Льготы по водному налогу устанавливаются по

Несмотря на то, что Налоговый кодекс РФ не содержит упоминаний о предоставлении юридическим и физическим лицам льготы по водному налогу, в некоторых статьях НК РФ раскрываются способы снижения суммы налога или полного освобождения от его уплаты. В данной статье мы рассказываем о том, в каких случаях водный налог не уплачивается, какие условия необходимо соблюдаться для применения льготы, возможно ли применение льгот при отсутствии лицензии, какая налоговая отчетность содержит сведения о льготах по водному налогу.

Льготы по водному налогу: в каких случаях налог на воду не уплачивается

Полный перечень операций с водными объектами, которые не облагаются водным налогом, приведен в пункте 2 статьи 333.9 Налогового кодекса. Пользование водными ресурсами из природных объектов и забор воды относятся к деятельности, облагаемой водным налогом. Однако, в перечисленных ниже случаях данный вид налога не уплачивается на законных основаниях:

  1. Вода из природных водных объектов используется для поливки сада или огорода, орошения сельскохозяйственных угодий, стоянки плавучих средств, не систематических посадок воздушных транспортных средств, строительства и размещения гидротехнических сооружений, дноуглубительных работ и пр.
  2. Забор воды производится с целью извлечения природных лечебных ресурсов или полезных ископаемых.
  3. Забор воды из водных объектов производится для обеспечения работы судового оборудования, нужд пожарной безопасности, ликвидации последствий аварий.

Читайте также статью ⇒ «Срок уплаты водного налога«.

Целевое разграничение использования воды — условие для применения льготы

Ставки по уплате водного налога не во всех случаях эксплуатации водных объектов одинаковы — они делятся на:

  • общие (такие ставки перечислены в тексте пп. 1-1.1 ст. 333.12 НК РФ);
  • сниженные (о них говорится в тексте п. 3 ст. 333.12 НК РФ лишь для проведения вычислений водного налога, если вода забирается для водоснабжения населения).

Однако, существуют предприятия, которые используют воду из природных объектов одновременно для водоснабжения населения и производственных нужд фирмы. В таком случае можно разграничить объемы забираемой воды по цели ее добычи. Только при условии разделения закон позволяет применять сниженную ставку по водному налогу в отношении воды, забор которой производится для нужд населения. Подобное целевое разграничение использования воды:

  • обеспечивается технологически (на предприятии устанавливаются счетчики, работники ведут учет объемов использованный с разными целями воды и документируют ее расход);
  • оформляется в отдельной лицензии на эксплуатацию водного объекта (в лицензии уточняется цель использования заборных подземных вод и обозначается ПДО — предельно-допустимый объем использования).

Читайте также статью ⇒ «Налоговые ставки водного налога«.

Как отразить в декларации право на применение льготы по водному налогу

В декларации по уплате водного налога имеется несколько специальных строк для отражения прав на использование льгот (все находятся во 2 разделе):

Номер строки

Расшифровка
-040-

Для сведений о полученной лицензии на забор воды из водных объектов (серия, №, вид)

-070-

Для обозначения объема воды, добытой из недр природного объекта в целях, при которых уплачивать налог не требуется
-080-

Для обозначения целей добычи воды (код). Ставится «1», если вода необходима для водоснабжения населения.

-110-

-120-

Для определения ставки по водному налогу за 1 куб. м.

Читайте также статью ⇒ «Кто является плательщиком водного налога«.

Экспертное мнение к вопросу о том, возможно ли применение льготы при отсутствии лицензии

Согласно мнению экспертов Министерства финансов, если на предприятии не проводится целевое разграничение использования добытой в природном объекте воды (не оформляется в отдельной лицензии и не обеспечивается технологически), плательщик водного налога не получает права на уплату налога по сниженной ставке в чести добычи воды для нужд населения — полный объем использованной воды подлежит обложению на общих основаниях. Данное положение закреплено Письмом Минфина от 12.10.2016 № 03-06-05-02/59547. Минфин настаивает на том, что при отсутствии у предприятия, снабжающего население водой, лицензии, водный налог на может перечисляться в бюджет по сниженной ставке.

Российские суды придерживаются иного мнения, поскольку в тексте главы 25.2 Налогового кодекса РФ не сказано, что плательщик налога, использующий воду для водоснабжения населения, обязан получать лицензию на добычу воды из природных недр, чтобы рассчитывать налог по льготной ставке. Зато суды согласны с мнением Минфина по поводу необходимости учета объемов воды, использованной именно с целью водоснабжения людей — объемы воды, переданной впоследствии населению, требуется документально подтверждать.

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки

Ошибка: Предприятие не ведет раздельного учета использования воды в производственных целях и для нужд населения. Налогоплательщик претендует на льготу по уплате водного налога.

Комментарий: Если не ведется раздельный учет используемой для различных нужд заборной воды, значит, у предприятия не будет документального подтверждения прав на сниженную ставку по налогу в отношении воды, переданной в пользование населению. Соответственно, налог должен быть уплачен по общим ставкам.

Ошибка: Юридическое лицо занимается добычей полезных ископаемых, производя при этом забор воды из реки. Компания подает декларацию по уплате водного налога.

Комментарий: Если забор воды осуществляется для добычи полезных ископаемых, водный налог уплачивать не требуется.

Ответы на распространенные вопросы о том, как получить льготы по водному налогу

Вопрос №1: Где взять значение налоговой ставки по водному налогу за 1 куб.м. Добытой воды, если она используется для водоснабжения населения?

Ответ: Значения указаны в тексте п. 3 ст. 333.12 НК РФ.

Вопрос №2: Можно ли учитывать сниженную ставку по водному налогу, если компания, занимающаяся водоснабжением населения, не имеет лицензии на забор воды?

Ответ: Во избежание споров с налоговыми органами, лучше оформить лицензию на добычу воды из природных недр. Несмотря на то, что суды зачастую встают на сторону налогоплательщика в данном вопросе, эксперты Минфина требуют наличия лицензии.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓

Юридическая Консультация бесплатная Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик

Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

online-buhuchet.ru

Слобцова О. И., главный эксперт ООО АКФ «Экспертный центр “Партнеры”»

Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 3, март 2013 г.

Хозяйства, которые используют воду для сельхозпроизводства (полив, орошение земель, водопой скота и т. д.), освобождены от уплаты водного налога. Но только если лицензия на забор воды из подземных источников оформлена должным образом.

Кто имеет право воспользоваться льготой

Забор воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций, освобождается от налого­обложения.

Напомню, что такая льгота установлена в подпункте 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ.

При этом следует иметь в виду, что совсем не важно, из каких водных объектов – подземных или наземных – сельскохозяйственные организации берут воду для орошения земель или водопоя скота. Вместе с тем порядок водопользования подземными и наземными водами различается.

Забор воды из подземного источника

В соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» использование подземных водных источников возможно только на основании лицензии на пользование недрами, которая выдается в установленном порядке. В лицензии обязательно должно быть указано целевое назначение воды.

Например, в письме Минфина России от 5 мая 2012 г. № 03-06-06-02/7 рассматривался случай, когда в лицензии на право пользования подземными водами, выданной сельхозорганизации, было указано: «…добыча технических подземных вод для технологического обеспечения водой сельскохозяйственного объекта». Чиновники сделали вывод, что при такой формулировке нет оснований для применения льготы, предусмотренной подпунктом 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ.

Поэтому хозяйству пришлось уплачивать водный налог в общеустановленном порядке. То есть даже при фактическом использовании воды из подземного источника на орошение полей или водопой скота права на льготу по водному налогу не возникает.

А в письме Минфина России от 20 ноября 2012 г. № 03-06-06-02/7 уточняется, что для освобождения от налогообложения объемов воды, забранных сельхозпредприятием для орошения или водопоя, необходимо наличие не только лицензии, но и обязательное отражение в ней лимитов водопользования или разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды.

Забор воды из наземного водоема

Лицензирование права использования поверхностных водных объектов было отменено еще с 1 января 2007 года в связи с вступлением в силу Водного кодекса РФ. Поэтому сейчас хозяйства вправе заключить с собственниками водных объектов договоры водопользования. Или обратиться с заявлениями о предоставлении водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Однако в статье 5 Федерального закона от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» установлено следующее. Водопользователи, которые пользуются вод­ными объектами на основании лицензий, выданных до введения в действие Водного кодекса РФ, сохраняют право пользования водными объектами до истечения срока действия лицензий и договоров.

Иными словами, если сельхозорганизация имеет лицензию на водопользование поверхностными водами, выданную до вступления в силу Водного кодекса РФ, она вправе либо продолжать пользоваться водным объектом на основании лицензии, либо заключить договор на водопользование (получить решение о предоставлении водных объектов в пользование).

В первом случае организация будет являться плательщиком водного налога до окончания срока действия лицензии, во втором случае – за пользование водой организация будет вносить определенную плату.

Безусловно, льготой по водному налогу по подпункту 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ могут воспользоваться лишь плательщики этого налога. То есть сельскохозяйственные организации, имеющие выданные до 2007 года лицензии на право пользования поверхностными водами для определенных в лицензии целей.

Примечательно, что в силу подпункта 16 пункта 3 статьи 11 Водного кодекса РФ не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется, скажем, для водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными. То есть пользование наземным водным объектом для этих целей является бесплатным – не взимаются ни плата по договору пользования, ни водный налог.

www.audit-it.ru

Забор воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций, освобождается от налогообложения. Такая льгота по водному налогу установлена в подпункте 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ. При этом следует иметь в виду, что совсем не важно, из каких водных объектов – подземных или наземных – сельскохозяйственные организации берут воду для орошения земель или водопоя скота. Вместе с тем порядок водопользования подземными и наземными водами различается.

Забор воды из подземного источника

В соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» использование подземных водных источников возможно только на основании лицензии на пользование недрами, которая выдается в установленном порядке. В лицензии обязательно должно быть указано целевое назначение воды.

Например, в письме Минфина России от 5 мая 2012 г. № 03-06-06-02/7 рассматривался случай, когда в лицензии на право пользования подземными водами, выданной сельхозорганизации, было указано: «…добыча технических подземных вод для технологического обеспечения водой сельскохозяйственного объекта». Чиновники сделали вывод, что при такой формулировке нет оснований для применения льготы, предусмотренной подпунктом 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ. Поэтому хозяйству пришлось уплачивать водный налог в общеустановленном порядке. То есть даже при фактическом использовании воды из подземного источника на орошение полей или водопой скота права на льготу по водному налогу не возникает.

А в письме Минфина России от 20 ноября 2012 г. № 03-06-06-02/7 уточняется, что для освобождения от налогообложения объемов воды, забранных сельхозпредприятием для орошения или водопоя, необходимо наличие не только лицензии, но и обязательное отражение в ней лимитов водопользования или разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды.

Забор воды из наземного водоема

Лицензирование права использования поверхностных водных объектов было отменено еще с 1 января 2007 года в связи с вступлением в силу Водного кодекса РФ. Поэтому сейчас хозяйства вправе заключить с собственниками водных объектов договоры водопользования. Или обратиться с заявлениями о предоставлении водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Однако в статье 5 Федерального закона от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» установлено следующее. Водопользователи, которые пользуются водными объектами на основании лицензий, выданных до введения в действие Водного кодекса РФ, сохраняют право пользования водными объектами до истечения срока действия лицензий и договоров. Иными словами, если сельхозорганизация имеет лицензию на водопользование поверхностными водами, выданную до вступления в силу Водного кодекса РФ, она вправе либо продолжать пользоваться водным объектом на основании лицензии, либо заключить договор на водопользование (получить решение о предоставлении водных объектов в пользование).

В первом случае организация будет являться плательщиком водного налога до окончания срока действия лицензии, во втором случае – за пользование водой организация будет вносить определенную плату.

Безусловно, льгота по водному налогу по подпункту 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ может быть предоставлена лишь плательщикам этого налога. То есть сельскохозяйственные организации, имеющие выданные до 2007 года лицензии на право пользования поверхностными водами для определенных в лицензии целей.

Примечательно, что в силу подпункта 16 пункта 3 статьи 11 Водного кодекса РФ не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется, скажем, для водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными. То есть пользование наземным водным объектом для этих целей является бесплатным – не взимаются ни плата по договору пользования, ни водный налог.

О. Слобцова,
заместитель директора по проектам ООО Аудиторско-консалтинговая фирма «Экспертный центр “Партнеры”»

www.glavbukh.ru

Порядок исчисления налога. Налогоплательщик по каждому виду водопользования исчисляет сумму налога отдельно в отношении каждого водного объекта самостоятельно.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы (площадь акватории и т. д.) и соответствующей ей налоговой ставки. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

Чтобы рассчитать данный налог, необходимо налоговую базу умножить на соответствующую ей ставку. Налоговая база рассчитывается исходя из объема воды, забранной из водного объекта за налоговый период; площади предоставленного водного пространства; количества произведенной за налоговый период продукции. Налоговая база при использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

С учетом сезонного характера использования водных объектов есть неопределенность с корректировкой размера налоговой базы. Пользование без изъятия воды – использование водных объектов, за исключением лесосплава, для целей гидроэнергетики, для целей лесосплава в плотах, кошелях.

Налог исчисляется как произведение налоговой базы, определяемой за квартал исходя из площади предоставленного водного пространства, количества произведенной электроэнергии и объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях, и ставки.

Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в твердых размерах – в рублях за 1000 куб. м воды. В случае забора воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части превышения лимитов устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок.

Порядок и сроки уплаты налога. Объект обложения водным налогом – пользование водным объектом, а следовательно, уплата налога производится по месту фактического осуществления водопользования. Водный налог должен быть уплачен не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговый период – квартал.

При пользовании водным объектом, расположенным на территории нескольких субъектов РФ, водопользователь заключает договор со всеми органами исполнительной власти соответствующих субъектов либо с их согласия с одним из них. В этом договоре также могут быть определены параметры объекта налогообложения субъекта РФ.

Водный налог при различных видах пользования одним и тем же водным объектом должен исчисляться по соответствующим налоговым ставкам, установленным за каждый вид водопользования.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган непосредственно по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты водного налога. Налогоплательщики, иностранные лица представляют также копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование в срок, установленный для уплаты налога.

Налоговые льготы по водному налогу не предусмотрены.

StudFiles.net

7 месяцев ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *