Льготы по результатам аттестации рабочих мест

За работу во вредных и опасных условиях труда сотрудникам полагаются льготы и компенсации. Но для того, чтобы установить их, необходимо зафиксировать наличие вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ, – ред.). Специально для этого в российской законодательной практике разработана обязательная процедура – аттестация рабочих мест по условиям труда (АРМ, – ред.). Результаты, полученные в ходе ее проведения, являются фактическим свидетельством состояния условий труда на рабочих местах и, конечно же, официальным подтверждением для назначения компенсаций и льгот в случаях выявления на рабочем месте ВОПФ. А вот, молоко ли, надбавка к заработной плате, дополнительный отпуск или сокращенная рабочая неделя «за вредность» полагаются сотрудникам при работе на данном рабочем месте – решать аттестационной комиссии.

Условия труда на рабочем месте для каждого работника имеют первостепенное значение. Работа в нефтеперерабатывающей промышленности на скважинах в сложных климатических условиях, к примеру, или работа в просторном комфортабельном офисе – разница существенная, не так ли? Но не всем же работать в офисах, кому-то необходимо выполнять и более тяжелые виды работ. Но часто, к примеру, в той же самой нефтеперерабатывающей промышленности создать благоприятные условия труда практически невозможно в силу ряда определяющих факторов: климатических условий, специфики выполнения работ, расположения скважин и т.д. В таком случае работникам предлагаются различные формы стимулирования. Выплата компенсаций и предоставление льгот – одни из них.

Компенсации и льготы могут получить не только сотрудники нефтеперерабатывающих производств. Они положены любому сотруднику, на рабочем месте которого имеются ВОПФ. Определить их наличие можно, к примеру, при помощи проведения производственного контроля, с помощью применения различных исследовательских методик. Но назначить и установить их конкретные размеры, еще раз уточним, можно только на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

АРМ – законодательно закрепленная процедура по оценке условий труда на рабочих местах с их последующей рационализацией (улучшением). С помощью ее проведения идентифицируются и предотвращаются риски и опасности на рабочем месте. Каждый работодатель должен проводить АРМ на основании статьи 212 ТК РФ, чтобы установить факт наличия несоответствий, а также удостовериться в реальном положении дел в организации рабочих мест. Подобный анализ производственной среды, чаще всего, является призывом к действиям – к тому, чтобы через рационализацию условий труда значительно повысить эффективность самих производственных процессов.

Оценка или анализ проводится по трем категориям: по измерениям гигиенических факторов, по травмоопасности и по обеспеченности средствами индивидуальной защиты. После полученного результата по каждому из этих разделов выводится общий итог о состоянии рабочего места. Если на рабочем месте выявлены ВОПФ, работнику назначаются компенсации или же дается право на досрочное назначение трудовой пенсии, основания о предоставлении которых, заносятся в карту АРМ.

Компенсации за работу в опасных и вредных условиях труда представлены следующими видами: сокращение продолжительности рабочего дня, повышение оплаты труда, ежегодный дополнительно предоставляемый оплачиваемый отпуск, молоко или другие равноценные пищевые продукты, лечебно-профилактическое питание. Минимальные размеры их устанавливаются на основании Постановления Правительства РФ № 870 от 20.11.2008 г.:

  • Сокращение продолжительности рабочего времени (не более 36 часов в неделю);
  • Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (не менее 7 рабочих дней);
  • Повышение оплаты труда работника (не менее 4 процентов тарифной ставки, установленной для работ с оптимальными условиями труда).

Минимальная ставка предоставляемых компенсаций может повышаться, но только по усмотрению самого работодателя.

Помимо Постановления № 870, по предоставлению компенсаций в России по-прежнему действуют нормативные документы советского времени. Это такие документы, как:

  •  «Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22), а также «Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда» (утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78);
  • «Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10).

Из-за существования всех названных документов в законодательной практике возникла неоднозначная трактовка в вопросе предоставления компенсаций и льгот.

Проблема со списками состоит в том, что они создавались в то время, когда единственным работодателем было государство, которое обеспечивало типовые условия труда для отдельных видов выполняемых работ. Получалось так, что если вид работ был внесен в Списки на гарантии и компенсации, работник в обязательном порядке получал их. Сложность представилась в том, что эти списки значительно устарели и при современных реалиях нуждаются в изменении, так как условия труда по отдельному виду деятельности, которые предоставляются работодателями сегодня, имеют значительное расхождение с условиями труда, которые были в прошлое время. Но так как параллельно действует еще и Постановление, очень сложно определить, по какому из документов назначать компенсации. Даже если работодатель улучшит условия труда на рабочем месте, но данный вид работ внесен в список, работнику все же придется выплачивать компенсации.

Поэтому система предоставления гарантий и компенсаций работникам стала проходить процесс реформирования, что позволит объективно решать вопрос о предоставлении льгот конкретному работнику на конкретном рабочем месте. И первый шаг на пути к этому – Законопроект «О специальной оценке условий труда». По оценкам Минтруда, введение нового порядка позволит максимально решать необходимость предоставления компенсаций и льгот за работу в неудовлетворительных условиях труда и простимулирует работодателей вкладывать средства на улучшение условий труда для того, чтобы не нести в дальнейшем издержки (к примеру, на оплату повышенных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ).

Хотя работодатель и по действующему порядку может застраховать себя, если приведет в соответствие с государственными нормами условия труда, признанные по результатам АРМ опасными или же вредными. В таком случае, он освобождается от выплат компенсаций работнику. Единственное, необходимо удостовериться, что вид работ не входит в один из списков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1cert.ru

За работу во вредных и опасных условиях труда сотрудникам полагаются льготы и компенсации. Но для того, чтобы установить их, необходимо зафиксировать наличие вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ, – ред.). Специально для этого в российской законодательной практике разработана обязательная процедура – аттестация рабочих мест по условиям труда (АРМ, – ред.). Результаты, полученные в ходе ее проведения, являются фактическим свидетельством состояния условий труда на рабочих местах и, конечно же, официальным подтверждением для назначения компенсаций и льгот в случаях выявления на рабочем месте ВОПФ. А вот, молоко ли, надбавка к заработной плате, дополнительный отпуск или сокращенная рабочая неделя «за вредность» полагаются сотрудникам при работе на данном рабочем месте – решать аттестационной комиссии.

Условия труда на рабочем месте для каждого работника имеют первостепенное значение. Работа в нефтеперерабатывающей промышленности на скважинах в сложных климатических условиях, к примеру, или работа в просторном комфортабельном офисе – разница существенная, не так ли? Но не всем же работать в офисах, кому-то необходимо выполнять и более тяжелые виды работ. Но часто, к примеру, в той же самой нефтеперерабатывающей промышленности создать благоприятные условия труда практически невозможно в силу ряда определяющих факторов: климатических условий, специфики выполнения работ, расположения скважин и т.д. В таком случае работникам предлагаются различные формы стимулирования. Выплата компенсаций и предоставление льгот – одни из них.

Компенсации и льготы могут получить не только сотрудники нефтеперерабатывающих производств. Они положены любому сотруднику, на рабочем месте которого имеются ВОПФ. Определить их наличие можно, к примеру, при помощи проведения производственного контроля, с помощью применения различных исследовательских методик. Но назначить и установить их конкретные размеры, еще раз уточним, можно только на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

АРМ – законодательно закрепленная процедура по оценке условий труда на рабочих местах с их последующей рационализацией (улучшением). С помощью ее проведения идентифицируются и предотвращаются риски и опасности на рабочем месте. Каждый работодатель должен проводить АРМ на основании статьи 212 ТК РФ, чтобы установить факт наличия несоответствий, а также удостовериться в реальном положении дел в организации рабочих мест. Подобный анализ производственной среды, чаще всего, является призывом к действиям – к тому, чтобы через рационализацию условий труда значительно повысить эффективность самих производственных процессов.

Оценка или анализ проводится по трем категориям: по измерениям гигиенических факторов, по травмоопасности и по обеспеченности средствами индивидуальной защиты. После полученного результата по каждому из этих разделов выводится общий итог о состоянии рабочего места. Если на рабочем месте выявлены ВОПФ, работнику назначаются компенсации или же дается право на досрочное назначение трудовой пенсии, основания о предоставлении которых, заносятся в карту АРМ.

Компенсации за работу в опасных и вредных условиях труда представлены следующими видами: сокращение продолжительности рабочего дня, повышение оплаты труда, ежегодный дополнительно предоставляемый оплачиваемый отпуск, молоко или другие равноценные пищевые продукты, лечебно-профилактическое питание. Минимальные размеры их устанавливаются на основании Постановления Правительства РФ № 870 от 20.11.2008 г.:

  • Сокращение продолжительности рабочего времени (не более 36 часов в неделю);
  • Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (не менее 7 рабочих дней);
  • Повышение оплаты труда работника (не менее 4 процентов тарифной ставки, установленной для работ с оптимальными условиями труда).

Минимальная ставка предоставляемых компенсаций может повышаться, но только по усмотрению самого работодателя.

Помимо Постановления № 870, по предоставлению компенсаций в России по-прежнему действуют нормативные документы советского времени. Это такие документы, как:

  •  «Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22), а также «Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда» (утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78);
  • «Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10).

Из-за существования всех названных документов в законодательной практике возникла неоднозначная трактовка в вопросе предоставления компенсаций и льгот.

Проблема со списками состоит в том, что они создавались в то время, когда единственным работодателем было государство, которое обеспечивало типовые условия труда для отдельных видов выполняемых работ. Получалось так, что если вид работ был внесен в Списки на гарантии и компенсации, работник в обязательном порядке получал их. Сложность представилась в том, что эти списки значительно устарели и при современных реалиях нуждаются в изменении, так как условия труда по отдельному виду деятельности, которые предоставляются работодателями сегодня, имеют значительное расхождение с условиями труда, которые были в прошлое время. Но так как параллельно действует еще и Постановление, очень сложно определить, по какому из документов назначать компенсации. Даже если работодатель улучшит условия труда на рабочем месте, но данный вид работ внесен в список, работнику все же придется выплачивать компенсации.

Поэтому система предоставления гарантий и компенсаций работникам стала проходить процесс реформирования, что позволит объективно решать вопрос о предоставлении льгот конкретному работнику на конкретном рабочем месте. И первый шаг на пути к этому – Законопроект «О специальной оценке условий труда». По оценкам Минтруда, введение нового порядка позволит максимально решать необходимость предоставления компенсаций и льгот за работу в неудовлетворительных условиях труда и простимулирует работодателей вкладывать средства на улучшение условий труда для того, чтобы не нести в дальнейшем издержки (к примеру, на оплату повышенных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ).

Хотя работодатель и по действующему порядку может застраховать себя, если приведет в соответствие с государственными нормами условия труда, признанные по результатам АРМ опасными или же вредными. В таком случае, он освобождается от выплат компенсаций работнику. Единственное, необходимо удостовериться, что вид работ не входит в один из списков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1cert.ru

За работу во вредных и опасных условиях труда сотрудникам полагаются льготы и компенсации. Но для того, чтобы установить их, необходимо зафиксировать наличие вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ, — ред.). Специально для этого в российской законодательной практике разработана обязательная процедура – аттестация рабочих мест по условиям труда (АРМ, — ред.). Результаты, полученные в ходе ее проведения, являются фактическим свидетельством состояния условий труда на рабочих местах и, конечно же, официальным подтверждением для назначения компенсаций и льгот в случаях выявления на рабочем месте ВОПФ. А вот, молоко ли, надбавка к заработной плате, дополнительный отпуск или сокращенная рабочая неделя «за вредность» полагаются сотрудникам при работе на данном рабочем месте – решать аттестационной комиссии.

Условия труда на рабочем месте для каждого работника имеют первостепенное значение. Работа в нефтеперерабатывающей промышленности на скважинах в сложных климатических условиях, к примеру, или работа в просторном комфортабельном офисе – разница существенная, не так ли? Но не всем же работать в офисах, кому-то необходимо выполнять и более тяжелые виды работ. Но часто, к примеру, в той же самой нефтеперерабатывающей промышленности создать благоприятные условия труда практически невозможно в силу ряда определяющих факторов: климатических условий, специфики выполнения работ, расположения скважин и т.д. В таком случае работникам предлагаются различные формы стимулирования. Выплата компенсаций и предоставление льгот – одни из них.

Компенсации и льготы могут получить не только сотрудники нефтеперерабатывающих производств. Они положены любому сотруднику, на рабочем месте которого имеются ВОПФ. Определить их наличие можно, к примеру, при помощи проведения производственного контроля, с помощью применения различных исследовательских методик. Но назначить и установить их конкретные размеры, еще раз уточним, можно только на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

АРМ – законодательно закрепленная процедура по оценке условий труда на рабочих местах с их последующей рационализацией (улучшением). С помощью ее проведения идентифицируются и предотвращаются риски и опасности на рабочем месте. Каждый работодатель должен проводить АРМ на основании статьи 212 ТК РФ, чтобы установить факт наличия несоответствий, а также удостовериться в реальном положении дел в организации рабочих мест. Подобный анализ производственной среды, чаще всего, является призывом к действиям – к тому, чтобы через рационализацию условий труда значительно повысить эффективность самих производственных процессов.

Оценка или анализ проводится по трем категориям: по измерениям гигиенических факторов, по травмоопасности и по обеспеченности средствами индивидуальной защиты. После полученного результата по каждому из этих разделов выводится общий итог о состоянии рабочего места. Если на рабочем месте выявлены ВОПФ, работнику назначаются компенсации или же дается право на досрочное назначение трудовой пенсии, основания о предоставлении которых, заносятся в карту АРМ.

Компенсации за работу в опасных и вредных условиях труда представлены следующими видами: сокращение продолжительности рабочего дня, повышение оплаты труда, ежегодный дополнительно предоставляемый оплачиваемый отпуск, молоко или другие равноценные пищевые продукты, лечебно-профилактическое питание. Минимальные размеры их устанавливаются на основании Постановления Правительства РФ № 870 от 20.11.2008 г.:

  • Сокращение продолжительности рабочего времени (не более 36 часов в неделю);
  • Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (не менее 7 рабочих дней);
  • Повышение оплаты труда работника (не менее 4 процентов тарифной ставки, установленной для работ с оптимальными условиями труда).

Минимальная ставка предоставляемых компенсаций может повышаться, но только по усмотрению самого работодателя.

Помимо Постановления № 870, по предоставлению компенсаций в России по-прежнему действуют нормативные документы советского времени. Это такие документы, как:

  •  «Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22), а также «Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда» (утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78);
  • «Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10).

Из-за существования всех названных документов в законодательной практике возникла неоднозначная трактовка в вопросе предоставления компенсаций и льгот.

Проблема со списками состоит в том, что они создавались в то время, когда единственным работодателем было государство, которое обеспечивало типовые условия труда для отдельных видов выполняемых работ. Получалось так, что если вид работ был внесен в Списки на гарантии и компенсации, работник в обязательном порядке получал их. Сложность представилась в том, что эти списки значительно устарели и при современных реалиях нуждаются в изменении, так как условия труда по отдельному виду деятельности, которые предоставляются работодателями сегодня, имеют значительное расхождение с условиями труда, которые были в прошлое время. Но так как параллельно действует еще и Постановление, очень сложно определить, по какому из документов назначать компенсации. Даже если работодатель улучшит условия труда на рабочем месте, но данный вид работ внесен в список, работнику все же придется выплачивать компенсации.

Поэтому система предоставления гарантий и компенсаций работникам стала проходить процесс реформирования, что позволит объективно решать вопрос о предоставлении льгот конкретному работнику на конкретном рабочем месте. И первый шаг на пути к этому – Законопроект «О специальной оценке условий труда». По оценкам Минтруда, введение нового порядка позволит максимально решать необходимость предоставления компенсаций и льгот за работу в неудовлетворительных условиях труда и простимулирует работодателей вкладывать средства на улучшение условий труда для того, чтобы не нести в дальнейшем издержки (к примеру, на оплату повышенных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ).

Хотя работодатель и по действующему порядку может застраховать себя, если приведет в соответствие с государственными нормами условия труда, признанные по результатам АРМ опасными или же вредными. В таком случае, он освобождается от выплат компенсаций работнику. Единственное, необходимо удостовериться, что вид работ не входит в один из списков.

Читать на сайте 1CERT.RU

edinyiystandart.livejournal.com

Заключая трудовой договор с работником, работодатель обязан проинформировать его под подпись об условиях труда, наличии на рабочем месте, где он будет работать, опасных и вредных производственных факторов, о возможных последствиях их влияния на здоровье, а также о его правах на льготы и компенсации за работу в таких условиях.
Для того чтобы выполнить это требование, необходимо провести целый комплекс исследований, позволяющих установить наличие или отсутствие таких факторов на каждом конкретном рабочем месте. Такие исследования проводят в рамках аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — аттестация).
Из этого раздела вы сможете узнать о целях проведения аттестации, порядке ее осуществления и документальном оформлении ее результатов, а также сможете разобраться в учете расходов на аттестацию рабочих мест. Приступим!

3.1. Зачем проводить аттестацию

Для начала давайте выясним, для кого аттестация обязательна. Для этого обратимся к Порядку № 442 и Методрекомендациям № 41. Согласно этим документам аттестацию проводят на предприятиях и в организациях (независимо от формы собственности и хозяйствования), где технологический процесс, используемое оборудование, сырье и материалы являются потенциальными источниками вредных и опасных производственных факторов, которые могут неблагоприятно влиять на состояние здоровья работающих, а также на их потомков как в настоящее время, так и в будущем.

В частности, проводить аттестацию рабочих мест необходимо, если на предприятии есть работы, профессии (должности), указанные в:

Списке № 1 и Списке № 2 (в них перечислены работы, профессии (должности), занятость на которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях);

Списке № 1290-1 (устанавливает, кому предоставляются ежегодные дополнительные отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда);

Перечне № 163 (определяет производства, цеха, профессии (должности) с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочей недели).

Основная цель аттестации состоит в регулировании отношений между работодателем и работниками в сфере реализации прав на здоровые и безопасные условия труда, льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях, а также на льготное пенсионное обеспечение ( п. 2 Порядка № 442 и п. 1.1 Методрекомендаций № 41).

В ходе проведения аттестации определяют условия труда и осуществляют их оценку с учетом влияния на работников всех факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных Гигиенической классификацией, совокупных факторов технического и организационного уровня условий труда, степени риска повреждения здоровья.

Осуществляя аттестацию, необходимо ( п. 6 Порядка № 442):

1) установить факторы и причины возникновения неблагоприятных условий труда;

2) провести санитарно-гигиеническое исследование факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса на рабочем месте;

3) провести комплексную оценку факторов производственной среды и характера труда на соответствие их характеристик стандартам безопасности труда, строительным и санитарным нормам и правилам;

4) установить степень вредности и опасности труда и его характер по Гигиенической классификации;

5) обосновать отнесение рабочего места к категории с вредными (особо вредными), тяжелыми (особо тяжелыми) условиями труда;

6) определить (подтвердить) права работников на льготное пенсионное обеспечение, дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, другие льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях;

7) составить перечень рабочих мест, производств, профессий и должностей с льготным пенсионным обеспечением работников;

8) проанализировать реализацию технических и организационных мероприятий, направленных на оптимизацию уровня гигиены, характера и безопасности труда.

Результаты аттестации являются основанием для решения вопросов о предоставлении пенсий по возрасту на льготных условиях согласно Закону № 1788, других льгот и компенсаций, а также для разработки мероприятий по улучшению условий труда.

Подробнее о трудовых и социальных льготах, на которые работник сможет претендовать по результатам аттестации, расскажем в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Льготы и компенсации, предоставляемые по результатам аттестации

Вид льготы или компенсации

В каких случаях предоставляется

Основание для льготы

Право на ежегодный дополнительный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда

По Списку № 1290-1

П. 1 ч. 1 ст. 76, ч. 5 ст. 80 КЗоТ, ст. 7, ч. 5 ст. 11 Закона об отпусках

Запрет на непредоставление отпуска полной продолжительности в течение рабочего года

Право на повышенную оплату труда

Перечень утверждает КМУ*

Ст. 100 КЗоТ,

ч. 1 ст. 7 Закона об охране труда

* Заметьте: на сегодняшний день такой перечень существует только в отношении работ с тяжелыми, вредными и особо вредными условиями труда в строительстве ( Перечень № 576). Для других случаев контролирующие органы рекомендуют применять постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.86 г. № 387/22-78 (см. письма Минтруда от 24.12.2007 г. № 939/13/84-07 и Минсоцполитики от 18.11.2014 г. № 523/13/116-14). В соответствии с этим документом доплаты осуществляют на рабочих местах, на которых выполняются работы, предусмотренные отраслевыми перечнями работ с тяжелыми и вредными (особо тяжелыми и особо вредными) условиями труда.

Право на обязательное проведение предварительных и периодических медосмотров за счет работодателя

Перечни работ и производственных факторов приведены в приложениях к Порядку № 246

Ст. 169 КЗоТ,

ст. 17 Закона об охране труда

Установление сокращенной продолжительности рабочего времени

Согласно Перечню № 163

Ст. 51 КЗоТ

Бесплатное обеспечение спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ

Согласно утвержденным типовым (отраслевым) нормам*

Ст. 163 КЗоТ,

ст. 8 Закона об охране труда

* См. табл. 4.2 на с. 34.

Бесплатная выдача молока или равноценных пищевых продуктов

Согласно Перечню № 4430-87*

Ст. 166 КЗоТ,

ст. 7 Закона об охране труда

* Контролирующие органы подтверждают, что указанный документ в настоящее время не утратил силу (см. письма Минтруда от 29.06.2006 г. № 149/13/82-06, Госгорпромнадзора от 13.03.2015 г. № 1475/0/8-5/6/15 и Гоструда от 01.06.2016 г. № 667/4.3/4.1-зв-16).

Бесплатная выдача лечебно-профилактического питания

Согласно Перечню № 4/П-1

Ст. 166 КЗоТ,

ст. 7 Закона об охране труда

Бесплатное обеспечение газированной соленой водой

Перечень горячих цехов установлен постановлением Секретариата ВЦСПС от 11.06.34 г.

Ст. 167 КЗоТ

Пенсия по возрасту на льготных условиях

Согласно спискам № 1 и № 2

Ст. 13 Закона № 1788

По результатам аттестации в каждом конкретном случае определяют, относится ли работа на этом рабочем месте к категории вредной (тяжелой) или нет.

Результаты аттестации являются доказательствами необходимости осуществления расходов, связанных с ОТ: на лечебно-профилактическое питание, молоко или равноценные пищевые продукты, газированную соленую воду, спецодежду, спецобувь и другие СИЗ, моющие и обезвреживающие средства.

Критерии оценки условий труда можно найти в приложении 3 к Методрекомендациям № 41, а их определение производится в соответствии с Гигиенической классификацией, а также действующими стандартами, нормами и правилами по ОТ.

3.2. Порядок проведения аттестации

Относитесь к тем субъектам хозяйствования, которые обязаны проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда? Тогда узнайте, в каком порядке ее осуществляют.

Аттестацию проводят в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже одного раза в 5 лет ( п. 4 Порядка № 442 и п. 1.5 Методрекомендаций № 41)

В связи с этим учтите: дату и сроки проведения очередной аттестации устанавливают с таким расчетом, чтобы она закончилась до окончания срока действия предыдущей аттестации.

Кроме того, в случае существенного изменения условий и характера труда может быть проведена внеочередная аттестация ( п. 4 Порядка № 442). Ее могут инициировать работодатель, профсоюзный комитет, трудовой коллектив (его выборный орган) либо органы Гоструда.

Аттестацию проводит постоянно действующая аттестационная комиссия. Ее состав и полномочия определяются приказом руководителя предприятия.

В эту комиссию рекомендуется включать главных специалистов, работников отдела кадров, труда и заработной платы, ОТ, органов здравоохранения предприятия, представителей общественных организаций (п. 2.2 Методрекомендаций № 41). Кроме того, в ее состав обязательно должен входить представитель выборного органа первичной профсоюзной организации, а в случае отсутствия таковой — уполномоченное наемными работниками лицо ( абзац первый п. 4 Порядка № 442). К проведению аттестации также могут привлекаться проектные и научно-исследовательские организации, технические инспекции труда профсоюзов, территориальные органы Гоструда ( п. 5 Порядка № 442).

Для проведения аттестации руководитель предприятия своим приказом (п. 2.1 Методрекомендаций № 41):

1) определяет основание и задачи аттестации;

2) в случае необходимости утверждает состав цеховых (структурных) аттестационных комиссий;

3) устанавливает сроки и графики проведения подготовительных работ в структурных подразделениях предприятия;

4) определяет взаимодействие с заинтересованными государственными органами и общественными организациями. Например, гигиенические исследования факторов производственной среды и трудового процесса проводят соответствующим образом аттестованные лаборатории ( п. 7 Порядка № 442);

5) определяет проектные, научно-исследовательские учреждения для научно-технической оценки условий труда и участия в разработке мероприятий по устранению вредных производственных факторов.

В процессе проведения аттестации аттестационная комиссия (п. 2.3 Методрекомендаций № 41):

— осуществляет организационное, методическое руководство и контроль за проведением исполнителями соответствующей работы на всех этапах;

— формирует необходимую правовую и нормативно-справочную базу и организует ее изучение;

— определяет и привлекает в установленном порядке соответствующие организации к выполнению специальных работ;

— организует составление планов размещения оборудования в каждом подразделении с учетом его экспликации, определяет границу рабочих мест (рабочих зон) и присваивает им соответствующий номер;

— составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации;

— сравнивает применяемый технологический процесс, оборудование, сырье и материалы, используемые на предприятии, с предусмотренными в проектах;

— определяет объем необходимых исследований вредных и опасных факторов производственной среды и организует эти исследования;

— прогнозирует и выявляет образование вредных и опасных факторов на рабочих местах;

— устанавливает на основании Единого тарифно-квалификационного справочника соответствие названия профессий и должностей работников, занятых на этих рабочих местах, характеру фактически выполняемых работ. В случае отклонений название профессии (должности) приводится в соответствие с фактически выполняемой работой (с учетом названия профессии (должности) согласно Классификатору профессий);

— составляет Карту условий труда на каждое учтенное рабочее место или группу аналогичных рабочих мест (подробнее о ней см. в подразделе 3.3 ниже);

— проводит аттестацию и по ее результатам составляет перечень рабочих мест, производств, профессий и должностей с неблагоприятными условиями труда;

— уточняет действующие льготы и вносит предложения по установлению льгот и компенсаций в зависимости от условий труда, определяет расходы на эти цели;

— разрабатывает мероприятия по улучшению условий труда и оздоровлению работников;

— выполняет свои функции до назначения нового состава комиссии при следующей или внеочередной аттестации.

Ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации возлагается на руководителя предприятия ( абзац второй п. 4 Порядка № 442, абзац второй п. 1.5 Методрекомендаций № 41).

А если аттестацию не провести? Тогда готовьтесь к штрафам, поскольку непроведение аттестации рабочих мест является нарушением законодательства о труде (подробнее см. в разделе 12 на с. 99).

3.3. Документальное оформление результатов аттестации

Результаты аттестации рабочих мест должны быть в обязательном порядке задокументированы. Для этих целей используют Карту условий труда (далее — Карта). Форма Карты приведена в приложении 2 к Методрекомендациям № 41.

При оформлении Карты руководствуйтесь Инструкцией по заполнению Карты условий труда при проведении аттестации рабочих мест от 30.11.92 г. № 06-41-48, разработанной Минтруда совместно с Минздравом. В ней среди прочего вы можете найти пример заполнения упомянутой Карты.

В разделе I Карты «Гігієнічна оцінка умов праці» отражают результаты гигиенической оценки условий труда на рабочем месте. То есть здесь указывают оценку условий труда с учетом воздействия на работников всех факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных Гигиенической классификацией.

При проведении оценки следует исходить из того, что

гигиеническая оценка условий труда дается по наиболее высокому классу и степени из числа фактически измеренных уровней этих факторов

Что это значит? Поясним на примере.

Предположим, на работающего одновременно воздействуют несколько факторов: микроклимат, тяжесть и вредные вещества. При этом параметры микроклимата относятся к ІІІ классу 1 степени, по тяжести — к ІІІ классу 2 степени, по вредным веществам — ко ІІ классу. В таком случае интегральную оценку необходимо записать так: условия труда относятся к ІІІ классу 2 степени.

Если на рабочем месте отсутствуют вредные производственные факторы и факторы трудового процесса или они не превышают допустимых норм и не отнесены к 1 степени III класса вредности и опасности, то условия труда следует признать соответствующими гигиеническим требованиям. А уже наличие хотя бы одного фактора производственной среды и трудового процесса 1 степени III класса вредности указывает на несоответствие рабочего места требованиям Гигиенической классификации.

В разделе II Карты «Оцінка технічного та організаційного рівня» приводят результаты оценки технического и организационного уровня рабочего места. Ее осуществляют по правилам, предусмотренным разд. 5 Методрекомендаций № 41.

Так, оценку технического уровня рабочего места проводят путем анализа (п. 5.1 Методрекомендаций № 41):

1) соответствия технологического процесса, зданий и сооружений проектам, оборудования нормативно-технической документации, а также характеру и объему выполненных работ, оптимальности технологических режимов;

2) технологической оснащенности рабочего места (наличия технологической оснастки и инструмента, контрольно-измерительных приборов и их технического состояния, обеспеченности рабочего места подъемно-транспортными средствами);

3) соответствия технологического процесса, оборудования, оснастки инструмента и средств контроля требованиям стандартов безопасности и нормам ОТ;

4) влияния технологического процесса, происходящего на других рабочих местах.

В свою очередь, при оценке организационного уровня рабочего места анализируют (п. 5.2 Методрекомендаций № 41):

1) рациональность планирования (соответствие площади рабочего места нормам технологического проектирования и рационального размещения оборудования и оснастки), а также соответствие его стандартам безопасности, санитарным нормам и правилам;

2) обеспеченность работников спецодеждой и спецобувью, средствами индивидуальной и коллективной защиты и их соответствие стандартам безопасности труда и установленным нормам;

3) организацию работы защитных сооружений, приспособлений, контрольных приборов.

На основании комплексной оценки рабочие места относят к одному из трех видов условий труда (раздел III Карты «Атестація робочого місця»):

— с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда;

— с вредными и тяжелыми условиями труда;

— с вредными условиями труда.

Для аттестации рабочего места с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, а также с вредными и тяжелыми условиями труда в расчет принимаются факторы, воздействующие на работника в процессе труда не менее 80 % рабочего времени. С вредными условиями труда оцениваются рабочие места при наличии вредных и опасных производственных факторов, продолжительность воздействия которых составляет менее 80 % рабочего времени. При этом для установления продолжительности воздействия на работника вредных производственных факторов аттестационная комиссия составляет фотографию рабочего дня (см. письмо Гоструда от 20.05.2016 г. № 5602/4/4.6-ДП-16).

В разделе IV Карты «Рекомендації щодо поліпшення умов праці, їх економічне обґрунтування» перечисляют разработанные по результатам аттестации неотложные меры по улучшению условий и безопасности труда, для разработки и внедрения которых не нужно привлекать сторонние организации и специалистов.

В разделе V Карты «Пільги і компенсації» указывают, на какие льготы и компенсации имеет право работник, занятый на аттестуемом рабочем месте.

Что это за льготы и компенсации могут быть, см. в табл. 3.1 на с. 26. При этом предложения на подтверждение права на пенсию на льготных условиях определяют только по показателям, приведенным в приложении 4 к Методрекомендациям № 41, остальные льготы и компенсации — в соответствии с ныне действующими законодательными актами.

С результатами аттестации ознакомляют работников, занятых на аттестуемом рабочем месте

Карту подписывают председатель и члены комиссии.

Кроме того, как предусмотрено п. 6.7 Методрекомендаций № 41, по результатам аттестации составляются перечни:

— рабочих мест, производств, работ, профессий и должностей, работникам которых подтверждено право на льготы и компенсации, предусмотренные законодательством;

— рабочих мест, производств, работ, профессий и должностей, работникам которых предлагается установить льготы и компенсации за счет средств предприятия;

— рабочих мест с неблагоприятными условиями труда, на которых необходимо осуществить первоочередные мероприятия по их улучшению.

Перечень рабочих мест, производств, работ, профессий и должностей, работникам которых подтверждено право на льготы и компенсации (в частности, на льготное пенсионное обеспечение, предусмотренное законодательством), подписывает председатель комиссии по согласованию с профсоюзным комитетом. Он утверждается приказом по предприятию (организации) и хранится в течение 50 лет. Извлечения из приказа прилагают к трудовым книжкам работников, профессии и должности которых внесены в перечень (п. 6.8 Методрекомендаций № 41, п. 9 Порядка № 442).

Материалы аттестации рабочих мест являются документами строгой отчетности и хранятся на предприятии в течение 50 лет.

3.4. Учет расходов на аттестацию рабочих мест

Проведение аттестации рабочих мест нередко требует определенных финансовых затрат. А как же их учесть? Очень просто. Убедитесь в этом сами!

В бухгалтерском учете расходы на ОТ, в частности расходы на аттестацию, отражают с учетом требований П(С)БУ 16. Обратимся к нему.

Так, в соответствии с п. 15.8 этого стандарта расходы на ОТ следует относить в состав общепроизводственных расходов предприятия. А это значит, что в бухгалтерском учете производственных предприятий информацию о сумме расходов на проведение аттестации в периоде их осуществления обобщают по дебету счета 91 «Общепроизводственные расходы».

А что с налоговым учетом? Здесь тоже никаких трудностей.

Напомним: на сегодняшний день объект обложения налогом на прибыль определяют на основании бухгалтерского финансового результата до налогообложения. При этом высокодоходники и малодоходники-добровольцы* корректируют такой финрезультат на разницы, возникающие в соответствии с разд. ІІІ НКУ ( п.п. 134.1.1 НКУ).

Однако при проведении аттестации рабочих мест работников ни о каких разницах беспокоиться не нужно, корректировки для такого случая НКУ не предусмотрены. То есть здесь нужно держать прямой курс на бухгалтерский учет.

А теперь порядок учета расходов на проведение аттестации покажем на примере.

Пример 3.1. На предприятии с вредными условиями труда принято решение о проведении очередной аттестации рабочих мест по условиям труда. К проведению санитарно-гигиенических исследований факторов производственной среды и трудового процесса привлечена соответствующим образом аттестованная организация. Стоимость услуг по проведению этих исследований составила 21000 грн. (в том числе НДС 3500 грн.).

В учете предприятия расходы на проведение аттестации нужно отразить следующим образом (см. табл. 3.2 на с. 31):

Таблица 3.2. Учет расходов на аттестацию рабочих мест

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Произведена предоплата стоимости услуг, связанных с проведением аттестации

371

311

21000,00

2

Отражена сумма НДС (до регистрации налоговой накладной в ЕРНН)

644/1

644/НДС

3500,00

3

Отражен налоговый кредит по НДС (получена налоговая накладная, зарегистрированная в ЕРНН)

641/НДС

644/1

3500,00

4

Предоставлены услуги, связанные с проведением аттестации

91

685

17500,00

5

Списан отраженный ранее налоговый кредит по НДС

644/НДС

685

3500,00

6

Произведен зачет задолженностей

685

371

21000,00

выводы

  • Предприятия с потенциальными источниками вредных и опасных производственных факторов, которые могут неблагоприятно влиять на состояние здоровья работающих, проводят аттестацию рабочих мест.
  • По результатам аттестации в каждом конкретном случае определяют, относится работа на этом рабочем месте к категории вредной (тяжелой) или нет.
  • Аттестацию проводят в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже одного раза в 5 лет.
  • Аттестацию проводит постоянно действующая аттестационная комиссия, состав и полномочия которой определяются приказом руководителя предприятия.
  • Сведения о результатах аттестации рабочих мест заносят в Карту условий труда.
  • В бухгалтерском учете производственных предприятий информацию о сумме расходов на проведение аттестации в периоде их осуществления обобщают по дебету счета 91 «Общепроизводственные расходы».

i.Factor.ua

За работу во вредных и опасных условиях труда сотрудникам полагаются льготы и компенсации. Но для того, чтобы установить их, необходимо зафиксировать наличие вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ, — ред.). Специально для этого в российской законодательной практике разработана обязательная процедура – аттестация рабочих мест по условиям труда (АРМ, — ред.).

Результаты, полученные в ходе ее проведения, являются фактическим свидетельством состояния условий труда на рабочих местах и, конечно же, официальным подтверждением для назначения компенсаций и льгот в случаях выявления на рабочем месте ВОПФ. А вот, молоко ли, надбавка к заработной плате, дополнительный отпуск или сокращенная рабочая неделя «за вредность» полагаются сотрудникам при работе на данном рабочем месте – решать аттестационной комиссии. Условия труда на рабочем месте для каждого работника имеют первостепенное значение.

Работа в нефтеперерабатывающей промышленности на скважинах в сложных климатических условиях, к примеру, или работа в просторном комфортабельном офисе – разница существенная, не так ли? Но часто, к примеру, в той же самой нефтеперерабатывающей промышленности создать благоприятные условия труда практически невозможно в силу ряда определяющих факторов: климатических условий, специфики выполнения работ, расположения скважин и т.д. В таком случае работникам предлагаются различные формы стимулирования. Выплата компенсаций и предоставление льгот – одни из них. Компенсации и льготы могут получить не только сотрудники нефтеперерабатывающих производств. Они положены любому сотруднику, на рабочем месте которого имеются ВОПФ.

Определить их наличие можно, к примеру, при помощи проведения производственного контроля, с помощью применения различных исследовательских методик. АРМ – законодательно закрепленная процедура по оценке условий труда на рабочих местах с их последующей рационализацией (улучшением). С помощью ее проведения идентифицируются и предотвращаются риски и опасности на рабочем месте.

Каждый работодатель должен проводить АРМ на основании статьи 212 ТК РФ, чтобы установить факт наличия несоответствий, а также удостовериться в реальном положении дел в организации рабочих мест.

Оценка или анализ проводится по трем категориям: по измерениям гигиенических факторов, по травмоопасности и по обеспеченности средствами индивидуальной защиты. После полученного результата по каждому из этих разделов выводится общий итог о состоянии рабочего места. Компенсации за работу в опасных и вредных условиях труда представлены следующими видами: сокращение продолжительности рабочего дня, повышение оплаты труда, ежегодный дополнительно предоставляемый оплачиваемый отпуск, молоко или другие равноценные пищевые продукты, лечебно-профилактическое питание. Минимальные размеры их устанавливаются на основании Постановления Правительства РФ № 870 от 20.11.2008 г.: Сокращение продолжительности рабочего времени (не более 36 часов в неделю); Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (не менее 7 рабочих дней); Повышение оплаты труда работника (не менее 4 процентов тарифной ставки, установленной для работ с оптимальными условиями труда).

ifreestore.net

yur-zakon.ru

Приветствую, уважаемые друзья! Наверняка кто-нибудь из вас замечал такую закономерность: задаёшься вопросом, а ответ на него приходит как бы сам, как бы случайно. Так и в нашем случае с пресловутой специальной оценкой условий труда и её исходящими: льготами и компенсациями.

льготы по результатам аттестации рабочих мест

Как минимум двое наших коллег за вчера и сегодня успели задаться вопросами относительно снижения класса условий труда, и как следствие аннулирования льгот и компенсаций, установленных ранее аттестацией рабочих мест по условиям труда.

А позавчера в АО «Кодекс» появилось Письмо Департамента условий и охраны труда от 21 октября 2015 года № 15-1/В-4549 «О предоставлении гарантий (компенсаций) работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда», в котором говорится следующее:

Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращение по вопросу предоставления гарантий (компенсаций) работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда, и сообщает следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» к моменту вступления в силу данного Федерального закона виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 1 января 2014 года аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.

Указанное означает, что в отношении работника, условия труда которого признаны вредными (опасными) по результатам проведенной до 31 декабря 2013 года аттестации рабочих мест по условиям труда, сохраняется порядок предоставления и достигнутые по состоянию на 31 декабря 2013 года размеры гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда.

Данная норма действует до улучшения условий труда на рабочем месте, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда, и не распространяется на гарантии (компенсации), предоставляемые работнику по иным, не предусмотренным статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям.

При этом в случае установления по результатам проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте факта улучшения условий труда, характеризуемого снижением итогового класса (подкласса) условий труда, дальнейшее предоставление занятому на данном рабочем месте работнику гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда осуществляется в порядке, установленном статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации.

Одновременно полагаем, что если по результатам проведения специальной оценки условий труда условия труда не изменились или ухудшились, занятому на таком рабочем месте работнику должны быть сохранены все ранее предоставленные ему гарантии (компенсации) за работу во вредных (опасных) условиях труда, а также, при необходимости, установлены в соответствии со статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации дополнительные гарантии (компенсации) в связи с ухудшением условий труда, соответствующие итоговому классу (подклассу) условий труда, установленному по результатам проведения специальной оценки условий труда.

Заместитель директора
Департамента условий и охраны труда
П.С.Сергеев

Для закрепления данной темы опубликую здесь же вопрос, который сегодня пришёл от нашей коллеги Шестухиной Марины Александровны:

Добрый день, Антон!

После проведенной аттестации рабочих мест на нашем предприятии в 2012 году многие рабочие места были отнесены к вредным условиям труда 3 степени, но картами аттестации не предусмотрена 36 часовая рабочая неделя. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г № 421-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ « О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 1 января 2014г, в Трудовом кодексе РФ в статье 92, сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, — не более 36 часов в неделю. Нужно ли нам переводить работников (с классом 3.3 по результатам аттестации) на 36 часовую рабочую неделю? Или ст. 92 ТК РФ работает только в отношении специальной оценки условий труда и нам руководствоваться этими изменениями в законе только после проведения на нашем предприятии специальной оценки условий труда в 2017 году?

Вопрос задан не случайно… Руководство нашего предприятия и высшее Руководство нашего Холдинга настаивает на том, чтобы работников (с классом 3.3 по результатам аттестации рабочих мест) переводили на 36 часовую рабочую неделю, согласно именно ст.92 ТК РФ!

На вопрос Марины Александровны ответила моя помощница по развитию официальной группы ОХРАНА ТРУДА ВКонтакте Светлана Подберезина (Борисевич):

До проведения СОУТ сохраняются в полном объеме все льготы и компенсации, установленные по результатам АРМ. Мало того, если улучшения условий труда в межоценочный период не проводилось, то снижать класс условий труда также не следует, что подтверждается судебной практикой и письмо Минтруда.
Сокращение продолжительности рабочей недели возможно по результатам внеочередной спецоценки при условии, выполнения мероприятий по улучшению условий труда или по желанию работодателя, но в первом случае вопросы возникнут у налоговой а части отнесения расходов, а во втором возникнут вопросы у работников (если оплата будет уменьшена) и решать их они пойдут в ГИТ.

На этом у меня всё. Надеюсь данная заметка поможет вам в принятии рабочих решений и предложений.

xn—-8sbbilafpyxcf8a.xn--p1ai

2 года ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *