, правомерность которой находится под сомнением.

Пунктом 6 статьи 333.3 НК РФ установлено, что при использовании ВБР, так же как и при использовании объектов животного мира, в некоторых случаях вводится ставка 0 рублей, а именно:

·   охраны здоровья населения;

·   устранения угрозы для жизни человека;

·   предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных;

·   регулирования видового состава объектов водных биологических ресурсов;

·   предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания;

·   в целях воспроизводства объектов водных биологических ресурсов, осуществляемого в соответствии с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти;

·   изучения запасов и промышленной экспертизы, а также в научных целях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций (перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации), где численность работающих с учетом совместно проживающих с ними членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые функционировали на 1 января 2002 года не менее 5 лет, зарегистрированы как юридическое лицо, имеющие в собственности рыбопромысловые суда и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет, в стоимостном выражении более 70% общего объема реализуемой ими продукции ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов устанавливается в размере 15% ставок сбора, предусмотренных пунктами 4, 5 статьи 333.3 НК РФ (пункт 7 статьи 333.3 НК РФ).

Перечень градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, которым предоставлено право применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2004 года №452.

Снижение ставки сбора за вылов камчатского краба в Северном бассейне.

Еще одно изменение — это снижение ставки сбора за вылов камчатского краба в Северном бассейне. С 1 января 2007 года за одну тонну камчатского краба, выловленного в Северном бассейне, будет взиматься сбор в сумме 60 000 рублей, а не 100 000 рублей, как это было раньше.

Чтобы определить сумму сбора, умножьте количество животных, указанное в лицензии, на ставку сбора.

Если изъят молодняк диких копытных животных (в возрасте до года), то ставки сбора устанавливаются в половинном размере от приведенных в таблице.

Сбор не платится, если животные используются в целях:

— охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни людей, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава животного мира и тому подобное;

— изучения запасов, промышленной экспертизы или в научных целях.

По некоторым объектам биологических ресурсов сбор платится, если есть разрешение на промысел. Например, если есть разрешение на промысел осетровых в Дальневосточном и Азово-Черноморском бассейнах, а также во внутренних водных объектах (реках, водохранилищах, озерах) платится сбор по ставке 5 500 рублей за одну тонну.

Статья 333.4. Порядок исчисления сборов

«1. Сумма сбора за пользование объектами животного мира определяется в отношении каждого объекта животного мира, указанного в пунктах 1 — 3 статьи 333.3 настоящего Кодекса, как произведение соответствующего количества объектов животного мира и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта животного мира.

2. Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов, указанного в пунктах 4 — 7 статьи 333.3 настоящего Кодекса, как произведение соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов».

Пунктом 1 статьи 333.4 НК РФ установлено, что сумма сбора за пользование объектами животного мира определяется в отношении каждого вида объекта животного мира (перечень объектов животного мира и ставок по каждому объекту животного мира установлен пунктами 1-3 статьи 333.3 НК РФ) определяется как:

Произведение соответствующего количества животных (птиц) разрешенных к отстрелу х Ставку сбора = Сбор за пользование объектами животного мира.

Пример 1.

Физическое лицо приобрело именную разовую лицензию на отстрел лося.

Ставка сбора по указанным животным 1 500 рублей за штуку (статья 333.2 НК РФ). Рассчитываем сумму сбора.

Сумма сбора равна:

1 500 рублей х 1 штука = 1500 рублей.

Сумма сбора за пользование объектами животного мира, которую физическое лицо должно заплатить, равна: 1 500 рублей.

Окончание примера.

Сбор за пользование объектами водных биоресурсов рассчитывается путем умножения соответствующего количества объектов водных биоресурсов на установленную ставку сбора (пункт 2 статьи 333.4 НК РФ).

Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов рассчитывается по такой же формуле (по каждому виду рыбы и других морских обитателей):

Количество рыбы (морских обитателей), разрешенных к вылову (в тоннах) умножается на Ставку сбора = Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Пример 2.

Организация получила лицензию на отлов в Азовском море камбалы — калкан и хамсы. Разрешение выдано на ловлю 20 000 тонн камбалы – калкан и 40 000 тонн хамсы. Ставка сбора по камбале — калкан установлена в размере 2 000 рублей за тонну, по хамсе — 50 рублей за тонну. Определим общую сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Сумма сбора за отлов камбалы — калкан составляет:

2 000 рублей х 20 000 тонн = 40 000 000 рублей.

Сумма сбора на отлов хамсы составляет:

50 рублей х 40 000 тонн = 2 000 000 рублей.

Общая сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, которую организация должна заплатить равна:

40 000 000 рублей + 2 000 000 рублей. = 42 000 000 рублей.

Окончание примера.

По млекопитающим сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов рассчитывается по такой формуле (по каждому виду):

Количество млекопитающих, разрешенных к вылову х Ставку сбора за штуку = Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Пример 3.

Организация получила лицензию на отлов двух касаток.

В соответствии со статьей 333.2 НК РФ ставка сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов по касаткам равна 30 000 рублей за штуку. В результате сумма сбора, который организация должна заплатить за получение лицензии за отлов двух касаток составляет:

30 000 рублей х 2 штуки = 60 000 рублей.

Окончание примера.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей бухгалтерского и налогового учета на предприятиях агропромышленного комплекса, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Предприятия агропромышленного комплекса».

www.audit-it.ru

Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получившие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории РФ.

Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получившие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Объекты животного мира юридическим лицам предоставляются в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии, гражданам – в краткосрочное пользование по именной разовой лицензии.

Лицензия не предполагает непосредственного изъятия объектов животного мира из среды их обитания, а дает право на осуществление деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира.

Краткосрочные лицензии – ограничительный документ, который выдается на изъятие конкретного количества объектов животного мира в определенном месте и в определенное время. Такие лицензии выдаются физическим лицам: – лицензирующими органами на территориях, не предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям как пользователям животным миром;

– пользователями животным миром – организациями и индивидуальными предпринимателями, располагающими долгосрочными лицензиями, на закрепленных за ними территориях. Пользование объектами водных биологических ресурсов осуществляется на основании одного ограничительного документа – разрешения на вылов конкретного количества водных биологических ресурсов в конкретном районе промысла.

Объектами обложения признаются: объекты животного мира, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии на пользование объектами животного мира, выдаваемой в соответствии с законодательством РФ; объекты водных биологических ресурсов, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии на пользование объектами водных биологических ресурсов, выдаваемой в соответствии с законом.

Не признаются объектами обложения объекты животного мира и водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд:

– представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

– лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство – основа существования. Пользоваться объектами и не уплачивать при этом налог эти лица вправе при условии, что пользуются объектами исключительно для удовлетворения собственных нужд. Такое право распространяется только на количество объектов, добываемых для удовлетворения личных нужд.

StudFiles.net

ФЗ №148 от 11 ноября 2003 г. введен сбор за использование объектов животного мира и водных биологических ресурсов. Это обязательные взносы, выплачиваемые на федеральном уровне. Их оплата не зависит от региона проживания.

Кто платит сборы?

К плательщикам взносов относят физлиц, владельцев предприятий и ООО, получивших возможность зарегистрировать потребление объектов животного мира — ст. 333.1. НК РФ.

ФЗ №209, принятый 24 июля 2009 года, «Об охоте и поддерживании запасов, об установленных изменениях в пунктах законодательных актах РФ» разрешает добывать ресурсы с помощью охоты.

Пользование живых особей разрешается с тем условием, что физлицо или организация осуществляют их вылавливание. Документ выдается:

  1. В охотничьих с/х угодьях. Для получения лицензии юрлицу или владельцу предприятия необходимо заключить охотхозяйственное соглашение.
  2. В охотничьих угодьях, находящихся во всеобщем доступе. Специальный комитет по ведению хозяйства выдает разрешение субъектам РФ.
  3. В огороженных природных зонах. Закон об охране природы выдает свидетельство природоохранным учреждениям.

Пользование водными запасами подразумевает начисление взносов физлицам и предприятиям, на законодательном уровне зарегистрировавшим свидетельство на изъятие водных запасов во внутренних водах. Улов может осуществляться на материковом шельфе, в Азовском море, Баренцевом и Каспийском. Экономическая зона России, архипелаг Шпицберген — также территории, разрешающие использование биологических ресурсов.

Налогообложение

Объекты налогообложения животного мира: виды зверей и птиц. Перечень особей зарегистрирован в п. 1 ст. 333.3 НК РФ. Вылов животных из естественной окружающей среды возможен только с согласия соответствующих органов. Пользование водными компонентами окружающей среды также облагается взносом. Предметом сбора признаны рыбы и другие водные существа, для ловли которых требуется лицензия.

Если коренным народам Севера и Сибири, а также лицам, находящихся там на постоянном месте жительства, необходимо использовать живых особей и водные ресурсы окружающей среды по личным нуждам, то такие объекты не облагаются налогом.

Важно! Налогообложению не подлежат объекты и природные запасы, количество которых нужно, чтобы удовлетворить собственные потребности. Добыча и рыбалка разрешены только в том регионе, где проживает налогоплательщик. Хозяйственная деятельность ведется традиционным образом.

Локальные органы исполнительной власти совместно с Федеральными согласовывают количество живых особей, которых можно выловить. Объекты животного мира, которые разводятся в неволе и искусственно созданной окружающей среде, не предполагают оплату. По статье 333.2 НК РФ налогом облагается животное, добытое из естественной среды обитания.

Ставки сборов. Расчеты

Ставки сборов утверждаются, независимо от нахождения конкретного живого существа на территории России. Охота на водяного пастушка или камышницу обойдется в 20 рублей. Это минимальный размер. Максимальный начисляется за охоту на овцебыка и гибрида зубра с бизоном. Это 15 000 рублей за 1 живое существо. Справочная информация о размере ставок утверждена в ст. 333 НК РФ, 2004 г. Вычисления проводятся по формуле: Итоговая сумма=норма ставки * количество живых существ.

Предусматриваются льготные ставки:

  • нулевая;
  • 50%.

Если добывание живых существ необходимо для охраны жителей и устранения угрозы, то налоговая начисляет нулевую ставку. Она также устанавливается, когда нужно оградить физлицо от больных животных, регулировать виды существ или воспроизводить живых особей. По закону данные действия нужно согласовать с соответствующими органами власти.

Льготные ставки

Если объектом добычи являются животные возрастом до 1 года, то действует «скидка» в 50% от начальной стоимости сбора. Сумма за пользование водными биозапасами начисляется за 1 тонну каждого вида. Размер ставки зависит от места обитания млекопитающих. Если ловля рыб предназначена для воспроизводства и акклиматизации запасов, то сборы исчисляются по нулевой ставке. Использование ресурсов для научно-исследовательской деятельности также рассчитывается по ставке 0%.

15% ставки от основного взноса предоставляется владельцам предприятий, пользующихся биоресурсами для ведения рыбохозяйственной деятельности в поселках. Перечень населенных пунктов утвержден Правительством РФ. Рыболовецкие артели также могут рассчитывать на 15% от ставки.

Рыбохозяйственным называется предприятие, занимающееся ловлей рыбы и производящее рыбную продукцию с помощью водных запасов. Льготная налоговая ставка действует только при условии производства предприятием свыше 70% продукции с использованием биоресурсов.

Для животного мира сбор рассчитывается путем сложения количества особей и размера ставки. Для водных биоресурсов сумма учитывает количество млекопитающих и размер ставки, установленный для особи на начало действия свидетельства.

Пример вычислений сбора за потребление объектов животного мира

Объект: пятнистый олень, количество — 4 особи, 2 из которых возрастом до 1 года.

Ставка сбора 600 рублей
Налоговая база 2 взрослых оленя, 2 молодых
Итоговая сумма (600*2)+(300*2)=1800 руб.

Порядок оплаты

Плательщики должны предоставить оплату за потребление охотничьих запасов. Физлица производят оплату в контролирующем органе по фактическому местонахождению. Владельцы предприятий и организации оплачивают сумму взноса по месту регистрационного учета. Сбор исчисляется за единицу особи.

Взнос оплачивается единоразово в момент получения свидетельства о праве пользования объектами животного мира. Потребление водных биозапасов разрешено при оплате взноса разово и регулярно. Разово вносится сумма в размере 10% от ставки сбора. Оставшаяся часть оплачивается ежемесячно равными платежами в течение срока действия лицензии. Оплату платежей следует осуществлять до 20-го числа.

Документы

Физлица не предоставляют документы в налоговую инспекцию о зарегистрированном свидетельстве. ИП и предприятиям, которые получили лицензию, необходимо предоставить в контролирующие органы информацию:

  • Сведения о получении лицензии.
  • Размер сбора, который следует оплатить.
  • Доказательство оплаты.

В течение 10 дней после выдачи свидетельства вышеперечисленную информацию нужно предоставить в налоговый орган. Информация отправляется по специальной форме, заверенной Приказом ФНС России от 26.02.2006 г. Если плательщик не предоставит в уполномоченную организацию сведения в положенный срок, то за каждый непредоставленный документ взыскивается штраф — 200 рублей.

Важно! Если частный предприниматель обладает лицензией на охоту, но его деятельность не связана с извлечением прибыли, то он имеет право не информировать налоговую о получении разрешения.

Возврат сбора

Граждане РФ (физлица) не могут рассчитывать на возврат суммы, переплаченной за сбор. Владелец предприятия и юрлицо могут претендовать на зачет или возврат сбора. Этот факт отражен в п.1 ст. 333.7 НК РФ. По завершении срока действия свидетельства юрлица имеют право потребовать от налоговой, которая его выдала, возврат сбора. Причина — лицензия не использовалась (разрешение на охоту не реализовано).

Зачет суммы или возврат переплаты осуществляется по стандартным правилам, указанным в гл.12 НК РФ. Нужно предоставить:

  • Заявление плательщика о зачете суммы.
  • Точную информацию о полученном свидетельстве.
  • Сведения о размере сбора, необходимого к оплате и фактически оплаченного сбора.

Ст. 78 НК РФ гласит, что плательщик может запросить сумму возврата сбора по нереализованной лицензии в местном контролирующем органе. Заявка рассматривается в письменном виде. Решение по возврату принимается уполномоченным представителем в течение 10 дней.

assistentus.ru

Похожие статьи