Получение льгот связанных с высокой энергоэффективностью

C 1 января 2012 г. введена льгота по налогу на имущество в отношении объектов с высокой энергетической эффективностью. Как определяется высокая энергоэффективность основных средств? С какими препонами сталкивается налогоплательщик, пытаясь применить налоговую льготу?

«Энергоэффективная» льгота по налогу на имущество предусмотрена п.21 ст. 381 НК РФ.

БУХГАЛТЕРСКИЕ УСЛУГИ

Компании освобождены от налогообложения налогом на имущество в отношении:

  • вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ (код льготы 2010337);

В настоящее время перечень таких объектов установлен Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 г. №600 (далее по тексту – Перечень №600, пред. редакция — Постановление РФ от 16.04.2012 г. №308 применялось по 29.06.2015 г. включительно);

  • вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, — в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества (код льготы 2010338).

Таким образом, из анализа данной нормы следует, что к первой категории относятся объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ, а ко второй категории льготных объектов относятся объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.

АУДИТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ

Определяем, подпадают ли объекты основных средств под льготу

Для первой категории основных средств (речь идет об основных средствах, для которых не установлен класс энергетической эффективности) компания должна руководствоваться Перечнем №600, который применяется с 30.06.2016 г.

Перечень №600 возможно применять и к основным средствам, которые приняты на учет и до 30.06.2016 г., если у них не истек трехлетний срок со дня их постановки на налоговый учет (Письмо Минфина РФ от 18.02.2016 г. N03-03-06/1/9212). Если объектов основных средств не было в перечне, утв. Постановлением РФ от 16.04.2012 г. №308, но они появились в Перечне №600, то компания вправе применить к ним льготу с 30.06.2016 г.

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

Перечень №600 включает в себя II раздела:

I. Объекты и технологии, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности в зависимости от применяемых технологий и технических решений и вне зависимости от характеристики объектов.

ПРИМЕР №1.

Объект основного средства «Тепловые насосы», код ОКОФ – 142912000 (Насосы и оборудование компрессорное).

Напомним, что с 1 января 2017 г. действует новый ОКОФ ОК 013-2014 (утв. Приказом Минпрома и торговли РФ от 12.12.2014 г. №2018-ст).

В разделе I Перечня №600 приведена качественная характеристика объекта, обусловливающая его высокую энергетическую эффективность.

В отношении основного средства «Тепловые насосы» — это использование возобновляемых источников энергии, в частности, тепла грунта, воды и воздуха.

II. Объекты и технологии, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности, на основании соответствия объектов установленным значениям индикатора энергетической эффективности (далее по тексту — ИЭЭФ).

НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

ПРИМЕР №2.

Объект основного средства «Котлы теплофикационные водогрейные» (наименование объектов и технологий должно соответствовать нормативно-технической документации), код ОКОФ – 142813120.

В разделе II Перечня №600 приведен количественный показатель энергетической эффективности.

В отношении основного средства «Котлы теплофикационные водогрейные» значение коэффициента полезного действия должно быть не менее 94%.

То есть ключевым показателем является значение ИЭЭФ. Все просто, когда в техническом паспорте на объект основного средства указан ИЭЭФ. Сравнив показатель, приведенный в технической документации с установленным значением, принимается решение об использовании льготы.

Например, в паспорте основного средства «Котлы теплофикационные водогрейные» приведен коэффициент полезного действия 95,5%. Следовательно, компания вправе воспользоваться льготой в отношении указанного основного средства.

НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ

Важно!

На практике сложность заключается в том, что в технической документации может быть предусмотрено несколько значений ИЭЭФ (например, при разных условиях эксплуатации) или не предусмотрено вовсе. В таком случае, ИЭЭФ рассчитывается компанией самостоятельно на основании единиц измерения, которые указаны в нормативно-технической документации производителя (Письма Минфина РФ от 29.01.2016 г. №03-05-04-01/3992, от 05.02.2013 г. № 03-03-06/1/2423, от 31.01.2013 г. № 03-03-06/1/1912, Минпромторга РФ от 22.10.2013 г. №РА-13823/05 и от 24.11.2015 г. №ЦС-51547/05).

АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ФИРМЫ

Сам порядок расчета индикатора нормативными актами не установлен. Кроме того, компания может напрямую обратиться за расчетом ИЭЭФ непосредственно к производителю основных средств.

Для второй категории основных средств (речь идет об основных средствах, для которых установлен класс энергетической эффективности).

АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ

Как определяется класс энергетической эффективности?

Определение класса энергетической эффективности осуществляется производителем, импортером в соответствии с правилами, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и принципы которых устанавливаются Правительством РФ (п.4 ст.10 Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», далее по тексту – Закон №261-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. №1222 (далее по тексту – Постановление №1222) утвержден перечень видов товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках. То есть компания должна убедиться, что наименование оборудования приведено в Постановлении №1222.

В перечне, утвержденном Приказом Минпромторга РФ от 07.09.2010 г. №769, прописана обязанность производителей/импортеров установить класс энергоэффективности в отношении оборудования, содержащегося в Постановлении №1222.

УСЛУГИ ОКАЗЫВАЕМЫЕ АУДИТОРСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Для классов энергетической эффективности товаров применяются следующие обозначения:

«A», «B», «C», «D», «E», «F», «G».

При этом класс «A» применяется для обозначения товаров с наибольшей энергетической эффективностью, а класс «G» — для обозначения товаров с наименьшей энергетической эффективностью из числа товаров, отнесенных к одной категории (с учетом характеристик).

Кроме того, установлены дополнительные классы энергетической эффективности «A+», «A++» для обозначения товаров с наибольшей энергетической эффективностью (по возрастанию – «A+», «A++»). Такие классы используются при появлении на рынке товаров с энергетической эффективностью, значительно превышающей установленную для класса «A» (п.5 Постановления №1222).

Льгота по налогу на имущество применяется, если основное средство отнесено к классам «A», «A+», «A++» (Письма Минфина РФ от 26.02.2016 г. №03-03-06/1/10868, от 20.08.2013 г. №03-05-04-01/33917, ФНС РФ от 29.04.2013 г. №БС-4-11/7889@).

А в соответствии с Законом №261-ФЗ приказом Минстроя РФ от 06.06.2016 г. №399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» (далее по тексту – Приказ №399/пр) утверждены Правила определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов.

Согласно таблице 2 Правил многоквартирными домами, имеющими высокий класс энергетической эффективности для целей налогового законодательства, являются дома классов «A», «A+», «A++» (п.25 Приказа №399/пр).

Таким образом, если многоквартирному дому присвоен один из указанных классов энергетической эффективности, компания вправе воспользоваться льготой по налогу на имущество по п.21 ст.381 НК РФ при соблюдении всех прочих установленных ограничений (Письмо ФНС РФ от 25.03.2015 г. №БС-4-11/4821@).

Необходимо отметить, что налоговая льгота в отношении объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность или высокий класс энергетической эффективности, применяется в отношении новых объектов, то есть введенных с 01.01.2012 г., и не распространяется на объекты, учтенные на балансе компании в составе основных средств до 2012 года (Письма Минфина РФ от 11.05.2012 г. №03-05-05-01/23, от 21.02.2012 г. №03-05-05-01/11, от 27.01.2012 г. №03-05-05-01/06).

В связи с этим возникают споры о принятии к учету имущества в составе основных средств после 01.01.2012 г., если объекты основных средств фактически использовались компанией до 2012 г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ НАЛОГОВОГО ЮРИСТА

ПРИМЕР №3.

Компанией на основании разрешения на строительство, проекта на реконструкцию проводилась реконструкция цеха электроплавильного цеха и модернизация мелкосортного стана.

С целью реконструкции цеха компанией были заключены контракты на поставку и шефмонтаж импортного оборудования с иностранными фирмами и контракт на проектирование, производство, поставку и ввод в эксплуатацию (шефмонтаж) оборудования для трехручьевой машины непрерывного литья заготовок. Согласно условиям названных договоров сторонами проводятся холодные испытания, горячий пуск, гарантийные испытания поставляемого оборудования.

В ходе проверки налоговая инспекция пришла к выводу, что объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность, еще в 2011 году отвечали всем признакам основных средств, указанным в п.4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. №26н), поскольку, начиная с 2011 года, использовались компанией в производственной деятельности в целях извлечения дохода.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что представленные налоговым органом доказательства безусловно свидетельствуют об использовании компанией спорных объектов по своему назначению в производственной деятельности с получением экономической выгоды и извлечением дохода в 2011 году, признал доказанным вывод инспекции о необоснованном применении налоговой льготы.

Однако суд апелляционной инстанции пришел к иным выводам на основании следующего.

Несмотря на то, что акты предварительной приемки подписывались по объектам в 2010 и 2011 гг., поставка оборудования и его шеф-монтаж, акты окончательной приемки подписаны в 2013 году. Разрешение на строительство было выдано компании администрацией города (в лице Главного управления архитектуры и градостроительства) в 2009 году на два года. В связи с тем, что часть работ по реконструкции в цехе не были выполнены в 2011 г., компания в этом же году обратилась в администрацию города с заявлением о продлении срока строительства. На основании указанного заявления администрация города продлила разрешение на строительство до 30 июня 2012 года.

Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что все указанные объекты должны включаться в состав основных средств единовременно в момент окончания строительства последнего объекта. При этом реконструкция последнего объекта осуществлена в 2012 году.

То есть на основании полного исследования было установлено, что спорное имущество не отвечало критериям основного средства, поскольку в 2012 году эти объекты требовали доведения до состояния готовности и возможности эксплуатации.

В Определении ВС РФ от 11.11.2014 г. №306-КГ14-2064 сформулирована позиция, согласно которой спорный объект не подлежит учету в качестве основного средства, поскольку его первоначальная стоимость может быть окончательно сформирована только после завершения строительно-монтажных работ, проводимых с целью его доведения до состояния, пригодного к эксплуатации (Постановление АС Уральского округа от 20.05.2015 г. №Ф09-2950/15).

В противном случае (если стоимость объекта основного средства окончательно сформирована в 2011 г.), воспользоваться льготой компания не вправе.

КАКИЕ БЫВАЮТ КОНТРАГЕНТЫ?

Где содержится информация о классе энергетической эффективности?

Как правило, в техническом паспорте на основное средство.

Определение класс ИЭЭФ предоставлено производителю, импортеру в соответствии с правилами, установленными уполномоченным органом, их сведения включаются в техническую документацию, маркировку. И если технический паспорт не содержит сведений о ИЭЭФ и завод –
производитель не отнес продукцию к объектам, имеющим высокую ИЭЭФ, то льгота применению не подлежит (Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2016 г. №А76-19284/2015).

Для многоквартирных домов класс энергоэффективности указывается в графе 9.2.23 проектной декларации (утв. Приказом Минстроя РФ от 20.12.2016 г. №996/пр), а также в энергетическом паспорте (п.18 Приказа №399/пр).

РЕГИОНАЛЬНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ, ВСТУПАЮЩИХ В СИЛУ В 2016 Г.

Важно!

Для подтверждения правомерности применения льготы необходимо иметь энергетический паспорт, составленный на основании проектной документации или обязательного энергетического обследования и соответствующий требованиям нормативного акта. Как отмечают суды, не может быть признан в качестве такого документа раздел проектной документации, в котором для здания предусмотрен класс (В) энергетической эффективности (Постановления АС Северо-Западного округа от 02.12.2016 г. №А26-11202/2015 и от 02.04.2015 г. №Ф07-1135/2015, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 г. №А26-706/2014).

«Недвижимая» имущественная льгота

По мнению контролирующих органов, в отношении нежилых зданий, имеющих высокий класс энергоэффективности, налог на имущество уплачивается в общем порядке, то есть льготу в отношении таких зданий применить нельзя (Письма Минфина РФ от 17.06.2016 г. №03-05-05-01/35443, 03-05-05-01/35438, 03-05-05-01/35435).

Данный вывод сделан на основании п.5 ст.11 Закона №261-ФЗ, в котором указано, что требования энергетической эффективности не распространяются на следующие здания, строения, сооружения:

  • временные постройки, срок службы которых составляет менее чем два года;
  • строения, сооружения вспомогательного использования;
  • отдельно стоящие здания, строения, сооружения, общая площадь которых составляет менее чем пятьдесят квадратных метров.

Кроме того, финансисты опираются на выводы, сделанные в Постановлении АС Северо-Западного округа от 18.11.2014 г. №А26-707/2014 (Определением ВС РФ от 06.02.2015 г. №307-КГ14-7982 было отказано в передаче дела в Судебную коллегию), в котором указано, что «из смысла названной льготы следует, что энергоэффективными для целей налогообложения являются товары и оборудование (движимое имущество), а не иные объекты».

Но, как свидетельствует судебная практика, отказ в льготе в отношении нежилых зданий, прежде всего, связан с отсутствием энергетического паспорта с указанием класса энергоэффективности на нежилой объект (Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 г. №А26-706/2014, АС Северо-Западного округа от 02.04.2015 г. №А26-2517/2014, Определение АС Республики Карелия от 17.02.2015 г. №А26-704/2014).

Но, если у компании имеется энергетический паспорт, а также выполняются остальные условия, связанные с реализацией льготы, то суд принимает сторону компании.

ВВЕДЕНИЕ ПРОСТОЯ ПО ПРИЧИНАМ, НЕ ЗАВИСЯЩИМ ОТ РАБОТОДАТЕЛЯ

ПРИМЕР №4.

Компания применила льготу по коду 2010338, предусмотренную п. 21 ст.381 НК РФ в отношении здания Торгово-развлекательного центра (далее по тексту — ТРЦ).

Основаниями для использования льготы являются следующие факты:

  • зданию ТРЦ «Планета» по результатам обязательного энергетического обследования выдан энергетический паспорт и присвоен класс энергетической эффективности «А»;
  • здание ТРЦ, как вновь вводимый объект, в отношении которого предусмотрено определение класса энергетической эффективности, имеет категорию энергоэффективности «Высокая»;
  • объект ТРЦ введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 12.11.2014 г;
  • объект ТРЦ находится на балансе компании.

С учетом изложенного апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что компанией документально подтвержден высокий класс энергетической эффективности объекта, спорный объект (здание) относится ко второй категории льготных объектов, в связи с чем, применение заявителем льготы, предусмотренной 2 ч. п.21 ст. 381 НК РФ, является правомерным.

Кроме того, на основании положений п.1 ст.11 НК РФ судом обоснованно отклонен довод налогового органа о неприменении к спорным правоотношениям норм Закона №261-ФЗ, который не регулирует отношения в сфере налогообложения.

Как отметили судьи, нормативные акты, на которые ссылается налогоплательщик, регулируют отношения по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности и приняты с целью создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования и повышения энергетической эффективности и, следовательно, правомерно применены налогоплательщиком (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2016 г. №А27-13534/2016).

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДАННЫХ ИЗ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА «АСК НДС-2»

Таким образом, имущественная льгота предоставляется по объектам основным средств, которые:

  • приняты на учет после 01.01.2012 г.;
  • включены в перечень объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, который утверждает Правительство РФ;

или

  • принадлежат к объектам, в отношении которых законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, и иметь высокий класс энергетической эффективности.

Но, как видим, реализация права на льготу в части недвижимого имущества, с высокой долей вероятности приведет к налоговым спорам. 

rosco.su

Управлением московского ФНС в рамках своего сайта было решено предоставить разъяснения по вопросам того, как применяется налоговая льгота на имущество организаций в отношении объектов, которые вновь вводятся и имеют высокую эффективность с энергетической точки зрения.

Соответствующее освобождение предусматривается по положениям 21 пункта 381 статьи НК РФ. Речь идет о вновь вводимых объектах, отличающихся высокой энергетической эффективностью. В соответствии с перечнем таких объектов, которые были установлены российским правительством, или в отношении вновь вводимых объектов, отличающихся высоким классом энергетической эффективности, если в отношении таких объектов предусматривается по российскому законодательству определение классов их энергоэффективности. С момента, как данное имущество было поставлено на учет у владельца есть три года на использование льготы.

В соответствии с Федеральным законом, посвященным энергосбережению и повышению энергоэффективности, органы госвласти получают полномочия, связанные с повышением энергетической эффективности. В частности, речь идет об установлении правил, по которым ведется определение класса энергоэффективности товаров, домов-многоквартирок. Также определяются требования энергоэффективности для зданий, строений и сооружений.

В отношении объектов, которые имеют высокий класс эффективности энергетического порядка, принципы и правила определения производителями и импортерами энергоэффективности товара, регламентируются постановлением российского Правительства от конца 2009 года. В рамках еще одного постановления от конца января 2011 года, устанавливаются правила, связанные с требованиями энергоэффективности для зданий, строений и сооружений. Согласно ним класс энергоэффективности должен в обязательном порядке устанавливаться для многоквартирных домов. По решению застройщика или собственника также можно провести соответствующую оценку.

В связи с этим, по положениям 21 пункта 381 статьи НК РФ налоговая льгота по налогу, связанному с имуществом организаций, может использоваться в отношении объектов движимого и недвижимого имущества, которые вводятся вновь. В том числе речь идет о зданиях, отличающихся высоким классом эффективности энергетического типа, если на них присутствует соответствующий паспорт.

znaybiz.ru

Экспертный совет СРО НП «Союз «Энергоэффективность» совместно с «Уральской академией энергосбережения и энергосервиса» проводит обучение по теме:  «Подготовка экспертов-консультантов по расчету и обоснованию индикаторов энергетической эффективности (ИЭФФ) с целью получения налоговых льгот».

Согласно Постановлению Государство предлагает налоговые льготы по утвержденному перечню энергоэффективного оборудования. Если компания внедряет оборудование из этого перечня, ей разрешается применить повышающий коэффициент амортизации, а также три года не платить налог на имущество. Однако на практике оказывается, что доказать свое право на льготы возможно лишь в редких случаях – производители не снабжают оборудование расчетами коэффициентов энергоэффективности, как этого хотелось бы авторам Постановления, не могут помочь в расчетах и налоговые органы. Тогда как цена вопроса высока особенно для тех предприятий, которые имеют обширную программу модернизации.

«Уральская академия энергосбережения и энергосервиса» обучает специалистов, которые в дальнейшем смогут организовать энергетическое обследование технологических комплексов с целью расчета ИЭФФ и выдать экспертное заключение предприятиям-заказчикам для обоснования права на налоговые льготы.

ЦЕЛЬ КУРСА: получение специалистом знаний по практическому применению методов налогового стимулирования в части разработки и внедрения энергоэффективных технологий на российских промышленных предприятиях, в т.ч. предприятиях-заказчиках энергетических обследований.

ПРОГРАММА КУРСА:

1. Введение. Актуальность вопросов повышения энергоэффективности. Основные направления
повышения энергоэффективности промышленного предприятия.

2. Основные положения Постановления Правительства РФ от 17.06.2015 г. № 600 .

3. Оптимизация налогооблагаемой базы предприятия путем применения Постановления Правительства РФ
от 17.06.2015 г. № 600.

4. Существующие барьеры в получении налоговых льгот при использовании высокоэффективного
энергооборудования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 г. № 600.

5. Подготовка исходных данных для проведения расчета индикаторов энергетической эффективности (ИЭЭФ).

6. Методология проведения расчета индикаторов энергетической эффективности (ИЭЭФ) .

7. Практические примеры расчета индикаторов энергетической эффективности (ИЭЭФ).

8. Итоговая аттестация (тестирование).

ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ слушателям выдается сертификат эксперта-консультанта по расчету и
обоснованию индикаторов энергетической эффективности (ИЭФФ) в соответствии со Стандартом СРО НП «Союз
«Энергоэффективность».

Обращаем Ваше внимание, что специалисты вашего предприятия могут пройти обучение
дистанционно через систему дистанционного обучения (Интернет-лекции).

Стоимость подготовки одного слушателя – 10 000 рублей (без НДС).

www.obuchenieenergo.ru

Минфин России подчеркнул, что льгота по налогу на имущество организаций, предоставляемая в отношении объектов с высокой энергетической эффективностью, может применяться только к движимым объектам – товарам или оборудованию (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24 июня 2016 г. № 03-05-05-01/36886 «О правомерности применения льготы по налогу на имущество организаций в отношении объекта нежилой недвижимости«). Напомним, не облагаются этим налогом вновь вводимые объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность и входящие в специальный перечень, а также объекты с высоким классом энергетической эффективности, если в отношении таких объектов предусмотрено определение классов (для них также существует свой перечень). Налоговые каникулы действуют первые три года после постановки объекта на учет (п. 21 ст. 381 НК РФ).

В министерстве обосновали свою позицию тем, что ни один из указанных перечней товаров недвижимость в себя не включает. Так, к объектам с высокой энергетической эффективностью относятся котлы-утилизаторы, солнечные коллекторы, тепловые насосы, газовые турбины, солнечные батареи и т. д. А товары, для которых обязательно определение класса энергетической эффективности, – это холодильники и морозильники, стиральные машины, бытовые кондиционеры, посудомоечные машины, телевизоры, духовки и прочие.

Кроме того, финансисты подчеркнули: эта льгота по налогу на имущество вводилась для стимулирования модернизации организаций и использования современного энергоэффективного оборудования. Именно такая цель была прописана в пояснительной записке к законопроекту, на основе которого появилась норма о льготе (

п. 21 ст. 381 НК РФ

), и про недвижимость в данном документе не упоминалось.

http://www.garant.ru/

lawedication.com

2 года ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *