Льготы по усн для некоммерческих организаций

льготы по усн для некоммерческих организаций

Налогообложение некоммерческих организаций по общей и упрощенной системе

Практика деятельности некоммерческих организаций заставляет их постоянно задумываться над вопросами налогообложения. Таким организациям приходится выяснять, какие системы налогообложения им доступны, какие типы налогов подлежат уплате в федеральный, региональный и местный бюджеты, как вести учет доходов и расходов. Система налогообложения некоммерческих организаций подразумевает соблюдение множества нюансов, разобраться в которых порой бывает очень трудно.

Какие особенности имеют бухгалтерский учет и налогообложение некоммерческих организаций

Многие сообщества, которые занимаются общественной деятельностью, проходят процедуру регистрации в виде некоммерческой организации (НКО). В качестве таких объединений могут выступать различные фонды, общества, религиозные организации и пр.

Большинство организаций используют такой способ регистрации по прямому назначению, то есть для осуществления социально значимой деятельности на благо общества. Для других, недобросовестных организаций, регистрация в качестве НКО становится способом ухода от налогов благодаря льготным налоговым схемам. Для пресечения таких случаев создан Федеральный закон №7-ФЗ и другие специальные нормы, регулирующие эти виды деятельности. В законодательстве прописано, как статус НКО влияет на систему налогообложения.

Независимо от целей, с которыми была зарегистрирована организация, она будет являться полноценным участником налоговых взаимоотношений, ведь в законе прописаны четкие механизмы налогообложения некоммерческих организаций. Однако стоит отметить, что некоммерческие организации не играют существенной роли в финансовой системе государства.

льготы по усн для некоммерческих организаций

Некоммерческие организации делятся на три типа:

  1. Негосударственные (общественные), которые финансируются из своей прибыли.

  2. Государственные (муниципальные), которые финансируются из соответствующих бюджетов.

  3. Автономные.

Налоговый кодекс РФ гласит, что любые некоммерческие организации должны точно так же предоставлять налоговые декларации с включением всех расчетов по налогам и сборам в федеральный, региональный и местный бюджеты.

Также НКО должны вести бухучет и сдавать бухгалтерскую отчетность на общих основаниях, прописанных в российском законодательстве.

В бухгалтерской отчетности НКО, необходимой для налаживания системы налогообложения некоммерческой организации, должны содержаться сведения об уставной и коммерческой работе. НКО могут сами разрабатывать и принимать формы бухотчетности на основе образцов, представленных Российским министерством финансов.

Если НКО не ведет предпринимательскую деятельность, соответственно, сведения об этом отсутствуют, организация может отказаться от предоставления следующих документов строгой отчетности:

  • Отчета о корректировке капитала (форма №3);

  • Отчета о движении финансов (форма №4);

  • Приложения к бухбалансу (форма №5);

  • Пояснительной записки.

Организации, получающие бюджетное финансирование, также обязаны предоставлять сведения об использовании этих средств. Их вносят в форму, утвержденную Минфином РФ, и включают в общую бухгалтерскую отчетность. Подача бухотчетности сопровождается письмом, в котором указываются сведения обо всех документах, включенных в ее состав.

Читайте материал по теме: Переплата по налогам: как вернуть или зачесть излишне уплаченную сумму

Особенности налогообложения некоммерческих организаций по федеральным налогам

НДС и налог на прибыль

Эти два типа налогов чаще всего подлежат уплате при налогообложении некоммерческой организации. При их взимании в обязательном порядке учитываются льготы, обусловленные спецификой работы некоммерческих организаций. Эта специфика заключается в следующем:

  • Извлечение прибыли не является приоритетной задачей НКО (в соответствии с Гражданским кодексом РФ). А на предоставление некоторых видов услуг некоммерческие организации должны получать лицензию;

  • НКО вынуждены предоставлять юридическим и физическим лицам определенные услуги на возмездной основе или осуществлять иную деятельность, приносящую доход, чтобы обеспечивать свою основную деятельность. При этом НКО официально не регистрируются как предприниматели.

Эти две особенности оказывают существенное влияние на то, как НКО отчитываются о своих доходах. Перечень типов прибыли, которая может не включаться в список налогообложения некоммерческой организации при использовании доходов по назначению, определяется приказом Минфина РФ. Чтобы получить такие льготы, должны быть выполнены определенные условия, которые также прописаны в законодательстве.

В первую очередь, необходимо начать вести раздельный учет любых целевых поступлений и использовать их только в соответствии с тем, на каких условиях они получаются. По окончании финансового периода НКО обязана предоставить в налоговый орган отчетность об использовании доходов.

Кроме того, должны учитываться не только целевые поступления, но и прочие доходы. Их можно условно разделить на два вида:

  • Реализационные доходы, получаемые по итогам предоставления услуг и выполнения работ;

  • Внереализационные доходы, получаемые из прочих источников, не связанных с работой НКО (пени и штрафы за неуплату членских взносов, прибыль от собственности, сдаваемой в наем, и пр.).

Несоблюдение любого из этих условий может привести к полной потере любых льгот.

Все перечисленные виды доходов, которые делают работу выгодной, подлежат обязательному налогообложению некоммерческой организации (в соответствии с гл. 25 НК РФ). Налогооблагаемая база – это разница между размерами полученных доходов (без НДС и акцизов) и расходов, обоснованных экономическими параметрами и подтвержденных документами. К таким расходам относятся:

  • Расходы на оплату труда работников;

  • Материальные расходы;

  • Амортизационные начисления;

  • Прочие расходы.

В статье 41 Налогового кодекса РФ закреплено, что доходом может являться только экономическая выгода, получаемая НКО в натуральном или денежном эквиваленте. Таким образом, поступления, не принесшие НКО выгоды, налогами не облагаются (речь идет, к примеру, о транзитных платежах).

Документально подтвержденными могут считаться лишь те затраты, которые оформлены документально (договоры, авансовые отчеты и т.д.). Под экономически обоснованными подразумеваются траты, произведенные в соответствии с нормативами и правовыми актами, установленными в организации (командировочные, нормы расходования ГСМ и т.д.). Стоит отметить, что любые расходы могут производиться только в рамках той деятельности, которая имеет своей целью извлечение прибыли.

Налогообложение некоммерческих организаций, которые продают определенные товары или предоставляют какие-либо услуги, должно в обязательном порядке включать в себя НДС. Однако некоторые виды деятельности от этого налога могут освобождаться. Обратите внимание, что от НДС освобождаются именно определенные виды деятельности, а не организация в целом.

Чтобы познакомиться со списком услуг, по которым предусматриваются налоговые льготы, загляните в Налоговый кодекс РФ (глава 21, посвященная НДС). Коротко говоря, от налога на добавленную стоимость освобождаются все виды работ, которые считаются социально значимыми (например, присмотр за инвалидами и пенсионерами в муниципальных и государственных учреждениях социальной защиты населения). При этом на основе одной лишь социальной значимости работ НКО может и не получить льгот. В перечень дополнительных требований также входят:

  1. Наличие лицензии на право заниматься определенной деятельностью;

  2. Соответствие предоставляемой услуги определенным требованиям, например, по срокам или месту предоставления.

Помимо двух главных налогов, которые обязаны уплачивать все организации, существует огромное количество мелких налогов и сборов, о которых также не следует забывать.

Читайте материал по теме: Виды налоговых льгот: кому положены и как получить

Государственная пошлина

Государственная пошлина также является сбором, уплачиваемым в федеральный бюджет. При налогообложении некоммерческих организаций они уплачивают ее в случаях совершения юридически значимых действий: обращения в судебные инстанции для разрешения споров по финансово-хозяйственным вопросам. От уплаты государственной пошлины могут освобождаться как некоммерческие организации в целом, так и отдельные виды их деятельности.

В частности, от госпошлины освобождаются:

  • Государственные внебюджетные фонды РФ, бюджетные ведомства, существующие за счет федерального бюджета. Обратите внимание, что организации, финансируемые из региональных и местных бюджетов, от уплаты государственной пошлины не освобождаются;

  • Государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные объекты, где хранятся культурные ценности (они могут не уплачивать пошлину за вывоз этих ценностей);

  • Общественные организации инвалидов — они полностью освобождаются от пошлин по любым нотариальным действиям, обращениям в суды различных уровней;

  • Специализированные учебно-воспитательные заведения для детей с девиантным (общественно опасным) поведением — они могут не платить за исполнительные надписи о взыскании с родителей задолженности по уплате средств на содержание их детей в таких заведениях;

  • Государственные и муниципальные ведомства — они освобождаются от уплаты пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимость в органах регистрации РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.

Таможенная пошлина

Ставка таможенной пошлины одинакова для всех, она не изменяется в зависимости от юридического и организационного статуса лица, перевозящего товары через таможню, типа сделки и иных критериев.

От таможенной пошлины освобождаются товары, а не юрлица. К числу освобожденных относятся:

  • Товары, которые ввозятся в Россию или вывозятся из нее в качестве безвозмездной помощи и на благотворительные цели государств, правительств, международных организаций (в том числе оказание технического содействия);

  • Гуманитарная помощь, ввозимая в Россию или вывозимая из нее, для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

  • Учебные пособия для детсадов, школ, иных образовательных, а также лечебных заведений;

  • Газеты, журналы, книги и иная печатная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой.

Налогообложение некоммерческих организаций по региональным налогам

Налог на имущество

Предоставлять отчетность по этому виду налога должны все организации – даже те, которые имеют право на льготу. Заявлять об этом праве необходимо одновременно с представлением налоговых деклараций. Чтобы подсчитать среднегодовую цену собственности, необходимо знать ее остаточную стоимость – она служит основанием для расчетов. Остаточная стоимость движимого и недвижимого имущества – это разность между его изначальной ценой и амортизацией, которая начисляется ежемесячно. Такой порядок расчета применяется на единых основаниях как в коммерческом, так и в некоммерческом секторе (в том числе, в бюджетных организациях). В соответствии с налоговым кодексом РФ, ставка налога на имущество устанавливается в объеме 2,2%. Власти регионов могут ее снижать, поскольку весь объем собранного налога зачисляется именно в региональный бюджет субъекта РФ.

НКО можно разделить на три группы, каждая из которых имеет собственные системы налогообложения некоммерческих организаций в части уплаты налога на имущество.

В первую группу входят НКО, которые наделены федеральным законодательством безусловным правом на льготы на неопределенный срок. К этой категории относятся государственные научные организации; религиозные общества и объединения, обслуживающие имущество для религиозной работы (к примеру, культовые строения); организации, владеющие на разном праве памятниками истории и культуры всероссийского значения; ведомства уголовно-исполнительной сферы.

Ко второй группе относятся НКО, которые имеют условные льготы по налогу на имущество. Они освобождаются от его уплаты при определенных обстоятельствах. В эту категорию входят общества инвалидов, численность членов с ограниченными возможностями в которых составляет не менее 80%; общества, в штате которых состоит не меньше половины инвалидов.

Третья группа НКО состоит из некоммерческих партнерств и АНО (автономных некоммерческих организаций), автономных государственных и муниципальных ведомств, различных фондов (за исключением общественных). Эта группа лишена прав на льготы по налогу на имущество.

Региональные властные структуры могут не только снижать ставки налога на имущество, но и увеличивать список организаций, которые имеют право претендовать на такие льготы.

Читайте материал по теме: Виды налоговых проверок и их особенности

Транспортный налог

Система налогообложения некоммерческих организаций предусматривает уплату НКО транспортного налога в общем порядке. Такие организации обязаны уплачивать взносы за любые зарегистрированные транспортные средства, находящиеся в их собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении (речь идет об автомобилях, водных и воздушных судах, снегоходах и пр.).

Земельный налог

Земельный налог – это один из видов местного налога. Уплачивать его обязаны любые некоммерческие организации, которые имеют землю в собственности, бессрочном пользовании или пожизненном наследуемом владении. Земля в бессрочное пользование отдается предприятиям государственной и муниципальной собственности, казенным ведомствам, органам госвласти и местного самоуправления.

Ставка земельного налога составляет полтора процента от кадастровой стоимости земли. Полностью освобождены от его уплаты органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ; общества инвалидов, являющиеся единственными собственниками земли, численность людей с ограниченными возможностями в которых составляет не меньше 80%; религиозные объединения.

Бюджетные организации, занимающиеся культурой и спортом, искусством, кинематографией, образованием, здравоохранением в соответствии с федеральным законодательством не имеют права на льготы по земельному налогу. Скидки им могут дать только местные органы власти.

Упрощенная система налогообложения некоммерческих организаций

Использование упрощенной системы налогообложения некоммерческой организации избавит ее от:

  • Налога на прибыль;

  • Налога на имущество;

  • Налога на добавленную стоимость (НДС).

Однако организация должна будет уплачивать единый налог, который взимается при использовании упрощенки:

  • При выборе типа налогообложения «Доходы» — 6% с любых поступлений, которые признаются доходом в соответствии с НК РФ;

  • При избрании объекта налогообложения «Доходы минус расходы» — 15% от разности между доходами и расходами или 1% — минимальный налог при отсутствии такой разницы (расходы полностью равны доходам либо превышают их).

Не забывайте, что целевые поступления, которые НКО получают и используют по назначению (согласно ч. 2 ст. 251 НК РФ), этим налогом не облагаются. При этом организация должна учитывать доходы и расходы по отдельности по всем полученным целевым поступлениям.

Гранты, целевые субсидии, пожертвования, членские взносы и взносы учредителей налогом не облагаются.

При использовании упрощенки руководитель фирмы может самостоятельно вести бухучет (то есть НКО может работать и без главбуха или специализированной аутсорсинг-компании, предоставляющей такие услуги в соответствии с законом «О бухгалтерском учете»).

Ранее упрощенная система налогообложения некоммерческих организаций имела и другие плюсы – сниженную ставку налога на зарплату сотрудников, отсутствие бухучета. Именно ради этого компании и переходили на упрощенку. Однако сейчас эти нормы исключены из Налогового кодекса РФ, поэтому никаких льгот, кроме описанных выше, УСН не предусматривает.

Можно сделать вывод, что использование УСН будет выгодным в следующих случаях:

  1. Если НКО продает товары, выполняет работы и предоставляет услуги на территории РФ (в том числе социальные или платные услуги своим участникам и пр.);

  2. Если НКО имеет в собственности имущество, которое учитывается на балансе фирмы в качестве основных средств. Речь идет о собственности, которая будет использоваться дольше 12 месяцев и стоит дороже 40 тысяч рублей – это помещения, автомобили, офисная техника и пр. Более подробные сведения о налогооблагаемом имуществе вы можете найти в соответствующей статье НК РФ.

Читайте материал по теме: Как сэкономить на налогах на зарплату, чтобы все были довольны

Как перейти на упрощенное налогообложение некоммерческих организаций

Некоммерческая организация может перейти на упрощенную систему налогообложения, если:

  • Ее доходы по итогам девяти месяцев работы не превышают 45 миллионов рублей (рассчитываются за год, в котором фирма подаёт заявление на переход к УСН);

  • Средняя численность сотрудников фирмы не превышает ста человек (за отчетный период);

  • У фирмы нет филиалов;

  • Остаточная цена активов не превышает 100 миллионов рублей;

  • Фирма не производит подакцизную продукцию.

Переход к упрощенной системе налогообложения некоммерческих организаций осуществляется с 1 января следующего года. Уведомить налоговый орган необходимо до 31 декабря года текущего. В уведомлении необходимо указать выбранный объект налогообложения, остаточную цену основных средств и объем доходов к 1 октября текущего года (то есть года, предваряющего тот, в котором будет осуществляться переход). Новые организации могут перейти к УСН не позже чем через месяц после даты постановки на учет в налоговой службе.

Таким образом, НКО, которые финансируются в рамках соцпроектов (грантов или субсидий), а также из членских взносов и пожертвований, при этом не имея в собственности дорогого имущества (дороже 40 тысяч рублей) со сроком использования больше года, не будут чувствовать на себе принципиальных различий между обычной и упрощенной системой налогообложения некоммерческих организаций.

Как только фирма получает в распоряжение какой-либо объект налогообложения некоммерческой организации (к примеру, в рамках соцпроекта покупает автомобиль или ноутбук, стоимость которого превышает 40 тысяч рублей), она должна заплатить по нему соответствующий налог до момента перехода к УСН (то есть до 1 января следующего года).

Впрочем, крупные покупки обычно планируются предприятиями загодя, поэтому НКО может рассчитать, когда приобретение такого имущества будет наиболее выгодным (к примеру, можно подать уведомление о переходе к УСН до 31 декабря текущего года, а совершить сделку уже после 1 января следующего года).

Таким образом, некоммерческая организация может не спешить переходить к УСН, пока в этом не появится острой необходимости. При этом использование УСН также не требует существенных расходов, а документооборот при ней увеличивается незначительно: всего на один документ, сдаваемый раз в год, – декларацию по единому налогу, выплачиваемому из-за перехода к УСН.

Если компания практически не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность (а большинство только что открывшихся НКО даже не заводят себе расчетный счет, а осуществляют все расходы из личных средств, которые не подлежат оформлению), УСН можно и не внедрять – это позволит немного сократить временные затраты на подготовку и сдачу нулевой отчетности.

Если компания планирует осуществлять мероприятия по собственному развитию, следует начать применение упрощенной системы сразу же, чтобы в дальнейшем не корректировать график продаж и организацию новых типов деятельности под сроки перехода к УСН.

Читайте материал по теме: Как перейти на УСН в 2017 году

Автономная некоммерческая организация: налогообложение по УСН и ЕНВД

Первым делом давайте узнаем, какие именно организации называются автономными. Это те фирмы, которые основаны на общественных началах и служат целям науки, культуры, спорта, здравоохранения и пр. Такая организация может быть создана как юридическими, так и физическими лицами. Доля каждого учредителя в общем капитале организации не должна превышать одну четверть. Каждый акционер передает свою собственность автономной некоммерческой организации безвозвратно. При этом учредитель не отвечает за потери организации, а сама АНО не расплачивается по обязательствам учредителей.

Чаще всего учредители автономных некоммерческих организаций задают вопросы о возможности применения упрощенной системы налогообложения некоммерческих организаций или налога на вмененный доход. Обе эти системы могут применяться в автономной общественной организации.

Как уже отмечалось выше, существует два вида уплаты налогов по УСН. Они отличаются друг от друга процентной ставкой. Так для вида «Доходы» она равна 6%, а для вида «Доходы – Расходы» – 15%. Следует точно рассчитать, какая экономическая составляющая будет облагаться большими ставками в вашей конкретной ситуации. Так в первом случае налог рассчитывают только от прибыли. Во втором проценты исчисляют от разницы между прибылью и затратами.

Чтобы проиллюстрировать методику вычислений, рассмотрим схему действия различных видов упрощенного налога на примере. Общественная организация «ВВВ» в течение определенного налогового периода получила прибыль в размере 485 тысяч руб. При этом на достижение целей она потратила 415 тысяч.

Для начала выполним расчеты по системе «Доходы». Для этого нужно перемножить прибыль организации и процентную ставку:

485 тысяч руб. * 6% = 29,1 тысяч руб.

Теперь рассчитаем налогообложение по типу «Доходы – Расходы». Для этого нам нужно вычесть из прибыли расходы и умножить полученный результат на процентную ставку:

(485 тысяч руб. – 415 тысяч руб.) * 15% = 10,5 тысяч руб.

В этой ситуации становится понятно, какую систему налогообложения некоммерческой организации следует выбрать. Не забывайте, что этот выбор индивидуален для каждой отдельно взятой компании. Он находится в строгой зависимости от сферы деятельности фирмы. Далеко не всегда система, подошедшая одной организации, будет выгодной и для другой, пусть даже аналогичной. Поэтому, прежде чем выбирать тип упрощенки, выполните простые подсчеты. Они сделают работу фирмы более экономичной.

Теперь подсчитаем ЕНВД. Для его вычисления возьмем специальную формулу:

ЕНВД = Б * П * К * КК * 15%.

Б – базовая доходность компании – уровень дохода, который устанавливается государством для каждого вида деятельности в отдельности.

П – физический показатель – число, установленное для каждого вида работ в отдельности в зависимости от числа сотрудников, рабочей территории и т.д.

КД – коэффициент дефляции, который устанавливается государством каждый год и учитывает целый спектр показателей.

КК – корректирующий коэффициент, предусмотренный органами местного самоуправления. Устанавливается для каждого региона с учетом его особенностей.

Чтобы рассчитать этот налог, нужно учесть тип деятельности компании и критерии, установленные государством и органами местного самоуправления.

Налогообложение некоммерческих организаций: как часто нужно сдавать отчетность

Система налогообложения некоммерческих организаций предусматривает своевременную сдачу отчетности по всем видам уплачиваемых сборов. Для каждого из них предусмотрены свои сроки подачи деклараций, они прописаны в различных главах НК РФ.

Чаще всего календари подачи декларации составляются на каждый год, в них указываются виды отчетов и сроки их подачи. Такие календари содержатся в правовых базах.

Читайте материал по теме: Особенности выездной налоговой проверки

Для примера рассмотрим сроки представления нескольких главных типов налоговых деклараций:

  • Единый (упрощенный) налоговый отчет. Подается налогоплательщиками, деятельность которых не приводит к движению денежных средств на их счетах в банках или в кассе, не имеющими объектов налогообложения по соответствующим налогам (20.01, 20.04, 20.07, 20.10).

  • Отчет по налогу на добавленную стоимость. Подается каждый квартал не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

  • Декларация по налогу на прибыль. Подается налогоплательщиками, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль, не позднее 28 марта года, следующего за отчетным.

  • Отчетность по единому налогу по упрощенной системе. Сдается не позднее 31 марта года, следующего за истекшим.

Налогообложение некоммерческих организаций – процесс довольно трудный. Чтобы получить квалифицированную консультацию по любым проблемам, обратитесь в нашу компанию. Сотрудники фирмы предоставляют профессиональные консультационные услуги предприятиям малого и среднего бизнеса, а также выполняют бухгалтерское и юридическое сопровождение любых процессов. Услуги предоставляются в Санкт-Петербурге и окрестностях. Вы можете оставить заявку по телефонам 8 (951) 652-55-06, 8 (931) 975-44-15 или оставить заявку на сайте.

biznes-resurs.ru

При регистрации некоммерческой организации, а иногда и в процессе её деятельности, часто возникает вопрос о выборе системы налогообложения. Если у Вас возникает вопрос, стоит ли Вашей некоммерческой организации переходить на УСН, прочитайте эту статью.

Что же такое УСН и ради чего на неё переходить?

На данный момент применение Упрощенной системы налогообложения освобождает организацию от:

  1. уплаты налога на прибыль организаций,
  2. налога на имущество организаций,
  3. налога на добавленную стоимость (НДС).

При этом организация уплачивает единый налог, взимаемый в связи с применением Упрощенной системы налогообложения:

а) при выборе объекта налогообложения «Доходы» — 6% со всех поступлений, признающихся доходом в соответствии с Налоговым кодексом РФ,

б) при выборе объекта налогообложения «Доходы минус расходы» — 15% с разницы между доходами и расходами, либо 1% — минимальный налог при отсутствии данной разницы (расходы полностью равны доходам либо превышают их).

Важно помнить, что полученные некоммерческими организациями ЦЕЛЕВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ, использованные по назначению в соответствии с частью 2 статьи 251 НК РФ данным налогом не облагаются. При этом организация обязана вести раздельный учет доходов и расходов по полученным ею целевым поступлениям.

То есть с грантов, целевых субсидий, целевых пожертвований, взносов членов и учредителей налог не взимается.

Также при применении УСН Руководитель организации может принимать ведение бухгалтерского учёта на себя (то есть НКО может жить и работать без Главного бухгалтера, специализированной организации по предоставлению услуг по ведению бух.учета и т.п. в соответствии с законом «О бухгалтерском учете»).

Изначально Упрощенная система налогообложения включала и иные плюсы – уменьшенную ставку налогов на фонд оплаты труда и отсутствие необходимости вести бухгалтерской учет. Именно ради этого большинство некоммерческих организаций и переходили на Упрощенную систему. Однако в данное время эти положения исключены из Налогового кодекса РФ и никаких «льгот», кроме указанных выше, УСН не предполагает.

Таким образом, применение УСН однозначно выгодно некоммерческой организации, если:

  1. НКО реализует товары, выполняет работы и оказывает услуги на территории Российской Федерации (в том числе социальные услуги, платные услуги своим членам и т.п.);
  2. НКО имеет движимое или недвижимое имущество, учитывающееся на балансе организации в качестве основных средств, т.е. имущество, предназначенное для использования в течение срока продолжительностью свыше 12 месяцев и стоимостью более 40 000 рублей. Например, помещение, автомобиль, компьютерную и бытовую технику стоимостью выше 40 000 рублей (более подробную информацию о том, что является облагаемым налогом имуществом, смотрите в соответствующей статье НК РФ).

Переход на УСН

Организация (в том числе некоммерческая) имеет право перейти на Упрощенную систему налогообложения, если:

  1. доходы организации по итогам 9 месяцев текущего года не превышают 45 миллионов рублей (года, в котором организация подаёт уведомление о переходе на УСН);
  2. средняя численность работников организации меньше 100 человек (за отчетный период);
  3. организация не имеет филиалов,
  4. остаточная стоимость основных средств менее 100 миллионов рублей,
  5. организация не производит подакцизные товары.

Перейти на Упрощенную систему налогообложения можно с 1 января следующего календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря текущего года. В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения. Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения. Вновь созданная организация вправе перейти на УСН в срок не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе.

Получается, что для НКО, финансируемой в рамках социальных проектов (за счет грантов и субсидий), за счет взносов членов и пожертвований и не имеющей дорогостоящего имущества (свыше 40 000 рублей) со сроком использования более года, принципиальной разницы между обычной и упрощенной системой налогообложения нет.

Однако, как только в организации появляется объект для налогообложения (например, в рамках социального проекта приобретается автомобиль или ноутбук стоимостью более 40 000 рублей), она обязана уплачивать по нему соответствующий налог до того момента, когда сможет перейти на УСН (то есть до 1 января следующего года).

Впрочем, серьёзные приобретения обычно планируются заранее и организация может рассчитать «выгодные» для неё сроки приобретения подобного имущества (до 31 декабря текущего года подать уведомление о применении УСН, а осуществить покупку уже после 1 января следующего года).

Получается, что некоммерческая организация может не торопиться с переходом на УСН до тех пор, пока в ней не появится необходимость. В то же время, применение УСН не требует значительных дополнительных затрат и незначительно увеличивает документооборот организации: добавляется лишь один документ – предоставляемая раз в год Декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Если организация фактически не ведёт финансово-хозяйственной деятельности (многие начинающие НКО даже не имеют Расчетного счета, а ведут деятельность за счет личных средств, которые никак не оформляют), можно не переходить на УСН и незначительно сократить затраты времени на подготовку нулевой отчетности.

Однако если организация планирует развиваться, то есть смысл применять упрощенную систему налогообложения сразу, чтобы не подстраивать график покупок и организации новых видов деятельности под сроки перехода на УСН.

songo63.ru

ИА

ГАРАНТ

Вновь созданный благотворительный фонд применяет УСН с объектом налогообложения «доходы». В штате имеются два человека. На расчетный счёт поступают средства по договорам пожертвования, в которых не указано, на какие именно цели перечисляются средства. В уставе указано, что фонд имеет право расходовать на своё содержание до 20% от средств, расходуемых на благотворительную деятельность за год. Как вести раздельный учёт? С каких сумм нужно платить УСН?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Суммы, полученные благотворительным фондом в виде добровольных пожертвований, не включаются в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание некоммерческой организации.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ст. 118 ГК РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) фондом для целей этих нормативных правовых актов признается не имеющая членства некоммерческая организация (далее — НКО), учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда.

На фонд как одну из правовых форм, в которой создаются НКО, распространяется и положение п. 3 ст. 213 ГК РФ, согласно которому коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

Так как фонд, будучи юридическим лицом, является участником гражданских правоотношений, порядок осуществления им права собственности определяется согласно нормам ГК РФ и иных принятых в соответствии с ним федеральных законов (п.п. 1, 2 ст. 1, п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 3 ГК РФ).

Напомним, что согласно ст. 128 ГК РФ, определяющей виды объектов гражданских прав, под имуществом в гражданском законодательстве понимаются в том числе и деньги.

В силу п.п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе распоряжаться им любым образом.

Пунктом 1 ст. 26 Закона № 7-ФЗ установлено, что источниками формирования имущества НКО в денежной и иных формах являются:

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности НКО;
  • другие не запрещенные законом поступления.

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы по налогу учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст.ст. 249 и 250 НК РФ.

Согласно пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

Пунктом 2 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К целевым поступлениям на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности относятся в том числе осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о НКО взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также доходы в виде безвозмездно полученных НКО работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Таким образом, у общественных организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, суммы членских взносов, а также суммы, полученные в виде добровольных пожертвований, не включаются в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание НКО и (или) ведение ею уставной деятельности (письмо Минфина России от 28.03.2014 № 03-11-06/2/13904).

Подобный вывод содержат также письма Минфина России от 02.03.2012 № 03-03-04/16, от 07.12.2010 № 03-03-06/4/119, от 01.11.2010 № 03-03-06/4/105, от 14.11.2008 № 03-03-06/4/79, от 30.06.2008 № 03-03-06/4/44, УФНС России по г. Москве от 16.02.2010 № 16-12/016014@, от 15.01.2009 № 19-12/001802.

Согласно п. 2 ст. 7 Закона № 7-ФЗ фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан.

По мнению специалистов Минфина России, изложенному в письме от 11.04.2008 № 03-03-06/4/26, предусмотренные п. 2 ст. 251 НК РФ целевые поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности не имеют ограничений по срокам, формам и условиям использования, если иное прямо не предусмотрено лицом — источником таких целевых поступлений. Если лицо, являющееся источником целевого финансирования или целевых поступлений, не установило конкретных сроков и условий их использования, критерием соблюдения целевого назначения этих средств является их конечное использование на содержание НКО и ведение ею уставной деятельности.

По нашему мнению, к расходам фонда на ведение уставной деятельности следует относить расходы, направленные на осуществление деятельности, обозначенной в уставе фонда в качестве цели и предмета ее деятельности.

Заметим, согласно п. 3 ст. 7 Закона № 7-ФЗ попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.

В рассматриваемом случае фонд на основании устава имеет право расходовать на своё содержание до 20% от средств, расходуемых на благотворительную деятельность за год. То есть именно это ограничение следует учитывать при направлении средств на содержание фонда (в том числе выплату зарплаты штатным сотрудникам).

Обращаем внимание, что НКО должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету (п. 1 ст. 3 Закона № 7-ФЗ).

Несмотря на свободу выбора: либо баланс, либо смета, для выполнения целевых программ, на наш взгляд, фонду целесообразно составлять смету доходов и расходов, рассчитанную на определенный период времени (финансовый план).

Требования к составлению финансового плана (сметы доходов и расходов) законодательством не установлены. В связи с этим НКО (фонд) может самостоятельно определить статьи доходов и расходов, планировать их размер исходя из имеющихся источников средств, учитывая цели и направления своей деятельности.

В соответствии с п. 3 ст. 29 Закона № 7-ФЗ утверждение финансового плана (сметы) НКО и внесение в него изменений относится к компетенции высшего органа управления НКО. А порядок управления фондом определяется его уставом.

Таким образом, высший орган управления фонда может оценить экономическую обоснованность и целесообразность расходов на содержание НКО и утвердить их в смете (финансовом плане). Смету следует согласовать с членами, участниками, учредителями фонда либо с попечительским советом.

На основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная организация ведет бухгалтерский учет и отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок ведения раздельного учета НКО нормативными документами по бухгалтерскому учету и НК РФ не определен. Поэтому фонду необходимо самостоятельно разработать регистры учета расходования средств и порядок, в соответствии с которым ведение учета доходов и расходов целевых поступлений, а также сумм доходов и расходов от иной деятельности в организации будет производиться раздельно. Указанный порядок должен быть утвержден руководящим органом фонда.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее — Инструкция), счет 86 «Целевое финансирование» предназначен для обобщения информации в том числе о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, и т.п.

Пожертвования, полученные в качестве источника финансирования уставной деятельности фонда, отражаются проводками:

Дебет 51 Кредит 76

— поступили денежные средства на расчетный счет НКО в качестве пожертвования;

Дебет 76 Кредит 86

— полученные денежные средства учтены у НКО в качестве целевого финансирования.

Инструкция предусматривает, что использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86. Так, в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» отражаются расходы на содержание некоммерческой организации, осуществленные за счет средств целевого финансирования. 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга

ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер

Молчанов Валерий

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга

ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер

Родюшкин Сергей 

3 июня 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

www.audit-it.ru

Упрощенная система налогообложения в НКО. Складывается впечатление, что у всех разное мнение на этот счет. Начнем с того, что для начала надо разделить его, на несколько главных вопросов, и каждый имеет свой ответ.

льготы по усн для некоммерческих организаций

1. Законно ли применение УСН в НКО.

Ответ да, законно. Любая форма НКО имеет право применять Упрощенную систему налогообложения (УСН). Как УСН 6% (доходы), так и УСН 15% (доходы, за вычетом расходов). НКО является юридическим лицом, подчиняется налоговому кодексу и применяет стандартные правила при ведении учета на УСН.

Есть конечно и исключения: Инвестиционным фондам и Адвокатским образованиям ( Адвокатский кабинет, Коллегия адвокатов, Адвокатское бюро), напрямую запрещено применение УСН согласно Налоговому кодексу статье 346.12.

Только вот в чем загвоздка, 90% «обычных» бухгалтеров не знают эти правила, т.к. в коммерческих организациях они почти никогда не возникают. Вот именно из-за этого НКО на УСН, сталкиваются с проблемами применяя УСН, а знать их надо.

Вот теперь перейдем к главному вопросу.

2. Мифы и заблуждения связанные с УСН в НКО.

Начнем с развенчания мифов, которые приписывают УСН вообще и УСН в НКО в частности. И потом подробно разберем каждый из ответов.

  • Перейдя на УСН вы все равно будете сдавать отчетность ежеквартально, а если есть сотрудники, то ежемесячно!

  • Если в некоммерческой организации нет выручки, УСН не сдается нулевая!

  • В НКО, в большинстве случаев УСН увеличивает налоги подлежащие к уплате, а не наоборот!

 3.Преимущества применения УСН в Некоммерческой организации. Нужна ли она мне вообще?

Реальные преимущества для НКО от УСН:  

  • Количество предоставляемых отчетов в течение года, уменьшается с 41 до 34.

  • Возможно сдать все отчеты без применения ЭЦП. Но с целыми тремя оговорками.

  • Существуют частные случаи, когда УСН очень выгодно НКО. Подробно разберем почти все эти случаи ниже.

!Важно. Многие переходят на УСН, т.к. панически боятся НДС. Сразу замечу, что некоммерческие взносы и пожертвования не облагаются НДС И НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ. Раздел расчета налога у этих декларациях будут пустыми. И главное, есть альтернатива. Согласно 145 статье НК, если ваша выручка была менее 2млн рублей, за последние три месяца, вы имеете право, добровольно отказаться от обязанностей плательщика НДС. Т.е. фактически будете сдавать только декларацию по налогу на прибыль, а ваша выручка, так же как и на УСН, не облагается НДС. Тоже считаете доходы, за вычетом расходов, и никакого минимального налога от выручки в размере 1%. А так как цель НКО не получение прибыли, можете всегда работать в убыток, без уплаты налогов в бюджет вообще.

Практический совет: чтобы не раздражать автоматические выборки ИФНС, старайтесь начислить несколько рублей налога на прибыль к уплате, и все таки не показывать убытки.

4. Какой форме НКО, УСН действительно необходима.Когда УСН действительно выгодна.

Перечислю ситуации, когда УСН есть смысл применять.

  • Если НКО абсолютно нулевая, и будет нулевой более года, а отсутствие денежных средств не позволяет платить по 5000р ежегодно за ЭЦП. Тогда можно уйти в «заморозку» понимая, что когда придет время, будет необходимо провести двухмесячную процедуру реанимации НКО и сверки с фнс и фондами, по вопросам все ли отчеты отправленные почтой дошли.
  • НКО, которые формируют свои поступления за счет деятельности приносящей доход с выручкой более 2 млн в месяц. Ери этом прибыль от этой деятельности высокая. Выгодно использовать УСН 6%, и уплатив от прибыли 6%, чистую прибыль перевести на финансирование своих некоммерческих программ, как целевое поступление.
  • Если зарплаты занимают более 30% себестоимости. Применяя УСН 15% в определенных видах деятельности, организация получает льготу по страховым взносам за сотрудников. Например в IT сфере, или образовательных услугах по лицензии. В этом случае экономия по страховым взносам превышает минимальный налог 1% при УСН 15%.

5. Переход на УСН для НКО.

Действующие НКО могут подать заявление в ИФНС на применение УСН с октября по декабрь. И на следующий год, будут применять УСН.

С новыми НКО есть особенность. Обычно заявление на применения УСН подаётся в составе пакета документов на регистрацию организации. Но Минюст это заявление почти всегда не принимает. Необходимо подать отдельно в свою ФНС заявление на применение УСН, в течение 30 дней с даты регистрации в ФНС. Важно, не с даты получения документов в Минюсте, а именно с даты регистрации в ФНС. Т.к. получить в Минюсте документы может получиться только на 20-30 день. В итоге замешкаться и не успеть.

Фактически, необходимо следить за ЕГРЮЛ. Как только там появились, изготавливайте печать и подавайте заявление на УСН, еще до получения оригиналов уставных документов в Минюсте.

Есть личный вопрос? Пишите нам тут. Или звоните на офисный номер, можно сразу мне 8-903-135-30-61.

Оставляйте ниже комментарии обсудим публично.

reg-nko.ru

2 месяца ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *