Налог на имущество льгота жилой фонд

налог на имущество льгота жилой фондВ России, в соответствии с законодательством, граждане определенных категорий могут получить налоговые льготы по отношению к частному имуществу физлиц.

Начисление налога идет в зависимости от кадастровой, а не инвентаризационной стоимости имущества.

Законодательная база

налог на имущество льгота жилой фондОписание данного налога, а также полагающихся в связи с его уплатой льгот, можно найти в Федеральном законе № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (9.12.1991), который к настоящему времени включает уже ряд поправок и изменений. Также достаточно подробно необходимая собственникам информация содержится в Налоговом Кодексе РФ (статьи 399-409): о плательщиках, объектах налогообложения, налоговых ставках, льготах, порядке определения налога на имущество и его уплаты и т.д.

Налог на имущество рассчитывается физическим лицам в инспекции по месту нахождения находящихся в собственности объектов, после чего владельцу высылается налоговое уведомление, в котором указана сумма и данные расчета налога.

Сейчас собственники получают налоговое уведомление единой формы, в котором отражаются данные по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество физических лиц.

В строке, соответствующей налогу на имущество, можно увидеть данные о годе расчета, облагаемом имуществе и его месте расположения, размере налоговой базы, ставке, доли в праве, льготах и итоговой сумме налога. Сведения об имеющемся у граждан имуществе содержатся в органах Росреестра.

Данный вид налога действует в отношении следующего имущества: квартиры или комнаты, дома, гаража, дачи, а также иных зданий. Налог рассчитывается и на долевую собственность с участием вышеперечисленных объектов.

налог на имущество льгота жилой фондДо 2016 года в налоговой базой для того, чтобы рассчитать физлицам налог на их имущество, служила инвентаризационная стоимость облагаемых объектов по состоянию на начало (1 января) каждого года. Узнать инвентаризационную стоимость имущества за период до 1 января 2013 года можно в отделениях БТИ (выдается соответствующая справка). Узнать задолженность по оплате налога поможет информация, представленная на сайте ФНС России.

В некоторых случаях происходит перерасчет налога на имущество граждан за предыдущие годы в сторону увеличения суммы. Связано это с увеличением инвентаризационной стоимости объектов недвижимости и несвоевременной подачей необходимых сведений из БТИ. Следует учесть, что перерасчет разрешается не более, чем за три года.

Если необходимо рассчитать налог в отношении долевой собственности, то берется каждая соразмерная его доля у определенного гражданина (определяется путем произведения инвентаризационной стоимости объекта на соответствующую долю). Налог по общей совместной собственности делится на всех собственников одинаковыми частями.

Нередки ситуации, когда граждане не были извещены о необходимости уплаты налога государственными органами вовремя с помощью соответствующих уведомлений. Тогда они обязаны произвести уплату не более чем за три года, предшествующих получению уведомления из налоговой. За излишне уплаченный налог собственникам может быть осуществлен возврат средств в установленном порядке.

Налоговые ставки

Налоговые ставки относительно имущества физлиц утверждаются органами местного самоуправления, и региональными законами, если речь идет о Москве и Санкт-Петербурге.

В то же время ставки не могут быть выше тех пределов, которые установлены на федеральном уровне. Интернет-сайт ФНС позволит ознакомиться с местными налоговыми ставками более подробно при обращении к соответствующему разделу.

налог на имущество льгота жилой фондНа определение ставки налога рассматриваемого вида влияют такие факторы, как инвентаризационная стоимость и само количество принадлежащих одному собственнику объектов. В последнем случае при расчете исходят из суммарной стоимости имущества.

Чтобы определить применяемую к конкретному имущественному объекту или объектам налоговую ставку, необходимо узнать их суммарную инвентаризационную стоимость, которая также будет умножена на коэффициент-дефлятор, который равен .

На 2018 год к исчислению налога на имущество был применен понижающий коэффициент 0,4 за исключением объектов недвижимости, относящихся к сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Начиная с 2015 года в некоторых субъектах РФ данный налог граждан рассчитывается по кадастровой стоимости объектов. Постепенно до 2019 года планируется рассчитывать налоговую базу исходя из кадастровой стоимости уже во всех без исключения регионах. Узнать данную величину можно в органах и на сайте Росреестра. Также допустимо оспорить размер стоимости имущества, если собственник с ним не согласен.

Если налог рассчитывается по кадастровой стоимости, то предусматриваются следующие налоговые вычеты в отношении различных жилых объектов: комнаты – на 10 кв.м.; квартиры – на 20 кв.м.; дома – на 50 кв. м.

Кроме того, органы власти таких городов, как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе увеличить размеры налоговых вычетов.

При отрицательном значении налоговой базы она принимается равной нулю для удобства начисления сумм, которые необходимо будет выплатить гражданам для соблюдения налогового законодательства.

налог на имущество льгота жилой фондНалог на имущество по кадастровой стоимости предполагает трехуровневую ставку:

  • 0,1% – касаемо жилых домов и иных помещений для проживания, гаражей, машино-мест, а также объектов, которые еще не достроены;
  • 0,5% – для всех других объектов;
  • 2% – для элитной дорогой недвижимости, кадастровая цена которой составляет более 300 млн рублей, а также торговых центров.

При этом региональные власти могут снизить ставку до 0 или повысить ее до 0,3%.

Во избежание резкого скачка налогового бремени в регионах до 2019 года будет применено правило, согласно которому налог будет расти ежегодно не больше, чем на 20%, после чего такой коэффициент будет отменен.

Налоговые сроки и периоды

Налог на имущество подлежит начислению гражданам каждый год и основанием для определенных значений служат данные о стоимости недвижимости с учетом коэффициента, который назван дефлятором для учета инфляционных тенденций в экономике. Уплата налога должна быть произведена не позднее 1 декабря года, который последует за годом исчисления налога.

За несвоевременную уплату могут быть начислены пени на сумму недоимки. За неуплату налога гражданин может быть оштрафован, подвергнуться конфискации имущества, а также в некоторых случаях – привлечен к уголовной ответственности.

налог на имущество льгота жилой фондПериод, за который платится налог на имущество, определяется со времени его приобретения:

  1. Если объект находился в собственности целый год, то этот же период и берется за основу.
  2. В случае владения имуществом менее года, налог платится с месяца регистрации права собственности.
  3. При получении наследства – с месяца его открытия.
  4. Если объект недвижимости был недавно возведен, то налог необходимо начинать платить с начала года, который отсчитывают за годом постройки.
  5. В случае продажи, разрушения или уничтожения имущества взимание налога прекращается с начала месяца, в котором имущество уже владельцу не принадлежит или перестало существовать.

Кому положены налоговые льготы и в каком размере

Налоговые льготы на данный налог подлежат подробному регулированию с помощью статьи 407 НК РФ.

Освобождение от уплаты налога полагается следующим категориям граждан:

  • налог на имущество льгота жилой фондГероям Советского Союза и РФ, обладателям ордена Славы трех степеней;
  • гражданам, имеющим I и II группы инвалидности;
  • гражданам – инвалидам с детства;
  • участникам ВОВ и других боевых действий;
  • лицам вольнонаемного состава СА, ВМФ, органов внутренних дел и госбезопасности, занимавшим штатные должности;
  • лицам, которые обладают правом получения социальной поддержки в соответствии с рядом законов, направленных на защиту граждан от радиационного воздействия;
  • военнослужащим и другим гражданам, которые были уволены после 20 и более лет военной службы по возрасту, состоянию здоровья, а также в связи мероприятиями по штату;
  • лицам, участвовавшим в составе подразделений особого риска в ядерных испытаниях и ликвидациях аварий;
  • членам семей военнослужащих, которые потеряли кормильца;
  • пенсионерам, а также мужчинам и женщинам старше соответственно 60 и 55 лет, которые получают ежемесячное пожизненное содержание;
  • гражданам, служившим в Афганистане и других странах;
  • лицам, которые пострадали или стали инвалидами в результате ядерных испытаний;
  • родителям и женам (мужьям) военнослужащих и госслужащих, погибших в ходе исполнения служебных обязанностей;
  • лицам, которые осуществляют профессиональную творческую деятельность, если они используют специально оборудованные помещения, сооружения, творческие мастерские и т.п., на период такого их использования;
  • гражданам, у которых есть хозпостройки площадью не более 50 кв. м на земельных участках, предназначенных для садоводово-огороднических хозяйств или ИЖС.

Объектами льготного налогообложения могут выступать:

  • квартира или комната в квартире;
  • дом;
  • специальные помещения или сооружения, использующиеся для творческих видов деятельности;
  • хозяйственное строение или сооружение, площадью менее 50 кв. м на земельных участках для личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС;
  • гаражное помещение или машино-место.

Льготы предоставляются на всю сумму налога, которым облагается объект, находящийся в собственности. Также он не должен использоваться владельцем в предпринимательской деятельности.

Чтобы реализовать свое право на налоговую льготу в отношении личного имущества, следует предоставить в любой налоговый орган следующие документы: соответствующее заявление, паспорт, пенсионное удостоверение, правоустанавливающие документы на имущество, технический или кадастровый паспорт объекта.

Однако, если заявление на получение льготы было оформлено гражданином до 31 декабря 2014 года, подавать документы повторно не нужно. Если гражданин не смог вовремя воспользоваться своим правом на льготы, то он вправе обратиться в налоговую с просьбой о пересчете размера налога и возврате излишне уплаченных денежных средств (не более чем за три года).

Если у гражданина, которому положены налоговые льготы, имеются несколько объектов налогообложения, то льготы предоставляются в отношении объекта одного вида на выбор. До 1 ноября года, который будет являться налоговым периодом применения льготы, льготники предоставляют уведомление о выбранных объектах налогообложения для назначения льготы по налогу на имущество физлиц. Если соответствующее уведомление не будет предоставлено в срок, налоговая льгота будет назначена в отношении одного объекта каждого вида, по которому сумма налога будет максимальной.

В Налоговом кодексе предусмотрен ряд льгот для пенсионеров. Данная категория граждан может получить льготы (освобождение от уплаты налога) касательно следующих объектов налогообложения:

  • квартиры или комнаты в квартире;
  • дома;
  • гаражного помещения;
  • хозяйственного строения;
  • творческой мастерской, галереи, музея, библиотеки и т.д.

Право на льготу дается пенсионерам в отношении одного из объектов по каждой категории, к примеру, если в собственности гражданина наличествуют квартира, дача и гараж, то он полностью освобождается от уплаты налога на имущество физ. лиц. Если же гражданин имеет два дома, то в отношении одного из них на выбор ему придется уплатить налог.

Однако существуют случаи, когда пенсионеры обязаны платить налоги государству:

  1. Если стоимость объекта недвижимости превысит 300 млн. рублей;
  2. Имущество, по которому могла бы быть налоговая льгота, используется в предпринимательской деятельности.

В отношении земельных участков льготы по уплате налога для пенсионеров устанавливаются властями каждого отдельно взятого региона, для получения подробной информации необходимо обратиться в территориальное отделение ФНС.

Местные власти также вправе определять дополнительные категории граждан-льготников, к примеру, многодетные семьи.

Актуальные изменения в начислении налога на имущество представлены в следующем видеосюжете:

posobie-help.ru

СТАТЬЯ 381. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

2) религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

5) организации — в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

6) организации — в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов;

7) организации — в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;

8) утратил силу. — Федеральный закон от 11.11.2003 года №139-ФЗ;

9) организации — в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

10) организации — в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

11) организации — в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;

12) организации — в отношении космических объектов;

13) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

14) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

15) имущество государственных научных центров;

16) научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств — в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

Статья 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) устанавливает перечень льгот по налогу на имущество организаций.

Из всего приведенного в данной статье перечня можно выделить два вида льгот:

— первый вид предполагает полное освобождение от уплаты налога,

— второй вид предусматривает освобождение от налога организаций в отношении отдельного имущества, источника финансирования на содержание или использования данного имущества.

1. Полное освобождение от уплаты налога

У организаций, для которых предусмотрено полное освобождение от уплаты налога, льготируется все их имущество.

При этом назначение или фактическое использование такого имущества значения не имеют.

К таким организациям относят:

1) Специализированные протезно-ортопедические предприятия.

Льгота по налогу предоставляется организациям, которые специализируются на производстве протезно-ортопедической продукции.

Обращаем Ваше внимание на то, что имущество организаций, занимающихся на основании лицензии терапевтической стоматологией, ортопедической стоматологией (протезированием), ортопедической и медицинской статистикой, облагается налогом на имущество в общеустановленном порядке.

2) Коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации.

Адвокатская деятельность представляет собой квалифицированную юридическую помощь, оказываемую на профессиональной основе гражданами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам (доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Такое определение адвокатской деятельности дано в статье 1 Федерального закона от 31 мая 2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Адвокатская деятельность не является предпринимательской, а адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Формами адвокатских образований являются:

— адвокатский кабинет,

— коллегия адвокатов,

— адвокатское бюро,

— юридическая консультация.

Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет.

Адвокатский кабинет не является юридическим лицом.

Два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов.

Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора.

Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс. При этом коллегия адвокатов вправе создавать филиалы.

Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро.

К отношениям, возникающим в связи с учреждением и деятельностью адвокатского бюро, применяются правила, регулирующие деятельность коллегии адвокатов.

Адвокаты, учредившие адвокатское бюро, заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме. По партнерскому договору адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров.

В случае если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации учреждает юридическую консультацию.

Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения.

Таким образом, имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций не облагается налогом на имущество организаций.

Имущество адвокатского кабинета не облагается налогом на имущество организаций по причине того, что адвокатский кабинет не является юридическим лицом, а следовательно, не является плательщиком налога на имущество организаций.

3) Государственные научные центры.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, а также подготовку научных работников.

Если научная организация имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и такая научная и (или) научно-техническая деятельность получила международное признание, то Правительство Российской Федерации может присвоить ей статус государственного научного центра.

Таким образом, имущество научных организаций, имеющих статус государственного научного центра, освобождается от налога на имущество организаций.

На государственные научно – технические центры данная льгота не распространяется.

2. Освобождение от уплаты налога в отношении отдельных видов имущества.

Льготы, которые имеют организации в отношении отдельных видов имущества, также можно условно разделить на те, которые установлены на неопределенный срок, и те, действие которых ограничено.

1) Временные льготы.

Статья 381 НК РФ предусматривает, что некоторые виды льгот по налогу на имущество организаций действуют только ограниченный период времени.

От уплаты налога на имущество освобождают следующие организации.

а) Организации — в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

К объектам жилищного фонда относят: жилой фонд, гостиницы (за исключением туристских), дома и общежития для приезжих.

Объектами коммунального хозяйства являются:

— объекты внешнего благоустройства;

— улично-дорожная сеть;

— искусственные сооружения;

— объекты инженерной защиты города;

— зеленые насаждения общего пользования;

— уличное освещение;

— сооружения санитарной уборки городов;

— здания и подсобные сооружения дорожно-мостового, зеленого хозяйства и инженерной защиты городов;

— сооружения и оборудование пляжей и переправ;

— элементы простейшего водоснабжения;

— объекты коммунального и бытового водоснабжения;

— очистные сооружения водопровода и канализации со всем оборудованием, механизмами, арматурой и емкостями;

— все виды водозаборных сооружений, артезианские скважины, сети водопровода и канализации с сооружениями на них, насосные и воздуходувные станции, водонапорные башни; объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения и для коммунально-бытовых нужд; районные и другие тепловые сети; районные и другие котельные; участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Обратите внимание на то, что объекты жилищно-коммунальной сферы исключаются из налогообложения только при условии, что их содержание полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

Необходимо отметить, что льгота, установленная пунктом 6 статьи 381 НК РФ, действует только до 1 января 2006 года.

б) Организации — в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

Организации независимо от организационно-правовой формы, видов деятельности и ведомственной подчиненности вправе исключать из налоговой базы по налогу на имущество находящиеся у них на балансе такие объекты, как санаторий, дом отдыха, оздоровительный лагерь для детей, имущество медсанчасти, клуба, гостиницы, библиотеки, спортивного зала, бани и других аналогичных объектов.

Данной льготой могут пользоваться также и организации, осуществляющие деятельность в области образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, в социальной сфере, а также в непроизводственных видах бытового обслуживания. При этом из налоговой базы у этих категорий налогоплательщиков должны исключаться только объекты, непосредственно используемые по целевому назначению.

Указанная льгота сохранена только до 1 января 2006 года.

в) Отдельно следует отметить льготу по налогу на имущество организаций, предоставляемых медицинским учреждениям.

Небюджетные медицинские организации, в соответствии с пунктом 7 статьи 381 НК РФ, по-прежнему могут не платить налог на имущество с объектов основных средств, которые используются для нужд здравоохранения.

Правда, такой льготный порядок налогообложения будет действовать только до 1 января 2006 года.

А вот со стоимости других объектов основных средств, таких как административные помещения и здания, служебные машины, гаражи, платить налог на имущество придется.

Обратите внимание на то, что организация может не платить налог на имущество с объектов основных средств, которые используются в медицинских целях, если ведет раздельный учет такого имущества. В противном случае налог придется заплатить со всех основных средств.

Бюджетные учреждения, также как и небюджетные, с 01.01.2004 года могут не платить налог на имущество только со стоимости объектов основных средств, которые используют в медицинских целях.

Чтобы воспользоваться льготой, бюджетные медицинские учреждения теперь, также как и небюджетные, должны вести раздельный учет льготируемого имущества.

Объекты основных средств, которые используются как в медицинских, так и в других целях, нужно относить к льготируемому имуществу. И со всей стоимости такого объекта налог на имущество платить не нужно. Данный вывод объясняется следующим:

Во-первых, нормативными документами по бухгалтерскому учету не предусмотрено ведение раздельного учета единого инвентарного объекта, который одновременно используется для разных целей.

Во-вторых, глава 30 НК РФ не требует определять часть стоимости такого объекта, который используется не для медицинских целей.

Обращаем Ваше внимание на то, что не всем бюджетным учреждениям придется платить налог на имущество. Дело в том, что в соответствии с пунктом 2 статьи 372 НК РФ, региональные органы власти могут вводить дополнительные льготы по этому налогу.

В некоторых регионах от уплаты налога на имущество бюджетные учреждения освобождены. При этом не важно, как они используют имущество.

г) С 1 января 2005 года отменена льгота по налогу на имущество для организаций, у которых есть объекты мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве испытательных полигонов, снаряжательных баз, аэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам особого назначения.

д) Научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств — в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

Указанные организации могут применять льготу в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

Под научной (научно-исследовательской) деятельностью понимается деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:

— фундаментальные научные исследования — экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

— прикладные научные исследования — исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Список академий является закрытым.

Указанная льгота действует до 1 января 2006 года.

2) Льготы, установленные на неопределенный срок

Льготы по налогу на имущество вправе применять следующие организации:

1. Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций.

Уголовно-исполнительная система Российской Федерации включает в себя:

— учреждения, исполняющие наказания;

— территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

— центральный орган уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 года №89 «Об утверждении Перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему».

Таким образом, организации учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (в том числе центральные базы и базы материально-технического обеспечения и сбыта и другие организации), вправе использовать льготу по налогу на имущество предприятий, если они входят в уголовно-исполнительную систему МВД России.

2. Религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.

Указанная льгота распространяется на предприятия, имеющие статус некоммерческих организаций согласно Федеральным законам от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее Федеральный закон №125-ФЗ) и от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее Федеральный закон №7-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом №7-ФЗ, к некоммерческим относят организации, которые не ставят в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Кроме того, не распределяют полученную прибыль между участниками.

Сами некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей.

Также в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций, союзов и тому подобного.

Религиозное объединение — это добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповеданием, совершением богослужений, других религиозных обрядов и церемоний. Это определение приведено в статье 6 Федерального закона №125-ФЗ.

При этом религиозные объединения могут создаваться в двух формах:

— религиозных групп (объединение граждан, осуществляющих деятельность без государственной регистрации);

— религиозных организаций (объединение граждан, иных лиц, зарегистрированное в качестве юридического лица).

Централизованная религиозная организация состоит не менее чем из трех религиозных организаций.

Учреждение или организация, созданные религиозной организацией, имеющие признаки и цель, предусмотренные статьей 6 Федерального закона №125-ФЗ, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования, признаются также религиозной организацией.

Религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия.

Иностранной религиозной организацией именуется организация, созданная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства. При этом представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной деятельностью и на него не распространяется статус религиозного объединения.

Поэтому льгота по налогу на имущество может быть предоставлена:

— религиозному объединению (организации);

— централизованной религиозной организации;

— учреждению или организации, созданным религиозной организацией, имеющим признаки и цель, предусмотренные статьей 6 Федерального закона №125-ФЗ. В том числе руководящему либо координирующему органу или учреждению, а также учреждению профессионального религиозного образования.

Льгота по налогу на имущество не распространяется на:

— организации, созданные религиозным объединением и не являющиеся по статусу религиозными организациями;

— иностранные организации, созданные за пределами Российской Федерации, имеющие на территории России представительства.

Обратите внимание, что статьи 381 НК РФ из перечня организаций, чье имущество освобождается от налогообложения, исключила национально-культурные общества, оставив только религиозные организации.

3. Общероссийские общественные организации инвалидов — при соблюдении определенных условий.

Льготу по налогу на имущество предоставляют:

— общероссийским общественным организациям инвалидов (в том числе созданным как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

— организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов. При условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов. Льгота предоставляется в отношении имущества, используемого указанными организациями для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых), а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

— учреждениям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

Общественной организацией (объединением) признается добровольное объединение граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (статья 6 Федерального закона №7-ФЗ). Такие организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.

Общественные объединения, в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях», могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

— общественная организация (основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан);

— общественное движение (массовое общественное объединение, состоящее из участников и не имеющее членства, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения);

— общественный фонд (один из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных, не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели);

— общественное учреждение (общественное объединение, не имеющее членства, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения);

— орган общественной самодеятельности (общественное объединение, не имеющее членства, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания);

— политическая партия (единственный вид общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти).

В статье 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указано, что общественными объединениями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы. Цель создания — защита прав и законных интересов инвалидов, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей, решение задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

Членами общественного объединения могут быть физические и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

В собственности общественных объединений инвалидов могут также находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При определении среднесписочной численности инвалидов среди работников организаций (среднесписочная численность инвалидов среди работников должна составлять не менее 50 процентов), уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, необходимо помнить следующее.

Под общим числом работников понимается среднесписочная численность работников организации, в которую включаются работники, состоящие в штате, а также совместители (без внутренних) и работники, выполняющие работу по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

При определении права на получение указанной льготы предприятию следует исходить из своей среднесписочной численности и фонда оплаты труда, исчисленной за тот же период, за который составляется расчет налога на имущество.

Обращаем Ваше внимание, если в отчетном периоде численность инвалидов, исчисленная нарастающим итогом, составила менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда менее 25 процентов, то за этот отчетный период льгота по налогу на имущество не предоставляется. При этом перерасчет по налогу за предыдущие отчетные периоды не производится.

4. Организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями.

Льгота предоставлялась согласно Перечню предприятий, утвержденному Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 1995 года №1012 «Об утверждении Перечня освобождаемых от налога на имущество специализированных организаций (юридических лиц), производящих медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, предназначенные для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями»).

5. Организации — в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов России — это объекты недвижимого имущества и связанные с ними произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объекты науки и техники и иные предметы материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды:

1). Памятники. Отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями, в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений. Кроме того, мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (объекты археологического наследия).

2). Ансамбли. Четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятники и сооружения религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья). В том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям. А также произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи.

3). Достопримечательные места. Творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов. Кроме того, центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки. Памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

При этом объектами культурного наследия федерального значения являются объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры России.

Необходимо отметить, что в России ведется Единый государственный реестр памятников истории и культуры народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре.

Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком или участком водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия.

Таким образом, организациям для получения указанной льготы необходимо иметь паспорт от органа охраны объектов культурного наследия, который подтверждает, что данный объект признан памятником истории и культуры федерального значения.

6. Организации — в отношении ядерных установок, используемых ими для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов.

7. Организации — в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания.

8. Организации — в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года №504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций.

Обратите внимание, пунктом 2 данного Постановления установлено, что данный перечень применяется к правоотношениям, касающимся обложения налогом на имущество организаций, возникшим с 1 января 2004 года.

9. Организации — в отношении космических объектов.

В соответствии со статьей 130 ГК РФ космические объекты относятся к категории недвижимых вещей и соответственно права собственности на эти объекты подлежат государственной регистрации.

Статьей 17 Закона Российской Федерации от 20 августа 1993 года №5663-1 «О космической деятельности» определено, что космические объекты Российской Федерации подлежат регистрации и должны иметь маркировку, удостоверяющую их принадлежность Российской Федерации.

Следует отметить, что в соответствии с новыми экономическими условиями ГК РФ предоставил гражданам и их объединениям право иметь в собственности любое, не изъятое из оборота имущество, в том числе и космические объекты, а также заниматься предпринимательской деятельностью. Однако Российская Федерация сохраняет юрисдикцию и контроль над зарегистрированными в ней космическими объектами во время нахождения этих объектов на Земле, на любом этапе полета в космос или пребывания в космосе, на небесных телах, а также после возвращения на Землю за пределами юрисдикции какого-либо государства.

Таким образом, если организации имеют в собственности космические объекты, право собственности на которые подтверждено государственной регистрацией, то такие объекты не облагаются налогом на имущество.

3. Дополнительные льготы.

Следует отметить, что перечень льгот, установленных статьей 381 НК РФ, не является исчерпывающим.

Вводя налог на своей территории, законодательные органы субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Это право им предоставлено пунктом 2 статьи 372 НК РФ.

Например, в Москве налог на имущество бюджетные учреждения, которые финансируются из городского или муниципального бюджета, платить не должны. Это установлено пунктом 1 статьи 4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года №64 «О налоге на имущество организаций».

Налогообложение организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и реализацию сельскохозяйственной продукции, с 1 января 2004 года претерпело значительные изменения.

Эти изменения связаны прежде всего с принятием Государственной Думой в новой редакции главы 26.1 НК РФ о едином сельскохозяйственном налоге, а также главы 30 НК РФ о налоге на имущество организаций.

Законодательные органы многих субъектов Российской Федерации воспользовались предоставленным им пунктом 2 статьи 372 НК РФ правом и своими законодательными актами установили льготы в виде полного или частичного освобождения от уплаты налога на имущество названных организаций.

Эти льготы предоставляются в форме:

— полного освобождения от уплаты налога на имущества организаций, занимающихся производством, переработкой и хранением сельскохозяйственной продукции, а также предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность по выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов.

При этом выручка от указанных видов деятельности должна составлять не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). В Кировской же, Новгородской областях и ряде других субъектов Российской Федерации законодательством объем такой выручки установлен в размере 50%. Эта льгота предоставляется в Амурской, Астраханской, Архангельской, Вологодской, Ленинградской, Кировской, Новгородской областях и во многих других регионах Российской Федерации;

— освобождения организаций, осуществляющих указанные выше виды деятельности, от уплаты налога не на все имущество, а только на ту его часть, которая непосредственно используется в этих видах деятельности. Выручка от реализации продукции при этом также не может быть менее 70 (50)%. В таком виде предусмотрена льгота по налогу на имущество законодательством Астраханской, Оренбургской, Рязанской, Самарской, Тверской областей и ряда других субъектов Российской Федерации;

— освобождения от уплаты налога на имущество, используемое при производстве, переработке и хранении сельскохозяйственной продукции. Однако удельный вес выручки от реализации сельскохозяйственной продукции или услуг по ее переработке и хранению в общем объеме выручки от реализации при этом вообще не учитывается.

Однако из-за отсутствия в региональном законодательстве детально прописанных условий, необходимых для получения льгот, вполне возможно различное толкование соответствующих положений предприятиями и налоговыми органами. Поэтому большое значение имеет сложившаяся арбитражная практика по применению налоговых льгот. Тем более что вводимые в регионах льготы по налогу на имущество принципиально не отличаются от ранее предоставленных федеральным законодательством.

В ряде случаев можно воспользоваться разъяснениями, содержащимися в Методических рекомендациях для использования в практической работе при осуществлении контроля над правомерностью применения налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий, изложенных в Письме МНС Российской Федерации от 11 марта 2001 года №ВТ-6-04/197 «О методических рекомендациях для использования в практической работе при осуществлении контроля над правомерностью использования налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий». Но использовать их нужно с учетом сложившейся арбитражной практики. Тем более что они разъясняли порядок применения льгот, установленных Законом о налоге на имущество предприятий, который уже не действует с 1 января 2004 года.

Основные проблемы, связанные с предоставлением льгот по налогу на имущество, можно объединить в следующие группы.

1. Определение выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, продуктов ее переработки или услуг по их хранению.

При определении объемов выручки, дающих право на применение льгот по налогу на имущество, нужно иметь в виду, что:

— показатель выручки определяется по правилам бухгалтерского учета, поскольку иное региональным законодательством не установлено;

— при исчислении выручки от реализации продуктов переработки сельскохозяйственной продукции учитывается технологический процесс ее производства;

— перечень сельскохозяйственной продукции определен Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 декабря 1993 года №301.

Поэтому от уплаты налога на имущество могут освобождаться заводы по переработке молока, пивоваренные заводы и другие организации, использующие при производстве конечной продукции сельскохозяйственное сырье.

Напомним, что объем выручки от реализации конечной продукции должен составлять не менее 70 (50)% в общем объеме продаж. Кроме того, выход такой продукции должен быть обусловлен единым технологическим процессом.

Именно на это обращают внимание при рассмотрении конкретных дел федеральные окружные арбитражные суды.

Так, например, ФАС Центрального округа в Постановлении от 8 декабря 2003 года по делу №А68-АП-134/14-03 отмечает следующее. Если организация приобретает сельскохозяйственную продукцию с целью ее дальнейшей переработки и изготовления нового продукта в рамках единого технологического процесса, то показатель выручки, учитываемый при применении льготы по налогу на имущество, может быть определен только при реализации конечного произведенного продукта покупателю. Причем не может считаться реализацией передача продукта от одного подразделения (цеха) другому подразделению с целью его дальнейшей переработки в рамках одной организации.

При этом не имеет значения, у кого приобретается сельхозпродукция, служащая сырьем для производства конечного продукта (непосредственно у сельхозпроизводителя или у посредника).

Поэтому суд признал обоснованным применение льготы ОАО «Тульский хладокомбинат», которое производит мороженое из молока, относящегося к сельхозпродукции согласно ОК 005-93, поскольку выручка от его реализации превысила 70% в общем объеме продаж хладокомбината.

Но далеко не всегда арбитражные суды занимают сторону налогоплательщиков.

К примеру, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 13 октября 2003 года по делу №А 55-1363/03-5 указывается на необоснованное получение льготы по налогу на имущество ЗАО «Тольяттинский мясокомбинат «Лидер», производящим колбасные изделия из мяса в тушах, закупаемого у организаций. Это объясняется тем, что используемое при производстве колбас сырье в соответствии с ОК 005-93 относится к продукции мясной промышленности (код 92 0000), а не к сельскохозяйственной продукции (код 98 0000).

Налогоплательщики могут воспользоваться Методическими рекомендациями МНС России в части включения в объем реализации сельхозпродукции стоимости товаров, произведенных давальческим способом.

Если же продукт переработки сельскохозяйственной продукции на давальческих началах организация-давалец использует для производства других товаров, то стоимость этих товаров не должна включаться в объем выручки от реализации сельхозпродукции, позволяющий применять льготу по налогу. Это объясняется тем, что к продукции сельского хозяйства относятся продукты, включенные в ОК 005-93 под кодами 97 0000 и 98 0000, то есть продукция, не прошедшая вторичную переработку (зерно, молоко, шерсть, крупный рогатый скот и другие животные в живом весе и тому подобное). Товары, полученные в результате переработки сельхозпродукции, к таковой не относятся.

Пример 1.

Организация передала сторонней организации зерно для производства на давальческих началах муки. В дальнейшем часть муки была реализована, а часть — использована для производства хлебобулочных и кондитерских изделий, предназначенных для продажи.

Выручка от реализации за I полугодие составила:

— муки — 200 000 рублей;

— хлебобулочных и кондитерских изделий — 100 000 рублей;

— зерна — 300 000 рублей;

— покупных товаров — 100 000 рублей.

В данном случае выручка от реализации товаров по льготируемым видам деятельности составит 71,4% ((300 000 рублей + 200 000 рублей): (300 000 рублей + 200 000 рублей + 100 000 рублей + 100 000 рублей)).

Следовательно, организация вправе воспользоваться льготой по налогу на имущество.

Окончание примера.

При использовании указанной льготы нужно также иметь в виду, что согласно статье 56 НК РФ льготы предоставляются категориям налогоплательщиков, а не отдельным плательщикам налогов.

К налогоплательщикам, согласно статье 19 НК РФ относятся организации, на которые возложена обязанность по уплате налога. Поэтому льгота не может предоставляться филиалам организаций, даже если они имеют отдельный баланс и расчетный счет в банке. Вопрос о праве организации на освобождение от уплаты налога на имущество может рассматриваться только исходя из показателей ее финансово-хозяйственной деятельности в целом.

Пример 2.

Организация имеет филиал, осуществляющий производство и реализацию сельскохозяйственной продукции.

Выручка филиала от реализации сельскохозяйственной продукции за I полугодие составила 1 000 000 рублей.

Выручка от реализации товаров по организации в целом составила 2 000 000 рублей.

В данном случае удельный вес льготируемого вида деятельности в общем объеме реализации составляет 50% (1 000 000 рублей: 2 000 000 рублей) х 100%.

Следовательно, организация не имеет права на льготу по налогу на имущество.

Не имеет права на льготу и ее филиал.

Окончание примера.

2. Определение состава имущества, освобождаемого от налогообложения

В регионах, законодательными актами которых предусмотрено освобождение от налогообложения не организаций в целом, а только конкретного имущества, используемого в производстве, переработке и хранении сельскохозяйственной продукции, могут возникнуть проблемы, связанные с определением состава льготируемого имущества.

Опыт прошлых лет свидетельствует о неоднозначном подходе к имуществу организаций, передаваемому в аренду предприятиям, использующим его для льготируемых видов деятельности.

По мнению налоговых органов, стоимость имущества, предназначенного для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сдаваемого в аренду другим организациям без его передачи на баланс арендаторам, должна учитываться при налогообложении в общеустановленном порядке. Аргументируется эта позиция тем, что данное имущество используется арендодателем не по целевому назначению. Однако у арбитражных судов по этому вопросу сложилась иная точка зрения.

Так, например, в Постановлении ФАС Центрального округа от 3 июля 2003 года по делу №А35-4041/02-С3.

Суд указал, что ОАО «Красная поляна», передававшее в аренду имущество предприятию, которое его использовало для производства сельскохозяйственной продукции, имело право на льготу по налогу на имущество.

По мнению суда, данная льгота не связана с использованием имущества для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции непосредственно балансодержателем. Для ее получения достаточно того, чтобы это имущество применялось по целевому назначению у арендатора.

Однако нужно упомянуть и Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 2 февраля 2004 года по делу №Ф08-182/2004-79А и ФАС Западно-Сибирского округа от 11 июня 2003 года по делу №Ф04/2659-567/А03-2003, в которых отражена противоположная точка зрения.

По мнению этих судебных инстанций, арендодатель при передаче имущества в аренду утрачивает право на льготу по налогу на имущество независимо от целей его использования арендатором.

По имуществу, сдаваемому в лизинг с передачей его на баланс лизингополучателя и используемому им по целевому назначению, по мнению налоговых органов, льготу по налогу имеет право заявить лизингополучатель. Поскольку налогом облагаются основные средства, учитываемые на балансе организации.

От налогообложения не освобождаются также административные здания организаций, осуществляющих производство и реализацию сельскохозяйственной продукции. В то же время на имущество вспомогательных производств, обслуживающих льготируемую деятельность, эта льгота распространяется.

Статья 377 НК РФ предусматривает, что в рамках договора простого товарищества каждый его участник определяет налоговую базу по имуществу, переданному в совместную деятельность. Соответственно, участники простого товарищества, в рамках которого осуществляется производство, переработка или хранение сельскохозяйственной продукции, имеют право на освобождение от налогообложения стоимости имущества, используемого в совместной деятельности.

По мнению МНС России, организации, оказывающие услуги другим предприятиям с использованием сельскохозяйственной техники (подготовку почвы, уборку урожая, заготовку кормов и тому подобное), не вправе воспользоваться указанной налоговой льготой, так как они не производят сельскохозяйственную продукцию.

Их деятельность относится к оказанию услуг, предусмотренных кодом 0141 Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 6 августа 1993 года №17. В то же время деятельность, связанная с производством сельхозпродукции, отражается по кодам 011 — 013 упомянутого Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД). Однако суды придерживаются иной точки зрения.

Министерство не рекомендовало предоставлять льготу по налогу на имущество, если организации, закупающие сельскохозяйственную продукцию, передают ее для промышленной переработки на давальческих началах другим организациям. У организации-давальца в этом случае отсутствует льготируемое имущество. Предприятие, принявшее сельхозпродукцию в переработку, не может воспользоваться льготой по налогу на имущество, поскольку оно занимается не производством товаров из сельскохозяйственной продукции, а оказанием услуг по переработке сырья, принадлежащего другой фирме.

Если же организация-давалец передает стороннему предприятию для переработки на давальческих началах сельскохозяйственную продукцию собственного производства, то она имеет право на льготу в части стоимости имущества, которое было использовано для выпуска переданной на переработку сельхозпродукции.

Следует отметить, что освобождение от налогообложения имущества, использованного при производстве, переработке и хранении сельхозпродукции, возможно только в случае ведения его учета раздельно от иного имущества организации.

При его ведении возможны проблемы с определением имущества, используемого как для производства, переработки и хранения сельхозпродукции, так и для иных видов деятельности. Объясняются они тем, что ни ранее, ни в настоящее время не разработана единая методика учета такого имущества. По нашему мнению, если в законодательном или ином нормативном акте субъекта Российской Федерации не предлагается механизм такого раздельного учета, организации вправе его разработать самостоятельно и утвердить в своей учетной политике для целей налогообложения.

В этом случае претензии налоговых органов по поводу правомерности применения льготы по такому имуществу можно будет оспорить в судебном порядке.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей исчисления и уплаты налога на имущество организаций, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налог на имущество организаций».

www.audit-it.ru

«Российский налоговый курьер», 2006, N 24
ИСЧИСЛЯЕМ НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО И ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ
ПО ОБЪЕКТАМ ЖИЛФОНДА
Налогообложение объектов жилищного фонда имущественными налогами имеет свою специфику. Например, земельный налог с участков, занятых такими объектами, взимается по пониженным ставкам. Кроме того, в 2006 г. изменились правила исчисления налога на имущество организаций по объектам жилищного фонда.
Налоговый кодекс не раскрывает понятие «объекты жилищного фонда». Поэтому, исходя из норм п. 1 ст. 11 НК РФ, следует обратиться к жилищному и градостроительному законодательству. Так, на основании п. 1 ст. 19 Жилищного кодекса жилищным фондом признается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. О том, какие помещения относятся к жилым, говорится в ст. 16 ЖК РФ. Это:
— жилой дом или его часть. Жилым домом является индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании;
— квартира — структурно обособленное помещение в многоквартирном доме. Оно обеспечивает возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме. Квартира состоит из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, которые предназначены для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в ней;
— комната. Это часть жилого дома или квартиры, предназначенная для непосредственного проживания граждан.
Многоквартирные дома также относятся к объектам жилищного фонда. Это следует из п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Документ утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
В зависимости от формы собственности жилищный фонд может быть частным (находится в собственности граждан и юридических лиц), государственным и муниципальным. На это указывает п. 2 ст. 19 ЖК РФ. Кроме того, согласно п. 3 той же статьи по целям использования жилищный фонд подразделяется:
— на жилищный фонд социального использования. Это совокупность жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, которые предоставляются гражданам по договорам социального найма;
— индивидуальный жилищный фонд. К нему относятся жилые помещения частного жилищного фонда, которые используются гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, членов своей семьи и (или) иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
— жилищный фонд коммерческого использования. Такие жилые помещения используются их собственниками для проживания граждан на условиях возмездного пользования либо предоставлены гражданам по иным договорам. Кроме того, эти помещения могут предоставляться их собственниками другим лицам во владение и (или) пользование;
— специализированный жилищный фонд. Он является совокупностью жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам разд. IV ЖК РФ.
Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда перечислены в ст. 92 ЖК РФ. К ним относятся служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения маневренного фонда, фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан. В качестве специализированного жилого фонда используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использовать жилое помещение в качестве специализированного допускается только в том случае, если оно является таковым. Порядок и требования отнесения жилого помещения к специализированному утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42.
Ставки земельного налога по объектам жилищного фонда
Статьей 394 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В Москве и Санкт-Петербурге — законами данных городов. Причем по земельным участкам, занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, ставки не могут превышать 0,3%. Правда, это не относится к доле в праве на земельный участок, которая приходится на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры ЖКК. Напомним, что установленная Налоговым кодексом максимальная ставка земельного налога равна 1,5%.
Примечание. Объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса
Для целей исчисления земельного налога важно понимать, что именно относится к объектам инженерной инфраструктуры ЖКК. Конкретного определения таких объектов действующее законодательство не содержит. Поэтому при определении состава объектов инженерной инфраструктуры ЖКК следует руководствоваться действующими нормативными актами в области жилищно-коммунальной сферы, в частности Градостроительным кодексом и другими документами, регламентирующими градостроительную деятельность.
Согласно п. 13 разд. 3.1.5 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (утв. Приказом Госстроя России от 29.10.2002 N 150) к объектам инженерной инфраструктуры относятся, в частности, водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение и ливневая канализация. Причем данный перечень не является закрытым.
Кроме того, в п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» раскрывается понятие системы коммунальной инфраструктуры. Это совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд их потребителей.
По мнению Минфина России, которое изложено в Письме от 16.08.2005 N 03-06-01-02/27, понятие коммунальной инфраструктуры тождественно понятию инженерной инфраструктуры ЖКК.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ пониженная налоговая ставка применяется при налогообложении земельных участков, занятых жилищным фондом независимо от его вида. Так, Минфин России в Письме от 26.07.2006 N 02-03-09/2027 разъяснил, что общежития учебных заведений и иных организаций, предназначенные для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения, также относятся к жилому фонду.
Таким образом, организация, на балансе которой есть общежития и обслуживающие их объекты инженерной инфраструктуры ЖКК, вправе при начислении земельного налога за земельные участки, где они расположены, пользоваться налоговыми ставками, установленными законодательством о налогах и сборах для земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКК. Причем это справедливо только в отношении земельных участков, на которых расположены указанные объекты.
Как правило, объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры ЖКК занимают не всю территорию земельного участка, являющегося объектом налогообложения по земельному налогу. На одном участке могут располагаться как указанные объекты, так и любые другие. Из пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ следует, что в таком случае налоговая ставка 0,3% по земельному налогу применяется только к площади земельного участка, занятой непосредственно объектами жилфонда и инженерной инфраструктуры ЖКК. К остальной площади этого участка применяется налоговая ставка, определенная для данной категории земель. Аналогичное разъяснение приведено и в Письме Минфина России от 26.07.2006 N 02-03-09/2027.
Пример 1. Институт легкой промышленности (государственное образовательное учреждение) на праве постоянного (бессрочного) пользования владеет земельным участком, площадь которого составляет 15 000 кв. м, а кадастровая стоимость — 30 млн руб. На данном земельном участке расположены два здания — учебный корпус и общежитие института. Площадь земельного участка, непосредственно занятая общежитием, равна 3000 кв. м.
Представительный орган муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок, принадлежащий институту, установил в нормативном правовом акте следующие налоговые ставки:
— для земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКК, — 0,2% от кадастровой стоимости таких участков;
— для прочих земельных участков — 1,5% от их кадастровой стоимости.
Институт исчисляет величину земельного налога по принадлежащему ему земельному участку площадью 15 000 кв. м как сумму следующих слагаемых:
— налога за долю земельного участка, занятого непосредственно объектом жилищного фонда (общежитием). Он исчисляется по ставке 0,2% от кадастровой стоимости участка площадью 3000 кв. м;
— налога, исчисленного с остальной площади земельного участка, равной 12 000 кв. м (15 000 кв. м — 3000 кв. м). Налог исчисляется по ставке 1,5% от кадастровой стоимости указанной площади участка.
Общая сумма земельного налога по этому участку рассчитывается так:
(3000 кв. м : 15 000 кв. м) x 30 000 000 руб. x 0,2% + (12 000 кв. м : 15 000 кв. м) x 30 000 000 руб. x 1,5% = 372 000 руб.
Буква закона. Льгота может действовать на региональном уровне
Налог на имущество организаций имеет статус регионального. Поэтому органы законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать в региональных законах о налоге на имущество организаций дополнительные налоговые льготы, действующие только на территории конкретного региона. Это право предоставлено п. 2 ст. 372 Налогового кодекса.
Следовательно, несмотря на отмену в Налоговом кодексе налоговой льготы в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры ЖКК, в региональном законе о налоге на имущество организаций может предусматриваться аналогичная льгота. В таком случае указанная льгота является действующей в данном регионе, и налогоплательщики вправе ею воспользоваться. При этом льгота, установленная региональным законом в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, совсем не обязательно должна быть полностью идентичной отмененной федеральной льготе, установленной п. 6 ст. 381 НК РФ.
В соответствии с региональным законодательством объекты жилфонда и инженерной инфраструктуры ЖКК могут льготироваться, например, без условий выделения финансирования на их содержание из соответствующего бюджета.
Следует подчеркнуть, что земельный налог является местным. На территории конкретного муниципального образования он устанавливается нормативным правовым актом представительного органа этого муниципального образования. В указанном документе могут быть прописаны налоговые льготы, основания и порядок их применения. Об этом говорится в п. 2 ст. 387 НК РФ. В частности, в муниципальных образованиях могут быть введены льготы в виде полного освобождения от уплаты земельного налога в отношении земель, занятых жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры ЖКК.
Особенности исчисления налога на имущество организаций
по объектам жилищного фонда
Объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Об этом говорится в ст. 374 НК РФ.
До 1 января 2006 г. объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры ЖКК, содержание которых полностью или частично финансировалось за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов, не облагались налогом. Но с 1 января 2006 г. данная льгота не действует согласно Федеральному закону от 11.11.2003 N 139-ФЗ.
Таким образом, объекты жилищного фонда подлежат обложению налогом на имущество организаций в общем порядке, если они учитываются на балансе в качестве основных средств. При этом следует отметить, что в соответствии с действующим порядком ведения бухучета движимое и недвижимое имущество учитывается на балансе в качестве объектов основных средств не только на счете 01 «Основные средства», но и на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Основанием является п. 5 ПБУ 6/01 (в ред. Приказа Минфина России от 12.12.2005 N 147н).
Заметим, до 1 января 2006 г. действие ПБУ 6/01 также распространялось на доходные вложения в материальные ценности, но при этом они являлись самостоятельными объектами бухгалтерского учета. А изменения, внесенные с этого года в указанное ПБУ, прямо относят доходные вложения в материальные ценности к основным средствам. Конечно, если они отвечают критериям, установленным п. 4 ПБУ 6/01. Поэтому в 2006 г. все основные средства, отраженные на счете 03 (включая принятые к учету до 1 января 2006 г.), подлежат обложению налогом на имущество организаций.
Амортизация объектов жилфонда
Имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Данный порядок должен быть прописан в учетной политике организации (п. 1 ст. 375 НК РФ).
Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость этих объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой износа. Последняя исчисляется по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
Согласно редакции ПБУ 6/01, действовавшей до 2006 г., по объектам жилищного фонда в конце отчетного года на отдельном забалансовом счете начислялась сумма износа по установленным нормам амортизационных отчислений. С этого года в соответствии с новой редакцией ПБУ 6/01 амортизация по объектам жилищного фонда начисляется в общем порядке.
Что касается объектов жилищного фонда, отраженных в составе доходных вложений в материальные ценности, то по ним и до 1 января 2006 г. начислялась амортизация.
Пример 2. На 1 января 2006 г. ООО «Альфа» имело в собственности квартиру, которая предназначена для сдачи в аренду. Эта квартира, приобретенная ООО «Альфа» в 2005 г., учитывается на счете 03. Стоимость данного объекта жилищного фонда до 2006 г. погашалась путем начисления амортизации. После 1 января 2006 г. ООО «Альфа» продолжило начислять амортизацию на квартиру.
В данном случае в расчете

Интервью: Сложные вопросы исчисления НДФЛ: горячая линия (‘Российский налоговый курьер’, 2006, n 24)  »

www.lawmix.ru

2 месяца ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *