Льготы по водному налогу для сельхозтоваропроизводителей

Слобцова О. И., главный эксперт ООО АКФ «Экспертный центр “Партнеры”»

Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 3, март 2013 г.

Хозяйства, которые используют воду для сельхозпроизводства (полив, орошение земель, водопой скота и т. д.), освобождены от уплаты водного налога. Но только если лицензия на забор воды из подземных источников оформлена должным образом.

Кто имеет право воспользоваться льготой

Забор воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций, освобождается от налого­обложения.

Напомню, что такая льгота установлена в подпункте 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ.

При этом следует иметь в виду, что совсем не важно, из каких водных объектов – подземных или наземных – сельскохозяйственные организации берут воду для орошения земель или водопоя скота. Вместе с тем порядок водопользования подземными и наземными водами различается.

Забор воды из подземного источника

В соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» использование подземных водных источников возможно только на основании лицензии на пользование недрами, которая выдается в установленном порядке. В лицензии обязательно должно быть указано целевое назначение воды.

Например, в письме Минфина России от 5 мая 2012 г. № 03-06-06-02/7 рассматривался случай, когда в лицензии на право пользования подземными водами, выданной сельхозорганизации, было указано: «…добыча технических подземных вод для технологического обеспечения водой сельскохозяйственного объекта». Чиновники сделали вывод, что при такой формулировке нет оснований для применения льготы, предусмотренной подпунктом 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ.

Поэтому хозяйству пришлось уплачивать водный налог в общеустановленном порядке. То есть даже при фактическом использовании воды из подземного источника на орошение полей или водопой скота права на льготу по водному налогу не возникает.

А в письме Минфина России от 20 ноября 2012 г. № 03-06-06-02/7 уточняется, что для освобождения от налогообложения объемов воды, забранных сельхозпредприятием для орошения или водопоя, необходимо наличие не только лицензии, но и обязательное отражение в ней лимитов водопользования или разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды.

Забор воды из наземного водоема

Лицензирование права использования поверхностных водных объектов было отменено еще с 1 января 2007 года в связи с вступлением в силу Водного кодекса РФ. Поэтому сейчас хозяйства вправе заключить с собственниками водных объектов договоры водопользования. Или обратиться с заявлениями о предоставлении водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Однако в статье 5 Федерального закона от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» установлено следующее. Водопользователи, которые пользуются вод­ными объектами на основании лицензий, выданных до введения в действие Водного кодекса РФ, сохраняют право пользования водными объектами до истечения срока действия лицензий и договоров.

Иными словами, если сельхозорганизация имеет лицензию на водопользование поверхностными водами, выданную до вступления в силу Водного кодекса РФ, она вправе либо продолжать пользоваться водным объектом на основании лицензии, либо заключить договор на водопользование (получить решение о предоставлении водных объектов в пользование).

В первом случае организация будет являться плательщиком водного налога до окончания срока действия лицензии, во втором случае – за пользование водой организация будет вносить определенную плату.

Безусловно, льготой по водному налогу по подпункту 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ могут воспользоваться лишь плательщики этого налога. То есть сельскохозяйственные организации, имеющие выданные до 2007 года лицензии на право пользования поверхностными водами для определенных в лицензии целей.

Примечательно, что в силу подпункта 16 пункта 3 статьи 11 Водного кодекса РФ не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется, скажем, для водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными. То есть пользование наземным водным объектом для этих целей является бесплатным – не взимаются ни плата по договору пользования, ни водный налог.

www.audit-it.ru

Забор воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций, освобождается от налогообложения. Такая льгота по водному налогу установлена в подпункте 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ. При этом следует иметь в виду, что совсем не важно, из каких водных объектов – подземных или наземных – сельскохозяйственные организации берут воду для орошения земель или водопоя скота. Вместе с тем порядок водопользования подземными и наземными водами различается.

Забор воды из подземного источника

В соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» использование подземных водных источников возможно только на основании лицензии на пользование недрами, которая выдается в установленном порядке. В лицензии обязательно должно быть указано целевое назначение воды.

Например, в письме Минфина России от 5 мая 2012 г. № 03-06-06-02/7 рассматривался случай, когда в лицензии на право пользования подземными водами, выданной сельхозорганизации, было указано: «…добыча технических подземных вод для технологического обеспечения водой сельскохозяйственного объекта». Чиновники сделали вывод, что при такой формулировке нет оснований для применения льготы, предусмотренной подпунктом 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ. Поэтому хозяйству пришлось уплачивать водный налог в общеустановленном порядке. То есть даже при фактическом использовании воды из подземного источника на орошение полей или водопой скота права на льготу по водному налогу не возникает.

А в письме Минфина России от 20 ноября 2012 г. № 03-06-06-02/7 уточняется, что для освобождения от налогообложения объемов воды, забранных сельхозпредприятием для орошения или водопоя, необходимо наличие не только лицензии, но и обязательное отражение в ней лимитов водопользования или разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды.

Забор воды из наземного водоема

Лицензирование права использования поверхностных водных объектов было отменено еще с 1 января 2007 года в связи с вступлением в силу Водного кодекса РФ. Поэтому сейчас хозяйства вправе заключить с собственниками водных объектов договоры водопользования. Или обратиться с заявлениями о предоставлении водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Однако в статье 5 Федерального закона от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» установлено следующее. Водопользователи, которые пользуются водными объектами на основании лицензий, выданных до введения в действие Водного кодекса РФ, сохраняют право пользования водными объектами до истечения срока действия лицензий и договоров. Иными словами, если сельхозорганизация имеет лицензию на водопользование поверхностными водами, выданную до вступления в силу Водного кодекса РФ, она вправе либо продолжать пользоваться водным объектом на основании лицензии, либо заключить договор на водопользование (получить решение о предоставлении водных объектов в пользование).

В первом случае организация будет являться плательщиком водного налога до окончания срока действия лицензии, во втором случае – за пользование водой организация будет вносить определенную плату.

Безусловно, льгота по водному налогу по подпункту 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ может быть предоставлена лишь плательщикам этого налога. То есть сельскохозяйственные организации, имеющие выданные до 2007 года лицензии на право пользования поверхностными водами для определенных в лицензии целей.

Примечательно, что в силу подпункта 16 пункта 3 статьи 11 Водного кодекса РФ не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется, скажем, для водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными. То есть пользование наземным водным объектом для этих целей является бесплатным – не взимаются ни плата по договору пользования, ни водный налог.

О. Слобцова,
заместитель директора по проектам ООО Аудиторско-консалтинговая фирма «Экспертный центр “Партнеры”»

www.glavbukh.ru

Несмотря на то, что Налоговый кодекс РФ не содержит упоминаний о предоставлении юридическим и физическим лицам льготы по водному налогу, в некоторых статьях НК РФ раскрываются способы снижения суммы налога или полного освобождения от его уплаты. В данной статье мы рассказываем о том, в каких случаях водный налог не уплачивается, какие условия необходимо соблюдаться для применения льготы, возможно ли применение льгот при отсутствии лицензии, какая налоговая отчетность содержит сведения о льготах по водному налогу.

Льготы по водному налогу: в каких случаях налог на воду не уплачивается

Полный перечень операций с водными объектами, которые не облагаются водным налогом, приведен в пункте 2 статьи 333.9 Налогового кодекса. Пользование водными ресурсами из природных объектов и забор воды относятся к деятельности, облагаемой водным налогом. Однако, в перечисленных ниже случаях данный вид налога не уплачивается на законных основаниях:

  1. Вода из природных водных объектов используется для поливки сада или огорода, орошения сельскохозяйственных угодий, стоянки плавучих средств, не систематических посадок воздушных транспортных средств, строительства и размещения гидротехнических сооружений, дноуглубительных работ и пр.
  2. Забор воды производится с целью извлечения природных лечебных ресурсов или полезных ископаемых.
  3. Забор воды из водных объектов производится для обеспечения работы судового оборудования, нужд пожарной безопасности, ликвидации последствий аварий.

Читайте также статью ⇒ «Срок уплаты водного налога«.

Целевое разграничение использования воды — условие для применения льготы

Ставки по уплате водного налога не во всех случаях эксплуатации водных объектов одинаковы — они делятся на:

  • общие (такие ставки перечислены в тексте пп. 1-1.1 ст. 333.12 НК РФ);
  • сниженные (о них говорится в тексте п. 3 ст. 333.12 НК РФ лишь для проведения вычислений водного налога, если вода забирается для водоснабжения населения).

Однако, существуют предприятия, которые используют воду из природных объектов одновременно для водоснабжения населения и производственных нужд фирмы. В таком случае можно разграничить объемы забираемой воды по цели ее добычи. Только при условии разделения закон позволяет применять сниженную ставку по водному налогу в отношении воды, забор которой производится для нужд населения. Подобное целевое разграничение использования воды:

  • обеспечивается технологически (на предприятии устанавливаются счетчики, работники ведут учет объемов использованный с разными целями воды и документируют ее расход);
  • оформляется в отдельной лицензии на эксплуатацию водного объекта (в лицензии уточняется цель использования заборных подземных вод и обозначается ПДО — предельно-допустимый объем использования).

Читайте также статью ⇒ «Налоговые ставки водного налога«.

Как отразить в декларации право на применение льготы по водному налогу

В декларации по уплате водного налога имеется несколько специальных строк для отражения прав на использование льгот (все находятся во 2 разделе):

Номер строки

Расшифровка
-040-

Для сведений о полученной лицензии на забор воды из водных объектов (серия, №, вид)

-070-

Для обозначения объема воды, добытой из недр природного объекта в целях, при которых уплачивать налог не требуется
-080-

Для обозначения целей добычи воды (код). Ставится «1», если вода необходима для водоснабжения населения.

-110-

-120-

Для определения ставки по водному налогу за 1 куб. м.

Читайте также статью ⇒ «Кто является плательщиком водного налога«.

Экспертное мнение к вопросу о том, возможно ли применение льготы при отсутствии лицензии

Согласно мнению экспертов Министерства финансов, если на предприятии не проводится целевое разграничение использования добытой в природном объекте воды (не оформляется в отдельной лицензии и не обеспечивается технологически), плательщик водного налога не получает права на уплату налога по сниженной ставке в чести добычи воды для нужд населения — полный объем использованной воды подлежит обложению на общих основаниях. Данное положение закреплено Письмом Минфина от 12.10.2016 № 03-06-05-02/59547. Минфин настаивает на том, что при отсутствии у предприятия, снабжающего население водой, лицензии, водный налог на может перечисляться в бюджет по сниженной ставке.

Российские суды придерживаются иного мнения, поскольку в тексте главы 25.2 Налогового кодекса РФ не сказано, что плательщик налога, использующий воду для водоснабжения населения, обязан получать лицензию на добычу воды из природных недр, чтобы рассчитывать налог по льготной ставке. Зато суды согласны с мнением Минфина по поводу необходимости учета объемов воды, использованной именно с целью водоснабжения людей — объемы воды, переданной впоследствии населению, требуется документально подтверждать.

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки

Ошибка: Предприятие не ведет раздельного учета использования воды в производственных целях и для нужд населения. Налогоплательщик претендует на льготу по уплате водного налога.

Комментарий: Если не ведется раздельный учет используемой для различных нужд заборной воды, значит, у предприятия не будет документального подтверждения прав на сниженную ставку по налогу в отношении воды, переданной в пользование населению. Соответственно, налог должен быть уплачен по общим ставкам.

Ошибка: Юридическое лицо занимается добычей полезных ископаемых, производя при этом забор воды из реки. Компания подает декларацию по уплате водного налога.

Комментарий: Если забор воды осуществляется для добычи полезных ископаемых, водный налог уплачивать не требуется.

Ответы на распространенные вопросы о том, как получить льготы по водному налогу

Вопрос №1: Где взять значение налоговой ставки по водному налогу за 1 куб.м. Добытой воды, если она используется для водоснабжения населения?

Ответ: Значения указаны в тексте п. 3 ст. 333.12 НК РФ.

Вопрос №2: Можно ли учитывать сниженную ставку по водному налогу, если компания, занимающаяся водоснабжением населения, не имеет лицензии на забор воды?

Ответ: Во избежание споров с налоговыми органами, лучше оформить лицензию на добычу воды из природных недр. Несмотря на то, что суды зачастую встают на сторону налогоплательщика в данном вопросе, эксперты Минфина требуют наличия лицензии.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

Вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓

Консультация бесплатная Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик
Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик

online-buhuchet.ru

19 сентября 2012 года Государственная Дума РФ наконец-то приняла Федеральный закон, помимо прочего, устанавливающий бессрочную нулевую ставку по налогу на прибыль для всех предприятий, занятых в сельском хозяйстве. Указанный закон вводит соответствующую поправку в Налоговый Кодекс РФ.

Напоминаем, что в настоящее время сельскохозяйственные предприятия не платят налог на прибыль, но данная льгота действовала лишь до 31.12.2012 года. Согласно Федеральному закону № 158-ФЗ от 22.07.2008 года ставка по налогу на прибыль для сельхозпроизводителей, не перешедших на единый сельскохозяйственный налог, в 2004-2012 годах составляет 0 %, в 2013-2015 годах — 18%, начиная с 2016 года, в соответствии с п. 1 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации —  20%.

В соответствии с пунктом  2 статьи 346.2  Налогового Кодекса сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную переработку и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее семидесяти процентов.

Льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС)

Вышеуказанный закон также устанавливает льготы для сельскохозяйственных предприятий по налогу на добавленную стоимость в размере десяти процентов при ввозе на территорию РФ семенного материала и эмбрионов отдельных видов племенного скота для сельхозпроизводителей. Ставка НДС – 10% будет применяться при реализации отечественной и импортной племенной продукции, все сельскохозяйственные предприятия получают возможность зачесть НДС в расходы.

Льготы по налогам для кооперативов

Закон устанавливает право кооперативам с численностью более ста человек применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности вплоть до 01 января 2018г. В настоящее время данная льгота действует до 1 января 2013 года, при этом кооперативы, среднесписочная численность работников которых превышает 100 человек за предшествующий год, лишены были возможности применять ЕНВД.

Льготы по налогу для физических лиц (НДФЛ)

Федеральный закон предусматривает освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) руководителей фермерских хозяйств при получении ими субсидий и грантов из средств государственного бюджета. От уплаты НДФЛ также освобождаются суммы единовременной помощи на бытовое обустройство вновь открывшегося фермерского хозяйства.

Читайте также:

legisperiti.ru

yur-zakon.ru

Слобцова О. И., главный эксперт ООО АКФ «Экспертный центр “Партнеры”»

Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 3, март 2013 г.

Хозяйства, которые используют воду для сельхозпроизводства (полив, орошение земель, водопой скота и т. д.), освобождены от уплаты водного налога. Но только если лицензия на забор воды из подземных источников оформлена должным образом.

Кто имеет право воспользоваться льготой

Забор воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций, освобождается от налого­обложения.

Напомню, что такая льгота установлена в подпункте 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ.

При этом следует иметь в виду, что совсем не важно, из каких водных объектов – подземных или наземных – сельскохозяйственные организации берут воду для орошения земель или водопоя скота. Вместе с тем порядок водопользования подземными и наземными водами различается.

Забор воды из подземного источника

В соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» использование подземных водных источников возможно только на основании лицензии на пользование недрами, которая выдается в установленном порядке. В лицензии обязательно должно быть указано целевое назначение воды.

Например, в письме Минфина России от 5 мая 2012 г. № 03-06-06-02/7 рассматривался случай, когда в лицензии на право пользования подземными водами, выданной сельхозорганизации, было указано: «…добыча технических подземных вод для технологического обеспечения водой сельскохозяйственного объекта». Чиновники сделали вывод, что при такой формулировке нет оснований для применения льготы, предусмотренной подпунктом 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ.

Поэтому хозяйству пришлось уплачивать водный налог в общеустановленном порядке. То есть даже при фактическом использовании воды из подземного источника на орошение полей или водопой скота права на льготу по водному налогу не возникает.

А в письме Минфина России от 20 ноября 2012 г. № 03-06-06-02/7 уточняется, что для освобождения от налогообложения объемов воды, забранных сельхозпредприятием для орошения или водопоя, необходимо наличие не только лицензии, но и обязательное отражение в ней лимитов водопользования или разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды.

Забор воды из наземного водоема

Лицензирование права использования поверхностных водных объектов было отменено еще с 1 января 2007 года в связи с вступлением в силу Водного кодекса РФ. Поэтому сейчас хозяйства вправе заключить с собственниками водных объектов договоры водопользования. Или обратиться с заявлениями о предоставлении водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Однако в статье 5 Федерального закона от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» установлено следующее. Водопользователи, которые пользуются вод­ными объектами на основании лицензий, выданных до введения в действие Водного кодекса РФ, сохраняют право пользования водными объектами до истечения срока действия лицензий и договоров.

Иными словами, если сельхозорганизация имеет лицензию на водопользование поверхностными водами, выданную до вступления в силу Водного кодекса РФ, она вправе либо продолжать пользоваться водным объектом на основании лицензии, либо заключить договор на водопользование (получить решение о предоставлении водных объектов в пользование).

В первом случае организация будет являться плательщиком водного налога до окончания срока действия лицензии, во втором случае – за пользование водой организация будет вносить определенную плату.

Безусловно, льготой по водному налогу по подпункту 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ могут воспользоваться лишь плательщики этого налога. То есть сельскохозяйственные организации, имеющие выданные до 2007 года лицензии на право пользования поверхностными водами для определенных в лицензии целей.

Примечательно, что в силу подпункта 16 пункта 3 статьи 11 Водного кодекса РФ не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется, скажем, для водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными. То есть пользование наземным водным объектом для этих целей является бесплатным – не взимаются ни плата по договору пользования, ни водный налог.

www.audit-it.ru

Несмотря на то, что Налоговый кодекс РФ не содержит упоминаний о предоставлении юридическим и физическим лицам льготы по водному налогу, в некоторых статьях НК РФ раскрываются способы снижения суммы налога или полного освобождения от его уплаты. В данной статье мы рассказываем о том, в каких случаях водный налог не уплачивается, какие условия необходимо соблюдаться для применения льготы, возможно ли применение льгот при отсутствии лицензии, какая налоговая отчетность содержит сведения о льготах по водному налогу.

Льготы по водному налогу: в каких случаях налог на воду не уплачивается

Полный перечень операций с водными объектами, которые не облагаются водным налогом, приведен в пункте 2 статьи 333.9 Налогового кодекса. Пользование водными ресурсами из природных объектов и забор воды относятся к деятельности, облагаемой водным налогом. Однако, в перечисленных ниже случаях данный вид налога не уплачивается на законных основаниях:

  1. Вода из природных водных объектов используется для поливки сада или огорода, орошения сельскохозяйственных угодий, стоянки плавучих средств, не систематических посадок воздушных транспортных средств, строительства и размещения гидротехнических сооружений, дноуглубительных работ и пр.
  2. Забор воды производится с целью извлечения природных лечебных ресурсов или полезных ископаемых.
  3. Забор воды из водных объектов производится для обеспечения работы судового оборудования, нужд пожарной безопасности, ликвидации последствий аварий.

Читайте также статью ⇒ «Срок уплаты водного налога«.

Целевое разграничение использования воды — условие для применения льготы

Ставки по уплате водного налога не во всех случаях эксплуатации водных объектов одинаковы — они делятся на:

  • общие (такие ставки перечислены в тексте пп. 1-1.1 ст. 333.12 НК РФ);
  • сниженные (о них говорится в тексте п. 3 ст. 333.12 НК РФ лишь для проведения вычислений водного налога, если вода забирается для водоснабжения населения).

Однако, существуют предприятия, которые используют воду из природных объектов одновременно для водоснабжения населения и производственных нужд фирмы. В таком случае можно разграничить объемы забираемой воды по цели ее добычи. Только при условии разделения закон позволяет применять сниженную ставку по водному налогу в отношении воды, забор которой производится для нужд населения. Подобное целевое разграничение использования воды:

  • обеспечивается технологически (на предприятии устанавливаются счетчики, работники ведут учет объемов использованный с разными целями воды и документируют ее расход);
  • оформляется в отдельной лицензии на эксплуатацию водного объекта (в лицензии уточняется цель использования заборных подземных вод и обозначается ПДО — предельно-допустимый объем использования).

Читайте также статью ⇒ «Налоговые ставки водного налога«.

Как отразить в декларации право на применение льготы по водному налогу

В декларации по уплате водного налога имеется несколько специальных строк для отражения прав на использование льгот (все находятся во 2 разделе):

Номер строки

Расшифровка
-040-

Для сведений о полученной лицензии на забор воды из водных объектов (серия, №, вид)

-070-

Для обозначения объема воды, добытой из недр природного объекта в целях, при которых уплачивать налог не требуется
-080-

Для обозначения целей добычи воды (код). Ставится «1», если вода необходима для водоснабжения населения.

-110-

-120-

Для определения ставки по водному налогу за 1 куб. м.

Читайте также статью ⇒ «Кто является плательщиком водного налога«.

Экспертное мнение к вопросу о том, возможно ли применение льготы при отсутствии лицензии

Согласно мнению экспертов Министерства финансов, если на предприятии не проводится целевое разграничение использования добытой в природном объекте воды (не оформляется в отдельной лицензии и не обеспечивается технологически), плательщик водного налога не получает права на уплату налога по сниженной ставке в чести добычи воды для нужд населения — полный объем использованной воды подлежит обложению на общих основаниях. Данное положение закреплено Письмом Минфина от 12.10.2016 № 03-06-05-02/59547. Минфин настаивает на том, что при отсутствии у предприятия, снабжающего население водой, лицензии, водный налог на может перечисляться в бюджет по сниженной ставке.

Российские суды придерживаются иного мнения, поскольку в тексте главы 25.2 Налогового кодекса РФ не сказано, что плательщик налога, использующий воду для водоснабжения населения, обязан получать лицензию на добычу воды из природных недр, чтобы рассчитывать налог по льготной ставке. Зато суды согласны с мнением Минфина по поводу необходимости учета объемов воды, использованной именно с целью водоснабжения людей — объемы воды, переданной впоследствии населению, требуется документально подтверждать.

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки

Ошибка: Предприятие не ведет раздельного учета использования воды в производственных целях и для нужд населения. Налогоплательщик претендует на льготу по уплате водного налога.

Комментарий: Если не ведется раздельный учет используемой для различных нужд заборной воды, значит, у предприятия не будет документального подтверждения прав на сниженную ставку по налогу в отношении воды, переданной в пользование населению. Соответственно, налог должен быть уплачен по общим ставкам.

Ошибка: Юридическое лицо занимается добычей полезных ископаемых, производя при этом забор воды из реки. Компания подает декларацию по уплате водного налога.

Комментарий: Если забор воды осуществляется для добычи полезных ископаемых, водный налог уплачивать не требуется.

Ответы на распространенные вопросы о том, как получить льготы по водному налогу

Вопрос №1: Где взять значение налоговой ставки по водному налогу за 1 куб.м. Добытой воды, если она используется для водоснабжения населения?

Ответ: Значения указаны в тексте п. 3 ст. 333.12 НК РФ.

Вопрос №2: Можно ли учитывать сниженную ставку по водному налогу, если компания, занимающаяся водоснабжением населения, не имеет лицензии на забор воды?

Ответ: Во избежание споров с налоговыми органами, лучше оформить лицензию на добычу воды из природных недр. Несмотря на то, что суды зачастую встают на сторону налогоплательщика в данном вопросе, эксперты Минфина требуют наличия лицензии.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

Вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓

Консультация бесплатная Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик
Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик

online-buhuchet.ru

Нет, не применяется.
Забор воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций, освобождается от налогообложения. Льгота установлена в подпункте 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ.
В письме Минфина России от5 мая 2012г. №03-06-06-02/7 рассматривался случай, когда в лицензии на право пользования подземными водами, выданной сельхозорганизации, было указано: «…добыча технических подземных вод для технологического обеспечения водой сельскохозяйственного объекта». Чиновники сделали вывод, что при такой формулировке нет оснований для применения льготы, предусмотренной подпунктом 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ. А в письме Минфина России от20.11.2012г. №03-06-06-02/7 уточняется, что для освобождения от налогообложения объемов воды, забранных сельхозпредприятием для орошения или водопоя, необходимо наличие не только лицензии, но и обязательное отражение в ней лимитов водопользования или разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды.
Поэтому Ваша организация не вправе пользоваться льготой по водному налогу.

    Обоснование данной позиции приведено ниже в документе, который Вы можете найти в закладке «Правовая база» «Системы Главбух» vip – версия

    ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.11.2012 № 03-06-06-02/7 «Об уплате водного налога»

    Вопрос: Наше предприятие осуществляет водоснабжение нескольких сельских поселений согласно лицензии на право пользования недрами. Одно из сельских поселений взято на обслуживание после получения лицензии, соответственно не включено в лицензию.

    1. Можем ли мы применять освобождение от уплаты водного налога, предусмотренное пп.13 п.2 ст.333_9 НК РФ, при заборе воды для водопоя и обслуживания скота в сельском поселении, не включенном в лицензию?

    2. Можем ли мы применять пониженную ставку водного налога в размере 70 руб. для водоснабжения населения в этом же сельском поселении?

    Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты водного налога и сообщает, что согласно пункту 11.3 Регламента Минфина России, утвержденного приказом Минфина России от 23 марта 2005 года N 45н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.

    Вместе с тем сообщаем, что в соответствии со статьей 333_8 главы 25_2 «Водный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333_9 настоящего Кодекса.

    Статьей 333_9 Кодекса определены объекты налогообложения и установлен закрытый перечень видов пользования водными объектами, не являющихся объектами налогообложения.

    Так, в соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 333_9 Кодекса не признается объектом налогообложения водным налогом забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

    Для освобождения от налогообложения водным налогом объемов воды, забранной из водного объекта для указанных целей, необходимо наличие соответствующей лицензии на осуществление конкретного вида водопользования с обязательным отражением в ней лимитов водопользования или разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды, установленных для данной цели.*

    Что касается вопроса применения пониженной ставки водного налога для водоснабжения населения, то согласно пункту 3 статьи 333_12 Кодекса ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

    Принимая во внимание, что применение пониженной ставки водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды является льготой для налогоплательщиков, то в данном случае также необходимо, чтобы в соответствующей лицензии на право осуществления данного вида водопользования были отражены цели забора воды и утверждены для него лимиты водопользования. При этом обращаем внимание, что лицензия на право пользования недрами предоставляет водопользователю право на осуществление водопользования в конкретных целях и в установленных размерах.

    При отсутствии в лицензии на водопользование указания на целевое использование забранной воды или при осуществлении пользования водными объектами без лицензии, оформленной в установленном порядке, если получение такой предусмотрено законодательством Российской Федерации, водный налог должен уплачиваться по ставкам, установленным пунктом 1 статьи 333_12 Кодекса.

    26.03.2014г.

    С уважением, Ольга Пушечкина

    Ваш персональный эксперт

    www.glavbukh.ru

    2 года ago

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *