Закон для васЛьготыОснования для возникновения права на льготы

Основания для возникновения права на льготы

Нет времени читать? Сохрани

Комментарии к законам

а) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до восьми лет, а также матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до этого возраста, — по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет;
б) инвалидам Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным к ним в отношении пенсионного обеспечения (статья 41 Закона): мужчинам — по достижении 55 лет и женщинам — по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже, указанном в статье 10 Закона;
в) инвалидам I группы по зрению: мужчинам — по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет и женщинам — по достижении 40 лет и при общем трудовом стаже не менее 10 лет;
г) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам: мужчинам — по достижении 45 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, женщинам — по достижении 40 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.
Комментарий к статье 11
1. Пункт «а» статьи 11 предусматривает льготные основания пенсионного обеспечения для двух категорий женщин — матерей: 1) родивших пять и более детей и воспитавших их до 8-летнего возраста (далее — многодетных); 2) воспитавших до 8-летнего возраста своих детей — инвалидов с детства (далее — матерей инвалидов). Требования к стажу и возрасту у них одинаковы — и тот и другой меньше на пять лет, чем у женщин, не имеющих пенсионных льгот (см. ст. 10 Закона).
Женщинам, у которых нет детей — инвалидов, и матерям, воспитавших четырех и менее детей, пенсия назначается по общим правилам статьи 10 Закона, как и женщинам, не имеющим детей. Наличие двух и более детей учитывается лишь при определении права на пенсию женщин, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, к ним приравненных (см. комментарий к ст. 14 Закона).
1.1. Рождение пяти и более детей. Для предоставления льготы достаточно рождения хотя бы пятерых детей. Формула: «пять и более» свидетельствует лишь о том, что наличие большего их числа не уменьшает и не увеличивает объема пенсионных прав матери. Законодатель связывает право на пенсию прежде всего с рождением определенного числа детей. То есть необходимо установить факт материнства — происхождения этих детей от данной женщины. Он подтверждается свидетельствами о рождении детей, выдаваемыми органами записи актов гражданского состояния.
При лишении родительских прав родители теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены таких прав, в том числе и право на льготы, установленные для граждан, имеющих детей (п. 1 ст. 71 Семейного кодекса РФ — далее СК РФ). Лишение родительских прав производится в судебном порядке (п. 1 ст. 70 СК РФ). При наличии вступившего в силу решения суда о лишении родительских прав в отношении хотя бы одного из пятерых детей, женщина лишается и права на пенсионные льготы, установленные для многодетных матерей. Ей не только не может быть назначена льготная пенсия, но и выплата ранее назначенной пенсии должна быть прекращена. При этом не имеет значения, состоялось ли такое решение в отношении детей моложе или старше 8 лет.
Учитывая интересы ребенка, суд может принять решение об отобрании его у родителей (одного из них) без лишения родительских прав. Это именуется ограничением родительских прав (см. ст. 73 СК РФ). Родители, права которых ограничены судом, утрачивают право на личное воспитание ребенка, а также право на льготы, установленные для граждан, имеющих детей (см. п. 1 ст. 74 СК РФ). Иначе говоря, последствия для матерей тех детей, в отношении которых вынесено судебное решение об ограничении родительских прав, аналогичны названным выше последствиями лишения родительских прав.
В судебном порядке может быть решен вопрос о восстановлении в родительских правах и об отмене ограничения родительских прав (см. ст. 72 и 76 СК РФ). В этих случаях восстанавливаются и права на льготы, установленные для граждан, имеющих детей, в том числе и право на рассматриваемую пенсию.
Семейные правоотношения между женщиной и ребенком возникают не только при его рождении, но и при усыновлении. Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению (п. 1 ст. 137 СК РФ). Эти правовые последствия наступают независимо от записи усыновителей в качестве родителей в актовой записи о рождении ребенка (п. 6 ст. 137).
Решение об усыновлении принимается судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством (п. 1 ст. 125). Усыновление подлежит обязательной регистрации в органах загса. За усыновленным ребенком сохраняются его имя, отчество и фамилия (п. 1 ст. 134 СК РФ). По просьбе усыновителей суд может принять решение о записи усыновителей в книге записей рождений в качестве родителей усыновленного ими ребенка (п. 1 ст. 136 СК РФ).
Для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителей могут быть изменены дата и место рождения ребенка. Изменение даты рождения допускается только при усыновлении детей в возрасте до одного года и не более чем на три месяца (п. 1 ст. 135 СК РФ). При определении права на пенсию усыновительницы в данном случае возраст ребенка устанавливается на основании нового свидетельства о рождении, выданного после усыновления.
В случае отмены усыновления, которая также производится в судебном порядке, взаимные права и обязанности усыновленного ребенка и усыновителей прекращаются (см. ст. 140, 143 СК РФ). Соответствующие последствия наступают и в отношении права на пенсионные льготы бывшей усыновительницы.
Если детей воспитывает не мать либо усыновительница, а другое лицо (отец, мачеха, бабушка, старшая сестра, опекун, попечитель, приемные родители), в том числе и в случае смерти матери, пенсия им на льготных условиях не может быть назначена. Если кто-либо из указанных лиц женского пола усыновил детей, он приобретает права усыновителя.
1.2. Инвалидность ребенка. Наличие у женщины тяжело больного ребенка, признанного инвалидом с детства, дает ей право на такие же пенсионные льготы, как и многодетность. Материнство ее определяется по изложенным выше правилам.
Закон различает понятия «ребенок — инвалид» и «инвалид с детства». Категория «ребенок — инвалид» устанавливается лицам, не достигшим 18-летнего возраста, а инвалидность с детства — по достижении этого возраста. Однако коль скоро для возникновения права на пенсию достаточно воспитать инвалида с детства хотя бы до 8 лет, очевидно, что эта льгота распространяется и на женщин, имеющих детей — инвалидов.
В п. «а» ст. 11 говорится о праве на льготную пенсию матерей инвалидов, т.е. во множественном числе. Поскольку о числе детей в данной правовой норме умалчивается, для назначения пенсии достаточно инвалидности хотя бы одного или единственного ребенка.
Признание лица в возрасте 18 лет и старше инвалидом I, II или III группы, в том числе инвалидом с детства, или установление детям, не достигшим 18 лет, категории «ребенок — инвалид» осуществляется учреждениями государственной службы медико — социальной экспертизы, ныне именуемыми бюро медико — социальной экспертизы (БМСЭ), в соответствии с Положением о признании лица инвалидом и Примерным положением об учреждениях государственной службы медико — социальной экспертизы. Эти Положения утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965 «О порядке признания граждан инвалидами» (см. ст. 24 Закона).
Признание лица ребенком — инвалидом и инвалидом, группа, причина и срок наступления инвалидности подтверждаются выпиской из акта освидетельствования, направляемой органам социальной защиты населения органами медико — социальной экспертизы. Во внимание принимаются и выданные в ранее установленном порядке медицинское заключение учреждения здравоохранения о признании ребенка инвалидом или выписка из акта освидетельствования во врачебно — трудовой экспертной комиссии (ВТЭК) о признании лица инвалидом с детства.
В правоприменительной практике возникают вопросы о праве на пенсионные льготы матерей в зависимости от времени признания ребенка инвалидом и срока инвалидности. Может ли претендовать на льготную пенсию, например, женщина, имеющая 15-летнего ребенка, которому инвалидность устанавливалась на 6 месяцев после тяжелой операции, произведенной в 3-летнем возрасте? Представляется, что оснований для применения льгот в данном случае нет, поскольку сейчас ребенок здоров.
Не требуется, чтобы ребенок стал инвалидом или был признан таковым до достижения 8-летнего возраста. Тяжелая травма либо заболевание могут повлечь за собой инвалидность детей и подростков любого возраста, и их матери вправе претендовать на пенсионные льготы. Так, если инвалидность после операции была установлена 15-летнему ребенку и срок ее ко времени обращения матери за пенсией не истек, пенсия ей должна быть назначена.
Не имеет значения и то, в каком возрасте впервые прошел освидетельствование инвалид с детства. Так, например, если лицо, получившее увечье в 12-летнем возрасте, признано инвалидом с детства по достижении 20 лет, это дает основание назначить его матери льготную пенсию.
Законом не установлена зависимость права матери на пенсию от тяжести инвалидности ее ребенка. Инвалидность любой, в том числе и III группы, является достаточным основанием для назначения ей пенсии. Не указан и срок, в течение которого ребенок должен иметь инвалидность, чтобы его мать приобрела право на пенсионные льготы. Следовательно, этот период может быть и крайне непродолжительным.
Льготная, как и любая пенсия по старости, назначается пожизненно. Поэтому непризнание ребенка инвалидом уже после назначения пенсии его матери не может служить основанием для прекращения ее выплаты. При этом речь, конечно, не идет о случаях, когда инвалидность была установлена в связи с представлением документов с заведомо неправильными сведениями.
1.3. Воспитание детей до 8-летнего возраста. Обязательным условием предоставления пенсионных льгот многодетной женщине является воспитание до 8-летнего возраста не менее пяти рожденных ею детей. Аналогичные условия установлены для матерей инвалидов с детства.
В практике пенсионного обеспечения достаточными для предоставления льгот признаются факты дожития ребенка до указанного возраста и достижения этого возраста ко времени назначения матери пенсии. Как пишут, например, М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова, воспитание детей родителями предполагается, как и то, что они находятся на иждивении родителей. Другими словами, оно не требует доказательств. Поэтому не имеет значения, проживали ли дети в возрасте до 8 лет совместно с матерью или отдельно от нее, например с отцом, бабушкой и дедушкой. Считается, что мать воспитывала и тех детей, которые находились полностью или частично на государственном обеспечении в детском доме, школе — интернате и т.д. (см.: М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. Практический и научный комментарий к Закону Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». М., Бек, 1997, с. 86 — 87). Так, например, помещение детей — инвалидов в дом — интернат может служить необходимым условием их медицинской и социальной реабилитации. Пребывание ребенка в таком учреждении не снимает с родителей бремени заботы о нем и не освобождает их от обязанностей воспитывать и содержать несовершеннолетних детей, установленных семейным законодательством. В свою очередь, выполнение родительских обязанностей, предполагаемое и не требующее специальных доказательств, дает матери право на рассматриваемые пенсионные льготы.
Поэтому для подтверждения факта воспитания ребенка до восьмилетнего возраста достаточно предъявления его паспорта, справки с места жительства (в соответствующих случаях — свидетельства о его смерти), т.е. документов, из которых явствует, что ребенок дожил до 8 лет. Поскольку законодатель придает особое значение воспитанию детей в возрасте до 8 лет, не может быть положительно решен вопрос о пенсионном обеспечении женщин, усыновивших их по достижении указанного возраста. Но это касается только тех случаев, когда усыновительница не записана в качестве матери. Если же в свидетельстве о рождении ребенка она значится матерью, то независимо от времени усыновления предполагается, что она воспитывала ребенка с рождения.
1.4. Достижение пенсионного возраста. Пенсия многодетным женщинам и матерям инвалидов с детства может быть назначена, как отмечалось, в возрасте 50 лет. Однако, если ко времени достижения матерью этого возраста ее пятому ребенку или ребенку — инвалиду 8 лет не исполнилось, пенсионный возраст отодвигается к дате достижения им такого возраста. Соответственно, если матери 50 лет, а ребенку только 3 года, практически пенсионную льготу по возрасту она не приобретает. Возможность снижения пенсионного возраста при наличии права на льготы по разным основаниям законодательством не предусмотрена. Как правило, такая возможность отсутствует. Так, если многодетная мать, например, воспитывает пятерых здоровых детей и одного инвалида с детства, пенсия ей ранее достижения 50-летнего возраста не может быть назначена. Многодетная мать или женщина, имеющая ребенка — инвалида, которая занята на особых работах, предусмотренных ст. 12 Закона, может уйти на пенсию за такую работу до достижения общеустановленного пенсионного возраста на тех же условиях, как и женщины, не имеющие детей. Естественно, за ними остается право выбора между пенсией за работу с особыми условиями труда и на льготных условиях с учетом многодетности или инвалидности ребенка.
1.5. При пенсионном обеспечении работников Крайнего Севера пенсионный возраст не зависит от наличия у женщины пяти и более детей или ребенка — инвалида. Нередко такие женщины обращаются за пенсией до достижения 50 лет, полагая, что их касается двойное снижение пенсионного возраста, установленное ст. 29 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее — Закон 1993 г.). Однако названная правовая норма устанавливает такую льготу лишь для граждан, занятых на работах с особыми условиями труда, т.е. имеющих право на пенсию в соответствии со ст. 12, а не 11 Закона 1990 г. Предусмотренное Законом 1993 г. сокращение требуемого трудового стажа для северянок, имеющих двух и более детей, применяется к матерям с детьми — инвалидами на равных основаниях с матерями здоровых детей.
1.6. Согласно п. 2 ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию может быть оформлена пенсия по старости безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата. При этом требуется наличие стажа, дающего право на полную пенсию по старости. Женщина, воспитавшая до 8-летнего возраста пятерых детей или инвалида с детства и имеющая 15-летний общий трудовой стаж, при увольнении по указанным выше основаниям может претендовать на пенсию по старости как безработная по достижении 53-летнего возраста.
Суммирование льгот по уменьшению пенсионного возраста производится матерям с детьми, имеющим одновременно право на пенсию в соответствии со ст. 11 Закона 1990 г. и в соответствии со ст. 30 — 37 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». При этом общая сумма уменьшения пенсионного возраста не может превышать 10 лет (по сравнению с обычным), то есть применительно к рассматриваемой теме не может быть менее 45 лет (см. п. 3.5 комментария к ст. 10 Закона).
1.7. Общий трудовой стаж. Рассматриваемая пенсия назначается при наличии 15-летнего общего трудового стажа. В него включаются все те периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые предусмотрены главой VI Закона 1990 г. Применяется и льготное исчисление некоторых периодов работы (службы), как это предусмотрено ст. 94 названного Закона. Например, работа в течение полного навигационного периода на водном транспорте или в течение полного сезона на предприятиях и в организациях сезонных отраслей промышленности засчитывается за год работы, период работы в лепрозориях и противочумных учреждениях — в двойном размере и т.д.
1.8. В правоприменительной практике возникает вопрос о возможности назначения пенсии при пониженном пенсионном возрасте и сокращенном трудовом стаже по п. «а» комментируемой статьи отцам, воспитавшим пять или более детей без матери (в связи с ее смертью или по иным причинам). Этот вопрос решается отрицательно, поскольку льготные основания пенсионного обеспечения комментируемой правовой нормой установлены только для женщин — матерей. На рассмотрении Государственной Думы находился законопроект о предоставлении права на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с комментируемой статьей отцам инвалидов с детства и лицам, заменяющим таким инвалидам родителей (см.: Журнал российского права. 1997. N 3. С. 157 — 158). Однако такой закон принят не был.
2. При пенсионном обеспечении по п. «б» комментируемой статьи инвалидов Великой Отечественной войны и других инвалидов, приравненных к ним в отношении пенсионного обеспечения, следует учитывать ст. 4 Федерального закона от 12 января 1995 г. «О ветеранах», определяющую круг лиц, относящихся к таким инвалидам (см. п. 2 комментария к ст. 5 Закона).
3. О досрочном выходе на пенсию, но не более чем за 2 года до предусмотренного комментируемой статьей пенсионного возраста лиц, уволенных в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата и имеющих статус безработных, см. п. 1 комментария к ст. 10 Закона.

Вернутся в раздел Комментарии к законам

www.zonazakona.ru
В нашем собесе  при  первичном обращении за льготами по оплате услуг ЖКХ  от инвалида требуют предоставить ряд документов, среди которых значится и копия пенсионного удостоверения.
Между тем оформление пенсионного удостоверения после получения инвалидом справки МСЭ — занимает 1-2 месяца, в зависимости от загруженности пенсионной службы или состояния здоровья ее сотрудников.
 
Бродя по Инету, я случайно наткнулся на сайт собеса соседней области — с перечнем аналогичных документов для получения льгот и субсидий инвалидами, но в скобочках у пункта о пенсионном удостоверении была пометка — при наличии…
Зародилось подозрение, что в нашем городке собес необоснованно затягивают оформленеие льгот инвалидам, заставляя дожидаться оформления пенсионного удостоверения, если гражданин уперто не станет уточнять этот момент…
После моего звонка в собес и 5-ти минутного препирательства сотрудник собеса все же признал, что для оформления льгот инвалиду предъявлять пенсионное удостоверение не обязательно, достаточна справка МСЭ с назначенной инвалидностью (надо будет выложить эту информацию на городском сайте)…
 
Естественно, затем последовал мой вопрос — можно ли тогда написать заявление о перерасчете льгот ЖКХ с момента фактического возникновения у инвалида права на льготу (т.е. получения справки МСЭ), а не с месяца получения пенсионного удостоверения, тем более что своим листком с перечнем якобы необходимых документов собес, по факту, вводит граждан в заблуждение, нарушая их права.
 
Сотрудник собеса ответил, что перерасчета  льгот производить не будут, льготы ЖКЖ, якобы, имеют заявительный характер, оформляются с момента  представления инвалидом в собес всех необходимых документов, а не с момента появления у инвалида права на льготы (выдачи справки МСЭ).
 
Ссылку на нормативный документ, регламентирующий этот момент, сотрудник собеса дать затруднился. Звонок в облминистерство по труду и соц. защите также не прояснил эту пустячную норму — сотрудник горячей линии сказал, что это и так понятно, что льготы инвалида имеют заявительный характер.
 
Вопрос, собственно, в следующем — действительно ли льгота ЖКХ инвалиду имеет заявительный характер, или льгота может быть перерасчитана по заявлению и с момента признания гражданина инвалидом комиссией МСЭ, тем более что это происходит из-за введения собесом граждан в заблуждение (возможно, не намеренно  — инвалиду «не сообщается», что, в отличие от других льготников, он может предъявить меньшее число подтверждающих документов)?
 
Или будет достаточно простого заявления в прокуратуру — я заметил, что на их облсайте периодически появляются комментарии по исполнению «Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг»…

forum.yurclub.ru

В наш адрес обратилась Подъянова Римма Ефимовна, проживающая в Тавде. Наша читательница жаловалась, что, являясь ветераном труда и инвалидом второй группы, она не имеет льгот по содержанию жилья под предлогом того, что она является инвалидом 2 группы, а квартира у неё приватизированная и благоустроенная.

Также в адрес газеты «Пенсионер» обратился и Юдин Вадим Ефимович, проживающий в городе Первоуральске. Вадим Ефимович спрашивал, почему он должен платить за содержание жилья и капитальный ремонт, в то время как Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» предоставление льгот никак не увязывает с тем, является инвалид собственником жилья или нет. Кроме того, наш читатель не понимает, почему получилось так, что его соседка Спирина М.Ф., проживающая в том же доме, при установлении ей группы инвалидности лишилась льгот как «ветеран труда».

Мы отправили запросы в Министерство социальной защиты населения Свердловской области, где сослались на заключение Государственно-правового управления аппарата Законодательного собрания Свердловской области № 3А-06-464 от 17.10.2005: «при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана».

И вот мы получили ответы, которые открывают путь и другим гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по различным основаниям, добиваться таких же прав для себя.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации» и подпунктом 3 пункта 5 постановления Правительства Свердловской области от 22.05.2006г. № 423-ПП «О реализации мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, аварии на производственном объединении «МАЯК» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов на территории Свердловской области» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется скидка:

-50 % на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда);

-50 % на оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда);

— в жилых домах, не имеющих центрального отопления, 50 % на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Согласно письму Министерства регионального развития РФ от 25.12.2006г. №147L РМ/07 исходя из положений вышеуказанного закона, предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг для инвалидов не ограничено социальной нормой площади и нормативами потребления коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 11 Закона Свердловской области от 25.11.2004г. № 190-03 «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» предусмотрены меры социальной поддержки для ветеранов труда: — 50% платы за коммунальные услуги, включающей в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах);
— 50 % платы за отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления в домах, не имеющих центрального отопления), в пределах нормативов, устанавливаемых Правительством Свердловской области.

Согласно пункта 3 постановления Правительства Свердловской области от 03.11.2006г. № 930-ПП «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по частичному освобождению от платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) от платы за коммунальные услуги» размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и (или) части платы за содержание и ремонт жилого помещения рассчитывается в пределах фактических расходов, исчисленных исходя из общей площади жилого помещения, но не более 33 квадратных метров — для одиноко проживающих лиц.

В соответствии с пунктом 3 ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» при наличии у ветерана на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 областного закона от 14.06.2005 г. № 46-03 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по полному и частичному освобождению от платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) платы за коммунальные услуги, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Свердловской области», меры социальной поддержки предоставляются лицам, имеющим право на их получение, на основании заявлений, подаваемых ими в организации или к индивидуальным предпринимателям, начисляющим платежи за жилое помещение и коммунальные услуги населению.

Лица, подавшие заявления, предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и удостоверение или иной документ, дающий право на получение мер социальной поддержки по полному или частичному освобождению от платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) от платы за коммунальные услуги центрального отопления,- на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по Тавдинскому району рекомендует вам, Римма Ефимовна, еще раз обратиться в бухгалтерию 000 «Жилсервис-2», чтобы окончательно определить, по какому основанию вам выгоднее пользоваться мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.

Вы, Вадим Ефимович, являетесь инвалидом 2 группы по общему заболеванию, проживаете в приватизированной квартире, поэтому вам как инвалиду не может быть предоставлена скидка в размере 50 процентов на оплату жилого помещения.

Главное. С учётом изложенного вы имеете право выбора в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по наиболее выгодному для вас варианту, соответствующему нормативно-правовому основанию, согласно вашему заявлению в организацию, предоставляющую жилищно-коммунальные услуги, и соответствующему удостоверению.

Источник: mediakrug.ru

dislife.ru

процессуальных правоотношениях по спорам еще и нормами административнопроцессуального или гражданско-процессуальногоправа.

Юридическая связь субъектов во всех основных и процедурных правоотношениях по социальному обеспечению определяется только нормами права социального обеспечения. Оно же наделяет этих субъектов и соответствующими субъективными правами и обязанностями. Гражданин имеет право требовать назначения и выплаты полагающихся ему пенсии, пособия, компенсации или предоставления услуг, а другой субъект— орган социального обеспечения— обязан назначить и предоставить этот вид обеспечения. Поэтому в содержании правоотношения по социальному обеспечению права главным образом возникают у гражданина(семьи), а обязанности по их реализации— у органа социального обеспечения, хотя оба субъекта имеют и права, и обязанности в этой юридической связи.

Содержанием основного материального правоотношения являются субъективное право гражданина ( семьи) требовать предоставления ему назначенных в определенном размере(объеме) пенсии, пособия, компенсации услуги и обязанность второго субъекта— соответствующего органа— пре доставить данный вид обеспечения в установленном размере(объеме).

Содержанием процедурного правоотношения являются субъективное право гражданина ( семьи) на процедуру проверки юридических фактов и установления его

права на соответствующий вид социального обеспечения и вынесения решения о его назначении и обязанность второго субъекта — соответствующего органа— провести эту процедуру и назначить пенсию или другой вид обеспечения, являющийся объектом данного правоотношения.

Содержанием процессуального правоотношения являются процессуальные действия субъектов по рассмотрению спора о социальном обеспечении и вынесению решения о восстановлении нарушенного права гражданина на социальное обеспечение или отказе в этом, если нет правонарушения.

§ 5. Пенсионное правоотношение: понятие, субъекты, объект, содержание

Пенсионное правоотношение — это урегулированное нормами права социального обеспечения отношение гражданина( семьи) с органом социального обеспечения, возникающее на основании решения комиссии по назначению пенсий, по которому гражданин( семья) имеет право регулярно в определенные сроки получать назначенную пенсию в установленном размере, а орган соответственно обязан ее выплачивать.

В зависимости от видов выплачиваемой пенсии существуют следующие пенсионные правоотношения:

а) по старости; б) за выслугу лет;

в) по инвалидности; г) по случаю потери кормильца;

д) по поводу социальной пенсии.

Все эти виды правоотношений, как указывалось, определяются основным юридическим фактом, устанавливаемым в предшествующем пенсионному соответствующем процедурном правоотношении правом гражданина( семьи) на

определенный вид и размер пенсии. И здесь мы разделяем такую точку зрения А. Д. Зайкина и В. А. Тарасовой1. Однако В. С. Андреев в ранее указанном учебнике считает, что«назначение пенсии имеет место только в случае, если у лица возникло пенсионное правоотношение». Здесь он смешивает возникновение права на пенсию с возникновением пенсионного правоотношения. Именно в пенсионном правоотношении фактически реализуется право на пенсию, а предшествующее ему процедурное правоотношение лишь устанавливает наличие у гражданина(семьи) этого права и назначает пенсию. При этом

выплата назначенной пенсии производится с момента фактического появления у гражданина ( семьи) такого права, если он обратился за назначением пенсии со всеми необходимыми документами не позднее трех месяцев со дня возникновения этого права. Если же он обратился позднее, то выплата пенсии производится со дня обращения за ее назначением.

Правоспособность гражданина быть субъектом пенсионного правоотношения возникает у него вместе с появлением права на определенный вид пенсии. Иногда гражданин имеет одновременно права по двум или трем видам пенсии( по старости, за выслугу лет и по инвалидности). Но в пенсионное правоотношение он может вступить лишь по одному виду пенсии по его выбору. Даже в тех случаях, когда фактически реализуется право на два вида пенсии( для инвалидов войны, которые могут получать пенсию по старости и минимальную пенсию по инвалидности, а также для родителей погибшего от военных действий, которые могут получать пенсию по старости и минимальную пенсию по случаю потери кормильца), пенсионное правоотношение по выплате пенсии возникает одно, так как комиссия, назначая пенсию, определяет ее размер

сучетом размера и второй пенсии.

Сназначением пенсии комиссией по назначению пенсии процедурное правоотношение, как ранее указывалось, трансформируется в пенсионное, а гражданин называется пенсионером.

Впенсионных правоотношениях правомочные субъекты — пенсионеры различаются в зависимости от вида получаемой ими пенсии, т.е. в правоотношении о пенсии по старости правомочным субъектом является пенсионер по возрасту, о пенсии по инвалидности— пенсионер по инвалидности одной из трех групп инвалидности и ее причин(от трудового увечья, или от военной травмы, или от общего заболевания).

Вправоотношении о пенсии за выслугу лет правомочным субъектом получения этой пенсии является пенсионер, имеющий установленный стаж выслуги лет на определенных работах, илипенсионер-военнослужащий, имеющий установленный законом стаж выслуги военной службы.

Вправоотношении о пенсии по случаю потери кормильца правомочным субъектом на получение этой пенсии является семья, имеющая нетрудоспособных иждивенцев умершего кормильца.

Зайкин А. Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению. М, 1974; Тарасова В. А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения. М., 1974. С. 126.

В правоотношении о социальной пенсии правомочным субъектом является престарелый пенсионер или инвалид от общего заболевания, не имеющий трудового стажа, или семья при смерти такого кормильца. Вторым субъектом во всех указанных

пяти видах пенсионных правоотношений является обязанный выплачивать назначенную пенсию орган социального обеспечения, а для военнослужащих— соответствующий орган Министерства обороны(МВД, ФСБ).

1 ЗайкинА.Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению. М, 1974; Тарасова В. А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения. М., 1974. С. 126.

Объектом пенсионного правоотношения является систематическое получение пенсии того вида, какого вида данное пенсионное правоотношение. Так, в пенсионном

правоотношении о пенсии по старости объектом данной юридической связи гражданина и соответствующего органа является регулярное получение пенсии по старости, а в правоотношении о пенсии по случаю потери кормильца— получение данной пенсии семьей умершего(погибшего) и т.д.

Содержание пенсионного правоотношения — это комплекс прав и обязанностей его субъектов, установленных законодательством о социальном обеспечении. В общей

теории права принято содержание правоотношений раскрывать через обязанности его субъектов, имея в виду, что им соответствуют права другого субъекта данного правоотношения. Поэтому укажем, что обязанностью пенсионера в пенсионном

правоотношении является своевременное извещение органа социального обеспечения о появлении новых иждивенцев или о смерти, достижении совершеннолетия теми, на кого он получал надбавки к пенсии, и других правоизменяющих фактах; обязанностью органа

социального обеспечения является регулярная ежемесячная выплата пенсионеру назначенной ему пенсии через почту или переводом на его сберегательную книжку.

§ 6. Основания возникновения, изменения и прекращения разных видов пенсионных правоотношений

Началом возникновения пенсионного правоотношения является дата принятия комиссией по назначению пенсий, органом социального обеспечения решения о назначении такой пенсии. Но начало возникновения правоотношения надо отличать от фактической реализации права на пенсию, т.е. ее выплаты, поскольку пенсия

выплачивается с момента появления основного юридического факта для этой пенсии (инвалидности, достижения пенсионного возраста, выслуги лет и т. д.), но при условии,

что гражданин не позднее трех месяцев обратился за ней со всеми необходимыми документами, а если позднее— то со дня обращения за ней со всеми необходимыми документами, доказывающими наличие всех юридических фактов сложного состава возникновения права на пенсию.

Сложный состав возникновения права на пенсию, т.е. наличие пенсионного возраста и требуемого общего или специального стажа работы, надо отличать от сложного состава возникновения пенсионного правоотношения. Последний гораздо шире, поскольку кроме юридических фактов права на пенсию он включает и юридические факты— действия субъектов по реализации данного права.

Таким образом, основанием возникновения пенсионного правоотношения любого его вида является сложный состав, состоящий из комплекса следующих юридических фактов:

1)заявления гражданина ( семьи) о назначении и выплате пенсии определенного вида. Оно доказывает его волеизъявление реализовать свое право на пенсию;

2)наличия у гражданина ( семьи) всех юридических фактов для права на данный вид пенсии. Такие факты по каждому виду пенсии разные и их количество тоже различно;

3)вынесения решения о назначении пенсии соответствующего вида и размера.

По каждому виду пенсионного правоотношения сложный состав возникновения имеет разные юридические факты в разном их количестве.

Поскольку для права на пенсию различных ее видов требуются разные юридические факты, кратко укажем основания возникновения пенсионного правоотношения конкретного вида и его движение.

Основанием возникновения пенсионного правоотношения о пенсии по старости

является сложный юридический состав, состоящий из следующих юридических фактов:

1)заявление гражданина о назначении и выплате ему пенсии по старости;

2)достижение гражданином требуемого законом пенсионного возраста ( общего или на льготных условиях);

3)наличие у гражданина требуемого по закону трудового стажа или хотя бы пятилетнего трудового стажа для неполной пенсии;

4)решение комиссии по назначению государственных пенсий ( проверившей указанные факты и установившей его право на пенсию по старости) или органа социального обеспечения о назначении пенсии в определенном размере.

Основанием изменения данного правоотношения будет такой юридический факт, как потеря права пенсионера на соответствующую надбавку на иждивенцев, или такой правопреобразующий данное правоотношение факт, как переход его на пенсию по инвалидности, когда правоотношение о пенсии по старости прекращается, преобразуясь в правоотношение о пенсии по инвалидности или за выслугу лет. Правоотношение о пенсии по старости— длящееся, постоянное, оно может длиться до смерти пенсионера, которая является юридическим фактом прекращения данного правоотношения.

Основанием возникновения пенсионного правоотношения о пенсии за выслугу лет является следующий сложный юридический состав фактов:

1)заявление трудящегося или военнослужащего о предоставлении ему пенсии за выслугу лет или выслугу военной службы;

2)наличие у него требуемого законом специального стажа работы по подземной, медицинской, педагогической, артистическотворческой или другой деятельности, по которой полагаются данные пенсии, а для кадрового военнослужащего— стажа выслуги военной службы. Это основной юридический факт для данной пенсии;

3)достижение требуемого законом возраста по некоторым специальностям из указанных в п. 2. Но, как правило, эти пенсии в большинстве случаев назначаются независимо от возраста. В отдельных же специальностях требуется и возраст, а по некоторым— и общий стаж работы;

4)решение комиссии по назначению пенсии о назначении пенсии за выслугу лет определенного размера. Для пенсии за выслугу военной службы такое решение принимает орган пенсионного обеспечения Министерства обороны( МВД, ФСБ соответственно).

Основанием изменения данного правоотношения в части размеров пенсии могут служить факты появления или прекращения выплаты надбавок на иждивенцев или на уход за пенсионером.

Основанием прекращения данного пенсионного правоотношения является факт смерти пенсионера или перехода его на другой вид пенсии (по инвалидности, например)

когда возникает вместо данного правоотношения пенсионное правоотношение другого вида.

Основанием возникновения пенсионного правоотношения о пенсии по инвалидности является следующий сложный состав юридических фактов:

1)заявление инвалида о предоставлении ему пенсии по инвалидности;

2)установленные медико-социальнойэкспертной комиссией( ранее— ВТЭК) инвалидность, ее группа, причина и время возникновения;

3)при инвалидности от общего заболевания — наличие по возрасту инвалида установленного законом общего стажа работы;

4)решение комиссии по назначению пенсии ( а для военнослужащих— пенсионного отдела Министерства обороны( МВД, ФСБ)) о назначении пенсии по инвалидности определенного размера.

Длительность пенсионного правоотношения о пенсии по инвалидности устанавливается на такой срок, на какой установлена инвалидность.

Основанием изменения пенсионного правоотношения о пенсии по инвалидности служит факт перехода инвалида из одной группы в другую, а также появление факта, дающего право инвалиду на надбавку к пенсии или, наоборот, прекращающего выплату надбавки.

Основанием прекращения пенсионного правоотношения о пенсии по инвалидности является смерть инвалида, или прекращение его инвалидности, или его неявка на очередное переосвидетельствование(раз в год или в два года), а также переход пенсионера по инвалидности на другой вид пенсии(по старости или за выслугу лет).

Основанием возникновения пенсионного правоотношения о пенсии по случаю потери кормильца служит сложный состав из следующих юридических фактов:

1)заявление семьи умершего ( погибшего) кормильца о назначении ей пенсии данного вида;

2)смерть кормильца или признание судом его безвестно отсутствующим либо умершим;

3)причина данной смерти. Если кормилец умер от общего заболевания, то он должен был иметь установленный для этого возраста общий стаж работы. При смерти от трудового увечья, профессионального заболевания от военной травмы трудового стажа кормильца не требуется;

4)наличие в семье умершего кормильца нетрудоспособных его иждивенцев;

5)решение комиссии по назначению пенсии ( или для семьи военнослужащего— соответствующего пенсионного органа Министерства обороны( МВД, ФСБ)) о назначении пенсии по случаю потери кормильца определенного размера.

Изменяются данные пенсионные правоотношения фактом изменения состава членов семьи, имеющих право на эту пенсию, а прекращаются— с прекращением нетрудоспособности или со смертью всех членов семьи, имеющих право на эту пенсию.

Все пенсионные правоотношения изменяются также и фактом повышения минимального размера пенсии, так как все размеры пенсий при этом пересматриваются, а также при пересмотре пенсий в связи с повышением стоимости жизни и оплаты труда.

Действие всех видов пенсионного правоотношения может быть приостановлено (например, приостановлена выплата пенсии в случае лишения пенсионера свободы).

Поскольку все пенсии для некоторых заслуженных категорий граждан повышаются (участникам Великой Отечественной войны и приравненным к ним категориям, всем Героям и награжденным орденами Трудовой славы трех степеней или«За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней), то для такого повышения должны быть представлены соответствующие документы( их копии), что расширяет состав юридических фактов возникновения соответствующего пенсионного правоотношения.

Основанием возникновения правоотношения о социальной пенсии является следующий состав юридических фактов:

1)заявление нетрудоспособного гражданина, не имеющего для трудовой пенсии трудового стажа или не получающего пенсию покаким-либопричинам, о назначении ему социальной пенсии;

2)данный гражданин: достиг65-летнеговозраста(женщина— 60-лет-неговозраста) или признан МСЭК инвалидом одной из трех групп, илиребенком-инвалидомв возрасте до18 лет, или это ребенок до18 лет, потерявший одного или обоих своих родителей. Это основной юридический факт для данного вида пенсии;

3)гражданин не имеет какого-либодохода и нуждается в социальном обеспечении;

4)есть решение комиссии по назначению пенсии о назначении данного вида пенсии в определенном размере.

Измениться пенсионное правоотношение о социальной пенсии может фактом признания пенсионера инвалидом другой группы.

Прекращается это пенсионное правоотношение смертью пенсионера или признанием пенсионера-инвалидатрудоспособным или если он не явился в срок на переосвидетельствование в МСЭК, а также когда несовершеннолетний ребенок, получающий эту пенсию, достиг совершеннолетия.

§7. Правоотношения по обеспечению пособиями, социальными компенсациями и льготами

Правоотношения по обеспечению пособиями, социальными компенсациями, льготами — это урегулированные нормами права социального обеспечения отношения граждан, их семей с органами социального обеспечения, по которым граждане, имеющие право на определенный вид пособия, компенсации или льгот и изъявившие желание это право реализовать, обязаны представить соответствующие документы в доказательство данного права, а орган социального обеспечения, проверив это право своим решением о назначении определенного вида пособия, компенсации, льгот обязан его в установленном законом размере и сроки выплачивать, а по льготам — документально обеспечить пользование ими.

Субъектами данных правоотношений, как видно из указанного понятия, являются в зависимости от вида пособия, компенсации и льготы граждане и семьи с детьми, имеющие право на определенный вид пособия, компенсаций и льгот. Другим субъектом в этих правоотношениях выступают соответствующий орган социального обеспечения, социальной защиты населения и другие органы.

Таким образом, в каждом таком правоотношении свои конкретные субъекты и объекты.

Объектом указанных правоотношений являются определенного вида пособие, компенсация или льгота( имущественного характера). Конкретный объект правоотношений по пособиям, компенсациям и льготам определяет и особенности юридических фактов возникновения конкретно каждого из этих правоотношений. Основным из них является именно тот, который связан с видом обеспечения. Объект здесь определяет также и конкретных общих субъектов соответствующих правоотношений, т. к. в них нет единого, как в пенсионных правоотношениях, второго обязанного субъекта, они различны, особенно по пособиям.

Пособие — это ежемесячная, периодическая или разовая выплата, заменяющая потерянный гражданином заработок ( пособие по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.) или дополняющая его при

повышенных расходах ( пособия при рождении ребенка, на погребение, семьям, имеющим детей до16- летнего возраста, и др.), производимая из государственных и

муниципальных средств, фондов государственного социального страхования, занятости и других в размере и порядке, установленных законодательством.

Компенсация по социальному обеспечению — это выплата социально-

обеспечительного характера как помощь при потере заработка женщиной, находящейся в неоплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до трехлетнего возраста или ребенком- инвалидом до14- летнего возраста, а также работникам, находящимся в вынужденных неоплачиваемых отпускахиз-заостановки производства, и гражданам, пострадавшим от аварии на ЧАЭС, беженцам, вынужденным переселенцам. Это новый вид социальных выплат, появившийся лишь с началом так называемой перестройки и развалом СССР. Думается, что от пособий этот вид выплат мало чем отличается, и их вполне можно было бы называть пособием, так как они именно« пособляют» гражданину, оказавшемуся в трудном положении. Но назвали их все же компенсациями( видно потому, что компенсируютчью-товину по аварии на ЧАЭС или развалу производства).

Эти компенсации надо отличать от компенсаций по трудовому праву повышенных расходов при командировках, переезде для работы в другую местность. Они, как правило, выплачиваются или в твердых размерах, или в процентах к минимальной оплате труда.

Льготы — это социально-обеспечительныеблага имущественного характера, предоставляемые определенным заслуженным гражданам или инвалидам по сокращению их расходов по транспорту, по оплатежилищно-коммунальныхуслуг, по протезированию и в других случаях.

Все пособия и компенсации, а также льготы по социальному обеспечению имеют строго целевое назначение, определяемое уже в их названии.

Все правоотношения по предоставлению пособий, компенсаций и льгот надо классифицировать по срокам длительности их выплаты или предоставления.

При классификации по срокам их длительности различаются следующие виды правоотношений по выплате пособий1:

1)периодические правоотношения, т.е. возникающие периодически в зависимости от периода появления основного юридического факта:

а) по пособию по временной нетрудоспособности; б) по пособию по уходу за больным ребенком или членом семьи; в) по пособию по беременности и родам;

2) длящиеся(несколько лет или месяцев) правоотношения по ежемесячному:

а) пособию семье на детей до16- летнего возраста; См.: Азарова Е. Г. Пособия и льготы гражданам с детьми. М, 1997.

б) пособию по безработице;

в) пособию женам военнослужащих по контракту, если в месте службы мужа они не могут быть трудоустроены;

г) пособию матери( отцу) за время отпуска по уходу за ребенком до полуторагодичного возраста;

3) разовые правоотношения по единовременным пособиям:

а) в случае рождения ребенка;

1 См.: Азарова Е.Г. Пособия и льготы гражданам с детьми. М., 1997.

б) на погребение; в) нуждающемуся работнику на проезд длясанаторно-курортноголечения;

г) по другим единовременным пособиям, предусмотренным специальным законодательством.

Правоотношения по компенсациям, заменяющим потерянный заработок,

различаются следующих видов:

а) по компенсации женщине, находящейся в неоплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до трехлетнего возраста;

б) по компенсации работнику, находящемуся в вынужденном неоплачиваемом отпускеиз-заостановки производства;

в) по компенсации жене военнослужащего в связи с отсутствием для нее работы по специальности в месте службы супруга;

г) по компенсации студенту, аспиранту, находящемуся в академическом отпуске по медицинским показаниям.

Правоотношения по компенсациям в качестве социальной денежной помощи различаются следующие:

а) вынужденным переселенцам и беженцам( единовременные и ежемесячные выплаты);

б) ежемесячные выплаты на питание учащимся, студентам, аспирантам государственных, муниципальных образовательных учреждений;

в) лицам, пострадавшим от радиации и аварии на ЧАЭС, ликвидаторам этой аварии. Для них установлены и разные льготы. Так, для детей установлено бесплатное питание, санаторно-курортноелечение и другие льготы.

В данных правоотношениях по компенсациям и льготам обязанными субъектами являются муниципальные органы исполнительной власти, а финансирование расходов идет из федерального и местного бюджетов и является целевым.

Содержанием правоотношений о пособиях, компенсациях и льготах является обязанность гражданина представить все документы в доказательство его права на данный требуемый им вид обеспечения и обязанность соответствующего органа определять право гражданина на данный вид обеспечения и выплачивать это пособие, компенсацию в размере и сроки, предусмотренные законодательством, а по льготам— обеспечить данного гражданина соответствующими документами для пользования ими.

Основанием возникновения правоотношений по выплате пособий, социальных компенсаций и предоставлению льгот по социальному обеспечению является основной юридический факт, а если закон предусматривает, то и другие юридические факты для возникновения права на конкретный вид пособия, социальной компенсации и льготы(что раскрывается далее в соответствующих темах о пособиях, компенсациях и льготах), а также акт назначения данного вида обеспечения соответствующим органом.

К обязанным субъектам (органам) в правоотношениях по пособиям, компенсациям, льготам относятся следующие органы по разным видам обеспечения: органы социального обеспечения( по большинству видов этого обеспечения), органы социальной защиты населения( по пособиям на детей, компенсациям и др.), органы образования( по компенсациям на питание учащимся, студентам, на время академического отпуска), органы службы занятости(по пособиям по безработице), работодатели( по пособиям по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и пособию на погребение, а также по компенсации за время вынужденного

неоплачиваемого отпуска), профсоюзные комитеты( по пособию на проезд в санаторий нуждающемуся трудящемуся) и др.

Основанием прекращения данных видов правоотношений являются такие юридические факты, как истечение срока действия выплаты данного пособия, компенсации или предоставления льгот, а также прекращение права на данный вид обеспечения у гражданина, семьи по тем или иным обстоятельствам(например, ребенок, на которого выплачивалось пособие, достиг возраста, когда оно уже не выплачивается).

§8. Правоотношения по предоставлению социальных услуг

внатуральном виде

Правоотношения по обеспечению социальными услугами классифицируются по видам услуг следующим образом:

1) услуги по медицинскому обслуживанию и лечению. Их субъектами выступают все граждане как правомочные субъекты, а обязанными субъектами являются медицинские учреждения. Эти правоотношения различаются, в свою очередь, по видам медицинской помощи:

а) о скорой(неотложной) медицинской помощи;

б) об амбулаторном лечении в поликлиниках, диспансерах и профилактике ими заболеваний;

в) о стационарном лечении и помощи в стационарных лечебных учреждениях(больницах, госпиталях).

Объектом правоотношений по всем медицинским услугам является здоровье гражданина, а в отношении стационарного лечения к объекту относится и уход за больным, его питание;

2) длящиеся правоотношения по содержанию нетрудоспособных в совд альных учреждениях:

а) престарелых и инвалидов— вдомах-интернатахдля престарелых и инвалидов;

б) детей, нуждающихся в этом: детей-сирот— в детских домах, интернатах, детей- инвалидов— в домах длядетей-инвалидов, впрофессионально-техническихшколах- интернатах органов социального обеспечения(для слепых, глухонемых и т. д.), детей дошкольного возраста— в детскихсадах-яслях, школьников— всанаторно-лесныхшколах, в детских и юношеских лагерях;

в) не имеющих места жительства— в домах ночного пребывания;

3)санаторно-курортноелечение или отдых по направлению бесплатно или с частичной(20—30%) оплатой по путевкам, выдаваемым профсоюзным комитетом, в санаториях, пансионатах, домах отдыха, туристических или альпинистских лагерях и т.п.;

4)по протезированию бесплатно или на льготных условиях. Законодательство предусматривает круг лиц, которым предоставляется бесплатное протезирование(инвалидам войны, детям и др.) или со скидкой50% ( например, ветеранам военного тыла) и по пониженным ценам.

Смомента возникновения необходимости в протезировании у такую граждан возникают при их обращении в соответствующие учреждения праве на протезирование и правоотношения по бесплатному или льготному их протезированию;

5)социально-бытовоебесплатное обслуживание одиноких нетрудоспособных

граждан на дому социальным работником от органа социальной защиты населения (уборка, покупка продуктов и т. д.). Здесь содержанием правоотношения по предоставлению социальных услуг являются права и обязанности обоих его субъектов. Лицо, которому предоставляется соответствующая социальная услуга, обязано соблюдать правила того социального учреждения, в котором оно пребывает, а медицинское или социальное учреждение обязано предоставить ему необходимые лечение, уход; социальное учреждение для нетрудоспособных— также содержание, культурно-бытовоеобслуживание, а детское— и воспитание ребенка;

6)услуги в полустационарных условиях (отделения дневного(ночного) пребывания,

создаваемые в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения), в том числе для лип без определенного места жительства(так называемых бомжей). Это услуга по организации для них питания, спальных мест, обеспечению книгами, газетами, настольными играми; услугисоциально-медицинские(лечебно-оздоровительныемероприятия, содействие в получении медико- психологической помощи, содействие в получении образования и( или) профессии инвалидами по их возможностям и способностям), по оказанию правовых услуг. Все эти

услуги предоставляются в соответствии с федеральным Перечнем гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и

инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального

обслуживания населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от25 ноября

1995 г.№ 11511.

Данный перечень социальных услуг для пожилых и инвалидов подробно указывает многочисленные виды таких услуг, а в его названии указаны вторые социально- обеспечительные субъекты правоотношений по этим социальным услугам— государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, которые включают стационарные или полустационарные учреждения социального обслуживания, отделения помощи на дому, создаваемые в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения( социально-медицинскоеобслуживание на дому), отделения срочной социальной помощи при органах социальной защиты населения или при муниципальных центрах социального обслуживания( по оказанию разовых услуг остронуждающимся в социальной поддержке(одеждой, обувью), трудоустройстве, питании, материальной поддержке).

Возникают соответствующие правоотношения по социальным услугам с момента их назначения муниципальным органом социальной защиты.

Прекращаются правоотношения по социальным услугам с истечением данной конкретной услуги или отпадением необходимости в ее предоставлении.

1 СЗ РФ. 1995.№ 49.Ст. 4798.

StudFiles.net

Похожие статьи