Льготы по применению контрольно кассовой техники

льготы по применению контрольно кассовой техники
ronstik / Shutterstock.com

Законодательство о применении ККТ содержит ряд исключений для некоторых юридических лиц и ИП, которые вправе не использовать ККТ при расчетах с клиентами. К примеру, на торговые предприятия и ИП, выбравшие специальные налоговые режимы, а также осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, требования Закона № 54-ФЗ не распространяются. В то же время использование онлайн-касс для этих лиц станет обязательным с 1 июля 2018 года. Это же относится и к налогоплательщикам, выполняющим работы и оказывающие услуги населению (ч. 7-8, ч.11 ст. 7 Закона № 290-ФЗ, письмо ФНС России от 15 августа 2016 г. № ЕД-3-20/3721@).

Рассмотрим этот перечень более подробно.

Кредитные организации и платежные системы

Закон № 54-ФЗ освободил банки и иные кредитные организации от обязанности применять ККТ в банкоматах. ККТ также не применяется в устройствах, предназначенных для осуществления операций по передаче распоряжений о денежных переводах с использованием электронных средств платежа (п. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Организации и ИП в случае оказания ими услуг населению
(до 1 июля 2018 года)

До 1 июля 2018 года организации и ИП, выполняющие работы и оказывающие услуги населению, вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в редакции, действовавшей до 15 июля 2016 года – дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ (далее – предыдущая редакция Закона № 54-ФЗ (ч. 1, ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).

Указанный порядок конкретизирован постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» (далее – Постановление № 359).

Отметим, что письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 20 сентября 2013 г. № 03-01-15/39118 были даны разъяснения о том, что организация и ИП, оказывающие услуги населению, не поименованные в классификаторах (при условии, что такие услуги могут быть отнесены к услугам, оказываемым населению), для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения КТТ вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, предусмотренные п. 3 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. Утверждение формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется.

К обязательным реквизитам бланков строгой отчетности относятся:

  • наименование документа, шестизначный номер и серия;
  • наименование и организационно-правовая форма – для организации;
  • фамилия, имя, отчество – для индивидуального предпринимателя;
  • место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
  • идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
  • вид услуги;
  • стоимость услуги в денежном выражении;
  • размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
  • дата осуществления расчета и составления документа;
  • должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);
  • иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

Вы уже подключили онлайн-кассу в соответствии с 54-ФЗ?
Заключите договор на обработку фискальных данных с ОФД Электронный Экспресс в составе ИПО ГАРАНТ.

Оставить заявку

Также, следует учитывать, что бланк документа должен быть изготовлен типографским способом или формироваться с использованием автоматизированных систем.

Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.

При этом для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа с использованием автоматизированной системы должно обеспечиваться выполнение следующих требований:

  • автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;
  • при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.

Организации и индивидуальные предприниматели по требованию налоговых органов обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах. Таким образом, обычные персональные компьютеры не подходят для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа строгой отчетности.

По мнению Минфина РФ, выраженному в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 августа 2008 г. № 03-01-15/10-303, автоматизированные системы должны отвечать по своим параметрам функционирования требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике.

Таким образом, рекомендуется организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги населению, приобретать исключительно изготовленные типографским способом бланки строгой отчетности, имеющие все предусмотренные реквизиты.

Вторым абзацем п. 2 Постановления № 359 установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. № 171 «Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» до вступления в силу настоящего постановления, применяются всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, в отношении которых эти формы бланков утверждены.

То есть, формы бланков строгой отчетности, утвержденные в период с 31 марта 2005 года по 6 мая 2008 года продолжают применяться и в настоящее время (если действие соответствующих нормативных актов не прекращено по иным основаниям).

К таким, продолжающим действовать, формам относятся:

квитанция на оплату ветеринарных услуг, утвержденная приказом Минфина России от 9 апреля 2008 г. № 39н «Об утверждении формы бланка строгой отчетности»;

залоговый билет и сохранная квитанция (применяемые в ломбардах), утвержденные приказом Минфина России от 14 января 2008 г. № 3н «Об утверждении форм бланков строгой отчетности»;

туристская путевка, утвержденная приказом Минфина России от 9 июля 2007 г. № 60н «Об утверждении формы бланка строгой отчетности»;

квитанция на оплату услуг газификации и газоснабжения, утвержденная приказом Минфина России от 9 февраля 2007 г. № 14н «Об утверждении формы бланка строгой отчетности»;

квитанция на получение страховой премии (взноса), утвержденная приказом Минфина России от 17 мая 2006 г. № 80н «Об утверждении формы бланка строгой отчетности «Квитанция на получение страховой премии (взноса)».

Третьим абзацем п. 2 Постановления № 359 установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу Постановления № 359 для услуг, в отношении которых установлен особый порядок утверждения форм бланков строгой отчетности, они могут применяться до их нового утверждения.

Под особым порядком понимается наделение федеральных органов исполнительной власти в соответствии с законодательством полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению.

К таким бланкам строгой отчетности относятся бланки, утвержденные Минкультуры России (билеты, абонементы, путевки) и Минтрансом России (перевозочные документы).

Учет бланков документов, изготовленных типографским способом, по их наименованиям, сериям и номерам ведется в книге учета бланков документов. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации (индивидуальным предпринимателем), а также скреплены печатью (штампом).

Применение ККТ при оказании юридических услуг

Письмом МНС РФ от 24 августа 2004 г. № 33-0-09/524 «О применении контрольно-кассовой техники и бланков строгой отчетности» было разъяснено, что для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих платные юридические услуги, Минфином России не утверждались в качестве бланков строгой отчетности какие-либо квитанции по приему наличных денег от населения и, следовательно, денежные расчеты за эти услуги должны осуществляться с применением контрольно-кассовой техники либо через кредитные учреждения (посредством безналичных расчетов).

Тем не менее, полагаем, что оказанию юридических услуг населению подпадает под положения ч. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в предыдущей редакции. Следовательно, организации или индивидуальные предприниматели, оказывающие такие услуги, имеют право самостоятельно разработать и применять бланки строгой отчетности до 1 июля 2018 года в порядке, установленном Постановлением № 359.

Однако, следует отметить, что при оказании услуг юридическим лицам, использование ККТ остается обязательным.

ИП, применяющие ПСН и плательщики ЕНВД
(до 1 июля 2018 года)

До 1 июля 2018 года, в соответствии с ч. 7 ст. 7 Закона № 290-ФЗ ИП, являющиеся налогоплательщиками, применяющими ПСН, а также организации и ИП, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств) в порядке, установленном п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в предыдущей редакции. Однако это исключение относится только к тем предпринимателям и организациям, которые осуществляют предпринимательскую деятельность определенных видов, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, к которым относятся:

  • оказание бытовых услуг;
  • оказание ветеринарных услуг;
  • оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;
  • оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств, а также по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках;
  • оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
  • розничная торговля, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;
  • розничная торговля, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
  • оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания;
  • оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
  • распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;
  • размещения рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств;
  • оказание услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров;
  • оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;
  • оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.

Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:

наименование документа;

порядковый номер документа, дату его выдачи;

наименование для организации (фамилия, имя, отчество – для индивидуального предпринимателя);

идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;

наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;

должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись (п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в предыдущей редакции).

Следует обратить внимание, что к плательщикам ЕНВД и предпринимателям на ПСН не применяются требования Постановления № 359, следовательно БСО могут изготавливаться ими любым удобным способом при условии включения в бланк предусмотренных реквизитов.

Кроме того, необходимо обратить внимание на исключения, не подпадающие под действие п. 2 и п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в предыдущей редакции. Пункт 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ был разобран нами выше. Напомним, что речь в нем идет об организациях и индивидуальных предпринимателях, оказывающих услуги населению. В п. 3 этой же статьи указан дополнительный перечень видов деятельности, при которых можно использовать бланки строгой отчетности. Дело в том, что эти пункты могут пересекаться. К примеру, оказание услуг населению по ремонту обуви одновременно является и «оказанием услуг», и подпадает под ЕНВД. Поэтому возникает вопрос: по какой норме закона выдавать бланк строгой отчетности. Налоговые органы склонны видеть в этом проблему и привлекают к ответственности в случае выдачи бланков строгой отчетности, не соответствующих Постановлению № 359, однако суды встают на сторону предпринимателей, отклоняя необоснованные требования налоговых органов.

Так, в соответствии с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2013 г. № 11АП-12044/13 доводы административного органа о том, что предприниматели, оказывающие услуги, должны руководствоваться только п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ (в предыдущей редакции), а также о том, что п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ (в предыдущей редакции) на них при оказании услуг населению не распространяется, были отклонены, поскольку они противоречат совокупности правовых норм в их взаимосвязи.

При этом суд обратил внимание, что в самом п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в предыдущей редакции (который устанавливает исключения для плательщиков единого налога на вмененный доход), буквально говорится не только о «покупателях», но и о «клиентах», а также о выдаче по их требованию документов, подтверждающих прием денежных средств, не только за соответствующий «товар», но и за «работу», «услугу».

Аналогичное мнение высказано в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2011 г. № 17АП-1832/2011.

Таким образом, плательщики ЕНВД и патентной системы налогообложения имеют право до 1 июля 2018 года на выдачу бланков строгой отчетности в упрощенном порядке, предусмотренном п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в предыдущей редакции и не обязаны руководствоваться п. 2 этой же нормы.

Организации и ИП, занимающиеся определенными видами деятельности

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, организации и ИП могут производить расчеты без применения ККТ при осуществлении следующих видов деятельности и при оказании следующих услуг:

  • продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта федерации. При этом учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
  • продажа ценных бумаг;
  • продажа водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов и талонов для проезда в общественном транспорте;
  • обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
  • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для этих целей. Между тем ККТ должна применяться, если торговля в этих местах ведется в магазинах, павильонах, киосках, палатках, автолавках, автомагазинах, автофургонах, помещениях контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых местах, открытых прилавках внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном правительством. К ним, в частности, относятся: ковры и ковровые изделия, химические вещества и продукты, мебель и другие непродовольственные товары (Перечень непродовольственных товаров, при торговле которыми на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, организации и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять расчеты с применением контрольно-кассовой техники).
  • разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) в пассажирских вагонах поездов, с ручных тележек, велосипедов, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полимерной пленкой, парусиной, брезентом);
  • торговля в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив;
  • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности.

Отметим, что данное положение не распространяется на организации и ИП, которые используют для расчетов автоматические устройства, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами (п. 8 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

ВАЖНО

ККТ не применяется при расчетах с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями или предпринимателями (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Добавим, что право организаций и ИП, осуществляющих определенную деятельность, не применять ККТ, действовавшее до вступления в силу новой редакции Закона № 54-ФЗ, продлится до 1 июля 2018 года. Это, к примеру, относится к таким видам деятельности, как продажа лотерейных билетов и почтовых марок (ч. 9 ст. 7 Закона № 290-ФЗ, абз. 4, 15 п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в предыдущей редакции). Также до 1 июля 2018 года от обязанности применять ККТ освобождены организации и ИП, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов (ч. 10 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).

Организации и ИП, если они работают в отдаленных и труднодоступных местностях

Освобождены от применения ККТ также организации и ИП, работающие в отдаленных и труднодоступных местностях, перечень которых может быть определен нормативным актом субъекта федерации (п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). К сожалению, перечень таких местностей в настоящее время утвержден не везде. Например, в Калининградской области он установлен постановлением администрации Калининградской области от 23 сентября 2004 года № 450 «О мерах по упорядочению применения контрольно-кассовой техники». Так, данным нормативным актом было обосновано постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2006 г. № А21-10416/2005, которым было отказано в удовлетворении требований налоговых органов о привлечении к административной ответственности учреждения за неприменение ККТ. При этом суд указал, что поскольку учреждение осуществляет свою деятельность в отдаленном районе, оно вправе осуществлять торговые операции или оказание услуг без применения контрольно-кассовой техники и без выдачи бланков строгой отчетности.

В этом случае, при расчетах с клиентами и по их требованию предприниматель должен выдавать документ, подтверждающий факт осуществления расчета. Причем для этих документов определены обязательные реквизиты, к которым относятся:

  • наименование и порядковый номер документа;
  • наименование организации или ФИО ИП, их ИНН;
  • дата, время и место (адрес) осуществления расчета;
  • применяемая при расчете система налогообложения;
  • подпись лица, выдавшего документ.

Данное положение также не распространяется на организации и ИП, которые используют для расчетов автоматические устройства, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами (п. 8 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

Отметим, что порядок выдачи документов о расчетах и их учета уже определен (Правила выдачи и учета документов, подтверждающих факт осуществления расчетов в отдаленных или труднодоступных местностях между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом) без применения контрольно-кассовой техники). Такой документ выдается как при расчете наличными, так и с использованием электронного средства платежа. Документы о расчетах могут быть выполнены на бумажном носителе рукописным или иным способом (типографским, с использованием ПК и др).

Все выданные квитанции учитываются в журнале учета по их порядковому номеру и дате расчета. Листы журнала учета должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны предпринимателем, а также заверены печатью (при наличии). При этом, если осуществляет расчеты и хранит журнал работник, то предприниматель должен заключить с ним договор о полной материальной ответственности.

С каждого выданного документа о расчетах должна быть снята копия, которые необходимо сохранять не менее 5 лет копию. Причем копии документов или отрывные их части должны храниться в систематизированном виде в условиях, исключающих их порчу и хищение.

Заполняется квитанция разборчивым почерком на русском языке, при этом помарки, подчистки и исправления не допускаются. Испорченный или неправильно заполненный документ перечеркивается и прилагается к журналу учета за тот день, в котором он заполнялся. В журнале также делается отметка об этом напротив порядкового номера испорченного или неправильно заполненного документа. При этом сквозная нумерация выданных квитанций продолжается.

Отметим, что если расчеты ведутся в местностях, отдаленных от сетей связи, ККТ должна применяться, но в «автономном» режиме, то есть без обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме. Это означает, что в таких обстоятельствах договор с ОФД заключать не нужно, а клиенту предоставляется кассовый чек или БСО, напечатанный на бумажном носителе, и в электронной форме он не направляется (п. 1 ст. 4.6, п. 3 ст. 5, п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Напомним, что критерием таких местностей является территория населенного пункта численностью до 10 тыс. человек (п. 1 приказа Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616 «Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей»).

Добавим, что это положение также не распространяется на организации и ИП, которые используют для расчетов автоматические устройства, или осуществляют торговлю подакцизными товарами (п. 8 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

Сельские аптечные пункты

От применения ККТ освобождены аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах. Также не придется выдавать чеки и филиалам медицинских организаций, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность, расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптеки (п. 5 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Никаких бланков строгой отчетности и документов об оплате выдавать в этих случаях не требуется.

Однако если указанные организации используют для расчетов автоматические устройства, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами, то они должны при расчетах с клиентами применять ККТ (п. 8 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

Религиозные организации

При проведении религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы эти организации вправе не применять ККТ. Однако это касается только случаев, когда такие операции совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций (п. 6 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). В то же время эта льгота не действует в случае, если организация использует автоматическое устройство для расчетов, а также осуществляет торговлю подакцизными товарами.

Применение ККТ адвокатами и нотариусами

Письмом МНС России от 26 октября 2004 г. № 33-0-13/683 «О применении контрольно-кассовой техники» было разъяснено, что адвокатские образования (в том числе адвокатские кабинеты) при осуществлении адвокатской деятельности не попадают в сферу действия законодательства о применении ККТ и не должны использовать при осуществлении такой деятельности контрольно-кассовые машины. Аналогичная позиция в отношении адвокатов и нотариусов высказана в Письме МНС РФ от 28 мая 2004 г. № 33-0-11/357@ «О применении контрольно-кассовой техники адвокатами и нотариусами», а также в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 20 апреля 2007 г. № 03-01-15/4-116.

Получение наличных денежных средств в случаях, не связанных с продажей товаров (работ, услуг)

Как следует из п. 1 ст. 1.2, абз. 19 ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ, контрольно-кассовая техника в обязательном порядке применяется при осуществлении организациями и ИП приема или выплаты денежных средств с использованием как наличных, так и электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги. Кроме того, ККТ применяется при приеме ставок и выплате выигрыша при организации и проведении азартных игр, а также при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

Таким образом, если прием наличных денежных средств не связан с операциями по реализации товаров, выполнению работ или оказанию услуг, у организаций или индивидуальных предпринимателей отсутствует обязанность применения контрольно-кассовой техники.

К таким случаям могут относиться прием пожертвований, прием вступительных и членских взносов в различные некоммерческие организации, оприходование наличных денежных средств, вносимых заемщиком в счет уплаты основного долга по договору займа, получение от заемщика наличных денежных средств в кассу организации при уплате неустойки (штрафа, пени), получение денег в порядке возмещения собственных затрат, прием взносов в ТСЖ для оплаты коммунальных услуг.

Данная правовая позиция нашла отражение и в судебной практике. Так в соответствии с постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 февраля 2007 г. № Ф08-277/07-122А установлено, что отсутствует необходимость применения контрольно-кассовой техники при внесении в кассу товарищества собственников жилья взносов от жильцов дома, которые аккумулируются у товарищества и переводятся на счета организаций коммунального хозяйства.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 марта 2007 г. № А56-44214/2006 установлено, что взимая плату со своего работника за выдаваемую ему трудовую книжку в сумме, соответствующей той, за которую трудовая книжка была приобретена, Общество фактически осуществляло возмещение затрат на ее приобретение, что не является реализацией товаров, которая должна сопровождаться применением ККТ.

Аналогичная позиция в отношении расчетов по займам высказана в письмах МНС России от 5 мая 2004 г. № 33-0-11/320 «О применении контрольно-кассовой техники» и Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 апреля 2017 г. № 03-01-15/24309 «Об особенностях применения контрольно-кассовой техники».

Документы по теме: 

  • Гражданский кодекс Российской Федерации
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  • Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»
  • Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»
  • Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»
  • Постановление Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями»
  • Приказ Минфина РФ от 9 апреля 2008 г. № 39н «Об утверждении формы бланка строгой отчетности»
  • Приказ Минфина РФ от 14 января 2008 г. № 3н «Об утверждении форм бланков строгой отчетности»
  • Приказ Минфина РФ от 9 июля 2007 г. № 60н «Об утверждении формы бланка строгой отчетности»
  • Приказ Минфина РФ от 9 февраля 2007 г. № 14н «Об утверждении формы бланка строгой отчетности»
  • Приказ Минфина РФ от 17 мая 2006 г. № 80н «Об утверждении формы бланка строгой отчетности «Квитанция на получение страховой премии (взноса)»
  • Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 августа 2008 г. № 03-01-15/10-303
  • Письмо МНС РФ от 28 мая 2004 г. № 33-0-11/357@ «О применении контрольно-кассовой техники адвокатами и нотариусами»
  • Письмо МНС РФ от 26 октября 2004 г. № 33-0-13/683 «О применении контрольно-кассовой техники»
  • Письмо МНС РФ от 24 августа 2004 г. № 33-0-09/524 «О применении контрольно-кассовой техники и бланков строгой отчетности»
  • Письмо МНС РФ от 5 мая 2004 г. № 33-0-11/320 «О применении контрольно-кассовой техники»
  • Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2013 г. № 11АП-12044/13
  • Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2011 г. № 17АП-1832/2011
  • Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2006 г. № А21-10416/2005
  • Постановление администрации Калининградской области от 23 сентября 2004 года № 450 «О мерах по упорядочению применения контрольно-кассовой техники»

www.garant.ru

льготы по применению контрольно кассовой техники

Все, кто сейчас в бизнесе и занимается коммерцией, знают про онлайн-кассы или ККТ (контрольно-кассовая техника) как их ещё называют, и постепенное введение их в использование с 1 июля 2017 года.

28 ноября 2017 года по официальной информации с оффсайта ФНС стало известно об изменениях касательно сроков ввода в эксплуатацию ККТ и налоговых послаблений для некоторых ИП. Возможно с началом применения нового оборудования, из-за малых сроков использования ККТ и сопутствующих трудностей, связанных с ними, что-то пошло не так, если вопрос коснулся лишь индивидуальных предпринимателей, на таких налоговых режимах, как ЕНВД и патенте.

Разберёмся в этом более детально.

льготы по применению контрольно кассовой техники

Сами Федеральные законы № 349-ФЗ и № 337-ФЗ были подписаны президентом РФ 27 ноября и гласят следующее, что налоговый вычет в размере не более 18000 рублей могут получить предприниматели на ЕНВД и патенте в том случае, если они в свою очередь зарегистрируют онлайн кассу до 1 июля 2018 года, причём все ККТ должны быть не абы какие, а прописаны в реестре контрольно-кассовой техники.

льготы по применению контрольно кассовой техники

Главным образом изменения коснулись индивидуальных предпринимателей занимающиеся деятельность с налогообложением по ЕНВД и патенте в сфере предоставления услуг населению, которые ранее на момент вступления закона в силу об использовании ККТ, освобождались от приобретения и установки онлайн касс.

В свою очередь популярность перехода на данные налоговые режимы возрастала до момента принятия закона главой государства. И понятно по каким причинам, ведь не нужно было приобретать онлайн кассу, тратится на неё и совокупность всех остальных головняков, связанных с контролирующими органами, но теперь всё по-другому, теперь как у всех.

ККТ обязаны применять:

льготы по применению контрольно кассовой техники

Налоговый вычет, как льгота, само по себе не новая привилегия в НК РФ и строится на основе расходов, которые служат базой для расчёта суммы налогов.

Какие расходы будут учитываться при уменьшение суммы налога касающихся ККТ:

  • на покупку ККТ
  • на приобретеию фискального накопителя
  • на програмное обеспечение
  • на услуги по настройке ККТ в соответствие с требованиями
  • сопутствующие работы

Как получить налоговый вычет для ККТ? Условия

  • онлайн касса должна числиться в реестре контрольно-кассовой техники
  • для ИП по ЕНВД и на патенте регистрация кассовых аппаратов в налоговых органах должна будет проходить с 1 февраля 2017 по 1 июля 2018 гг.
  • для всех остальных предпринимателей (кроме двух налогов режима из пункта 2) регистрация продлена до 1 июля 2019 года

Порядок получения вычета

В налоговые органы заявитель должен предоставить уведомление об уменьшении суммы налога.  Подача документов возможна как в письменном, так и в электронном виде по месту учёта в налоговых органах. Далее налоговая служба в лице уполномоченного инспектора проверяет информацию, представленную в уведомлении, на достоверность. Если выяснятся какие-либо несоответствия с требованиями или другие ошибки, то ФНС отклонит заявление и налог придётся уплатить в полном размере в установленные сроки. Уведомление об уменьшение налога можно подать повторно, но уже с исправлениями.

В общем расклад такой, если ранее до подписания закона предприниматели на вменёнке и патентщики имели возможность не применять ККТ в своей коммерческой деятельности, то теперь под раздачу попадают все, только последние, которые имеют в штате наёмных работников, до середины 2018 года вправе работать без ККТ, а те у кого нет рабочей силы, могут обходиться пока без онлайн кассы до 1 июля 2019.

Выходит что 2017 год получился тестовым для проверки введения онлайн касс в работу ИП, и государство пронаблюдав ситуацию, решило взять под контроль всех предпринимателей, устроив «дешевую» акцию, с налоговым вычетом, как у сотовых операторов, типа: Успей до такого-то числа купить тариф и получи скидку. Только вот выбора особо как такового нет у ИП.

Отсрочка использования ККТ и налоговые льготы по ним на 2018 — 2019 гг.

Оцените статью

nalogtoday.ru

Во вторник, 3 июля Президент РФ подписал федеральный закон от 03.07.18 № 192-ФЗ, которые внес существенные изменения в закон № 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники. Во-первых, урегулирован вопрос, нужно ли использовать кассу, если деньги от покупателя-физлица поступили на банковский счет продавца. Во-вторых, появились новые требования, предъявляемые к чекам и БСО в различных ситуациях. И, в-третьих, значительная часть предпринимателей на патентной системе получила полное освобождение от ККТ, а остальным предоставлена отсрочка до июля 2019 года. Есть и другие немаловажные изменения. Значительная часть новшеств вступит в силу с момента официального опубликования закона (напомним, что такая публикация должна состояться в течение семи дней после подписания закона президентом РФ).

Содержание

  • Безналичные расчеты с физлицами
  • Расчеты между организациями и ИП
  • Новшества для ИП на ПСН
  • Новшества для торговых автоматов
  • Новшества для платежных агентов и страховщиков
  • Виды деятельности, не требующие применения ККТ
  • Изменения в оформлении чеков и БСО
  • Изменения для фискальных накопителей
  • Обработка фискальных данных

Онлайн-касса при безналичных расчетах с физлицами

До принятия комментируемых поправок существовала неясность относительно того, нужно ли использовать ККТ, если покупатель — физическое лицо перечислил деньги на банковский счет продавца. Дело в том, что согласно пункту 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ о применении ККТ (далее — Закон № 54-ФЗ), контрольно-кассовая техника в общем случае применяется всеми организациями и предпринимателями при осуществлении ими расчетов. Сразу скажем, что данное правило сохранилось и в новой редакции Закона № 54-ФЗ. Но вот само понятие «расчеты» претерпело серьезные изменения.

Прежде под расчетами понимался прием или выплата денег с использованием наличных и (или) электронных средств платежа. Специалисты спорили, подпадает ли под это определение безналичный перевод со счета покупателя на счет поставщика. Чиновники утверждали, что подпадает (письмо Минфина России от 28.04.17 № 03-01-15/26324, см. «Минфин: при безналичной оплате товара через банк продавец обязан применять ККТ»). Эксперты высказывали другое мнение, согласно которому расчетом является перевод денег посредством интернет-банкинга, или через системы-аналоги классического «банк-клиент». Если же клиент лично пришел в банк и принес платежное поручение, оформленное на бумаге (либо заполнил его на месте), то при такой операции электронные средства платежа не задействованы. Следовательно, данная разновидность безнала не относится к расчетам и не требует применения ККТ.

Согласно поправкам, под расчетами понимается прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке. Таким образом, отныне любая безналичная операция, наравне с наличными расчетами, обязывает продавца применить контрольно-кассовую технику.

Также появились четкие правила относительно того, когда при безналичных расчетах продавец должен оформить кассовый чек, и каким способом следует передать чек покупателю. Так, чек следует сформировать не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позже момента передачи товара (новый пункт 5.4 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ). Передать чек можно по интернету на телефон клиента или на его электронный адрес. Бумажный чек обычно выдается клиенту вместе с товаром. Но есть и еще один способ — отдать бумажный чек при первом непосредственном взаимодействии клиента с продавцом или уполномоченным им лицом (новый пункт 5.3 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ).

Добавим, что законодатели разрешили временно не формировать кассовые чеки в ситуации, когда покупатель-физлицо приходит в банк и приносит «бумажное» распоряжение на перевод денег, либо заполняет его на месте. Отсрочка действует и в случае, когда физлицо оплачивает коммунальные услуги или принимает от продавца возврат ранее сделанного аванса. При подобных обстоятельствах продавец вправе не оформлять кассовые чеки вплоть до 1 июля 2019 года. Это прямо оговорено в части 4 статьи 4 комментируемого закона.

Расчеты между организациями и ИП

И в прежней, и в новой редакции Закона № 54-ФЗ сказано, что при расчетах между двумя организациями, двумя ИП, либо между организацией и ИП нужно применять контрольно-кассовую технику в двух случаях. Первый — это прием и выдача наличных средств. Второй — это прием и выдача безналичных средств с использованием электронного средства платежа с его предъявлением (например, при помощи пластиковой карты). Что же касается всех прочих безналичных расчетов, то они под закон о ККТ не подпадают.

До конца июня 2019 года чеки, оформляемые при расчетах между компаниями и предпринимателями, будут такими же, как и при расчетах с физлицами. Но с июля 2019 года начнет действовать новый пункт 6.1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ. В нем говорится, что при расчетах между юридическими лицами и ИП необходимо выписывать чек, который должен содержать дополнительные реквизиты. Это наименование покупателя (то есть название организации или ФИО предпринимателя) и ИНН покупателя. Плюс к этому в чеке придется указывать следующие данные (при их наличии): сведения о стране происхождения товара; сумма акциза и регистрационный номер таможенной декларации.

Обратите внимание: выполнить все требования актуальной редакции Закона 54-ФЗ к реквизитам в кассовом чеке можно с помощью сервиса «Контур.Маркет». Сервис также обеспечивает передачу данных о пробитых чеках в ИНФС через ОФД. Кроме того, «Контур.Маркет» интегрирован с сервисом для ведения учета и сдачи отчетности «Контур.Бухгалтерия», что позволяет быстро и безошибочно отражать данные о продажах в налоговом и бухгалтерском учете.

Полный комплект для онлайн-ККТ: по цене кассы вы получите кассу, ОФД и товароучетную систему «Контур.Маркет»

Новшества для ИП на ПСН

Общий случай

Согласно прежней редакции Закона № 54-ФЗ, большинство предпринимателей на патенте должны были начать применять онлайн-кассы с июля этого года. Однако комментируемые поправки в общем случае освободили ИП на ПСН от этой обязанности. В новом пункте 2.1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ сказано, что предприниматели на ПСН могут не оформлять кассовый чек, если взамен они выдают покупателям документ, подтверждающий факт осуществления расчета. Для удобства станем называть его специальным документом.

Специальный документ должен содержать наименование и порядковый номер, а также некоторые реквизиты, обязательные для кассового чека: ИНН продавца, его систему налогообложения и проч. (полный список реквизитов приведен в абзацах 4-12 пункта 1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ). Не нужно указывать лишь те реквизиты чека, которые относятся к кассовому аппарату, например, регистрационный номер ККТ, фискальный признак и т.д.

Исключения

Однако не обошлось и без исключений. Согласно новой редакции Закона № 54-ФЗ, использовать ККТ все же придется тем ИП на патентной системе, кто занимается следующими видами деятельности:

  • парикмахерские и косметические услуги;
  • ремонт и техобслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий;
  • техобслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования;
  • автомобильные грузовые и пассажирские перевозки;
  • ветеринарные услуги;
  • проведение занятий по физической культуре и спорту;
  • оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов водным транспортом;
  • ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
  • занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью;
  • услуги по прокату;
  • розничная торговля и услуги общепита;
  • производство молочной продукции;
  • товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство;
  • ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования.

При этом данным ИП (кроме тех, кто занимается розницей и общепитом) предоставлена отсрочка: они могут не оформлять кассовые чеки до 1 июля 2019 года. 

Если ИП воспользовался отсрочкой, то до июля 2019 года он может выдавать покупателям товарные чеки, квитанции или другие простые документы, подтверждающие расчеты. Простой документ должен соответствовать определенным требованиям, но они отличаются от тех, что предъявляются к специальному документу. Так, в простом документе нужно указать следующие реквизиты: наименование, порядковый номер, дату выдачи, название или ФИО продавца, его ИНН, название и количество товара, сумму оплаты, а также должность, фамилию, инициалы и личную подпись выдавшего лица.

Также см. «Новые поправки в закон о ККТ: кого совсем освободят от применения онлайн-касс».

Новшества для торговых автоматов

По старым правилам кассу, которую применяли в составе торгового автомата, нужно было устанавливать внутри его корпуса. Комментируемые поправки вводят ряд исключений из этого общего правила. Так, онлайн-касса может находиться вне корпуса автомата, взимающего плату за услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа. При этом необходимо, чтобы на корпусе в доступном месте находился легко читаемый заводской номер торгового автомата. Если все условия выполнены, то ККТ, размещенная отдельно от автомата, может не выдавать чеки, а если покупатель не сообщил свой электронный адрес или номер телефона, то онлайн-касса может не направлять чеки по интернету (новые подп. 1 п. 5.1 и п. 5.2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

С февраля 2020 года разрешат устанавливать ККТ отдельно от автомата, если на его дисплее отображается QR-код, позволяющий покупателю считать и идентифицировать онлайн-чек. В случае применения таких касс можно не печатать и не направлять покупателям чеки. Правда, здесь есть дополнительное условие — автомат не должен продавать подакцизную или технически сложную продукцию и товары, подлежащие обязательной маркировке (новый подп. 2 п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

Также есть нововведения для автоматов, расчеты в которых совершаются исключительно монетами. Если эти автоматы не питаются от электрической энергии, в том числе от аккумуляторов и батарей, то устанавливать в них контрольно-кассовую технику больше не нужно (новый п. 1.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Новшества для платежных агентов и страховщиков

В статье 1.2 Закона № 54-ФЗ появился новый пункт 5.5, посвященный платежным агентам и субагентам, которые производят расчеты посредством автоматических устройств. Новая норма обязывает их выдавать кассовые чеки на бумажном носителе, либо направлять их в электронной форме. Есть и альтернативный вариант: переслать клиенту сведения, идентифицирующие онлайн-чек. К ним относятся: регистрационный номер кассы, сумма, дата и время расчета и проч. При помощи этих сведений клиент сможет найти и бесплатно получить свой чек на информационном интернет-ресурсе, который указал продавец.

Предусмотрены поправки и для страховщиков. Новый пункт 11 статьи 2 Закона № 54-ФЗ адресован страховщикам, которые рассчитываются со страхователями через агентов, не являющихся организациями или ИП. В такой ситуации страховщик обязан оформить чек или бланк строгой отчетности в электронной форме и направить его страхователю.

Полный комплект для онлайн-ККТ «три по цене одного»: по цене кассы вы получите кассу, ОФД и товароучетную систему

Виды деятельности, не требующие применения ККТ

Законодатели скорректировали перечень видов деятельности, позволяющих не применять контрольно-кассовую технику. Вот основные изменения:

  • уточнено, что освобождение от ККТ распространяется только на газеты и журналы, напечатанные на бумажном носителе;
  • добавлено условие, что не подпадает под освобождение от ККТ разносная торговля товарами, подлежащими обязательной маркировке средствами идентификации;
  • освобождение от ККТ распространено на разносную торговлю на борту воздушных судов (ранее действовало только для поездов, ручных тележек, велосипедов, корзин и лотков);
  • от применения ККТ освободили продажу в розлив молока и питьевой воды (ранее освобождалась продажа мороженого и безалкогольных напитков);
  • от применения ККТ освобождены платные услуги, оказываемые государственными и муниципальными библиотеками;
  • от применения ККТ освобождено предоставление платных парковочных мест на дорогах общего пользования и на региональных, муниципальных и земельных участках;
  • с 1 июля 2019 года отменяется освобождение, действовавшее для продажи проездных билетов в салоне общественного транспорта.

Что изменилось в оформлении чеков и БСО

В комментируемом законе содержатся поправки, касающиеся обязательных реквизитов кассового чека и бланка строгой отчетности. Во-первых, появилось уточнение, что цена за единицу должна быть указана в валюте РФ. Во-вторых, поменялась формулировка формы расчета: прежде было «наличными» и (или) «электронными», теперь стало «наличными» и (или) «в безналичном порядке». В-третьих, QR-код стал обязательным реквизитом кассового чека и БСО (п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ в новой редакции).

Кроме того, с июля 2019 года начнут действовать особые правила для чеков и БСО, которые выдаются при выплате выигрышей в лотерее и азартных играх, а также при получении страховой премии и при страховой выплате. В таких чеках и БСО, помимо обычных реквизитов, нужно будет указывать наименование, либо ФИО клиента или страхователя, и его ИНН (для физического лица — серию и номер паспорта). Это предусмотрено новым пунктом 6.2 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ.

Изменения для фискальных накопителей

Еще недавно на рынке были представлены фискальные накопители только двух видов: со сроком действия 36 месяцев и сроком действия 13 месяцев. Сейчас к ним добавились накопители со сроком действия 15 месяцев. Не исключено, что в будущем появятся накопители, рассчитанные на иной срок.

Законодатели учли эти изменения. Прежде в пункте 6 статьи 4.1 Закона № 54-ФЗ говорилось, что в общем случае пользователи на спецрежимах обязаны применять фискальные накопители со сроком действия не менее 36 месяцев. И лишь для некоторых пользователей (в частности, для совмещающих спецрежим и ОСНО) допускалось применение накопителя со сроком действия не менее 13 месяцев. После принятия комментируемых поправок, этим же пользователям разрешено применять фискальные накопители сроком действия менее 36, но не менее 13 месяцев. Мы видим, что в данный промежуток попадают накопители со сроком 15 месяцев.

Обработка фискальных данных

Раньше оператор фискальных данных (ОФД) мог обрабатывать фискальные данные в статистических или иных исследовательских целях. Но для этого ему следовало в обязательном порядке эти данные обезличить.

Благодаря поправкам, внесенным в пункт 9 статьи 4.1 Закона № 54-ФЗ, полномочия ОФД расширились. Отныне по поручению и в интересах клиента он вправе обрабатывать фискальные данные, не обезличивая их. Единственное, что по-прежнему нужно обезличивать — это персональные данные покупателей и клиентов.

Прочие поправки, внесенные в Закон № 54-ФЗ

Появилось новое основание для формирования отчета об изменении параметров регистрации — указание неверных сведений при формировании отчета о регистрации

п. 3 ст. 4.2 в новой редакции

Увеличен срок, в течение которого инспекция должна выдать или направить карточку регистрации ККТ: было 5 рабочих дней, стало 10 рабочих дней

п. 7 ст. 4.2 в новой редакции

Инспекциям разрешено снимать ККТ с учета без заявления пользователя в случае исключения его из ЕГРЮЛ или ЕГРИП

новый п. 18 ст. 4.2

Разрешено не передавать в ИФНС сведения из отчета о закрытии фискального накопителя, если ККТ была похищена или сломана, из-за чего фискальные данные считать невозможно. Сломанный накопитель следует сдать изготовителю для экспертизы, а также написать заявление о перерегистрации ККТ

п. 8 ст. 4.2 в новой редакции; новый п. 8.1 ст. 4.2

Уточнено, что кассовый чек коррекции и БСО коррекции оформляется, если ранее пользователь вообще не использовал ККТ, либо использовал с нарушениями

п. 4 ст. 4.3 в новой редакции

Установлено, что при перерегистрации ККТ в связи с заменой фискального накопителя передача в ИФНС считанных фискальных данных осуществляется строго в электронной форме (ранее допускалось и на бумаге)

п. 14 ст. 4.2 в новой редакции

Инспекциям разрешено снимать ККТ с учета без заявления пользователя в случае, когда третьи лица проинформировали ИФНС о несоответствии кассы требованиям закона

п. 15 ст. 4.2 в новой редакции

Установлено, когда нужно формировать отчет о закрытии фискального накопителя: строго после передачи с инспекцию через ОФД всех фискальных документов, сформированных данным накопителем и получения подтверждения

новый п. 5.1 ст. 4.3

Увеличен срок, в течение которого пользователь должен сдать в ИФНС фискальные данные с накопителя, срок годности которого истек: был месяц, стало 60 календарных дней

п. 16 ст. 4.2 в новой редакции

www.buhonline.ru

В 2017 году в перечне расходов большинства предпринимателей появилась дополнительная статья издержек – затраты на покупку онлайн-касс. Отличительная особенность ККМ – наличие фискального накопителя, который через интернет передает данные о продажах непосредственно в ФНС. По факту покупки и запуска в эксплуатацию современных касс предусмотрен налоговый вычет. Об особенностях его получения, размерах и сроках описано ниже (Читайте также статью ⇒ Переход на онлайн-кассы для ИП в 2018 году).

Обоснованность предоставления налогового вычета

Понятие онлайн-кассы появилось в законодательстве (Закон о ККТ № 54-ФЗ) в 2003 г. для обозначения техники более современной, относящейся к новому поколению.

Современная ККТ отличается от предшественников:

  1. Наличием фискального накопителя (ФН) – специального модуля памяти, обладающего значительным количеством функций.
  2. Оснащенностью оборудованием, которое обеспечивает оперативную передачу налоговикам фискальной информации через ОФД. Происходит это в режиме реального времени. ККМ фиксирует каждую операцию, осуществленную между клиентом и продавцом.

Применение ККТ – обязанность всех ритейлеров, выполняющих работу с наличностью. Существуют определенные исключения, но для большинства бизнесменов крайним сроком перехода на новейшие кассовые аппараты является июль 2018 г.

Для выполнения требований законодательства коммерсантам не обойтись без дополнительных расходов на:

  • покупку ККМ нового образца или модернизацию ранее установленной кассы;
  • оплату интернета и услуг ОФД;
  • запуск кассы и наладку ее работы.

Для многих бизнесменов расход дополнительных десятков тысяч рублей – ощутимый удар по бюджету. Поэтому введение налогового вычета (НВ) – решение актуальное и справедливое. Льгота позволит:

  • хотя бы частично компенсировать немалые издержки;
  • уменьшить расходы малых и средних предприятий из-за покупки ККТ;
  • обеспечит сохранение предсказуемости размера налоговой нагрузки для тех предпринимателей, которые используют специальные режимы уплаты в бюджет части своего дохода (прибыли).

Условия получения налогового вычета на онлайн-кассы

Для того, чтобы без проблем добиться получения НВ, необходимо обеспечить выполнение таких требований:

Условия Расшифровка
1.      Документальные Все затраты на покупку ККМ подтверждены правильно составленными документами (счетами, чеками)
2.      Технологические Модель обеспечивает бесперебойную передачу сведений через ОФД в налоговую
3.      Контрольные ККМ полностью соответствует требованиям действующего законодательства:

—        модель и марка содержится в официальном перечне ФНС касательно кассовой техники. Реестр общедоступен и просмотреть его можно в любое время на сайте службы;

—        ККМ работает в режиме, позволяющем немедленно отправлять в налоговую кассовые чеки, БСО через ОФД

4.      Временные Онлайн-кассу следует зарегистрировать в 2018 г. Если она подключена добровольно ранее этого периода, то право на НВ теряется.

Размер НВ и сроки возврата

Сумма НВ на одну единицу современной кассовой техники составляет 18 000,00 руб.

Когда в отчетном отрезке времени ритейлер уплатил налогов на меньшую сумму, чем размер НВ, то остаток переносится на следующий налоговый период.

Предполагается использование коэффициентов-дефляторов для определения размера единого налога при «вмененке», но только касательно нескольких видов деятельности. Размер коэффициентов:

2018 г. -1,9820;

2019 -2,0630.

Они рассчитываются на основе прогнозов и перспектив роста экономики до 2019 г.

Пример. ИП на «вмененке» ежеквартально уплачивает в бюджет по 20 тыс. руб.. Всего за год это составляет:

20 000 · 4 кв. = 80 тыс. руб.

Бизнесмен запустил в работу две кассы, стоимость которых:

15000 · 2 = 30 тыс. руб.

Возможная сумма вычета:

18 000 · 2 = 36 тыс. руб.

Размер НВ, на который может рассчитывать коммерсант, полностью перекрывает затраты ИП на приобретение онлайн-касс.

Как ИП заплатит налог:

Квартал Налог, тыс. руб.
I 0,00
II 10,00
III 20,00
IV 20,00

За первые два квартала НВ полностью погашает затраты на приобретение онлайн-касс (Читайте также статью ⇒ Налоговый вычет за отдых в 2018 году).

Не исключено, что расчет должен быть оформлен по-другому, а именно, исходя из того, что единовременно налог можно уменьшить лишь на 50%. Тогда оплата налога поквартально составляет:

Квартал Налог, тыс. руб.
I 10,00
II 10,00
III 10,00
IV 20,00

Важно! Размер налога может уменьшиться максимум на 18 тыс. руб. за установку одной ККТ, которая используется ритейлерами на каждом месте расчетов наличными.

Кто вправе рассчитывать на НВ

Возможность получения льготы касается только ИП:

  • которые используют специальные налоговые режимы, а именно ЕНВД, ПСН;
  • их деятельность не нуждалась ранее в обязательном применении кассовых аппаратов;
  • переходящих на эксплуатацию ККМ современного образца.

В случае применения ЕНВД предприятием-юрлицом, право на НВ отсутствует.

Когда величина налога, которую должен оплатить ИП, окажется меньше за 18 тыс. руб., оставшаяся сумма для коммерсантов на:

  • ЕНВД – переносится на другие кварталы 2018 г.;
  • ПСН – используется на уменьшение налоговых выплат по иным патентам, где применяется ККМ. Это возможно, если бизнесмен в 2018 г. получил несколько патентов.

Важно! Если ИП пользуется совмещенным налогообложением, то есть, задействует вмененку+патент, получение НВ осуществимо лишь в одной системе.

Как заполучить налоговый вычет

Чтобы получить НВ, ритейлеру понадобится минимум два документа:

  1. Заполненная декларация по итогам работы в одном из кварталов 2018 г. или за весь период. Ее бланк соответствует тому, который оформлялся и ранее.
  2. Заявление в ФНС. Форму заявки специалисты налоговой службы должны разработать в скором будущем.

Кроме того, понадобится предъявить копии документов, подтверждающих право на вычет и обосновывающих размер уплаченных за ККТ средств.

Оригиналы и копии следует представить в налоговую не позже 20 числа того месяца, который начался после отчетного периода.

Заявление можно представить лично или отправить почтой. В последнем случае следует сохранить квитанцию и опись посланных документов. При подаче заявления непосредственно специалистам налоговой, необходимо подготовить два экземпляра. Один из них, с проставленной отметкой инспектора, остается в ИП.

Важно! Начисление налогового вычета начнется с налогового периода, в котором будет подан утвержденный пакет документов.

Особенности перечисления компенсации за покупку ККМ

Своеобразие налогового вычета можно описать так:

Особенности получения НВ Пояснение
Начало использования Отчетный период, когда представлено заявление на НВ
Адрес подачи заявления Местная налоговая, в которой бизнесмен – пользователь ККМ, «приписан» как налогоплательщик
Содержание и форма заявления на получение НВ Разрабатывается и утверждается ФНС
Применение вычета Уменьшается сумма налога, перечисленного в казну (вмененного или по патенту)

Размер НВ определяется за простой формулой:

НВ = Ст * К,

где: Ст – стоимость одной ККТ;

К – количество закупленных онлайн-касс. Оно должно соответствовать единицам, применяемым на каждом месте проведения расчета с покупателями.

В том случае, когда цена приобретенных ККМ отличается между собой, общую стоимость определяют обычным суммированием.

Важно! Стоимость одной кассы онлайн в формуле не может превышать максимального размера (18 тыс. руб.). Если ее цена выше, то разница не подлежит компенсации.

Алгоритм получения вычета по налогам

Когда закончится год 2018, будет проведена проверка: размер НВ сравнивается с величиной налога за весь год. Возможны такие ситуации и их урегулирование:

Соотношение НВ и Налога Что делать
Размер налогового вычета меньше, или равняется величине прибыли:

НВ ≤ Н

Бизнесмен-налогоплательщик полностью использовал свое право на компенсацию
Прибыль меньше в сумме, чем НВ:

НВ ≥Н

Остаток НВ не аннулируется. Он переносится на грядущие налоговые периоды (для ЕНВД) или же снижает налог по иному патенту, если тот есть в наличии у ИП и оформлен в 2018 г. (касательно ПСН)

На получение НВ можно рассчитывать не ранее, чем в 2019 г (Читайте также статью: → «Налоговый вычет на семью в 2018 году»).

Причины отказа в налоговом вычете

Рассчитывать на получение компенсации за покупку современной кассовой техники могут не все ритейлеры. Отказ получат те, кто:

  • использует иные системы обложения налогами – УСН, ОСНО.
  • применяет ЕНВД, ПСН, но является предприятием-юрлицом;
  • установили ККМ раньше, чем в 2018 году;
  • марка ККТ отсутствует в официальном реестре.

Скорее всего, компенсацию не получат ритейлеры пива и более крепких алкогольных напитков. Причина состоит в том, что ККМ они обязаны применять уже с 31 марта текущего 2017 года.

Это те причины, которые находятся на поверхности. Какие существуют подводные камни, покажет время.

На данный момент времени компенсация расходов на покупку новых ККМ или усовершенствование уже действующих не предусмотрена. Однако подобные суммы учитываются в расходах предприятия на ОСНО. Они входят в состав материальных или прочих расходов, непосредственно связанных с продажей товаров.

Никуда не денутся эти издержки и у упрощенцев с объектом налогообложения «доходы минус расходы». После того, как средства на приобретение ККМ перечислены продавцу, их сумма учитывается в расходах материальных или на обслуживание ККМ. Размер налогооблагаемой базы уменьшается.

Рейтинг 5 популярных вопросов

Вопрос 1. Предприятие ИП на ПСН приобрело и зарегистрировало кассу онлайн в 2017 г. Может ли оно рассчитывать на НВ?

Ответ. Правом на получение НВ располагают только те ИП, которые зарегистрировали свою ККМ в 2018 году. Поэтому ответ: нет.

Вопрос 2. НВ реален при модернизации старой кассы, купленной «с рук» ККМ?

Ответ. Рассчитывать на компенсацию смогут только те ИП, которые приобрели новую ККМ из официального перечня марок, реестр которых размещается на сайте ФНС. Что касается улучшенных старых касс, информация пока отсутствует.

Вопрос 3. Имеет ли возможность получить вычет ИП, работающий в местности, которая удалена значительно от сетей связи. ККМ соответствует всем требованиям, а действующее законодательство не вынуждает ритейлера работать с ОФД.

Ответ. Если приобретенная ККМ в состоянии поддерживать режим отправки сведений через ОФД, однако на практике он не действует ввиду удаленности предприятия от интернетовских кабелей, правом на получения налогового вычета ИП располагает.

Вопрос 4. Когда именно ИП сможет рассчитывать на получение НВ?

Ответ. Компенсация проводится после окончания 2018 г., то есть, в 2019 г.

Вопрос 5. Какой конечный срок установлен для запуска в эксплуатацию ККМ?

Ответ. Для предпринимателей, работающих на специальных системах налогообложения, конечным сроком задействования в работе ККМ является 1 июля 2018 г.

Значительная часть предпринимателей, переходящих на эксплуатацию онлайн-касс, не может рассчитывать на компенсационные выплаты. Его получение имеет ограниченный характер, и касается только ИП на ПСН и ЕНВД. Для них возможность уменьшить финансовую нагрузку является привлекательной и целесообразной. Важно только не спешить с регистрацией ККМ до 2018 года. Перспектива сэкономить некоторую сумму на кассовом оборудовании вполне реальная.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

Вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓

Консультация бесплатная Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик
Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик

online-buhuchet.ru

2 года ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *