Принудительное снятие с регистрационного учета по месту жительства

Опубликовано в журнале «Советник юриста» №1 год — 2012

Чашина О.Ю.,
заместитель председателя КАМО «Дальневосточная»

Регистрация граждан по месту жительства традиционно относится к институтам административного права. Участниками правоотношений по регистрации граждан по месту их жительства выступает государственный орган (Федеральная миграционная служба РФ), должностные лица, ответственные за регистрацию, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 1, а также сами регистрируемые  граждане. Но режим регистрации граждан по месту жительства порождает не только административно-правовые последствия, но и последствия в сфере частного права. Как известно, стоимость большинства коммунальных услуг исчисляется по количеству жильцов, пользующихся в жилом помещении данными коммунальными услугами (холодным и горячим водоснабжением, канализацией, отоплением, вывозом мусора и проч.). Количество жильцов определяется компаниями – поставщиками коммунальных услуг в соответствии с количеством зарегистрированных в квартире граждан.

Счета на оплату выставляются лицу, который указан собственником жилого помещения в свидетельстве о праве собственности на жилое помещение либо который является стороной договора социального найма жилого помещения (нанимателем). В случае образования задолженности по оплате коммунальных платежей коммунальные кредиторы подают в суд иск к этому лицу. Поэтому собственник жилого помещения или наниматель жилого помещения по договору социального найма напрямую заинтересован в том, какое количество в его жилом помещении зарегистрировано граждан и каков их персональный состав. Кроме величины коммунальных платежей, регистрация в одном жилом помещении нескольких граждан оказывает влияние на их права по приватизации этого жилого помещения, по предоставлению иного жилого помещения в порядке улучшения жилищных условий и некоторые другие.

В результате всего этого вопрос о том, как можно «выписать» (население по старинке использует этот привычный термин советских времен) из своей (собственной или полученной в социальный наем) квартиры «лишнего» человека, занимает первые места в рейтинге вопросов, задаваемых адвокатам и  частнопрактикующим юристам на консультационном приеме.

(1) Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 30. – Ст. 2939.

Ответ на такой вопрос далеко не относится к числу простых, а судебные споры о снятии с регистрационного учета граждан, скажем прямо, относятся к разряду дел повышенной сложности.

Основания регистрации граждан по месту жительства, а также снятия их с регистрационного учета регламентируются Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»(1) (в ред. от 01.07.2011, далее – Закон «О праве граждан на свободу передвижения»).

Согласно ст. 6 названного Закона гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:
– паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
– документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.

Гражданин РФ вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством РФ в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 7 того же Закона снятие гражданина РФ с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в следующих случаях:
– изменение места жительства – на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства;
– призыв на военную службу – на основании сообщения военного комиссариата;
– осуждение к лишению свободы – на основании вступившего в законную силу приговора суда;

(1) Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 32. – Ст. 1227.

– признание безвестно отсутствующим – на основании вступившего в законную силу решения суда;
– смерть или объявление решением суда умершим – на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;
– выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда (если судебное постановление, в связи с вступлением в силу которого гражданин был снят с регистрационного учета, впоследствии отменено в установленном законом порядке, то право быть зарегистрированным по прежнему месту жительства должно быть восстановлено. В этой связи подлежат отмене и принятые во исполнение ранее действовавшего судебного постановления акты органов Федеральной миграционной службы, на основании которых гражданин был снят с регистрационного учета по месту жительства. После вступления в законную силу судебного акта, которым отменено постановление суда, послужившее основанием для снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства, гражданин должен быть восстановлен на регистрационном учете по прежнему месту жительства с даты его снятия. Вынесение отдельного судебного постановления для этого не требуется(1));
– обнаружение не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о регистрации – на основании вступившего в законную силу решения суда.

Процедура регистрации граждан по месту жительства, а также снятия их с регистрационного учета регламентируется таким подзаконным нормативным правовым актом, как Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (в ред. от 11.11.2010, далее – Правила).

В п. 31 Правил перечислены те же основания снятия с регистрационного учета, что и в ст. 7 Закона «О праве граждан на свободу передвижения» (подп. с «а» по «ж» соответственно).

Согласно п. 32 Правил при снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства по основаниям, предусмотренным подп. «в», «г», «д», «е» и «ж» п. 31 настоящих Правил, соответствующие документы могут быть представлены заинтересованными физическими и юридическими лицами.

Таким образом, при смене гражданином места жительства, если он не исполняет добровольно возложенной на него обязанности по регистрации по новому месту жительства и соответственно по снятию с регистрационного учета по прежнему месту жительства, ущемляются права и законные интересы собственника жилого помещения – прежнего места жительства либо нанимателя этого помещения по договору социального найма, поскольку заинтересованное лицо не вправе подать заявление о снятии гражданина, изменившего место жительства, с регистрационного учета.

(1) Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 г. (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010, в ред. от 08.12.2010) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2010. – № 9.

Удобным вариантом для собственника жилого помещения или нанимателя жилого помещения по договору социального найма является подп. «е» п. 31 Правил – снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.

Поэтому требование о снятии гражданина с регистрационного учета целесообразно всегда включать в просительную часть исковых заявлений о выселении гражданина из жилого помещения либо о признании его утратившим право пользования им.

Но такой иск можно подать не всегда. Например, гражданин, сменивший место жительства, уже не претендует на право пользования прежним жилым помещением, уже покинул его (выселился), но не снимается с регистрационного учета.

В этом случае необходимо обращаться в суд с иском о снятии гражданина с регистрационного учета.

Подсудность таких споров – районный (городской) суд.

Госпошлина, подлежащая оплате, – 200 руб. 00 коп.

Необходимо отметить, что судебная практика не всегда придерживается изложенной позиции. Так, например, Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Т. П.Г. к Ф. Л.В. о снятии с регистрационного учета, установил: Т. П.Г. обратился с вышеназванным исковым заявлением к Ф. Л.В. о снятии с регистрационного учета, в обоснование заявленных требований указав, что он является нанимателем квартиры . Он состоял в браке с Ф. Л.В., после регистрации брака дал согласие на ее регистрацию по указанному адресу. Супружеские отношения не сложились и в она переехала жить к своей матери, общее хозяйство с этого времени не ведем. Брак расторгнут в . С момента выезда из квартиры ответчик коммунальные услуги не оплачивает. Ссылается на ст. 69 ч. 4, 71, 83 ст. 3 ЖК РФ и просит снять Ф. Л.В. с регистрационного учета по адресу: .

Выслушав истца, исследовав материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, суд находит исковые требования Т. П.Г. необоснованными и не подлежавшими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что в квартире зарегистрированы: квартиросъемщик Т. П.Г. с г., жена Ф. (Т.)Л. В. с , что подтверждается выпиской из домовой книги от г.

На основании решения от г. брак между Т. П.Г. и Т. Л.В. расторгнут, о чем г. составлена запись акта о расторжении брака , что подтверждается свидетельством о расторжении брака.

Из пояснений истца следует, что с Ф. Л.В. не проживает в кв. и выехала на другое место жительство к своей матери.

В материалах дела имеется сообщение начальника от г. о том, что Т. Л.В. и ее дочь , по указанному адресу не проживают около *** лет, а только зарегистрированы. По данному адресу проживает Т. П.Г. со своей супругой .

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 67 ЖК РФ, которая предусматривает права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма, наниматель жилого помещения в установленном законом порядке имеет право вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц, перечень которых установлен ч. 1 ст. 70 ЖК РФ.

Порядок и правовые последствия вселения в жилое помещение, занимаемое нанимателем по договору социального найма, предусмотрены ст. 70 ЖК РФ.

В соответствии со ст. 71 ЖК РФ временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.

Согласно ст. 83 ЖК РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.

Таким образом, требования истца о снятии ответчика с регистрационного учета по адресу: удовлетворению не подлежат, поскольку согласно п. 31 Правил снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.

С учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению, заявленные требования о снятии ответчика с регистрационного учета  удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного суд решил Т. П.Г. в удовлетворении исковых требований к Ф. Л.В. о снятии с регистрационного учета по адресу: отказать(1).

Как видно из приведенного примера, судебное решение было вынесено не в пользу истца по той причине, что ему не удалось (а может быть, и не делалось таких попыток) доказать факт того, что ответчица покинула жилое помещение постоянно, а не временно.

О том, что жилое помещение покинуто постоянно, могут свидетельствовать следующие обстоятельства:
– ответчик переехал в другой населенный пункт;
– ответчик вступил в бессрочные трудовые правоотношения в другом населенном пункте;
– ответчик рассказывал знакомым (свидетелям) о том, что не имеет намерения проживать по прежнему месту жительства.

Для того чтобы получить доказательства того, что ответчик выбыл из места жительства навсегда и не имеет намерения вернуться, иногда (с учетом психологических особенностей конкретного гражданина) целесообразно до подачи основного иска (о снятии с регистрационного учета) инициировать предварительный процесс – о взыскании с этого лица в порядке регресса части (доли) оплаты коммунальных платежей. Как правило, в судебных заседаниях по таким искам ответчики делают упор на том, что они в этом помещении «не живут и жить не собираются, потому и платить не должны». Задача истца в этом случае – добиться скрупулезной фиксации таких высказываний в протоколе судебного заседания. В этом случае возможно использовать диктофонную запись хода судебного процесса, а также рекомендуется сразу по окончании судебного разбирательства знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания. Иногда можно даже с целью фиксации такого доказательства отказаться от исковых требований на том основании, что ответчик «действительно не проживает в жилом помещении, принадлежащем (нанимаемым) истцом, что было установлено в судебном заседании из показаний самого ответчика».

(1) Решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 12.05.2010 по делу № 2-3055/10.

Судебное решение (и протокол судебного разбирательства), фиксирующее подобные высказывания ответчика, будет одним из самых веских и неопровержимых доказательств в силу правила о судебной преюдиции вступившего в силу судебного решения.

По рассматриваемой категории дел необходимо активно использовать позицию Конституционного Суда РФ, выраженную им в Постановлении от 02.02.1998 № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713»(1).

В этом Постановлении говорится, что уведомление гражданином РФ органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью.

Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства. Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Второй способ снятия гражданина с регистрационного учета – это обжалование законности самой постановки на регистрационный учет по месту жительства.

По сложившейся административной практике органы ФМС России регистрируют граждан в жилых помещениях других граждан зачастую без должных на то оснований. Им достаточно того, что собственник квартиры начертает собственноручно «не возражаю» или «согласен» на заявлении гражданина о регистрации по месту жительства. Но такое согласие – это никакое не основание для регистрации по месту жительства. Такие основания четко прописаны в жилищном законодательстве. Это:
– договор найма;
– договор безвозмездного пользования;
– иное законное основание.

Поэтому собственник жилого помещения вправе наделить правами пользования своим жилым помещением другого гражданина только в договорном порядке.  Об этом повсеместно забывают (или же не знают вовсе).

(1) Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 6. – Ст. 783.

С договором найма все более или менее ясно. Но какова ситуация с безвозмездным проживанием одного гражданина у другого (имеем в виду взрослых граждан, не детей)? Жена живет в квартире у мужа (недвижимость приобретена не в период брака), сын живет у мамы, супруги у свекрови и т. п. Все это – договоры безвозмездного пользования, даже если они не оформлены письменно. Основания к расторжению такого договора – в ГК РФ. Итак, второй способ снятия с регистрационного учета – лишение права пользования гражданина посредством признания сделки ссуды жилого помещения (его доли) недействительной, а третий способ – то же самое, но в формате расторжения договора ссуды.

В приложении к статье приводятся образцы судебных документов с вариантами обоснования процессуальных позиций по делу.

Приложение к статье см. в журнале «Советник юриста» №1/2012 на стр. 107.

В соответствии с действующим Административно-Правовым Кодексом РФ сотрудники ФМС несут непосредственную ответственность за осуществления процедуры регистрации граждан и предоставление отказа в принятии заявления. Также уполномоченные лица данной организации занимаются принудительной выпиской лиц с занимаемой ими жилищной площади.

Если гражданин желает сменить место своего фактического проживания, то он должен, в соответствии с установленным регламентом, осуществить снятие с регистрации по причине своего переезда. Существуют некоторые нюансы, в рамках которых может быть инициирована процедура снятия с учета в принудительном порядке.

Для понимания того, как прекратить регистрацию по месту жительства, необходимо ознакомиться с основными правовыми особенностями процедуры, а также с вариантами, при которых может быть осуществлено снятие с учета лиц в судебном порядке и без согласия самого зарегистрированного лица.

Принудительное

Судебные разбирательства, связанные со снятием граждан с регистрационного учета, могут быть отнесены к разряду дел повышенной сложности. Основания для снятия лиц с учета регламентируются действующим федеральным законодательством.

В соответствии со статьей 6 Закона № 5242 — 1 те граждане РФ, которые сменили место своего проживания, обязаны в течение 7 дней оповестить о данном факте представителей регистрирующего органа.

Статья 7 того же Закона гласит, что снятие принудительное снятие гражданина с учета может быть произведено уполномоченными лицами в следующих случаях:

  • при призыве гражданина на срочную военную службу – решение выносится на основании специального постановления военного комиссариата;
  • при лишении лица свободы – на основании соответствующего решения высших судебных инстанций;
  • при признании лица отсутствующим безвестно – на основании решения суда;
  • в случае смерти гражданина – процедура осуществляется только при наличии соответствующего свидетельства о смерти;
  • при утрате лицом права на использование жилого помещения – процедура осуществляется на основании вступившего в юридическую силу решения судебных инстанций;
  • при обнаружении у лица документации, послужившей основанием для его регистрации, которая не соответствует действительности или является поддельной;
  • при неправомерных действиях уполномоченных лиц при осуществлении регистрационной процедуры.

Исковое заявление о снятии с регистрационного учета

В связи со смертью

Для снятия умершего гражданина с учета в регистрационном центре должен быть использован определенный алгоритм действий, который заключает в двух основополагающих шагах: в получении свидетельства о смерти и в предоставлении уполномоченному сотруднику всей сопутствующей документации.

Для получения свидетельства, подтверждающего смерть лица, необходимо обратиться в течение 3 рабочих дней со дня обнаружения тела умершего со специальным заявлением в региональное отделение ЗАГС и предоставить следующий перечень бумаг:

  • медицинское свидетельство о смерти или копию решения высших инстанций, которое подтверждает факт смерти;
  • гражданский паспорт умершего;
  • гражданский паспорт лица, подающего заявление.

Стоит отметить, что заявить о смерти гражданина можно и через отделение МФЦ или с помощью портала государственных услуг. В случае подачи соответствующего заявления в режиме онлайн, вся документация, выступающая в качестве основания для государственной регистрации смерти, предоставляется путем личного обращения в регистрирующую службу в заранее установленное время.

Уполномоченное лицо выдает свидетельство о смерти в день обращения. Услуга не облагается государственной пошлиной. После получения документа необходимо предоставить его в территориальное отделение ФМС для снятия умершего гражданина с учета.

Ответственными лицами за прием и передачу соответствующей документации в ФМС являются следующие:

  • представители органов управления ЖК;
  • должностные исполнители МФЦ;
  • собственники помещений, осуществляющие управление ими в самостоятельном порядке.

Для инициирования процедуры снятия с учета умершего гражданина необходимо предоставление только оригинала свидетельства о смерти. В случае, если данный документ не был предоставлен, то представители регистрационной службы самостоятельно запросят информацию о государственной регистрации смерти в отделении ЗАГС.

принудительное снятие с регистрационного учета по месту жительства

Стоит отметить, что снятие с учета осуществляется в течение трех рабочих дней с момента предоставления свидетельства, а умершее лицо признается лишенным регистрации с момента фактической регистрации смерти

Как проводится процедура

Первый порядок

Гражданин РФ, в случае его переезда на другое место жительства, должен обратиться в соответствующий орган, который занимается регистрацией населения или в отделение Федеральной Миграционной Службы России с заявлением, оформленным в произвольной форме, которое содержит в себе прошение о снятии с регистрационного учета.

В данном документе, в обязательном порядке, должен быть указан фактический адрес нового места проживания. Это говорит о том, что заявитель снимается с учета еще до непосредственного переезда в новую квартиру. В качестве подтверждения о снятии с регистрации будет служить соответствующий штамп в гражданском паспорте. Помимо прочего, гражданину выдается на руки специальный лист убытия, который должен быть передан в отделение ФМС по новому месту.

Адресный лист убытия представляет собой документ установленного образца, который должен быть обязательно оформлен после завершения процедуры снятия с учета. Документ может быть получен лицом только в отделении ФМС. Данный лист, помимо прочего, позволяет отследить миграцию населения как по стране в целом, там и по отдельным регионам.

Второй вариант

Любой гражданин РФ может осуществить переезд на новое место проживания даже без снятия с учета по предыдущему адресу. В данном случае, при прибытии на новое место, лицо должно оформить прописку по новому месту и одновременно сняться с регистрации по старому адресу проживания. Данный способ носит название «по запросу».

При выборе соответствующего способа гражданин должен заполнить специальное заявление о постановке на учет, а также отрывной талон, который располагается в нижней части бланка. Данная часть и будет являться документом, который может подтвердить снятие с учета. По требования талон может быть отправлено в предыдущую регистрирующую службу по почте.

Стоит отметить, что некоторые территориальные отделения ФМС РФ предлагают заявителям написать дополнительное заявление о снятии с регистрации, которое может помочь избежать проблем в дальнейшем.

Несовершеннолетних

Для понимания того, как сняться с регистрации по месту жительства несовершеннолетним детям необходимо также обратиться к действующему законодательству. Дети младше 14 лет регистрируются в рамках жилищной площади их родителей или официальных представителей. Если такие лица не являются фактическими собственниками помещения, то они выписываются с места одновременно с их родителями.

Что касается тех несовершеннолетних граждан, которые имеют в собственности определенные жилые помещения, то они могут сняться с учета только на основании решения. Предоставляемого сотрудниками органов опеки. В данном случае родители, в обязательном порядке, должны обратиться с соответствующим заявлением в такие организации.

При этом должна быть предоставлена та сопутствующая документация, которая может подтвердить факт того, что ребенок получил в собственность равноценную жилую площадь или что на его имя открыты счета в финансовых организациях, сумма на котором идентична размеру его доли в имуществе.

Только на основании предоставленных документов уполномоченное лицо может осуществить снятие с регистрационного учета.

По решению суда

Принудительное снятие с регистрации по месту жительства может быть инициировано только на основании специального решения высших судебных инстанций. Подобное постановление может быть вынесено в тех случаях, если существуют определенные препятствия для выписки гражданина с занимаемого помещения в добровольном порядке.

Для снятия гражданина с учета, в адрес которого поступило решение суда, не требуется его непосредственное согласие. Сама процедура проводится без присутствия лица и без его заявления, оформленного в письменной или устной форме.

Исходя из этого, судебный порядок снятия с учета может быть инициирован в следующих случаях:

  • на основании решения суда о лишении гражданина свободы;
  • при признании лица пропавшим без вести;
  • при признании лица умершим;
  • при утрате лицом прав на занимаемое помещение;
  • при обнаружении нарушений в рамках первоначальной регистрации.

Без согласия лиц

Уполномоченные лица могут осуществить снятие лица с регистрационного учета только на основе положений действующего федерального законодательства. Стоит особенно учитывать факт того, что в случае продажи жилого помещения с зарегистрированными в нем гражданами стоимость квартиры может быть значительно снижена. Это обуславливается тем, что все процедурные нюансы по снятию лиц с регистрации ложатся на плечи продавца.

В соответствии со статьей 31 действующего Жилищного Кодекса РФ в случае завершения семейных отношений с владельцем помещения право использования данной площади за бывшим членом семьи не сохраняется, и он может быть лишен регистрации без предварительного уведомления. Данное положение не может быть применимо, если иное устанавливается специальным соглашением между владельцем жилищной площади и бывшим членом семьи.

принудительное снятие с регистрационного учета по месту жительства

В тех случаях, когда в качестве собственника квартиры выступает один из супругов, в то время как второй имеет только прописку в рамках данной площади, то при оформлении развода собственник помещения может подать исковое заявление в судебные инстанции, и в данном документе должны содержаться требования о выселении бывшего супруга

Однако, в тех случаях, когда супруги проживают в помещении на условиях договора о социальном найме и в момент приватизации обладали идентичными правами на пользование, но один из них выдвинул отказ от осуществления процедуры приватизации, то в случае развода или возможной продажи помещения за супругом сохраняется возможность использования и он не может быть выписан без предварительного уведомления.

В некоторых случаях, при покупке нового помещения, может быть составлен определенный договор, положения которого гласят о том, что при расторжении брака инициатор процесса может быть выписан из помещения без уведомления. Стоит отметить, что на практике такие договора можно встретить довольно редко.

В подобных документах может быть оговорено несколько оснований для прекращения права пользования жилой площади.

Пенсия по месте прописки — самый простой вариант оформления пенсионных начислений, не требующий сбора дополнительных документов.

С чем может быть связан отказ в постоянной регистрации по месту жительства, читайте тут.

Как происходит регистрация ИП по месту временной регистрации, можно узнать отсюда.

Иски по снятию с регистрационного учета – одни из самых распространенных в жилищных спорах. Они предусматривают требования жильцов на отмену регистрации, как по муниципальному жилью, так и в частных квартирах. Существует ряд причин, заставляющих граждан обращаться за снятием с регистрационного учета и во многих случаях стоит проводить эту процедуру при помощи квалифицированных и опытных юристов, знающих свое дело.

Компания «Жилищный правовед» оказывает юридические услуги, связанные с проведением и отменой регистрации по месту жительства, сопровождает снятие с регистрационного учета в судебном порядке, ведет переговорный процесс, оформляет необходимые документы, обеспечивает представительство интересов клиентов на высшем уровне.

Что говорит закон?

Возможность снятия с регистрационного учета должна определяться конкретными основаниями. Эта процедура жестко регламентируется и прописывается в соответствующем постановлении правительства России №713 от 17.08.1995 г., а также регулируется множеством изменений и дополнений к нему. Данный документ указывает на сроки снятия с регистрационного учета, ограниченные тремя днями с момента подачи документов. Но практика показывает частое затягивание данных сроков официальными органами.

Закон определяет местом жительства жилье, где он проживает постоянно на законных основаниях. А местом пребывания названо место временного проживания, например – санаторий, гостиница, пансионат или другое учреждение. Регистрация граждан по месту жительства и месту пребывания – обязательна. Контроль над регистрацией ведут органы внутренних дел.

Документы на регистрацию:

  • паспорт или свидетельство о рождении (до 16 лет);
  • загранпаспорт — для лиц, живущих за границей;
  • удостоверение личности/военный билет – для военнослужащих;
  • справка об освобождении из места лишения свободы — для освободившихся заключенных;
  • другие документы об удостоверении личности.

Немного о правилах регистрационного учета:

Правила проведения процедуры говорят о том, что при пребывании в жилых помещениях, которые не являются местом проживания граждан, по окончанию периодов, прописанных в их заявлениях на регистрацию по месту нахождения, данные граждане считаются снятыми с учета. При нахождении в таких учреждениях, как санаторий, больница, гостиница, пансионат, кемпинг и т.д. регистрация снимается с момента выбытия персоны.

Если человек досрочно выбывает из жилья, которое не считается местом его проживания, он сам или персона, временно предоставившая ему квартиру, должна обратиться с целью снятия его с регистрационного учета. Письменное заявление в произвольном виде подается по месту пребывания с указанием числа отъезда, если оно известно. Также можно направить заявление через почту или через Единый портал в орган, производящий регистрацию данного человека по этому адресу.

Если наниматель или владелец жилья получает уведомление по регистрации человека по своему адресу, на что не давал согласие, он имеет право подать заявление об аннулировании такой процедуры. Таким образом, незаконная регистрация будет снята органом, который осуществил регистрацию данного человека по месту нахождения.

Снятие с регистрации беженцев или временных переселенцев проводится по уведомлению Федеральной миграционной службы или ее отделений.

Процесс снятия с учета:

  1. Подача заинтересованным лицом заявления в ЖЭУ/ТСЖ, ДЭЗ или сельскую/поселковую администрацию;
  2. Освобождение на основании данного заявления от учета по месту жительства на протяжении 3-х дней.
  3. Простановка отметки в паспорте гражданина о снятии с регистрационного учета (исключение: без вести пропавшие и умершие лица).
  4. Снятие несовершеннолетнего ребенка – по заявлению родителя или по решению суда, а после 14 лет – с его согласия.
  5. Принудительное снятие с учета – проводится по решению суда, возможно и без присутствия ответчика.

Снятие с регистрационного учета через суд

В исковом порядке регистрационные вопросы обычно решаются, если есть препятствия для добровольной регистрации или снятия с регистрационного учета. Так, возможна ситуация, когда владелец хочет приватизировать квартиру или продать, а зарегистрированный в ней человек против этого.

Также зарегистрированное лицо может длительный период не жить в квартире и не уплачивать коммунальные платежи, поэтому собственник может инициировать его снятие с регистрационного учета по судебной процедуре. Документы о снятии с регистрации предоставляются заинтересованным гражданином или организацией.

Важные основания …

Еще раз обратим внимание, что безосновательное снятие зарегистрированного лица с учета невозможно. Эта процедура проводится в таких случаях:

  • гражданин намерен поменять место проживания, основанием выступает его заявление о намерении совершить регистрационные действия по новому месту;
  • мужчина поступает на военную службу, основанием есть информация из военкомата;
  • по приговору суда (основание), если человек осуждается на срок лишения свободы;
  • по решению судебного органа (основание), когда гражданин признается пропавшим без вести;
  • на основании свидетельства о смерти человека, в случае ее наступления или признания смерти судом;
  • в случае неправомерной регистрации с подделкой документов или действиями чиновников;
  • в случае утраты права использования жилого помещения по решению суда и выселении жильца.

Как избежать незаконного снятия с регистрационного учета?

Существуют различные ситуации, при которых возможны незаконные действия по снятию с регистрации. Это случается как при конфликтных взаимоотношениях с собственниками, так и при мошеннических схемах различного характера.

Чтобы противостоять незаконным действиям третьих лиц, важно заручиться поддержкой надежных правоведов. Они корректно оценят ситуацию, составят план законных действий и помогут решить возникшую проблему. Жилищные адвокаты нашей компании знают многие практические особенности регистрационных споров, умеют отстаивать интересы клиентов в досудебном и судебном порядке, позаботятся о том, чтобы помочь вам избежать незаконного снятия с регистрационного учета и решить связанные с этим проблемы.

Не усложняйте себе жизнь!

Если у вас возникли трудности со снятием с регистрационного учета, обращайтесь за помощью наших жилищных юристов и адвокатов! Незнание особенностей этого процесса может заставить вас совершить неправильные или неправомерные действия. Мы сэкономим ваше время и деньги, избавим от хлопот и потери душевных сил. А также обеспечим для вас быстрое снятие с регистрационного учета, выполним сложную юридическую и переговорную работу.

Доверьте свои жилищные вопросы профессионалам – мы не подведем!

Советуем прочитать: Риски при покупке апартаментов

Основания для снятия гражданина с регистрационного учета без его согласия

Основания для снятия гражданина с регистрационного учета без его согласия предусмотрены п. 31 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (далее — Правила регистрации).

Эти основания можно разделить на две категории: снятие с регистрационного учета на основании решения суда и на основании решения органа миграционного учета. Если собственник, наниматель или наймодатель полагает, что гражданин незаконно зарегистрирован в занимаемом им жилом помещении, он может защитить свое нарушенное право по своей инициативе только в судебном порядке.

На основании решения суда гражданин может быть снят с регистрационного учета в случае:

  • признания безвестно отсутствующим (пп. «г» п. 31 Правил регистрации);
  • признания умершим (пп. «д» п. 31 Правил регистрации);
  • выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением (пп. «е» п. 31 Правил регистрации);
  • обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации (пп. «ж» п. 31 Правил регистрации).

На основании решения органа регистрационного учета гражданин может быть снят с регистрационного учета в случае выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован (пп. «к» п. 31 Правил регистрации).

Порядок снятия с регистрационного учета на основании решения суда

Если гражданин без оснований зарегистрирован в жилом помещении, собственник, наниматель или наймодатель может обратиться в суд с иском о выселении гражданина из занимаемого жилого помещения или признании утратившим право пользования жилым помещением, где дополнительным требованием выступает снятие этого гражданина с регистрационного учета. Так как регистрация по месту жительства тесно связана с жилищными правами, в таком исковом заявлении обычно содержится и требование, связанное с оспариванием права ответчика на жилое помещение. В случае снятия с регистрационного учета на основании пп. «ж» п. 31 Правил регистрации истцом может быть орган регистрационного учета или прокурор.

Исковое заявление подается в суд общей юрисдикции по месту жительства ответчика (месту регистрации) и рассматривается по правилам гражданского судопроизводства.

Если судом удовлетворены заявленные требования, вступившее в законную силу решение суда предъявляется в орган регистрационного учета. На его основании производится снятие гражданина с регистрационного учета.

В случае снятия с регистрационного учета в связи с признанием гражданина умершим с решением суда необходимо обратиться в органы ЗАГС за получением свидетельства о смерти (пп. «д» п. 31 Правил регистрации). Свидетельство о смерти в свою очередь является основанием для снятия гражданина с регистрационного учета.

Органы регистрационного учета на основании полученных документов снимают гражданина с регистрационного учета по месту жительства в 3-дневный срок (п. 33 Правил регистрации). В случае если документы поданы через многофункциональный центр оказания государственных услуг или Единый портал предоставления государственных услуг, указанный срок увеличивается на время, необходимое для передачи документов уполномоченному органу.

Некоторые случаи снятия с регистрационного учета в судебном порядке

Необходимо подробнее остановиться на некоторых основаниях снятия с регистрационного учета в судебном порядке.

Наиболее распространены случаи снятия с регистрационного учета в порядке пп. «е» п. 31 Правил регистрации. Этот пункт содержит указание на решения о выселении и признании утратившим право пользования жилым помещением. Кроме этого, на практике могут быть заявлены требования о прекращении права пользования, признании не приобретшим право пользования.

Причиной, по которой в данном случае гражданин снимается с регистрационного учета, является утрата им жилищных прав в отношении жилого помещения. Основания утраты права пользования жилым помещением могут быть разными в зависимости от того, находится ли это помещение в собственности или занято на основании договора социального найма, договора найма специализированного жилого фонда.

В отношении жилых помещений, находящихся в собственности граждан, можно привести следующие примеры наиболее распространенные споров:

  1. Иск собственника к бывшему члену семьи. Истцы по таким искам ссылаются на положения п. 4 ст. 31 ЖК РФ (Апелляционное определение Московского городского суда от 30.07.2015 по делу N 33-18447/15; Апелляционное определение Московского городского суда от 18.06.2015 по делу N 33-10146/2015).
  2. Иск собственника к бывшим собственникам, которые не исполнили обязанность по снятию с регистрационного учета. В этом случае правовыми основаниями являются ч. 1 ст. 35 ЖК РФ и ст. 309 ГК РФ (Апелляционное определение Московского областного суда от 26.02.2014 по делу N 33-4484/2014; Апелляционное определение Московского областного суда от 27.07.2015 по делу N 33-15549/2015).
  3. Иск собственника к лицу, которому помещение было предоставлено на основании договора безвозмездного пользования. Основанием для прекращения жилищных прав в данном случае являются ст. ст. 698, 699 ГК РФ. При расторжении договора необходимо соблюдение досудебного порядка урегулирования спора. (Апелляционное определение Московского областного суда от 01.06.2015 по делу N 33-11022/2015; Апелляционное определение Московского городского суда от 16.03.2015 по делу N 33-6087/15).

В отношении жилых помещений, которые заняты на основании договора социального найма, наиболее распространены споры о признании утратившим право пользования в связи с добровольным выездом гражданина на другое место жительства (п. 3 ст. 83 ЖК РФ).

По таким делам в суде важно установить, был ли выезд из жилого помещения добровольным или носил вынужденный характер. В случае вынужденного выезда из жилого помещения, например из-за неприязненных отношений, конфликтов с остальными нанимателями, гражданин не утрачивает право пользования жилым помещением и право быть зарегистрированным по указанному адресу (Апелляционное определение Московского городского суда от 14.07.2015 по делу N 33-21300/2015; Апелляционное определение Московского городского суда от 08.06.2015 по делу N 33-19523/2015). В случае добровольного выезда гражданин признается утратившим право пользования и снимается с регистрационного учета (Апелляционное определение Московского областного суда от 20.07.2015 по делу N 33-17436/2015; Апелляционное определение Московского городского суда от 02.09.2015 по делу N 33-30959/2015).

Менее распространено на практике адвокатов Москвы снятие с регистрационного учета на основании пп. «ж» п. 31 Правил регистрации. Примеры таких решений связаны с предоставлением недействительного паспорта, полученного с нарушением закона документа о гражданстве и т.д. (Определение Московского областного суда от 16.06.2011 по делу N 33-13494; Определение Московского областного суда от 13.09.2011 по делу N 33-20731). Истцом по таким спорам выступает преимущественно прокурор, орган регистрационного или миграционного учета.

Снятие с регистрационного учета на основании решения органа регистрационного учета

Законодатель предусмотрел возможность принудительного снятия с регистрационного учета не только на основании требования собственника (нанимателя, наймодателя) жилого помещения, но и по инициативе государственного органа.

Данное основание снятия с регистрационного учета является относительно новым (изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 15.08.2014 N 809 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713»).

Оно связано с введением законодателем понятия фиктивной регистрации. Такая регистрация представляет собой регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрацию в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица (абз. 10 ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).

Фиктивная регистрация ведет к привлечению к административной (ст. ст. 19.15.1, 19.15.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях) или уголовной ответственности (ст. 322.2 Уголовного кодекса РФ).

В случае выявления указанных обстоятельств орган регистрационного учета может вынести решение о снятии гражданина с регистрационного учета. Снятие с регистрационного учета в порядке пп. «к» п. 31 Правил регистрации не освобождает виновных лиц от административной или уголовной ответственности.

Таким образом, снятие с регистрационного учета гражданина без его согласия возможно только в судебном порядке или на основании решения органа регистрационного учета. Лицо, право которого нарушено (собственник, наниматель, наймодатель), может обратиться с иском к гражданину, который не имеет права быть зарегистрирован в занимаемом жилом помещении. Право на регистрацию в таком случае всегда связано с жилищными правами в отношении жилого помещения. Ответчик может быть снят с регистрационного учета в случае, если суд установит отсутствие у него прав в отношении жилого помещения. Решение суда является основанием для снятия с регистрационного учета. В случае нарушений, связанных с порядком регистрации, гражданин может быть снят с регистрационного учета по решению органа регистрационного учета (фиктивная регистрация) или на основании решения суда.

3 года ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *