Регистрация военнослужащих при войсковой части

Прописка при воинской части возможна, если у военнослужащего нет собственного жилья, и он проживает в выделенной служебной квартире.

Аналогичными правами обладают и члены семьи, которые проживают с ним на одной жилплощади, располагают одним бюджетом и ведут общее хозяйство.

Правом на регистрацию располагают близкие родственники военнослужащего:

  • родители;
  • дети;
  • супруг.

По решению суда членом семьи может быть признан любой гражданин, находящийся на иждивении военного.

Особенности регистрации

Регистрация осуществляется по месту нахождения жилплощади, согласно жилищным правам военного – на служебное и постоянное жилье.

Процедура возлагается на:

  • командование воинской части;
  • должностных лиц паспортного стола.

Где возможно?

Прописка возможна в:

  • военных городках;
  • домах из жилищного фонда Министерства обороны;
  • закрытых административных территориях.

Возможна регистрация и на съемном жилье, в котором военный-служащий по контракту проживает вместе с семьей.

Прописка при воинской части

Регистрация военнослужащего и его семьи допустима с предоставлением жилого помещения или без такого. Прописка по адресу воинской части осуществляется при подписании рапорта командиром.

Наличие свободных жилых помещений при воинской части обеспечивает фактическое проживание военного и его семьи. Они получают регистрацию, согласно положенным учетным нормам жилплощади.

Спор может возникнуть в случае, когда командование части отказывается давать разрешение на прописку, например, внуков военного, его родителей, ссылаясь на то, что они не являются членами его семьи.

В такой ситуации эксперты рекомендуют получать официальный письменный отказ, а затем обращаться в суд с исковым заявлением о признании гражданина членом семьи.

Необходимо обязать командование в/ч не чинить препятствий к регистрации родственников военного.

Закон

Порядок регистрации военного регулируется ФЗ «О статусе военнослужащего».

Нормативный акт указывает перечень близких родственников военного, которые имеют право на:

  • прописку вместе с ним;
  • получение дополнительной жилплощади.

Основы прописки также определяются Постановлением Правительства от 17.07.1995 № 713.

Право на прописку в муниципальном жилье регулируется нормами ЖК РФ о договоре социального найма.

Порядок определения места жительства гражданина устанавливается статьей 20 ГК РФ.

Членов семьи

Регистрация членов семьи военнослужащего возможна по месту фактического проживания – в служебной квартире, на жилплощади из социального резервного фонда, в военных городках.

Граждане вправе беспрепятственно регистрироваться на жилплощади, даже при наличии прописки на прежнем месте жительства.

Регистрацией занимается местное управление УФМС. В заявлении должно быть проставлено согласие собственника жилья, а именно должностного лица из жилищного департамента Министерства обороны или командира воинской части.

После увольнения

При увольнении по достижении предельного возраста пребывания на воинской службе, из-за болезни или организационно-штатных мероприятий военнослужащий и его семья сохраняют на жилищное обеспечение и регистрацию.

Они не могут быть выписаны исключительно по желанию командования воинской части.

За военным также сохраняется право на жилищную субсидию – если он является участником накопительной ипотечной системы.

Какие дает гарантии?

Регистрация при воинской части предоставляет гарантии проживания в жилом помещении (если оно было предоставлено по договору социального найма):

  1. Военный и его семья вправе жить в квартире на весь срок прохождения службы.
  2. Они обязаны содержать жилое помещение в надлежащем состоянии, своевременно оплачивать коммунальные услуги.

Прописка предоставляет существенный ряд социальных гарантий – определение детей военнослужащего в дошкольные образовательные учреждения, школы.

Регистрация также дает возможность получать квалифицированную медицинскую помощь: в ведомственных поликлиниках и других лечебных учреждениях.

Порядок оформления

Военнослужащий:

  • подает рапорт командиру воинской части о прописке;
  • осуществляет сбор необходимых документов.

Далее следует согласие или отказ на регистрацию:

  1. При согласии подписанный ответ на рапорт с другими документами передается в паспортный стол по месту расположения воинской части. Согласие не требуется, когда военный решил прописать на жилплощадь своих несовершеннолетних детей.
  2. Если на рапорт последовал отказ, то следует обращаться в суд о понуждении к даче согласия на прописку и, при необходимости, признания гражданина членом семьи.

Регистрация завершается проставлением печати в паспорт военнослужащего или члена его семьи.

Список документов

Для регистрации потребуется предоставить:

  • согласие собственника недвижимости – в жилищном департаменте Минобороны или военной части;
  • правоустанавливающие документы на недвижимость;
  • паспорта граждан (и копии).

Оплата регистрации не требуется. В заявлении по форме № 6 помимо адреса воинской части, должно быть указано предоставляемое жилое помещения.

Можно не заполнять графу «жилое помещение не предоставлено», если прописка осуществляется при фактическом отсутствии жилых помещений.

Документы для прописки в воинской части необходимо подавать лично. Представительство по доверенности при осуществлении административной процедуры не допускается.

Рапорт (образец)

Рапорт остается формой, по которой командир в/ч дает разрешение на регистрацию гражданина или отказывает в ней.

В документе указывается:

  • ФИО военнослужащего;
  • его звание;
  • состав семьи;
  • просьба о прописке.

Рапорт следует отличать от заявления в паспортный стол по форме № 6.

Образец рапорта военнослужащего на прописку можно скачать здесь.

Часто задаваемые вопросы

Военнослужащих интересует возможность фактического обеспечения жилплощадью на время прохождения службы.

Актуальны также проблемы сроков прописки, получения регистрации в закрытых военных городках.

Несоблюдение контракта

Военнослужащий и его семья прописаны по месту прохождения службы.

После увольнения из-за несоблюдения положений по контракту командование в/ч требует от военного и его семьи добровольно выписаться и покинуть жилплощадь. Должны ли они делать это?

Командование не вправе заставить военнослужащего выписаться. Подобное решение может быть принято только гарнизонным или окружным военным судом.

Прописка в новой квартире

оформляется в паспортном столе по адресу ее расположения.

На что влияет временная прописка? Читайте здесь.

Как прописаться в неприватизированную квартиру к мужу? Подробная информация в этой статье.

Перевод в другой город

Нужно ли жене, желающей переехать к супругу, проходящему службу по контракту, выписываться из квартиры, чтобы получить прописку по новому месту жительства?

Для прописки при воинской части необязательно сниматься с учета по прежнему месту жительства:

  • это можно сделать в процессе регистрации;
  • соответствующая отметка делается в заявлении.

Регистрация при воинской части осуществляется в уведомительном порядке.

При отсутствии прописки военнослужащие и члены их семьи должны платить штраф согласно статье 19.15 КоАП РФ в размере 2-5 тыс. руб.

Прописка при воинской части осуществляется при согласии его командира. Судебное разбирательство необходимо, если такое разрешение не получено.

Целесообразно пользоваться защитой квалифицированных юристов или самостоятельно обращаться за помощью в правозащитные организации.

На видео о регистрации разных категорий граждан

В отдельных случаях прописка при воинской части осуществляется, если военнослужащий живет в служебной квартире.

Как правило, она выделяется при отсутствии у военнослужащего собственного жилья.

Вместе с ним прописывают членов его семьи, которые ведут с ним совместное хозяйство, проживая на одной жилплощади.

Обязательная процедура

Законодатель обязал встать на регистрационный учет российских граждан вне зависимости от их правового положения. Они должны прописаться по местожительству либо местопребыванию.

Обязанность осуществления прописки распространяется и на военнослужащих, несмотря на то, что они относятся к особой категории государственных служащих.

Законодательная база

Каждое лицо законно находящееся на территории Федерации соответственно предписаниям статьи 27 Конституции вправе свободно передвигаться по стране, выбрать себе местожительство либо местопребывания.

Ограничение указанного права допускается на основании норм правовых актов, о чем отмечено в Федеральном законе № 5242-1, изданного 25 июня 1993 года.

Он закрепляет права граждан на свободу передвижения, выбора местожительства и местопребывания по стране.

Все граждане обязаны в продолжение 7 дней прописаться, отсчитываемых со дня прибытия на новое местожительство.

Данная норма установлена правилами регистрации граждан и их снятия с регистрационного учета. Они учреждены постановлением правительства № 713, опубликованного 17 июля 1995 года.

Вопросы относительно права осуществления прописки в муниципальном жилье регулируются нормативами Жилищного кодекса.

В нем отмечено, что основанием для осуществления прописки является договор социального найма.

Что касается порядка определения местожительства российских граждан, то оно устанавливается сообразно нормативам статьи 20 Гражданского кодекса.

Но военнослужащие ограничены в указанном праве в силу определения интересами обороны государства их местожительства либо местопребывания.

Оно обуславливается местом прохождения воинской службы, потому что они исполняют важную государственную функцию соответственно своему статусу, способствующую вооруженной защите государства.

Порядок постановки на учет военнослужащих регламентируется Федеральным законом «О статусе военнослужащего». Акт был издан 27 мая 1998 года за номером 76-ФЗ.

Где возможна регистрация

В основном прописка военнослужащих осуществляется по местоположению жилого помещения, которое выделяется для него и членов его семьи. Оно может быть как служебным, так и на постоянной основе.

В отдельных случаях военнослужащий и члены его семьи прописываются по адресу воинского подразделения без предоставления жилого помещения.

Видео: прописка семьи по адресу воинской части

Ее можно осуществить, если служебное жилье расположено в пределах:

  1. Военного городка.
  2. Закрытой административной территории.

Также прописку, возможно, осуществить в домах, входящих в состав жилищного фонда министерства обороны, в занимаемых по договору аренды квартирах.

За осуществление прописки ответственность возлагается на командование воинского подразделения, паспортный стол управления ФМС.

Военнослужащие должны быть обеспечены в продолжение 3 месяцев служебным жильем.

Правило распространяется на тех служащих воинского подразделения, которые не имеют постоянное жилье на месте прохождения воинской службы.

Оно выделяется при признании военнослужащего, нуждающемся, если он прослужит 20 и более лет в воинском подразделении.

Жилье дается на основе решения, которое выносит жилищная комиссия вслед за обследованием соответствия жилищных условий установленным.

Прописка при воинской части в России

Регистрация военнослужащего и членов его семьи осуществляется в том случае, если его рапорт подпишет командование воинского подразделения.

Если при нем существуют свободные жилые помещения, то командование обеспечивает военнослужащего и членов его семьи жилой площадью.

При этом в обязательном порядке осуществляется постановка на регистрационный учет, исходя из установленных норм жилой площади на одного человека.

Членов семьи

Сообразно указаниям Федерального закона № 76-ФЗ близкие родственники военнослужащего наделяются правом на осуществление регистрации по его месту прописки и получения дополнительной площади.

Он вправе прописать любого гражданина, который находится у военнослужащего на иждивении вне зависимости от родства.

Но мера осуществима только по решению судебного органа, куда он должен подать соответствующее исковое заявление.

В их число входят:

  • супруг;
  • дети;
  • родители.

Они могут прописываться без препятствия со стороны третьих лиц вне зависимости от наличия регистрации, которая была осуществлена по прежнему местожительству.

Регистрацию военнослужащих производит территориальное управление Федеральной миграционной службы.

Если военнослужащий со своей супругой проживал и был прописан вместе с ним в служебном жилом помещении, то после развода его супруга теряет право пользования им, если является гражданским лицом.

При передаче служебного помещения его собственнику, то есть Министерству обороны супруга будет выписана из него в судебном порядке.

В соответствии с указаниями статьи 69 ЖК РФ за гражданином, переставшим быть членом семьи нанимателя жилой площади по договору социального найма, сохраняются все права.

Норма распространяется на лиц, которые продолжают жить в занимаемой бывшей семьей жилой площади.

Они должны лично отвечать по своим обязательствам, которые вытекают из условий договора социального найма.

Данную норму вряд ли можно применить в отношении ведомственного жилого помещения, но она применима к муниципальному жилью.

После увольнения

Если военнослужащий уволен с воинской службы в связи определенными обстоятельствами, то за ним и членами его семьи сохраняется жилое помещение.

К указанным обстоятельствам относятся:

  1. Достижение предельного возраста пребывания на воинской службе.
  2. Возникновение заболевания вне зависимости от его формы.
  3. Организационно-штатные мероприятия.

Командование воинского подразделения лишено возможности осуществить выписку военнослужащего и членов его семьи.

Если он входит в состав участников накопительной ипотечной системы, то за ним сохраняется право получения жилищной субсидии.

При переводе в другой город

Как правило, военнослужащих в силу особенностей их воинской службы часто переводят из одного воинского подразделения в другое либо в другой населенный пункт.

Он и члены его семьи должны зарегистрироваться по местопребыванию в продолжение 7 дней. При этом выписываться с прежнего местожительства необязательно, о чем отмечено в Федеральном законе № 76-ФЗ.

В постановлении № 713 отмечено, что военнослужащие, поступившие на воинскую службу по контракту и проходящие ее по призыву, вместе с членами семьи регистрируются по месту дислокации воинского подразделения в установленном законодателем порядке.

При этом регистрация осуществляется до выделения им жилой площади вне зависимости от его назначения.

В соответствии с указаниями приказа ФМС № 288 от 11.09.2012 в штампе об осуществлении регистрации, адресном листе прибытия, листке статистического учета прибытия формы № 12П должен указываться адрес воинского подразделения без ссылки на его номер.

Какие дает гарантии

Отдельных военнослужащих интересует вопрос, что дает осуществление регистрации на территории воинского подразделения?

Хотя прописка при воинском подразделении носит уведомительный характер, но при ее отсутствии к нарушившим норму закона лицам применяется мера воздействия.

По общепринятым правилам мера позволяет ему и его близким людям проживать на определенной жилой площади по договору социального найма.

Например, в служебной квартире они могут жить на протяжении всего срока прохождения воинской службы.

Но военнослужащий и его семья должны содержать ее в надлежащем виде, вовремя оплачивать коммунальные платежи.

Помимо того, ему и его семье предоставляются социальные гарантии. В их число входят:

  Устройство детей в дошкольное общевоспитательное и образовательное учреждение по местожительству
 Получение квалифицированной медицинской помощи при возникновении ухудшения физического состояния организма во всех типах леченых учреждений, включая ведомственные

Процесс оформления

Чтобы была осуществлена прописка при воинском подразделении военнослужащему, надлежит подать рапорт в установленном порядке.

Он должен собрать требуемые документы, которые передаются вместе с рапортом в паспортный стол по месту расположения воинского подразделения.

Мера осуществляется при получении разрешения командования. По окончанию прописки в паспорте военнослужащего, членов его семьи проставляется штамп, подтверждающий осуществление регистрации.

Перечень документов

Что касается вопроса, какие нужны документы для осуществления прописки, то их перечень необходимо уточнить в управлении ФМС.

Обязательным условием является согласие собственника жилой площади, который представлен в качестве должностного лица жилищного департамента Министерства обороны либо командования воинского подразделения.

Основанием осуществления регистрации является заявление военнослужащего, заполненное на бланке формы № 6.

К нему прилагается:

  Паспорта военнослужащего, его супруги, родственников, удостоверяющий их личность
 Свидетельство о рождении детей правоустанавливающий акт на жилую площадь

При заполнении заявления формы № 6 указывается адрес воинского подразделения, предоставляемая им жилая площадь.

Заявление и документы для осуществления прописки при воинской части прописывающемуся лицу надлежит подавать лично.

Прописка не достигших совершеннолетия детей осуществляется без получения согласия командования воинского подразделения.

Как показывает, судебная практика прописка при воинской части осуществляется в ходе разбирательства судебным органом, если командование возражает.

Если возникает спорная ситуация по поводу регистрации родственников военнослужащего, то ему надлежит получить официальный отказ. Ему нужно обратиться с исковым заявлением в судебный орган.

Необходимо учесть, что копии представленных документов остаются в территориальном отделе управления ФМС. Военнослужащему и членам его семьи следует подготовить их заранее.

Образец рапорта

Разрешение на осуществлении прописки выдается на основании рапорта военнослужащего.

Он должен быть написан в произвольной форме, но в соответствии с правилами канцелярского делопроизводства.

Рапорт подается на имя командования воинского подразделения. В нем должна быть приведена ссылка на статью 15 Федерального закона № 76-ФЗ в качестве основания осуществления регистрации.

В рапорте должны быть указаны:

  • персональные данные военнослужащего;
  • воинское звание;
  • состав семьи.

Его содержание должно выражать просьбу военнослужащего об оформлении требуемых документов для регистрации его, супруги, детей либо родственников по местожительству на территории воинского подразделения, их направления в управление ФМС.

Военнослужащий должен отметить факт предоставления либо не предоставления жилой площади по месту воинской службы. На рапорте проставляется подпись военнослужащего и дата подачи рапорта.

И в заключение необходимо заметить, что неосуществление прописки военнослужащим и членами его семьи влечет к применению административной ответственности.

В соответствии с указаниями статьи 19.15 на них налагается штраф, размер которого составляет от 2 000 до 5 000 рублей.

Военнослужащий и члены его семьи должны быть прописаны на собственной жилой площади либо в любом другом пригодном для проживания помещении при воинской части.

регистрация военнослужащих при войсковой части

Военнослужащие, не имеющие собственного жилья, имеют право на прописку при воинской части в выделенной служебной квартире. В нашей статье мы расскажем о том, какой предусмотрен порядок регистрации по месту проживания, кто из членов семьи имеет право на прописку в воинской части вместе с военнослужащим, а также, остается ли прописка в воинской части после увольнения.

Регистрация по месту проживания при воинской части возможна в тех случаях, если у военнослужащего нет в собственности жилого помещения, и он проживает в служебной квартире, выделенной военной частью. Кроме того, правом на прописку при воинской части обладают и близкие родственники военнослужащего, в частности это дети, родители, супруг. Членом семьи военнослужащего может быть признан в судебном порядке любой гражданин, который находится на иждивении военного, соответственно в служебную квартиру можно прописаться через суд.

Прописка военных осуществляется по месту нахождения жилого помещения, выделенного для военнослужащего и членов его семьи на условиях служебного или постоянного жилья. Прописка разрешается, если жилье находится в военных городках, закрытых административных территориях, а также, в многоквартирных домах, выделенных жилищным фондом Министерства обороны. Кроме того, прописка возможна и на арендованной квартире, в которой военнослужащий-контрактник проживает с семьей. Оформление регистрации является обязанностью должностных лиц и командования воинской части.

Основанием для прописки военнослужащего и членов его семьи при воинской части служит рапорт, подписанный командиром в/ч. Наличие свободных жилых помещений означает возможность фактического проживания военнослужащего и членов его семьи, с регистрацией в установленном порядке и в соответствии с учетными нормами жилплощади.

Члены семьи военнослужащего могут быть беспрепятственно зарегистрированы по месту фактического проживания даже при наличии прописки на прежнем месте, на основании заявления и согласия собственника жилого помещения (должностного лица из жилищного департамента Министерства обороны или командира воинской части). В случае возникновения спора между командованием части и военнослужащим по вопросу получения разрешения на регистрацию родственников, которые, со слов должностных лиц, не могут являться членами семьи или близкими родственниками военнослужащего, необходимо получить официальный отказ в письменной форме и уже на основании него подать исковое заявление в суд.

Документы, которые регулируют порядок регистрации военнослужащих и членов их семей по месту проживания:

  • Федеральный закон «О статусе военнослужащих» N 76-ФЗ от 27.05.1998 (с изменениями на 3 июля 2016 года и ред., действующей с 15 июля 2016 года);
  • Постановление Правительства от 17.07.1995 № 713;
  • Жилищный кодекс РФ, нормы которого регулируют договор социального найма;
  • Гражданский кодекс РФ (ст.20), определяющая порядок нахождения места жительства военнослужащего.

Какие гарантии дает прописка военных по месту проживания

Прописка в воинской части военнослужащего и членов его семьи предоставляет следующие гарантии:

  • возможность проживания в жилом помещении по договору социального найма в течение всего срока прохождения службы (при этом военнослужащий имеет обязательства по содержанию жилого помещения в надлежащем состоянии и оплате коммунальных услуг);
  • возможность получения детьми образования в дошкольных и средне-образовательных учебных учреждениях;
  • возможность получения бесплатной медицинской помощи ведомственных лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения.

Порядок оформления прописки военных и список документов

Прописка при воинской части предполагает следующий порядок действий:

  1. Подача рапорта командиру воинской части о необходимости регистрации военнослужащего и членов его семьи.
  2. Сбор необходимых документов.
  3. При получении разрешения на прописку и подписании рапорта – передача документов в паспортный стол по месту нахождения воинской части.
  4. В случае получения отказа в прописке, необходимо обратить в суд с иском, где отметить требования об исполнении обязательств по предоставлению регистрации по месту жительства военнослужащему и членам его семьи по месту проживания и прохождения службы, в соответствии с нормами закона.
Прописка несовершеннолетних детей военнослужащего осуществляется без получения дополнительного согласия командования части.

Наличие соответствующей печати в паспорте военнослужащего или члена его семьи является подтверждением прописки в воинской части.

Перечень документов, необходимых для оформления регистрации в воинской части, включает в себя:

  • письменное согласие собственника жилого помещения, полученное в военной части или в жилищном департаменте Министерства обороны;
  • документы, подтверждающие правообладание жилым помещением;
  • оригиналы и копии паспортов и свидетельств о рождении детей;
  • заявление, составленное по форме №6, с указанием в нем сведений о воинской части и предоставляемом жилье.
Важно! Пакет документов для получения прописки при воинской части подаются лично заявителем. Не допускается передача документов третьими лицами, даже при наличии нотариальной доверенности.

Разрешение на прописку военнослужащего оформляется рапортом, в котором указываются: личные данные заявителя (ФИО), звание военнослужащего, состав семьи, просьба о прописке. В отличие от заявления рапорт составляется в произвольной форме.

Порядок оформления прописки при переводе военнослужащего в другой город

Прописка военного и членов его семьи по новому месту жительства в случае переезда в другой город для прохождения службы по контракту, не требует снятия с учета по прежнему месту жительства. Данная процедура осуществляется в процессе регистрации по новому месту пребывания, о чем в заявлении ставится соответствующая отметка.

Прописка при воинской части носит уведомительный характер, и в случае отсутствия регистрации у военнослужащего и членов его семьи статья 19.15 КоАП предусматривает штраф в размере от 2х до 5 тысяч рублей.

Сохраняется ли прописка в воинской части после увольнения военнослужащего

В случае увольнения ввиду наступления возраста, ввиду заболевания или проведения организационно-штатных мероприятий, за военнослужащим и членами его семьи сохраняется право на жилищное обеспечение и регистрацию в жилом помещении. Кроме того, за военным сохраняется право на жилищную субсидию в случае, если он является участником программы —

военная ипотека

.

В настоящее время Вооружённые Силы Российской Федерации находятся в очень сложной ситуации: с одной стороны происходит реформирование армии, её профессионализация, сокращение, или как любят сегодня выражаться чиновники – оптимизация численности, с другой – перевооружение, увеличение финансирования, другие мероприятия, которые имеют и будут иметь важнейшее значение для настоящего и будущего нашей страны. (Положительное или отрицательное – сегодня однозначно сказать нельзя, покажет только время), но за всем этим стоят судьбы миллионов людей: военнослужащих, лиц гражданского персонала воинских частей, военных пенсионеров и членов их семей, иных связанных с армией людей.

Социальная защита военнослужащих и членов их семей представляет собой одну из основных составляющих правового статуса военнослужащих, обеспечение реализации которого является важнейшей функцией государства. К сожалению, на деле указанное положение, которое должно определять и обуславливать деятельность уполномоченных органов, нередко не только не соблюдается, но, зачастую, просто попирается отдельными должностными лицами, что только усугубляет и без того сложную ситуацию в области социальной защиты военнослужащих.

Как показывает практика, именно нарушение прав и свобод военнослужащих является наиболее частой причиной возникновения конфликтов между военнослужащими и командованием воинских частей. Хотя, с другой стороны, все большее распространение среди военнослужащих получает и такое явление как «экстремизм права» – злоупотребление предоставленными им правами в ущерб государству в целях получения какой-либо выгоды, что зачастую проявляется в жилищном и денежном обеспечении.

Регистрация военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресу воинской части является на сегодняшний день одной из важнейших составляющих системы социальных гарантий военнослужащих, направленной на создание необходимых условий для реализации предоставленных им прав и свобод, как лицам, не обеспеченным государством жилыми помещениями в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.

С начала 90-х, когда институт пресловутой прописки канул в лету, в жизни всех россиян появилась регистрация (2 вида):

– по месту жительства (постоянная)

– по месту пребывания (временная)

К сожалению, до сих пор наша страна и весь её чиновничий аппарат не забыли значения прописки для граждан и полностью перенесли его на регистрацию. Ни наличие соответствующих положений Закона РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», предусматривающих уведомительный порядок регистрации и отсутствие зависимости реализации гражданами прав и свобод от наличия у них постоянной регистрации, ни неоднократные судебные акты высших инстанций о разъяснении сущности регистрации до сих пор не могут пробить брешь в укоренившемся в чиновничьем сознании неправильном понимании. Поэтому на сегодняшний день регистрация для нашего гражданина – это больше, чем просто уведомление государства о месте своего жительства или пребывания, зачастую – это пропуск в ряды своих, местных, которые и социально защищены и обеспечены в отличие от лиц, не имеющих регистрации. Исключение не составляют и военнослужащие.

Не вдаваясь в подробности и общий порядок регистрации граждан, необходимо отметить, что любая регистрация осуществляется по конкретному адресу жилого помещения.

Тяжёлые 90-е годы 20 века не обошли стороной и Вооружённые Силы, обеспечение военнослужащих положенными видами довольствия полностью практически не осуществлялось, либо происходило с большими задержками, особенно это отразилось на жилищном обеспечении. Проблемы тех лет мы пытаемся решать и поныне – до сих пор более 130 тыс. семей военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, ждут положенные им квартиры.

В связи с имеющимися проблемами в жилищном обеспечении военнослужащих и необходимостью предоставления им возможности реализовывать права и свободы, законодателем в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» была введена норма, предоставляющая военнослужащим и членам их семей право на регистрацию по месту жительства по адресу воинской части. Данная регистрация практически ничем не отличается от обычной постоянной регистрации, за исключением ряда условий её предоставления и формального срока действия – до получения военнослужащими служебного жилого помещения или жилья для постоянного проживания.

Одной из важнейших проблем в части реализации военнослужащими права на регистрацию является то, что ни один правовой акт не определяет порядок регистрации военнослужащего по месту жительства по адресу воинской части с момента подачи им рапорта до получения паспорта с проставленным в нём соответствующим штампом. А подводные камни могут встретиться на любом этапе этого пути.

Ввиду того, что форма рапорта, который должен подать военнослужащий, выражая тем самым просьбу о его регистрации по месту жительства по адресу воинской части, является произвольной (то есть пишут, кто во что горазд), значительная часть из указанных рапортов командирами воинских частей может не исполняться по формальным признакам.

Анализ указанных рапортов показывает, что большая часть военнослужащих обращается к командиру воинской части с просьбой «зарегистрировать по месту жительства по адресу воинской части», при этом практически ни у кого не возникает даже тени сомнения в правильности выбранной формулировки. Вместе с тем командир воинской части не является органом регистрационного учёта и в его компетенцию не входит осуществление регистрации военнослужащих по месту жительства по адресу воинской части.

В целях избегания неточностей в формулировках, которые могут привести к отказу в удовлетворении требований военнослужащего, в соответствующем рапорте необходимо излагать конкретную, чётко выраженную просьбу, выполнение которой входило бы в полномочия командира воинской части.

Командиру войсковой части 12345

полковнику А.А. Петрову

Рапорт

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» прошу Вашего решения об оформлении необходимых документов для регистрации меня, майора Иванова Т.В., начальника вещевой службы, по месту жительства по адресу войсковой части 12345 (г. Санкт-Петербург, ул. Садовническая, д. 24) и направлении их в орган регистрационного учёта.

Жилым помещением в месте прохождения военной службы (г. Санкт-Петербург) не обеспечен.

Начальник вещевой службы войсковой части 12345

майор

Т.Иванов

дата
Необходимо отметить, что законодатель, создавая институт регистрации по месту жительства по адресу воинской части, опираясь на уже существовавший институт регистрации по месту жительства, его нормативно-правовую базу, а также на практику её правоприменения, не осуществил важнейшее в данном случае мероприятие – согласование и приведение в соответствии с федеральным законодательством (в частности с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих») ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих основания и порядок регистрации граждан по месту пребывания и жительства, отсутствие которого породило длительную и никому не нужную историю борьбы военнослужащих за реализацию их права и права членов их семей на регистрацию по месту жительства по адресу воинской части.

При этом если вышеуказанная проблема в настоящее время в своём большинстве сошла на нет, чему значительно способствовала как обширная судебная практика, так и результативное взаимодействие между федеральными и региональными органами власти, то проблемы регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресу воинской части технико-юридического характера остаются актуальными и по сей день.

Одним из документов, предоставляемых при регистрации по месту жительства по адресу воинской части является заявление о регистрации по месту жительства. При этом нормативные правовые акты, регламентирующие основания и порядок регистрации граждан по месту пребывания и жительства, не содержат каких-либо особенностей оформления необходимых документов при осуществлении указанной регистрации. Так, в приложении № 6 (заявление о регистрации по месту жительства) к Инструкции предусмотрены следующие графы: «Ф.И.О. лица, предоставившего жилое помещение», «на основании» и «подпись лица, предоставившего жилое помещение». Однако в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих – граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Иными словами, указанная регистрация военнослужащих и членов их семей должна осуществляться без предоставления жилых помещений.

Данный вывод подтверждает и п. 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, в соответствии с которым военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учёта по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.

Необходимо выделить как специфический характер, так и особые основания получения регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресам воинских частей, закреплённые в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» и обусловленные правовым статусом военнослужащих. К сожалению, ни указанные нормативные правовые акты, ни правоприменительная практика не пошли по пути совершенствования законодательства путём разрешения коллизионной ситуации.

Так, исходя из вышеизложенного, можно констатировать тот факт, что при регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресам воинских частей, отсутствуют как фактические, так и правовые основания для заполнения граф «Ф.И.О. лица, предоставившего жилое помещение», «на основании» и «подпись лица, предоставившего жилое помещение», что, в противном случае, приводит к предоставлению уполномоченным должностным лицом воинской части (вплоть до настоящего времени данным должностным лицом, как правило, являлся командир воинской части) сведений, не соответствующих действительности.

В то же время необходимо принять во внимание и позицию Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, выраженную в Определении от 30 октября 2003 года № КАС 03-489 «из анализа содержания форм, утверждённых приказом МВД России 1995 года № 393 (в том числе Форма № 6. Заявление о регистрации по месту жительства) следует, что оспариваемая подпись (подпись лица, предоставившего жилое помещении, заверенная должностным лицом) требуется лишь в тех случаях, когда регистрация производится в жилом помещении, предоставленном регистрируемому другим лицом (собственником, нанимателем, арендатором и т.п.)».

Таким образом, при указанных обстоятельствах, вставая на сторону военнослужащих и членов их семей в реализации их права на регистрацию по месту жительства по адресу воинской части, нельзя оставлять без внимания и позицию командиров воинских частей, которые, оставаясь заложниками существующей ситуации, тем не менее, вынуждены идти на нарушение важнейших принципов права – законности и достоверности предоставляемых сведений.

В целях разрешения создавшейся ситуации был сделан запрос в Федеральную миграционную службу России о разъяснении порядка реализации положений Инструкции применительно к регистрации военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресам воинских частей по вышеуказанным основаниям.

В ответе на указанный запрос (исх. № МС-1/10-6680 от 18 апреля 2007 года) заместитель директора Федеральной миграционной службы указал:

«Общие принципы регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации определены статьей 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».В соответствии с данной статьёй постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Абзацем 2 пункта 23 указанных Правил установлено, что регистрация военнослужащих по месту их жительства осуществляется на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву).

В соответствии с абзацем 3 пункта 23 Правил военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учёта по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что формы заявлений, свидетельств и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов, устанавливаются МВД России.

Из анализа содержания форм, прилагаемых к Инструкции, следует, что указание Ф.И.О. лица, предоставившего жилое помещение, и его подпись, требуются лишь в тех случаях, когда регистрация производится в жилое помещение, предоставленное другим лицом (собственником, нанимателем, арендатором и т.п.).

Таким образом, в приложении № 6 утверждена общая форма заявления, применяемая с учётом особенностей оснований, по которым лицо вселено в жилое помещение».

Как видно из вышеприведённых положений, данное разъяснение не содержало как чёткой позиции уполномоченного органа в моделируемой ситуации, так и объективного ответа на поставленные вопросы, что не позволило однозначно разрешить создавшуюся ситуацию.

В ответе на повторный запрос (исх. № МС-2/10-11883 от 26 июня 2007 года) начальник управления паспортной работы и регистрационного учёта населения Федеральной миграционной службы России указал:

«В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих – граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

Статьёй 6 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства производится при предъявлении должностному лицу, ответственному за регистрацию, заявления по установленной форме, документа, удостоверяющего личность гражданина, а также документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ).

Форма заявления о регистрации по месту жительства (форма № 6) установлена приказом МВД России от 23 октября 1995 года № 393, внесение каких-либо произвольных изменений и дополнений в данную форму не предусмотрено.

Исходя из общих начал и смысла регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и требований добросовестности и разумности, полагаем возможным при регистрации военнослужащих и членов их семей по адресу воинской части в графе «на основании» указывать п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», графу «жилое помещение предоставлено» не заполнять, в графе «подпись лица, предоставившего жилое помещение» проставить подпись лица, ответственного за регистрацию, и печать, а слова «предоставившего жилое помещение» зачеркнуть».

Форма № 6

регистрация военнослужащих при войсковой части

Таким образом, уполномоченным должностным лицом Федеральной миграционной службы России были даны конкретные и исчерпывающие разъяснения о порядке оформления и заполнения заявления о регистрации по месту жительства в случае указанной регистрации военнослужащих и членов их семей по адресу воинской части. Данные положения разрешают ряд имевшихся юридико-технических проблем в части предоставления командирами воинских частей недостоверных сведений в процессе оформления заявления о регистрации по месту жительства, что в целом будет только способствовать реализации соответствующего права военнослужащих и членов их семей.

Автор: Денис Зайков

Сайт:

2 года ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *