Закон для васЛьготыЛекции на тему виды льгот для совмещающих работу с учебой

Лекции на тему виды льгот для совмещающих работу с учебой

Нет времени читать? Сохрани

Правовое регулирование льгот для работников, обучающимся без отрыва от производства, и особенности правоотношений с их участием

В целях реализации конституционных прав граждан на труд, образование и содействия повышению профессионального уровня работающих законодательство о труде предусматривает широкую систему льгот для граждан, совмещающих работу с обучением как непосредственно на производстве, так и в различных образовательных учреждениях.

Указанные льготы урегулированы гл. XIII КЗоТ РФ, Федеральным законом от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Положением о льготах для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 24 декабря 1982 г. (с изменениями, внесенными Постановлением Кабинета Министров СССР от 15 июня 1991 г.), и некоторыми другими нормативными актами.

Несмотря на то, что работники, совмещающие работу с обучением, объединены Законом в одну категорию, они являются участниками (субъектами) различных видов правоотношений.

Так, лица, проходящие профессиональное обучение непосредственно на предприятии, сохраняют трудовые правоотношения с работодателем. В то же время работники, повышающие профессиональную квалификацию в учебных заведениях (курсах, институтах и т. д.), и работники, обучающиеся без отрыва от производства в любых образовательных учреждениях, состоят не только в трудовых правоотношениях с работодателем, но и в административном правоотношении с этими учреждениями.

При этом применительно к рассматриваемым льготам законодательством определены некоторые требования к субъектам последних правоотношений. В частности, для обладания данными льготами работник, зачисленный на обучение решением учебного заведения (приказом, распоряжением его руководителя), в соответствии с п. 1 вышеприведенного Положения обязан обучаться в нем успешно. В свою очередь, согласно ст. 196 КЗоТ РФ образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования должны иметь государственную аккредитацию и лишь при этом условии обучение в них поощряется законом, в связи с чем работодатель обязан обеспечить реализацию работниками предусмотренных для них льгот.

Виды и формы профессионального обучения

Непосредственно на производстве применяются следующие виды профессионального обучения работников:

  1. подготовка новых работников — профессиональное обучение работников из числа лиц, принятых на работу и ранее не имевших профессии;
  2. переподготовка и обучение работников вторым профессиям — обучение работников, уже имеющих профессию, с целью получения новой;
  3. повышение квалификации работников — профессиональное обучение, направленное на совершенствование профессиональных знаний, навыков и умения по имеющейся профессии.

Формы бесплатного профессионального обучения на производстве могут быть различными — индивидуальное, бригадное, курсовое и другие, однако при обязательном условии — обучение должно осуществляться в пределах рабочего времени, установленного законом (ст. 185 КЗоТ РФ).

Как предусмотрено ст. 186 КЗоТ РФ, по окончании профессионального обучения на производстве работникам предоставляется работа в соответствии с полученной квалификацией.

Льготы, предусмотренные законодательством для работников, обучающихся в учебных заведениях

Наиболее широкими льготами закон наделяет лиц, совмещающих работу с обучением в образовательных учреждениях: общеобразовательных школах (вечерних и сменных), образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Следует учитывать, что современный Кодекс законов о труде РФ, так же как и вышеуказанное Положение, продолжает использовать прежнюю терминологию, относящуюся к названиям этих учебных заведений: профессионально-технические, средне-специальные и высшие учебные заведения.

Объем и содержание этих льгот зависят не только от вида учебного заведения, но и от формы (очно-заочной или заочной), периода обучения работников (1 и 2 курсы обучения, 3 и последующие курсы обучения). Причем рассматриваемые льготы существенно изменяются и увеличиваются для обучающихся на последних курсах обучения и получающих образование на заочных отделениях (факультетах).

Льготы для лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, в настоящее время урегулированы ст. 17 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (при этом положения отдельных статей главы XIII КЗоТ РФ в связи с принятием данного закона не изменены).

Независимо от вида образовательного учреждения работникам, совмещающим работу с обучением, законодательством установлены следующие льготы:

  1. Создание необходимых условий для совмещения работы с обучением (ст. 187 КЗоТ РФ). Обязанности по созданию таких условий законом возлагаются на работодателя и могут быть конкретизированы и перечислены в индивидуальных трудовых договорах (контрактах) с работниками, коллективных договорах и соглашениях, правилах внутреннего трудового распорядка, положениях о персонале и других локальных нормативных актах, действующих в организациях.
  2. Поощрение за успешное совмещение работы с обучением (ст. 188 КЗоТ РФ). К этим работникам могут применяться любые поощрения, определенные законодательством (ст. 131-133 КЗоТ РФ, локальными нормативными актами и тд.).
  3. Оплата проезда к месту нахождения (и обратно) заочного учебного заведения (ст. 200 КЗоТ РФ и ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ).
  4. В области рабочего времени работников (ст. 189,190, 197 КЗоТ РФ и ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ):
    1. установление им сокращенного рабочего дня или рабочей недели;
    2. запрещение привлечения всех субъектов льгот к сверхурочным работам в дни занятий в учебных заведениях (ст. 193 КЗоТ РФ).
  5. Предоставление отпусков:
    1. дополнительных оплачиваемых учебных отпусков в период обучения в учебном заведении (ст. 191, 192, 194, 198 КЗоТ РФ и ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ). Диапазон продолжительности учебных отпусков, предоставляемых всем субъектам льгот, составляет от 4 календарных дней до 4 месяцев. В период отпуска за работником сохраняется среднемесячный заработок, исчисленный в порядке, предусмотренном для оплаты ежегодных отпусков (в настоящее время из расчета трех последних месяцев работы). Основанием для предоставления отпуска является справка-вызов установленной формы. По желанию работника допускается присоединение ежегодного отпуска к учебным отпускам;
    2. для поступления в учебное заведение (ст. 195 КЗоТ РФ):
      1. допущенным к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения — продолжительностью 15 календарных дней (не считая времени на проезд к месту нахождения учебного заведения и обратно) без сохранения заработной платы;
      2. допущенным к вступительным экзаменам в средние специальные учебные заведения — продолжительностью 10 календарных дней (не считая времени проезда туда и обратно) без сохранения заработной платы.
  6. Предоставление работы в соответствии с полученной квалификацией и образованием (ст. 195 КЗоТ РФ и локальные нормативные акты).
  7. Иные льготы.

Льготы для лиц, совмещающих работу с обучением в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования

Виды льгот для работников, обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, установлены Кодексом законов о труде РФ и ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ.

В соответствии с названным законодательством этим работникам установлены следующие льготы:

  1. Предоставление учебных отпусков на период установочных занятий, выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов (ст. 198 КЗоТ РФ и ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ):
    1. обучающимся на 1 и 2 курсах в образовательных учреждениях среднего профессионального образования по вечерней форме обучения- продолжительностью 10 календарных дней, а по заочной форме обучения — 30 календарных дней, ежегодно.

      Для обучающихся на 1 и 2 курсах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (независимо от формы обучения) в этих же целях предоставляются отпуска длительностью 40 календарных дней, ежегодно;

    2. обучающимся на 3 и последующих курсах обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования по вечерней форме обучения — продолжительностью 20 календарных дней, а по заочной форме обучения — 40 календарных дней, ежегодно.

      Для обучающихся на 3 и последующих курсах обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (независимо от формы обучения) в этих же целях предоставляются отпуска длительностью 50 календарных дней, ежегодно;

    3. на период сдачи государственных экзаменов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования — 30 календарных дней, а в образовательных учреждениях высшего профессионального образования — 1 месяц;
    4. на период подготовки и защиты дипломной работы (проекта) со сдачей государственных экзаменов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования- 4 месяца, а в образовательных учреждениях среднего профессионального образования — 2 месяца.
  2. Преимущественное право на оставление на работе при сокращении штата или численности работников (при увольнении по п. 1 ст. 33 К3оТ РФ) в организации (ст. 34 КЗоТ РФ).
  3. Для обучающихся на последних курсах в образовательных учреждениях среднего профессионального образования по рекомендации учебного заведения работодателем может быть предоставлен дополнительный месячный отпуск без сохранения заработной платы. Согласно ст. 199 КЗоТ РФ этот отпуск предоставляется в целях ознакомления непосредственно на производстве с работой по избранной специальности и подготовки материалов к дипломной работе (проекту). В этот период работник может быть зачислен учебным заведением на стипендию на общих основаниях со студентами очных отделений.

    Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ аналогичной льготы для работников, обучающихся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, не предусмотрено.

  4. Установление сокращенного и неполного рабочего времени для работников, совмещающих работу с обучением в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, в течение 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломной работы или сдачи государственных экзаменов (ст. 197 КЗоТ РФ).

    Сокращенное рабочее время определяется:

    1. работающим в режиме 6-дневной рабочей недели работодатель обязан предоставить 1 свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% среднемесячной заработной платы;
    2. работающим в режиме 5-дневной рабочей недели работодатель обязан предоставить такое количество свободных от работы дней (оплачиваемых в указанном размере), которые бы в пересчете на рабочие часы соответствовали количеству свободных от работы часов, предоставляемых работникам при 6-дневной рабочей неделе (см. выше).

    Неполное рабочее время с предоставлением этим же работникам (независимо от их режима работы) дополнительно 1 -2 свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы за эти дни устанавливается по соглашению сторон трудового договора (контракта).

    Данная льгота не распространяется на работников, обучающихся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ст. 17 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ).

  5. Оплата проезда за счет работодателя к месту нахождения заочного учебного заведения и обратно. Работники, совмещающие работу с обучением на заочных отделениях (факультетах) образовательных учреждений среднего профессионального образования, один раз в году имеют право на оплату проезда в оба конца к месту нахождения образовательного учреждения в размере 50 процентов стоимости проезда. Аналогично компенсируются расходы этих лиц, связанные с проездом к месту нахождения учебного заведения для защиты дипломной работы (проекта) или сдачи государственных экзаменов, в связи с чем на последнем курсе обучения эта льгота работникам предоставляется дважды.

    Подобная льгота по оплате проезда должна предоставляться работодателями и работникам, обучающимся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Однако оплата проезда им компенсируется в размере 100 процентов его стоимости (ст. 17 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ).

    Во всех этих случаях расходы по проезду возмещаются обучающимся в порядке, предусмотренном законодательством для компенсации таких же расходов при служебных командировках.

    Рассматривая вышеперечисленные льготы для работников, совмещающих работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, следует иметь в виду следующие два обстоятельства:

  6. в соответствии с п. 7 ст. 17 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ при обучении работника одновременно в двух высших учебных заведениях, приведенные льготы могут иметь место только по одному из этих высших учебных заведений (по выбору студента);
  7. индивидуальным трудовым договором (контрактом), соглашением или коллективным договором, другими локальными нормативными правовыми актами названные льготы могут быть существенно расширены: увеличена продолжительность дополнительных отпусков, эти учебные отпуска могут предоставляться с сохранением заработной платы вместо отпусков без содержания и т. д. (ч. 2 ст. 5 КЗоТ РФ и п. 7 ст. 17 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ).

Представляется, что данные положения в полной мере применимы к правилам реализации и объему льгот, которыми обладают работники, обучающиеся в других видах образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию.

rudiplom.ru

Льготы для лиц, совмещающих работу и обучение, закреплены в Трудовом кодексе РФ. Глава 26 ТК РФ называется «Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением». Указанные гарантии и компенсации диф­ференцируются в зависимости от того, образование какого уровня получает гражданин, а также от формы обучения. Важное значение имеет факт наличия у образовательного учреждения свидетельства о государственной аккредитации. Предусмотренные Трудовым кодексом гарантии и компенсации предоставля­ются только в случае обучения в учреждениях, имеющих государственную ак­кредитацию. Если работник обучается в неаккредитованном образовательном учреждении, гарантии и компенсации для него могут устанавливаться коллек­тивным договором или трудовым договором. Гарантии и компенсации работ­никам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые. Работнику, совмещающему работу с обучением одновременно в двух образовательных учреждениях, га­рантии и компенсации предоставляются только в связи с обучением в одном из этих образовательных учреждений (по выбору самого работника).

Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их орга­низационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предос­тавляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка:

A) для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах — соответственно по 40 календарных дней, на каждом последующем курсе — соответственно по 50 календарных дней (при освоении основных образователь­ных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе — 50 календарных дней);

Б) для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — 4 месяца;

B) для сдачи итоговых государственных экзаменов — 1 месяц. Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы:

A) работникам, допущенным к вступительным испытаниям в вузы, слуша­телям подготовительных отделений вузов для сдачи выпускных экзаменов — 15 календарных дней;

Б) работникам, обучающимся в вузах по очной форме — 15 календарных дней в течение учебного года;

B) для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — на 4 месяца;

Г) для сдачи итоговых государственных экзаменов — 1 месяц.

Для работников, обучающихся в вузах по заочной форме, устанавливается дополнительная льгота: один раз в учебном году работодатель оплачивает про­езд к месту нахождения соответствующего учебного заведения и обратно.

Работникам, обучающимся в вузах по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения на период 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов устанав­ливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. За время ос­вобождения от работы указанным работникам выплачивается 50% среднего за­работка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда. По соглашению сторон трудового договора сокращение рабочего време­ни производится путем предоставления работнику одного свободного от рабо­ты дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня в течение недели.

Аналогичные гарантии и компенсации предоставляются работникам, обу­чающимся в образовательных учреждениях среднего профессионального обра­зования, и работникам, поступающим в указанные учреждения. Продолжитель­ность дополнительных отпусков для них меньше, чем для обучающихся в ву­зах. Работникам, успешно обучающимся по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с со­хранением среднего заработка для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах — соответственно по 30 календарных дней, на каждом последующем курсе — по 40 календарных дней. Продолжительность отпуска для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итого­вых государственных экзаменов составляет 2 месяца, а для сдачи итоговых го­сударственных экзаменов — 1 месяц.

В указанных выше случаях отпуска без сохранения заработной платы пре­доставляются продолжительностью 10 календарных дней (например, для сдачи вступительных экзаменов и т. д.). Один раз в учебном году работодатель опла­чивает проезд к месту нахождения образовательного учреждения и обратно в размере 50% его стоимости. Работникам, обучающимся по очно-заочно (вечер­ней) и заочной формам обучения в средних специальных учебных заведениях, в течение 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов, или может быть по соглашению сто­рон трудового договора предоставлен один свободный от работы день в неделю либо сокращена продолжительность рабочего дня в течение недели. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50%) среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера опла­ты труда.

1Проект федерального закона «Об образовании в Российcкой Федерации» (12.05.04-образование-проект3.0.5.doc).

2Ягофаров Д. Я. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования : учеб. пособие для вузов, обучающихся по пед. специальностям. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008.- С. 16-18.

3Ягофаров Д. Я. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования : учеб. пособие для вузов, обучающихся по пед. специальностям. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. — С. 23-25.

4Ягофаров Д. Я. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования : учеб. пособие для вузов, обучающихся по пед. специальностям. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. — С. 28-29.

5Ягофаров Д. Я. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования : учеб. пособие для вузов, обучающихся по пед. специальностям. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. — С. 32-34.

6Там же. С. 34.

7Лебедев О. Е. Образованность учащихся как цель образования и образовательный результат: Материалы международной конференции «Контроль качества и оценка в образовании». _ СПб., 1998. – С. 113-129.

8Проект федерального закона «Об образовании в Российcкой Федерации» (12.05.04-образование-проект3.0.5.doc)

9Шкатулла В.И. Образовательное право: Учебник. М.: НОРМА, 2001. С. 1-2.

10Ягофаров Д. Я. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования : учеб. пособие для вузов, обучающихся по пед. специальностям. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. — С. 38-39.

11Шкатулла В.И. Образовательное право: Учебник. М.: НОРМА, 2001. С. 39.

12Поленина С.В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России// Гос. и право. 1999. № 9. С. 8.

13Проблемы общей теории права и государства: Учебник/ Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: НОРМА – ИНФРА-М, 1999. С. 342.

14Ягофаров Д. Я. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования : учеб. пособие для вузов, обучающихся по пед. специальностям. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. — С. 56-58.

15СЗ РФ. 2000. № 12. Ст. 1260. 

16Ягофаров Д. Я. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования : учеб. пособие для вузов, обучающихся по пед. специальностям. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. — С. 70.

17Там же. – С. 72-73.

18Сырых В. М.Образователное право как отрасль российского права. – М., 2000.

19Ягофаров Д. Я. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования : учеб. пособие для вузов, обучающихся по пед. специальностям. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008.

20Проект федерального закона «Об образовании в Российcкой Федерации» (12.05.04-образование-проект3.0.5.doc)

21 Спасская В. В. Образовательные правоотношения: вопросы теории: Монография / В. В. Спасская. М., 2005. 150 с.

22Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. – М., 2002. – С. 31.

23См.: Шкатулла В.И. Указ. Соч. С. 121.

24Черноморова Т.В. Международные организации и глобализация образования // Экономика образования. 2002. № 1. С. 45.

25СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4837.

26СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4836.

27Проект Федерального закона «Об образовании в Российcкой Федерации» (12.05.04-образование-проект3.0.5.doc)

28Ягофаров Д. Я. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования : учеб. пособие для вузов, обучающихся по пед. специальностям. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – С. 51.

29Федорова М. А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Учебное пособие / Под ред. А. И. Умана. – М., Педагогическое общество России, 2008. – С. 6.

30Ягофаров Д. Я. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования : учеб. пособие для вузов, обучающихся по пед. специальностям. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – С. 52.

31Проект Федерального закона «Об образовании в Российcкой Федерации» (12.05.04-образование-проект3.0.5.doc)

32Ягофаров Д. Я. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования : учеб. пособие для вузов, обучающихся по пед. специальностям. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – С. 102.

33Проект Федерального закона «Об образовании в Российcкой Федерации» (12.05.04-образование-проект3.0.5.doc)

34 Приказ Минздравсоцразвития России №593 от 14 августа 2009 г. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» / Архив банка документов сайта Минздравсоцразвития России / прямая ссылка http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/orders/940

35Проект Федерального закона «Об образовании в Российcкой Федерации» (12.05.04-образование-проект3.0.5.doc).

36 Абалдуев В. А. Особенности регулирования труда педагогических работников:  научно-практический анализ гл. 52 Трудового кодекса РФ  и предложения по совершенствованию трудового законодательства / прямая ссылка http://www.lexed.ru/pravo/theory/ezegod3/?abal.html

37Гальперин А. Э. Применение трудового кодекса в образовательном учреждении: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – м.: АРКТИ, 2008. С. 20 – 22.

38Гальперин А. Э. Применение трудового кодекса в образовательном учреждении: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – м.: АРКТИ, 2008. С. 32 — 34.

39Приказ Минздравсоцразвития России №593 от 14 августа 2009 г. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

40 Анташева Ю. Аттестация педагогических работников новые правила. Прямая ссылка http://www.molnet.ru/mos/ru/n_84/o_20029. Дата публикации 28.06.2011.

41Приказ Министерства образования и науки РФ № 209 от 24 марта 2011 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» / прямая ссылка http://www.samara.edu.ru/of_docs/regions.php?ELEMENT_ID=398 .

42 ФЗ «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 10 декабря 2010 года. Одобрен Советом Федерации 15 декабря 2010 года.

43 Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования «Новая система оплаты труда работников образования» (утв. Министерством образования и науки РФ 22 ноября 2007 г.) / http://www.kpmo.ru/

44 Постановление Правительства Свердловской области от 5 сентября 2008 г. N 935-ПП «О введении системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» (с изменениями от 4 мая 2009 г.). См. также Постановление Правительства Свердловской области от 12.11.2009г. № 1626-пп.

45 См. Приказ Министра образования Правительства МО от 31.05.2011 N 1351 «Об апробации Модельной методики формирования системы оплаты труда и стимулирования работников общеобразовательных учреждений в Московской области, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» / http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MOB;n=140844

46Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования «Новая система оплаты труда работников образования» (утв. Министерством образования и науки РФ 22 ноября 2007 г.) / http://www.kpmo.ru/

47Абалдуев В. А. Оплата труда работников высшего учебного заведения: научно-практический комментарий ст. 30 Федерального закона « О высшем и послевузовском профессиональном образовании» / прямая ссылка http://www.lexed.ru/pravo/theory/ezegod/?08.html

48Абалдуев В. А. Оплата труда работников высшего учебного заведения: научно-практический комментарий ст. 30 Федерального закона « О высшем и послевузовском профессиональном образовании» / прямая ссылка http://www.lexed.ru/pravo/theory/ezegod/?08.html

49Гальперин А. Э. Применение трудового кодекса в образовательном учреждении: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – м.: АРКТИ, 2008. С. 77.

50Гальперин А. Э. Применение трудового кодекса в образовательном учреждении: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – м.: АРКТИ, 2008. С. 130.

51 Письмо от 27 октября 2003 г. № 192 О ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ДОПУСТИВШИХ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОГО И (ИЛИ) ПСИХИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ НАД ОБУЧАЮЩИМИСЯ / прямая ссылка http://eburg.regionz.ru/index.php?ds=20367

52Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2, пп.33, 34, 35. / прямая ссылка http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=65120

53 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 декабря 2010 г. N 2075 г. Москва «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников». Опубликовано в «РГ» — Федеральный выпуск №5405 от 11 февраля 2011 г. 

54 ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении  высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)

55Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994г. ст. 120 .

56 Сильведойне Н.Г. Анализ экономического статуса государственных образовательных учреждений / Н.Г. Сильведойне// Наука и школьная практика. – 2012. — № 14

57Бюджетный кодекс РФ ст. 6.

58 Шадрина Н.М. Методические рекомендации по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений (механизмы реализации 83-ФЗ) / Н.М. Шадрина// Институт проблем образовательной политики. – 2010.

59 Корнилов П.Н. Казенные и бюджетные учреждения: изменения в правовом статусе заказчиков / П.Н. Корнилов// Институт госзакупок РАГС. – 2011.

60 Постановление Правительства РФ от 02 сентября 2010г. № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

61 Бюджетный кодекс РФ ст. 6.

62 Лапушинская Г.К. Финансовое обеспечение государственных и муниципальных учреждений новых типов/ Г.К. Лапушинская// Нормативные документы образовательного учреждения. – 2010. — № 9.

63 Семинар “Особенности правового статуса автономных образовательных учреждений», 03.11.2010 / текс — прямая ссылка

64Проект Федерального закона «Об образовании в Российcкой Федерации» (12.05.04-образование-проект3.0.5.doc) п. 2 ст. 103.

65Там же.

66Проект Федерального закона «Об образовании в Российcкой Федерации» (12.05.04-образование-проект3.0.5.doc) п. 2 ст. 103.

67 Вавилов А. И. Правовые основы приносящей доход деятельности образовательных учреждений. Ж-л «Нормативные документы образовательного учреждения», № 10. 2011 г. Дата публикации: 09.09.2011. Прямая ссылка

68Гражданский Кодекс РФ ст. 52.

69Гражданский Кодекс РФ гл. 22.

70Гражданский Кодекс РФ ст. 50.

71Гражданский Кодекс РФ ст. 2.

72Гражданский Кодекс РФ ст.2.

73Налоговый кодекс РФ

74 Вавилов А. И. Правовые основы приносящей доход деятельности образовательных учреждений. Ж-л «Нормативные документы образовательного учреждения», № 10. 2011 г. Дата публикации: 09.09.2011. Прямая ссылка

75 Вавилов А. И. Правовые основы приносящей доход деятельности образовательных учреждений. Ж-л «Нормативные документы образовательного учреждения», № 10. 2011 г. Дата публикации: 09.09.2011. Прямая ссылка

76 Вавилов А. И. Правовые основы приносящей доход деятельности образовательных учреждений. Ж-л «Нормативные документы образовательного учреждения», № 10. 2011 г. Дата публикации: 09.09.2011. Прямая ссылка

77Гражданский Кодекс РФ ст. 120, 296.

78Гражданский Кодекс РФ ст. 128–130.

79 Вавилов А. И. Правовые основы приносящей доход деятельности образовательных учреждений. Ж-л «Нормативные документы образовательного учреждения», № 10. 2011 г. Дата публикации: 09.09.2011. Прямая ссылка

80Вершинина В. В. Приносящая доход деятельность государственных (муниципальных) учреждений. НПО «Криста». Дата публикации: 21.02.2011 г.

81 Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 N 505 (ред. от 15.09.2008) «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».

82 Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 N 505 (ред. от 15.09.2008) «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг». Общие положения.

83Проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации) / 12.05.04-образование-проект 3.0.5.doc.

84Распоряжение Управления образования Администрации  г. Екатеринбурга от 07.09.2009 № 675-ру  «ПОЛОЖЕНИЕ  о порядке комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, муниципального образования «город Екатеринбург»

85Там же п. 10.

86Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»

87 ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении  высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)

88 ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении  высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)

89 Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2011 N 2895 «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.01.2012 N 23011)

90 ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении  высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)

91Пункт 27 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

92Пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 135; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 1, ст. 21; N 2, ст. 360; N 7, ст. 838; N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280; N 49, ст. 6070, ст. 6074; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 7, ст. 786, ст. 787; N 46, ст. 5419; 2010, N 19, ст. 2291; N 46, ст. 5918; 2011, N 6, ст. 793; N 25, ст. 3537; N 30, ст. 4590).

93Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 294 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 17, ст. 1888; 2009, N 38, ст. 4487).

94Часть 4 статьи 4 Федерального закона от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 46, ст. 5418).

95Пункт 3 статьи 16 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 6, ст. 793; N 27, ст. 3871).

StudFiles.net

Льготы работникам, совмещающим работу с обучением

Все льготы работникам, совмещающим работу с обучением, выражаются в предоставлении им большего свободного от работы времени для успешной учебы и повышения квалификации. Такие льготы являются специальными, относятся к институту рабочего времени и времени отдыха и отражают дополнительные гарантии права на отдых для этой категории работников.

При подготовке кадров непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях теоретические занятия и производственное обучение проводятся в пределах рабочего времени, установленного законодательством для работников соответствующих возрастов, профессий и производств.

Обучающиеся в образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной форме (т.е. без отрыва от производства), выполняющие учебный план, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством РФ (п. 8 ст. 50 Закона РФ «Об образовании», с изм. и доп., вступившими в силу 12 ноября 2012 г.).

Указанные льготы более подробно закреплены в главе 26 ТК РФ и в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (в ред. от 1 февраля 2012 г.) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Работникам, обучающимся без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, предусмотренные законодательством льготы предоставляются при условии, если эти учреждения имеют государственную аккредитацию (ст. 173 ТК РФ).

Работников, обучающихся без отрыва от производства в общеобразовательных школах, а также в профессионально-технических учебных заведениях, в дни занятий запрещается привлекать к сверхурочным работам.

Для работников, успешно обучающихся без отрыва от производства в общеобразовательных школах рабочей молодежи в период учебного года, рабочая неделя (как нормальная, так и сокращенная) уменьшается на один рабочий день или на соответствующее количество рабочих часов, а для обучающихся в школах сельской молодежи — на два рабочих дня или соответствующее количество часов (при сокращении рабочего дня в течение недели). За время освобождения платы по основному месту работы, но не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда (ст. 177 ТК РФ). Кроме того, работодатель организации имеет право предоставлять им по их желанию без ущерба для производственной деятельности в период учебного года дополнительно еще один или два свободных от работы дня без сохранения заработной платы.

Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка:

  • для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах — соответственно по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов — соответственно по 50 календарных дней (при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе — 50 календарных дней);
  • для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — четыре месяца;
  • для сдачи итоговых государственных экзаменов — месяц.

Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы следующим работникам:

  • допущенным к вступительным испытаниям в образовательные учреждения высшего профессионального образования — 15 календарных дней;
  • слушателям подготовительных отделений образовательных учреждений высшего профессионального образования для сдачи выпускных экзаменов — 15 календарных дней;
  • обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации — 15 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — четыре месяца, для сдачи итоговых государственных экзаменов — месяц.

Работникам, обучающимся по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующего учебного заведения и обратно.

Работникам, обучающимся по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования на период 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50% среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.

По соглашению сторон трудового договора сокращение рабочего времени производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня в течение недели.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в указанных учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка:

  • для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах — соответственно по 30 календарных дней, на каждом из последующих курсов — соответственно по 40 календарных дней;
  • для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — два месяца;
  • для сдачи итоговых государственных экзаменов — месяц.

Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы следующим работникам:

  • допущенным к вступительным испытаниям в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования — 10 календарных дней;
  • обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации — 10 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — два месяца, для сдачи итоговых экзаменов — месяц;
  • обучающимся но заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения указанного образовательного учреждения и обратно в размере 50% стоимости проезда;
  • обучающимся по очно-заочно (вечерней) и заочной формам обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования в течение 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов устанавливается но их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов; за время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50% среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.

По соглашению сторон трудового договора сокращение рабочего времени производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня в течение недели.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

Если работники успешно обучаются в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях начального профессионального образования (независимо от их организационно-правовых форм), то им предоставляются дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для сдачи экзаменов на 30 календарных дней в течение года.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях начального профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

Работникам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для сдачи выпускных экзаменов в IX классе — 9 календарных дней, в XI (XII) классе — 22 календарных дня.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

Работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, в период учебного года устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на один рабочий день или на соответствующее ему количество рабочих часов (при сокращении рабочего дня в течение недели). За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50% среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые.

К дополнительным отпускам, предусмотренным ст. 173—176 ТК РФ, по соглашению работодателя и работника могут присоединяться ежегодные оплачиваемые отпуска.

Для работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, совмещающих учебу в высших учебных заведениях с работой, коллективным договором или трудовым договором (контрактом) могут предусматриваться увеличение продолжительности дополнительных отпусков, предоставление отпуска с сохранением заработной платы и иные льготы (п. 5 ст. 17 Федерального закона от 29 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

isfic.info

Похожие статьи