Закон для васЛьготыЛьготы по земельному налогу бюджетным учреждениям

Льготы по земельному налогу бюджетным учреждениям

Нет времени читать? Сохрани

В.В. Семенихин,
руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Бюджетные учреждения, как и коммерческие организации, признаются плательщиками земельного налога при наличии оснований для его уплаты. Об уплате земельного налога бюджетными учреждениями вы узнаете из этой статьи.

Прежде всего, обратимся к Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее – ГК РФ), а именно к параграфу 7 «Некоммерческие унитарные организации» гл. 4 части первой ГК РФ. Согласно ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Собственником имущества учреждения является его учредитель, и на имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, учреждение приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным, что определено п. 1 ст. 123.22 ГК РФ.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником этого имущества или приобретенного за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено (п. 5 ст. 123.22 ГК РФ).

Деятельность бюджетных учреждений, помимо ГК РФ, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ). Согласно ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Пунктом 9 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ также определено, что имущество бюджетного учреждения, собственником которого соответственно выступает Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование, закрепляется за ним на праве оперативного управления. Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Являются ли бюджетные учреждения плательщиками земельного налога?
Как вы знаете, земельный налог п. 1 ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) отнесен к числу местных налогов, следовательно, он устанавливается не только гл. 31 «Земельный налог» НК РФ, но и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований, что следует из ст. 387 НК РФ.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе земельный налог устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщиками земельного налога, согласно ст. 388 НК РФ, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом  налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Для справки: последним из названных прав могут обладать только граждане, на что указывает п. 1 ст. 266 ГК РФ.

Не признаются плательщиками земельного налога организации в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.

То есть организации признаются плательщиками земельного налога, если они обладают земельными участками на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и эти участки являются объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

Таким образом, бюджетные учреждения будут признаваться налогоплательщиками земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного бессрочного пользования, а также в отношении земельных участков, приобретенных бюджетными  учреждениями в собственность за счет средств от приносящей доход деятельности, при условии, что эти земельные участки являются объектами налогообложения земельным налогом.

Земельный участок в силу п. 1 ст. 389 НК РФ признается объектом налогообложения, если он расположен в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен земельный налог. Не признаются объектом налогообложения земельные участки, перечень которых содержит п. 2 ст. 389 НК РФ.

Право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования возникает у бюджетного учреждения с момента государственной регистрации земельного участка (п. 1 ст. 131 ГК РФ).

Доказательством существования зарегистрированных вышеуказанных прав признается запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП), что закреплено ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ). Проведенная запись в реестре удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

В случае отсутствия в ЕГРП информации о существующих правах на земельный участок, доказательством регистрации данных прав является государственный акт, свидетельство и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные бюджетному учреждению до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП, либо акт, изданный органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент его издания, о предоставлении земельных участков. Указанное положение следует из п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской  Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов  (положений законодательных актов) Российской Федерации».

В письме Минфина России от 18.02.2008 № 03-05-0502/07 обращено внимание на то, что в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона № 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу указанного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной

регистрации. Таким образом, если на основании актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, изданных до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ, земельные участки были переданы в постоянное (бессрочное) пользование, то в отношении этих земельных участков должен уплачиваться земельный налог.

Вместе с тем, бюджетное учреждение, имея правоустанавливающий документ на земельный участок, может быть освобождено от уплаты земельного налога. Перечень льгот по земельному налогу приведен в ст. 395 НК РФ.

Обратите внимание! Руководствуясь п. 2 ст. 387 НК РФ, местные власти (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) при установлении земельного налога, помимо определения налоговых ставок в пределах, установленных НК РФ, порядка и сроков уплаты налога, также могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Например, на территории города Москвы действует Закон города Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге». Согласно п. 1 ст. 3.1 этого Закона от налогообложения освобождаются, в частности, бюджетные учреждения города Москвы и внутригородских муниципальных образований в городе Москве:
– в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта;
– в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций;
– в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, отнесенных к особо охраняемым природным территориям в соответствии с Законом города Москвы от 26.09.2001 № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» и включенных в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в городе Москве, занятых национальными, природными, природно-историческими, экологическими, дендрологическими парками, природными заказниками, памятниками природы, заповедными участками, ботаническими садами, городскими лесами, водоохранными зонами.

Воспользоваться льготой в виде освобождения от уплаты земельного налога бюджетное учреждение сможет, если представит документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, что установлено п. 10 ст. 396 НК РФ.

Обратите внимание! Пунктом 11 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2015 № 396-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» были внесены изменения в п. 10 ст. 396 НК РФ. Начиная с 01.07.2016 г. подтверждают свое право на налоговую льготу лишь налогоплательщики – физические лица, представляя заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие такое право, в налоговый орган по своему выбору. То есть налогоплательщики-организации освобождены от обязанности подтверждать право на налоговые льготы по земельному налогу.

Для того чтобы исчислить сумму земельного налога (сумму авансовых платежей по налогу), необходимо определить налоговую базу и налоговую ставку по налогу.

Налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ). Налоговым периодом, как вы знаете, признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ). Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ (п. 2 ст. 66 ЗК РФ). Проводится такая оценка в порядке, установленном главой III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, что определено п. 3 ст. 66 ЗК РФ.

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель».

В случае, когда земельный участок бюджетного учреждения находится на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), налоговая база в отношении этого участка определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

Бюджетные учреждения определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ). При этом сведения о кадастровой стоимости земельных участков бюджетные учреждения получают самостоятельно через

Интернет либо путем подачи письменного запроса в территориальные органы Федерального  агентства кадастра объектов недвижимости для предоставления такой информации. Указанная  норма следует из п. 14 ст. 396 НК РФ, а также из постановления Правительства Российской  Федерации от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков».

Налоговая ставка устанавливается местными властями в пределах, определенных ст. 394 НК РФ. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Если у бюджетного учреждения возникает вопрос о снижении ставки земельного налога в отношении принадлежащего ему земельного участка, то этот вопрос может быть решен только представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), что следует из разъяснений, данных Минфином России в письмах от 05.06.2009 № 03-05-06-02/49 и от 20.04.2009 № 03-05-06-02/26.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога (авансовых платежей по налогу) установлен ст. 396 и 397 НК РФ.

Сумму земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) бюджетные учреждения, также как и налоговую базу, определяют самостоятельно, и рассчитывается она по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не установлено п. 15 ст. 396 НК РФ. При этом сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по истечении налогового периода, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу (п. 5 ст. 396 НК РФ).

Обратите внимание! Местные власти при установлении земельного налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 9 ст. 396 НК РФ). Если такое решение принято и бюджетное учреждение причисляется к данной категории лиц, то указанное учреждение исчисляет и уплачивает сумму земельного налога только по истечении налогового периода, то есть за календарный год. В противном случае бюджетному учреждению придется исчислять и уплачивать суммы авансовых платежей по налогу по истечении отчетного периода, то есть по истечении I, II, III квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. На это указывает п. 6ст. 396 НК РФ.

Пример
Бюджетному учреждению принадлежит земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования. Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования установлено, что данное учреждение является плательщиком земельного налога.

Налоговая ставка определена в размере 1,5%. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 35 000 000 руб.

Сумма налога за год составит: 525 000 руб. (35 000 000 руб. × 1,5%).

Сумма авансового платежа по налогу за I квартал, II квартал и III квартал календарного года составит 131 250 руб. (35 000 000 руб. × 1,5% × 1/4).

Следует отметить, что если у бюджетного учреждения в течение налогового (отчетного) периода возникает (прекращается) право на налоговую льготу в виде освобождения от уплаты земельного налога, то исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на такую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц (абзац 2 п. 10 ст. 396 НК РФ).

Земельный налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате бюджетными учреждениями в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (ст. 397 НК РФ).

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 398 НК РФ. Напомним, что этим пунктом установлен срок представления налоговых деклараций по земельному налогу, которые должны быть представлены налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обратите внимание! Форма налоговой декларации по земельному налогу утверждена приказом ФНС России от 28.10.2011 № ММВ-7-11/696@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения».

Сумма налога (авансовых платежей по налогу) уплачивается бюджетным учреждением в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (п. 3 ст. 397 НК РФ).

Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 20.01.2012 № 03-01-11/1-19.

За счет каких средств бюджетное учреждение осуществляет уплату земельного налога?
В рамках основного вида деятельности, предусмотренного уставом бюджетного учреждения, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, формирует и утверждает  государственное (муниципальное) задание, от выполнения которого учреждение отказаться не вправе. То есть свою основную деятельность бюджетное учреждение всегда ведет в рамках выполнения соответствующего государственного (муниципального) задания.

Согласно п. 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Субсидирование осуществляется, в том числе, с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Отметим, что в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного учреждением за счет выделенных учредителем средств, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Иными словами, уплата земельного налога в отношении земельных участков, используемых бюджетным учреждением при оказании государственных услуг, производится за счет средств субсидии на выполнение государственного задания.

Если у бюджетного учреждения нет средств для уплаты земельного налога (авансовых платежей по налогу) из-за задержки финансирования, то учреждению необходимо в соответствии со ст. 64 НК РФ самостоятельно обратиться в налоговые органы с заявлением об отсрочке уплаты земельного налога (авансовых платежей по налогу), а также с документом, подтверждающим задержку финансирования. Налоговый орган в этом случае не вправе отказать в указанной отсрочке, что подтверждает Определение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.02.2008 № 958/08 по делу № А45-2849/07-40/47, в котором разбирался вопрос об отсрочке платежа по налогу на имущество организаций. По мнению автора, рассматриваемая судом ситуация применима и в отношении земельного налога.

Необходимо отметить, что если у бюджетного учреждения все земельные участки не признаются объектами обложения земельным налогом, то у них не возникает обязанности по уплате данного налога и, как следствие, не возникает обязанности по представлению налоговой декларации. К такому выводу пришли специалисты Минфина России в своем письме от 17.03.2008 № 03-05-04-02/20.

Однако если бюджетное учреждение обладает на праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, часть из которых не признается объектом обложения земельным налогом на основании п. 2 ст. 389 НК РФ, то согласно письму Минфина России от 14.03.2008 № 03-05-05-02/13 учреждение обязано представлять в налоговые органы налоговую декларацию в отношении земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом в декларацию не  включаются сведения о земельных участках, не признаваемых объектом обложения земельным  налогом. О том, что с таким подходом согласны и налоговики, говорит письмо ФНС России от 03.04.2008 № ШС-6-3/253@ «О транспортном налоге, налоге на имущество организаций и земельном налоге».

Статьей 32 Закона № 7-ФЗ установлена обязанность бюджетных учреждений по ведению бухгалтерского учета. Причем сегодня это прямо вытекает и из положений Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ). При ведении бухгалтерского учета бюджетные учреждения руководствуются:
– приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Инструкция № 157н);
– приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Инструкция № 174н).

Обратите внимание! Расходы бюджетного учреждения по уплате земельного налога относятся на ст. 290 «Прочие расходы» Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), на что указывают Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н.

Согласно Инструкции № 174н начисление земельного налога и перечисление его в бюджет отражается в бухгалтерском учете учреждения следующими записями:

Дебет 4 401 20 290 «Прочие расходы» Кредит 4 303 13 730 «Увеличение кредиторской  задолженности по земельному налогу» – начислен налог к уплате в бюджет;

Дебет 4 303 13 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по земельному налогу» Кредит 4 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» – перечислен налог в бюджет;

На основании п. 367 Инструкции № 157н одновременно сумма выбытий отражается на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».

dis.ru

С 1 января 2006 года вступила в силу глава 31 «Земельный налог» НК РФ. С этого же времени не действует больше (за исключением статьи 25) Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 года №1738-1 «О плате за землю».

Земельный налог (далее – налог), установленный главой 31 НК РФ относится к местным налогам. Это значит, что он вводится в действие и прекращает действовать на территории муниципального образования на основании главы 31 НК РФ и нормативным актом представительного органа власти, а в городах Москве и Санкт-Петербурге — законами этих городов.

Порядок уплаты земельного налога и его ставки определяются местными властями на основании ставок, установленных главой 31 НК РФ.

Местные власти имеют право устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков льготы и порядок их применения, включая установление размера необлагаемой суммы.

Статьей 388 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются все организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Организации и физические лица, использующие земельные участки на праве безвозмездного срочного пользования или по договору аренды налог на землю не платят.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на земельные участки удостоверяются документами, которые и являются основанием для взимания земельного налога с правообладателей земельных участков.

В Письме Минфина Российской Федерации от 11 мая 2006 года №03-06-02-02/37 (далее – Письмо №03-06-02-02/37) приведен список документов, удостоверяющих права на землю и выданных как физическим, так и юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона №122-ФЗ, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

К таким документам относятся:

— Свидетельство о государственной регистрации права по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года №219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

— Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»;

— Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 17 сентября 1991 года №493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей»;

— Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года №177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения»;

— акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления (постановления, распоряжения, решения) в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

Обратите внимание!

В Письме №03-06-02-02/37 так же указывается на то, что в соответствии с положениями:

«… статьи 387 Кодекса об обязательности уплаты земельного налога и статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации о платности использования земли, организации и физические лица, не имеющие вышеназванные правоудостоверяющие и правоустанавливающие документы на фактически используемые земельные участки, в том числе и по договорам аренды зданий, сооружений, должны привлекаться к административной ответственности за уклонение от регистрации соответствующих прав на недвижимое имущество, предусмотренной статьей 19.21 Административного кодекса Российской Федерации».

Итак, собственник земельного участка становится налогоплательщиком только после государственной регистрации его прав в установленном законом порядке, поскольку факт государственной регистрации права является определяющим для установления момента, с которого лицо становится налогоплательщиком.

Объектом налогообложения признаются, в соответствии со статьей 389 НК РФ, земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

В пункте 2 статьи 389 НК РФ приведен исчерпывающий список земельных участков, которые не признаются объектами налогообложения. К ним относятся:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговая база определяется, в соответствии с положениями статьи 390 НК РФ, как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков должна быть проведена государственная кадастровая оценка земель по целевому назначению и виду их функционального использования: земли под домами многоэтажной застройки, земли под домами индивидуальной жилой застройки, земли под промышленными объектами, земли под объектами торговли, предприятиями общественного питания и так далее.

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Как должно поступить бюджетное учреждение в том случае, если кадастровая стоимость земельного участка на территории муниципального образования не определена?

На этот вопрос дан исчерпывающий ответ в Письме Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2006 года №03-06-02-02/75:

«… в случае отсутствия кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения необходимо учитывать следующее.

1) Если результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года не утверждены в установленном порядке до 1 марта этого года, то в отношении этих земельных участков авансовые платежи и земельный налог не уплачиваются до их утверждения.

В отношении таких земельных участков налогоплательщик обязан представить в налоговые органы по истечении налогового (отчетного) периода «нулевую» налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам).

После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода налогоплательщик обязан в соответствии со статьей 81 НК РФ представить уточненную налоговую декларацию за соответствующий налоговый период, а в случае, если кадастровая стоимость земельного участка доведена до налогоплательщика до окончания срока уплаты авансовых платежей по налогу за третий квартал календарного года, то и уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу за первый и второй кварталы календарного года с уплатой сумм авансовых платежей.

2) Если результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года утверждены до 1 марта этого года, но порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков органами местного самоуправления не определен, то налогоплательщик обязан представить в налоговые органы «нулевую» налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам). После утверждения такого порядка и получения сведений о кадастровой стоимости земельного участка налогоплательщик в соответствии со статьей 81 НК РФ обязан представить уточненную налоговую декларацию, а при условии, описанном в первом случае, — и уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу за первый и второй кварталы календарного года.

3) Если кадастровая стоимость земельного участка и порядок ее доведения до налогоплательщиков определены, но до сведения налогоплательщика в установленном порядке кадастровая стоимость земельного участка не доведена, то налогоплательщик обязан представить в налоговые органы «нулевую» налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам), а после получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельных участков в порядке, установленном органами местного самоуправления, представить уточненную налоговую декларацию, а при условии, описанном в первом случае, — и уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу за первый и второй кварталы календарного года.

При этом считаем, что если налог (авансовые платежи по налогу) налогоплательщиком не уплачены в установленные сроки по независящим от него причинам (не утверждена, не доведена кадастровая стоимость земельного участка), то начисление пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансовых платежей по налогу) не должно производиться».

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

При установлении налога представительный (законодательный) орган муниципального образования вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

— отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

— занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

— предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

Многие бюджетные учреждения имеют на своем балансе объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и земельные участки, на которых они расположены.

Министерство финансов Российской Федерации в Письме от 26 июля 2006 года №02-03-09/2027 по вопросу налогообложения земельным налогом этих участков сообщило следующее:

«Если на едином земельном участке наряду с другими объектами находятся объекты жилищного фонда (включая общежития) и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, то при исчислении земельного налога в отношении рассматриваемого земельного участка к площади, занимаемой непосредственно объектами жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, должна применяться налоговая ставка в размере не более 0,3%, а к остальной площади этого земельного участка должна применяться ставка, определенная для данной категории земельных участков.

Статья 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к жилым помещениям относит и жилые помещения в общежитиях — предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения;

Таким образом, общежития учебных заведений и иных организаций, предназначенные для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения, также относятся к жилому фонду».

Из сказанного следует, что если на балансе бюджетного учреждения имеются общежития и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса для обслуживания этих общежитий, то эти бюджетные учреждения при начислении земельного налога в земельных участков, на которых они расположены, пользоваться налоговыми ставками, установленными законодательством о налогах и сборах в отношении жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и земельных участков, занятых этими объектами.

В отношении прочих земельных участков ставка налога не может превышать 1,5 процента.

При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Статья 395 НК РФ устанавливает льготы по земельному налогу.

В соответствии с положениями данной статьи освобождаются от налогообложения:

— организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;

— организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

— религиозные организации;

— общероссийских общественных организаций инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

— организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

— учреждений, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

— организации народных художественных промыслов;

— организации — резиденты особой экономической зоны сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту особой экономической зоны.

Как видно из приведенного списка, практически все бюджетные учреждения лишились ранее предоставляемых им льгот.

Но при этом следует сказать, что местные органы власти и законодательные органы Москвы и Санкт-Петербурга имеют право, в соответствии с пунктом 2 статьи 387 НК РФ, устанавливать налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков в виде не облагаемой налогом суммы.

Для подтверждения права на льготу бюджетное учреждение должно представить документы в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 НК РФ.

Бюджетные учреждения, являющиеся плательщиками налога, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 статьи 396 НК РФ, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Представительный орган муниципального образования при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

Если бюджетное учреждение владеет земельным участком не с начала календарного года, тогда для расчета земельного налога применяют коэффициент использования земельного участка К 2. Он рассчитывается как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности организации, к числу календарных месяцев в отчетном периоде.

Обратите внимание!

Если право собственности на участок возникло или прекратилось до 15-го числа месяца включительно, то за полный месяц принимают месяц возникновения прав. Если право собственности возникло или прекратилось после 15-го числа, то за полный месяц принимают месяц прекращения права.

Пример .

Предположим, что бюджетное учреждение владеет земельным участком, который приобретен в собственность 20 марта 2007 года.

Кадастровая стоимость этого участка — 1 250 000 рублей.

На территории муниципального образования, где расположен участок, земельный налог введен с 1 января 2006 года.

Налоговая ставка по такой категории земель в муниципалитете составляет 1,3%.

Льгот для этой категории земель местные власти не предусмотрели.

Так как участок приобретен после 15-го числа, при расчете коэффициента, март в число полных месяцев не включается. К2 рекомендуется применять для расчета земельного налога в десятичных дробях с точностью до сотых долей.

К2 равен: 9 месяцев : 12 месяцев = 0,75

Налоговая база по участку составит 937 500 рублей (1 250 000 рублей x 0,75).

Сумма налога равна 12 187,5 рублей (937 500 рублей x 1,3%).

Окончание примера.

Обратите внимание!

Минфин Российской Федерации в Письме от 5 сентября 2006 года №03-06-02-02/120 дает разъяснения по вопросу исчисления земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода:

«…налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли, вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и тому подобное, внесенных обратным числом на указанную дату.

В связи с этим такие изменения, как перевод земель из одной категории в другую, изменение вида разрешенного использования земельного участка, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде».

В то же время, следует иметь в виду, что при изменении кадастровой стоимости из-за изменения границ земельного участка земельный налог рассчитывается по правилам пункта 7 статьи 396 НК РФ.

Если в течение налогового периода изменяется категория земельного участка или его назначение, то ставка налога также может изменяться.

Суммы налога и авансовых платежей по налогу, подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Срок уплаты налога для бюджетных учреждений не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 НК РФ, то есть, не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а по авансовым платежам по налогу — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Бюджетные учреждения, являющиеся плательщиками земельного налога, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.

Форма налоговой декларации по налогу утверждена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 сентября 2005 года №124н «Об утверждении формы налоговой декларации по земельному налогу и порядка ее заполнения».

Форма налогового расчета по авансовым платежам утверждена Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 19 мая 2005 года №66н «Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и рекомендации по ее заполнению».

Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Бюджетные учреждения, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.

Форма налогового расчета по авансовым платежам утверждена Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 19 мая 2005 года №66н «Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и рекомендации по ее заполнению».

Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Бюджетные учреждения уплачивают земельный налог, точно так же, как и налог на имущество за счет ассигнований из бюджета.

Минфин Российской Федерации в Письме от 1 августа 2006 года №02-03-09/2075, ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2006 года №101 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» (далее – Постановление), сообщает следующее:

«В соответствии с порядком, установленным Постановлением, средства для уплаты налога на имущество организаций и земельного налога за I квартал 2006 года должны выделяться главным распорядителям после проверки представленных в Минфин России реестров.

Учитывая время, необходимое для проверки представленных материалов, а также принимаемые налоговыми органами меры по принудительному взысканию недоимки по авансовым платежам по налогам и начисленным пеням, Минфин России принял решение выделить главным распорядителям, представившим до 1 июня 2006 года реестры, средства для уплаты налога на имущество организаций и земельного налога за I квартал текущего года с последующей корректировкой по результатам их проверки.

Наряду с этим Минфин России письмом от 26 июля 2006 года №02-03-09/2026 рекомендовал Федеральной налоговой службе в случаях обращения в налоговые органы бюджетных учреждений по вопросу предоставления отсрочки по уплате налога на имущество организаций и земельного налога (авансовых платежей) по основаниям подпункта 2 пункта 2 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации принимать во внимание гарантийные письма главных распорядителей средств федерального бюджета».

Таким образом, бюджетные учреждения, являющиеся плательщиками земельного налога, даже при условии, что им еще не установлено финансирование из бюджета на эти цели, обязаны уплачивать авансовые платежи из средств, полученных от предпринимательской или иной, приносящей доход деятельности. Если такая деятельность ведется. А если у бюджетного учреждения нет средств для уплаты авансовых платежей, то в этом случае, необходимо самостоятельно в соответствии со статьей 64 НК РФ обратиться в территориальные органы Федеральной налоговой службы России с заявлением об отсрочке уплаты авансовых платежей.

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».

www.audit-it.ru

Налоги составляют неотъемлемую часть нашей жизни. Платить их никому не нравится, но делать это нужно, в том числе и в части имущества, например недвижимости или дачных участков. Поэтому любые исключения являются для налогоплательщика той конфеткой, которая может существенно подсластить горькую пилюлю. Но все ли знают, кто имеет льготы на земельный налог и как ими пользоваться?

Плательщиками земельного налога являются все граждане, в собственности или пожизненном пользовании которых есть земля (ст. 388 НК РФ). Значит, платить его обязаны владельцы частных домов, дачники, а также те, у кого есть надел для огородничества. Платеж имеет местное значение, то есть попадает не только в федеральный, но и в региональный и местный бюджеты. Поэтому власти субъектов РФ и муниципалитеты имеют полномочия устанавливать:

  • ставки;
  • порядок уплаты;
  • сроки уплаты;
  • налоговые льготы по уплате земельного налога.

Остановимся подробнее на последнем пункте. Ведь рассчитывают сумму, которую нужно уплатить в бюджет, для физических лиц специалисты налоговой службы, а вот проконтролировать, не упустили ли они из виду какую-то возможность сэкономить, может и сам налогоплательщик. Более того, иногда о своем праве на преференцию нужно заявить, иначе налоговики его во внимание просто не примут. Главное — помнить, что все условия исчисления и оплаты определяет НК РФ.

Льготы по земельному налогу зависят от категории плательщика и типа земли. Кому и сколько положено?

Федеральные льготные категории плательщиков

Перечень льготников можно найти в статье 391 НК РФ. В него, в частности, входят:

  • Герои РФ, Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы;
  • ветераны и инвалиды боевых действий, а также Великой Отечественной войны;
  • инвалиды III группы с ограничением в возможности работать;
  • инвалиды I и II группы, которые получили ее до 01.01.2004, даже без ограничения способности к трудовой деятельности;
  • инвалиды с детства любой группы;
  • лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральным законом от 26.11.1998 № 175 «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
  • лица, принимавшие непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок.

Для таких плательщиков база уменьшается на 10 000 рублей на одного налогоплательщика по одному участку, расположенному на территории одного муниципального образования. Если стоимость участка, которая и является объектом налогообложения, оказывается меньше этой суммы, то, по нормам статьи 391 НК РФ, она считается равной нулю, и налог не начисляется.

Кроме того, по нормам пункта 7 статьи 395 НК РФ полностью освобождены от его уплаты представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, но только в отношении земельных участков, которые они используют для хозяйствования, промыслов, а также сохранения и развития традиционного образа жизни.

Местные преференции для налогоплательщиков

Местные власти могут дополнять список федеральных льгот по земельному налогу на основании своих нормативно-правовых актов. Поэтому они отличаются в каждом регионе РФ. Узнавать о таких преференциях лучше всего непосредственно в органах ФНС или на сайтах органов власти, где опубликованы соответствующие законы. Например, в Санкт-Петербурге власти на основании Закона Санкт-Петербурга от 23.11.2012 от уплаты полностью освободили:

  • инвалидов I группы;
  • инвалидов с детства;
  • инвалидов и ветеранов боевых действий;
  • лиц, подвергшихся воздействию радиации.

Поэтому если у кого-то из них есть участок в Санкт-Петербурге, платить за него ничего не нужно. В Москве многодетные семьи имеют право уменьшить налогооблагаемую базу на 1 млн рублей. Правда, подтвердить такое право необходимо документами.

Вас также может заинтересовать: Какие есть льготы в 2018 году у пенсионеров?

Заявление о предоставлении льготы по земельному налогу

Предоставление льготы на земельный налог инвалидам 3 группы и другим категориям плательщиков носит заявительный характер. Это значит, что они должны самостоятельно принести в ФНС документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы или освобождение от платежа совсем. Подавать такие документы следует по месту нахождения земельного участка. Порядок подачи таких документов и сроки, которые отведены на это, устанавливают местные органы власти.

При этом порядок и сроки предоставления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представленных органов муниципальных образований. Вместе с документами налогоплательщик должен предоставить заявление по форме, утвержденной Приказом от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@. Заполнить его можно как от руки, так и на компьютере. При заполнении от руки необходимо писать заглавными печатными буквами, чернилами черного цвета. На компьютере нужно использовать шрифт размера 16-18. Пустых ячеек быть не должно, поэтому нужно проставлять прочерки, если осталось свободное место.

Заполнение заявления на льготу затруднений вызвать не должно, но для удобства рассмотрим подробнее, как это сделать. Первым заполняется титульный лист, на котором нужно указать:

  • ИНН налогоплательщика (необязательно);
  • фамилию, имя, отчество полностью;
  • данные о месте и дате рождения;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • код инспекции ФНС, куда подается заявление (можно узнать по ссылке).

Нужно обратить внимание, что если плательщик указал свой ИНН, то ему не нужно указывать сведения о документе, дате и месте рождения.

Внизу ставится дата и подпись. Вверху обязательно нумеруются листы, поскольку заявление предназначено для получения льгот сразу по нескольким налогам, и заполнять следует только нужные страницы. Выглядеть корректно заполненный титульный лист будет так:

Далее необходимо заполнить лист заявления о льготе по земельному налогу. Поскольку сам бланк включает в себя несколько обязательных платежей, нужно выбрать и заполнить только те, которые нужны в конкретном случае. Остальные не заполняются и не сдаются в орган ФНС. Поэтому если заполняется только один лист, его номер будет «002». Далее в нем нужно указать:

  • кадастровый номер земли;
  • тип льготы: имеющая срок действия или бессрочная;
  • период действия льготной оплаты или освобождения (обратите внимание, что началом действия льготы является дата выдачи документа, подтверждающего право на нее, ведь человек мог им просто не пользоваться по разным причинам);
  • наименование документа, подтверждающего статус льготника;
  • реквизиты этого документа.

Заполненный лист будет выглядеть так:

Далее на листе есть место для информации еще об одном участке и, при необходимости, можно заполнить несколько таких листов. В конце заявитель должен поставить подпись и дату заполнения. После чего он может отдавать документы в налоговую службу.

Льготы на земельный налог ветеранам труда и пенсионерам

Вопрос, платят ли земельный налог ветераны труда и пенсионеры, волнует граждан, так как к этим категориям относятся многие плательщики. Еще совсем недавно федеральных преференций для них не было предусмотрено. Но местные власти некоторых регионов исправили это упущение, поэтому обо всех преференциях эти категории граждан могут получить информацию в территориальных органах ФНС. Например, в соответствии со статьей 5 Решения Курского городского Собрания от 25.11.2005 № 172-3-РС, лица, получающие пенсию и имеющие землю в Курске, должны платить в бюджет только 50 % установленной ставки налога.

Но в декабре прошлого года был принят закон о фискальной амнистии, в котором также предусмотрена специальная льгота для пенсионеров. Теперь налоговая база при расчете уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади их земельного участка. То есть сначала из всей площади земли вычитаются 600 метров, а с кадастровой стоимости оставшейся земли и рассчитывается сбор.

Поэтому обладатели 6 соток, к которым и относится большинство наших пенсионеров, теперь освобождены от уплаты дани государству за свое землевладение.

how2get.ru

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 
    Бюджетные учреждения, как и коммерческие организации, признаются плательщиками земельного налога при наличии оснований для его уплаты.
    Об уплате земельного налога бюджетными учреждениями Вы узнаете из этой статьи.
 
    Учреждением на основании статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
    Собственником имущества учреждения является его учредитель, и на имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, учреждение приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ.
    Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником этого имущества или приобретенного за счет выделенных собственником средств, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено (пункт 5 статьи 123.22 ГК РФ).
    Деятельность бюджетных учреждений, помимо ГК РФ, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ). Согласно статье 9.2 этого закона бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
    Имущество бюджетного учреждения, собственником которого соответственно выступает Российская Федерация, её субъект или муниципальное образование, закрепляется за ним на праве оперативного управления. Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 9 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
 
    Являются ли бюджетные учреждения плательщиками земельного налога?
    Как Вы знаете, земельный налог отнесен к числу местных налогов, следовательно, он устанавливается не только главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), но и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 15 НК РФ, статья 387 НК РФ).

www.referent.ru

Похожие статьи