Льготы по плате за негативное воздействие на окружающую среду

При нарушении указанными организациями установленных нормативных показателей негативного воздействия на окружающую среду налог уплачивается в порядке, применяемом при сверхлимитном или безлицензионном вредном воздействии.
2. Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации по согласованию со специально уполномоченными территориальными органами исполнительной власти Российской Федерации в области охраны окружающей среды вправе устанавливать льготы по плате за негативные воздействия на окружающую среду для отдельных категорий плательщиков в пределах сумм платежей, поступающих в соответствующий бюджет субъекта Российской Федерации.

Следующая статья »
К тексту закона »

www.lawmix.ru
Плата за негативное воздействие на окружающую среду — это компенсация со стороны компаний за вред, нанесенный природе, вследствие производственной деятельности. В этом материале рассмотрим, кто, сколько и когда должен платить за негативное воздействие на природу в 2018 году (учтем, что правила могут существенно поменяться в 2019-м).

Одним из основных документов, регламентирующих сборы за загрязнение окружающей среды, является Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ. Статьи 16–16.5 посвящены непосредственно вопросам взимания сбора.

Кто и за что должен платить

Согласно существующему законодательству, платить необходимо за следующие виды загрязнений:

  • выбросы загрязнителей в воздух стационарными объектами;
  • выбросы загрязнителей в водоемы;
  • хранение и захоронение отходов производства и потребления.

Плательщиками сбора являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории России, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ деятельность, влекущую загрязнение среды.

Когда и сколько платить

Плата за негативное воздействие на природу осуществляется в 4 этапа: три ежеквартальных платежа и один годовой. Однако компании, относящиеся к малому и среднему бизнесу, имеют право делать один годовой платеж. Авансовые квартальные отчисления необходимо осуществлять до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Годовой платеж, как для крупных компаний, так и для малых, необходимо осуществить до 1 марта года, следующего за отчетным.

Размер квартального отчисления представляет собой четверть от суммы платежа за предыдущий год. Если компания в предыдущем году не осуществляла деятельность или еще не существовала, то авансовые платежи она может не делать. Следовательно, молодые компании в первый год своего существования должны сделать только годовой платеж. Например, график уплаты взносов для крупной компании будет следующим:

  • 20 апреля;
  • 20 июля;
  • 19 октября.

Стоит отдельно сказать, что в течение 6 месяцев с начала эксплуатации загрязняющего объекта организация должна встать на учет в Росприроднадзоре. Для этого необходимо подать заявку. В противном случае компании грозит штраф, согласно статье 8.46 КоАП.

Сумма платежа рассчитывается путем умножения количества выбросов на тариф. Тариф определяется в зависимости от типа химического вещества. Ставки также варьируются с учетом того, что выступает в качестве объекта загрязнения. Для расчетов необходимо применять следующие нормативные документы:

  • Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913;
  • Постановление Правительства РФ от 03.04.2017 № 255 (пункты 17–21 Правил);
  • статья 16.3 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ;
  • пункт 8 статьи 11 Закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ.

Это далеко не полный перечень документов, которыми необходимо руководствоваться, ведь существуют еще нормативные акты в зависимости от вида деятельности предприятий и т. д.

Порядок внесения платы

Администрированием взносов за загрязнение природы занимается Росприроднадзор. Реквизиты для уплаты необходимо узнавать в территориальном отделении ведомства. Если источники загрязнения находятся в нескольких субъектах, перечислять средства нужно в бюджет каждого из них. Стоит помнить, что различаются не только реквизиты территориальных органов, но и КБК в зависимости от типа загрязнения. Ознакомиться с ними можно в Приложении 1.1 к Приказу Минфина России от 01.07.2013 № 65н.

Будьте внимательны: начиная с 2019 года плата за НВОС может быть заменена экологическим сбором — такая инициатива обсуждается.

Отчетность

После перечисления годового платежа до 10 марта года, следующего за отчетным, необходимо подать отчетность по форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3. В состав бланка входит достаточно большое количество страниц, но заполнять необходимо только те, по которым должно отчитаться предприятие. Подавать отчет можно как в бумажном, так и в электронном виде. Если сумма платежа за отчетный период не превышает 25 000 рублей, можно воспользоваться бумажным форматом, но также необходимо будет представить документ на электронном носителе.

Ответственность

Уклонение от внесения платы наказывается штрафом в соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ:

  • для должностных лиц — от 3000 до 6000 р.;
  • для компании — от 50 000 до 100 000 р.

За непредставление или несвоевременную подачу отчета также предусмотрен штраф (статья 8.5 КоАП РФ):

  • для должностных лиц — от 3000 до 6000 р.;
  • для компании — от 20 000 до 800 000 р.

Образец отчета по НВОС

Бланк отчета по НВОС

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

ppt.ru

Новикова С. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Комментарий к Письму Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591: об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Как сказано в ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

  • размещение отходов.

По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории.

В силу п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную или иную деятельность исключительно на объектах IV категории. К данной категории объектов законодателем отнесены офисы (офисные здания).

При этом Критерии отнесения объектов к соответствующей категории утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, факт которого удостоверяется выдачей организации (или ИП) соответствующего свидетельства. Присвоенная однажды объекту категория может быть изменена при актуализации информации об объекте.

Таким образом, законодательством в настоящее время не предусматривается взимание платы за установленные в ст. 16 Закона № 7-ФЗ виды негативного воздействия на окружающую среду с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории. Напомним, данное освобождение действует с 1 января 2016 года (ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ). К указанным объектам согласно п. 6 ч. IV Критериев относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям:

– наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 т в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
– отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

По мнению чиновников Росприроднадзора, характерными примерами указанных объектов являются офисные помещения, школы, детские сады и т. д. (см. Письмо от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054). Напомним, контроль правильности исчисления и своевременности внесения платежей за негативное воздействие на природу (включая экологический сбор) осуществляет именно Росприроднадзор (п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780). Названное ведомство наделено также правом давать разъяснения по вопросам исчисления и уплаты таких платежей, что и делает довольно регулярно.

В связи с этим предлагаем обратить внимание на разъяснения, данные Росприроднадзором в Письме от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591, по поводу реализации правил об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду. Сразу оговоримся, даны они не в пользу плательщиков экологических платежей и являют собой пример сомнительной логики официальных органов.

Дословно авторы комментируемого письма указали на следующее: в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.

Сказанное ими, очевидно, надо понимать так. Если у хозяйствующего субъекта имеется несколько объектов, относящихся к IV категории, то плату за негативное воздействие на окружающую среду вносить не нужно, поскольку эти объекты наносят окружающей среде минимальный вред. Однако при появлении у субъекта хотя бы одного более вредного объекта (отнесенного к I, II или III категории) сразу все объекты без исключения (в том числе относящиеся к IV категории) становятся источниками, приносящими окружающей среде невосполнимый вред. А значит, их владелец, по мнению чиновников Росприроднадзора, должен вносить плату, компенсирующую подобное негативное воздействие на окружающую среду, по всем этим объектам.

Между тем вышеупомянутые законодательные нормы подобного условия не содержат. Освобождение, которое предусмотрено в п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, является безусловным. Поэтому вывод, сделанный чиновниками Росприроднадзора в комментируемом письме, явно противоречит букве закона. На наш взгляд, при наличии у хозяйствующего субъекта нескольких объектов загрязнения, один из которых относится к категории «офисные здания», вносить плату он должен за все, кроме последнего. Однако такой подход к решению данного вопроса может привести к спорам с чиновниками территориального отделения Росприроднадзора, которые обязаны учитывать позицию центрального ведомства. Не зря же в конце комментируемого письма содержится указание на то, что разъяснения территориальных органов, содержащие иную правовую позицию, подлежат удалению с официальных сайтов территориальных органов в сети Интернет.

И еще. Как упоминалось ранее, присвоение какому-либо объекту той или иной категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ).

В связи с этим возникает вопрос: нужно ли ставить на государственный учет офис (офисное здание), наносящий минимальный вред окружающей среде, для правомерного применения фискальной преференции?

В Письме Росприроднадзора от 14.10.2016 № ОД-06-01-35/21270 даны такие разъяснения: освобождение юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду возможно лишь после присвоения объекту соответствующей категории. Иначе говоря, реализовать право на освобождение от уплаты экологических платежей организация (или ИП) может, только если в свидетельстве о постановке объекта на государственной учет указана принадлежность этого объекта к IV категории.

В Письме № АС-06-02-36/3591 чиновники Росприроднадзора снова затронули данный вопрос. Они подчеркнули, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, которые не относятся к объектам I, II, III и IV категорий. Поэтому, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в Критериях (п. 6 Критериев), такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (не включается в государственный реестр объектов, заявка о постановке на учет не подается).

С учетом сказанного получается, что офисные здания, которые в силу п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ относятся к объектам IV категории (то есть наносящим минимальный вред окружающей среде), все-таки нужно ставить на государственный учет. С этим сложно поспорить. Действительно, только при наличии у владельца офиса (офисного здания) свидетельства о постановке на государственный учет он сможет реализовать свое право на применение освобождения от уплаты экологических платежей. Иного альтернативного способа доказать (помимо получения обозначенного свидетельства), что объект относится к IV категории, действующим законодательством не предусмотрено.

Между тем несколькими месяцами ранее (а точнее, 1 декабря 2016 года) Росприроднадзор на своем сайте опубликовал информацию, из которой следовало, что большинство офисов не нужно ставить на государственный учет, так как они оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду. В обоснование этой позиции ведомство привело такие доводы. Собственно образование и накопление отходов на объекте не являются критериями его отнесения к какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду. А в заявке о постановке объекта на государственный учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на данном объекте. Поэтому если организация(например, офис, школа или детский сад) образует отходы, но не осуществляет деятельность по их размещению самостоятельно и не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, то у такой организации объект негативного воздействия на окружающую природу не определяется. Иными словами, по мнению чиновников, большая часть офисных зданий вообще не относятся к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. Следовательно, владельцы этих офисов не должны ставить их на государственный учет.

Однако привлекательность изложенной позиции нивелируется ее спорностью. Ведь из нормы, установленной п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, явственно следует, что получить освобождение от экологических платежей субъекты смогут лишь при осуществлении деятельности на объектах IV категории. А факт присвоения объекту этой категории подтверждается только свидетельством о постановке на государственный учет и ничем иным.

www.audit-it.ru
льготы по плате за негативное воздействие на окружающую среду«Пособие по вопросам исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду». Санкт-Петербург, «Общедоступная серия» Библиотеки «Интеграла», 2017

Стоимость: 300 руб. без учета доставки в печатном виде и 200 руб. на kiosker.ru

Пособие по вопросам исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду ориентировано на экологов предприятий и разработчиков природоохранной документации. В нем с примерами рассмотрены вопросы исчисления и внесения платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, а также платы за размещение отходов по состоянию на 1 мая 2017 года. В связи с тем что для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду все шире используются специализированные программные продукты, данное Пособие может быть использовано для их освоения.

Автор попытался собрать в Пособии самый разнообразный материал, необходимый для исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Так, в Приложениях 1 и 2 приведены не только ставки платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и ставки платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты на 2016-2018 годы, но и ПДК, ОБУВ, ОДУ, класс опасности этих веществ.

В Пособии рассмотрен порядок возврата (зачета) излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду (авансовых платежей). Обсуждаются особенности учета платы за негативное воздействие на окружающую среду при определении налоговый базы по налогу на прибыль, что, в первую очередь, интересно бухгалтерам.

193 страницы, формат A5, мягкая обложка. Цена без учета доставки.

forum.integral.ru

10 месяцев ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *