Закон для васЛьготыЛьготы подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской аэс

Льготы подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской аэс

Нет времени читать? Сохрани

(в ред. Закона РФ от 18.06.1992 N 3061-1,Федеральных законов от 24.11.1995 N 179-ФЗ,от 11.12.1996 N 149-ФЗ, от 16.11.1997 N 144-ФЗ, от 17.04.1999 N 79-ФЗ,от 05.07.1999 N 127-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2001),от 12.02.2001 N 5-ФЗ, от 06.08.2001 N 110-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ,от 11.12.2002 N 168-ФЗ, от 23.10.2003 N 132-ФЗ, от 26.04.2004 N 31-ФЗ,от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 02.02.2006 N 20-ФЗ,от 18.07.2006 N 112-ФЗ, от 05.12.2006 N 207-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ,от 01.03.2008 N 18-ФЗ, от 14.07.2008 N 110-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,от 22.12.2008 N 269-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 28.04.2009 N 72-ФЗ,от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 04.06.2011 N 130-ФЗ, от 11.07.2011 N 206-ФЗ,от 16.11.2011 N 318-ФЗ, от 30.11.2011 N 346-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ,от 30.12.2012 N 329-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 02.07.2013 N 151-ФЗ,от 02.07.2013 N 154-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.12.2013 N 373-ФЗ,от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 04.10.2014 N 291-ФЗ, от 22.12.2014 N 428-ФЗ,от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 29.12.2015 N 388-ФЗ,от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 19.12.2016 N 444-ФЗ, от 19.12.2016 N 461-ФЗ,от 28.12.2016 N 509-ФЗ, от 30.10.2017 N 307-ФЗ, от 07.03.2018 N 47-ФЗ,от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 04.06.2018 N 144-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ,с изм., внесенными Федеральными законами от 26.11.1998 N 175-ФЗ,от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ,Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П,Федеральными законами от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ,Постановлениями Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 N 17-П,от 30.01.2013 N 3-П,Федеральными законами от 28.06.2014 N 200-ФЗ,от 06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. 19.12.2016),Постановлением КС РФ от 16.03.2018 N 11-П)

www.Consultant.ru

Кроме компенсационных выплат Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон №1244-1) также предусмотрен ряд льгот для граждан, которые подверглись воздействию радиации в результате чернобыльской катастрофы. Основное отличие компенсаций от льгот — компенсации — это дополнительные выплаты, а льготы – преимущества, предоставляемые определенным категориям граждан, например, установка телефона вне очереди, бесплатный проезд на транспорте, дополнительный отпуск и так далее.

Рассмотрим некоторые виды льгот, предусмотренные Законом №1244-1, при предоставлении которых зачастую возникает вопросы, связанные с налогообложением, и их неоднозначное толкование.

Нужно помнить, что статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) к доходам, не подлежащим обложению НДФЛ, отнесены:

«1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;

3) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья».

Таким образом, суммы, выплачиваемые работникам и не являющиеся компенсациями, являются объектом обложения НДФЛ.

В соответствии со статьей 238 НК РФ не являются объектом налогообложения ЕСН:

«1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья».

Относительно ЕСН существуют две точки зрения. С одной стороны, суммы, не отнесенные к компенсациям, выплачиваются в связи с предоставляемыми гражданам льготами и, следовательно, являются объектом обложения ЕСН. Однако статьей 5 Закона №1244-1 установлено, что все расходы, связанные с реализацией его положений, финансируются из федерального бюджета и организациям, осуществляющим выплаты своим работникам в рамках Закона №1244-1, их расходы возмещаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Таким образом, суммы, выдаваемые работникам, как в порядке компенсации, так и в связи с предоставлением льгот, выплачиваются не из средств организации, а в рамках целевого финансирования и не могут быть включены в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли. Поэтому данные выплаты могут не включаться в налоговую базу по ЕСН на основании пункта 3 статьи 236 НК РФ.

Кроме того, остается открытым вопрос об источнике, за счет которого должен быть начислен ЕСН. Суммы ЕСН, начисленные в данном случае, не могут быть включены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль в налоговом учете и не могут быть отнесены на себестоимость в бухгалтерском. Как правило, ЕСН начисляется за счет того источника, за счет которого произведены выплаты. Выплата денежных сумм в связи с предоставлением льгот осуществляется за счет целевого финансирования из федерального бюджета. Однако, хотя статьей 5 Закона №1244-1 установлено, что организациям возмещаются «расходы, связанные с реализацией положений Закона» (а суммы начисленного ЕСН являются расходами, связанными с выплатой гражданам сумм в связи с предоставленными льготами), возмещение организациям сумм начисленного и уплаченного ЕСН законодательно не предусмотрено.

Тем не менее, поскольку позиция налоговых органов однозначна – все выплаты, не относящиеся к компенсациям, являются объектом обложения ЕСН. Организация, не начисляющая на эти суммы ЕСН на основании пункта 3 статьи 236 НК РФ, должна быть готова отстаивать свою позицию в суде.

Эта льгота предоставляется:

¨   гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием;

¨   инвалидам вследствие катастрофы;

¨   участникам ликвидации последствий катастрофы.

Доплата производится до момента восстановления трудоспособности или установления инвалидности.

Начисление доплаты оформляется бухгалтерской проводкой:

Дебет 86 «Целевое финансирование» Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Статьей 182 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) такая доплата отнесена к гарантиям, поэтому не считается компенсационной выплатой. Понятие гарантии и компенсации дано в статье 164 ТК РФ, согласно которой гарантии — средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений, а компенсации — денежные выплаты, установленные в целях возмещения работниками затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Отнесение этой доплаты к льготам следует из буквального прочтения первого абзаца статьи 15 Закона №1244-1.

Соответственно, сумма доплаты должна включаться в налогооблагаемый доход граждан и с нее должен быть исчислен и удержан НДФЛ.

Относительно начисления ЕСН – смотрите выше.

Дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются в следующих размерах:

¨   21 календарный день (без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда) лицам, работающим в зоне отселения, до их переселения в другие районы — с 26 апреля 1986 года;

¨   14 календарных дней (без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда) лицам, работающим на территории зоны проживания с правом на отселение — с 26 апреля 1986 года;

¨   7 календарных дней (без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда):

ü   лицам, работающим в зоне отселения до их переселения в другие районы, — со 2 декабря 1995 года;

ü   лицам, работающим на территории зоны проживания с правом на отселение, — со 2 декабря 1995 года;

ü   лицам, работающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы), — до 2 декабря 1995 года;

¨   14 календарных дней:

ü   лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

ü   инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы;

ü   участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в 1986-1987 годах;

ü   гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения (статьи 14, 15, 17 Закона №1244-1).

Граждане, занятые на работах в зоне отчуждения, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск, размер которого Законом №1244-1 не установлен.

Начисление оплаты дополнительного отпуска оформляется бухгалтерской проводкой:

Дебет 86 «Целевое финансирование» Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

В соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Так как предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска является льготой, суммы оплаты дополнительного отпуска на наш взгляд являются доходом, подлежащим обложению НДФЛ.

Кроме того, в соответствии с Законом №1244-1 гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, гарантируется получение дополнительного оплачиваемого отпуска. Понятие гарантии и компенсации дано в статье 164 ТК РФ. Таким образом, оплата дополнительного отпуска является гарантией, не может быть отнесена к компенсационной выплате и, соответственно, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке (Письмо МНС Российской Федерации от 6 мая 2004 года №04-2-07/4 «О налогообложении доходов физических лиц»).

Но налоговые органы придерживаются иной точки зрения. По мнению налоговиков, суммы оплаты дополнительного отпуска, предусмотренного статьями 14 и 19 Закона №1244-1, предоставляемого гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, следует отнести к компенсационным выплатам, связанным с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Исходя из изложенного, по мнению МНС, выплаты по дополнительным отпускам, связанные с возмещением вреда, причиненного гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. Такая точка зрения изложена в Письме Минфина Российской Федерации от 27 сентября 2004 года №03-05-02-04/23. По мнению Минфина Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 217 НК РФ суммы оплаты дополнительного отпуска, предоставляемого «чернобыльцам» на основании Закона №1244-1, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц как выплаты, производимые в соответствии с действующим законодательством (Письмо Минфина Российской Федерации от 7 августа 2003 года №04-04-06/155).

Исходя из вышеизложенного, организациям, не облагающим дополнительные отпуска «чернобыльцам» налогом на доходы, нужно быть готовыми отстаивать свою позицию в суде.

Суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, не могут рассматриваться как выплаты, осуществляемые работодателем по трудовым договорам. Статьей 116 ТК РФ предусмотрены случаи, когда работнику могут быть предоставлены ежегодные дополнительные оплачиваемые работодателем отпуска, однако предоставление дополнительного отпуска на основании Закона №1244-1 непосредственно не связано с выполнением текущих трудовых обязанностей работником, особыми условиями его труда у работодателя, с которым он в данный момент состоит в трудовых отношениях. Следовательно, суммы оплаты дополнительных отпусков не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу. Аналогичного мнения придерживается Минфин Российской Федерации в Письме от 30 сентября 2003 года №04-04-04/109, а также от 23 сентября 2004 года №03-05-02-04/21.

Согласно статье 126 ТК РФ часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.

Статьей 5 Закона №1244-1 установлено, что финансирование расходов, связанных с реализацией этого Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. В связи с этим считаем, что выплачиваемая организацией работнику сумма денежной компенсации взамен дополнительного отпуска в данном случае не может формировать финансовые результаты деятельности организации, так как подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета. Рассмотрим на примере, как отражаются в бухгалтерском учете данные операции.

Пример 1.

Работнику ООО «Феникс» Котову П.К., принимавшему участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в отчетном месяце предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск 28 календарных дней и на основании его письменного заявления выплачивается денежная компенсация взамен 14 дней дополнительного отпуска в размере 3556 рублей. Котов П.К. имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 500 рублей:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

3 556

Отражена сумма денежной компенсации, выплачиваемой работнику взамен 14 дней дополнительного отпуска, подлежащая возмещению из федерального бюджета

Отражена задолженность перед работником в сумме денежной компенсации, выплачиваемой ему взамен 14 дней дополнительного отпуска

Удержан НДФЛ с суммы компенсации (3556-500) х 13%

3 159

Произведена выплата денежной компенсации работнику

55 (51)

3 556

При получении из бюджета отражена сумма выплаченной Котову компенсации взамен дополнительного отпуска

Окончание примера.

Согласно Закону №1244-1 гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 % среднего заработка, не превышающего максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, независимо от непрерывного стажа работы.

Напомним, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (в том числе и по уходу за больным ребенком) за полный календарный месяц не может превышать 11 700 рублей.

Данная льгота предоставляется:

¨   гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием;

¨   инвалидам вследствие катастрофы;

¨   участникам ликвидации последствий катастрофы;

¨   гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения;

¨   гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне проживания с правом на отселение;

¨   гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы.

Средства для финансирования расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности перечисляются из федерального бюджета исполнительным органам ФСС Российской Федерации, которые в дальнейшем отчитываются о целевом использовании этих средств.

В организации начисление пособия по временной нетрудоспособности отражается обычной проводкой:

Дебет 69-1 «Расчеты по социальному страхованию» Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

При расчете суммы пособия рассчитывается средний заработок работника, непрерывный стаж работника не принимается во внимание и пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка.

Обратите внимание: суммы, превышающие размер пособий, назначенных по общим основаниям, должны быть выделены в отчетах, представляемых в ФСС Российской Федерации, так как они возмещаются фонду из федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 217 НК РФ пособия по временной нетрудоспособности подлежат обложению НДФЛ. На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 238 НК РФ эти суммы не подлежат обложению ЕСН.

В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона №1244-1 гражданам, указанным в пункте 7 статьи 13 Закона №1244-1, гарантируется выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации. Выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет производится работникам организаций и учреждений различных форм собственности, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

Данная льгота предоставляется:

¨   гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне проживания с правом на отселение;

¨   гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом;

¨   гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы.

Размер вознаграждения определяется в зависимости от стажа работы в зоне и степени ее радиоактивного загрязнения.

Порядок выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет утвержден Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1993 года №101 «О Порядке выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет работникам, занятых на работах на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Дополнительное вознаграждение за выслугу лет выплачивается работнику за время, отработанное в данном году на предприятии, в организации и учреждении, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, включая время оплачиваемых отпусков, периоды временной нетрудоспособности, а также время, в течение которого за работником полностью или частично сохранялась заработная плата.

Право на получение дополнительного вознаграждения за выслугу лет возникает у работника, проработавшего на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, более 1 года. Первая выплата вознаграждения производится за фактически отработанное время после возникновения права на это вознаграждение. Начисление вознаграждение за выслугу лет производится исходя из установленного законодательством Российской Федерации размера минимальной оплаты труда, действующей на 31 декабря расчетного года. Вознаграждение выплачивается один раз в год в течение первого квартала следующего за расчетным годом.

Лицам, проработавшим в течение календарного года в различных зонах радиоактивной загрязненности, размер дополнительного вознаграждения за выслугу лет определяется из расчета этого вознаграждения за фактически отработанное время в каждой из зон.

Размер дополнительного вознаграждения за выслугу лет составляет (в процентах от МРОТ):

Зона радиоактивного загрязнения

Стаж работы

От 1 до 5 лет

От 5 до 10 лет

Свыше 10 лет

Отселения

Проживания с правом на отселение

Проживания с льготным социально-экономическим статусом

Стаж работы, дающий право на дополнительное вознаграждение за выслугу лет, исчисляется, начиная с 26 апреля 1986 года. Стаж исчисляется ежегодно по состоянию на 1 января. В этот стаж включается время непрерывной работы на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных на радиоактивно загрязненных территориях. Кроме того, в стаж включаются следующие периоды:

¨   время действительной срочной военной службы, если работник до призыва на военную службу работал на предприятии, в организации, учреждении, расположенных на радиоактивно загрязненной территории, и возвратился после увольнения в запас на прежнее место работы в течение трех месяцев (не считая времени переезда);

¨   время обучения на курсах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров с отрывом от работы, если работник до поступления на курсы и после их окончания работал на предприятии, в организации, учреждении, расположенных на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению;

¨   время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Стаж работы, дающий право на получение дополнительного вознаграждения за выслугу лет, не прерывается, но время перерывов в этот стаж не включается в следующих случаях:

¨   при переводе или командировании работника в установленном порядке на срок свыше трех месяцев за пределы территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению;

¨   при поступлении на работу в течение месяца после прекращения инвалидности или болезни, продолжавшейся свыше четырех месяцев и вызвавшей увольнение, если работник вернулся на предприятие, в организацию, учреждение, расположенные на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению. Месячный период в этих случаях исчисляется со дня восстановления трудоспособности или изменения инвалиду трудовой рекомендации по заключению ВТЭК, позволяющей принять (перевести) его на работу;

¨   при поступлении на работу, дающую право на получение дополнительного вознаграждения за выслугу лет, после увольнения в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, ликвидацией предприятия, организации, учреждения, расположенных на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, если перерыв в работе не превышает трех месяцев, не считая времени переезда к новому месту работы;

¨   при возвращении на работу, дающую право на получение дополнительного вознаграждения за выслугу лет, по окончании высшего или среднего специального учебного заведения, если перерыв между окончанием учебы либо досрочным отчислением его из учебного заведения и поступлением на работу не превышал трех месяцев;

¨   при возвращении на работу, дающую право на получение дополнительного вознаграждения за выслугу лет, пенсионеров по старости (впервые после ухода на пенсию), которые до ухода на пенсию были заняты на этих работах.

Основным документом для определения непрерывного трудового стажа для начисления дополнительного вознаграждения за выслугу лет является трудовая книжка. Подтверждение непрерывного стажа работы, дающего право на получение дополнительного вознаграждения за выслугу лет, свидетельскими показаниями не допускается.

Следует отметить, что во всех случаях исчисления среднего заработка, сохраняемого за работником в соответствии с действующим законодательством (за время отпуска, за периоды временной нетрудоспособности, при начислении пенсии и так далее), дополнительное вознаграждение за выслугу лет не учитывается.

Начисление дополнительного вознаграждения за выслугу лет оформляется проводкой:

В Письме Минфина Российской Федерации от 24 января 2005 года №03-05-02-04/8 указано, что в соответствии с абзацем 1 статьи 19 Закона №1244-1 дополнительное вознаграждение за выслугу лет, предусмотренное пунктом 5 статьи 18 Закона №1244-1, является одной из мер социальной поддержки и производится только работникам предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Поэтому, по мнению Минфина Российской Федерации, указанная выплата не рассматривается как «возмещение вреда», то есть в качестве компенсации, а, следовательно, подлежит обложению НДФЛ и ЕСН в установленном порядке, являясь одной из форм оплаты труда.

Все льготы по налогам и сборам предоставляются только в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктами 7, 17 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года №1738-1 «О плате за землю» от уплаты земельного налога полностью освобождаются:

¨   инвалиды I и II групп;

¨   граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Пунктом 5 Инструкции МНС Российской Федерации от 21 февраля 2000 года №56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю» к числу граждан, подвергшихся воздействию радиации и полностью освобождаемых от уплаты земельного налога, отнесены все категории граждан, имеющих право на льготы и компенсации в соответствии с Законом №1244-1. Данным Законом льготы по этому налогу предоставлены:

ü   гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (Законом №1244-1 установлено предоставление льгот по налогам и сборам без уточнения, по каким именно налогам);

ü   инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, включая III группу из числа:

1.   граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

2.   военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

3.   граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;

4.   граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;

ü   гражданам, (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

ü   военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;

ü   лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения;

ü   гражданам, в том числе военнослужащим и военнообязанным, призванным на военные сборы и принимавшим участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»;

ü   младшему и среднему медицинскому персоналу, врачам и другим работникам лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившим сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;

ü   гражданам (в том числе временно направленные или командированные), принимавшим в 1988 — 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

ü   военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1988 — 1990 годах службу в зоне отчуждения;

ü   гражданам, занятым на работах в зоне отчуждения;

ü   гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным (переселяемые), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;

ü   гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение;

ü   гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;

ü   гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы;

ü   гражданам, занятым на работах в зоне отселения (не проживающим в этой зоне);

ü   гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;

ü   военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящим (проходившим) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Однако, Законом установлено, что в компенсациях и льготах потерпевшему должно быть отказано либо размер их должен быть уменьшен (по решению суда) в случае, если радиационный ущерб причинен и (или) риск его причинения увеличился вследствие умысла потерпевшего.

Основанием для предоставления льгот перечисленным лицам являются удостоверения инвалидов, удостоверения участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В статье 4 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» установлено, что лица, получающие льготы в соответствии с Законом №1244-1 освобождаются от уплаты налога на строения, помещения и сооружения.

Закон №1244-1 предусматривает предоставление льготы по этому налогу. Кроме того, Инструкцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 2 ноября 1999 года №54 «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» конкретизирован круг лиц, освобожденных от уплаты налога на строения, помещения и сооружения. В соответствии с подпунктом «д» пункта 5 указанной Инструкции от уплаты налога освобождаются следующие категории граждан: граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и получающие льготы в соответствии с Законом №1244-1, в том числе пострадавшие от катастрофы, и участники ликвидации ее последствий, переселившиеся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания независимо от того, являются ли они ее гражданами, в соответствии с международными договорами Российской Федерации:

·   граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

·   инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:

o   граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

o   военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

o   граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;

o   граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;

·   граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

·   военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в 1986 — 1987 годах для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;

·   лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения;

·   граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»;

·   младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;

·   рабочие и служащие, а также военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, получившие профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения;

·   граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития;

·   граждане, переселенные (в том числе выехавшие добровольно) из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития, сроком на 5 лет со дня эвакуации (переселения);

·   граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;

·   граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;

·   граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и последующие годы сроком на 5 лет со дня эвакуации (переселения);

·   граждане, переселившиеся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение при условии получения ими права выхода на пенсию на льготных основаниях, связанных с проживанием в данной зоне и других зонах радиоактивного загрязнения (за исключением граждан, эвакуированных, в том числе выехавших добровольно, в 1986 году из зоны отчуждения; переселенных, в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития; и переселившихся в добровольном порядке без заключения контрактов и договоров с соответствующей администрацией после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения). При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения не влечет за собой возникновения права на получение льгот;

·   дети и подростки, страдающие болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей, а также на последующие поколения детей в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленных генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей.

Лица, имеющие право на льготы, согласно Закону Российской Федерации от 9 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. Для получения льгот представляется специальное удостоверение инвалида и удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также специальное удостоверение, выдаваемое органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в котором указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения. В случае выезда с территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на новое место жительства гражданам выдаются справки установленного образца.

Обратите внимание: в случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится по письменному заявлению налогоплательщика, но не более чем за три года.

Законом №1244-1 было предусмотрено освобождение от уплаты налога на транспортные средства следующим категориям граждан:

¨   гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием (Законом №1244-1 установлено предоставление льгот по налогам и сборам без уточнения, по каким именно налогам);

¨   инвалидам вследствие катастрофы (Законом №1244-1 установлено предоставление льгот по налогам и сборам без уточнения, по каким именно налогам);

¨   гражданам, работающим в зоне проживания с правом на отселение;

¨   гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы;

¨   гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения – сроком на пять лет со дня эвакуации (переселения).

С 1 января 2003 года налог на транспортные средства отменен в связи с вступлением в действие главы 28 НК РФ «Транспортный налог». Статьей 356 главы 28 НК РФ определено, что льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими и вводящими налог на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Во многих субъектах Российской Федерации приняты соответствующие законы о транспортном налоге, в частности:

Закон города Москвы от 23 октября 2002 года №48 «О транспортном налоге»;

Закон Томской области от 4 октября 2002 года №77-ОЗ «О транспортном налоге»;

Закон Алтайского края от 10 октября 2002 года №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края»;

Закон Тверской области от 6 ноября 2002 года №75-ЗО «О транспортном налоге в Тверской области»;

Закон Калининградской области от 16 ноября 2002 года №193 «О транспортном налоге»;

Закон Омской области от 18 ноября 2002 года №407-ОЗ «О транспортном налоге»;

Закон Тюменской области от 19 ноября 2002 года №93 «О транспортном налоге»;

Закон Новосибирской области от 22 ноября 2002 года №69-ОСД «О транспортном налоге»;

Закон Ленинградской области от 22 ноября 2002 года №51-ОЗ «О транспортном налоге» и так далее.

Следует заметить, что некоторые субъекты Российской Федерации при введении транспортного налога вообще не установили никаких льгот для налогоплательщиков: Закон Ульяновской области от 15 ноября 2002 года №056-ЗО «О транспортном налоге», Закон Алтайского края от 10 октября 2002 года №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края». Но большинство субъектов Российской Федерации решили предоставить отдельным категориям налогоплательщиков льготы при уплате транспортного налога. Таким образом, законодательные органы власти по-разному определяют льготные категории налогоплательщиков.

В соответствии со статьей 9 Закона города Москвы от 23 октября 2002 года №48 «О транспортном налоге» льгот для физических лиц, являющихся участниками ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, действующим налоговым законодательством не предусмотрено (Письмо УМНС Российской Федерации по городу Москве от 12 апреля 2004 года №23-10/3/24519).

Но в случае освобождения от уплаты налога каких-либо организаций или физических лиц в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, такие лица не производят исчисление налога с зарегистрированных на них транспортных средств.

В соответствии со статьей 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортным налогом автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) инвалидами через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.

Приказом МНС Российской Федерации от 9 апреля 2003 года №БГ-3-21/177 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации» утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 НК РФ. Согласно пункту 33 указанных Методических рекомендаций физические лица, отнесенные законом субъекта Российской Федерации о транспортном налоге к льготной категории, представляют в налоговые органы документы, подтверждающие их право на льготу по данному налогу.

Более подробно с вопросами, касающимися ведения трудовой деятельности и налогообложение иностранных физических лиц и льгот и компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Порядок ведения трудовой деятельности и налогообложение иностранных физических лиц. Чернобыльская авария: льготы и компенсации».

www.audit-it.ru

Лицам, которые проводили работу по устранению аварии в Чернобыле и их семьям, по законодательству Российской Федерации полагаются льготы. Кто их вправе получать и в каком размере — указывается в положениях Федерального Закона № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Описание ФЗ о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации

В апреле 1986 года произошла катастрофа на атомной электростанции в Чернобыле. При взрыве в окружающую среду было выброшено множество радиоактивных веществ, которые пагубно сказываются на здоровье людей. В связи с этим 15 мая 1991 года был создан Федеральный Закон № 1244-1.

Регламентирует закон права населения, которое принимало участие в ликвидации последствий катастрофы. Также закон содержит аспекты о положенных компенсациях лицам, имеющим отношение к Чернобыльской аварии. Описывает и процедуру проведения контроля за соблюдением норм настоящего закона.

Состоит Федеральный Закон № 1244-1 из 7 разделов и 49 статей:

  • 1-ый Раздел (состоит из статей 1 — 6) — указывает на общие положения закона — цели, задачи, как осуществляется финансирование, права лиц, которые пострадали из-за аварии;
  • 2-ой Раздел (статьи 7 — 12) — обуславливает меры, направленные на оздоровление территорий, которые пострадали в результате катастрофы;
  • 3-ий Раздел закона (статьи 13 — 28) — содержит положения о статусе граждан, которые были подвержены радиации;
  • 4-ый Раздел (статьи 28.1 — 38) — указывает на пенсионное обеспечение для пострадавших лиц от чернобыльской АЭС;
  • 5-ый Раздел (статьи 39 — 42) — содержит положения о полагающейся компенсации;
  • 6-ой Раздел закона (ст. 43- 46) — характеризует права и полномочия учреждений, организаций и общественных объединений в связи с катастрофой;
  • 7-ой Раздел (ст. 47 — 49) — обуславливает положения контролирования исполнения норм настоящего закона.

Краткое содержание и название закона целиком подверглись изменениям, дополнениям и внесению поправок 28 декабря 2016 года.

Основные положения закона о чернобыльцах

ФЗ о социальной защите чернобыльцев преследует цель — защитить права и интересы граждан, которые оказались в области влияниях вредных химикатов, возникших из-за случившейся катастрофы на АЭС, либо которые участвовали в ликвидации последствий от взрыва.

Настоящий закон определяет государственную политику в сфере предоставления социальной поддержки людям, которые пострадали из-за взрыва на Чернобыльской атомной электростанции.

Пострадавшие граждане вправе рассчитывать на:

  • возмещение вреда, который был причинен здоровью вследствие взрыва на Чернобыльской АЭС;
  • возмещение вреда, который был нанесен имуществу;
  • возмещение вреда за полученный риск для здоровья, вследствие проживания и проведения работ на радиоактивной территории;
  • предоставление государственной социальной поддержки.

По закону о чернобыльской катастрофе, социальная поддержка заключается в предоставлении ежемесячных мер, способствующих улучшению благосостояния граждан и их семей. Подробно все меры описывает 4 статья настоящего ФЗ.

Льготы чернобыльцам

По закону, размер и периодичность льготных выплат напрямую зависит от того, на какой чернобыльской территории находился человек. Чтобы понять, какую помощь может предоставить государство, следует знать в какой зараженной зоне находился человек. После происшествия катастрофы на чернобыльской АЭС, территория была разделена на 4 зоны:

Чернобыльская зона отчуждения — подразумевает часть радиационной территории, которая окружает чернобыльскую АЭС. Законом запрещается на данной местности устанавливать поселения и использовать природные ресурсы.

Чернобыльская зона отселения. Переселение лиц, которые проживали в данной местности. Переселение проводится в другие области. Это необходимо для максимального снижения ущерба от радиации. Те граждане, которые согласились покинуть место заражения, вправе рассчитывать на соц. помощь.

Чернобыльская зона права на отселение. Часть местности, на которой специалисты периодически проводят медицинский осмотр жителей, а также проводят меры, направленные на оздоровление населения. Согласно закону, люди, которые выезжают на ПМЖ в другую область, вправе рассчитывать на компенсации и льготы от государства.

Чернобыльская зона граждан, подразумевает категорию людей, которые вправе получать социальные выплаты и льготы.

ФЗ о ЧАЭС в последней редакции регламентирует категорию лиц, которые вправе получать льготы:

  • граждане, у которых есть лучевая болезнь или иной диагноз, связанный с катастрофой на чернобыльской АЭС;
  • граждане, которые перенесли лучевую болезнь или иное заболевание, если заболевание произошло из-за чернобыльской аварии или из-за последствий ее устранения;
  • люди, ставшие инвалидами из-за аварии на чернобыльской АЭС или из-за проведения работ по ее устранению;
  • вдовам чернобыльцев.

Закон о соцзащите чернобыльцев предоставляет льготы гражданам, пострадавшим от катастрофы на чернобыльской АЭС:

  • повышение качества жилищных условий;
  • 50% скидки на оплату жилплощади;
  • 50% скидки на внесение платы за коммунальные услуги;
  • право не быть сокращенным, при условии официального трудоустройства;
  • выделение части земли вне очереди для строительства жилья;
  • внеочередное право на получение медицинского обслуживания;
  • обслуживание вне очереди в аптеках;
  • пострадавшие граждане от чернобыльской аварии и члены их семей вправе вне очереди устроить детей в санатории, лечебные центры, и в детские сады;
  • им предоставляются места в домах для престарелых;
  • при подаче документов в ВУЗ, по закону, у детей чернобыльцев есть привилегии.

По Федеральному Закону «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС», гражданам положены льготные отпуска. Предоставляется отпуск только пострадавшим гражданам вследствие происшествия на Чернобыльской атомной электростанции, либо устранявшим последствия катастрофы. Они вправе рассчитывать на предоставляемый очередной отпуск, который, согласно закону, работодатель обязан оплачивать. Привилегией считается, что гражданин вправе самостоятельно выбрать дату предполагаемого отдыха.

Помимо очередного оплачиваемого отпуска, пострадавшим вследствие чернобыльской аварии полагается дополнительный отдых на 14 календарных дня. Люди, находившиеся на местности с правом переселения и родившиеся не позднее 1 апреля 1987 года, вправе рассчитывать на дополнительный оплачиваемый отпуск на 7-14 календарных дня.

Согласно закону, члены семьи пострадавшего человека от радиации чернобыльской атомной станции, имеют право на получение пенсии в связи с потерей кормильца.

Члены семьи, которые вправе получать денежную помощь:

  • несовершеннолетние дети;
  • муж или жена, являющиеся опекунами ребенка погибшего человека в возрасте 14 лет;
  • супруг или супруга погибшего в возрасте 55 (50) лет, или до наступления инвалидности;
  • родители погибшего, являющиеся нетрудоспособными;
  • дедушка и бабушка, достигшие возраста пенсии (60 и 55 лет) или получившие статус инвалида. (О том, как получить такой статус в ФЗ о социальной защите инвалидов).

Выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации

Федеральный Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусматривает пострадавшим гражданам ежемесячные выплаты. Список предоставляемых выплат следующий:

  1. Компенсация до прежней зарплаты, в случае, когда гражданин из-за неблагоприятного состояния здоровья был переведен. По закону, компенсация выплачивается либо до присвоения статуса инвалида, либо до возвращения полной трудоспособности;
  2. Компенсация в связи с нетрудоспособностью. Подобные выплаты составляют 100% от средней заработной платы гражданина;
  3. Ежемесячно государство платит пособие чернобыльцам с детьми до 14 лет. Сумма пособия равна 881,25 руб. По закону, эти денежные средства должны расходоваться на продукты питания;
  4. По закону, детям пострадавших граждан положены льготы на питание: в школе — 84,21 руб., в детском саду — 433,06 руб.;
  5. Государство производит ежемесячные выплаты инвалидам за полученный ущерб на чернобыльской АЭС:
  • инвалидам 1-ой группы положены ежемесячные выплаты в размере 18 425,94 руб.;
  • инвалидам 2-ой группы полагается 9 212,98 руб.;
  • инвалидам 3-ей группы выплачивается 3 685, 17 руб.

Согласно закону № 1244-1, выплаты и компенсации полагаются лицам, которые вынуждены были переехать на ПМЖ с радиоактивной чернобыльской местности. Выплачиваются денежные средства за имущество, также возмещаются расходы, связанные с переселением:

  • жилье и дачный участок, которые на момент 1 января 1994 года были собственностью гражданина;
  • жилое имущество, которое было в зоне поражения радиоактивными веществами;
  • домашний скот, который был подвержен радиации вследствие взрыва на чернобыльской АЭС;
  • утраченный посев.

Что необходимо для получения выплат?

Получение выплат гражданам, пострадавшим от последствий чернобыльской аварии, подлежит оформлению в любое время, т.к. срок давности не предусмотрен. Для получения ежемесячной финансовой помощи, следует обратиться в службу социальной поддержки. При обращении в учреждение, необходимо предоставить пакет документов:

  • заявление на предоставление компенсации;
  • копия удостоверения чернобыльца;
  • копии страниц трудовой книжки (нужны: первая стр. и стр. о последнем месте работы);
  • копия справки о присуждении статуса инвалида.

Скачать образец заявления по ссылке.

Скачать закон 1244-1

ФЗ о Чернобыле направлен на улучшение качества жизни лицам, принимавшим участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, а также пострадавшим при чернобыльской АЭС. Чтобы понять, какая категория населения вправе рассчитывать на социальную помощь и какой будет размер компенсаций, необходимо изучить закон о чернобыльцах.

Скачать Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», можно по ссылке.

А узнать больше про Закон о гражданской обороне можете по ссылке: 

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • +7 (499) 350-88-72 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 309-46-73 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.

210fz.ru

Льготы чернобыльцам установлены федеральным законом № 1244-1 от 15.05.1991. Пострадавшие граждане и их потомки обеспечиваются дополнительными выплатами, гарантиями по улучшению жилья и бесплатными услугами медицинских учреждений.

Скачать для просмотра и печати:

Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 28.12.2016) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Нормы российского законодательства

Статьей 7 закона № 1244-1 от 15.05.1991 определены четыре категории зон воздействия радиации. Льготный статус граждане получают в зависимости от проживания в конкретном регионе, а также с учетом факта участия в ликвидации последствий катастрофы.

Перечень загрязненных зон:

Зона: Характеристика
Отчуждения На данных территории запрещено расселение. Хозяйственная деятельность ограничена. Конкретные виды природопользования определяются Правительством РФ.
Отселения В районах осуществляется комплекс медицинских мероприятий, направленных на защиту населения от последствий радиоактивного заражения
С правом на отселение Разрешено заселение регионов. Проводится постоянный контроль за уровнем радиации. О результатах население информируется через СМИ.
Со льготным экономическим статусом Территории с допустимым уровнем радиации. Правительство реализует здесь особые экономические и экологические программы, направленные на повышение уровня жизни населения

Внимание: во всех зонах ведется постоянный мониторинг уровня радиации. По результатам принимается решение об изменении категории отдельных районов и переводе в иную зону (с большей или меньшей опасностью для здоровья людей).

Заражению подверглись районы, ныне принадлежащие различным странам. Льготы пострадавшим от чернобыльской катастрофы на законодательном уровне предоставляются не только в России. Свои законодательные акты приняты:

  • в Беларуси;
  • на Украине;
  • в Казахстане.

Внимание: статус чернобыльца дает право на получение преференций в рамках Трудового кодекса (ТК) РФ. Скачать для просмотра и печати:

Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ

Кому предоставляется статус чернобыльца

Льготное удостоверение полагается всем пострадавшим вследствие ядерной катастрофы. Таких граждан много. И отличаются они:

  • условиями получения поражения;
  • степенью развития недуга.

Кроме того, в число пострадавших включены члены семейств, пораженных лучевой болезнью, людей. Их качество жизни также ухудшилось из-за того, что родной подвергся облучению.

Полный перечень чернобыльцев на 2018 год:

  • люди, проживавшие на пораженных территориях и получившие критические дозы облучения в период аварии;
  • специалисты и рабочие, принимавшие участие в ликвидации;
  • граждане, заболевание у которых выявили впоследствии по прошествии определенного времени с момента аварии;
  • получившие инвалидность, связанную с лучевой болезнью;
  • доноры костного мозга для пораженных (независимо от места проведения операции);
  • проживающие в период с 1996 года по настоящее время в особых зонах на постоянной основе.

Внимание: льготный статус полагается:

  • гражданским лицам, в том числе детям, еще не рожденным в момент аварии (находившимся в материнской утробе);
  • военным и сотрудникам МЧС;
  • врачам и иным специалистам.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Перечень преференций для чернобыльцев

В рамках федерального законодательства владельцам чернобыльского удостоверения предоставляются привилегии, описанные в таблице ниже.

Вид льготы Размер
Скидка на коммунальные платежи:

  • электроэнергию;
  • водоснабжение (горячее и холодное);
  • водоотведение;
  • газ;
  • содержание жилья по социальному найму;
  • вывоз мусора
50%
Приобретение твердого топлива (если дом оборудован печным отоплением) 50%
Право на вступление в жилищный кооператив или товарищество Вне общей очереди
Преимущественное право оставления на службу при сокращении Согласно Трудовому кодексу
Обязательное предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска
Первоочередное трудоустройство при смене места жительства При наличии соответствующей вакансии
Внеочередное обеспечение малолетних услугами дошкольного образования, оздоровительными, лечебными При необходимости
Привилегии, связанные с восстановлением здоровья В лечебных и фармакологических учреждениях
Помещение в дома престарелых Без очереди
Пенсионные преференции Снижение возраста оформления содержания по старости

Для сведения: каждый регион включает в социальную программу собственные льготы для пострадавших от радиации.

Льготные выплаты

В указанном выше законе запланированы меры денежной поддержки чернобыльцев в тех или иных ситуациях. Полный перечень приведен в таблице:

Вид денежной преференции Размер (руб.)
По месту работы
Пособие при переводе на иное место службы в связи с изменениями в состоянии здоровья Рассчитывается от оклада
По временной трудоспособности 100% от среднего заработка за предшествующий период
Дополнительный оплачиваемый отпуск

Детям, рожденным до 01.04.19867

До 14 дней

С 7 до 14 дней

В адрес эвакуированных из зоны отчуждения
Ежемесячно на оздоровление 260,0
Компенсация затрат на переезд (на человека) 1 120,0
Компенсационные выплаты за потерю ценного имущества:

  • домовладений;
  • утраченного урожая;
  • зараженных сельскохозяйственных животных
Рассчитывается по особой формуле
Инвалидам-чернобыльцам доплата
1 группы 16 338,0
2 группы 8 169,0
3 группы 2 367,0
Льготная пенсия по инвалидности
1 группы 23 845,45
2 группы 11 922,73
3 группы 5 961,36

Привилегии для детей чернобыльцев и иных родственников

В связи с особенностями воздействия радиации на репродуктивную функцию человека, поддержка оказывается детям, чьи родители пострадали от катастрофы.

Вид льготы Размер (руб.)
На каждого несовершеннолетнего
До 14 лет 300,0
С 14 до 18 800,0
Инвалиду-иждивенцу, потерявшему родителя вследствие катастрофы на АЭС 20 000,0
Ребенку-инвалиду Соответствующее пенсионное содержание
Компенсация на похороны Устанавливается правительственным постановлением
На каждого малолетнего (до 14 лет) компенсация на питание (только пострадавшим от взрыва) 781,4
После совершеннолетия
Преимущественное зачисление абитуриента в ВУЗ при равных баллах
Скидка на оплату коммунальных услуг 50%
Предоставление места в детском саду (ребенку или внуку льготника) Без очереди
Преференции, установленные в Трудовом кодексе Кроме дополнительного отпуска
Другим родственникам
Сохранение скидки на оплату ЖКХ 50%
Преимущественное предоставление места в домах престарелых
Пенсия по утрате кормильца Установлен соответствующим законом

Где можно получить льготы

Преференции чернобыльцам, установленные на федеральном уровне, обязаны предоставлять организации и предприятия всех форм собственности. Особые выплаты начисляют и выдают:

  • органы соцзащиты;
  • Пенсионный фонд;
  • работодатели (отпускные, больничные и другое).

Льготное медицинское обслуживание предоставляет медучреждение, к которому пострадавший «приписан». Некоторые привилегии обязаны выделять местные властные структуры:

  1. постановка на учет на улучшение жилищных условий и выделение помещений;
  2. предоставление вне очереди мест:
    • в дошкольных образовательных учреждениях;
    • в домах для престарелых;
  3. выделение оздоровительных путевок и другое.

Внимание: чернобыльцу необходимо принести копию удостоверения работодателю при трудоустройстве. Кроме того, документ следует прикрепить к карточке в поликлинике.

Правила получения удостоверения

Для получения привилегий необходимо написать заявление и приложить к нему удостоверение, подтверждающее право. Оформлением таковых занимаются органы социальной защиты населения. Для получения нужно:

  1. Собрать документы, подтверждающие:
    • личность:
      • паспорт;
      • свидетельство о рождении ребенка;
    • льготную категорию:
      • справку о том, что в момент аварии человек был зарегистрирован в соответствующем населенном пункте;
      • подтверждение участия в ликвидации;
      • справку об инвалидности;
      • бумаги, показывающие родственные связи с чернобыльцем;
      • иное.
  2. Написать заявление в соцзащиту:
    • придя лично в отделение по территориальному признаку;
    • в многофункциональном центре;
    • через портал Госуслуг.

Оформление удостоверения занимает не более десяти дней. Этот документ дает основание для получения всех преференций, обусловленных федеральным и местным законодательством.

Подсказка: региональные власти утверждают собственные инструкции для предоставления преференций пострадавшим. Список бумаг в них может быть шире.

Поддержка пострадавших в иных странах

На Украине принят соответствующий закон (№ 796-XII от 28.02.1991). Структура его подобна российскому:

  • пораженные облучением люди разделены на категории;
  • инвалиды получают пенсию;
  • иные граждане — компенсации.

Для сведения: в связи с бюджетным кризисом в стране, длящемся не первый год, выплаты вряд ли будут увеличиваться.

В Белоруссии также действует подобный нормативный акт. Он регулярно финансируется из государственного бюджета. Пострадавшие от катастрофы получают широкий спектр поддержки.

В Казахстане работа построена иным образом. Преференции для чернобыльцев включены в различные законы. Льготники в этой стране имею право:

  • на предоставление жилья;
  • медобслуживание на льготных условиях;
  • налоговый вычет и иные социальные гарантии.

Скачать для просмотра и печати:

Верховна Рада Української Радянської Соціалістичної Республіки, Закон від 28.02.1991 «Про статус і соціальний захист громадян, які постраждали внаслідок Чорнобильської катастрофи»

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Изменения в 2018 году

В середине 2018 г. принят ФЗ, вносящий изменения в ст. 4 закона 1244-1. После вступления в силу очередной редакции правом на меры соцподдержки станут также обладать дети чернобыльцев (вне зависимости от места их рождения). При условии их постоянного проживания/работы после рождения на загрязненных территориях.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию. Подписывайтесь на наши обновления!

Посмотрите видео о чернобыльских льготах

lgoty-vsem.ru

Похожие статьи